Что такое памфлет в публицистическом стиле

Памфлет

Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения П. имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (т. е. прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).

Естественно, что П. определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, к-рые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: П. ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется еще и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.

Так. обр. П. является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, к-рый в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Так. обр. отношение П. и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о П. является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях ( см. Публицистика).

Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488—1523) сверх того принадлежат памфлеты: «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).

Собранием П. по существу были первые политические газеты, рожденные Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Revolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Дюмулена была лишь продолжением его П. «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии.

Русский П. был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.

Соединение глубокого классового анализа с блестящей полемической формой дает памфлет В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления М. Горького против реакционной капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город желтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных П. дает книга К. Радека — «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).

Так. обр. каждый класс на том или ином этапе своего развития создает свой П., насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда — конкретно-историческое классовое качество П. как одного из средств идеологической борьбы класса.

Библиография: Davies M., Icon libellorum or a critical History of Pamphlets, L., 1715; Oldys W., History of tne Origin of Pamphlets, в кн.: Morgan J., Phoenix Britannicus, L., 1732; Blakey R., History of political Literature from the earliest Times, 2 vv., L., 1855; Waugh A., The Pamphlet Library, 4 vv., L., 1897—1898; Hunt R. N. C., Some Pamphlets of the Revolt of the Netherlands against Spain, «English historical Review», 1929, July; Aimeras H., d’, Les pamphlets sous la regence de Marie de Medicis, «Revue politique et litteraire», 1930, I/III.

Источник

Что значит слово памфлет. Это ругательство? За что не любят памфлеты?

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стиле

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стилеДевушка с корзинкой брошюр-памфлетов. Wikimedia

История памфлета

Слово «памфлет» появилось в XIV веке. Первоначально оно означало непереплетенную брошюру без обложки.

Генезис памфлета как жанра публицистической литературы относится к эпохе Реформации. Одним из первых мастеров памфлета считается Эразм Роттердамский (1466-1536), автор «Похвалы глупости», направленной против феодалов и священнослужителей.

А Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», создал сатирический памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами». В нем Дефо от имени недалекого ультра-консерватора призывал наказывать вольнодумцев. За это издевательское произведение Дефо отправили под суд, поставили к позорному столбу и посадили в тюрьму.

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стилеДаниэль Дефо у позорного столба. Художник Айра Кроу

Французские просветители XVIII века, в том числе Вольтер и Дидро, также писали антицерковные, антидворянские и антимонархические памфлеты.

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стилеАлександр Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 1790

Памфлетами можно назвать «философическое письмо» Петра Чаадаева, приведшее к размежеванию российских либералов на западников и славянофилов, а также «Письмо к Гоголю» Виссариона Белинского.

Однако на дворе был XIX век, и газетные статьи уже вытеснили классический памфлет-брошюру. В дальнейшем к этому жанру возвращались лишь изредка.

Почему это слово используют как ругательство?

Памфлет в чистом виде теперь практически не существует. Данное слово чаще используют в переносном смысле.

Н.В. Устрялов. «Медный всадник»

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стилеОткрытие памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Фото 1909 года. Многие расценили этот памятник как «карикатуру и памфлет»

Памфлет. Примеры употребления

Судит о таком-то не как Наполеон, а как парижский памфлетёр.
А.С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину (1825)

Что же Гете тогда толковал, что политика ниже его, а теперь пустился в памфлеты?
А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)

Его пригласили к сотрудничеству в лучшие журналы, и он начал то тут, то там печатать свои критические и памфлетические статьи.
А.Ф. Писемский. «В водовороте» (1871)

Прекратилась война физическая, но моральная продолжалась по-прежнему: партии перестреливались памфлетами и пасквилями.
Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий» (1871)

Это, конечно, схематическое, памфлетное изображение настроений, но франк в этой схеме все же играет первенствующую роль.
В.В. Маяковский. «Семидневный смотр французской живописи» (1923)

Его лучшие книги были в прошлом; он сделался автором памфлетов.
Н.Н. Берберова. «Железная женщина» (1978-1980)

Не успел он еще толком напечататься в трех номерах «Столицы» со своими псевдолитературными памфлетами, стилизованными под папуасскую письменность, как читательские массы уже прошиб леденящий ужас.
Иван Охлобыстин. «Горе от ума» // «Столица» (1997)

Источник

Памфлет

Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть фото Что такое памфлет в публицистическом стиле. Смотреть картинку Что такое памфлет в публицистическом стиле. Картинка про Что такое памфлет в публицистическом стиле. Фото Что такое памфлет в публицистическом стиле

Памфле́т (от англ. pamphlet ) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Содержание

Специфика

Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (то есть прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).

Естественно, что памфлет определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, которые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.

Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. «Публицистика»).

История

Слово «Памфлет» (англ. pamphlet) появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты — тенденционзность, злободневность, полемическая направленность — складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах.

Диатриба (от гр. растирание, уничтожение, распря, разговор) — жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э. — беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Творчество киников, отрицавших основные устои и привычные ценности античного сообщества, имело резко выраженный сатирический уклон. Своеобразную сатиру создал киник Менипп из Годары (2-я пол. III в. до н. э.). Его философско-сатирические диалоги были обрамлены фантастическим повествованием (полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяло остроумно и едко высмеивать различные философские школы и человеческие слабости. Произведения Мениппа не сохранились, но ссылки на них и подражания многочисленны. Мениппову сатиру создавали римские писатели — Марк Теренций Варрон (116-27 до н. э.), мотивы сочинений Мениппа ощутимы в творчестве Петрония, Сенеки Младшего и особенно Лукиана (120—190 гг). Литературная сатира дала и ответвление памфлетно-публицистическое.

В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere — бросаться, нападать) — поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.

Памфлет-инвектива — распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу против Клодия, в 55 г — инвективу против бывшего консула Луция Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением его заслуг. Цезарь и его сторонник Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».

(По материалам «Очерков истории зарубежной журналистики», часть 1, М. К. Бронич, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород)

Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488—1523) сверх того принадлежат памфлеты «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).

Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Демулена была лишь продолжением его памфлета «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии. Русский памфлет был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.

Примером политического памфлета является работа В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления Максима Горького против капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город жёлтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных памфлетов дает книга К. Радека — «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).

Источник

Памфлет

Памфлет это жанр публицистики, для которого характерно резкое и экспрессивное обличение, направленное не против отдельных фактов, а против целой политической, государственной, философской или эстетической системы, либо конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых, литераторов). Как правило, памфлет преследует агитационную цель, поэтому он всегда тенденциозен, общедоступен, рассчитан на непосредственную реакцию широкой публики. Образцы публицистического памфлета: «Ареопатика» (1644) Дж.Милтона, «Сказка бочки» (1704) Дж.Свифта, «Трактат о веротерпимости» (1763) Вольтера, «Что такое третье сословие?» (1789) Э.Ж.Сьейеса, «Не могу молчать» (1908) Л.Н.Толстого, «Город желтого дьявола» (1906) М.Горького, «Ненависть» (1933) Г.Манна. Когда памфлет содержит заведомо ложное обвинение, он называется пасквилем. Наряду с чисто публицистическими памфлетом существуют остро-сатирические литературные произведения, которые тоже принято считать памфлетом: в них сильна публицистичность и историческая конкретность обличения, а построение характеров и сюжета мотивируется не их собственной логикой, а авторской идеей-замыслом. Образцы таких сатирических произведений: «Путешествие Гулливера» (1726) Дж.Свифта, «Багровый остров» (1928) М.Булгакова, «Карьера Артуро Уи» (1941) Б.Брехта, «Гимн судье» В.Маяковского (1915).

Слово памфлет произошло от английского pamphlet, что в переводе означает — листок, который держат в руках, и от греческого имени собственного из латинского названия комедии 12 века «Pamphilius seu de amore».

Источник

Памфлет

Полезное

Смотреть что такое «Памфлет» в других словарях:

памфлетёр — памфлетёр … Словарь употребления буквы Ё

Памфлет — представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.… … Литературная энциклопедия

ПАМФЛЕТ — (фр. pamphlet). Сатирическая и едкая брошюра, задевающая какую либо личность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАМФЛЕТ англ. и фр. pamphlet. Брошюра, оскорбительная для чьей либо личности. Объяснение … Словарь иностранных слов русского языка

ПАМФЛЕТ — (английское pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально политическое, обличение ( Соединенные Линчующие Штаты М. Твена; Дюжина ножей в спину революции А.Т.… … Современная энциклопедия

ПАМФЛЕТ — (англ. pamphlet) злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может… … Большой Энциклопедический словарь

памфлет — См … Словарь синонимов

Памфлет — (англ. pamphlet) злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может… … Политология. Словарь.

Памфлет — (английское pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально–политическое, обличение (“Соединенные Линчующие Штаты” М. Твена; “Дюжина ножей в спину революции” А.Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПАМФЛЕТ — ПАМФЛЕТ, памфлета, муж. (франц. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т.п.) злободневного характера, направленное против какого нибудь лица, общественного или политического явления и т.п. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПАМФЛЕТ — ПАМФЛЕТ, а, муж. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера. | прил. памфлетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *