Что такое отрасль история
Основные отрасли истории
Историческое сознание
Функции истории
Функции истории—совокупность ролей, которые выполняет историческое знание по отношению к сообществу людей:
– информационная – передача информации об исторических фактах;
– коммуникативная – способ взаимосвязи между людьми;
– воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;
– познавательная – выявление закономерностей исторического развития;
– практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса;
– прогностическая – предвидение будущего;
– этническая (интегративная) –способ объединениялюдей в общность, составляющую народ или этнос;
– социальной памяти (социализации) – способ идентификации и ориентации общества, личности; способ интеграции индивида в существующую систему общественных отношений.
Историческое сознание – это одна из важнейших сторон общественного сознания, совокупность представлений общества в целом и его частей, социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества. Становление исторического сознания определяет направление и формы интеграции индивида в существующую систему общественных отношений.
Уровни исторического сознания:
Отрасли истории, выделяемые в рамках пространственно-географического критерия:
• всемирная (всеобщая) история;
• история отдельных стран:
Отрасли истории, выделяемые в рамках временного критерия:
• история ранних цивилизаций;
Отрасли истории, которые определяются смысловым критерием:
• историческая география – физическая, политическая, экономическая география страны в прошлом:
– топонимика – изучение названий географических пунктов…
– история макро- и микроэкономики…
– история государства и права…
• этнография – наука, изучающая народы, этносы, их происхождение, культуру и поведение;
• историческая антропология – изучает историю человека и его взаимодействия с миром:
• источниковедение – разрабатывает теорию и методику изучения и использования исторических источников;
• историография – изучает процесс накопления исторических знаний; история исторической науки;
• археология – изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества;
• архивоведение – изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов;
• бонистика – изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков;
• генеалогия – изучение родственных взаимосвязей людей, истории родов, происхождения отдельных лиц;
• геральдика – изучение гербов;
• историческая метрология – изучение употреблявшихся в прошлом мер – длины, площади, объёма, веса – в их историческом развитии;
• нумизматика – изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам;
• палеография – изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности;
• сфрагистика – изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах;
• хронология – изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени;
• фалеристика – изучение орденов, медалей, знаков отличия;
• эпиграфика – изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Отрасль
О́трасль — обособленная часть какой-либо системы. Деление на отрасли является первым уровнем деления системы. Главным образом термин «отрасль» применяется к экономике, праву и науке.
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Смотреть что такое «Отрасль» в других словарях:
отрасль — отрасль, и, мн. ч. и, ей и ей … Русский орфографический словарь
отрасль — См. круг. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрасль ветвь, круг; область, раздел, ответвление; хозяйство, потомство, киноотрасль, отрог Словарь русских … Словарь синонимов
Отрасль — см. Росток, отрасль … Библейская энциклопедия Брокгауза
ОТРАСЛЬ — ОТРАСЛЬ, отрасли, жен. 1. Побег, ветвь растения (устар.). 2. Разветвление, отрог (горного хребта; устар.). 3. Потомок, потомство (устар.). Отрасль древнего рода. 4. Отдельная, самостоятельная часть какого нибудь рода деятельности. «Общесоюзные… … Толковый словарь Ушакова
отрасль — ОТРАСЛЬ, ветвь, область, ответвление, раздел … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
отрасль — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] отрасль 1. Совокупность фирм, выпускающих на рынок один товар или один вид услуг, конкурирующих между собой на рынке этого товара (услуги). В этом смысле применяются… … Справочник технического переводчика
ОТРАСЛЬ — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479… … Экономический словарь
отрасль — ’отрасль (Ис.4:2 ; Ис.11:1 ; Иер.23:5 ; Иер.33:5 ; Зах.3:8 ; Зах.6:12 ) обещанный Мессия, Спаситель. В оригинале имеет также значение «слава» (срн. Ис.11:10 ; Ис.53:2 ; Отк.5:5 ; Отк.22:16 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ОТРАСЛЬ — ОТРАСЛЬ, и, жен. 1. То же, что отпрыск (в 1 знач.) (устар.). 2. перен. Потомок, потомство (устар.). О. древнего рода. 3. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая о. промышленности. | прил. отраслевой, ая, ое (к 3 знач.).… … Толковый словарь Ожегова
Отрасль — [industry] 1. Совокупность фирм, выпускающих на рынок один товар или один вид услуг, конкурирующих между собой на рынке этого товара (услуги). В этом смысле применяются показатели концентрации производства (доли фирмы в общем производстве… … Экономико-математический словарь
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Отрасли истории и их объекты изучения
Содержание:
В отрасли истории Это военная история, история религии, социальная история, история культуры, история дипломатии, история экономики, история окружающей среды, всемирная история, всемирная история, интеллектуальная история, гендерная история и общественная история.
Ученых, пишущих об истории, называют историками. Это область знаний, которая использует повествование для изучения и анализа последовательности событий и иногда пытается объективно исследовать причинно-следственные закономерности, определяющие события.
Историки обсуждают природу истории и ее полезность. Это включает в себя обсуждение изучения дисциплины как самоцели и как способа предоставления «перспективы» на проблемы настоящего.
Истории, общие для определенной культуры, но не подкрепленные внешними источниками (такими как легенды о короле Артуре), часто классифицируются как культурное наследие, а не как «бескорыстное исследование», требуемое исторической дисциплиной. События в прошлом до письменной записи считаются предысторией.
Среди ученых V века до н. Э. греческий историк Геродот считается «отцом истории». Методы Геродота и его современника Фукидида составляют основу современного изучения истории.
Современное изучение истории имеет множество различных областей, в том числе те, которые сосредоточены на определенных регионах, и те, которые сосредоточены на определенных актуальных или тематических элементах исторических исследований.
Следовательно, важность истории имеет глобальное значение для ее вклада в каждый регион, культуру и социально-политический класс.
Основные отрасли истории
Из-за множества областей изучения истории эта дисциплина была диверсифицирована, чтобы обеспечить более объективный подход к конкретным областям с помощью методов и процедур, адаптированных к потребностям конкретных знаний.
Военная история
«Новая военная история» с 1970-х годов больше касалась солдат, чем генералов, психологии больше, чем тактики, и более широкого воздействия войны на общество и культуру.
История религии
История религии была главной темой для светских и религиозных историков на протяжении веков и по-прежнему преподается в семинариях и академических кругах.
Темы варьируются от политических, культурных и художественных аспектов до богословия и литургии. Эта тема изучает религии из всех регионов и областей мира, в которых жили люди.
Социальная история
В период своего «золотого века» в 1960-х и 1970-х годах он был основным направлением развития среди ученых, и до сих пор широко представлен в магазинах истории.
«Старая» социальная история до 1960-х годов представляла собой мешанину вопросов без центральной темы и часто включала политические движения, такие как популизм, которые были «социальными» в том смысле, что находились вне элитарной системы.
Социальная история противопоставляется политической истории, интеллектуальной истории и истории великих людей.
Английский историк Г. М. Тревельян видел в нем мост между экономической историей и политической историей, отражая, что «без социальной истории экономическая история бесплодна, а политическая история непонятна».
Культурная история
Культурная история заменила социальную историю как доминирующую форму в 1980-х и 1990-х годах.
Он часто сочетает подходы антропологии и истории для изучения языка, популярных культурных традиций и культурных интерпретаций исторического опыта.
Изучите записи и повествовательные описания прошлых знаний, обычаев и искусств группы людей.
Дипломатическая история
Дипломатическая история сосредотачивается на отношениях между народами, в основном в отношении дипломатии и причин войн.
В последнее время исследуются причины мира и прав человека. Обычно в нем представлены взгляды министерства иностранных дел и долгосрочные стратегические ценности как движущая сила преемственности и изменений в истории.
Историк Мюриэль Чемберлен отмечает, что после Первой мировой войны «дипломатическая история заменила конституционную историю в качестве флагмана исторических исследований, в то же время самого важного, наиболее точного и сложного из исторических исследований».
Он добавляет, что после 1945 года наметилась обратная тенденция, позволившая социальной истории заменить ее.
Экономическая история
Хотя экономическая история прочно обосновалась с конца 19 века, в последние годы академические исследования все больше смещаются в сторону экономических факультетов, а не традиционных исторических факультетов.
Экономическая история касается истории отдельных бизнес-организаций, методов ведения бизнеса, государственного регулирования, трудовых отношений и их влияния на общество.
Он также включает биографии отдельных компаний, руководителей и предпринимателей.
Экологическая история
В отличие от других исторических дисциплин, он подчеркивает активную роль природы во влиянии на человеческие дела. Историки окружающей среды изучают, как люди формируют и формируются окружающей средой.
Экологическая история возникла в Соединенных Штатах из экологического движения 1960-х и 1970-х годов, и большая часть его импульса до сих пор исходит от текущих глобальных экологических проблем.
Эта область была основана на вопросах сохранения, но была расширена за счет включения более общей научной и социальной истории и может касаться городов, населения или устойчивого развития.
Как и все сказки, это происходит в мире природы. История окружающей среды имеет тенденцию сосредотачиваться на определенных временных рамках, географических регионах или ключевых темах.
Это также сильно междисциплинарный предмет, в котором широко используются гуманитарные и естественные науки.
Мировая история
Его не следует путать со сравнительной историей, которая, как и всемирная история, имеет дело с историей множества культур и народов, но не в глобальном масштабе.
Мировая история ищет общие модели, которые проявляются во всех культурах. Историки мира используют тематический подход с двумя основными фокусами: интеграция (как процессы всемирной истории привлекли людей мира) и различие (как закономерности мировой истории раскрывают разнообразие опыта человек).
Универсальная история
Универсальная история в западной традиции обычно делится на три части: древнюю, средневековую и современную.
Универсальная хроника или мировая хроника прослеживает историю от начала письменных сведений о прошлом до настоящего.
Универсальная история включает в себя события всех времен и народов, с единственным ограничением: они должны быть установлены, чтобы сделать их возможным научное рассмотрение.
Интеллектуальная история
История жанра
Несмотря на относительно короткую жизнь, «История пола» (и предшествовавшая ей «История женщин») оказала довольно значительное влияние на общее изучение истории.
Публичная история
Публичная история описывает широкий спектр деятельности, выполняемой людьми, имеющими некоторый опыт в исторической дисциплине, которые обычно работают за пределами специализированных академических учреждений.
Практика публичной истории имеет глубокие корни в областях сохранения истории, архивоведения, устной истории, музейного курирования и других смежных областях.
Ссылки
Негативные автоматические мысли: что они собой представляют и как появляются