Что такое отписка на заявление
Как написать жалобу, чтобы не получить отписку?
Предложенные правила могут использоваться не только при написании жалоб, но и при написании любых обращений (заявлений, претензий, ходатайств).
Чаще всего отписка является следствием низкой информативности обращения, из-за чего невозможно принять правильное процессуальное решение, основываясь только на информации, изложенной в жалобе.
Такое происходит, когда вместо описания событий автор излагает субъективные мнения и эмоции, показывая, что испытывает нравственные страдания.
Основное требование к письменному обращению — она должна быть короткой, как правило, не длиннее, чем на две страницы машинописного текста, и при этом информативной.
Ниже перечислю, какие моменты следует учесть и отразить в вашем обращении.
Необходимо обозначить сферу правоотношений
Сначала нужно обозначить, к какой сфере правоотношений относится ваше обращение.
Это нужно для того, чтобы правильно определить отрасль права, регулирующую общественные отношения, в которых возник спор или иное.
Перечислю некоторые отрасли права: конституционное, гражданское, уголовное, семейное, административное, жилищное, финансовое, земельное, гражданско-процессуальное, международное, предпринимательское.
Например, фраза «С такого-то числа я работаю по трудовому договору на предприятии…» обозначает, что имеют место трудовые правоотношения.
«Я и мой муж воспитываем…» Это отрасль семейного права.
«Я являюсь должником/взыскателем…» Это отрасль обязательственного права.
Важно связать всю переписку воедино
Каждое последующее обращение должно быть связано с предыдущим. В одном-двух предложениях следует кратко перечислить содержание вашего предыдущего обращения и краткое содержание ответа на него.
«Такого-то числа я обращалась в службу судебных приставов с запросом о причинах длительного неисполнения исполнительного документа о взыскании… (копия прилагается). Мне был направлен ответ от такого-то числа за таким-то регистрационным номером о том, что должник не имеет имущества, на которое могло бы. (копия прилагается)».
Выражение отношения к полученному ответу
Если полученный ответ вас не устраивает, нужно обозначить это и пояснить причины, по которым не согласны с принятым решением, действием или бездействием.
«Я обращалась к Продавцу с письменной претензией по качеству приобретенного мной товара (копия прилагается). В срок, установленный законом, Продавец не выполнил требования Покупателя. »
Особое внимание – соблюдению процессуальных сроков
Если процессуальный срок/срок исковой давности истек, то вместе с жалобой необходимо подать заявление о восстановлении пропущенного срока. В ином случае последует отказ в удовлетворении заявленных требований.
О досудебном рассмотрении спора
Следует помнить, что в ряде случаев закон требует досудебного урегулирования спора. Поэтому если вопрос не требует безотлагательного пресечения правонарушения, вступайте в переписку. Переписка поможет скорректировать вашу позицию с учетом доводов, приводимых противоположной стороной.
Не следует присваивать себе полномочий прокурора
Обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и т. д. вправе только прокурор.
Выступая в защиту чьих-то нарушенных прав, а не своих, нужно обосновать свое право на это надлежаще оформленной доверенностью или своим правовым статусом, дающим соответствующее право.
Обоснование ссылками на закон
Первый признак того, что обращение написано демагогом и дилетантом, — это цитирование всевозможных правил и постановлений в тексте письма.
В тексте письма нужно до минимума уменьшить количество ссылок на нормативные правовые акты. Более важно изложить суть претензии словами, которыми изложена та или иная статья закона. Полезно изучить судебную практику по вашему вопросу, чтобы более профессионально сформулировать ваши требования.
Надлежащий ответчик/истец
Иногда отписка является следствием того, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику либо требования предъявлены ненадлежащим истцом. Досудебная переписка позволяет выявить этот дефект и внести в свою тактику необходимые изменения.
С полномочиями органа, в который направляется обращение, можно ознакомиться в законе, которым регламентируется деятельность этого органа. Также такую информацию можно найти на его официальном сайте.
Тише едешь, дальше будешь
Получив так называемую отписку, не следует спешить жаловаться вышестоящему начальнику. Гораздо лучше написать возражения и попросить повторно рассмотреть вашу жалобу.
Исходим из правила: один раз — случайность, два раза — недоразумение, три раза — злой умысел. После третьего раза можно жаловаться в вышестоящую инстанцию.
Изложение текста простыми фразами
Излагать текст следует простыми короткими фразами, ограничив до минимума причастные и деепричастные обороты, поскольку они часто могут вносить двойное толкование текста. Употребление частиц НЕ нужно снизить до минимума. Например, вместо «не согласен» лучше написать «возражаю».
Формулировка просьбы
Одно обращение должно содержать только одну существенную просьбу. Просьбу излагают обычно в конце обращения. Для того чтобы более корректно сформулировать просьбу, предлагаю обратиться к ст. 12 ГК РФ — способы защиты гражданских прав.
Вот некоторые из них: признать право; пресечь действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения; признать сделку недействительной; возместить убытки, взыскать неустойку и др.
В последующих обращениях не следует излагать ранее озвученную просьбу, достаточно сообщить, что сохраняете интерес к удовлетворению ранее заявленных требований, назвав их при этом.
Оформление обращения
Текст обращения следует выполнять машинописным способом высотой букв не менее 2,5 мм (h=12/14, межстрочный интервал от 1,15 до 1,5). Количество типоразмеров шрифта не более двух в одном документе, а лучше один, т. е. весь текст описания выполнять одним шрифтом. Подчеркивания и жирное написание текста следует исключить.
Выравнивание текста должно быть по ширине. Следует соблюдать одинаковый отступ красной строки. Кривой правый край и разные отступы красной строки резко снижают уровень доверия к отправителю жалобы.
Необходимо оставлять поле шириной 2,5 см для переплета в брошюру слева на нечетной стороне листа и справа – на четной.
После названия обращения (заявление, жалоба, претензия, ходатайство) в следующей строке следует написать ее краткое содержание. Например, о выдаче документа, о повторном рассмотрении жалобы, о взыскании неустойки.
Микропретензию можно написать от руки.
После основного текста обращения на 1–2 см ниже пишут с левого края слово «Приложения» и ниже столбиком с нумерацией перечисляются все приложения, на которые есть ссылки в тексте.
Вручение обращения
Вручить обращение адресату можно лично, через канцелярию организации, через почтовое отделение связи, через факс в организации, которая выдаст квитанцию и др.
В любом случае на вашем экземпляре обращения должны быть подпись, дата и печать организации, в которую вы направляете обращение, либо документ, подтверждающий отправление письма, который лучше отправлять в форме заказного письма с уведомлением о вручении.
Как бороться с отписками чиновников
Самые распространенные отписки
Перечислим самые распространенные отписки чиновников:
Варианты решения
Прокуратура имеет полномочия возбудить дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц, которое предусмотрено статьей 5.59 КоАП РФ, и привлечь виновных сотрудников к предусмотренной законом ответственности.
Обжаловать полученную отписку можно по двум направлениям:
В ответ на обращение вам нагрубили, угрожали или передали данные третьим лицам
Иногда чиновники подвержены эмоциям и не могут сдержать их. Подобное поведение является нарушением этики и этикета государственного служащего. Получите точную информацию о лице, которое направило вам ответ, в котором содержалась грубость или хамство, и отправляйте жалобу через электронную приёмную на официальном сайте или по почте.
Ваши персональные данные, указанные в обращении (адрес, номер телефона и т.д.), были переданы третьим лицам. Это прямое нарушение обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, согласно ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
Если произошла такая ситуация, то необходимо обратиться в Роскомнадзор, с заявлением, чтобы привлечь виновника к ответственности.
Если Вам угрожают применением насилия – статья 119 УК РФ: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае, если в ваш адрес поступили угрозы, обращайтесь в полицию. Изначально можно позвонить, опишите ситуацию и следуйте указаниям оператора. Помимо этого, направьте официальное обращение в полицию через электронную форму, по возможности прикрепите документ или иные доказательства, которые подтверждают факт угрозы.
Вывод
Чаще всего человек, получив ответ-отписку, вообще не обжалуют её, фактически отказываясь от своих прав. Или обжалует, по какому-то одному направлению, сокращая самостоятельно свои права и предусмотренные законом возможности, что снижает шансы на достижение нужного результата.
Отписка не должна вызывать у вас упадка сил, так как закон предусматривает много способов обжаловать ее, которые часто являются эффективными и помогут заставить чиновников работать и исполнять свои обязанности.
“Формальная отписка убивает надежду на помощь”
«Вот опять очередная отписка”, – произносим мы, получив от чиновника формальный ответ на свое обращение. К сожалению, явление “отписки” очень прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Думаю, что каждый, кто хоть раз обращался к чиновникам за защитой своих нарушенных прав, получал эти самые “отписки”.
Почему пишут «отписки»?
Это явление можно объяснить известной поговоркой “Не ошибается только тот, кто ничего не делает”. И получается, что чиновник, который должен и обязан разобраться в вашем вопросе, не “хочет ошибаться”. Ему быстрее и проще написать: “Факты не подтвердились”, “Оснований для реагирования не имеется”. Список этих стандартных фраз, думаю, известен всем.
Люди бьются годами, доказывают свою правоту, а выходит как в песне: «Безнадеги замкнут круг, сговорились все вокруг».
А чиновникам, пишущим “отписки”, как с “гуся вода”. Ничем не прошибить, и нет у них никакой ответственности за эти самые “отписки”.
А действительно ли у “отпискописателей” нет ответственности за эти самые “отписки”?
Давайте попробуем разобраться.
Есть ли средство борьбы с «отписками»? Право на обращение и сроки ответа
Статьей 33 Конституции России закреплено право граждан на различного рода обращения. А федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет, как должны рассматриваться чиновниками наши обращения.
Статьей 12 этого закона установлен срок рассмотрения вашего обращения. Он составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. То есть ответ должен быть сдан на почту не позднее 30 дней. На практике можно столкнуться с таким явлением: на ответе стоит одна дата, а на почту он поступил по истечении 30 дней. Вот здесь уже будет явное нарушение закона.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, окончанием срока будет считаться дата отправки ответа, то есть та дата, когда ответ сдали в почтовое отделение.
В исключительных случаях срок для дачи ответа может быть продлен еще на 30 дней, но при этом вам должны дать промежуточный ответ в течение тех же 30 дней.
Кстати, 30-дневный срок, отведенный на рассмотрение вашего обращения, исчисляется не рабочими, а КАЛЕНДАРНЫМИ днями. Если вы отправили обращение заказным письмом, то срок начинает течь с момента получения адресатом вашего обращения, а заканчивается – когда вы получили ответ лично под роспись, либо когда ответ был сдан на почту. Это опять-таки определяется по почтовому штемпелю (статьи 107 и 108 ГПК РФ).
Еще совет из практики. Дату вручения вашего обращения можно отследить по сайту ОАО «Почта России». Для верности сделайте оттуда распечатку и заверьте ее на почте. Сделайте также копию лицевой стороны конверта, в котором вам пришла отписка.
Это о сроках ответов. А теперь об этих самых «отписках».
Частью 1 статьи 10 того же закона установлено следующее:
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как видим, здесь четко и ясно прописан порядок рассмотрения вашего обращения. Однако чиновник пишет вам отписку, и ему глубоко наплевать на требования этого закона.
Но закон должен работать, и за неисполнение закона должна существовать ответственность.
Предусмотрена она и в данном случае.
В соответствии со статьей 2.4 “Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации” административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Что считается формальной «отпиской»?
А статьей 5.59. того же “Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации” предусмотрена КОНКРЕТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
То есть если нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращения должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на чиновника может быть наложен штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.
То есть ответственность предусмотрена как за нарушение сроков рассмотрения вашего обращения, так и за формальное рассмотрение, то есть «отписку».
Так что к радости граждан и несчастью чиновников-“отписателей” механизм борьбы с «отписками» есть.
Получив формальную отписку или если были нарушены сроки рассмотрения вашего обращения, можете смело обращаться в прокуратуру.
Но при этом следует помнить, что, согласно статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении рассматриваемому судьей – по истечении 3 месяцев) со дня его совершения.
Датой совершения административного правонарушения будет считаться дата получения вами “отписки”. Это если вы ее получили лично. А если по почте, то по почтовому штемпелю на конверте, который указывает на дату, когда ответ был сдан на почту (см. статьи 107 и 108 ГПК РФ). Поэтому не тяните, если хотите привлечь к административной ответственности нерадивого «отпискописателя».
Напишите заявление в прокуратуру с требованием привлечь к административной ответственности того чиновника, к которому вы обращались, но не получили ответа. Либо того, кто подписал полученный вами ответ.
Теперь этот «пакет документов» вместе с копией вашего заявления, которое вы направляли чиновникам, отправляйте в прокуратуру.
Советую писать заявление по территориальной принадлежности. То есть если нарушение совершено структурой республиканской, то в республиканскую. Городской – в городскую. Районной – в районную.
Конечно, в любом случае ваше заявление попадет соответствующему прокурору. Но пока его пересылают и оно ходит по этим инстанциям, сроки привлечения к административной ответственности истекут.
К чьей-то радости и вашему глубокому разочарованию. Ну, вообщем, гора породит мышь.
К сожалению, на практике встречаются случаи, когда сами прокуроры крышуют чиновников-нарушителей.
В этом случае обращайтесь к вышестоящему прокурору с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности того прокурора, который фактически скрыл состав правонарушения, а проще говоря, крышевал чиновника, нарушившего закон.
Еще об одном весьма устойчивом заблуждении, в которое верят даже некоторые профессиональные юристы
Изначально данный закон распространялся только на государственные и муниципальные структуры. Но после того как Конституционный суд Российской Федерации высказал свое мнение, что, в соответствии с ч. 1 ст.19 Конституции РФ, перед законом все равны, законодатель дополнил статью 1 данного «закона» пунктом 4.
С этого момента данный закон распространяется в том числе на юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
А если сказать проще – на все организации, которые в силу своих функций «работают с народом». Сюда, естественно, входят и «управляйки», а также все те, кому мы платим за жилищно-коммунальные ресурсы. Список таких организаций может получиться весьма длинным. Но теперь, наверное, понятно, что такое в данном случае «публично значимые функции».
В ходе борьбы за свои права можете столкнуться и с такой ситуацией. Если чиновник на личном приеме не в состоянии ответить на ваш вопрос, то он может прибегнуть к «силовому решению» вопроса.
Будьте готовы услышать от него такую фразу: “Не мешайте мне работать! Освободите МОЙ кабинет! Иначе я вызову охрану (полицию)!”
Не бойтесь, вас берут на «испуг». А полицию такие наглецы просто считают «памперсом», который можно проложить между гражданином и несостоятельным чиновником. Если вы не нарушали общественный порядок, не хамили и вели себя как подобает культурному гражданину – пусть вызывает кого хочет.
По приезду наряда полиции просите составить протокол об административном нарушении, где естественно должно быть указано, какое вы совершили правонарушение. А так как камеры слежения сейчас установлены практически везде, то потребуйте снять запись с камеры видеонаблюдения и приобщить ее к протоколу.
Соответственно, если чиновник считает, что вы совершили какие то противоправные действия, то пусть пишет заявление, где укажет, что вы нарушили. Если этого нет, то тогда надо ставить вопрос о привлечении этого чиновника к ответственности за ложный вызов наряда полиции.
Можете так же вести аудиозапись вашей беседы с чиновником. Но при этом, перед тем как ее начать, рекомендуется его предупредить об этом.
Практические советы «полевого игрока»
А напоследок несколько полезных советов:
1. Если хотите добиться справедливости – прежде всего, наберитесь терпения. В нашем отечестве легких побед не бывает. Тем более в наше время.
2. Найдите единомышленников. Именно таких людей, которые не на словах, а на деле готовы что-то реально делать. К сожалению, у нас достаточно много людей, которые сидят и ждут «хорошую пенсию и дешевую колбасу».
И считают, что кто-то за них должен решать их вопросы.
4. Постарайтесь придать вашей проблеме общественный резонанс.
Понимаю, кто-то скажет, что все написанное выше – “красивые слова”.
Но родился этот материал не на пустом месте. Это в нашем “медвежьем углу”, именуемом Республика Карелия, беспредел чиновников зашкаливает. Отгородившись турникетами и охраной, они «работают!». Только для кого и на кого – понять пока не представляется возможным. И конечно, граждане, своими обращениями им сильно мешают вести эту «секретную, никому не подотчетную работу».
Однако в других регионах нашей необъятной Родины, где народ побойчее и настойчивее, дела обстоят немного по-другому.
Кстати, в качестве заголовка статьи я взял высказывание Сергея Сергеева, главы одного из городов Краснодарского края. Своим подчиненным в свое время он напомнил, что «власть работает для людей, а не наоборот». При этом он пояснил, что «решение всегда можно найти – нужно только приложить усилия. Если мы сегодня не возьмемся за этот вопрос, то завтра будет поздно. Вместо ВАС это будет делать кто-то другой».
По России есть достаточно много прецедентов о привлечении нерадивых чиновников к административной ответственности именно за отписки. Можете сами поискать эту информацию на просторах Интернета.
И последнее – буду весьма рад ЛЮБЫМ комментариям к этой статье. А еще лучше, если кто-то напишет статью на этом ресурсе в продолжение этой темы.
Снова о чиновниках: как бороться с отписками?
Среди сегодняшних чиновников масса таких, которые занимаются лишь имитацией деятельности. Доказательством этого являются их необоснованные письменные отказы в ответ на заявления и обращения граждан, а попросту говоря – отписки. Их сейчас так много, что специалисты уже составили специальную классификацию из шести пунктов.
Во-первых, это подмена предмета обжалования. Вы ставите в своем обращении перед органом власти конкретные вопросы, но получаете ответ совсем на другие вопросы. Как в поговорке про Фому и Ерёму. Такая практика является наиболее действенным способом борьбы с заявителем.
Во-вторых, подмена основных доводов заявителя второстепенными. Вы жалуетесь прокурору на неправомерное применение к вам физической силы со стороны полицейского, а в ответе вам поясняют, что указанный «господин» действительно находился в данном месте, исполнял служебные обязанности, форму одежды не нарушал, имел при себе удостоверение и даже нагрудный жетон.
В-третьих, подмена качества количеством. В чиновничьей отписке может содержаться нечто вроде «проверка по вашему обращению проведена в полном объёме». Под «полным объёмом» подразумевается количество проверочных действий, но не их качество (результат). По логике чиновника, если ученик в школе решает задачу, ему достаточно исписать лист формулами, чтобы набрать нужный «объём писанины» независимо от того, решена при этом задача или нет.
В-четвертых, подмена фактов мнениями. Субъективное мнение чиновника, в большинстве случаев совершенно необоснованное либо заведомо ложное, подменяет собой информацию о реальных событиях. Про такой клинический случай есть поговорка: «Есть всего два мнения – одно из них моё, второе – неправильное». Например, заявитель прилагает к своей жалобе копии документов, подтверждающие все доводы, а чиновник в ответ пишет: «Доводы заявителя в ходе проведенной проверки не нашли объективного подтверждения».
В-пятых, несоответствие выводов утверждениям. Отписка содержит верные утверждения, но вывод делается абсолютно противоположный. Подобная практика часто встречается в судебных актах – резолютивная часть решения (вывод) противоречит описательной и мотивировочной части.
И напрасно. Поскольку все-таки есть законные способы борьбы с этими обнаглевшими и зажравшимися чинушами, считающими нас, граждан России, своей собственностью. Но реализация их довольно трудна и требует большого терпения.
Получив отписку, вы можете обратиться повторно не только письменно, но и устно, записавшись на личный приём к чиновнику. Преимущество личной встречи с отписчиком бесспорно – ему трудно будет врать, глядя вам в глаза. Ведь он привык общаться не с живым человеком, а с бумажкой, которая, в отличие от живого человека, всё стерпит.
Конечно, чиновник будет всеми средствами избегать личной встречи с вами. В этом случае следует действовать так. Собираясь на личный приём к чиновнику, обязательно пригласите с собой двух свидетелей, пусть это будут знакомые вам люди. И в случае отказа доставайте бумагу и составляйте акт об этом отказе, в котором обязательно укажите дату, время и место события.
Текст акта может быть следующим: «Мы, нижеподписавшиеся, граждане Российской Федерации Иванов И.И., Петров П.П., Сидоров С.С., составили настоящий акт о том, что 10 января 2012 года в 10.30 пришли в установленные часы приёма к прокурору Подлецову Х. З. Узнав о том, что причиной нашего визита является неполучение нами ответа по существу на письменное обращение (отписка), в личном приёме нам отказали без объяснения причин».
Этот акт подписывается на месте заявителем и пришедшими с ним свидетелями. Он составляется в двух экземплярах, один оставляете в приёмной столь дорогого вашему сердцу чиновника, другой – у себя.
После этого вы обращаетесь в суд, обжалуете бездействие должностного лица в гражданско-правовом порядке, копию вышеупомянутого акта прилагаете к исковому заявлению. Суд вынесет решение в вашу пользу, так как вы представите ему письменное доказательство бездействия чиновника (акт), а чиновник не представит ничего, кроме мычания, блеяния и хрюканья…
Мытарства по кругам бюрократии отважная женщина решила изложить в книге – получилось ровно 1068 страниц мелким шрифтом. На всех этих страницах совсем нет рассуждений Светланы о несправедливости власти, от нее там только обращение к президенту. Все остальное – чиновничье творчество, приложенные документы.
К сожалению, по мнению многих экспертов, это все же половинчатое решение, поскольку пока что наказывать чиновников будут только за нарушение сроков, установленных законом для ответов, а не за их содержание. Директор Центра правовой помощи Игорь Запоточный говорит, что начинание действительно благое, такого в нашей стране еще не было. Но нужно будет пристально следить за тем, как закон будет исполняться. А глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова считает, что законодатели должны четко прописать, что такое отписка. По ее мнению, необходимо создать еще и систему наказания именно за отписки, чтобы в личном деле автора отписки фиксировались жалобы граждан на некачественный ответ на письмо. Попутно должна быть создана и система поощрений за дельные ответы и решенные проблемы граждан. Только в этом случае лицо власти для простого гражданина будет действительно лицом, а не козьей мордой. И без запуска такой системы президентская инициатива о наказании рублем нечутких и нерадивых чиновников качество государственных услуг вряд ли улучшит.