Что такое отраслевое законодательство
Кому выгодны отраслевые соглашения и обязательно ли их подписывать?
Управляющий партнер юридической фирмы BLS
специально для ГАРАНТ.РУ
Отраслевые соглашения работодателей, сотрудников и органов власти ведут историю с 1991 года и указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Позднее эта тема перекочевала уже в виде ст. 45 Трудового кодекса, которая говорит о различных соглашениях, в том числе отраслевых.
Сегодня в нашей стране насчитывается около 40 отраслевых соглашений. Они заключены в нефтяном секторе, лесопромышленном комплексе, на железнодорожном транспорте, в дорожном хозяйстве, металлургии и другие. Минтруд России на своем сайте публикует их, уточняя текущий статус.
Этот документ на уровне конкретной отрасли, в первую очередь, дает дополнительные льготы и гарантии работникам. В Соглашении фиксируются условия оплаты труда, надбавки, дополнительный отпуск, режимы труда и отдыха, возможности для повышения квалификации, страхование и даже особые условия при увольнении. Оно и неслучайно, ведь инициатором подобных документов является государство в лице Минтруда России и объединения профсоюзов. Собственно, именно они и выступают сторонами Соглашений при общении с бизнесом, рекомендуя добавить льгот сотрудникам. Каких именно?
7 дополнительных льгот работникам
Первое, что описывают в Соглашении – это увеличенная минимальная зарплата и другие выплаты. Как правило, по рабочим специальностям минимальную ставку фиксируют на уровне не ниже 1,1-1,2 от прожиточного минимума. Причем сюда не включаются любые доплаты, надбавки, премии. Также документ обычно подчеркивает ежегодность проведения индексации зарплаты, хотя ТК РФ об индексации говорит лишь один раз – в ст. 134 – но о периодичности там ничего не сказано. А еще Соглашение устанавливает предельный разрыв между самыми высокими и низкими зарплатами в отрасли – на уровне 4-5 раз.
За работу во вредных условиях труда сотрудникам делают доплату не менее 10-15% от тарифной ставки, в то время как ТК РФ дает надбавку в 4% в соответствии со ст. 147 ТК РФ. Профессиональное мастерство и выслуга лет также поощряется надбавкой – от 12 до 25 и ежегодным вознаграждением. В строительной отрасли при стаже от 10 до 15 лет оно составляет 120% от оклада.
Второй блок льгот связан с обеспечением занятости. Например, привлекать на работу иностранных сотрудников можно, только если не получается найти рабочих из числа граждан России, давать сокращаемым один день в неделю для поиска работы, не увольнять в течение года членов одной семьи, платить повышенные выходные пособия предпенсионерам, при ликвидации компании и т.д.
Особые условия в режиме работы и отдыха. Так, независимо от норм ТК РФ, работа в выходные и праздники оплачивается не менее чем в двойном размере. Для вредных условий труда норма работы составляет не более 36 часов в неделю, а дополнительный отпуск – от 7 дней. Более того, молодым родителям дают отпуск на 1 сентября, отцу – при рождении ребенка и др. Если с сотрудником произойдет несчастный случай, компания также делает дополнительные выплаты – единовременную компенсацию, моральный вред, до 75% годового заработка – при установлении инвалидности. В этом случае компания также оплачивает обучение детей пострадавшего.
Беременным женщинам и сотрудницам в отпуске по уходу за детьми компания компенсирует приобретение медикаментов и выплачивает дополнительное пособие до 1,5 лет, а еще предоставляет один день отдыха в год для медицинского обследования.
Наконец, дополнительные гарантии предоставляются и молодым работникам, например, им гарантируется трудоустройство по специальности при договоренностях с вузами, оказывается содействие в обеспечении жильем, детскими дошкольными учреждениями и т.д.
Какие выгоды для работодателей?
Как наглядно показывает список выше, по таким отраслевым соглашениям сотрудники получают достаточно большие льготы в дополнение к тем, что изначально дает ТК РФ. Для работодателей это, очевидно, «влетает в копеечку».
Увы, нормативные акты России не дают никаких «бонусов» работодателям – будь то уменьшение налогов, снижение взносов, отсрочки и т.д. Чуть ли ни единственным плюсом для бизнеса является возможность увеличить учетный период при суммированном учете – с 1-3 месяцев до одного года – для некоторых категорий работников на вредных условиях труда. И при этом с ними необходимо заключить коллективное соглашение. Минтруд России же, анонсируя любое новое Соглашение, уповает на социальные и общественные выгоды. Как считает министерство, присоединение к документу позволяет повысить привлекательность компании как работодателя, привлечь более квалифицированные кадры, в первую очередь, на рабочие специальности. На самом деле соглашение – дополнительная ответственность и финансовая нагрузка на предприятие.
Наоборот, присоединяясь к соглашению, компания берет на себя большие обязательства. Если их не выполнять, сотрудник может обратиться в суд и потребовать то, что описано в документе: индексации, выплат, выходных и т.д. Кроме того, компанию могут наказать согласно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а если дело касается выплат – то и по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф – до 50 тыс. руб. на юрлицо. А еще в кодексе есть и специальный состав – ст. 5.31 – нарушение обязательств по коллективному соглашению, и штраф составляет до 5 тыс. руб.
Частичная невыплата в течение трех месяцев и, соответственно, полная невыплата свыше двух месяцев будет поводом для привлечения виновника к уголовной ответственности, согласно ст. 145.1 УК РФ. Частичная невыплата предусматривает штраф до 120 тыс. руб., принудительные работы до 2 лет или лишение свободы до 1 года. А полная невыплата в течение 2 месяцев чревата штрафом до 500 тыс. руб., принудительными работами или лишением свободы до 3 лет. Да еще и сотруднику причитаются деньги, которые ему не выплатили плюс компенсация за весь срок задержки.
Можно ли его не подписывать?
Целая глава – 7 – в ТК РФ и ответственность, кажется, делают Соглашение обязательным для работодателей. Но это не совсем так, и вопрос о неприсоединении – вовсе не лишен смысла.
К сожалению, закон не дает ответа на вопрос. Но есть ряд факторов, которые дают предприятиям возможность выбирать и принимать решение самостоятельно. Во-первых, публикация Соглашения (а это делается на сайте Минтруда и в Российской газете) – это по сути приглашение «вступить в ряды». Но у вас по закону есть 30 календарных дней, чтобы принять решение – и дать ответ. Если этого не сделать, вы по умолчанию становитесь участником, однако и сам ответ должен быть мотивированным. Обо всем этом напоминает ст. 48 ТК РФ. Иначе говоря, отказ не запрещен, но надо дать объяснение. В качестве него, например, могут быть экономические или технические причины: несогласие с документом, финансовые сложности для его выполнения и т.д. Такого списка нигде нет, и основан он исключительно на практике работодателей. Более того, Минтруд России может пригласить вас и членов профсоюза для консультаций: почему вы так решили.
Поэтому лучше всего для начала посмотреть список отраслевых соглашений и найти то, которое относится к вашей сфере деятельности. Если такое существует. Далее – надо проверить статус действия документа, и в зависимости от ваших намерений принимать решение – присоединяться или обосновывать отказ. Нужно помнить, что выйти из соглашения после его подписания вряд ли получится, хотя бы потому что даже прекращение членства в соглашении не освобождает от необходимости выполнять его условия, с учетом ч. 3 ст. 48 ТК РФ. Подобные кейсы единичны, и суды в решениях ссылаются именно на эту статью. После подписания у компании есть по сути лишь два варианта выхода, которые указаны также в этой статье. Первый – ждать завершения действия соглашения (закон говорит, что стороны могут один раз продлить действие соглашения – но могут и не продлевать). Второй – приостановить действие соглашения в отношении компании. Но для этого такое право должно быть прописано в самом соглашении, а у работодателя также должна быть веская причина – скажем, финансовая или техническая.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Тема 1. Государство и право
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие государства и права, их признаки и роль в жизни общества
Государство представляет собой сложное явление. Считается, что сам термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (Х в.).
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Необходимо определить основные признаки, отличающие государство от государственной организации общества и негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и пр.).
Публичная власть — один из главных признаков государства. В первобытном обществе власть не носила политического характера, потому что родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, — они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, на которые возложено выполнение публичных функций.
Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, для которого характерны:
Власть государства распространяется на всех людей, населяющих территорию данной страны. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и защищает свои границы от вторжений.
В состав государственной территории входят:
Кроме того, признаком государства является наличие постоянного населения, проживающего на данной территории. В качестве основных признаков государства называют единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Также важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, является суверенитет.
Государственный суверенитет — это самостоятельность, верховенство, независимость государственной власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение — один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. У государства нет других источников доходов, кроме налогов, да еще природных богатств, земли и др. Но эти источники относятся к числу иссякаемых. Налоги же существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую специальным аппаратом принуждения и распространяющую свои полномочия на определенную территорию. Наряду с этим существует и другое определение государства. Это — общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающей особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях. 1
Наиболее общие признаки права:
Государство и право функционируют в определенном обществе. Общественная потребность в праве необходима:
для установления единого порядка отношений людей в обществе, государстве и народов в мировом сообществе, а также для поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные группы и ограничения, смягчения силового противостояния социальных групп народов и государств. Кроме того, право воздействует на все сферы жизни общества (экономику, политику, мораль, духовную культуру, религию, экологию).
В политической системе общества государство играет особую роль как собственник основных средств производства, определяет главные направления развития общества, выступает организацией всех граждан, осуществляя правотворчество, располагая специальным аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом. Является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, характеризуется единством законодательных управленческих и контрольных функций.
1.2. Норма права и нормативно-правовые акты
Нормы права — это властные, письменно закрепленные общеобязательные правила поведения людей в обществе, коллективов и общностей, установленные государством и охраняемые им от нарушений. Право и норма соотносятся между собой, как целое и часть.
Признаки нормы права: связь с государством; общеобязательность; формальная определенность; представительно-обязывающий характер; системность, властность, нормативность. Норма права имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, определенный порядок изложения.
Элементы нормы права
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях
Содержит правила поведения участников правоотношения, их права и обязанности
Неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы
Нормы права разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.
Например, можно выделить следующие виды правовых норм:
1.3. Основные правовые системы современности
Международное право как особая система права.
Правовая система (семья) – это объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений.
Главные элементы структуры правовой системы:
Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их развития.
Основные правовые системы современности: 3
Романо-германская правовая семья. К ней относятся правовые системы Франции, Австрии, Германии, России (при всех ее особенностях, она более родственна именно романо-германской семье) и др. Среди признаков романо-германской семьи можно выделить следующие:
Англосаксонская правовая семья. К ней относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др. Ее признаки:
Международное право как особая система права
Нормы, входящие в международное право, обязывают участников проводить мирную политику и обеспечивать каждому члену общества достойную жизнь. Государства, признавая международно-правовое регулирование общественных отношений, демонстрируют готовность их соблюдать и поэтому закрепляют их в своих законах. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Признание приоритета международного права над внутригосударственным не означает подмену одной правовой системы другой.
1.4. Закон и подзаконные акты
Подзаконные акты – нормативный документ компетентного государственного органа, изданный в соответствии с законом, на его основе, в его исполнение
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА
Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
По юридической силе:
законы субъектов федерации
По отраслевой принадлежности:
содержат нормы различных отраслей права
лица без гражданства
1.5. Система российского права, его отрасли
Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую идеологию (правовую).
Элементы системы права
правовой институт (совокупность норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений)
подотрасль (совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений)
отрасль (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования)
Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос «Что регулирует право?» то метод — «Как регулирует?». Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
Характеристика отраслей права. Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы на две разновидности:
Отрасли материального права
Отрасли процессуального права
экологическое право и т. п.
К ним относятся те отрасли, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права (например, гражданское, уголовное, административное право и др.)
Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридичёских норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, охраны труда и т. п. Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:
а) правоохранительные, которые состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан;
б) функциональные, то есть те, которые охватывают нормы права, регулирующие процедуру, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер;
в) общие (содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения).
Профилирующие, или базовые, отрасли, то есть те которые охватывают главные правовые режимы: конституционное право; затем три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества – трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и др. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право; банковское право и другие.
Профилирующие отрасли российского права
Конституционное (государственное) право – это право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что его основным источником является Конституция — Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.
Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.
Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.
Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д.
Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.
Специальные отрасли
Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работника и работодателя, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на участие в управлении производством и т. д.
Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и расторжение брака и т. д.
Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.
Комплексные отрасли
Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д.
Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридически лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей.
1.6. Правонарушение и юридическая ответственность
Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность. Понятие, виды
Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством (в лице его специальных органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Признаками юридической ответственности являются: а) государственно-принудительный характер, т. е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение; б) строгая регламентация законом применения государственного принуждения и осуществление в специальной процессуальной форме; в) совершение правонарушения служит основанием юридической ответственности; г) наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов; д) главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращение в будущем совершения правонарушений.
Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от видов совершенных правонарушений. Выделяют уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.
Уголовная ответственность относится к карательному виду ответственности, она предусматривает меры наказания, которые, в свою очередь, назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентирована законом, в частности предусмотрено применение уголовной ответственности в процессуальной форме. Поскольку уголовная ответственность — наиболее жесткий вид юридической ответственности, предусмотрен ряд принципов ее применения: а) законность, т. е. она применяется только в отношении преступлений (перечень их и понятие определяются только уголовным законодательством); б) вина: уголовная ответственность наступает только за те преступления, в отношении которых доказана вина лица; в) равенство граждан перед законом независимо от пола, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств; г) справедливость, что означает соответствие мер наказания характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; д) гуманизм: меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; е) презумпция невиновности, т. е. каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Наказания за совершенные преступления разнообразны, например лишение свободы, в том числе пожизненное лишение свободы, штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и др. (вплоть до смертной казни).
Административная ответственность наступает за совершенные административные проступки, предусмотренные КоАП РФ, а также другим законодательством. Совершение административных правонарушений влечет применение мер административных взысканий, которые менее суровы, чем наказания за совершенные преступления. Среди них штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, исправительные работы, административный арест (до 15 суток) и др. Меры административного взыскания не влекут судимости и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, судами, таможенными органами и др. Существуют сроки наложения административных взысканий и сроки их исполнения.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Гражданско-правовая ответственность — это всегда ответственность имущественного характера. Даже компенсация морального вреда, т. е. физических или нравственных страданий, причиненных действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, осуществляется в денежной форме. Гражданско-правовая ответственность носит правовосстановительный, а не карательный характер, она направлена на восстановление имущественных потерь, причиненных правонарушением. Формы этой ответственности: взыскание убытков, признание сделки недействительной или недействительным акта государственного органа, взыскание неустойки, самозащита гражданских прав и др. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общий суд, арбитражный или третейский) и в процессуальном порядке.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, т. е. за нарушения трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Например, работники связи обязаны соблюдать тайну переписки, государственные служащие обязаны хранить государственную и служебную тайну и т. д.
Применение юридической ответственности основывается на определенных принципах: законности, справедливости, неотвратимости и индивидуализации наказания (меры воздействия).
1.7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство
Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.