Что такое отраслевые акты

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПАНе НПА
Конституция РФПриказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТПисьмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьмиУказ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасностиПредписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской областиДоговор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротствеРешение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрииОбъявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1Конституция РФ
Уровень 2Международные договоры
Уровень 3Федеральные законы
Уровень 4Указы президента
Уровень 5Постановления правительства
Уровень 6Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7Приказы служб
Уровень 8Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Источник

Межотраслевые правила по охране труда — что это такое?

Из этой статьи вы узнаете, что это такое – межотраслевые правила по охране труда, зачем они нужны и как применяются, где их можно найти и скачать, как с ними работать.

Перечень всех межотраслевых правил по охране труда ЗДЕСЬ

Что такое отраслевые акты. Смотреть фото Что такое отраслевые акты. Смотреть картинку Что такое отраслевые акты. Картинка про Что такое отраслевые акты. Фото Что такое отраслевые акты

Межотраслевые правила по охране труда — это правила, устанавливающие требования безопасности при проведении одного класса либо разновидности работ, эксплуатации оборудования, на предприятиях или организациях, которые относятся к различным отраслям.

Например, это правила ОТ:

Межотраслевые правила по охране труда правила, которые используются на шахтах, стройках, в магазинах, больницах, школах, детсадах и даже в библиотеках в случае проведения на их территории соответствующих работ либо использования попадающего под действие правил оборудования.

Межотраслевые правила по охране труда: что это такое и как применяются?

Минтруд РФ, совместно с Всероссийской госэкспертизой условий труда, профсоюзами и других представителей интересов работников организуют разработку и утверждение межотраслевых правил. Положения правил согласовываются с профильными федеральными надзорами РФ.

Межотраслевые правила по охране труда утверждаются на определенный срок или не имеют срока действия. Во втором случае их действие прекращается, когда принимаются новые нормативные акты, либо же их просто отменяют приказом.

Знать, что такое межотраслевые правила по охране труда, должен каждый специалист, в задачу которого входит составление инструкций по ОТ. Они, точно так же, как и отраслевые, — правовая основа для разработки инструкций. Положения межотраслевых правил по охране труда гармонируют с положениями других правил безопасной работы – отраслевых, ССБТ, саннорм и др.

Контролироль соблюдения межотраслевых правил осуществляется госинспекцией.

В текстах межотраслевых правил, как правило, указываются:

Межотраслевые правила по охране труда – правила, действие которых распространяется на всех участников производственной деятельности, кроме работодателей-физлиц, которые не зарегистрировались, как ИП. Единые требования для одинаковой деятельности, организованной на территории разных организаций, позволяют их стандартизировать и упростить повышение уровня безопасности.

Структура межотраслевых правил по охране труда

Межотраслевые правила по ОТ как правило состоят из следующих разделов:

Разделов в правилах может быть больше или меньше. Это зависит от особенностей информации, изложенной в них. К примеру, в четвертом разделе нормативного акта, посвященного безопасности погрузочно-разгрузочных операций, приводятся особенности работы с опасными грузами. Табличная информация предоставлена в приложениях.

Как инженеру по охране труда работать с межотраслевыми правилами

В работе инженеров по охране труда на конкретных предприятиях есть масса нюансов. Поэтому в дополнение к требованиям межотраслевых правил могут существовать требования локальных правил, в том числе правил технической эксплуатации, положений, порядков, рекомендаций Минтруда. И их тоже нужно знать и применять, иногда — отстаивать целесообразность их выбора и применения перед инспекторами ГИТ.

В качестве примера рассмотрим сроки пересмотра инструкций. Минтруд рекомендует пересмотр инструкций по ОТ не реже чем 1 раз в 5 лет. В рамках этого срока работодателю дается право самостоятельно определять сроки, даты пересмотра инструкций. Это можно делать, например, в плановом порядке 1 раз в 5 лет, в текущем порядке — по предписанию инспектора ГИТ, при изменении технологического процесса, после выхода новых общероссийских правил.

Однако другие правила устанавливают более короткие сроки действия некоторых инструкций:

Обратите внимание! Если в процессе пересмотра содержание инструкции изменяется, следует вносить соответствующие изменения в программы инструктажей. Далее проводятся внеплановые инструктажи по этим изменениям.

Кстати, не забывайте согласовывать изменения к инструкциям по ОТ с представителями профкома. Этого требуют ст. 212 и 372 ТК РФ. В течение 5 рабочих дней профком должен дать письменное согласие с новым текстом инструкций или отклонить его. Если профком с чем-то не согласен, работодателю в трехдневный срок нужно провести с ним переговоры. Если эти переговоры окажутся нерезультативными и каждая сторона останется при своем мнении, оформляется протокол разногласий, а инструкция утверждается без согласования профкома. Для работодателя это не лучший вариант, поскольку профком этот протокол разногласий может обжаловать в суде или ГИТ. Получив такой сигнал, ГИТ проводит внеплановую проверку, и действие такой инструкции чаще всего прекращается.

Поскольку межотраслевые правила по охране труда правила, устанавливающие общие требования, они могут содержать ссылки на локальные документы. Например, Межотраслевые правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ предписывают работодателям выдавать СИЗ работникам исходя из типовых норм по видам деятельности предприятий. При этом конкретных таблиц, перечней в этом документе не содержится, есть только общие методологические указания, например, что бригадиру выдается такая же спецодежда, как его подчиненным.

Чтобы найти, чем же конкретно нужно обеспечивать, например, работников ЖКХ, следует открывать Типовые нормы, утвержденные Приказом от 03.10.2008 №543н. Еще один нюанс: согласно требованиям Межотраслевых правил, спецодежда должна соответствовать выполняемым работам. Поэтому работников дорожно-ремонтной службы ЖКХ следует «одевать» не по ранее найденным Типовым нормам для ЖКХ, а по Типовым нормам для работников автотранспорта и шоссейных дорог (приказ Минздравсоцразвития от 22.06.2009 №357н).

Так что требования межотраслевых правил следует творчески комбинировать с требованиями правил локальных. При этом в спорах с ГИТ требования межотраслевых правил часто имеют приоритет, поскольку утверждают более общие требования.

Однако есть случаи, когда Межотраслевые правила ОТ, наоборот, уточняют требования локальных документов. Например, утвержденный Постановлением 1/29 Порядок обучения по ОТ не требует от работодателя заводить личные карточки прохождения обучения. В ГОСТ 12.0.004-2015 указывается, что личные карточки работодатель может вести по желанию. В таком случае это прописывается в локальном нормативном акте организации.

Зато Межотраслевые правила ОТ в газовом хозяйстве (утв. постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 №27) обязывают работодателя организовать занесение результатов инструктажей не только в журналы, но и в личные карточки работников (п. 1.4.13). Поэтому инженерам по ОТ или другим ответственным за обучение лицам в этом случае приходится заполнять вдвое больше документов.

Требования межотраслевых правил, а также отраслевых, локальных правил включаются в тексты:

Итак, мы рассмотрели, что собой представляют межотраслевые правила по охране труда: правила, требования и структура. Узнали, где можно скачать актуальные правила, и как инженеру по ОТ работать с текстами межотраслевых правил.

Источник

Какие документы по охране труда должны быть на предприятии в 2021 году

В статье актуальный перечень документов, который должен быть в каждой организации, с учетом нормативных правовых актов по охране труда, вступивших в силу в 2021 году. Мы рассказали, как обеспечить хранение документов по ОТ, чтобы вашу организацию не оштрафовали на 130 тысяч рублей.

Содержание:

Какие обязательные документы по охране труда должны быть на предприятии

Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.

Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.

Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.

Пример из практики:

Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.

Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.

При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.

Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.

Перечень основных документов по охране труда на предприятии

Для того, чтобы не делать лишнюю работу, и не упустить необходимые документы, мы рекомендуем вам руководствоваться статьей Трудового кодекса об обязанностях работодателя. Также нужно изучить ваши отраслевые правила по охране труда. Кроме того, воспользуйтесь актуализированной редакцией типового положения о системе управления охраной труда.

Важно! Всегда думайте на опережение – если Минюст зарегистрировал нормативный правовой акт, вступающий в силу через 6 месяцев, внимательно изучите его. По этому документу, вероятно, вы будете закрывать год, или начинать новый.

Обязательно отслеживайте инструктивный материал Роструда для своих инспекторов. Интересно узнать, что новенького произойдет в порядке именно содержательной части проверки работодателей. Например, откройте Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В этом документе Роструд учит проверяющих инспекторов, как им найти нарушение у работодателей и привлечь их к наказанию. Документ очень хорош тем, что не содержит излишних требований. Все это – положительные результаты регуляторной гильотины.

Можно привести простой, но очень наглядный пример из практики: администрация завода долго не могла решить, нужно ли ей проводить оценку рисков на рабочих местах. При этом, цена вопроса для завода – 65 000 рублей, так как своих знаний и опыта для оценки рисков не хватает.

А в пункте 10.2 МР приказа № 77 Роструд советует своим инспекторам спросить с работодателя следующие локальные нормативные акты:

Нет документа – нет и мероприятия, значит завод оштрафуют на сумму до 80 000 рублей по ч.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ плюс личный штраф для работодателя.

Независимо от того, сколько человек у вас на предприятии – пять или две тысячи, а также от того, чем вы занимаетесь – офис или производство, на каждом без исключения предприятии должен вестись законодательный минимум локальных нормативных актов.

Отраслевые особенности дополняют этот минимум, но и здесь нужно четко придерживаться требований правил по охране труда. Не плодите лишние документы, но не упустите самые нужные.

Перечень локальных нормативных актов по охране труда (законодательный минимум)

Мероприятия по ОТКакие локальные акты нужно разработать работодателю
Функционирование Системы управления охраной труда
1Положение о системе управления охраной труда. Положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя может содержать следующие разделы (подразделы):
а) общий порядок обеспечения функционирования СУОТ;
б) порядок разработки и реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
в) планирование и исполнения мероприятий по охране труда;
г) контроль исполнения мероприятий и достижения результатов;
д) мониторинг и анализ реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда;
е) планирование улучшений функционирования СУОТ;
ж) анализ со стороны руководства работодателя эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей по охране труда;
з) управление документированной информацией СУОТ.
Отдельными локальными нормативными актами по охране труда у работодателя могут быть разработаны и утверждены на основе государственных нормативных требований охраны труда:
а) порядок управления профессиональными рисками;
б) внутренние нормативы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
в) порядок обучения и развития компетенций по охране труда;
г) распределение функциональных обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя с учетом управленческой (организационной) структуры;
д) организация работы комиссии по охране труда;
е) организация работы комиссии по охране труда и уполномоченных по охране труда;
ж) организация работы по соблюдению требований охраны труда подрядных организаций и т.п.
2Отчет о проведении оценки профрисков:
а) перечень (реестр) опасностей;
б) документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
3Протокол обсуждения проекта Политики по охране труда с представительным органом работников
4Отчет по мониторингу функционирования СУОТ
5Предварительный Анализ состояния охраны труда
6Политика в области охраны труда
7Приказ об организации постов оказания первой помощи, оборудованных аптечками
8Приказ, устанавливающий порядок проведения контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты
9Перечень работ, при которых перерывы предоставляются в рабочее время на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно
10Перечень работ, предусматривающих предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда продолжительность, а также порядок предоставления таких перерывов
Специальная оценка условий труда
1Приказ об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда
2Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда
3График проведения специальной оценки условий труда
4Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда
5План мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Медицинские осмотры (предварительные и периодические)
1Приказ об организации медосмотра
2Утвержденный список лиц на медосмотр
3Утвержденный поименный список на медосмотр и подтверждение его направления в медицинскую организацию
4Календарный план медосмотра
5Направления на медосмотр
6Журнал учета направлений на медосмотр
Обучение по охране труда
1Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
2Программа вводного инструктажа по охране труда
3Инструкции по охране труда
4Программы первичного инструктажа по охране труда
5Программы специального обучения по охране труда
6Приказ (распоряжение) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
7Приказ об организации обучения по охране труда с календарным графиком для ознакомления работников
8Протоколы проверки знаний требований охраны
9Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте
10Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
11Перечень работ, профессий и должностей работников, в отношении которых проводится обучение по охране труда в обучающих организациях, а также во внутренней комиссии работодателя
Организация работ с повышенной опасностью
1Планы производства работ
2Технологические карты
3Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ, о назначении ответственных руководителей работ, ответственных исполнителей работ, за утверждение ППР, за выдачу наряда-допуска, за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, за обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты
4Журнал учета работ по наряду-допуску
5Наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов, акт-допуск, график совместных работ
6Перечень работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска
7Порядок проведения работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска
8Программа первичного инструктажа на рабочем месте на каждый вид работ или на профессию
9Программа обучения по охране труда на каждый вид работ или на профессию
10Программа стажировки на рабочем месте
11Комплект инструкций по охране труда по профессиям и должностям, комплект нормативных правовых актов по охране труда в соответствии с отраслевой спецификой
Выдача СИЗ
1Приказ об организации работы по выдаче и уходу за СИЗ
2Приказ, утверждающий нормы бесплатной выдачи
3Копии сертификатов и деклараций о соответствии
4Копии заключений Минпромторга о происхождении продукции
5Личные карточки учета выдачи СИЗ

Обязательные документы по ОТ для отдельных видов работ

Мероприятия по ОТКакие локальные акты нужно разработать работодателю
Сварочные работы
1Порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ
2Порядок осмотра шлангов (не реже одного раза в месяц шланги подвергаются осмотру и испытанию в порядке, установленном локальным нормативным актом работодателя)
3Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале
4Протокол проверки исправности оборудования для производства электросварочных работ не реже одного раза в шесть месяцев
5Приказ о назначении ответственного за содержание в исправном состоянии соответствующего вида оборудования
Инструмент и приспособления
1Порядок проведения работ с ручным пиротехническим инструментом
2Приказ о назначении лица, ответственного за содержание электроинструмента в исправном состоянии, ответственного за содержание в исправном состоянии инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания
3Журнал осмотров, ремонта, проверок, испытаний и технических освидетельствований инструмента (за исключением ручного инструмента)
4Журнал учета периодических проверок электроинструмента и приспособлений (в том числе вспомогательное оборудование: трансформаторы, преобразователи частоты, защитно-отключающие устройства, кабели-удлинители) с периодичностью не реже 1 раза в 6 мес.
Эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов
1Приказ о назначении работников, допущенных к выполнению работ по эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов на территории организации
2Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности уполномоченных работодателем должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ
3Технологические регламенты (технологические инструкции)
4Приказ о назначении должностного лица, назначенного приказом работодателя ответственным за безопасную эксплуатацию оборудования
5Порядок и последовательность выполнения работ, необходимые приспособления и инструмент
6Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ
7Инструкции по охране труда
8Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования
9Наряд-допуск на производство работ с повышенной опасностью
10Акт-допуск для производства работ на территории организации
11Приказ о допуске на право управления соответствующим видом грузоподъемных машин и механизмов
12Приказ о назначении работника, ответственного за безопасное производство работ кранами, при подъеме грузов двумя или несколькими кранами
Эксплуатация электроустановок
1Протоколы проверки знаний правил работы в электроустановках
2Журнал учета проверки знаний правил работы в электроустановках
3Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям
4Приказ о назначении лиц, ответственных за стажировку, дублирование, допуске к самостоятельной работе
5Приказ о виде оперативного обслуживания электроустановок, числе работников из числа оперативного персонала в смене о праве единоличного осмотра электроустановки, порядке хранения и выдачи ключей от электроустановок
6Приказ о назначении, ответственных за безопасное ведение работ в электроустановках, о праве единоличного осмотра; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, по распоряжению, по наряду-допуску
7Перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, по распоряжению, по наряду-допуску
8Технологические карты
9Проекты производства работ
10Перечень электроустановок, конструкция которых такова, что установка заземления опасна или невозможна
11Инструкции или технологические карты по каждому виду работ с приборами учета
12Протоколы проверки и испытания на используемые в работе ручные электрические машины, переносные электроинструменты и светильники, вспомогательное оборудование
13Программа стажировки на рабочем месте
14Программа дублирования
Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1Приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
2Планы, эскизы, схемы
3Протоколы осмотра места происшествия
4Протоколы опросов должностных лиц
5Акт о несчастном случае на производстве
6Протоколы опросов очевидцев несчастного случая
7Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

Указанный в нашей таблице перечень ЛНА не является окончательным и исчерпывающим. Каждый работодатель самостоятельно определяет необходимость разработки и принятия документированной процедуры по охране труда с учетом специфики своей деятельности, поставленных целей в политике по охране труда, с учетом опыта лучших работодателей, в том числе и международных.

Документы по охране труда: сроки хранения журналов, инструкций и других документов по охране труда

Локальные нормативные акты подлежат хранению. Срок хранения установлен Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Этот приказ является обязательным для всех работодателей, независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности. Номенклатура дел охраны труда должна быть составлена с указанием в разделе 7.3 Перечня сроков хранения.

Следует учесть, что Росархив не является федеральным исполнительным органом по охране труда, поэтому допускает устаревшие, ненужные формулировки. Например, в пункте 408 приказа указано, что в организации должны храниться 5 лет «Сертификаты соответствия работ по охране труда (сертификаты безопасности)». При этом сертификация работ по ОТ не регламентирована ТК РФ и другими НПА, следовательно, такие сертификаты вести и хранить не требуется. При этом можно организовать хранение копий сертификатов и деклараций на смывающие средства и спецодежду 5 лет.

Эти документы понадобятся, если вы соберетесь возмещать затраты на предупредительные меры в ФСС, или если к вам придет проверка ГИТ. Также и в личных карточках выдачи СИЗ и смывающих нужно указывать №№ сертификатов или деклараций, поэтому копии всегда нужно хранить под рукой.

Как уничтожать документы по охране труда

После окончания срока хранения документов их можно утилизировать. Утилизация проводится по приказу руководителя организации. Специально созданная комиссия определяет ценность документов. Если ценности нет, срок истек, то документ передают на уничтожение собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Важно! Не допускается выбрасывать документы, в которых могут содержаться персональные данные как твердые коммунальные отходы.

Допускается для уничтожения применять различные технологии измельчения документов, в том числе и шредер, а если речь идет о цифровом документе, комиссия контролирует стирание информации или форматирование носителя.

Утеря документов по охране труда

Утеря документов по охране труда является неприятным событием, имеющим юридические последствия. Если проверяющему не будут представлены протоколы проверки знаний, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте, можно сделать однозначный вывод о том, что и мероприятия по обучению не проводились. Следовательно, в отношении компании будут применять статью 5.27.1 КоАП РФ, часть 3, которая подразумевает штраф до ста тридцати тысяч рублей. Но не все так однозначно.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части 1 статьи 3 указывает, что проверяющий должен во время проверки руководствоваться принципом презумпции добросовестности проверяемого.

Это означает, что, если работодатель признает, что документ был утерян, но были проведены мероприятия по его восстановлению, по установлению причины утери и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющий должен принять к учету акт комиссии об утрате локального нормативного акта.

Если потеряли выписку из протокола проверки знаний требований охраны труда для тех, кто обучался в учебном центре, нужно составить письменный запрос на выдачу дубликата, указав дату сдачи экзамена (тестирования). Если речь идет о собственных документах предприятия, их можно восстановить с копий или с цифрового носителя. Для этого нужно составить акт комиссии об утрате локального нормативного акта, установить вину должностных лиц, принять решение о том, что документ подлежит восстановлению с переподписанием работниками, чьи интересы затронуты утерянным документом, или без переподписания.

Образец акта об утрате журнала инструктажей на рабочем месте:

Что такое отраслевые акты. Смотреть фото Что такое отраслевые акты. Смотреть картинку Что такое отраслевые акты. Картинка про Что такое отраслевые акты. Фото Что такое отраслевые акты

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *