Что такое сочетание артистизма и профессионализма
1.2 Взаимосвязь профессионализма и творчества
1.2 Взаимосвязь профессионализма и творчества
Итак, профессионализм представляет собой сложное явление, включающее в себя в качестве одной из основных составляющих достижение человеком высокого уровня профессиональной компетенции в своей профессиональной деятельности. Вторая составляющая профессионализма определяется разными исследователями по–разному. Одна группа исследователей определяет профессионала как высококлассного специалиста, достигшего уровня мастерства или творчества в своей профессиональной деятельности. Другая концентрируется на том, что, помимо обладания профессионалом высоким уровнем профессиональной компетенции, необходимо наличие явно выраженной профессиональной позиции, которая проявляется в стремлении к достижению в своей деятельности социально значимого результата и продуктивного развития личности средствами профессии, превращение своей профессиональной деятельности в инструмент собственного нравственного развития. Различие в определении второй составляющей профессионализма, как представляется, вызвано тем, что при ее выявлении исследователи рассматривают либо внутренние, личностные основания и последствия профессиональной деятельности, либо ее внешние проявления.
При этом все исследователи в том или ином виде связывают развитие профессионализма со стремлением субъекта труда привносить в свою деятельность ценностные основания и осуществлять ее творчески. Достижение уровня творчества характеризуется как высшая степень развития личности в профессии. Многими авторами творчество характеризуется как высшее проявление профессионального мастерства: помимо упоминавшихся ранее, можно отметить также выводы В. С. Леднева, что для ряда профессий (врач, педагог, юрист) творчество является необходимым условием нормального функционирования [цит. по 103]; значение творческой деятельности и реализации творческого потенциала для развития личности у Н. Ф. Вишняковой [21], Е. Н. Шиянова и В. В. Колпачева [127] и др.
Здесь мы сталкиваемся со сложностью, вызванной тем, что понятие творчества не имеет общепринятого определения. Самое общее — как создание чего–то принципиально нового — плохо выполняет свою задачу, так как указанным словосочетанием возможно обозначить самые разные явления. В обиходе творчеством часто называется не сама деятельность, а ее результат (как объективация опыта, деятельности). Использование при рассмотрении проблемы творчества термина «креативность» (являющимся просто английским аналогом слова творчество, или творческая способность), в случае когда им заменяют понятие творчества, может свидетельствовать о попытке уйти от рассмотрения ценностных основ творческой деятельности, сосредоточившись исключительно на ее технологической стороне. Неопределенность понятия творчества сама по себе свидетельствует о неповторимости и уникальности этого явления, что и становится причиной трудно определимости его формальными методами и вызывает необходимость использования метафорического языка. Эта неповторимость имеет своей основой неповторимость человека как субъекта творческой деятельности, уникальность творческой личности.
Многие авторы указывают на то, что творчество является внешним проявлением особой ценностно–мотивационной установки (А. А. Деркач, Э. В. Сайко, И. А. Колесникова, Д. Н. Завалишина, К. Е. Романова, Е. Н. Пономарева, В. Н. Дружинин). Важным также является общее определение творчества как «взаимодействия, ведущего к развитию», данное Я. А. Пономаревым [91, с. 18]. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что творчество подразумевает выход за пределы поля активности или за рамки системы [11, 78, 101]. Необходимо также привести мнение С. Л. Рубинштейна, указывавшего, что творчество предполагает не просто создание чего–то нового, но значимого с точки зрения культуры [99]. Т. В. Черникова рассматривает творчество в трех аспектах: как создание новых по замыслу и исполнению материальных и культурных ценностей, как решение нестандартных задач, а также как самовыражение — актуализацию человеком своих личностных потенциалов [123].
С учетом всех этих определений, И. А. Колесникова приходит к совершенно обоснованному выводу о том, что творчество необходимо рассматривать не просто как уровень развития профессиональной деятельности, но и более широко как «способ бытия в профессиональной сфере» [78, с. 60].
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что упоминавшаяся в начале раздела вторая составляющая профессионализма связана не столько со способом деятельности, сколько в целом со способом осуществления бытия конкретным человеком. Именно способ бытия в профессии проявляется в качестве личностных оснований профессиональной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Взаимосвязь или взаимозависимость?
Взаимосвязь или взаимозависимость? Что такое взаимосвязь или взаимозависимость? Когда человек находится среди людей, он вступает с ними в определенные взаимоотношения. Возьмем, например, экономические взаимоотношения. Купцы. Именно эти люди начинали передвигаться из
ГЛАВА 3 Развитие компетентности Формирование профессионализма
ГЛАВА 3 Развитие компетентности Формирование профессионализма В качестве первого урока я хочу, чтобы вы проиграли все, что было опубликовано в книге «Современное начало шахматной партии», включая сноски. А в качестве следующего урока я хочу, чтобы вы сделали это
Взаимосвязь
Взаимосвязь Для успешного выполнения упражнений вам следует установить четкую взаимосвязь между избранной спортивной программой и личными целями. Так, если вы стремитесь в первую очередь снизить вес, вам необходимо постепенно увеличивать количество подходов и
4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема
4.7. Личностно-профессиональное развитие (становление профессионализма) как акмеологическая проблема Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства,
Взаимосвязь лжи и самообмана
Взаимосвязь лжи и самообмана Предположение, что самообман развился как способ, помогающий успешно лгать (Триверс, 1985), представляется обоснованным. Множество примеров доказывают, что человек, обманывающий себя (и следовательно, более умелый актер), успешнее доносит свое
Глава 3. Взаимосвязь
Глава 3. Взаимосвязь Я стоял в фойе реанимации, ожидая скорой помощи. Звонок из полиции не дал много информации о самоубийце; был назван только пол и возраст пациента. С другой стороны, этой информации было достаточно, чтобы сделать предположения.Почему тридцатипятилетняя
Взаимосвязь
Взаимосвязь Надеюсь, вы заметили, что счастливая, полноценная жизнь зависит не от одного фактора. Не все так просто, хотя на самом деле все очень просто, потому что если изменить хотя бы один небольшой аспект своей жизни, то это повлияет на все остальное.Ученый Стивен
Глава 4 Взаимосвязь и взаимозависимость
Глава 4 Взаимосвязь и взаимозависимость Цель жизни – прожить ее в согласии с природой. Зенон Китийский, греческий философ (334–262 до н. э.) Раздробленная вселенная Если бы все во вселенной было независимо друг от друга, ничего бы не менялось. Не было бы хаоса. Не было бы
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОНОВ МОЗГА
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕЙРОНОВ МОЗГА Доктор Дэвид Сэмуэлс из Института Вейцмана подсчитал, что при совершении мозгом основных операций происходит от 100 000 до 1 000 000 различных химических реакций в минуту!В мозгу имеется не менее 1 000 000 000 000 индивидуальных нейронов, или нервных клеток.
Взаимосвязь темпераментов и режима дня
Взаимосвязь темпераментов и режима дня Учитывать, каков темперамент нашего малыша и к какому роду «пернатых» он относится, важно не только потому, что упорство в деле укладывания «совенка» спать раньше 23:00 не принесет нам ничего, кроме нервного срыва… От особенностей
1. Развитие профессионализма в высшем образовании
1. Развитие профессионализма в высшем образовании 1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе Изучению проблемы профессионализма посвящено в последнее время достаточно большое количество работ. О необходимости
1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе
1.1 Понятия «профессионализм» и «развитие профессионализма» в психолого–педагогической литературе Изучению проблемы профессионализма посвящено в последнее время достаточно большое количество работ. О необходимости интегрального подхода при исследовании феномена
1.4 Взаимосвязь модуса бытия и уровня развития профессионализма
1.4 Взаимосвязь модуса бытия и уровня развития профессионализма Итак, модус, или способ бытия, осознанно и целенаправленно реализуемый, накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности, включая профессиональную. Характерные особенности, присущие модусу, выражаются
1.5 Обобщение: развитие профессионализма в пространстве образования
1.5 Обобщение: развитие профессионализма в пространстве образования Обобщение и систематизация исследований феномена профессионализма позволяет выделить в различных определениях профессионализма две основные составляющие. Одна из них говорит о высоком уровне
2. Условия развития профессионализма в профессиональном образовании
2. Условия развития профессионализма в профессиональном образовании 2.1 Профессиональные образовательные программы для взрослых: постановка задачи В предыдущей главе было сформулировано фундаментальное требование к образовательному процессу, предполагающему
Профессионализм, творчество и мастерство учителя.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости).
Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.
Постоянное самосовершенствование, саморазвитие – это важнейшее направление творческой деятельности учителя, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности. Систематическое обновление профессиональных знаний является субъективной потребностью учителя и объективной необходимостью.
В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).
Этика и эстетика педагогического труда.
Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении его к своему труду, профессии. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя.
Наиболее полное и точное определение любви дано в Библии:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не привозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Не радуется неправде, а радуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает».
Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал.
Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.
Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность.
Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженностьучителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.
Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.
Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.
Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должна мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя-эталона.
Профессионализм Профессионал Профессиональный
Сотни воителей стоит один врачеватель искусный
Ты можешь считать себя профессионалом, когда свое дело
ты делаешь блестяще, получая удовольствие и не испытывая
никакого напряжения. А если испытываешь, значит, еще учишься.
Невежество сближало людей. Профессионализм их разделяет.
Профессионализм как качество личности – способность систематически, стабильно и надежно выполнять сложную деятельность в любых условиях, проявлять высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение своей работы.
Профессионализм – это стабильность мастерства. Лучиться профессионализмом может лишь тот, кто посвятил своему занятию не менее 15 лет. Об этом критерии профессионализма говорит философ Вячеслав Рузов. Если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, нужно стараться действовать максимально стабильно. Например, если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, в какой-то специальности, по этой специальности нужно поработать не меньше 15 лет. Это закон профессионализма. Профессионал — это тот, кто проработал не меньше 15 лет. Вот этого человека можно считать профессионалом. Профессионал — это тот, кто знает все минусы, все побочные явления, у которого есть большой опыт того, как все плохо заканчивается. Это 15 лет. Если человек меньше проработал, он не профессионал. Он, так или иначе, не знает, как некоторые моменты могут заканчиваться. Поэтому стать профессионалом трудно. И только через 15 лет человек может сказать, что он поработал на этой специальности. До этого он не может сказать, он просто еще экспериментирует, он еще только пробует. 15 лет такой срок достаточно серьезный. Поэтому если мы поступаем куда-то на работу, мы должны решить для себя, что я готов проработать в этом направлении 15 лет.
Многие развлекаются на работе. Это некоторый метод развлечения. Так же семья. Вспомните семью. То есть, что обещают мужчины и женщины друг другу, вступая в семью? И в радости и в горе, и в болезни и в здоровье, и в бедности и в богатстве быть что? Верными друг другу. Быть всегда вместе. То есть семья так же создается на этой основе. То, что нам сначала нравится, потом разонравится. Но если мы хотим достичь успеха в семье, нужно просто продолжать оставаться вместе. Вот также и на работе, если мы хотим достичь успеха в своем профессионализме мы должны просто продолжать. Через некоторое время мы будем востребованы в любом месте. То есть, если человек в чем-то становится профессионалом, он всегда востребован. Всегда востребован, он уже может быть спокоен, он профессионал. Он будет оценен, он будет востребован. Это факт. Если мы не профессионалы, то по законам жизни мы не будем востребованы. Поэтому если хотя бы в чем-то у нас есть опыт, мы можем быть спокойны, у нас уже есть эта некоторая гарантия стабильности.
Часто говорят: — Всё гениальное просто. Это истина. Людям кажется, что их проблемы должны решаться необычайно сложно. Профессионализм начисто опровергает это заблуждение. Например, как отмечает Вячеслав Рузов, профессионализм в гуманитарных науках – это «очень просто отвечать на очень сложные вопросы. Вот это профессионализм. А профанация, это когда мы очень сложно отвечаем на очень простые вопросы. Наверное, многие подмечали, что настоящие профессионалы очень просто отвечают на заданные им вопросы. И людям сразу все становится понятно. Поэтому настоящий профессионализм — это в очень сложной проблеме увидеть очень простое решение. Оно всегда есть. Простое решение. Не сложно решать легкие проблемы, а легко решать сложные проблемы. Вот это профессионализм.
Есть еще один хитрый критерий профессионализма. Настоящего профессионала не раздражает непрофессионализм окружающих. Его не будут нервировать разговоры дилетантов о проблемах его профессии. Когда человек непрофессионал, его будет нервировать непрофессионализм другого человека. Профессионал уверен и спокоен. Он осознаёт, что должны быть дилетанты, что не обойтись без разных уровней профессионализма, что никуда не деться от невежд, глупцов и карьеристов, считающих себя корифеями в том, в чём ничего не смыслят. Какой смысл растрачивать силы в доказывании их непрофессионализма?
Профессионализм предполагает дружбу с интуицией. Когда человек становится профессионалом, он начинает реально понимать, как сделать лучше. У него появляется профессиональное видение – интуиция. То есть ему уже не нужны какие-то дополнительные факты, доводы, формулы. Он просто начинает видеть истину. В этом нет никакой мистики и волшебства. Это просто реальная стадия профессионализма. Например, к врачу приходит пациент, и он сразу видит – сердечник, почечник. Говорят: — Хороший врач по стуку в дверь должен понять, чем болеет человек. Если это действительно профессионал.
Вячеслав Рузов отмечает, что всё это развивается не за неделю, не за год, даже не за 10 лет. Говорится, первичная профессиональная интуиция приходит через 21 год профессиональной деятельности. Кто у нас сейчас 21 год на одном рабочем месте сидит? Это уже монстры. Им уже можно медаль давать за боевые заслуги на рабочем месте. Это уже редкость. Сейчас все сразу же перебегают с места на место при первых же трудностях. Т.е. человек работает, и он постоянно ищет новое место работы. Постоянно. Он уже работает. И он все равно ищет другое место работы, на всякий случай. Поэтому, нет этой концепции, династии, поэтому, к сожалению, мы находимся в мире, где все, немножечко непрофессионально. Повара немножечко не профессиональны, можно отравиться, врачи немножечко не профессиональны, могут залечить до смерти, водители немножечко не профессиональны, могут на встречную полосу играючи выехать. Все немножко не профессиональны. Немножко. Поэтому и жизнь такая, немножечко опасная. Поэтому, мы все время напряжены. Мы просто чувствуем, что все немножко непрофессионально. Все немножко непрофессионально и как-то опасно все немножко. Нужно перепроверять, перепроверять, за каждым. Конечно, будет какое-то депрессивное состояние, ну что делать, такова реальность.
К сожалению, сейчас такая культура, т.е. нет династии. Это приходит от того, что разрушается наследственность. Дети не идут по стопам своих родителей, никто не работает долго на одном месте, никто не становится профессионалом, поэтому династии разрушаются, соответственно нет этой культуры – продолжать дело, которое мне дано по моей природе. Мы не просто так рождаемся вместе. У нас есть эта взаимосвязь. Но, мы стали гордыми. Поэтому мы говорим – папа с мамой пусть занимаются, чем хотят, у меня своя жизнь. Поэтому династии разрушаются – соответственно нет профессионалов. Потому, что только в династийной системе могут быть профессионалы. Если династии нет – чрезвычайно трудно стать профессионалом.
В законах кармы говорится – человек становится профессионалом на третью жизнь. Невозможно с первой жизни стать профессионалом, если я ее только начал. Поэтому, скажем так грубо, в первой жизни мне просто нравится музыка. Но, к сожалению, я где-то спал в лесу, и стадо медведей пробежало по моим ушам. Поэтому, я ничего не понимаю, просто мне нравится музыка. Итак, мне нравится музыка всю мою жизнь. На следующую жизнь, когда я рождаюсь, у меня уже появляется слух какой-то. И меня отдают в церковно-приходскую школу, я занимаюсь три года по классу баяна и пою в хоре: «Степь да степь кругом» еще что-то. Т.е. как-то я к этому приобщаюсь. И потом на свадьбах я подыгрываю на гармошке. Итак, я занимаюсь этим всю жизнь, и на третью жизнь я уже рождаюсь в семье музыкантов, на фортепьяно прямо, на рояле уже рождаюсь, или за кулисами где-то рождаюсь прямо, на концерте, уже прямо в семье музыкантов. И мои родители уже музыканты, и все мое окружение музыканты, все что я с самого детства слышу – это музыка, я к ней привыкаю, и поэтому становлюсь профессионалом. На третью жизнь только становлюсь. Так описывается в законах кармы.
Соответственно, если династии нет, если все это разрушается с самого начала, то нет профессионалов, т.е. мы все время с первой жизни все начинаем. Все время начинаем все с первой жизни, поэтому нет этой прирожденности, нет этой действительно, высокопрофессиональной интуиции. Обычно интуиция воспринимается как нечто неосознанное. В действительности это не так. В действительности, интуиция – это стадия профессионализма.