Что такое отраслевые комплексы

Отраслевые комплексы (часть 1)

Валовой региональный продукт ЦЭР составляет более четверти ВВП РФ. Показатели ВРП на душу населения наиболее высокие в г. Москве, где они более чем вдвое превышают среднероссийские; средние — в Московской и Ярославской обл. и ниже среднего — в остальных обл.

Доля района в общероссийском производстве продукции ве­дущих отраслей хозяйства (промышленности — 17%, сельского хозяйства — 16%) ставит его на второе место в России (после Урала) по объему промышленного производства и на первое — сельскохозяйственного. Однако ситуация в ведущих отраслях производства ЦЭР в 1990-х гг. была кризисной, о чем свиде­тельствуют индексы производства промышленной и сельскохо­зяйственной продукции (в % к предыдущему году), в течение всего периода не достигавшие 100%, за исключением конца 1990-х гг., когда проявилась тенденция промышленного роста. Так, в 2000 г. относительно 1999 г. промышленное производство увеличилось в районе почти на 15%, в том числе в Москве и Московской обл. на 15%, а во Владимирской области на 22% (табл. 109).

Комплексы отраслей обрабатывающей промышленности и сфера услуг в настоящее время являются основными отрасля­ми специализации ЦЭР. Удельный вес сельскохозяйственного производства наиболее высок и приближается к 18% в Костром­ской обл, к 16% в Калужской и Брянской обл. Промышленные комплексы. Наиболее высокие темпы роста в ЦЭР к началу 2000-х гг. продемонстрировали пищевая промыш­ленность и машиностроение. Их удельный вес в промышленном производстве района в 2000 г. составил соответственно 22,3% и свыше 29%. Машиностроение являлось ведущей промышлен­ной отраслью района (табл. 110).

Машиностроительный комплекс по численности занятых и объему производства не имеет себе равных в России. Здесь вырабатывается почти 1/5 всей машиностроительной продук­ции России. Ведущее место занимают отрасли, использующие квалифицированные кадры и крупный научно-технический потенциал военно-промышленного комплекса района, в про­цессе конверсии увеличивающего выпуск продукции граж­данского назначения: автомобилей, авиакосмической техники, радиоэлектронного оборудования, а также оборудования для АПК и легкой промышленности, производства товаров народно­го потребления и самих ТНП высоких технологий.

В г. Москве, Московской, Рязанской, Ивановской и Калужской обл. сосредоточена станкостроительная и инструментальная про­мышленность. Электротехническая — в основном, в Москве, Ярославле, Владимире, Рыбинске. Приборостроение наиболее развито в г. Москве и Московской обл., а также в Орловской, Яро­славской и Смоленской обл.

В Центральном районе сосредоточены: автомобильное (Москва, Павлово, Голицыне) и железнодорожное (Коломна, Мытищи, Де-михово—новое производство вагонов электропоездов, Тверь) маши­ностроение, тракторостроение (Владимир), а также производство сельскохозяйственной техники, промышленность строительных материалов, деревообработка и др.

К началу экономического кризиса 1990-х гг. в Центре выпус­калось 28% металлорежущих станков, 25% грузовых автомоби­лей, свыше 70% персональных ЭВМ от общего объема произво­димого в России. И хотя из-за кризиса производство этих видов продукции было существенно сокращено, оно имеет потенциал роста, связанный с наличием в районе мощной научной, проект-но-конструкторе кой и опытно-экспериментальной баз отрасли. Электроэнергетика, входящая в состав регионального ТЭК, ориентирована на высокую концентрацию потребителей элек­троэнергии. В ее состав входят крупные районные тепловые электростанции (ГРЭС) мощностью несколько млн кВт каждая: Костромская, Конаковская, Рязанская и др., работающие на га­зообразном топливе и мазуте, а также крупные АЭС — Тверская, Смоленская. Все эти станции объединены в энергосистемы Цент­ра и ЕЭС России. Причем маневренные (обеспечение пиковой электроэнергией) функции в энергосистеме в значительной мере берут на себя сравнительно небольшие по мощности гидроэлек­тростанции — Иваньковская, Рыбинская, а также Сергиево-По-садская ГАЭС (свыше 1 млн кВт).

Производство электроэнергии в районе за время кризиса со­кратилось не более чем на 25%, т. е. не так сильно, как промыш­ленное производство в целом. В последние годы ее производство стало расти.

Развитие топливной промышленности Центра отличается стабильной работой крупных нефтеперерабатывающих заводов: Рязанского, Ярославского, Московского, что позволяет обеспе­чивать наполняемость местных бюджетов, а также бесперебой­ную работу комплексирующих и обслуживающих производств, отраслей транспорта. Подмосковный угольный бассейн вошел в число депрессивных производств с перспективой полного за­крытия шахт ввиду их нерентабельности. Полное свертывание угольного производства в районе сдерживается, в основном, по­требностью решения социальных вопросов — трудоустройства шахтеров.

Комплексы пищевой и легкой промышленности. Одна из важ­ных отраслей специализации района — пищевая промышлен­ность получила стимул для роста производства после финан­сового кризиса 1998 г., результатом которого явилось снижение импорта продовольствия в Россию. Пищевая промышленность работает как на местном, так и привозном сырье, отличается вы­сокой долей иностранного капитала — особенно кондитерская и пивоваренная. Наиболее высокая концентрация предприятий пищевой промышленности в Московском регионе, а на юге ЦЭР постепенно сосредоточиваются овощеконсервная, сахарная, му­комольная отрасли.

На долю легкой промышленности района к началу экономиче­ского кризиса приходилось около половины общего объема этой отрасли по России. Это прежде всего текстильная промышлен­ность (до 80% выпуска хлопчатобумажных и льняных, 60% шер­стяных тканей общего объема выпуска по России). Основные цент­ры производства находятся в Москве, Московской, Ивановской и Тверской обл. Но если по удельному весу в России текстильное производство Центра продолжает доминировать, то объем выпус­ка тканей здесь к настоящему времени сократился почти в 5 раз, не выдержав сужения внутреннего рынка и конкуренции им­портного текстиля. И только в последний период наблюдается оживление частного сектора в отраслях, выпускающих швейные и галантерейные изделия, поступающие как на внутрироссий-ский, так и внешний рынок (в том числе продукция СП). Доволь­но высокий рост производства продукции легкой промышлен­ности после 1998 г. был простимулирован всплеском инфляции и сокращением импорта.

Источник

Технико-экономические основы отраслевых комплексов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Актуальность знания технико-экономических основ отраслевых комплексов

Знание технико-экономических основ отраслевых комплексов и входящих в них отдельных предприятий позволяет специалистам организовать производственный процесс наиболее эффективным образом. Речь идет про разработку многолетней концепции и стратегии развития продукта, про определение основных требований к нему, про планирование его продвижения на рынке и организации продаж.

Кроме того, в настоящее время требуется постоянно повышать конкурентоспособность национальной экономики и ее продукции на мировом рынке. Эта задача решается, прежде всего, посредством реализации программы импортозамещения.

Хотя современная экономическая система характеризуется преобладанием реального сектора над финансовым, фактически реальное производство поставлено в зависимость от развития финансовой системы, нацеленной на максимизацию прибыли любыми средствами.

Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, требуется овладеть навыками управления технико-экономическими основами производства. Сейчас наблюдается дефицит подобных специалистов на рынке труда.

Понятие технико-экономической основы производства

Технико-экономические основы представляют собой совокупность двух частей: технической и экономической. Техническая основа представлена системой, которой создана искусственно в целях повышения эффективности деятельности предприятия и характеризуется таким набором свойств, как синергизм, полифункциональность, многоэлементность, множественность связей между элементами, иерархичность строения, многократность изменения состояний и многообразие потребительских свойств.

Экономическая основа также является системой и помимо присущих ей свойств характеризуется концентрацией общественных отношений на производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Она представлена большим числом социально-экономических институтов, которые предназначены для удовлетворения потребностей индивидов и всего общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно сделать вывод, что технико-экономическая основа представляет из себя систему, состоящую из совокупности экономических отношений, видов хозяйственной деятельности общества, средств, условий, процессов и результатов материального производства, в рамках которого осуществляется создание и использование материальных благ.

Отраслевые комплексы современной промышленности

Важной характеристикой любого народного хозяйства является его отраслевая структура. Отраслью экономики принято называть совокупность предприятий, которые отличаются общностью производимой продукции, используемых технологий и удовлетворяемых потребностей. Несколько отраслей, распределенных по формам деятельности и по территории размещения, образуют крупные отраслевые или межотраслевые комплексы.

Ведущей отраслью современного общественного воспроизводства является промышленность, которая возникла после отделения от сельского хозяйства ремесла и его последующего развития на фоне научно-технического прогресса. Сейчас промышленность – это одна из крупнейших сфер общественных отношений, в которой задействовано большое число людей и ресурсов. Промышленность подразделяют на добывающую (добыча и транспортировка сырья) и обрабатывающую (обработка и переработка сырья).

Кроме того, в экономике принят подход к выделению из промышленности следующих комплексов:

Технико-экономическая основа каждого из этих отраслевых комплексов используется, с одной стороны, для организации выпуска нового изделия, а с другой стороны, для совершенствования технологического процесса, который не связан с изменением конструкции изделия. Технико-экономическая подготовка производства предполагает подготовку документации, разработку операционных процессов, проектирование размещения и использования оборудования, расчет использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.

Источник

Комплексы, отрасли

Структура хозяйственного комплекса представлена отраслевой и территориальной структурой.

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи: металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный (АПК), транспортный, военно-промышленный (ВПК), топливно-энергетический (ТЭК), АПК и строительный включают разные отрасли народного хозяйства.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость (дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, энергоснабжение, водоснабжение, сооружения и т. д.).

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство, науку, образование, здравоохранение и т. д.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы. Все отрасли промышленности можно условно разделить на прогрессивные и менее прогрессивные. К прогрессивным отраслям относятся такие, развитие которых обеспечивает ускорение НТП во всём народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит и эффективность всего общественного производства. К прогрессивным отраслям обычно относят машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Повышение их доли в динамике означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на производство инвестиционных товаров (группа А) и потребительских товаров (группа Б).

Барьеры для доступа в отрасль потенциальных конкурентов призваны защищать и укреплять позиции монополий и олигополии на рынке, затрудняя доступ возможным конкурентам.

Некоторые товары порождают большую приверженность покупателя по сравнению с другими товарами. Потенциальные конкуренты, желающие внедриться в данную отрасль, будут вынуждены убедить своих возможных покупателей приобрести их продукцию, вероятно, предлагая им первое время особые стимулы, например бесплатные образцы, сувениры. Затраты на первоначальную рекламную кампанию могут быть очень высокими, и если данная компания также вынуждена снизить цены, то ее доходы на единицу продукции могут быть значительно ниже, чем у компаний, уже действующих на рынке.

      Источник

      Отраслевая структура экономики России. Межотраслевые комплексы

      Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Описание слайда:

      Ур.№3 Отраслевая структура экономики России.Межотраслевые комплексы.
      Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей.
      В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства.
      Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.

      Описание слайда:

      Понятие структуры национальной экономики. Сферы и отрасли экономики России.

      С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
      К материальному производству относят:
      промышленность;
      сельское и лесное хозяйство;
      грузовой транспорт;
      связь (обслуживающую материальное производство);
      строительство;
      торговлю;
      общественное питание;
      информационно-вычислительное обслуживание;
      прочие виды деятельности материального производства.
      Непроизводственная сфера включает:
      жилищно-коммунальное хозяйство;
      пассажирский транспорт;
      связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);
      здравоохранение;
      физическую культуру;
      социальное обеспечение;
      народное образование;
      культуру и искусство;
      науку и научное обслуживание;
      кредитование и страхование;
      деятельность аппарата органов управления.
      В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

      Описание слайда:

      Отрасли экономики и межотраслевые комплексы

      Сферы экономики, как уже отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Оно выражается в трех формах:
      общее;
      частное;
      единичное.
      Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
      Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
      Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

      Описание слайда:

      Что такое отрасль экономики?
      Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов.
      Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.
      Таким образом, отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).

      Описание слайда:

      Таблица 1
      Распределение предприятий и организаций по отраслям экономики РФ, тыс.

      Описание слайда:

      Межотраслевой комплекс
      Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет к формированию новых отраслей и видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
      Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.
      Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.
      Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.
      Основу целевых комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).

      Описание слайда:

      МОК России
      Комплексность, т. е. единение растущего многообразия отраслей экономики, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Поэтому отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы:
      топливно-энергетический;
      металлургический;
      машиностроительный;
      химико-лесной;
      агропромышленный;
      социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
      строительный комплекс (промышленность стройматериалов).

      Описание слайда:

      Совершенствование структуры экономики России

      Структура национального хозяйства не является постоянной. Она может изменяться стихийно или под воздействием регулирующей деятельности государства. Изменение структуры национальной экономики, ее секторов, отраслей происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.
      Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе мировые цены на нефть.
      Внутренние факторы включают: конкурентоспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал, а также уровень платежеспособного спроса.

      Описание слайда:

      Наличие в нашей стране богатых природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала позволяет решать проблемы структурной перестройки в соответствии с современными требованиями. К ним относится, например, общемировая тенденция опережающего роста доли обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Однако в структуре отечественной промышленности это направление пока реализуется очень медленно. Россия на международной арене все еще остается поставщиком топливных и сырьевых ресурсов и потребителем готовых промышленных изделий. Глубокая структурная перестройка (отраслевая, региональная, технологическая, организационная, управленческая, социальная) должна способствовать устойчивому экономическому росту и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения России.

      Описание слайда:

      1. Национальная экономика подразделяется на различные сферы и комплексы. В зависимости от участия в формировании ВВП рассматривают сферу материального производства и непроизводственную сферу.
      2. Отраслевое деление экономики является результатом развития общественного разделения труда. Отрасль – это совокупность предприятий и организаций с общностью сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии и используемых факторов производства.
      3. Межотраслевые комплексы могут возникать как внутри отрасли (например, топливно-энергетический комплекс – внутри промышленности), так и объединять разные отрасли (агропромышленный комплекс включает сельское хозяйство и отрасли промышленности). Межотраслевые комплексы делятся на функциональные и отраслевые.
      4. Изменение структуры национальной экономики происходит под влиянием рыночных механизмов и под воздействием государственной структурной политики. Процессы, происходящие в экономике, необходимо учитывать при разработке перспектив развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

      Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

      Источник

      Отраслевые комплексы в мировой экономике

      Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы

      Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы

      Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы

      Развитие отраслевой структуры мирового хозяйства происходит главным образом в рамках сложившихся отраслевых комплексов. Ведущими из них являются: агропромышленный, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный.

      В настоящее время в мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. человек экономически активного населения, в т. ч. около 600 млн. человек в развивающихся странах, 450 млн. – в Китае, 32 млн. – в странах с переходной экономикой, примерно 22 млн. человек – в развитых странах.

      Наиболее знаменитым явлением в аграрной отрасли мирового хозяйства за последние десятилетия стали агропромышленная интеграция и резкая интенсификация земледелия, получившая название «зеленой революцией».

      Агропромышленная интеграция стала новой формой объединения предприятий, отличной от объединений в промышленности и сфере услуг. Ее главная особенность состоит в межотраслевом характере, означающем объединение предприятий двух существенно отличных отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства. Агропромышленная интеграция ведет к созданию агропромышленного комплекса (АПК). В его составе выделяются три сферы:

      Ø отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;

      Ø собственно сельское хозяйство;

      Ø отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

      Процессы агропромышленной интеграции захватили отдельные страны в далеко неодинаковой мере. Дальше всего они придвинулись в промышленно развитых странах, прежде всего в США. Гораздо в меньшей степени они затронули большинство развивающихся стран.

      Термином «зеленая революция» обозначает комплекс мер по интенсификации земледелия, в особенности зернового хозяйства. Соответствующие процессы получили развитие в 60-е годы XX столетия в развивающихся странах. Это позволило значительно повысить урожайность и валовые сборы зерна в мире. В результате такие страны как Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Таиланд и некоторые другие добились зернового самообеспечения. Наряду с этим, во многих развивающихся странах и сегодня сохраняются архаичные формы земледелия и землепользования, задерживается проведение прогрессивных аграрных реформ. Поэтому на фоне общего роста производства, продолжают углубляться диспропорции в зерновом хозяйстве, выражающиеся в возрастающем и разнонаправленном разрыве между производством и потреблением в отдельных группах стран. В промышленно развитых странах происходит дальнейшая концентрация «излишков» зерна, поскольку производство превышает его расход. В развивающихся странах в целом, наоборот, возрастает дефицит зерна. Среднедушевое производство здесь выросло незначительно, а в ряде регионов продолжает снижаться. Его физический объем в среднем на начало 90-х годов составлял 230 кг на душу населения, тогда как в группе развитых стран этот показатель достиг 720 кг.

      Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) питает энергией все отрасли мирового хозяйства. Потребление первичных энергоресурсов в мире неуклонно растет: с 3,9 млрд. т условного топлива в 1950 г. до 11,9 млрд. т в 1997 г. Правда после энергетического кризиса 70-х годов (в этот период цены мирового рынка на нефть выросли примерно в 15 раз) развитые страны сделали ставку на энергосбережение. Поэтому рост потребления первичных энергоресурсов в целом замедлился, хотя в развивающихся странах его темпы по-прежнему высоки. В результате доля развитых стран в потреблении этих ресурсов постепенно снижается (около 50% от общего объема в середине 90-х годов), а доля развивающихся стран (включая Китай) растет, превышая 30%.

      В настоящее время в структуре мирового энергопотребления ведущее место занимает нефть (40,6% общего объема в 1997 г.), на втором месте – уголь (31,4%), третью по величине долю имеет газ (22,7%). Больше всего нефти потребляют развитые страны. Здесь она является ведущим видом топлива. Потребление угля в этих странах постепенно снижается, а газа – растет. В развивающихся странах ведущим видом топлива является уголь.

      Что такое отраслевые комплексы. Смотреть фото Что такое отраслевые комплексы. Смотреть картинку Что такое отраслевые комплексы. Картинка про Что такое отраслевые комплексы. Фото Что такое отраслевые комплексы

      В середине 90-х годов среднегодовой объем добычи нефти в мире составлял 3,3 – 3,4 млрд. т. На страны – члены ОПЕК приходится около 43% мировой добычи и около 65% экспорта нефти. Крупнейшим производителем является Саудовская Аравия (свыше 400 млн. т в год в середине 90-х годов). Перспективы роста добычи нефти зависят от динамики мировых цен.

      Мировая добыча угля в 90-е годы снижалась, составив в 1997 г. 4,2 млрд. т. Крупнейшим производителем этого вида топлива стал Китай (1160 млн. т).

      На период до 2015 г. прогнозируемые темпы прироста производства электроэнергии составят 2,7%, в том числе в развитых странах – около 2%, в развивающихся – около 3%.

      Металлургический комплекс обеспечивает отрасли мировой экономики разнообразными видами металлов, которые и сегодня остаются основным материалом для производства машин и оборудования.

      Черная металлургия включает добычу и обогащение железной руды, производство чугуна и стали, проката. Добыча железной руды в мире в 90-е годы стабилизировалось на уровне около 1 млрд. т. Мировая выплавка стали достаточно быстро увеличивалась до середины 70-х годов. В 80-90-е годы объем выплавки стали практически не растет и характеризуется заметной неустойчивостью (в 1997 г. в мире выплавлено 705 млн. т стали). Такое положение обусловлено тенденцией к снижению металлоемкости производства в развитых странах, вырастающим замещением металла пластмассами и алюминием. Важнейшей тенденцией в развитии черной металлургии в последние годы стало перемещение ее в развивающиеся страны.

      Развитие цветной металлургии в последнее время характеризуется устойчивым ростом. Мировое потребление цветных металлов в 1997 г. достигло 37 млн. т. Всего производится около 70 видов цветных металлов. Основная их доля приходится на алюминий (свыше 45%), медь (примерно 25%), цинк (около 16%), свинец (11%), а также никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден и другие металлы. Одним из важных признаков уровня развития экономики стало сегодня потребление алюминия на душу населения. В середине 90-х годов оно достигло: в США – 31,3 кг, Японии – 31,6 кг, Германии – 24, России – 3 кг.

      Ведущей отраслью мировой промышленности является машиностроение (около 35% мировой промышленной продукции). Именно машиностроение определяет технический уровень мирового хозяйства. Выделяют четыре главных машиностроительных региона мира: Северная Америка (30% мирового производства); Западная, Центральная и Восточная Европа (30%); Восточная и Юго-Восточная Азия (25%); Россия и другие бывшие советские республики.

      Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехническое. В последнее время опережающими темпами растет производство электроники, умеренными темпами – продукции общего машиностроения, а доля продукции транспортного машиностроения снижается. В развитых странах преобладает производство оборудования и станкостроение.

      Машиностроительная торговля продукцией машиностроения развивается опережающими темпами, что обусловлено углублением международного разделения труда, прежде всего, В Западной Европе и Северной Америке. Этому способствуют и такие факторы как сокращение жизненного цикла большинства видов машин и оборудования, их ускоренное моральное старение, стимулирование экспорта данного вида изделий.

      На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в т.ч. в экпорте развитых стран – 43%, развивающихся – 19%. Наиболее велика доля машиностроительной продукции в экспорте Японии (около 64%). В экспорте США и Германии она составляет 48, Швеции – 44, Канады – 42%. В общем объеме мирового товарооборота машин и оборудования доля развитых стран превышает 80%, развивающихся – около 10%.

      Своеобразным связующим механизмом мировой экономики служит транспортный комплекс. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно на Земном шаре всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров.

      В мировом грузообороте ведущую роль играет морской транспорт, уменьшается доля железнодорожного и возрастает удельный вес трубопроводного транспорта. В 1996 г. мировой грузооборот составил 48,7 трлн. т-км. В т.ч. доля морского транспорта составила около 61%, железнодорожного – 15, трубопроводного – примерно 12%. При этом основную часть международных морских грузопотоков составляют сырая нефть и нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно, т.е. массовые наливные и навалочные грузы.

      В пассажирских перевозках ведущее значение имеет автомобильный транспорт, на долю которого приходится около 80% мирового пассажирского оборота. Удельный вес железнодорожного и воздушного транспорта составляет соответственно около 10% и 9%. Вместе с тем в международных пассажирских сообщениях лидирует воздушный транспорт, дающий большое преимущество в скорости передвижения.

      Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *