Что такое открытое общение
Общение: стратегии, виды и позиции. Рассмотрение трансактного анализа общения
Особенности различных стратегий общения
Психология рассматривает следующие стратегии общения:
Открытое общение — желание и умение в полной мере выражать собственную позицию и готовность учесть точку зрения окружающих. Открытые коммуникации эффективны, когда присутствует сопоставимость, но нет тождественности предметных позиций (в процессе обмена мнениями, замыслами).
Закрытое общение представляет собой нежелание (неумение) понятно выражать собственную позицию, отношение, имеющиеся сведения. Цель такого типа коммуникаций является оправданной в нескольких случаях:
«Одностороннее выспрашивание» представляет собой полузакрытую коммуникацию, в которой человек проявляет попытку выяснить точку зрения другого без раскрытия собственной позиции. «Истерическое предъявление проблемы» используется, когда индивид открыто выражает собственные чувства, проблемы, обстоятельства. При этом он не интересуется тем, хотят ли окружающие «войти в чужие обстоятельства», выслушивая «излияния».
Характеристика видов общения
Можно выделить следующие виды общения:
Кодексы делового и светского общения основаны на разных принципах.
Кодекс светского и делового общения
Кодексы делового и светского общения в своей основе имеют разные принципы. Так, для Кодекса светского общения характерно:
Кодекс делового общения подразумевает:
Когда один собеседник будет ориентироваться на принципе вежливости, а другой на принципе кооперативности, то их общение не будет эффективным. По этой причине необходимо согласование правил общения и их соблюдение всеми участниками.
Трансактный анализ общения
Тактика общения в психологии представляет собой реализацию в определенной ситуации коммуникативной стратегии (strategies), основанной на владении техниками и знании правил общения. Техника общения включает конкретные коммуникативные умения говорить и слушать.
Общение включает позиции доброжелательности (принятия собеседника); нейтральности; враждебности; доминирования; общения на равных; подчинения.
Концепцию трансактного анализа общения предложил американский психолог Эрик Берн. В ней он выделяет три основные позиции: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции могут много раз сменять друг друга в течение дня, также какая-то из них может быть преобладающей в поведении. В позиции Ребенка индивид смотрит на другого снизу вверх, готов подчиняться, испытывает радость от того, что его любят, одновременно чувствуя неуверенность и беззащитность. Данная позиция является в детстве базовой, но часто встречается и у взрослых. Общаясь с коллегами, человек стремится занять позицию Взрослого. Для нее характерен спокойный тон, выдержка, солидность, ответственность, равноправность в общении. В позиции Родителя разыгрывается роль старого отца, старшей сестры, внимательного мужа (жены), педагога, врача, начальника.
Для позиции Родителя характерны 2 типа поведения:
Позиция Ребенка может сочетать склонность к подчинению, поддержке и защите («послушный ребенок»). Также это может быть эмоциональный импульсивный протест, бунт, непредсказуемые капризы («бунтующий ребенок»).
Общение Родителя и Взрослого характеризуется динамичностью. Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением может либо сбить спесь с Родителя, переводя его в равную позицию Взрослого. Если же Родитель сумеет подавить собеседника, то переведет его в позицию подчиняющегося (бунтующего) Ребенка.
Можно встретить замаскированные разновидности общения, в котором внешний (социальный) уровень не будет совпадать, маскирует истинный психологический уровень общения. Так, общение продавца и покупателя внешне носит равноправный характер двух Взрослых, но фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») осуществляется на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Открытое – закрытое общение
Общение
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
К средствам общения относятся:
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (часто бессознательно) что именно скажет.
5. Выбор средств общения. Бессознательно или осознанно человек выбирает конкретные средства общения, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения. Оно кажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», или «коммуникативной компетентностью», или «коммуникабельностью».
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди Вас поняли, как они воспринимают Вас, как относятся к проблеме.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
Стратегии общения.
Открытое – закрытое общение.
Открытое общение – желание и умение полно выразить свою точку зрения, готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).
Закрытое общение – нежелание или неумение выражать свою точку зрения, свое отношение или имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: А) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на повышение компетентности другой стороны; Б) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.
Одностороннее выспрашивание – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время не раскрывает свои позиции.
Истерическое предъявление проблемы – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать жалобы и т.п.
Открытое и закрытое общение
Открытое и закрытое общение
Существуют различные виды общения на работе. Под видами я подразумеваю различные каналы, через которые люди, работающие в компании, могут общаться друг с другом.
Оно осуществляется в интранете или на другой внутренней коммуникационной площадке, например: информационные бюллетени, совещания, встречи зазавтраком, общие рассылки по электронной почте.
Это обмен информацией в коридорах, в столовой, на рабочем месте, на корпоративных вечеринках, в зоне для курения, возле принтера или копировальной машины, у кофемашины, в личных письмах и за спиной коллег.
Мой собственный опыт
Некоторое время я работала на телеканале, сотрудники которого были немного застенчивы, несмотря на то что их окружали напористые и толстокожие репортеры, которым ничего не стоило припереть к стенке министров, бомбардируя их нелицеприятными вопросами в лучших традициях журналистики. На ежемесячных совещаниях сотрудники сидели тихо, никто не осмеливался задать вопрос в открытую. Тогда решено было, что сотрудники будут задавать вопросы напрямую начальнику посредством электронной почты, а он будет на совещаниях лично отвечать каждому.
Это был новаторский метод решения рабочих проблем.
УПРАЖНЕНИЕ
Как обстоит дело у вас на работе? Еде происходит основное общение? Если вы работали в разных местах, вспомните, были ли какие-то отличия в общении.
Я должна признаться, что терпеть не могу закулисные разговоры. Люди, как мыши, шепчутся по углам, но стоит коту войти в дверь, и все высказанные мнения словно испаряются.
Конечно, это во многом зависит от социального, коммуникационного климата на работе, но ведь мы сами влияем на его формирование.
Мне было бы тяжело работать там, где люди ведут себя подобным образом. Надеюсь, что и не придется. Мне больше по душе открытая, доброжелательная атмосфера, где я могу свободно высказывать свои мысли коллегам или начальнику, не страшась репрессий. Многие компании утверждают, что такой подход им близок, но на деле ситуация там совсем иная.
Линн. Когда я пришла на свою прежнюю работу, все вокруг говорили, что в компании принято открыто высказывать свое мнение, что ни одна идея не останется без внимания. Через некоторое время я присутствовала на совещании сотрудников и воспользовалась этой возможностью, чтобы внести предложение: я считала, что к общему телефону должны подходить все сотрудники, а не только две самые воспитанные девушки. В комнате воцарилась тишина, потом начальник откашлялся и сказал, что подумает об этом.
После совещания ко мне подошла коллега и попросила не вмешиваться в это дело. Оказалось, существовала негласная договоренность о том, что некоторые сотрудники освобождены от необходимости отвечать на телефонные звонки. И так было не только с телефоном. Я решила, что мне это не подходит, и уволилась.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПОЭТУ И АРХИТЕКТОРУ.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПОЭТУ И АРХИТЕКТОРУ. (Андрею Андреевичу Вознесенскому, 1978 год) Вознесенский! напишите проект психотерапевтического кабинета, но не храм покоя! Там должна быть Плисецкая и, недосягаемая усмирению, невыдуманная одержимость сочных предвестий Мая. Там
Более открытое выражение чувств
Более открытое выражение чувств Во-первых, наш опыт показывает, что клиенты постепенно начинают более открыто выражать свои подлинные чувства перед членами своей семьи и перед другими людьми. Это относится к эмоциям, которые считаются отрицательными, таким, как
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ Завышенная самооценка эпилептоида сочетается с недружелюбным, подозрительным отношением к окружающим, где нет места сочувствию, желанию помочь, понять другого. Присущая ему мизантропия создает целую палитру сверхценных идей, где окружающие выступают как
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ Здоровый ребенок. Он хорошо понимает других людей, проявляет интерес к самым различным сторонам человеческих отношений. Все вокруг волнует его, ничто не проходит мимо него.С самого раннего детства видны его коммуникативные проблемы, связанные с неуверенностью в
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ Особенно ярко проявляется комплекс неполноценности при общении с окружающими. Подросток–астеник тянется к сверстникам, скучает без них, но и устает от их общества.«Они не любят формального общения в шумной компании и предпочитают ей общение с близким другом.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ «Ст. М» (05/88 —)
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ «Ст. М» (05/88 —) Наша книга о таланте, о сущности таланта, о его механизме, о механизмах его движения к саморастрате (к бездарности) и к самовоплощению (творец). Это не популяризация известных знаний; это совершенно самостоятельное исследование, в
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и
ЗОЩЕНКО: КЛОУН, ФИЛОСОФ, ЗАКРЫТОЕ СЕРДЦЕ
§ 1. Технология манипуляции как закрытое знание
§ 1. Технология манипуляции как закрытое знание Иногда говорится, что манипуляция сознанием есть «колонизация своего народа». Постепенно, по мере накопления знания о человеке и его поведении, складывались доктрины манипуляции сознанием. Поскольку завоевание это тайное
Открытое окно
Открытое окно Дети имеют в мою комнату свободный доступ. Заранее договорено: можно играть или говорить вполголоса либо полная тишина. Для приема гостей у меня стульчик, креслице и маленький столик. Три окна вплотную друг к другу; среднее открыто; подоконники низко –
Общение
Общение В 2008 году Джон Качоппо и Уильям Патрик доказали, что одиночество само по себе может быть причиной стрессовой реакции. В отсутствие социального контакта в организме вырабатываются те же самые нейрохимикаты, что и при физической боли. Изоляция, остракизм,
Глава 14 Открытое общение с авторитетными лицами
Глава 14 Открытое общение с авторитетными лицами Вы и я – единое целое. Вы находитесь в неразрывном единении с каждым человеком, который когда-либо жил или будет жить на этой планете. Независимо от духовной мудрости, успеха и счастья другого человека вы – единое целое с
Открытый человек – кто это такой и как им стать
Открытый человек – это тот, кто не боится и не стесняется выражать свое мнение, делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми, рассказывать о своем опыте (удачном и неудачном, победах и поражениях) и о себе (достоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах, увлечениях и т.д.). А также это тот, кто готов выслушать любого человека и старается понять и принять каждого, с кем знакомится. Давайте разберем подробнее, кто такой открытый человек и в чем проявляется открытость. А также узнаем, как стать открытым человеком.
Что такое открытость человека
Открытость человека – это душевная щедрость, то есть способность делиться своими внутренними ресурсами, нематериальными благами. Однако простота, честность и отзывчивость – малая часть того, что лежит на поверхности.
Свободный и открытый человек – какой он с точки зрения психологии? Открытого человека отличают следующие особенности:
Важно! У открытого человека есть личные границы, принципы, убеждения. А также он уважает личные границы других людей. Поэтому не стоит путать открытость с навязчивостью, бестактностью, эгоизмом или чем-то подобным.
В каких ситуациях открытость нужна, а в каких нет
О том, как стать открытой личностью, мы поговорим немного ниже, а пока обозначим, когда уместно, а когда не уместно быть открытым.
Открытые люди притягивают и располагают к себе. Однако не всегда открытость уместна и оправдана. Необходимо понимать что, когда и кому можно говорить, а в каких ситуациях лучше промолчать, чтобы недоброжелатели не воспользовались полученной информацией в своих целях. А также умеренная и разумная открытость защищает от конфликтов, неловких ситуаций.
Неуместно быть открытым в негативной обстановке и в негативном ключе. То есть лучше не выражать прямо свои негативные эмоции, злость, раздражительность. Конечно, в целом любые эмоции нужно выпускать и отрабатывать, а в отношениях важно говорить о том, что вам не нравится. Однако важно следить за тем, чтобы это было тактично и не обернулось потом негативом в вашу же сторону. То есть нужно выбирать выражения и избегать категоричных суждений. А также будьте осторожны в обсуждении интимных тем, особенно если ваши предпочтения в этой сфере явно отличаются от ориентиров большинства людей.
Нужно четко разграничивать уровни отношений: деловые контакты, близкое общение, беседа с приятелем или коллегой по работе и т.д. Для каждого из уровней есть свой лимит допустимой открытости, но определить его можете только вы сами. Да, можно, например, сказать, что на работе мы обсуждаем только рабочие вопросы, но ведь иногда коллеги становятся друзьями и тогда степень открытости между людьми возрастает, а значит, и список тем расширяется. Так или иначе, не стоит раскрывать и изливать душу перед первым встречным. Подождите немного, «прощупайте» человека перед тем, как пускать его в свой внутренний мир.
Как стать открытым человеком: рекомендации от психолога
Что значит открыться человеку? Это значит показать ему кусочек своего внутреннего мира. Какой размер у этого кусочка? Решаете только вы сами.
Как быть открытым человеком в общении? Придерживайтесь правила «быть проще». Что это значит? Это значит меньше грузить себя вопросами: «А вдруг меня неправильно поймут?», «А вдруг я неправильно понял?» и подобными им. Быть проще – это значит быть собой, но для этого нужно понять и принять себя.
Что еще поможет стать открытым человеком? Еще раз прочитайте качества открытого человека. А теперь подумайте, чего не достает вам. Развивайте эти качества, а также ориентируйтесь на следующие рекомендации.
Начните больше общаться
Если вам пока сложно быть открытым человеком и открыться человеку в реальной жизни, то начните с общения в интернете – идите на форумы или заходите в социальные группы с близкими для вас темами. Например, вы можете начать общение с обсуждения фильма или книги. Поделитесь своим мнением, расскажите о своих ассоциациях и чувствах. Наверняка найдется человек, который в ответ поделится своими переживаниями. Раз вам понравилось одно и то же произведение, то велика вероятность, что у вас с этим человеком есть еще что-то общее. Постарайтесь найти все точки соприкосновения и развивайте каждую из тем. Не бойтесь первым «закидывать удочку», развивать диалог.
Как открыться человеку в реальной жизни? Действует тот же принцип, что в интернете. Начните общение с одной общей темы, а потом из нее развейте десятки других тем. Конечно, такое бывает не всегда. Если вы понимаете, что общение не складывается, то ничего страшного – оставьте человека в покое. Он же не единственный во всем мире. Кстати, постепенно отходите только от своих интересов и пробуйте что-то новое, знакомьтесь с людьми из других кругов общения, просите научить вас чему-то или рассказать вам о чем-то.
Честность
Если вы будете рассказывать придуманные истории или все время думать о том, как бы не сболтнуть лишнего или как бы не выйти из образа, то интересного повествования, легкости и открытости в общении точно не получится. А также рано или поздно вы запутаетесь сами в себе и еще больше замкнетесь. Если же вы будете говорить о том, что вам понятно и близко, то вереница мыслей появится сама собой. Останется только облечь мысли в слова.
Конечно, внятная, красивая, уверенная речь приятнее для собеседника. Но если вы испытываете трудности с выражением мыслей и чувств, то пока не думайте о том, как рассказать интересно и красиво – просто говорите о том, о чем хотите сказать.
Больше рассказывайте о себе
Рассказывайте забавные и мотивирующие истории из жизни. Но делайте это уместно и никогда не уходите в негатив. Это означает, что не стоит рассказывать о своих проблемах и болезнях, жаловаться на жизнь. Однако если в приватной беседе близкий знакомый поинтересуется вашими делами, то и об этом уместно рассказать. Но неуместно просто плакаться, занимая позицию жертвы. Лучше рассказывать о проблемах в контексте их преодоления.
Проявляйте уважение
Учитесь слушать других людей, поддерживать и помогать. Осваивайте навык внимательного слушания. Суть метода в том, что вы не просто слушаете человека и киваете в такт его словам, а действительно стараетесь прочувствовать, прожить то, о чем он говорит, посмотреть на мир его глазами. Если вас попросят о совете, то расскажите о своем опыте или о том, как бы вы поступили в такой ситуации. Если вам не задают вопросов и не просят о помощи, то не навязывайтесь. Но демонстрируйте через речь, мимику, жесты и положение тела готовность помочь собеседнику.
Помните, в начале статьи мы говорили о психологической гибкости и непредвзятости? Это относится и к уважению в адрес других людей. Не судите и не осуждайте, старайтесь понять другого человека. Да, вы не обязаны разделять чье-то мнение, но понять или хотя бы попробовать понять мотивы, поступки человека вы должны.
Будьте более позитивными
Развивайте позитивное мышление, а также чувство юмора и самоиронии. Если вы можете посмеяться сами над собой, значит, вас ничто не может выбить из колеи. Но главное – никто другой не может вас задеть, обидеть, унизить, оскорбить. Имея чувство юмора, вы сможете адекватно реагировать на критику, особенно на некорректную критику.
Мой опыт
Судя по обрывкам моих воспоминаний и рассказам других людей, с рождения я была активным и открытым ребенком. Я любила быть в центре внимания, выступала во всевозможных видах самодеятельности, громко и искренне смеялась, не боялась людей. А потом в мою жизнь ворвались комплексы и травмы, из-за которых я стала замыкаться в себе. Я уже не могла быть открытой и дружелюбной со всеми, боялась знакомиться и общаться с другими людьми.
Наедине с «избранными» (теми, кто проверен годами и точно принимает меня любой) я оставалась тем самым открытым, веселым человеком. И в принципе так можно было жить, но до тех пор, пока я не перешла в старшие классы. А когда окончила школу, то стало понятно, что так жить невозможно.
В ходе самоанализа я поняла, что не изменилась (как думала поначалу), а задавила себя. Где-то в глубине души во мне все еще жила та задорная девчонка, которая умеет шутить, улыбается при встрече даже новым знакомым, непринужденно ведет беседу, не боится высказывать свое мнение или рассказывать что-то о себе, может и хочет находиться в центре внимания. И я понимала, что мне этого не хватает.
Получается, что мне нужно было не развивать открытость, а возвращать себе себя. Для этого было необходимо избавляться от неуверенности, страхов и комплексов. А также было важно найти свои источники силы (увлечения, хобби) и определиться с профессией. В общем, на мой взгляд, стать открытым человеком помогает принятие себя и самореализация в жизни.
Не могу сказать, что сейчас я стала такой же активной и открытой, как когда-то в детстве. Но, думаю, на то есть две причины. Во-первых, возраст все-таки другой. Уже давно я ориентируюсь на качество контактов, а не на количество. Да и о присущей всем детям непосредственности забывать не стоит. Во-вторых, не исключаю, что чрезмерная общительность и коммуникабельность в детстве уже были механизмом психологической защиты, потому что тогда меня можно было назвать, скорее, ведомой, чем ведущей. Так что вот еще один вывод: открытость открытости рознь.
Для анализа своего прогресса я ориентируюсь на такой показатель: сейчас мне не страшно взаимодействовать с людьми, но иногда тяжело (особенно если контакт уходит в дебри «ты ж психолог») и скучно (я уже говорила, что выступаю за качество и не люблю беседы «ни о чем»). А еще я перестала бояться чужого мнения и подстраиваться под него, то есть стала по-настоящему открытой, а не удобной.
Заключение
Теперь вы знаете, как стать более открытым человеком, и можете применить эти знания на практике. Однако не забывайте, что не все люди в силу индивидуальных психологических особенностей могут быть открытыми со всеми. Если вы понимаете, что сдержанность и погруженность в свой внутренний мир – это ваша особенность, а не последствие каких-либо психологических проблем, то не пытайтесь переделать себя. Необязательно быть открытым со всеми и всегда, чтобы быть успешным и счастливым человеком.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Некоторые секреты открытого общения
ВВЕДЕНИЕ
Чем определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, умением найти общий язык, знанием техник правильного слушания собеседника и многим другим. Все это правильно. Вместе с тем всего этого недостаточно. Нужно помнить: главный инструмент в общении — это сам человек.
Общаясь, мы прежде всего используем самих себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой дефицитной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными — человеческими личностями. Для этого надо совсем немного. суметь открыть себя другому человеку. Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого человека интимных подробностей своей жизни. Сюда входят прежде всего умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого, отсутствие желания выглядеть лучше или хуже, чем есть. Самое интересное, что, для того чтобы общение состоялось, у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научиться общаться» не совсем верное. Как раз общаться-то мы на самом деле умеем.
Наша проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. Закрываемся сами и «закрываем» этим других. Значит, для создания общения надо научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.
Эта работа — не свод полезных советов и абсолютных истин, не что-то законченное и незыблемое. Она скорее настроена на разговор с читателем, на совместное исследование проблемы человеческого общения. Разумеется, она поможет тем, кто занимается воспитанием (и не только детей). Те, кто интересуется психологическими «секретами», тоже, я надеюсь, найдут их здесь. Возможно, и профессионального психолога заинтересует это направление, связанное с изучением открытого общения.
Такой вид общения называется по-разному: духовным, личностным, неформальным, доверительным, искренним. Но суть его одна — без него этот мой читатель не может назвать себя счастливым. Мне же хочется определить такое общение как «открытое». Поэтому эту брошюру, помогающую построить душевный контакт с другими людьми, я назвал «Некоторые секреты открытого общения».
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
Успешно ли мы скрываем свое одиночество?
Существует немало барьеров общения, которые затрудняют наше вза- модействие и взаимопонимание. Отдельно хотелось бы рассмотреть барьеры, зачастую неосознаваемые, которые кроются в стиле общения, в нашей манере вести себя при контактах с другими людьми. Именно от стиля общения зависит успех построения отношений. Здесь нет мелочей. Взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация — все это может быть как располагающим, так и отталкивающим.
Обратите внимание: как часто мы своим поведением не сообщаем дорогому нам человеку, что он нам дорог. Порой даже тратим массу усилий, чтобы скрыть это. А сами ждем, что он за этим «закрытым» поведением увидит, поймет и примет нас. Извините, но такое не всегда под силу даже опытному психологу!
Для наглядности попробую провести аналогию со спортом. Есть боксеры, которые защищаются тем, что держат соперника на длинной дистанции, не дают ему приблизиться к себе. Этого спортсмена действительно не достать.
Стиль общения некоторых людей мало чем отличается от тактики подобных боксеров. Представьте ощущения, если человек, с которым вы разговариваете:
избегает смотреть в глаза, обычно взгляд его направлен вбок или вниз;
не называет вас по имени, говорит «вообще», а не лично к вам относящееся;
внутренние переживания разговора с вами не отражаются на его обычно бесстрастном лице;
в разговоре отстраняется, избегает рукопожатий.
Ну, как? Возникает чувство, будто собеседник удерживает вас рукой на расстоянии. Он воспринимается как равнодушная, скрытная и холодная личность, какие бы искренние теплые чувства ни испытывал к вам.
Кто-то достигает безопасности лишь в «ближнем бою». Это человек, переходящий сразу на «ты», откручивающий у вас пуговицу и похлопывающий по плечу. Такое чрезмерное «проламывание» дистанции в общении также может вызвать неприятные ощущения и восприниматься как излишняя навязчивость или фамильярность.
Другой стиль защиты строится на изменении высоты позиции в общении (как в буквальном, так и в переносном смысле). В практике психологов имел место не совсем обычный эксперимент. Двух людей посадили в кресла, которые с помощью специальных приспособлений могли передвигаться вверх. В момент спора, доказывая свою точку зрения, один из собеседников нажал на кнопку подъема и сразу оказался на две головы выше своего соперника. Другому это не понравилось. Он тоже поднялся, но уже гораздо выше. Так они, споря, и поднимались, пока под громкий смех присутствующих не уперлись в потолок.
Вот несколько средств, которые довольно быстро делают нас недосягаемыми для дружеского разговора:
уверенный многозначительный тон;
категоричные формулировки, в которых якобы нельзя сомневаться;
преподаем истину в готовом, конечном виде;
стараемся, чтобы в любом споре последнее слово было за нами;
разговор строим не как беседу, а как демонстрацию своих «ценных» качеств или познаний.
В этом случае мы, возможно, произведем впечатление авторитетных людей. Да, нас выслушают, но дружить вряд ли,захотят. Где уж нам, подумают.
Но не менее успешно можно остаться одному и «опускаясь вниз», занижая себя, демонстрируя скромность, малозначимость.
«Человек-невидимка» — это, пожалуй, самый эффективный защитный стиль из всех, которые гарантируют полное одиночество. По сути, человек сам себя делает незаметным для окружающих. Он:
избегает одеваться в модные наряды (если это девушка, то обычно не пользуется косметикой);
говорит тихо, слова произносит неразборчиво из-за боязни сказать что-то не то;
находясь в гостях, обычно садится в самый укромный уголок, прячась за книгу или газету;
не переносит находиться в центре внимания, даже если это день его рождения;
маловыразителен в танцах, движениях; на танцах или дискотеках будет сидеть и смотреть, как танцуют другие.
Побывав в очередной раз в компании, «невидимка» уйдет домой по- прежнему один, так ни с кем и не познакомившись.
Но и слишком выделяющиеся люди тоже нередко одиноки. Это как у бабочек — броские, яркие цвета служат своеобразной защитой. И не случайно. Сколько же нужно смелости, чтобы подойти к модно одетой незнакомой красавице! Трезвым и скромным это явно не по плечу.
Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. Для этого, наверное, стоит постараться убрать в себе все, что мешает прямому и искреннему нашему свету. Сколько их, несостоявшихся дружб, только из-за того, что люди прятали от другого свою доброжелательность, прикрываясь грубостью, напускным весельем, деланным равнодушием!
Только осознав личный вклад в построение своей стены одиночества, можно что-либо начинать изменять в своей жизни.
ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНТАКТОВ
Кто он, гений общения?
Сейчас людей, у которых нет трудностей в общении, почти не осталось. Понятно, не всякий разговор можно назвать общением (как, впрочем, далеко не каждого человека можно назвать личностью). Поэтому попробуем, основываясь на одном из новых подходов в психологии, условно разделить обилие контактов с окружающими на несколько уровней.
Итак, уровень первый. Эта ситуация всем знакома: учитель — ученик, начальник — подчиненный, офицер — солдат. Жесткая, безличная, ролевая форма контактов, определяемая словом «управление». При таком контакте существует некто «сверху» и кто-то «снизу». И тот, «нижний», выполняет задания «верхнего». Управлять другим — значит использовать его в контакте как средство. Есть управление открытое, а есть скрытое. И очень часто многие «гением общения» называют человека, способного открыто управлять другими («Наш начальник от любого добьется того, что хочет», — с восторгом говорят о таком.) То есть «управленец» — это человек, который владеет секретами и способами влияния и воздействия на других людей. Тот, кто великолепно видит слабые стороны и умеет в нужную минуту надавить на необходимую кнопку.
На психологическом языке такой тип человека получил определение «манипулятор». Для людей, желающих овладеть техникой манипуляции, есть даже специальные пособия. Например, «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги. Единственное, что я бы отметил: при всех своих внешних успехах манипулятор часто глубоко несчастен. Происходит это потому, что он подчас лишен близких отношений с людьми. Для скрытого управления наиболее благоприятны закрытые отношения. Но справедливо и обратное: если у нас закрытое общение, мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда я делаю «шахматный ход», используя в качестве фигуры своего друга, жену, ребенка (какие бы благородные цели я ни преследовал), тем самым я разрушаю, «съедаю» наши отношения. Манипуляции в общении с близкими людьми никогда не прощаются.
Второй уровень, где уже более равные позиции при контакте, называется «коммуникацией». Типичные ситуации: «в курилке», на кухне, в застольной компании, в транспорте. Основная проблема в этих ситуациях — выбор общей темы. Внешне это может походить на словесный «хоккей»: тема «вброшена» (скажем, «Универмаг») и вся компания начинает «гонять ее по кругу». Исчерпав одну, подыскиваем другую. В коммуникации наша личность уже проявляется, но в малой степени. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу найдет для разговора тему, интересную всем, Забегая вперед, скажу, что, может быть, всем быть коммуникабельными не дано, но общительным может быть каждый.
Третий уровень нашего условного деления контактов носит название «обслуживание». Здесь уже я не использую другого человека как средство, а сам становлюсь таким для него. Наглядный пример этого уровня — психологическая помощь. Ко мне приходит человек со своей проблемой, которую я, как психолог, стараюсь помочь ему разрешить. Недаром большинство действенных советов по вопросу «Как выйти из одиночества?» обобщены единым — «Выводи из него других». Но человека, способного дать вам мудрый совет, выслушать и помочь разобраться в себе, тоже пока рано называть гением общения. Следуя этой схеме, он скорее гений обслуживания. Это уровень уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это еще не собственно общение.
Четвертый, высший уровень наших контактов — «общение». Описать его намного труднее. Вот одно характерное определение, поясняющее его суть: «Общение — это взаимосвязь равносвободных и равноуникальных субъектов». Цель его всегда одна — другой человек.
Это не взаимообмен информацией, оно касается внеинформативных феноменов: смысла жизни, нравственных ценностей, направленности личности, ее идеалов и стремлений. Их невозможно передать, к ним можно лишь приобщить другого человека. Психологический механизм общения — это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.
Человека, способного к этому, и следует назвать гением общения. В литературе описан такой тип — князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Сила открытости этого человека была для других столь велика, что те, с кем он успевал хоть немного поговорить, становились его союзниками или друзьями.
Общение — это уже не столько техника, сколько искусство. Если я, психолог, могу научить человека управлять другими или коммуникабельности, то научить общаться в принципе невозможно. Мы можем только подготовить к общению человека, но не гарантировать, что оно состоится. Ведь невозможно гарантировать творчество.
Итак, открыто проявлять свою неповторимость и принимать собеседника — это и есть секрет общения. Почему же то, что так легко звучит в теории, так сложно применить в жизни? Одно только знание своих «защитных сооружений» от общения не дает возможности убирать их во время доверительного диалога. Сначала надо понять причину их возникновения. Только после этого мы сами сможем управлять ими, а не они — нами.
ПРИНЯТЬ СЕБЯ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ?
Как правильно бороться с собой
Когда-то одним из моих каждодневных занятий была. борьба с собой. Я старательно пытался переделать себя, свой характер. Стать другим, каким-нибудь героическим. За основу брался образ из кинофильма или ценные для меня качества знакомых. Я строил планы изменения своей личности, прогнозы, каким я буду через год, через три. Иногда казалось, что я уже совсем иной. Но рано или поздно вновь возвращался в «исходное» состояние, только переживалось оно еще ужаснее. В общем, я не любил себя.
У писателя М. Бежина есть рассказ, который произвел на меня сильное впечатление. Называется он «Мастер дизайна». Его главный герой, Юра, под руководством своего нового знакомого, специалиста по общению, или, как тот себя называл, «мастера дизайна», за короткий срок стал неузнаваемым. «Не было больше стеснительного мальчика, бесконечно зависимого от чужих мнений и всякую минуту готового себя презирать. Был артист дизайна, галантный, остроумный, изящный».
Но лучше жить от этого Юра не стал. «Однажды он изумился, встретив давнего знакомого, начавшего недавно заниматься культуризмом. Был щуплый, хилый мальчик, и вот перед Юрой возвышалась гора мускулатуры. То же самое теперь случилось с ним, только его преобразил душевный культуризм». В конце рассказа герою жаль утраченной застенчивости. Оказалось, он утратил гораздо больше, чем приобрел.
А если причину возникновения наших защитных барьеров искать прежде всего в отношении к самому себе, своим качествам? Получается, что если я сам себе не нравлюсь, то мне кажется, что другим и подавно. Поэтому окружающим я себя полностью не показываю, а предъявляю им более приятный, более совершенный образ. Зачем другому человеку мои проблемы? Еще засмеют! Лучше спрятать их подальше.
Моя закрытость и есть выражение того, что я не уважаю себя, не ценю своей уникальности и неповторимости! Чем больше я себе не нравлюсь, тем сильнее я прячу себя при общении. Kpoмe того, «закрытый» человек не уважает других, поскольку не верит, что они способны воспринять его неповторимость. Отношение к другим всегда бывает с таким же знаком, как и отношение к себе.
Обычно легко и быстро возникают хорошие отношения у людей с противоположными характерами. А с одинаковыми? Посудите сами — зачем веселому человеку весельчак? Они очень скоро утомят друг друга. Также трудно представить себе компанию, состоящую, например, из одних меланхоликов.
Из-за того, что мы не «подаем» себя другим открыто, считая реальные качества не заслуживающими внимания, и начинается невообразимая путаница в контактах. Я, считая себя грустным человеком, стараюсь выглядеть веселым и задорным. Какие люди ко мне потянутся? Грустные. Но мне же нужны веселые! Так рядом с нами оказываются люди, с которыми нам тяжело. А нас отталкивают те, к которым мы стремимся. И вот грустная ирония судьбы — «чужих людей разъединенность и разобщенность близких душ». Чтобы не заниматься «душевным культуризмом», надо прежде всего быть собой. Приняв себя, я действительно смогу развиваться.
Один пример. В практике актеров есть специальные занятия по сценической речи. На любопытную деталь указал мне как-то преподаватель этого предмета. Оказывается, у каждого человека есть как бы два голоса. Один — тот, к которому он привык, тот, которым он обычно говорит и который на самом деле — неправильный. Если таким голосом говорить долго и громко — это приводит к болезни. В то же время у каждого есть настоящий, подлинный голос, но совсем не похожий на первый.
Главная трудность занятий даже не в том, чтобы показать человеку, как он должен говорить, а в том, чтобы этот человек разрешил себе так разговаривать. «Ужасная речь, я никогда таким голосом говорить не смогу», — так передают свои переживания учащиеся. Со стороны же, когда человек говорит этим новым для себя голосом, он слушается гораздо лучше и понятнее. Это и есть его настоящий, естественный голос. Им можно говорить легко, громко и долго. По-настоящему развить, сделать сильным можно только его.
Так и в жизни. Только найдя свой «внутренний» образ, приняв его, можно думать о том, как стать другим. Без этого все попытки «самоизменения» — попытки к бегству От самого себя.
Проблема личности, в чем ее секрет? Вовсе не в подражании сильным, ярким, талантливым. Их не надо дублировать. Это тупик. Личность, личное, лицо — одно-коренные слова. Настоящая личность та, которая развивает себя, свою неповторимость. Та, которая идет своей дорогой, по которой, кроме нее, никто пройти не сможет.
Но здесь опять новая трудность. У каждого, конечно, имеется представление о самом себе. Но насколько оно соответствует реальности — это вопрос очень спорный.
Практика видеотренинга (психологической подготовки к общению с помощью видеоаппаратуры) отмечает один важный момент. Когда человек впервые видит себя на экране, он переживает состояние, близкое к эмоциональному шоку. Ему не верится, что существо, говорящее там, хмыкающее, двигающее плечами при разговоре, размахивающее руками, такое несдержанное, — он сам. Это я помню и по себе. «Крайне неприятный тип» —- была моя первая реакция на свое изображение. Нередко бывает и так, что человек категорически отказывается сниматься во второй раз.
Для того чтобы принять себя таким, какой ты есть, должно быть, как минимум, одно условие: надо познать себя. В одиночку это сделать почти невозможно. Наши внутренние психологические механизмы «спасут» нас от этого, подставив нереальный, чаще улучшенный, реже зачерненный образ самого себя.
Единственное средство познания себя в общении — другие люди. Внимательно посмотрите, какие чувства мы вызываем у тех, с кем разговариваем, как они на нас реагируют, какие отношения с нами завязывают? На этом и строятся специальные занятия по подготовке к общению. Окружающие люди выступают своего рода системой зеркал, глядя в которые мы видим себя, свои сильные и слабые стороны. Через других мы начинаем знакомиться с собой.
Как стать красивым, любимым и счастливым
«Сказка — ложь, да в ней намек. » Старая пословица. Если говорить о практической психологии, то совершенно точная. Попробуем взять одну из вечных сказок и перевести мир сказочных метафор на язык психологической реальности. Сюжет этот с множеством вариаций кочует по разным странам и народам.
Итак, в некотором царстве-государстве жила-была прекрасная принцесса. Чем-то она разгневала злую колдунью, и та ее заколдовала. Принцесса либо превращается в лягушку, либо принимает другой страшный облик. Так бы она и просуществовала всю оставшуюся жизнь заколдованной и несчастной, но, естественно, появляется добрая сила в облике принца. После множества испытаний он находит ее и влюбляется. Кстати, по условию сказки, он должен ее полюбить именно в искаженном виде (для нас эта деталь будет важна). Надеюсь, вы уже догадываетесь, как он ее расколдовывает? Правильно, он ее целует. Происходит чудесное превращение.
Как вы думаете, про кого эта сказка? На самом деле она о нас. В ней излагается один из самых верных способов стать счастливым. Надо лишь суметь его понять. Попробуем?
Подумаем сначала, многие ли считают себя прекрасными принцами и принцессами, по-настоящему обаятельными и привлекательными? Я, например, не рискну. Но всем этого хочется.
Обычно мы решаем эту проблему так. Надеваем на себя модные наряды, используем разнообразную косметику, делаем прическу, говорим остроумные фразы, овладеваем изысканными манерами. По сути, всячески разукрашиваем свою «оболочку». На основе господствующего представления о красоте создаем образ «себя для других». Получается, что пределы совершенствования нам задает мода. Модный и красивый — эти слова сближаются настолько, что становятся синонимами.
Если б это было так в действительности, то было бы довольно грустно. На самом деле каждый из нас красив, но не всегда. Лишь в очень редкие моменты. Какие? Если мы посмотрим на детей до пяти лет, мы не встретим некрасивого ребенка. Любой из них — прелестный цветок. Значит, дело здесь совсем в другом. Детство — то состояние, когда «Я — для других» и «Я — для себя» практически не отличаются. Открытость — естественное состояние ребенка. Это совпадение с самим собой и составляет тайну обаяния.
Заколдовывающей нас злой колдуньей выступают нормы и правила, которые поступают к ребенку главным образом от родителей. Разделению себя на «Я — для других» и «Я — для себя» способствует особая форма родительской любви. Она носит название условной. В отличие от нее настоящая любовь всегда безусловна. Человека любят не за какие- то его качества и проявления, а за его неповторимость и незаменимость. Условная же любовь стоит в прямой зависимости от поведения ребенка: «Если ты будешь себя хорошо вести, я тебя буду любить, если плохо — отдам вон тому дяде». Такие «пожелания» очень сильно влияют на ребенка, для него потеря любви равнозначна катастрофе. Даже если ее убирают на короткое время. При этом любовь начинает выступать в виде премии, награждения за желательное поведение. Любовь могут дать, а могут и не дать. У ребенка складывается представление о том, что любовь — это всегда плата за что-то. Что она так просто не дается, ее надо заслужить.
Вынужденный приучаться к двойному поведению, ребенок «открывает» теперь некую часть своей личности как малоценную и нежелательную. Скорее всего, отсюда берет начало наше представление о том, что в человеке есть положительные и отрицательные качества. А уже в дальнейшем мы строим свое поведение таким образом, чтобы демонстрировать окружающим свою «положительную» часть и маскировать от них то, что считаем в себе плохим. Так мы заколдовываемся, так становимся одинокими.
Существует даже такое направление в психологии, которое пробует изучать эти так называемые жизненные сценарии человека. По мнению представителей этого направления, сценарий судьбы закладывается с момента рождения. Ребенок получает информацию о мире не только самостоятельно, но и опосредованно, через родителей. Их оценки, пожелания, суждения по поводу его поведения, в том числе и угрозы, — всё это формирует жизненный сценарий, по которому человек будет идти дальше.
Условная любовь формирует сценарий, по которому человек обречен не только никого не любить, но и не дать другим полюбить себя. Вот лишь некоторые девизы, которыми он руководствуется в дальнейшем, — они логически вытекают из преподанной родителями концепции любви:
не люби никого просто так (любовь надо сначала заслужить);
не говори никому, что нуждаешься в любви и тепле (если признаешься, то тебя будут использовать);
если тебе дали тепло — не показывай, что оно тебе было нужно (знай, что тобой хотят манипулировать, любовь — это золотые монеты);
если тебе дают не такую любовь, которая тебе нравится, — бери и скрывай это (любовь — всегда сокровище, только дураки от этого могут отказаться);
не люби самого себя (моя личность сама по себе малоценна).
Чтобы привить ребенку сценарий «Не думай», надо почаще говорить
ему: «Не суй нос, куда не следует!», «Яйца курицу не учат!», «Не лезь, тебя не спросили» и т.п.
Сценарий «Не радуйся!» строится на неприятии родителями эмоциональных проявлений ребенка: «Ну что ты распрыгался, как козел», «Перестань громко кричать (разговаривать, смеяться, хлопать. )». Особо следует обратить внимание на выражения типа «Мужчины никогда не плачут!» и «Что ты нюни распустил, как девчонка». Так делаются холодные, жесткие и рациональные мужчины.
Сценариев жизни много, но количество их все же ограничено. Любой сценарий плох уже тем, что он сильно обедняет и суживает жизненный горизонт. Попробуйте сделать такой эксперимент. Мысленно станьте зрителем своей жизни. На что похожа ваша жизнь со стороны? Захочется ли вам аплодировать? Плакать? Смеяться? Вы уйдете спать? Захотите получить деньги за просмотр обратно? Или что-то другое?
Выйти за сценарий, как и снять заговор колдуньи, самому человеку не суждено. Принять себя таким, какой ты есть, в одиночку невозможно. Исповедоваться и раскрываться имеет смысл только перед кем-то другим. Это гениально доказал Бахтин на примере исследования творчества Достоевского. Здесь уже без принца не обойтись. Я смогу себя принять только тогда, когда меня примет хоть один человек на земле. Принять не «чистеньким», а, как по сюжету сказки, — «заколдованным». А принять другого в его уникальности и означает. полюбить его. Этот сказочный поцелуй, эта любовь, это принятие и оказывают то волшебное действие, после которого человек преображается. Теперь он может построить уникальный жизненный путь, выйти за сценарий, принять свою неповторимость.
Откуда берутся хамы
Извините, пожалуйста, я вам, наверное, помешал. Ради бога, простите, можно к вам обратиться? — И человек, к которому так обратились (никуда до этого не спешивший), вдруг осознает, как он занят, как именно сейчас ему некогда.
Ну и копуша же ты, сколько можно тебя ждать?! — Ив ответ на такое восклицание ребенок начинает все делать как в замедленном кино.
Ну и молодежь пошла, никто место не уступит, — с вызовом говорит немолодая женщина, проходя по вагону. Но никто не торопится ей уступать.
Знакомые ситуации, не правда ли? Что же в них общего? Посмотрите: в этих обращениях изначально уже определяется наша роль, наш образ. Нас как бы загоняют в роль «занятого по горло», «медлительного ребенка», «невоспитанного». Такие скрытые ожидания преодолевать достаточно трудно. Часто они даже не осознаются. Так срабатывает важный закон психологии: ожидая Ьт другого определенной оценки, я тем самым ему ее навязываю, а убедившись, что мои ожидания не беспричинны, я еще больше в них укрепляюсь. Ожидая от другого нападения, я невольно провоцирую его на атаку.
Давайте подумаем, как мы строим свои обращения? Например, если я долго извиняюсь, какую роль я навязываю другому человеку? Роль черствого, жесткого, грубого. Перед понимающим и мягким человеком извиняться так долго не надо.
Самый простой способ сделать так, чтобы вам уступали дорогу, — решить уступить ее первым. Я пробовал это множество раз. Какой бы угрожающий облик ни был у встречного, в ответ на мое намерение уступить дорогу я всегда встречал ярко выраженное (джентльменское) отведение плеча в сторону. Кто не верит, советую попробовать. Мало кто может отказаться от предложенной роли «благородного».
Взаимные ожидания — дело настолько тонкое, неосязаемое, неизмеримое, что я не уверен: удастся ли мне быть понятым. Все же продолжу изложение своих соображений. Какую же цель преследуют все наши предвосхищения, навешивание на другого таких несимпатичных ролей? В первую очередь — защитную, мы этим как бы прогнозируем общение. У меня нет времени на тебя, я боюсь, чего-то нового в твоих проявлениях — вдруг не успею вовремя отреагировать, и случится что-то. страшное. Когда же я «загоняю» другого в роль своими предвосхищениями — становится понятно, что от него ожидать. Люди, крайне неуверенные в себе, «встраивают» других в особо жесткие роли, изначально не дают им свободно проявляться.
Вообще, наличие «ролей» ярко проявляется в социальной сфере, там они расписаны четко. Роли Начальника, Подчиненного, Шефа, Молодого Специалиста. На понимание другого там нет времени, цели делового общения совсем другие. Взаимные ожидания здесь понятны, каждый примерно знает, кто каким должен быть.
К сожалению, межличностные неформальные отношения с близкими людьми мы нередко строим по тем же законам. Такие предвосхищения как бы закрывают для нас реального человека.
С чего же начинается открытое общение? Попробуем для начала представить, осознать, что другой человек — это действительно Другой. Пусть он будет для меня всегда загадкой, тайной. Как он себя поведет в тот или иной момент, я не знаю и не пытаюсь это угадать. Я принимаю всё, что он будет делать. Я не провоцирую, не подталкиваю собеседника в понятное мне русло. Важный момент — не ограничивать и своих проявлений. Также понимать, что мы мало знаем о себе, что для себя мы тоже загадка. Обычно, если что-то в наших ощущениях противоречит нашим представлениям о себе, мы это сразу пытаемся изгнать из себя, как-то вытеснить. А для открытого общения нужно как доверие к другому, так и доверие к себе.
Довольно часто наше общение строится как закрытое. Нередко мы говорим не то, что думаем, думаем не то, что чувствуем. Конечно, легче всего винить окружающих в том, что наше общение не получается. Но за него отвечают всегда оба, не только они, но и вы. Попробуйте увидеть в другом человеке Другого, и мир людей для вас станет во много раз богаче.
КАКИМИ ЯЗЫКАМИ ОБЩЕНИЯ МЫ ВЛАДЕЕМ?
Богатство нашего общения
Вероятно, человек, к которому обратятся с таким вопросом, пожмет плечами и скажет: «Почему «какими»? Разве у нас не один язык общения?» Не торопитесь так быстро отвечать. Ведь вопрос касается общения, а это — особый мир. В нем происходят сложные и часто таинственные изменения, не все из которых можно объяснить. В этом мире меняются не только и не столько наши знания, меняется прежде всего понимание других людей, себя, смысла жизни. Мы вдруг произносим такие слова, которых не знали в себе, испытываем чувства, о которых не подозревали.
Конечно, собственно речь занимает большое место среди «языков» общения. Кажется, что речевой способ общения самый обычный. Но это только на первый взгляд. У него немало сложностей, которые нам нужно учитывать. Кроме «текста» (то есть того, что можно записать) в речи всегда присутствует контекст (то есть в каких условиях говорится), подтекст (что выражается на самом деле под видом слов), интонация (эмоциональное выражение текста) — целая лавина информации. Эту информацию надо учесть, понять, переработать максимально точно для успешности общения. К тому же у каждого человека свое понимание значения общеизвестных слов. Оно складывается из опыта каждого партнера по общению. Не так уж редко нам кажется, что мы понимаем друг друга, хотя подлинного понимания не происходит.
Но если под общением подразумевать диалог только на речевом уровне, то мы резко упростим свое понимание этого сложного процесса. Хотя начало изучения психологии общения было связано с изучением в основном речевого (вербального) общения, сейчас психологи выделяют большую группу невербальных языков, которые открывают новые, по сравнению с речевым, измерения человеческого общения.