Что такое основа слова 3 класс русский язык
Что такое основа слова в русском языке?
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
Таблица
Примеры
Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Основа слова.
Тема. Что такое основа слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое основа, находить основу в слове, приводить примеры слов с разными основами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим схему. Составим рассказ на основе заданной схемы. Определим, что для нас будет новым, неизвестным?
Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончания.
Основа обозначается так:
Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей состоит.
Посмотри, как даны в нем слова.
Обратим внимание, что словарь показывает, от какого слова образованы слова, что является основой слова (часть слова без окончания, в основу входит приставка, корень, суффикс).
Укажите определение основы слова.
Укажите, как найти основу в слове.
Найти корень, выделить основу.
Установите соответствия. Определите части слова в слове поездка.
Разработка урока по русскому языку в 3 классе «Что такое основа слова?»
Тема: Что такое основа слова?
Цели: образовательная : познакомить с понятием «основа слова»; способствовать открытию способа нахождения основы.
Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.
учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;
речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.
Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)
− сохранять и принимать учебную задачу;
– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;
– проявлять самостоятельность и инициативу;
-способность контролировать свои действия.
– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.
– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
– стремиться к более точному выражению собственного мнения;
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка.
– Проверьте порядок на вашем «рабочем месте». Почему это важно? Выскажите свои мысли
-Верно ребята, не зря народная мудрость гласит:
Порядок бережет время.
И мы с вами постараемся беречь наше время, соблюдая порядок в классе и на уроке.
II . Проверка домашнего задания
( Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
— Какое значение придают эти суффиксы словам?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Что такое приставка? Для чего она служит?
Индивидуальная работа у доски.
– записать ряд однокоренных слов:
— Что такое приставка? Суффикс?
3 . Проверка индивидуальной работы.
— Как найти корень в слове?
— Какие слова называются однокоренными?
IV . Самоопределение к деятельности
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
— Какое слово лишнее? (Предлог.)
— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)
Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите
Все ли в ней верно?
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите.
Что произошло со схемой.
Дайте определения частей слова.
— Рассмотрите таблицу, которая на доске. Со всеми ли частями слова мы познакомились?
— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.
— Сформулируйте тему урока.
-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:
-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.
Работа по учебнику с.95 сведения о языке.
— Как найти основу в слове?
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?
— Что нового вы узнали из текста?
— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)
— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)
— Назовите все значимые части слов.
(П редлогаю двум учащимся выполнить это задание на доске.)
Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.
Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.
VII . Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.
— О чём может рассказать словообразовательный словарь?
Упр. 180 (с. 96). ( Групповая работа.)
Упр. 182 (с. 96). ( коллективная работа)
— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.
Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.
Игра « Зажги свет в домике»
1.Основа слова может быть равна корню.
2. В основу слова может входить окончание
3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.
4.В основу слова никогда не входит окончание.
5. Основа-это часть слова без приставки.
6.Основа-это часть слова без корня.
7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.
8. Часть слова без окончания является основой слова.
Оцените свою работу.
-У кого в домике горит свет, так же как меня? Молодцы!
-У кого горит свет не в тех окошках?
-Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать?
IX . Подведение итогов урока
— Что такое основа слова?
— Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кругов, которые лежат у вас на парте.
Домашнее задание : Упр. 181 (с. 96).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-351469
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое основа слова в русском языке?
Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.
Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | Мужественный, мужественность |
Приставка | Правнук, замуж |
Сочетание приставок и суффиксов | Возмужалый, по-мужски |
Приставка, суффикс и постфикс | Задохнуться |
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:ОпределениеОснова слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правдивый, правдивость |
Приставка | подтекст, побелить |
Сочетание приставок и суффиксов | отпечаток, по-летнему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | выровняться |
Примеры
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
ВыводПонаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
Урок русского языка в 3 классе. Основа слова. УМК Школа России
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Основа слова. Разбор слова по составу.
Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.
— формировать умение выделять основу слова;
— формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
— формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
— развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;
— формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
— развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
1. Организационный момент ( психологический настрой)
— Почему звенит звонок?
— Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь!
— Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Ответить хотите – не шумите,
А только руку поднимите.
2. Актуализация знаний
— Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении?
Слово делится на части,
Ах какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
На конце любого слова
Что – то долго ищет Вова
С другим словом держит связь
Все же он его найдет
Даже в рамочку возьмет
Перед главной частью слова
Строго пишется она
И при помощи той части образуются слова.
После главной части слова
Обозначен уголком он
Другое слово можно получить.
— Так о чем же идет речь в стихотворении? (о частях слова: корень, приставка, окончание, суффикс)
— Молодцы, я рада, что вы усвоили материал прошлых уроков.
— Прочитайте фразу, написанную на доске:
Грызть гранит науки.
— Как вы понимаете смысл этой фразы?
— Вперед! Грызть гранит науки!
3. Постановка учебной задачи и цели урока.
— Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
— Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
— Откройте тетради, запишите
Двадцать первое ноября.
( Буквосочетания :ос ( в ), ва ( н ), но ( с ))
— Посмотрите на буквосочетания.
— Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
— Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слово).
Объявление темы и цели урока
— Посмотрите какое же слово получилось? (Основа)
— Кто может объяснить значение слова основа?
— Где мы можем найти информацию о значении слова?
— Мы не нашли ответ в толковом словаре нашего учебника, что можно еще сделать?
— Правильно, информацию можно найти в интернете.
Что для этого нужно сделать?
— Правильно, введите в поисковую строку «значение слова основа» и нажмите «поиск»
— Прочитайте как дается толкование в словаре Ожегова.
Значение слова Основа по Ожегову:
Основа. Продольные нити ткани, переплетающиеся с утком Spec
Основа. Вся часть слова до окончания.
Основа. Источник, главное, на чем строится что-нибудь, является сущность чего-нибудь.
Основа. Исходные, главные положения чего-нибудь.
Основа. Опорная часть предмета; остов.
— Как вы думаете, какое значение подходит к нашему уроку?
— Если мы говорим: основа слова, что первое приходит на ум?
— Вторая часть темы? (Разбор слова по составу)
— Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
4. Работа по теме урока
Зеленые карточки (работа в парах)
— Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основа, основание, основой.
Попробуйте разделить эти слова на две группы.
Проверка одной работы через документ-камеру.
— Как делили на группы?
— Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? ( слова разные имеют схожесть значений)
Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.
— Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
— Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
— Выделите окончания в словах.
— В словах какой группы это легче сделать? Почему?
— Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.
— Что можете сказать об основах однокоренных слов?
— Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
Вывод повторяем несколько раз.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
— Откройте учебник на с. 95, прочитайте правило что такое основа слова.
— Как же выделить основу слова?
— Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
Определяю окончание, для этого изменяю форму слова
Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова
— Переверните страницу, упражнение 180.
Коллективная проверка работы (работа одного ученика выводится через документ-камеру на экран).
— Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146)
— Упражнение 181 с. 96
(Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова)
— Подведём итог нашей работы на уроке.
На интерактивной доске
— Пользуясь алгоритмом давайте схематично составим схему разбора слова
— Над какой темой работали?
— На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?
— Что заключено в основе слова?
— Что узнали о месте основы в слове?
— Где можете использовать полученные знания?
— Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:
Опора, фундамент у слова – основа.
В ней смысл заключён и понятно нам слово.
Приставка и суффикс к ней в гости приходят,
А корень живёт, никуда не уходит.
6. Домашнее задание.
-Ребята, я хочу предложить вам на выбор два задания для домашней работы
1. Придумать и записать 7-10 слов, где присутствуют все части слова, разобрать слова по составу.
2. Упражнение 183 (с. 97).
— Составьте слово по подсказкам.
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей
2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.
3. В приставке две буквы «е».
4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-747667
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.