Что такое особый период в гражданской обороне
Основы перевода гражданской обороны на военное время
Основные положения
Способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыслима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.
Важное место в обеспечении высокой обороноспособности станы отводится ГО, как составной части единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения АСДНР в очагах поражения.
Стоящие перед ГО большие и ответственные задачи, связанные с разработкой путей, способов и средств сохранения людских и материальных ресурсов, максимального снижения возможных потерь, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, сил, территорий, отраслей и объектов экономики страны в военное и мирное время, решаются на основе глубоких теоретических исследований, обобщения опыта и использования всех достижений науки и техники, что повышает целеустремленность проводимых мероприятий, их эффективность и практическую ценность.
В Федеральном Законе «О гражданской обороне» изложены основные задачи в области ГО, а также принципы организации и ведения ГО. Успешное решение многообразных и сложных задач ГО может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиями всех привлекаемых органов управления, сил и средств при максимально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения, территорий, отраслей и объектов экономики, окружающей природной среды, с тщательным планированием, подготовкой, организацией и проведением защитных мероприятий, всесторонним согласованием этих усилий под руководством соответствующих начальников и органов управления ГО.
В условиях современной войны, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера особое значение имеет взаимодействие ГО РФ, ВС РФ, отраслевых министерств и ведомств, всех остальных органов управления и привлекаемых сил и средств, которое необходимо рассматривать как один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное решение возложенных на каждого из них задач.
В интересах ГО сущность данного взаимодействия состоит в согласовании общих усилий в интересах наиболее успешного выполнения задач по защите населения и территорий в различных условиях обстановки, а также во взаимном оказании помощи всеми имеющимися в распоряжении силами и средствами, выделенными для решения данной задачи.
Органы управленияи силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач и, прежде всего, внезапно возникающих, в предельно короткие сроки, а население – к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.
Для решения этих задач необходимо в первую очередь организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГОи защитынаселения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.
Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, Войск и формирований ГО, но и всего населения.
Общий порядок перевода ГО на военное время
Военное время – период фактического нахождения в состоянии войны с каким-либо государством.
Признаки начала военного времени – это момент объявления войны одной из сторон, фактическое начало военных действий или введение Президентом РФ военного положения на территории страны или отдельной ее местности.
Военное время характеризуется:
— разрывом дипломатических, консульских, торговых и иных отношений между воюющими сторонами;
— прекращением или приостановлением действия политических, экономических и иных договоров мирного времени;
— вступлением в силу законов, договоров и соглашений военного времени с союзными и нейтральными странами;
— применением к гражданам противостоящего государства спецрежима или репатриации.
Перевод страны с мирного на военное время, вероятней всего, будет осуществляться в условиях объявленного военного положения.
Военное положение – это особый правовой режим, объявляемый в стране или на отдельных ее территориях в интересах защиты государства от нападения противника, обеспечения государственной безопасности, защиты соответствующей территории с находящимися на ней населением, строениями, природными ресурсами и материально-техническими средствами, вводимый при угрозе или нападении противника. Право объявления военного положения в соответствии с Конституцией РФ принадлежит Президенту страны.
Характерными чертами военного положения являются:
— вступление в силу законов военного времени;
— расширение полномочий органов военного командования (ОВК) – в местах объявления военного положения все функции органов власти в области обороны, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, а также управления, контроля, наказания, как правило, переходят к ОВК;
— возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей, связанных с подготовкой к обороне и непосредственной защитой страны – трудовая, военно-квартирная, автогужевая повинность, соблюдение режима светомаскировки, обязательное участие в мероприятиях ГО;
— введение определенных ограничений для населения – установление комендантского часа, ограничение уличного движения людей и транспорта, регулирование времени работы предприятий, организаций и учреждений, привлечение транспортных и других материальных средств для нужд обороны, запрещение (ограничение) въезда в определенные районы и выезда из них;
— нормирование снабжения населения продовольствием, водой, лекарствами, предметами первой необходимости, ГСМ и другими средствами;
— повышение ответственности организаций и граждан за преступления и нарушения установленного порядка и правил по законам военного времени.
В соответствии с приведенными определениями и характерными признаками, на военное положение может быть переведенатолько страна в целом или отдельная ее территория.
Перевод страны на военное положение, осуществляемый в угрожаемый период или с началом войны сложный и многоплановый процесс, который включает:
— введение новых форм, специфических законов и методов управления;
— приведение в готовность органов управления страны всех видов и уровней;
— приведение в готовность всех сил и средств ГО страны;
— отмобилизование и стратегическое развертывание ВС страны, приведение их в боевую готовность;
— перевод экономики страны на работу по планам особого периода.
Особый период – время, в течение которого страна в целом, ее ВС, экономика, а также ГО функционируют по планам военного времени. Охватывает угрожаемый период, военное время ипериод после войны до перевода страны на функционирование в условиях мирного времени.
Рассмотрим каждый из элементов.
Введение новых форм, специфических законов и методов управления означает:
— введение организационного централизма и единоначалия в системе руководства государством на любом уровне;
— сосредоточение всей полноты власти в государстве в Совете обороны (Совете безопасности) страны;
— перевод органов управления на особый режим работы;
— передача функций органов власти ОВК в вопросах обороны, безопасности и охраны общественного порядка;
— ограничение участия в управлении государством демократических институтов;
— исполнение всеми гражданами страны законов военного времени,
приказов и распоряжений военных и других органов управления.
Введение законов военного времени, в свою очередь, подразумевает:
— введение ограничений на товарно-денежные отношения;
— возложение на граждан и организации новых обязанностей в интересах обороны, в т.ч. ГО;
— введение существенных ограничений на организации и граждан страны;
— существенное повышение ответственности организаций и граждан за свои действия и поступки;
— передача судопроизводства из судов в военные трибуналы и т.п.
Перевод экономики страны на работу по планам особого периода включает:
— введение в действие мобилизационных – хозяйственных планов, разрабатываемых на расчетный год, исходя из потребностей первого года войны;
— перевод промышленности на выпуск вооружений, техники и продукции оборонного значения;
— перевод сельского хозяйства на продовольственное обеспечение нужд армии, промышленности и населения в условиях военного времени;
— перевод строительной индустрии на выпуск и возведение быстровозводимых убежищ и укрытий, другой оборонной продукции;
— изменение режима работы организаций, объектов экономики и транспорта с учетом потребностей военного времени;
— изменение структуры и функций органов управления отраслями и объектами экономики;
— мобилизация и перераспределение финансовых, материальных, технических и людских ресурсов.
Перевод ВС страны на военное время может классифицироваться по различным показателям:
а) по условиям перевода :
— заблаговременно (до нападения противника);
— экстренное развертывание (при внезапном нападении противника).
б) по способам перевода :
— скрытно, без объявления тревоги (под видом учений и т.д.);
— отдельные соединения и части ВС;
г) по порядку выполнения мероприятий :
— в соответствие с планами.
д) по срокам перевода :
— в плановые сроки (к специально установленному времени);
— в кратчайшие сроки.
е) по порядку перевода в полную боевую готовность :
— последовательно от низшей к высшей степенибоевой готовности (БГ);
— непосредственно в высшие степени БГ, минуя промежуточные.
Перевод ГО заключается в осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на приведение ее в готовность к решению задач военного времени и включающих:
— подготовку и проведение мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов средств поражения противника;
— осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики страны в военное время;
— создание и обеспечение надежной системы управления действиями всех подчиненных ОУ и сил ГО, расположенных на подчиненной территории, в условиях военного времени;
— приведение и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГО к выполнению мероприятий ГО и проведению АСДНР;
— организация, подготовка, проведение и обеспечение действий сил ГО при ведении АСДНР в очагах поражения.
Перевод ГО на военное время осуществляется на основании приказа ипод руководством Президента РФ через глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления и руководителей министерств (ведомств), государственных и хозяйственных организаций уполномоченных на решение задач в области ГО в комплексе с переводом на военное время ВС и экономики страны. Непосредственно переводом ГО руководят начальники и органыуправленияГОвсех уровней, и в первую очередь ОУГОЧС, а также соответствующие звенья ОВК.
Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается в органы ГО по системе централизованного оповещения.
Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназначенных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и разворачивание ее системы управления.
Порядок перевода ГО и ввода степеней БГ и ГО во многом аналогичны порядку перевода ВС страны на военное время.
Общие принципы перевода страны на военное положение:
— решение о переводе принимают и осуществляют руководство им высшие органы власти страны через соответствующие территориальные и ведомственные ОУ ГО и, прежде всего через руководителей органов исполнительной власти и органы управления ГОЧС;
— перевод отдельных отраслей экономики страны может предшествовать приведению в готовность ВС и ГО;
— степени боеготовности в органах управления ГОЧС, соединениях, частях и подразделениях Войск ГО, организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими, вводятся, как правило, одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС;
— степени готовности ГО вводятся после или одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности для ВС или органов управления и сил МЧС России, укомплектованных военнослужащими;
— введение и выполнение мероприятий высших степеней готовности ВС и ГО, а также режима функционирования экономики «Особый период» желательно осуществить до нападения противника, при непосредственной угрозе начала войны.
Гражданская оборона: основные понятия и задачи
Гражданская оборона это:
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основные понятия:
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
Задачи гражданской обороны
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
История гражданской обороны
В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.
После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.
30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.
8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.
Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.
Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»
МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.
В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
Особый период
Смотреть что такое «Особый период» в других словарях:
ОСОБЫЙ ПЕРИОД — период от начала перевода экономики на военное положение до перехода всей экономики государства на военный режим. Может объявляться и в условиях мирного времени накануне войны (военного конфликта) в связи с напряженной внешней или внутренней… … Война и мир в терминах и определениях
Указания по организации подготовки и проведения работ по восстановлению водопроводно-канализационного хозяйства города в особый период — Терминология Указания по организации подготовки и проведения работ по восстановлению водопроводно канализационного хозяйства города в особый период: 39. Восстановление береговых колодцев. При восстановительных работах по береговым колодцам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Период Сэнгоку — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй … Википедия
Период — (греч. periodos «обход», «окружность») термин, введенный Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом». Под П. следует понимать так. обр. большую синтаксическую единицу, сложное предложение или… … Литературная энциклопедия
Период — ПЕРИОД (Περιοδος обход, окружность). Этим словом в древней Греции называлась та замкнутая, кольцевая дорога, на которой происходили игры и состязания во время олимпийских празднеств. Этим термином Аристотель стал обозначать особый вид… … Словарь литературных терминов
Особый отдел — Особый отдел подразделение военной контрразведки Комитета государственной безопасности СССР. Содержание 1 История 2 Функции 3 З … Википедия
Особый Закавказский Комитет — (ОЗАКОМ) орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества. Содержание 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа … Википедия
grey_croco
Имперский бронепоезд на запасном пути
Рекомендуется к ознакомлению. Тем более, что шестой пункт уже тоже частично реализуется.
Оригинал взят у sandra_nika в Признаки приближения ОСОБОГО ПЕРИОДА
Наша постоянная рубрика «Вынесено из комментариев».
На сей раз из комментариев мы выносим весьма полезную методичку о признаках приближения… эээ… ну, «ОСОБОГО ПЕРИОДА».
Так вот они признаки приближения особого периода.
1. Резкое и интенсивное нарастание идеологического и пропагандистского противостояния, при этом характер пропагандистских «вбросов» становится резко наглее, на грани и за гранью фола.
2. Нарастание политических провокаций.
3. Резкая активизация работы спецслужб вероятного противника, активизация разведывательной работы, спецопераций, в т.ч. и диверсионно-террористической направленности.
4. Скрытые мобилизационные мероприятия вероятного противника, развертывание центров военно-технической разведки вблизи наших границ, развертывание центров МТО и боевого обеспечения, выдвижение инженерных подразделений.
5. Нарастание военных провокаций.
6. Мобилизация и переброска армии противника.
Ну вот, первые четыре пункта как-то просматриваются. Примечание: Пожалуй, уже и пятый пункт просматривается: сначала наши заклятые партнёры уничтожают над Синаем наш гражданский самолёт, потом сбивают самолёт военный и убивают катапультировавшегося лётчика. Теперь вот начались очередные вопли, что российские самолёты опять нарушили воздушную границу Турции…
Очень хотелось бы ошибиться, но как-то всё очень тревожно выглядит. Особенно в поведении господ турок. При всем прочем они нисколько не забыли о том, кто сыграл главную роль в уничтожении их империи, кто у них выиграл 11 из 13 войн и т.д. К тому же турки не просто члены НАТО, но и обладают одной из самых подготовленных и хорошо вооруженных армий НАТО и конечно, Ближнего Востока. Очень даже могут пойти на военные провокации.
Как-то так. Почему-то кажется, что господа американцы выбрали именно военный сценарий и сейчас будет именно его и раскручивать.
Ну что же… Оно, конечно, тревожно, но автор-то не одни в том центре учился.
Обо всем докладывается, всё учитывается, мероприятия и планируются, и проводятся…
Мой комментарий. О Северном фронте я уже писал. Добавлю к этому еще две последних новости.
НАТО планирует увеличить число международных штабных элементов в странах восточного фланга альянса, сообщил командующий северо-восточным корпусом НАТО генерал-лейтенант Манфред Хофманн.
Эти два элемента будут подчиняться юго-восточному корпусу: один в Румынии и один в Болгарии, уточнил генерал-лейтенант, посетивший Эстонию для знакомства с международным штабным элементом в Таллине. Он отметил, что «международные штабные элементы должны быть полностью готовы до саммита НАТО, который пройдет в Варшаве в начале июля».
То есть, полное развертывание намечено на 2017 год.
С высокой вероятностью это и будет год Особого периода. Как и 100 лет назад, 17-й год века определит ход его истории.
Слышал о такой книге, но не читал. Но полагаю, что не доедут они до туда. Разве что на выставку трофеев.
Edited at 2016-02-03 12:27 pm (UTC)
Городской совет Одессы признал Россию агрессором
Одесский городской совет поддержал инициативу патриотических организаций и утвердил «Меморандум о позиции депутатов горсовета относительно оккупации Крыма, боевых действий на востоке Украины и других посягательств на территориальную целостность Украины».
За соответствующее решение проголосовали 45 членов собрания из 63. Решение было принято при поддержке депутатов городского совета от партии «Солидарность» Блок Петра Порошенко.
Депутаты осудили действия РФ и заявили, что «Одесса выступает против любых видов агрессии и посягательств на территориальную целостность» нашей страны.
Вон, Вещему Олегу киевляне открыли ворота города и сдали ему местных князьков, затерроризировавших народ. Что, разве «бог хохлов» не справится с похожей миссией?
Если бы Киев действительно варился в собственном соку, то вполне бы дозрел. Ну, даже если бы РФ после «майдана» тупо отморозилась. Так нет же. Помогла партнерам «крымнашем», войной на Донбассе. Вот что бы Киев делал, если бы не эта помощь?
= При всем прочем они нисколько не забыли о том, кто сыграл главную роль в уничтожении их империи, кто у них выиграл 11 из 13 войн и т.д. =
==они вполне могут сейчас и с десяток оппов завалить особо жестоким образом, и пару сотен онижедетей пустить в распыл, и полсотни «либеральных журналюг» распотрошить на камеру==
Да хоть прямо сейчас! Лично букет в посольство США отправлю с благодарственной запиской.
А насчет открытой агрессии я не верю. Ведь никто не уйдет обиженным, даже в Новой Зеландии и Южной Африке. Они там что самоубийцы? Вот развалить изнутри, по укровскому сценарию, пробуют постоянно.
Еще известно о запуске, в рамках третьего пункта, широкой программы обучения европейских войск НАТО «новым методам гибридной войны и противодействию пропаганде». Россия в Крыму и на Донбассе показала, что она их освоила на высоком уровне, значительно превосходящем опыт стран НАТО. Теперь США этот пробел намерены восполнить.
Ну, и совсем смешно вышло с четвертым пунктом. Дело в том, что еще с весны 2014 года Вашингтон всячески уговаривал ведущих партнеров по Альянсу таки довести размеры своих военных бюджетов до уровня 2% их ВВП. Тут, понимаете, русская угроза с Востока нарастает, а европейские страны ведут себя как в отпуске на знойном курорте.
.
В сентябре 2014 года на Саммите НАТО в Уэльсе об этом даже меморандум подписали, на 24 страницах и из 113 пунктов. Только вскоре после того Германия, Франция, Великобритания и Бельгия взяли и еще больше свои скудные военные бюджеты сократили. Шуму это вызвало много. США громко недоумевали по этому поводу, но, судя по результату, так ничего и не смогли сделать. Теперь, вместо того, чтобы на военных заказах заработать, Америке придется европейским партнерам еще приплатить, чтобы они взяли у США немного новой техники. Впрочем, в основном, эти деньги достанутся все тем же героически обороняющим «Восточный вал» прибалтам, полякам и чуть-чуть чехам. В целом на круг там на них собираются дооснастить примерно две бригады.