Что такое основы правовых знаний
Учебный курс » Основы правовых знаний»
Программа составлена на основе авторской программы курса «Основы правовых знаний» для 7-11 классов/ В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». – М.: Вита-Пресс, 2001г., Основной Образовательной Программы ООО МБОУ «СОШ №1»
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений. Данный курс дает выпускнику основной средней школы тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
Курс является не средством подготовки юристов-профессионалов, а инструментом правового образования граждан. Тем не менее, в результате его изучения последние должны уяснить место и роль права в регулировании хозяйственной и иной деятельности в условиях рыночной экономики, научиться защищать свои законные права и интересы.
«Основы правовых знаний» относительно полный правовой курс, в нем содержится информация обо всех основных отраслях права. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов. Школьники узнают также о разновидностях профессии юриста, что поможет им в профессиональной ориентации
1. Способствовать развитию правовой культуры учащихся общеобразовательных школ через усвоение ими основных правовых ценностей.
2. Освоение знаний об основных правах, свободах человека.
3. Формировать знания о способах реализации основных прав и свобод человека.
4. Освоение знаний об основных отраслях права, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни.
5. Способствовать формированию знаний о профессиях юриста, судьи, адвоката, нотариуса, работника МВД.
Изучение курса «Основы правовых знаний» в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
получение знаний по Гражданскому праву, Налоговому праву, Трудовому праву, Семейному праву.
Место учебного курса «Основы правовых знаний»
в базисном учебном плане МБОУ «СОШ №1»
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), в соответствии с утверждённым учебным планом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания;
уметь искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
объяснять изученное положение на конкретных примерах;
определить собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
В этом направлении приоритетами для учебного курса «Основы правовых знаний» в 9 классе являются:
уметь искать и извлекать нужную информацию по Гражданскому праву, Налоговому праву, Трудовому праву, Семейному праву в адаптированных источниках различного типа;
выполнять познавательные и практические задания;
научиться защищать свои законные права и интересы;
научиться правовым способам разрешения споров и конфликтов.
II .Содержание учебного курса «Основы правовых знаний»
Что такое право? Формы (источники) права. Система законодательства. Правовая норма. Как возникают правовые отношения. Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность. Дееспособность Виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные и др. Правонарушения. Понятие, виды Юридическая ответственность.
Тема 2. Право и государство (3ч.)
Основы конституционного строя. Органы государственной власти и местного самоуправления. Какие органы называются правоохранительными.
Тема 3. Человек, право и государство (6ч.)
Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству. Права несовершеннолетних. Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Административная и дисциплинарная ответственность. Административная и дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков
Тема 4. Гражданские правоотношения (12ч.)
Какие правоотношения называют гражданскими. Субъекты гражданского права. Осуществление и защита гражданских прав. Что такое собственность. Кто может быть собственником. Защита прав собственности. Что такое сделка. Виды гражданско-правовых договоров. Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Наследование. Жилищные правоотношения. Страхование. Отношения с банком. Права акционеров. Права потребителей
Тема 6. Семейные правоотношения (2ч.)
Понятие брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 6. Трудовые правоотношения (4ч)
Трудовой договор (контракт). Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.
III . Результаты учебного курса «Основы правовых знаний»
В результате изучения курса «Основы правовых знаний» обучающийся 9 класса должен:
основы по Гражданскому праву, Налоговому праву, Трудовому праву, Семейному праву.
место и роль права в регулировании хозяйственной и иной деятельности
в условиях рыночной экономики
Защищать свои законные права и интересы
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
IV . Календарно-тематическое планирование курса «Основы правовых знаний» в 9 классе (34 часа)
Формы (источники) права. Система законодательства. Правовая норма
Как возникают правовые отношения
Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность. Дееспособность
Виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные и др.
Правонарушения. Понятие, виды
Тема 2. Право и государство (3ч.)
Основы конституционного строя
Органы государственной власти и местного самоуправления
Какие органы называются правоохранительными
Тема 3. Человек, право и государство (6ч.)
Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству.
Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления
Административная и дисциплинарная ответственность
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков
Тема 4. Гражданские правоотношения (12ч.)
Какие правоотношения называют гражданскими. Субъекты гражданского права
Осуществление и защита гражданских прав
Что такое собственность. Кто может быть собственником
Защита прав собственности
Что такое сделка. Виды гражданско-правовых договоров
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору
Сущность понятия «Правовые знания у школьников»
Очень важно заложить основы гражданского и правового воспитания у младних школьников, статья рассказывает почему необходимо прививать правовые знания как обучающихся, так и их родителей.
Просмотр содержимого документа
«Сущность понятия «Правовые знания у школьников»»
Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у младших школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности[23].
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.
Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Правовые знания как раз и являются той базовой системой, на которой впоследствии надстраивается вся правовая культура личности.
Рассмотрим определение термина «правовые знания» в различных интерпретациях.
Правовые знания – это содержательные научные представления, воспроизводящие в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность[20].
Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона[7].
Знание гражданско-правовых норм позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми[5].
Формирование правовых знаний должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
требовательность к себе, ответственность;
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
жизнестойкость, уверенность в себе;
самообладание при промахе, ошибке;
умение не падать духом при неудачах;
умение радоваться жизни;
вера в добро, в справедливость.
Формирование правовых знаний имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Сегодня школа обязана прививать правовые знания как обучающимся, так и их родителям. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения[22].
Вывод. Формирование правовых знаний и законопослушного поведения младших школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. Правовые знания и воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей формирования правовых знаний является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением младших школьника.
Содержание правового образования на каждом из этапов определяется с учетом психологических особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые они выполняют.
Основные характеристики учащихся начальной школы:
1. Основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен в узнавание своего «Я»;
2. Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы;
3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.
Младший школьник уже знает достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с этими нормами ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку младшего школьного возраста куда лучше даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку[3].
Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности[8].
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвёртому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.
Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности учителя: ученики третьего класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
В поведении младших школьников более отчётливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Нервная система младших школьников, как указывал И..П. Павлов, весьма пластична к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий[3].
За типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что необходимо воспитывать у школьников.
К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая всё ещё очень ранима[14].
Младший школьник уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство[9].
Возрастной особенностью формирования правовых основ личности является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не умеет преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.
Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами[19].
Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.
Сторонники предметного подхода считают, что формирование правовой культуры младшего школьника должно основываться, прежде всего, на выделении юридических дисциплин в самостоятельные курсы, которым и отводится главная роль в данном процессе при обязательном учете особенностей возраста ученика[16]. В свою очередь, приверженцы интегрированного подхода исходят из того, что курс граждановедения, включающий в себя большое количество часов по правоведению, обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач формирования правовой культуры, повышения уровня правосознания и развития соответствующих гражданских качеств учащихся. Сторонники же институционального подхода видят формирование правовой культуры школьников, прежде всего, в форме организации школьной жизни, имеющей соответствующее социально-правовое пространство, где на первый план выходят вопросы выстраивания гармоничных и демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса на основе норм, зафиксированных в Декларации о правах ребенка[1].
На первом этапе формирования правовых знаний приоритетными являются задачи нравственного, этического воспитания. Их решению служит курс «Я и мой мир», который раскрывает перед учащимися ценности человеческой жизни, правила поведения в обществе, взаимоотношения в семье и т.д[21]. К этим проблемам учащиеся постоянно возвращаются, но на разном уровне и материале. Второй этап преследует цель овладения школьниками опытом гражданско-правовых отношений, адаптированных к конкретным жизненным ситуациям. На третьем – учащиеся изучают права человека, нормы семейного, административного и уголовного права, ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения. И на четвертом этапе школьники углубленно изучают юридические науки. Отличительной особенностью данной концепции к решению проблемы формирования правовой культуры учащихся является системный подход и выделение этики как основы построения всей системы правового образования в современной школе[7].
Учитывая возрастные особенности учащихся, выделяют несколько возрастных групп, среди которых особое место занимает начальное образование как наиболее важное с точки зрения его значения для построения последовательного процесса формирования правовой культуры личности. Начальная школа закладывает основы правовой культуры, формирует у учащихся устойчивые представления о морали и праве. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.
В возрасте 6-10 лет (период обучения в начальной школе) ребенок начинает осваивать новый для него мир. Для него важно, чтобы, его замечали и понимали его интересы. В этом возрасте у него появляются образцы подражания, и им достаточно легко манипулировать. Как правило, ребенок легко поддается обучению. Но вся эта совокупность особенностей, появляющаяся на этом возрастном этапе, может сыграть с ребенком злую шутку. Ребенок может встать перед выбором, по какому пути он пойдет: либо он со временем станет законопослушным гражданином, обладающим высокой нравственной культурой, а следовательно, и правовой культурой, либо же, наоборот, он выберет путь беззакония и станет асоциальной личностью.
В процессе проведения соответствующей работы учителем дети должны овладеть основами правовых знаний. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:
— чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;
— сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;
— накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;
— формировать задатки самоконтроля в поведении;
— обучение учащихся умению общаться друг с другом;
— знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.
Таким образом, в этом параграфе мы подробно рассмотрели особенности формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста и выяснили, что данный возрастной этап крайне важен для формирования правовой культуры подрастающего поколения и современным педагогам необходимо активизировать работу в этом направлении.
Аникеев,А.С. О развитии гражданского образования в России [Текст]/ А.С. Аникеев.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015.-№8.- С.24-26.
Давыдов, Г.П. Правовое воспитание учащихся[Текст]/Г.П. Давыдов. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
Дубровина, И.В. Психология[Текст]/И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 464 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь[Текст]/Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 176 с.
Лавренкова, И.Н. Деятельностный подход в системе воспитательной работы[Текст]/ И. Н. Лавренкова. //Завуч. – 2014. – № 3.- С.25-31.
Лихачёв, Б.Т. Педагогика[Текст]/ Б.Т. Лихачёв. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.
Мицкевич, А.В. Методика правового воспитания учащихся[Текст]/А.В. Мицкевич. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология[Текст]/В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 456 с.
Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст]/А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
Пидкасистый П.И. Педагогика/П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 640 с.
Подласый, И.П. Педагогика[Тескт]/И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 576 с.
Рябинена, И.Г. Организация воспитательной работы в начальной школе[Тескт]/И.Г. Рябинена. //Завуч. – 2014. – № 1.- С.5-8.
Сластенин, В.А. Педагогика[Текст]/В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 576 с.
Соболева, О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания[Текст]/О.Б.Соболева//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. – №10.- С.17.
Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]/И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2013. – 519 с.
Яковлев, Ю. Ваши права, дети[Текст]/ Ю.Яковлев. – Москва: Международные отношения, 2014.
Рабочая программа «Основы правовых знаний»
Описание разработки
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы правовых знаний» направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Образовательный стандарт по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т. п.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
опыта познавательной деятельности или знаний;
опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
социального опыта и ценностных ориентации.
Учебно-тематический план:
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
от «____»_______2013 г.
Заместитель директора по УР МБОУ Гимназии №1
от «______»________2013 г.
Директор МБОУ Гимназии №1
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»,
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, 9 КЛАСС
НИКОНОРОВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНАТОЛЬЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ
2013-2014 учебный год
Цель и задачи курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы курса
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, в ее основу вошли: Программа элективного курса для предпрофильного обучения учащихся 9 классов «Практическое право» Н.Г.Суворовой, к.п.н., доцента кафедры социально-политического образования и права, Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (авторы-составители В.В.Спасская, С.И.Володина, Е.А.Певцова\ Российский Фонд Правовых Реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний».-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздательства, 2010 г.) с учетом некоторых правовых компонентов: ст. 14 Закона РФ «Об образовании» (редакция N 69 от 12.11.2012), согласно которой образование должно быть сориентировано на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п.3.3 «модернизация системы российского образования»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Элективный курс «Основы правовых знаний» направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Образовательный стандарт по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
• опыта познавательной деятельности или знаний;
• опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
• опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
• социального опыта и ценностных ориентации.
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решение практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
Приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
Передача детям основ правовых знаний, в том числе знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни; уважение к праву;
Формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях, воспитание ответственности за собственное благополучие;
Освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Эти цели и задачи правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:
способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
В 9 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного предмета учащийся должен:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения;
происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
— выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
— конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
— описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
— сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
— участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
— анализ конкретных жизненных ситуаций;
— выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
— принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;
— составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
Виды учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини- сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии, встречи со специалистами, практикумы, уроки- презентации.
разноуровневые тестовые задания;
собеседование по предлагаемой теме.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа 1 час в неделю.
Государство. Право. Мораль-
Конституция- Основной закон государства
Права и обязанности человека
Отрасли права. Действующее законодательство
Программа включает следующие разделы: содержание, пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, техническое оснащение, список использованной литературы для учителя, для учащихся, электронный носитель с разработками тематических занятий.
Содержание программы элективного курса
«Основы правовых знаний»
Глава 1. Государство. Право. Мораль.
Тема 1. Государство и право.
Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права.
Право – регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты. Закон как форма выражения права.
Тема 3. Правонарушения
Юридические факты. Правомерные и противоправные действия. Понятие правоотношения и его структура. Субъекты права. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Виды правоотношений. Правонарушения: понятие и виды. Вина и ее формы. Виды преступлений. Виды проступков. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
Тема 4. Мораль и право.
Нравственно-правовое развитие личности. Правовая культура.
Глава 2. Конституция- Основной закон государства.
Тема 5.Из истории конституционного законотворчества в Российской Федерации.
Понятие и сущность Конституции. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года. Демократия.
Тема 6. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Ветви власти. Президент. Федеральное Собрание. Судебная власть. Местное самоуправление. Правительство Российской Федерации.
Тема 7. Система правоохранительных органов Российской Федерации.
Судебные органы. Органы прокуратуры. Органы внутренних дел. Органы безопасности. Органы юстиции. Органы нотариата.
Тема 8. Политическая система общества.
Понятие, составные части. Политические институты. Государство. Партии. Общественные организации и объединения. Суверенитет. Монархия и республика.
Глава 3. Права и обязанности человека.
Тема 9. Права и свободы человека и гражданина.
Понятие. Гражданство. Принципы гражданства. Обязанности.
Тема 10. Международные документы о правах человека.
Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема 11. Гражданские права и свободы.
Понятие. Гражданские права и свободы по Конституции РФ.
Тема 12. Политические права и свободы.
Избирательное право. Референдум. Государственная служба.
Тема 13. Экономические права.
Понятие. Право частной собственности. Право на труд и отдых.
Тема 14. Социальные и культурные права.
Понятие. Право на защиту от безработицы. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Охрана окружающей среды. Право на защиту материнства и детства. Право на образование. Право на доступ к культурным ценностям. Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества.
Тема 15. Нарушение прав человека и их защита.
Гарантии основных прав и свобод. Внутригосударственная защита прав и свобод личности. Международная защита прав и свобод личности. Права несовершеннолетних. Международное право о правах детей.
Глава 4. Отрасли право. Действующее законодательство.
Тема 16. Гражданское право.
Понятие и источники гражданского права. Обязательственное право. Наследование. Право собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Юридические лица. Виды предприятий. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.
Тема 17. Трудовое право.
Понятие и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Труд несовершеннолетних. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.
Тема 18. Защита Отечества.
Воинская обязанность. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Тема 19. Семейное право.
Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство).
Тема 20. Административное право.
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания и их виды.
Тема 21. Законодательство о налогах.
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Тема 22. Уголовное право.
Понятие и источники уголовного права. Преступления. Уголовная ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовного судопроизводства (процесса).
Календарно-тематическое планирование курса «Основы правовых знаний»
Глава 1. Государство. Право. Мораль- 6 часов
Государство и право
Глава 2. Конституция- Основной закон государства (5 часов)
Из истории конституционного законотворчества в российской Федерации
Система органов государственной власти в Российской Федерации
Система правоохранительных органов Российской Федерации.
Политическая система общества
Глава 3. Права и обязанности человека (12 часов)
Права и свободы человека и гражданина
Международные документы о правах человека
Гражданские права и свободы
Политические права и свободы
Социальные и культурные права
Нарушение прав человека и их защита
Глава 4. Отрасли права. Действующее законодательство (11 часов)
Законодательство о налогах
После изучения факультативного курса учащиеся должны
необходимость изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития современного общества;
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России.
работать в группе, четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее;
исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
работать с нормативными документами, анализировать нормативно-правовые источники;
излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
навыком поиска первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализом норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
знаниями, соответствующими закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
способами реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав.
Интерактивная доска или мультимедийный проектор..
Использование программ: Microsoft Word, Power Point.
Использование Интернет ресурсов.
Нормативно – правовые документы:
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Административный кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1991
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
Ссылки на нормативные документы
Сервер органов государственной власти РФ
Каталог официальных сайтов РФ
Действующее законодательство РФ
Литература для учащихся:
1. Варывдин В.А.Право. Схемы, таблицы, определения.- М.: «Педагогическое общество России».-2003г.
2. Никитин А. Ф. Основы государства и права : 10-11 кл. – М., 2006.
3. Основы правовых знаний. Рабочая версия учебника для старших классов.-Москва,1998г.
4. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: 10-11кл. – М., 2005г.
6.Румынина В.В. Основы права.- М.: «ФОРУМ».-2011г.
Литература для учителя:
1.Кравченко А. И. Политология: учеб.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
2.Программа общеобразовательных учреждений \ под редакцией А.И.Матвеева.- М.: «Просвещение».- 2009 г.
3. Правоведение в схемах и таблицах, М., 2006 г.
4. Смоленский М.Б. Правоведение/Серия «Высшее образование».-4-е изд. перераб. и доп..-Ростов- на-Дону: «Феникс».- 2005
5. Учебник по истории России под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, М., «Просвещение».- 2007
6. Шумилов В. М. Правоведение: учеб. – М. : «ТК Велби», «Из –во Проспект».- 2008
7. Юридический словарь.- Москва: « ОЛМА- ПРЕСС Образование».- 2005
Глоссарий
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, а также в сфере негосударственного управления при осуществлении органами местного самоуправления и общественными объединениями делегированных им функций органов исполнительной власти государственного управления.
АКЦИОНЕРНОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, устанавливающих статус акционерных обществ и их участников (акционеров). Его предметом являются также корпоративные (членские) отношения, складывающиеся между акционерами и их акционерными обществами.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО) — хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами, — акциями. АО — коммерческая организация, имеющая корпоративный характер и статус юридического лица.
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ — суд, рассматривающий дело по апелляции на решение или приговор. Как правило, это суд, вышестоящий по отношению к тому, которым поставлены обжалуемые решение или приговор.
АПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. appellatio) — одна из двух форм обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений, приговоров, определений и постановлений суда. не вступивших в законную силу.
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ — специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.
ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ — урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки с валютными ценностями.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ — универсальный способ защиты гражданских прав. В законодательстве РФ принят в качестве общего правила принцип на возмещение только конкретных убытков: расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполучение доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права.
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС — урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных и общественных интересов, а также по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов, осуществляемая с обязательным обеспечением возможности активного участия в этой деятельности заинтересованных лиц.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО — система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов.
ДИВИДЕНД — часть чистой прибыли акционерного общества, распределенная среди акционеров прямо пропорционально числу и виду принадлежащих им акций, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию по итогам дивидендного периода (обычно года).
ДОВЕРЕННОСТЬ — в гражданском праве письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
ДОГОВОР — соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении определенных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается возможностью государственно организованного принуждения. Договор — важнейшее наряду с изданием законов и иных правовых актов средство правового регулирования деятельности людей. Заключение Договора ведет к установлению юридической связи между его участниками.
ЖАЛОБА — обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. Одна из форм реализации конституционных прав граждан РФ (ст. 46 Конституции РФ).
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО — межотраслевой комплекс норм права, регулирующих отношения, связанные с удовлетворением потребностей граждан в жилье. Жилищное право не является самостоятельной отраслью права, и его можно рассматривать: а) как отрасль законодательства; б) как учебную дисциплину; в) как науку.
ЗАКОН — в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — в широком смысле внешняя форма выражения объективного права, государственно-властное воплощение воли народа, ее формальное закрепление в виде общеобязательных правил; весь комплекс издаваемых уполномоченными право-творческими органами нормативных актов, начиная с законов, принимаемых высшим представительным органом страны или непосредственным волеизъявлением народа в форме референдума, и кончая актами местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений.
ИЗОБРЕТЕНИЕ — новая совокупность приемов и способов действий в любой области человеческой деятельности, направленная на достижение поставленной цели. Изобретение обозначает обретение автором определенного жизненного блага в результате творческой, в первую очередь мыслительной, деятельности, самовыражения автора. Как результат духовного творчества Изобретение всегда нематериально, однако с его помощью могут создаваться материальные предметы: произведения искусства, науки, техники и пр.
ИМУЩЕСТВО — совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанностей.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (англ. intellectual property) — исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица. продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания т.п.>. Исключительное право обладателя интеллектуальной собственности складывается из неотчуждаемости права на имя, неприкосновенность произведения. а также возможности по своему усмотрению разрешать и запрещать другим лицам использовать объекты принадлежащей ему интеллектуальной собственности.
ИСК — процессуальное средство защиты нарушенного оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса, присущее исковой форме защиты права. Исковая форма используется не только в гражданском, но и в арбитражном процессе, в третейском разбирательстве.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — установленный законом порядок принудительной реализации постановлений юрисдикционных органов, имеющий целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав либо охраняемых законом интересов. Исполнительное производство выступает заключительной стадией гражданского процесса, арбитражного процесса, в которой производится реализация юрисдикционного акта, вынесенного в защиту права или интереса, а также актов других органов, если им при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздерживаться от совершения этих действий.
КОДЕКС (лат. codex) — в буквальном смысле «собрание законов». В современном понимании кодекс представляет собой сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения.
КОНСТИТУЦИЯ РФ — главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального. экономического и политического устройства.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО — 1) составная часть гражданского права. совокупность норм права.регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ. В этом смысле понятие «корпоративное право» шире, чем акционерное право, поскольку его нормы относятся помимо акционерных обществ также к иным видам коммерческих организаций; 2) система правил, установленных собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения (например, Правила трудового распорядка, положения о порядке премирования и т.п.).
ЛИЦЕНЗИЯ (лат. licentia — свобода, правомочие, власть) — разрешение на определенные действия, выдаваемое уполномоченным лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам), в отсутствие которого совершение таких действий признается неправомерным.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО — система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От материального права принято отличать процессуальное право, которым закрепляют формы и порядок реализации материального права, условия его защиты. Материальное право подразделяется с учетом иерархии норм и предмета регулирования на отрасли (конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др.) и институты права (избирательное, пенсионное, право собственности и др.).
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) — система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ — соглашение сторон о прекращении судебного спора на определенных условиях (чаще на основе взаимных уступок). Результатом заключения мирового соглашения является окончание процесса без вынесения решения. Мировое соглашение возможно только по делам искового производства.
НАЛОГ — обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый в определенном размере и в определенный срок. Налог зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налог отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются в бюджет, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО — подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Налоговое право — одна из наиболее важных подотраслей финансового права.
НОРМАТИВНЫЙ АКТ — наиболее важная разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный акт есть внешнее выражение воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый, порядок принятия.
НОУ-ХАУ (англ. know how-букв. знать как) — технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической или иной задачи. Чаще всего под ноу-хау понимается результат технического творчества, хотя этот термин может применяться к технической и иной информации, необходимой для производства какого-либо изделия, к техническим решениям, выполненным на уровне изобретений, которые по какой-либо причине не были запатентованы в той или иной стране.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСКА — принятие судом (арбитражным судом) мер, которые гарантируют возможность реализации исковых требований в случае удовлетворения иска. Обеспечение иска — одна из важных гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных гражданским уголовным и арбитражным процессуальным законодательством. С помощью обеспечения иска защищаются законные интересы истца, если имеется реальная угроза того, что ответчик, будет действовать недобросовестно или когда непринятие подобных мер сделает невозможным исполнение судебного постановления в будущем.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ — одна из форм юридической ответственности граждан, должностных лиц. юридических лиц за совершенное административное правонарушение. К административной ответственности привлекаются на основании законодательных актов, перечисленных в ст. 2 КоАП. действующих во время и по месту правонарушения. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются КоАП и другими правовыми актами.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ — система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданской ответственности слагается из мер двух типов — возмещения убытков (компенсации морального вреда) и санкций.
ОТВЕТЧИК — лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию. По законодательству РФ ответчиком могут выступать как граждане, так и юридические лица. Для того чтобы выступать в качестве ответчика, лицо должно обладать гражданской процессуальной правоспособностью, которая напрямую зависит от гражданской правоспособности.
ОТРАСЛЬ ПРАВА — наиболее крупное, основное подразделение системы права; совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную сферу общественных отношений, требующих особой, юридически автономной регламентации. Например, такая отрасль права, как финансовое право, регулирует порядок сбора и распределения денежных средств, гражданское право — имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное — все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
ПАТЕНТ (лат. partens — открытый, ясный) — документ, выдаваемый компетентным государственным органом и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение. В РФ патенты выдаются на патентоспособные изобретения. промышленные образцы и селекционные достижения. Патент закрепляет приоритет, права и обязанности автора, патентообладателя и других субъектов патентных отношений. дает информацию обществу о наличии изобретения и его охране государством.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предпринимательская деятельность является одним из видов отношений, регулируемых гражданским законодательством (наряду с имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями). В силу этого на предпринимательскую деятельность распространяются общие принципы гражданского права: свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела и т.д.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО — комплексная отрасль законодательства (законодательный массив), регулирующего предпринимательскую деятельность. Основу этого законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому взаимоотношения предпринимателей, и прежде всего их договоры и возникающие на этой основе обязательства составляют предмет гражданского права. Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ — художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Являясь результатом труда дизайнера, определяющего целесообразность форм, фактуры поверхности цвета и других видимых глазу свойств изделия с точки зрения удобства его эксплуатации, П.о.одновременно представляет собой решение эстетической или декоративной стороны изделия, предназначенного для промышленного производства.
СДЕЛКИ — действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО — отрасль права; совокупность юридических институтов и норм права, регулирующих общественные отношения по экономической охране государственной границы таможенными органами путем установления порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу, размеров и порядка взимания таможенных, платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, предназначенное для различения соответственно товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других. В условиях рыночных отношений товарный знак служит для идентификации товаропроизводителя, гарантирует качество товара и способствует увеличению объема его продаж за счет своей рекламной функции.
ТРУДОВОЕ ПРАВО — в РФ и ряде других стран самостоятельная отрасль права, регулируются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду.
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ — споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и других нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, заключающийся в предусмотренном уголовным кодексом ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления. Ответственность — правовой институт, который объединяет в себе: право (и обязанность) государства применить к правонарушителю меры правового воздействия; обязанность правонарушителя претерпеть воздействие на него со стороны государства; само претерпевание этого воздействия.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО — отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, охраняющих наиболее важные в данном обществе ценности от посягательств путем объявления определенных деяний преступлениями и установления наказаний за их совершение, а также установления правил назначения последних; кроме того, уголовное право предусматривает иные меры уголовно-правового воздействия и порядок их применения. Под уголовным правом также понимается наука, изучающая соответствующую отрасль права.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ — документы, удостоверяющие субъективное гражданское имущественное право, осуществление или передача которого возможны только при условии предъявления или передачи самих этих документов. Ценные бумаги — оборотоспособные документы, т.е. документы, подчиненные правовому режиму вещей.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА — совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными экономическим правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участие в управлении предприятием.
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию.
ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ — последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
ЭМИТЕНТ — орган исполнительной власти, местного самоуправления или юридическое лицо. которым в установленном порядке, на определенных условиях предоставлено право эмиссии (выпуска в обращение) денег, облигаций, акций и других ценных бумаг и документов, включая кредитные (пластиковые) карточки, дорожные чеки. Каждый эмитент может осуществлять лишь разрешенную ему эмиссию платежных средств и ценных бумаг.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — совокупность общественных знаний о праве. История юридической науки уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона).