Что такое отраслевая культура

Отрасли культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Среди культурологов нет единства мнений по вопросу о том, что понимать под типами культуры, что под видами, что под формами, а что под отраслями. Наиболее полная, логичная и принятая большинством ученых схема следующая.

Под отраслями культуры понимают сумму норм, правил, моделей поведения членов сообщества, объединенных на каком-либо основании, и выделяющихся как часть целого.

Различные виды деятельности человека, такие, как экономическая, политическая, профессиональная и под. являются основанием для выделения их в самостоятельные отрасли культуры.

Соответственно, можно говорить об экономической, политической, педагогической, профессиональных культурах как об отраслях культуры вообще по аналогии выделения в промышленности таких отраслей, как машиностроение, самолетостроение, станкостроение и т.д.

Экономическая отрасль культуры

Экономическая культура общества представляет собой ценностную и мотивированную систему хозяйственной деятельности. Сюда же включаются уровень и качество экономических знаний, оценки действий человека, а также смысл традиций и норм, которые выступают регуляторами экономических отношений.

Экономическая культура требует уважительного отношения к любой форме собственности и коммерческому успеху. Создавать и развивать социальную среду для предпринимательства; отрицать уравниловку и т. п. – все это тоже входит в состав норм экономической культуры.

В понятие «экономическая культура личности» входит экономическое сознание и практическая деятельность, которые определяют творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.

Структура экономической культуры состоит из таких важных элементов, как знания и умения применить их на практике, экономическая ориентация, способы организации профессиональной деятельности, нормы, которые регулируют отношения и поведение человека в этой культуре.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономическое мышление является важной составляющей экономической культуры личности, так как дает возможность осознавать сущность явлений и процессов в экономике, применять усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

Политическая отрасль культуры

Под политической культурой понимают сумму характерных для определенного сообщества утвержденных образцов представлений о политических, ценностных ориентациях, установках и политическом поведении.

Под сущностью политической культуры понимают комплекс знаний о политике, индивидуальные позиции, ориентации, ценности и действия лиц политической жизни социума.

В структуру политической культуры входят:

Политическая культура выполняет следующие функции:

Профессиональная отрасль культуры

В современном обществе существует огромное количество профессий. И в каждом профессиональном сообществе у его членов формируются похожие взгляды и установки, так как они выполняют одну и ту же работу, и как следствие начинают вести похожий образ жизни. В своей профессиональной деятельности члены сообщества руководствуются общими правилами поведения. В итоге формируются профессиональный дух и профессиональная культура. В ней отражен не только профессионализм и отношение к своему труду, но и общий культурный уровень человека. Все это составляет профессиональную культуру личности.

Кроме того, в понятие профессиональная культура входит и высокий уровень мастерства специалиста, позволяющее ему находить нестандартные решения в неординарной трудовой ситуации.

Источник

Отраслевая структура культуры

Характеристика продуктов, удовлетворяющих потребность в культурной, художественной деятельности, позволяет определить область их производства, область экономической деятельности по созданию продуктов культуры.

Экономическая сторона человеческой деятельности определяется тем, что ее различные виды осуществляются в рамках системы общественного разделения труда,1 а продукты поступают в потребление посредством обмена. Обособление видов экономической деятельности в этой системе выражается в образовании отраслей – ветвей системы общественного разделения труда, структурных элементов экономики.

Отрасль экономики – это совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности.

Вид экономической деятельности – процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

Хотя отрасль отражает объективное состояние общественного разделения труда, установление границ отраслей для целей макроэкономического анализа и статистического учета на практике значительно затруднено. Это связано с тем, что экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (производителя продукции) достаточно разнообразна и часто происходит в направлении производства нескольких видов продуктов. В период постиндустриального общества диверсификация – процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции – становится необходимым элементом стратегии развития организации. В условиях появления и роста числа различного рода комплексов, комбинатов, конгломератов и объединений определение отраслей, установление их границ на практике редко бывает четким и всегда в чем-то произвольно.

При отнесении субъектов хозяйствования к видам экономической деятельности, при установлении функциональных границ отрасли различают:

– основную деятельность, вносящую наибольший вклад в создание добавленной стоимости или приносящую преобладающую долю валового выпуска продукции (товаров или услуг);

– подсобную деятельность – к ней относятся виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей;

– вспомогательную деятельность, осуществляемую для поддержки главных видов деятельности организации, т.е. деятельность по обслуживанию основной (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонт и т.д.).

Группировка производителей в отрасли осуществляется по основной деятельности. При этом не учитываются различия в форме собственности (частная, государственная, муниципальная), юридическом статусе (юридическое лицо, физическое лицо) и характере деятельности (рыночная, нерыночная).

Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности классификационных признаков:

– характер основной производимой продукции;

– вид ее использования (назначение);

– организация и технология производства;

– вид сырья, материалов.

В соответствии с этим можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

– продукция отрасли – культурное благо – предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и направлена на эстетическое развитие потребителя;

– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. Это интеллектуальная деятельность, обладающая чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;

– преобладающая экономическая форма продукции – услуга;

– основные факторы, определяющие цену продукции – уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению, наоборот, время – фактор роста ее цены;

– технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполагает систематического характера и не основано на административном воздействии;

– продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, поэтому производство имеет характер единичного или мелкосерийного;

– предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам, – высокими;

– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства (техника, оборудование) в большинстве секторов культуры играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

– в организации производства значительна роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.

Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры, состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

I подотрасль – «искусство» – объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников – фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при классификации органами статистики их включали в легкую промышленность (ОКОНХ1 до 2003 г.) или иные разделы, не связанные с культурой (ОКВЭД2 после 2003 г.).

II подотрасль – «культурное просвещение» – область сохранения, распространения, применения созданных в подотрасли «искусство» художественных форм, – включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.

Однако в научной и учебной литературе и в статистике отраслевые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли в зависимости от выбранного признака включают то одну, то другую совокупность производителей, поэтому границы отрасли, в частности отрасли культуры получают различные очертания. Так, нередко в отрасль культуры, помимо организаций культурного просвещения и искусства, включают организации телевидения, радиовещания и печати.

Культурные продукты – художественные программы, книги, фильмы и т.п. – занимают значительное место в деятельности таких диверсифицированных организаций как теле- и радиокомпании, редакции газет, журналов, издательств, а также в деятельности Интернета. Как и организации культуры, они являются средствами организации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства – машинизация труда, технология основана на применении техники, значительны масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в области книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернета1 целесообразно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики – «средства массовой информации (СМИ)» – и не включать в состав других отраслей.

Используя для классификации признак технологического единства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу1, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадиовещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для названных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна.

Для целей государственного статистического наблюдения Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ) использует общероссийские классификаторы – таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признаками (видом экономической деятельности, формой собственности, организационно-правовой формой и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор – ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. взамен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (см. Приложение 2). В этом подразделе производители объединены на основе двух признаков – преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство2 производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры:

«Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;

«Деятельность в области искусства», в том числе деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;

«Деятельность концертных и театральных залов»;

«Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включающая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

«Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

«Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;

«Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;

«Деятельность по организации азартных игр» и др.

В то же время декоративно-прикладное искусство, включая народные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабатывающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования одежды, обуви, предметов интерьера и деятельность художников-оформителей, а также деятельность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе №92 она перемешана со спортивной, информационной деятельностью и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о её масштабах.

Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино- и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления, департаменты и отделы культуры).

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на:

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей1, однако технологические связи объединяют их с организациями культуры. Так, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями; библиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу1 культуры – совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий; это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями, основанными на договорных отношениях.

Источник

Отрасли, типы, формы, виды культуры

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта – местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. – избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура – сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.

Массовая культура – вид “культурной индустрии”, производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения – первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.

Контркультура – субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура – культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура – индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура – это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс
освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация – процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *