Что такое островок безопасности пдд
Штраф за островок безопасности
Островок безопасности – относительно новое явление на российских автомобильных дорогах, по поводу которого существует много противоречий в ПДД, а многие автолюбители плохо понимают правила проезда этих участков и не всегда разбираются в том, за что им приходят штрафы. Попробуем кратко разобраться в правилах использования этого элемента дорожной безопасности.
Что такое островок безопасности, и как он работает?
В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.
Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:
Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.
Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:
1.16.3 — для обозначает островка в месте слияния транспортных потоков.
Грамотному проектированию, правильному обустройству, точной установке дорожных знаков и разметке островков безопасности уделяется серьезное внимание, так как такие участки дороги часто бывают аварийноопасными. Кроме того, в месте установки островка должен быть хороший обзор и достаточное освещение в темное время суток.
Оборудование островка безопасности на дороге:
То есть, этот элемент обустройства дороги во всех случаях повышает безопасность пешеходов и автолюбителей, снижает число нарушений ПДД и сокращает количество ДТП на дорогах с высокой интенсивностью движения.
Штрафы за неправильный проезд
В Кодексе административных правонарушений РФ островки безопасности не упоминаются, как и нарушения за их проезд. Однако это не значит, что вас не оштрафуют, если вы проедете этот участок дороги неправильно. Следует учитывать, что островки безопасности с горизонтальной разметкой (1.16.1 – 1.16.3):
Заехать или остановиться на островке автомобиль может только при непредвиденной аварийной поломке, резком ухудшении состояния водителя или при угрозе ДТП. В прочих случаях вы будете оштрафованы:
Наезд на разметку при движении вперед
500 рублей за несоблюдение требований разметки
Поворот или разворот на разметке
500 рублей за наезд на разметку пешеходного перехода
Поворот или разворот на разметке вне пешеходного перехода
1000 (видеокамеры) или 1500 (автоинспектор) рублей за пересечение сплошной разделительной линии
Остановку или стоянку на разметке
1000 рублей за заезд на разметку, не предназначенную для стоянки, либо 1500 рублей за стоянку на разметке пешеходного перехода (3000 рублей в Москве и СПб)
FAQ (Часто задаваемые вопросы)
Нет! Это – территория для передвижения и остановки пешеходов, где запрещено останавливаться автомобилям (кроме экстренных случаев). Поэтому за остановку вас оштрафуют как за несоблюдение правил разметки, если островок в непосредственной близости от пешеходного перехода – за нарушение правил стоянки в зоне пешеходного перехода.
Такое место обычно рассматривается как перекресток, либо это реальный перекресток, оборудованный островками безопасности. Остановка на перекрестках по ПДД запрещена.
Тут ситуация спорная. ПДД прямо не запрещают остановку на направляющих островках. За остановку и стоянку на такой разметке вас штрафовать не будут. Но вы пересекли сплошную разделительную линию! А за нее должен обязательно следовать штраф.
Все зависит от места расположения и вида островка. На разметке в районе перекрестков и пешеходных переходов стоянка запрещена.
При обгоне на островке безопасности (вне пешеходных переходов и перекрестков) допускается наезд на разметку одним колесом.
В завершении следует отметить, что оборудование дорог с интенсивным движением островками безопасности, несомненно, снижает опасность ДТП и улучшает защиту пешеходов на перекрестках и пешеходных переходах. Однако такие островки должны быть оборудованы строго по ГОСТ, хорошо освещены и укомплектованы дорожными указателями и соответствующей разметкой.
Правила проезда таких элементов дорожной инфраструктуры просты: нельзя пересекать сплошные линии, разворачиваться, совершать обгон, останавливаться и парковаться на островках возле перекрестков и пешеходных переходов. Разворот, обгон и остановка допускается на островках, разделяющих и соединяющих автомобильные потоки вне перекрестков и пешеходных зебр.
Островки безопасности: понятие и назначение
Согласно статистическим данным, количество ДТП ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. В большинстве случаев это связано с незнанием ПДД участниками дорожного движения. В частности, многие водители в принципе не владеют информацией о том, для чего предназначены островки безопасности. В связи с этим они совершают грубейшие нарушения, закономерным результатом которых является наложение административной ответственности.
Понятие
Островки безопасности наносятся в виде разметки на дороги. Если пешеход по каким-либо причинам не успел пересечь проезжую часть, он может спокойно дождаться на данном участке благоприятной ситуации для беспрепятственного перехода.
В России островки безопасности встречаются не так часто. Иная ситуация обстоит в европейских странах. Там подобной разметки настолько много, что водители поневоле начинают вести себя более дисциплинированно и соблюдать правила дорожного движения.
Функции
Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.
На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.
Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.
Разметка
Существует несколько требований к разметке. Она должна быть четко видна всем участникам дорожного движения. Данная зона проезжей части должна быть освещена и очищена от снега и грязи.
Нормативная база
На данных участках также существуют определенные правила. Их нарушение влечет за собой наложение административной ответственности. Данный вопрос регулируется КоАП, в частности, статьями 12.16 и 12.19.
Разметка: на какие участки наносится
Благодаря разметке островки безопасности чаще всего можно заметить на:
Грамотно нанесенная разметка повышает бдительность водителей, заставляет их снизить скорость, предотвращает выезд на встречную полосу (например, с целью совершения обгона), исключает стоянку на пешеходном переходе и в непосредственной близости от данной зоны, обеспечивает безопасность прохожих.
Иногда зебра наносится на участки, по которым транспортные средства перемещаются очень быстро. Как правило, речь идет о широкой проезжей части, параметры которой больше установленных норм. В этом случае целесообразно лишние зоны трансформировать в островки. Разметка в этом случае значительно уменьшит вероятность возникновения ДТП.
Так ли островки безопасны?
Пешеходам важно понимать, что данный участок обозначен только разметкой. Белая краска, нанесенная на дорожное покрытие, не может со 100%-ной гарантией уберечь человека от беды.
Иная ситуация обстоит в странах Европы. Там островки оборудованы барьерами. Если за рулем находится, например, пьяный водитель, конструкция остановит автомобиль, благодаря чему наезд на человека предотвратится. По этой же причине управляющие транспортными средствами лица более внимательны на дороге и соблюдают на переходах скоростной режим.
Остановка и стоянка
Данный вопрос порождает множество спорных ситуаций. Большинство водителей утверждают, что стоять на островке безопасности можно.
В крупных городах иногда сложно найти на парковке свободные места. В связи с этим некоторые лица оставляют свои транспортные средства на островке безопасности. При этом они абсолютно уверены в том, что за совершением данного действия не последует наложение административной ответственности.
Так можно ли стоять на островке безопасности? Если внимательно изучить ПДД, то можно сделать вывод о том, что данный вопрос никоим образом не регламентируется. Точнее, в документе написано, что зона предназначена для пешеходов. В ПДД нет ни слова о том, что въезд или выезд водителям запрещен. Однако стоянка на островке безопасности запрещена.
Иные запрещенные действия
Даже если водитель знает, что остановка на островке безопасности недопустима, он может иногда ее пересекать. Важно знать о том, что это также запрещено.
Если водитель во время перемещения по проезжей части заехал на островок, это является нарушением. Во всех случаях на человека, управлявшего транспортным средством, накладывается административная ответственность.
Штрафные санкции
Пересечение сплошной линии разметки грозит изъятием водительского удостоверения. Но назначается за островок безопасности штраф, размер которого зависит от совершенного нарушения. Послабление связано со степенью негативных последствий, которых, например, на автомагистрали может быть множество.
Согласно КоАП, за пересечение островка водителю придется заплатить 500 рублей. Что касается заезда/выезда, в этом случае нарушителю также грозит штраф. Он составляет 1000 рублей. Штраф в таком же размере придется заплатить и за парковку.
Спорные ситуации
В некоторых случаях водители наезжают на островок, чтобы избежать возникновения ДТП. Как правило, после этого они получают по почте постановление с требованием оплатить штраф. Однако в этом случае вовсе не обязательно расставаться с деньгами. Специалисты рекомендуют обратиться в ГИБДД территориального уровня и изложить свое видение ситуации. Но и в этом случае уполномоченные лица не всегда встают на сторону нарушителя. Это обусловлено тем, что островок безопасности является участком для пешеходов. Избегая ДТП, водитель мог совершить наезд на человека, пересекающего проезжую часть.
Спорной является и ситуация касаемо остановки на островке, находящемся вне перекрестков и пешеходных переходов. В ПДД не написано, что парковаться на данном участке запрещено. Однако при наличии сомнений водителям всегда стоит обращать внимание на разметку. Она всегда сплошная. И ее пересечение категорически запрещено.
Важно знать о том, что в некоторых случаях штрафа можно избежать. Но при этом все аргументы должны быть обоснованными. Если водитель докажет, что островок безопасности размещен таким образом, что его наличие, напротив, значительно увеличивает риск возникновения ДТП, штрафа действительно можно избежать.
Упор на это можно делать при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных пунктов:
Грамотный подход в некоторых случаях поможет избежать штрафа. Однако большее число водителей предпочитает не тратить свое время и расстаться с некоторой суммой денег. В этом случае следует помнить о том, что в первые 20 суток оплатить штраф можно с 50%-ной скидкой.
В заключение
Что такое островок безопасности и разрешена ли на нем остановка?
Здравствуйте уважаемые автомобилисты! Каждый из Вас держал в руках книгу с правилами движения, что она представляет, Вы тоже прекрасно понимаете. Это небольшой буклет, состоящий из 30 страниц, добрая половина которых, это изображения светофоров, жестов регулировщика и дорожных знаков. То есть на сам текст ПДД приходиться порядка 15 страниц мелкого текста, которые, как и любой законодательный акт, очень сложно воспринимаются и требуют пояснений, примеров и комментариев. Сегодня как раз подробно разберем такой термин, как островок безопасности.
Назначение и функции
Начну, пожалуй, с того, что такого термина в тексте ПДД Вы не найдете, несмотря на то, что это выражение достаточно часто фигурирует в речи водителей и пешеходов. Так что же считать островком безопасности?
Для того чтобы понять, что есть островок безопасности, необходимо обратиться к ПДД, а конкретнее к горизонтальной разметке, к той которая наносится на дорожное полотно. Разметка 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3.
Этой разметкой обозначаются островки, разделяющие транспортные потоки.
Но, для поиска этого термина необходимо обратиться к другому документу, ГОСТ Р 52766–2007 Дороги автомобильные общего пользования. Где ясно сказано:
Островок, разделяющий транспортные потоки служит, для увеличения бокового интервала между движущимися автомобилями, а, как известно чем он больше, тем движение становиться более безопасным.
Можно ли заезжать
Как Вы поняли из написанного выше, что в тексте ПДД, словосочетание «островок безопасности» не фигурирует, то и искать ответ на вопросы: можно ли заезжать или можно ли парковаться, там смысла нет.
Тут нужно просто обратить внимание на то, как обозначены границы этих элементов? Правильно, сплошной линией разметки, которую пересекать нельзя. Правда есть одно исключение, но оно не имеет никакого отношения к нашему вопросу. Кстати сказать, у меня написана отдельная статья про сплошные линии, где описаны все их виды, назначение и возможности их пересечения.
Получается, что сплошную линию мы пересекать не можем, кроме случая, если она обозначает правый край проезжей части с целью остановки на обочине, а соответственно заехать на островок безопасности тем более.
Наезд на данный элемент разметки наказывается аналогично пересечению сплошной линии, штрафом 1000–1500 руб.
Разрешена ли парковка
В тексте правил перечислены места, где запрещена остановка и стоянка:
Но про островки безопасности, там нет ни слова. Это вовсе не значит, что можно смело туда заезжать парковаться, тем более, зачем тогда сплошная разметка, которой они очерчены по периметру.
Обратим внимание на п. 12.4 и 12.5:
В данном пункте описано, где можно осуществлять стоянку, островок безопасности не подходит не под один из них. Соответственно приходим к выводу, о запрете остановки и стоянки. За нарушение этого пункта ПДД предусмотрено наказание:
Теперь Вы твердо знаете, что это такое «островок безопасности». Если Вы хотите прокачать свои знания в области ПДД, то Вашему вниманию очень полезные статьи: тонкости применения правила «помеха справа» и для чего служит вафельная разметка.
Что такое островок безопасности на дороге, можно ли заезжать и парковаться на разметке?
Говорят, что человек может привыкнуть даже к самым строгим, драконовским, но постоянным законам. И, наоборот, будет чувствовать себя некомфортно при законах мягких и здравых, но если их нормы постоянно меняются. Именно на второй вариант и похожа сегодня ситуация с островками безопасностями на российских дорогах.
Все указать, расписать, регламентировать – может и неплохая идея. Но поменять все кардинально, при этом оставляя в силе и старые нормы, не указывать напрямую на санкции, но выписывать штрафы, запутать автолюбителей так, что они перестали понимать где можно останавливаться, и как именно перемещаться в районе этой разметки – это не только плохая задумка, это прямые проблемы для дорожного движения.
Однако на свете есть автоюристы! И мало кому удается запутать эту категорию профессионалов, готовых помочь разобраться. Сложностям, связанным с островками безопасности (их нормам и штрафам за нарушения) будет посвящена эта статья.
Что это такое? Определение
Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.
Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.
Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.
Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.
Как выглядит разметка 1.16.1 – 1.16.3? Фото треугольника безопасности
Казалось бы, что может быть проще – сфотографировать островок безопасности, и предоставить читателю его внешний вид? Однако, если бы все было настолько просто, статья бы на этом и завершилась. Но… нет! Сложности только начинаются, и именно во внешнем виде разметки (вернее в его интерпретации) и кроются основные проблемы, о которых пойдет речь далее.
Придется снова обратиться к ГОСТам. Уже упомянутый ГОСТ Р 52766-2007 в свою очередь ссылается на другой нормативный акт, регламентирующий нормы дорожной разметки. До недавнего времени это был ГОСТ Р 51256–2011, но теперь заменен на ГОСТ Р 51256–2018.
Остров безопасности, обозначенный в этих нормах, визуально отличается. Давайте сравним:
Номер | ГОСТ Р 51256 – 2011 | ГОСТ Р 51256 – 2018 |
---|---|---|
1.16.1 | ||
1.16.2 | ||
1.16.3 |
Нумерация указанных пунктов совпадает в обоих ГОСТах. Отличается ли внешний вид островков? Если смотреть на фото, кажется, что да, и довольно сильно. Но фактически все несколько сложнее. Это требует отдельного пояснения.
В чем отличие разметок, и какие проблемы с этим связаны?
При действии старого ГОСТ проблема связывалась со штрафными санкциями. Конкретного ПДД, запрещающего заезжать на островок безопасности, нет. Однако автолюбители получали штрафы. Аргументация была в пересечении сплошной разметки 1.1 , которой ограничен островок.
Водители часто настаивали, что указанная линия не является сплошной, а есть лишь часть общей разметки. Нередко удавалось убедить суды, что нарушения не происходило.
Теперь, по новому ГОСТ, сплошная разметка на рисунках и вовсе отсутствует. Может показаться, что спор решен в пользу участников движения, но это не так – запрет не только не снят, он стал еще более очевидным!
Вернемся к ГОСТ Р 52766-2007. Теперь в нем указано, что пп.1.16.1 (по ГОСТ Р 51256 – 2018) — это разметка площади островка безопасности, т.е. разметка внутренней части. Отдельно обозначено, что его границы обозначаются в соответствии с п.1.1 ГОСТ Р 51256 – 2018 – сплошной наклонной линией, т.е. прямо указано, что граница островка есть сплошная.
Иллюстрация разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256 – 2018
С трудом, но с первой проблемой разобрались. Теперь однозначно указано, что проезд по островку безопасности есть пересечение одиночной сплошной. Но это еще не все.
Для чего нужен островок безопасности на дороге?
Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:
В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.
Требования к островку безопасности по ГОСТу
Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:
Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2018:
Иллюстрация разметки 1.16.1 в ГОСТ Р 51256 – 2018
Параметры полос по пунктам 1.16.2 и 1.16.3 соответствуют нормам линии 1.16.1.
Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности
Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:
От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:
Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.
Нужно понимать, что разрешено останавливаться на разметке в случае технической неисправности ТС или плохого состояния здоровья водителя.
Может ли камера зафиксировать данное нарушение?
Обгон, разворот, стоянка на островке безопасности – все это может быть зафиксировано как сотрудниками ДПС, так и с помощью фотокамер. Нередко возникают споры, что камера не в состоянии отличить остановку от стоянки, однако в данном случае это не имеет значения — ч.3 (а значит и ч.6) ст.12.19 КоАП одинаково интерпретируют санкции за оба вида этого нарушения.
Проблема может быть при технической неисправности. Включения аварийной сигнализации на фото можно определить далеко не всегда. В этом случае придется обжаловать штраф за выезд на островок безопасности.
Что делать, если выписали протокол о нарушении?
Если штраф выписан и водитель с ним согласен, его надо оплатить. Причем большинство штрафов, за исключением повторных нарушений, если они были оплачены в течение 20 дней, могут быть погашены со скидкой в 50% (ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ).
Если водитель не согласен с выписанным постановлением, он может обжаловать штраф. Оспорить можно:
Обжалуется штраф за наезд или движение по островку безопасности по месту произошедшего. Обратиться с заявлением можно либо к начальнику местной ГИБДД, либо в районный суд. Оба варианта равнозначны по возможности решения данного вопроса.
В завершении хотим еще раз напомнить, речь в статье шла именно об островке безопасности, т.е. ограниченном пространстве, связанном с пешеходным переходом. Нередко с ним путают «направляющие островки» — похожи разметки, но не имеющие отношения к пешеходам. Правила для обоих случаев могут отличаться.
Что касается островков безопасности, то очевидно, что нарушений, связанных с ними, довольно много. В зависимости от обстоятельств, это могут быть небольшие проступки со штрафов в 500 рублей или серьезные правонарушения, предполагающие лишение прав. В последнем случае вам поможет юрист по лишению водительских прав.
Не стоит нарушать ПДД и стоять, оставлять машину на островке безопасности, но нужно знать и свои права, чтобы не быть обвиненным напрасно.