Что такое овз в спорте
11 видов адаптированных видов спорта для инвалидов
Мы собираемся перечислить список 11 видов спорта адаптированы для людей с ограниченными возможностями, самыми выдающимися являются легкая атлетика, баскетбол, бочча и велоспорт.
В настоящее время существует много людей с ограниченными возможностями или проблемами, которые не позволяют вам заниматься обычными видами спорта, которые существуют.
Это побудило нас внести изменения в уже известные виды спорта и даже создать новые с целью устранения барьеров и открытия этого вида деятельности для всех, независимо от типа инвалидности, которая у них есть..
Что такое адаптированный спорт?
Как сказано выше, мы можем сказать, что некоторые виды спорта адаптировали свою структуру и правила в зависимости от группы, которая будет заниматься.
В других случаях была создана новая модальность, основанная на характеристиках группы с ограниченными возможностями, которые будут играть. Примером может служить баскетбол, который был полностью адаптирован для людей с ограниченными физическими возможностями и теперь может играть в него в инвалидной коляске (Перес, 2012).
Что обычно адаптируется или модифицируется, чтобы составить адаптированный вид спорта?
Нам известно о нескольких адаптациях или модификациях в спортивных видах спорта, которые мы можем адаптировать как спортивные:
Правила или положения должны быть изменены с первого момента, потому что люди с ограниченными возможностями, возможно, с учетом их условий, не могут следовать им должным образом.
В некоторых случаях мы не можем использовать тот же материал, который используется в обычных видах спорта. Например, когда мы хотим, чтобы этим видом спорта занимались люди с некоторой сенсорной инвалидностью, такой как зрительная. В этих случаях материал, который будет использоваться, будет надежным, чтобы они могли определить, где они находятся..
Им также придется вносить изменения, такие как техническая тактика, не забывая при этом требования к спорту, который адаптируется..
Другим важным аспектом является спортивное сооружение, которое, в дополнение к существующим адаптациям доступа, также должно будет адаптироваться к спорту, в который нужно играть в нем. Поэтому игровому треку понадобятся некоторые модификации, не очень дорогие, например, для выделения линий поля..
Какие есть адаптированные виды спорта??
Как мы уже знаем, в настоящее время существует много видов спорта, адаптированных для каждого типа инвалидности. Затем мы опишем некоторые из них не потому, что они важнее других, а потому, что они включены в паралимпиады (Moya, 2014).
1- Легкая атлетика
Легкая атлетика является одним из видов спорта, которые включены в Паралимпийских играх и был один из наиболее быстро развивается, таким образом, участие спортсменов слепых, параплегиков и парализованных, людей с церебральным параличом и ампутантами.
Некоторые спортсмены соревнуются даже в инвалидных колясках, с протезами или с помощью гида, соединенного веревкой.
Легкая атлетика в дополнение к гонкам может быть разделена на соревнования по прыжкам, питчам, а также пятиборью и марафону. Итак, как мы видим, он включает в себя все олимпийские соревнования, кроме заборов, препятствий, а также прыжков с шестом и метаний молота..
В случае, если человек с инвалидностью использует инвалидную коляску, он будет разработан с использованием специальных и легких материалов, чтобы без каких-либо проблем конкурировать..
2- Баскетбол в инвалидной коляске
Этот вид спорта адаптирован для людей с ограниченными физическими возможностями, вызванными ампутацией члена, параличом и т. Д..
Как правило, они подчиняются тем же правилам, что и баскетбол, хотя и с различными адаптациями, такими как, например, то, что игроки должны пропустить или отскочить мяч после двойного нажатия на кресло..
3- Бочча
Истоки этого вида спорта, похожего на петанк, восходят к классической Греции. Хотя это очень старый вид спорта, он очень популярен в скандинавских странах и, как правило, в него играют летом, будучи адаптированным для людей с церебральным параличом..
Если есть что подчеркнуть в этом виде спорта, это то, что их тесты смешанные. Кроме того, вы можете играть как индивидуально, так и в группах..
Игра идет по прямоугольной дорожке, в которой участники пытаются бросить свои шары как можно ближе к другому белому, пытаясь дистанцировать соперников, поэтому это можно считать игрой напряжения и точности..
4- Велоспорт
Он состоит из трековых и дорожных испытаний и, хотя он относительно новый, его можно считать одним из самых популярных паралимпийских игр..
Их различные типы тестов проводятся в группах, классифицированных по типу инвалидности людей, которые участвуют.
Группы могут состоять из слепых людей, с церебральным параличом, дефектами зрения, а также с людьми, которые имеют двигательные проблемы или имеют ампутацию.
5- Фехтование
Фехтование, как известно сегодня, восходит к 19 веку.
В этот вид спорта играют люди с ограниченными физическими возможностями, поэтому они будут участвовать в инвалидном кресле с механизмами, которые позволят ему двигаться вперед и назад..
Это можно рассматривать как сочетание различных навыков, таких как тактика, сила, техника и скорость. Существуют различные модальности, такие как: меч, фольга и сабля.
Включение этого вида спорта с использованием инвалидной коляски в Паралимпийские игры восходит к 1960 году в играх, которые проходили в городе Риме.
6- Футбол-7
У него очень мало различий с обычным футболом.
Люди, которые обычно занимаются этим типом адаптированного спорта, имеют различные степени церебрального паралича. Правила обычно мало чем отличаются от оригинальной игры, поскольку соблюдаются правила Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА):
В этом случае команды состоят из семи человек вместо 11, рассчитывая на вратаря.
Одна рука может быть использована для вбрасывания. В отличие от обычных видов спорта, вне игры не существует. Продолжительность матчей обычно несколько короче, с продолжительностью 30 минут для каждого периода..
Наконец, еще одно несоответствие заключается в том, что игроки, которые формируют команды, должны иметь разные уровни инвалидности..
7- Голбол
Это происходит из таких стран, как Германия и Австрия. Он считается командным видом спорта, состоящим из трех игроков, и, как и футбол, играется на прямоугольной дорожке, в которой на каждом конце есть цель.
В отличие от этого, вы будете играть не ногами, а рукой. Это практикуют люди, которые имеют какой-то вид нарушения зрения, и мяч, который используется, громкий.
Допуская участие в Goalball людей с различными степенями нарушения зрения и гарантируя условия для слепых и слабовидящих; все игроки будут использовать маску, которая закрывает их глаза.
Наконец, следует отметить, что для правильного развития игры необходимо молчать и аплодировать только тогда, когда команда забила гол..
8- Тяжелая атлетика
Когда люди, которые собираются участвовать в этом виде спорта, уже отобраны, они обычно делятся в соответствии с весом тела, а не травмой, как в мужской, так и в женской категориях. Он формируется из нескольких модальностей: пауэрлифтинг и вейфлифтинг.
Этот вид спорта состоит в том, что он может располагать штангу, состоящую из гирь, в груди, затем оставлять ее без движения и поднимать до тех пор, пока локти не вытянуты. У участников есть три попытки каждый раз, когда прибавляется вес, и тот, кто смог поднять больше килограммов, выигрывает.
9- Дзюдо
Этот вид спорта является боевым искусством, которое требует баланса между атакой и защитой.
Паралимпийскую модальность обычно практикуют люди с нарушениями зрения. Он отличается от обычной игры тем, что в этом случае игроки начинают держать за лацканы, и показания судьи звучат звучно..
10- Плавание
Это один из самых известных видов спорта среди людей с ограниченными возможностями.
Обычно есть две группы: одна для людей с ограниченными физическими возможностями и другая для людей с нарушениями зрения.
В паралимпийском плавании практикуются разные стили: спина, брасс, бабочка и свободный. Эти модальности могут быть объединены в тестах, которые существуют в стиле.
Знать в этой статье преимущества плавания для здоровья.
11- стрельба из лука
Этот вид спорта также выделяется среди людей с ограниченными возможностями. Это практикуют люди с физическими недостатками и / или церебральным параличом.
Обычно это две модальности: стоя и инвалидная коляска. Одиночные и командные соревнования оспариваются в мужской и женской категориях..
Эта модальность паралимпийской стрельбы из лука обычно имеет те же условия с точки зрения правил, процедур и расстояний, что и те, которые играются на Олимпийских играх..
Какие психологические и социальные преимущества?
Спорт, как и любая развлекательная деятельность, имеет важные преимущества в нашей повседневной жизни. Это может быть очень важно для людей с ограниченными возможностями, потому что даже сегодня им приходится преодолевать множество барьеров в своей повседневной жизни, и это может вызвать некоторые проблемы.
Таким образом, спорт может быть хорошим вариантом, чтобы избежать проблем, с которыми эти люди сталкиваются в своей повседневной жизни, а также очистка может также укрепить их тело и разум.
Это также может помочь самосовершенствованию и стремиться к новым целям для ежедневного достижения цели, таким образом укрепляя их социальную жизнь (Lagar, 2003)..
Краткая история адаптированного спорта
Адаптированный спорт впервые проявился реабилитационно для людей с физическими травмами..
Но это не было до Второй мировой войны, когда она стала такой, какой мы ее знаем сегодня, из-за количества солдат, которые оказались с некоторой инвалидностью.
В Англии доктор Гутман обнаружил психологические, социально-аффективные и социальные преимущества внедрения этой практики для этих людей.
После этого открытия в 1948 году, совпавшего с Олимпийскими играми (JJOO) в Лондоне, были проведены первые игры для людей с ограниченными возможностями..
Но только в 1960 году были проведены Паралимпийские игры (JJPP), посвященные исключительно людям с ограниченными возможностями (Lagar, 2003)..
Благодаря этому событию появился адаптированный вид спорта, каким мы его знаем сегодня. Хотя это правда, что постепенно он эволюционировал, изменяя таким образом свои структуры и формы спорта, в том числе в соответствии с Испанским паралимпийским комитетом (CPE) (2013) 20 дисциплин, 503 соревнования, 160 стран и 4200 спортсменов с 2500 судьями и / или арбитры. (Перес Тежеро и др., 2013).
заключение
Для людей с ограниченными возможностями у спорта больше чувств, так как это способ преодоления и поиска новых целей для достижения.
Наконец, мы хотели бы знать, какие виды спорта вы знаете??
Не ограничены, а безграничны: рассказываем об адаптивном спорте в Москве
В Москве активно развивается адаптивная физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями. Это более 45,8 тысячи москвичей различных возрастов всех категорий инвалидности. Оздоровительные занятия и тренировки проходят более чем в 700 спортивных группах, секциях по месту жительства и отделениях по видам спорта для людей с ограниченными возможностями в учреждениях Москомспорта.
Самыми популярными видами спорта традиционно остаются плавание, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, а также командно-игровые виды. На занятия приходят люди с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, с интеллектуальными нарушениями и общими заболеваниями.
Столица занимает лидирующие позиции в общероссийском спортивном движении людей с ограниченными возможностями. В 2017 году в состав сборных команд России вошли 565 таких спортсменов из Москвы — это 21 процент от состава российской сборной по адаптивным видам спорта.
Ты любитель или профессионал?
В основном люди с ограниченными возможностями занимаются в секциях для себя, то есть на любительском уровне. Для многих физическая активность обязательна: ее прописывают врачи. Так, например, в 2016 году почти 400 тысяч человек имели медицинские показания для занятий физкультурой и спортом. Но есть и те, кто не хочет ограничиваться оздоровительными тренировками, — они выходят на профессиональный уровень.
Сейчас в турецком Самсуне проходят XXIII летние Сурдоолимпийские игры. В них принимают участие более четырех тысяч спортсменов с нарушением слуха из 109 стран мира. Москву представляют 104 человека, а всего от России выступают 335. На данный момент россияне — первые в неофициальном общекомандном зачете: 56 золотых, 38 серебряных и 29 бронзовых медалей. Немалая заслуга в этом московских спортсменов, которые завоевали 44 медали (16 золотых, 15 серебряных и 13 бронзовых). Игры продлятся до 30 июля, и пока у России есть все шансы остаться на верхней строчке медального зачета.
Сурдоолимпиада и Параолимпиада — самые большие события в мире спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сюда попадают лучшие из лучших. Спортсмены демонстрируют такие результаты, что ни у кого не повернется язык сказать, что возможности этих людей чем-то ограничены. На Параолимпийских играх в Сочи московские спортсмены завоевали 15 медалей. Российская сборная установила тогда новый рекорд в неофициальном медальном зачете по числу выигранных медалей: всего 80 наград, в том числе 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые.
Московские игры
В Москве проходят менее масштабные спортивные события, чем Параолимпиада или Сурдоолимпиада, зато участие в них доступно большому количеству людей.
В этом году в столице пройдет более 400 массовых спортивных мероприятий окружного и городского уровней. Среди самых крупных — XXVIII традиционный фестиваль спорта инвалидов «Воробьевы горы», параспартакиада, межокружная спартакиада «Мир равных возможностей». Также маломобильные спортсмены традиционно будут принимать участие в Московским марафоне. Кроме классической дистанции на 42,195 километра и забега на 10 километров, в его программу входят заезд хендбайкеров и колясочников.
На 2017 год запланировано 135 мероприятий для столичных спортсменов с ограниченными возможностями. Это чемпионаты и первенства Москвы, тренировочные мероприятия, участие в различных кубках, спартакиадах и так далее.
За первые полгода 2017-го московские спортсмены с ОВЗ завоевали 821 медаль (293 золотые, 258 серебряных и 270 бронзовых). Из них на всероссийских соревнованиях — 773 награды, на международных — 18, на спартакиадах — 30 медалей.
В столичном Центре спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд проводят медицинские тестирования и медико-биологическое сопровождение подготовки московских спортсменов, в том числе по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Это позволяет определить оптимальную тренировочную нагрузку и соревновательную стратегию для каждого.
Спорт для всех
Для маломобильных людей приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. На сегодняшний день в системе Москомспорта насчитывается более 570 зданий, строений и сооружений. Из них адаптации подлежит 398 объектов, 251 уже приспособлен.
Город закупает специализированные автобусы и оборудование, гравитроны, ручные велосипеды, подъемные платформы для лестниц, ступенькоходы и подъемники для бассейна. На стадионах и в спортивных сооружениях делают специальные входы, переоборудуют санузлы и раздевалки, устанавливают тактильные таблички и информационные табло с бегущей строкой, выделяют парковочные места.
В этом году планируют ввести в эксплуатацию футбольное поле с искусственным покрытием в Студеном проезде.
Как записаться в секцию
Чтобы записаться в группу или секцию, необходимо обратиться в центр физической культуры и спорта, расположенный по месту жительства.
В отделения адаптивного спорта, открытые в спортивных школах Москомспорта, можно записать ребенка, обратившись в учреждение лично или воспользоваться разделом «Услуги и сервисы» на сайте mos.ru.
Из документов во всех случаях понадобится заявление, удостоверение личности, справка об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий тем или иным видом спорта, а также справка об инвалидности.
Все физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги в подведомственных Москомспорту учреждениях людям с ограниченными возможностями предоставляют бесплатно, за счет средств городского бюджета.
Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 01.07.2018 2018-07-01
Статья просмотрена: 987 раз
Библиографическое описание:
Абашкина, Р. А. Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями / Р. А. Абашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51878/ (дата обращения: 16.12.2021).
В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая культура.
Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом. Для здоровой молодежи создается множество условий для занятий любыми видами спорта. Но не стоит забывать и о том, что существует молодежь с ограниченными возможностями здоровья, которая также нуждается в помощи и поддержке со стороны общественности. И наше государство не обходит их стороной, оно создало адаптивную физическую культуру, как особую помощь в укреплении здоровья лиц с различными нарушениями в развитии.
Что же такое адаптивная физическая культура и как она помогает особенным людям?
Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Существует множество определений адаптивной физической культуры, но все они сводятся к тому, что это комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни. Иными словами, это способ реализации себя как личности с помощью спорта для лиц, имеющих отклонения в развитии.
В целом, адаптивная физическая культура предполагает стимулирование позитивных многофункциональных сдвигов в организме, формируя двигательные координации, физические качества и способности, направленные, в первую очередь, на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. [2, с. 56]
Основной задачей данного вида физической культуры является воспитание у человека с нарушениями в развитии уверенности в своих силах. Параллельно с этим формируются: умение преодолевать физические, а главное, психологические нагрузки, умение достигать поставленных целей, уверенность и самостоятельность.
Адаптивная физическая культура проводится посредством соревнований, приятного досуга или оздоровления путем различных способов и средств. Главным является то, что все процедуры должны приносить наслаждение, психологический комфорт и заинтересованность участников процесса.
Для лиц, имеющих нарушения в развитии, двигательная активность не только условие жизнеобеспечения, но и способ развития всех зон головного мозга, а главное коры больших полушарий, анализаторных систем организма, стимулирование познавательных процессов, коррекция и компенсация физического и психологического развития. Для особенных людей плавание, ходьба босиком по траве или песку, прогулки на лыжах, катание на коньках, велосипеде, подвижные игры на свежем воздухе и другие виды активной деятельности не только вызывают бурные эмоции, но и оказывают тренирующее и закаливающее воздействие, а также повышают иммунитет и снижают пагубное влияние окружающей среды на организм.
Помимо благоприятного влияния на здоровье человека, адаптивная физическая культура несет в себе важную функцию, а именно коммуникацию.
Опираясь на работы И. М. Быховской, можно сказать, что физическая культура состоит не только в развитии внешней оболочки человека, т. е. тела, но и в развитии духовных качеств, это в свою очередь создает предпосылки для максимального самораскрытия и самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья как личности.
Такой подход к адаптивной физической культуре снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить о способности личности с ограниченными возможностями здоровья быть посредником в общении, диалоге субъектов. Ведь, человек, имеющий какие-либо нарушения в развитии остро нуждается в общении с окружающими его людьми. Только посредством общения он может почувствовать себя значимым и войти в тесный контакт с обществом.
Таким образом, адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между недостатками своего физического развития и развития личности. Особенный человек с помощью АФК должен научиться понимать, что он не только простая биосоциальная единица, но и высшая духовная единица. Он должен научиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.
Реализуется ли данный вид физической культуры в нашем родном Волгограде? Можно с четкой уверенностью сказать, что да. Не так давно губернатор провел личный прием граждан, где они могли бы задать интересующие их вопросы. И среди обратившихся оказалась Кадрия Афлитонова — заместитель председателя Совета Волгоградской региональной общественной организации молодых инвалидов «Открытый мир». Девушка поинтересовалась, когда в регионе появится центр адаптивной физической культуры. Выяснилось, что данный центр откроется в августе и все средства уже выделены на реализацию данного проекта.
Подводя итоги, хочется сказать, что практически не существует видов заболеваний, при которых АФК не оказалась бы полезной. Эффект от ее средств и методов не заставит себя долго ждать, если будет грамотный подбор упражнений, определение нужной интенсивности и дозировки их выполнения.
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Зверинцева Мария
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. То же относится и к образованию.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Основной вопрос в том, как сделать так, что бы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и что бы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
При подборе содержания уроков для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принципы доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Я не буду сейчас говорить об нормативно-правовой основе инклюзивного образования. Ну и понятно, что на детей с ОВЗ необходимо писать адаптированные рабочие программы.
Думаю, что лучше сделать акцент, на самих детях с ОВЗ. А точнее на детях с нарушением речи, с нарушением интеллекта и дети с задержкой психического развития.
Именно эти дети встречаются чаще всего.
Дети с нарушением речи:
Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.
Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.
Дети с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.
Дети с нарушением интеллекта (У. О).
Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.
Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.
Как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.
Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.
При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.
Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.