Что такое оценка проекта кратко
Понятие оценки проекта
Оценка проекта – это определение его значимости, ценности, выявление пользы и выгоды от его реализации в сопоставлении с альтернативами. Важно подчеркнуть, что всегда речь идет о сравнительной оценке. Причем, если проекту нет реальной альтернативы, то и в этом случае он сравнивается с так называемой нулевой альтернативой – оставить все как есть. Часто побеждает именно последняя.
|
Каков бы ни был проект, существует четыре основных области, в которых он оценивается.
1. Результат (качество).
2. Издержки (стоимость).
Результат (качество) – это оценка способности продукта (услуги), получаемой на выходе проекта удовлетворять актуальную потребность клиента (отдельных людей или групп людей, общества, государства и т.д.). Чем она выше, тем более вероятным является принятие решения об инвестиции в данный проект. Кроме того, может учитываться способность проекта осуществлять положительные внешние эффекты (например, при прочих равных условиях проект по строительству кинотеатра обладает приоритетом по отношению к строительству пивной, так как этот проект в случае его реализации позволяет надеяться на положительные внешние эффекты для местного сообщества в отличие от второго).
Важно помнить, что в условиях современной экономики результат проекта всегда сравнивается с издержками. Если издержки проекта по оценке инвестора превосходят выгоды от его реализации, то проект не будет реализован даже, если по своим стоимостным параметрам он лучше, чем его конкуренты. В этом случае как раз и побеждает «нулевая альтернатива». Такого рода сравнение более или менее просто осуществляется при реализации коммерческих проектов (и выгоды проекта и его издержки в конечном итоге фиксируются в денежном виде и сравниваются между собой). Сложнее сравнение издержек и результата будет при реализации социальных проектов, поскольку результат здесь, как правило, не имеет рыночной цены. Но и в случае социальных проектов такой анализ пусть интуитивно, но осуществляется инвестором (государством, спонсором и т.д.).
Время (сроки) – временной интервал, необходимый для реализации проекта с момента его старта. Чем больше сроки, тем меньше шансов на поддержку проекта, поскольку этот фактор фиксирует разрыв между началом издержек по проекту и временем получения выгод от него. Всякий инвестор, вложив ресурсы, хочет получить отдачу как можно быстрее. Кроме того, увеличение сроков проекта, как правило, связано с одновременным увеличением его рисков.
Риски – это вероятность успешной реализации проекта (в данном случае важно разделять риски возникновения негативных внешних эффектов, которые обычно включаются в перечень косвенных издержек проекта и риски срыва или затягивания проекта, о которых идет в данном случае речь). Поскольку выгоды от проекта всегда в будущем, а будущее неопределенно, но риски реализации проекта существуют всегда. Инвестор обычно принимает их, но лишь в определенной мере. Государство, как правило, наименее рисковый инвестор, а венчурная компания – наиболее рисковый. Но любой инвестор стремиться риски минимизировать.
В целом с помощью указанных универсальных областей сравнения любые проекты можно в первом приближении сопоставить с помощью приведенной ниже матрицы качественных оценок.
Области сравнения | Уровни качественных оценок | |||||
Проект «А» | Проект «В» | |||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Результат (качество) | √ | _ | _ | _ | √ | _ |
Издержки (стоимость) | _ | √ | _ | √ | _ | _ |
Время (сроки) | _ | _ | √ | √ | _ | _ |
Риски | √ | _ | _ | _ | √ | _ |
Оговорив перечисленные выше универсальные области сравнений, мы должны зафиксировать ключевые различия между оценкой коммерческих и некоммерческих (социальных проектов).
Коммерческие проекты в конечном итоге направлены на получение так называемых частных благ, которые имеют на рынке определенную цену. Поэтому результат любого коммерческого проекта может быть выражен в денежном виде (если мы знаем цену и объем произведенных в результате проекта продукции или услуг, то можем рассчитать доход от его реализации). Коммерческие проекты всегда имеют своей целью максимизацию прибыли, то есть разницы между приведенным потоком доходов от проекта и расходов по нему. Результат проекта, поэтому всегда оценивается в денежной форме.
В социальной сфере производятся так называемые общественные блага, которые рыночной цены не имеют. Поэтому оценка результата проекта в денежном эквиваленте затруднена. Кроме того, при реализации социальных проектов обычно гораздо большее значение имеют такие неденежные факторы как экологические, социальные и политические риски и выгоды. Результаты социального проекта оцениваются, таким образом, по большему количеству критериев, и эти критерии не имеют такого ясного измерения как количество денег.
Критерии и показатели требуются и на этапе предварительной оценки проекта, и для оценки процесса его реализации, и при оценке конечного результата.
Используемые для оценки критерии, показатели и индикаторы выбираются с учетом характера выполняемого проекта, природы создаваемого в нем продукта, особенностей решаемых проблем. Например, к существенным признакам ценности научного проекта относится новизна полученного результата. В число показателей успешности таких проектов входит решение важной научной проблемы.
Ценность технических проектов определяется пользой или выгодой от созданного в итоге приспособления, устройства или механизма. В число показателей успешности такого проекта могут войти изготовление действующей модели или даже промышленного образца.
Также будут существенным образом друг от друга отличаться критерии и показатели оценки творческих, благотворительных, экологических проектов. Новая театральная постановка как проект будет оцениваться с помощью тех критериев и показателей, которые вряд ли подойдут для оценки проекта по изданию новой книги.
Поскольку указать некую универсальную систему критериев и показателей оценки всех без исключения невозможно, то в большинстве случаев это задача экспертов – знающих людей, имеющих опыт в соответствующей области. Такие люди на основе имеющегося у них опыта подбирают наиболее существенные признаки (критерии), определяют наиболее значимые события (показатели), выделяют доступные для наблюдения и измерения характеристики (индикаторы), которые будут использоваться для оценки проекта.
Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и подчас высокой сложности для качественного выполнения оценки проектов требуется специальная подготовка и немалая практика. Тем не менее, любой разработчик проектов должен иметь хотя бы общие представления о том, каким образом заинтересованные лица могут оценивать результаты его труда. Поэтому в заключительной части нашего курса лекций мы приводим краткое обзорное описание некоторых наиболее распространенных методов оценки коммерческих и некоммерческих проектов.
Что важно при оценке проекта? Как избежать ошибок, оценивая проект
Оценка проекта — первый и неизбежный этап создания продукта. Какие трудности ожидают в процессе работы и как их преодолеть — читайте в нашей статье.
Подойдите к оценке серьёзно. Это не только информация для заказчика, но и планирование работы в принципе. Важно правильно распределить ресурсы и выделить достаточное количество времени на каждую из задач.
При оценке необходимо учитывать особенности конкретного продукта, платформы, аудитории. Иногда компании используют шаблоны. Но это подходит только для типовых проектов.
Шаг 1. Обсудить проект
Не оценивайте проект до начала работы с заказчиком. Это потеря времени. Говорите с клиентом. Если он чётко понимает, что нужно в итоге, адекватно рассуждает о сроках, сложности и стоимости работ — вам повезло. В таком случае обговорите продукт, цели, функционал. Обсудите организационные вопросы. Выберите каналы дальнейшего общения. Задавайте вопросы. Чем больше информации получите, тем меньше шансов ошибиться.
Если клиент не понимает, что нужно — придётся выбирать из 2 вариантов:
«Лайфхак»: клиенты видят и ценят человеческое отношение, поэтому при оценке проекта старайтесь учесть специфику задумки и сферы, видение и пожелания заказчика. Если это невозможно — объясните это и адаптируйте идею. Ведите с заказчиком диалог. Начните общение до того, как создадите файл «Оценка проекта для …».
Шаг 2. Обратиться к разработчикам
Нет, файл «Оценка проекта для …» создавать ещё нельзя. Можно и нужно записать важную информацию из разговора с заказчиком, проанализировать её и обсудить с экспертами. Неважно, как хорошо вы разбираетесь в технической части продукта. Мнение эксперта не будет лишним.
Если оценка проекта на менеджере — технические специалисты подскажут, что из задуманного займёт больше времени, сил и денег. Расскажут, что реально сделать к нужному дню (или в принципе), а что нет. По факту именно группа разработчиков устанавливает сроки работ. Ведь только непосредственные исполнители знают, сколько часов потребуется на ту или иную задачу.
Если оценкой проекта занят разработчик — всё равно нужно сходить к коллегам. Возможно, они заметят то, что вы упускаете. Не пренебрегайте советами более опытных. Прислушивайтесь даже к тем, кто ниже уровнем. Новички могут заметить какие-то мелкие баги, задать вопросы, которые вы посчитаете очевидными, но потом точно услышите от клиента.
Шаг 3. Рассчитать время
Можно создавать файл.
Если вы с тех. отделом рассчитали время работы команды — это не значит, что оценка готова. Важно учесть и другие нюансы.
Например, время на правки, их обсуждение (это часто долго), документацию и заключение договоров с подрядчиками и контрагентами, каникулы в App Store и Google Play и прочее. Технические моменты: время на получение имени домена, программного обеспечения, SSL-сертификата, тестирование и другое. Да, на тестирование уже выделены часы. Но неизвестно, какие со стороны заказчика придут правки. Возможно, продукт переделают настолько, что тесты потребуют больше времени, чем запланировано.
Не стоит торопиться с оценкой. Если заказчик требует предоставить это за сутки — скажите, что вам и команде нужно ещё какое-то время, аргументируйте вашу просьбу. Объясните, что это снизит риск крупных правок и т. д.. Подробная, взвешенная оценка проекта выгодна обеим сторонам. Лучше подождать немного вначале, чем получить некачественный продукт в конце. Или не получить его в нужный срок в принципе.
Не паникуйте и не пытайтесь прописать в оценке намного больше часов, чем указали вам разработчики и посчитали вы сами. Да, небольшой запас для форс-мажора можно и нужно иметь. Однако чем больше времени уделяется рискам, тем больше нервничает заказчик. При этом неважно, какую причину вы указали в оценке. Можно раскидать эти часы по всем задачам. Клиенту всё равно не понравится. Как минимум потому, что ваша команда специалистов тоже успела подстраховаться, из-за чего сроки вышли гигантскими.
Пытаться выглядеть лучше и уменьшать время в оценке тоже не стоит. Вы или не уложитесь, или сделаете работу кое как. Клиент, конечно, порадуется небольшой круглой цифре в начале работы. Но будет ли человек так же рад продукту в конце?
Аргументируйте все временные затраты и объясняйте заказчику, почему на конкретную задачу выделено такое количество времени.
Шпаргалка, которая пригодится, когда вы сядете распределять часы.
Рекомендуем обратить внимание на:
Если вы всё ещё в замешательстве — предлагаем 5 методов оценки проектов разного уровня сложности. Выберите подходящую вашему случаю и ориентируйтесь на неё.
Ознакомительная (вилочная) оценка
Рассматривается всё, но в общем. Даётся две оценки: наиболее и наименее вероятная. Разница между ними обычно в два раза и больше. Это обусловлено тем, что анализ проводится исключительно с помощью предположений и самых базовых формул.
Подойдёт для первичной оценки проекта. Чаще всего вилочную оценку используют, когда о предстоящих задачах известно мало или почти ничего. И как таковой план команда не разработала.
Вилочную оценку используют, чтобы понять, стоит ли соглашаться на эту работу. Ещё с помощью этого метода можно кратко ввести в курс дела и предстоящих затрат клиента. Это делается даже без обращения к техническим специалистам.
Однако не стоит использовать вилочную оценку в работе. Метод неточный, не даёт много информации, не отвечает на важные для клиента и команды вопросы. Если у вас несложный проект, используйте следующий метод.
Для проектов низкого и среднего уровня сложности
Оценка в попугаях
Ещё одно название этого метода — story points. Но и отсылка к советскому мультику обоснована: за единицу измерения берётся самая небольшая задача. С помощью неё далее измеряются задачи большего размера. Сумма таких попугаев (мини-задач) в каждом спринте равна скорости работы команды.
Подойдёт для оценки стандартных проектов. Не рекомендуем брать для оценки новых проектов и проектов с фиксированной оплатой. В первом случае будет сложно рассматривать отдельные процессы и задачи в ходе работы. Во втором — нет никакого смысла измерять скорость работников на фикспрайс.
Стоимость качества
Нетривиальный метод, в основе которого лежит разделение стоимости. Сначала оценивают разработку функционала без учёта рисков и доработок. Затем — считают стоимость работ по устранению неполадок. Количество неполадок берут среднее, отталкиваясь от конкретного продукта.
Подойдёт для оценки большинства проектов низкой и средней сложности. Во время оценки проекта можно учитывать также стоимость тестирования, исправления внешних проблем по интеграции, покупки и установки ПО.
Для сложных проектов
Оценка вероятного
Проект разбивают на задачи. Команда рассматривает каждую из задач в трёх вариантах: идеальной (без рисков), с частично реализованными рисками и со всеми реализованными рисками. В обсуждении решается, какие из перечисленных рисков максимально вероятны. Именно их закладывают в оценку проекта.
Этот метод требует времени. Так как вся команда занята проецированием и анализом не одной, а трёх ситуаций. Подойдёт, если задача неординарная и подразумеваем много рисков. Помогает заранее составить список задач, предусмотреть возможные проблемы на каждом этапе и подстраховаться.
PERT
С помощью PERT вы составляете три оценки: оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятную. В этом поможет теория вероятности и математика в принципе. Полное описание алгоритма оценки по PERT и формулы этого метода смотрите в научной статье М. А. Фридлянова (с. 20).
Подойдёт для длительных, единовременных, сложных проектов, так как помогает дать оценку и рабочий график проекта без точного знания деталей и необходимого времени для всех составляющих. Минусы PERT — сложность и время. Если клиент понимает, что заказ сложный, и готов ждать — оценивайте проект по PERT.
Немного о нас
Методов много. Некоторые из них основаны на прошлом опыте компании, они анализируют предыдущие проекты и уже просчитанное соотношение оплата — часы. Другие уходят в статистику и науку. Мы выбрали одни из самых эффективных и удобных, на наш взгляд.
Какой из них выбрать — решайте сами.
Лично мы оцениваем проекты в часах и деньгах. Менеджер по продукту изучает поверхностный бэклог, по которому разработчик оценивает проект целиком. Мы всегда задействуем профессионалов в оценке проекта и просим заказчиков предоставлять максимально точные данные. Чем подробнее описание проекта, тем лучше будет видение продукта, его понимание. И тем точнее будет оценка.
Наши специалисты рекомендуют заказчикам при подаче заявки иметь конкретную цель проекта, понимать основные разделы и фичи. Это и постоянный диалог с менеджером поможет разработать именно то, что хочет клиент.
«Самое важное — понимание сути проекта у всех, кто участвует в оценке».
— менеджер по продукту Infoshell, Александра
Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты
Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.
Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.
Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.
Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии
Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:
Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.
Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:
Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.
Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.
Что такое оценка проекта и зачем её проводят
Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.
Оценка позволяет понять реальный статус проекта.
Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.
Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.
Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.
Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.
Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.
Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.
Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:
Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.
Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.
Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.
К основным бизнес-документам относят:
Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности проекта – это процесс анализа затрат ресурсов на реализацию проекта и полученных результатов, его соответствия поставленным целям и ожиданиям всех участников.
Определение эффективности проекта также позволяет оценить уровень его привлекательности для потенциальных участников и привлечения внешних инвестиций.
Задачи оценки эффективности проекта
Для обеспечения конкурентоспособности бизнеса в современных условиях необходимо выполнять постоянный мониторинг реализуемых проектов, а также производить оценку их эффективности. Процесс оценки предполагает решение следующего перечня основных задач:
Методы оценки эффективности проекта
Процесс оценки эффективности конкретного проекта основывается на использовании комплекса определенных индикаторов, которые позволяют рассмотреть различные составляющие экономической, финансовой, социальной и других сфер проекта.
Для осуществления оценки используются различные методы, которые имеют единый принцип – главным результатом реализации любого проекта является получение организацией прибыли.
Учитывая это, в методики оценки включаются такие показатели, которые позволяют наиболее полно изучить проект и в итоге предоставить его развернутую картину всем заинтересованным лицам.
В практическом применении наибольшее распространение имеют такие группы методов оценки:
1. Статистические
Это достаточно простая в исполнении методика, позволяющая получить всю необходимую информацию, особенно на первых стадиях выполнения анализа. В эту группу входят следующие значения:
С помощью этого показателя определяется период, в течение которого компания сможет вернуть все вложенные инвестиционные средства за счет полученного в результате своей деятельности дохода. Основной смысл заключается в том, чтобы предоставить потенциальному инвестору информацию, в течение какого времени он сможет вернуть свои вложенные средства;
Данный показатель позволяет увидеть, какую прибыль на свои вложенные средства может получить потенциальный инвестор в случае полноценной реализации проекта. При этом такая прибыль на единицу вложенных средств не должна быть ниже установленной процентной ставки для долгосрочных банковских кредитов.
Статистические методы имеют некоторые недостатки, основным из которых является исключение временного фактора. Также при произведении расчетов используются значения, которые не могут быть сопоставимы. Все это приводит к определенной доле искажения результатов.
2. Динамические
Данную группу методов можно охарактеризовать как сложную, поскольку для анализа используется большое количество разнообразных значений. Как правило, эти методы применяются для изучения длительных проектов, которые, к тому же, требуют дополнительных финансовых вливаний в процессе воплощения в жизнь. Используются такие значения:
Очень часто недостаток опыта и профессиональных навыков специалистов компании при выборе методов оценки приводит к недостоверности полученных результатов, а также определенной доле субъективности в выводах. Именно поэтому, для получения объективной картины компании прибегают к помощи независимых сторонних экспертов.
Критерии оценки эффективности проекта
Критерии оценки позволяют установить некие ориентиры, которые принимаются за основу в процессе изучения всех аспектов проекта. К группе простых критериев можно отнести:
Также, часто применяются критерии, в основе которых лежит расчет временной ценности денежных ресурсов. К ним относятся индекс доходности, чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости и т.д.
Используемые на сегодняшний день оценочные критерии позволяют взвесить все аргументы и принять обоснованное решение о целесообразности воплощения в жизнь определенного проекта как собственникам бизнеса, так и потенциальным инвесторам.
Показатели оценки эффективности проекта
Показатели эффективности отображают количественные характеристики результатов реализации того или иного проекта. При рассмотрении определенных показателей необходимо принимать во внимание такие важные факторы, как сферу деятельности компании, ее экономический уровень развития, а также особенности исследуемого проекта.
Это необходимо для разработки наиболее оптимальной системы показателей, позволяющей выполнить оценку по всем параметрам максимально точно и информативно.
Все основные показатели можно выделить в следующие группы:
Услуги оценки эффективности проекта
Услуги оценки эффективности проекта предоставляют объективный отчет о различных аспектах результативности изучаемого проекта для возможности принятия решения о целесообразности его реализации или вложении средств.