Что такое суверенитет обществознание 9 класс
§ 2. Государство
6. Обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.
7. Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах и т.д.
8. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.
Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.
СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет — главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством. В начале 90-х годов, когда распался СССР, произошел процесс, который был назван «парадом суверенитетов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира в одночасье появилось более 10 новых государств.
Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила, способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.
Указанные признаки отличают государство от других организаций, например, мэрии города, политической партии или профсоюзов, обладающих признаками, схожими с государственными, но не обладающих другими.
О характере и содержании деятельности государства рассказывают его функции. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); участие в управлении экономикой; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.п.
Внешние функции государства: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, взаимовыгодного сотрудничества с ним на основе принципов мирного сосуществования.
Государство появилось на исторической арене 5—6 тысяч лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К появлению государства привели следующие, вполне объективные, причины.
Первая причина появления государства — плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40—60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались, лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы, оттеснить чужаков со своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5—6 млн. человек, сегодня их — около 6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население выросло за неполные 10—15 тысяч лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2—3 млн. лет назад.
Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40—60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.
Вторая причина — страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступников внутри страны служила не меньшей причиной к объединению в государство, способного применить силу и установить порядок. Оно, как арбитр, могло объективно решать все споры и издавать общие для всех законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но ему подконтрольную и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.
Обществознание — школьникам. 9 класс. Термины по теме: «ПОЛИТИКА.»
Политика.
Власть — право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле.
Всеобщая декларация прав человека — выдающийся правовой документ современности, в котором впервые в истории провозглашены права человека, подлежащие всеобщему соблюдению.
Выборы — процедура избрания кого-либо путём голосования.
Государство — форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом.
Гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, при этом личность и организации граждан ограждены законами от прямого вмешательства государственной власти.
Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека с государством, предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.
Демократия — политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти.
Местное самоуправление— самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.
Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, основным содержанием которой является проблема завоевания и использования государственной власти.
Политическая власть — способность и возможность проводить определённую политику, используя политические партии, организации, государство.
Политическая жизнь — различные формы взаимодействия участников политики, связанные с борьбой за власть, с выработкой и принятием государственных решений.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.
Различают типы партий:
Политическое движение – общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.
Политический режим – совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Политический экстремизм — приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т. п.) в политике.
Политическое участие – действие гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Основные формы:
Признаки государства: единство территории, публичная власть, суверенитет(независимость), законодательная деятельность, налоговые сборы.
Разделение властей – деление власти на законодательную, исполнительную и судебную (власть не должна быть сконцентрирована в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между ветвями власти).
Референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
Социальная защита — система государственных и общественных мер, направленных на охрану прав личности, её общественных и экономических интересов.
Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Средства массовой информации — организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации для широкой общественности по каналам печати, радио, телевидения и т. п.
Суверенитет (независимость) – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
«Четвёртая власть» – так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.
Принцип суверенитета государственной власти
Что такое государственный суверенитет
Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.
Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.
Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:
Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.
Теории суверенитета
Французский политик и философ Жан Боден (1530-1596) впервые в истории политической и правовой мысли разработал и широко обосновал концепцию «суверенитета» как важнейшего признака государства: «Суверенитет абсолютной и устойчивой власти государства. Абсолютная власть над гражданами и объектами, не связанными никаким законом».
Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.
Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.
Боден был чрезвычайно важен для формирования страны. Он отвергает широкое разделение государственных форм на хорошие и плохие, поскольку отражает лишь субъективную оценку существующих стран. Сторонники власти одного человека называют ее «монархией», противники «тиранией». Представители власти меньшинства называют ее «аристократией», недовольные ею — «олигархией» и т.д. В то время как Боден дает объяснение — суть дела заключается только в том, кто обладает суверенитетом, реальной властью: один или большинство.
Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.
Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.
Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.
Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.
Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:
Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.
1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.
2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.
3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.
Исторические факты про государственный суверенитет
Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.
А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.
Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.
Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.
Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.
В работе «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли теоретически обосновывает абсолютную власть государства. В целях усиления реализации государственных интересов он наделяет его высшей, суверенной государственной властью.
Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.
Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:
Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:
Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.
Основополагающие принципы государственного суверенитета
Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.
Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.
Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.
Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).
Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.
Главные основы государственного суверенитета
Основы государственного суверенитета:
Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.
Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.
Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.
Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.
Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.
Методическая разработка урока по обществознанию «Признаки государства. Суверенитет»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Признаки государства. Суверенитет.
Учебная дисциплина: «Обществознание».
Раздел программы: Политика
Тема программы: Политика и власть.
Цель урока: формирование общих компетенций по теме «Политика».
─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной
─ формирование основных понятий и знаний по изучаемой теме: государство, признаки государства, суверенитет: национальный суверенитет, суверенитет народа;
─ формирование понимания сущности государства;
─ формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.
─ формирование коммуникативной компетенции обучающихся;
─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;
─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.
─ создание условий для формирования гражданской позиции у обучающихся;
─ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:
▪ знать сущность понятий: государство, признаки государства, суверенитет: национальный суверенитет, суверенитет народа;
▪ различать понятия: государственный суверенитет, суверенитет народа и национальный суверенитет;
▪ уметь давать определение понятий, выделять основные признаки государства, понимать и аргументированно объяснять в чем заключается сущность государства;
▪ уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;
▪ понимать, какое влияние оказывают государства друг на друга;
▪ анализировать учебную ситуацию, осуществлять оценку своей работы.
Ключевые слова и понятия: Государство, признаки государства, суверенитет, сущность государства
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока : урок теоретического обучения.
Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (презентация Power Point ), интерактивные упражнения; методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.
Межпредметные связи: основные подходы к трактовке понятия «государство»; территориальная организация государства, издание и функционирование правовых норм.
Оборудование и материалы:
Учебник: Обществознание. А.Г. Важенин Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей,
авторская презентация преподавателя по данной теме,
1. А.Г.Важенин. Обществознание. Для профессий и специальностей технического,
естественно – научного, гуманитарного профилей. – М.: «Академия», 2012.
2. П.А.Баранов. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание».
М.: АСТ «Астрель», 2008.
Дидактические средства, наглядность, ТСО
1.Организационная часть урока.
Тема на экране мультимедийной установки
Приветствие обучающихся. Фиксация отсутствующих Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение целей и задач урока.
Доклад об отсутствующих.
Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов.
2.Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Интерактивное упражнение с мячом.
Инструкция по выполнению упражнения. Руководство действиями учащихся. Подведение итогов.
Выполнение интерактивного упражнения: вопросы – ответы учащихся.
3.Основная часть. Изложение нового материала.
Показ слайдов презентации.
Изложение учебного материала. Постановка вопросов обучающимся. Ответы на вопросы обучающихся.
Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Продумывание ответов. Выполнение заданий на сравнение, сопоставление, анализ. Вопросы к преподавателю.
4. Первичное усвоение учебного материала.
Слайды презентации с заданиями.
Проверка уровня усвоения знаний.
Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.
Слайд презентации с заданием.
Вопросы домашнего задания для записи в тетрадях с объяснением выполнения.
Слуховое и зрительное восприятие. Вопросы преподавателю.
6.Рефлексия, подведение итогов.
Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок, пожелание успехов в учебе и в становлении личности.
Слуховое и зрительное восприятие.
1. Организационно – мотивационный этап.
Мы продолжаем изучать материал учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» и начинаем следующую тему. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, давайте повторим основные понятия пройденного раздела «Общество как сложная динамическая система». Для этого предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение – игру с мячом.
Учащиеся встают в круг, бросают друг другу мяч, задают вопрос и дают на него ответ. Например:
─ Что такое общество?
Страна, государство, человечество в целом, круг людей, объединенных общими интересами и т.д.
Последний вопрос игры: «что такое государство». Это одна из форм организации общества.
─ по каким признакам мы можем сказать, что именно эта общность людей представляет собой государство?
Обучающиеся высказывают свое мнение, перечисляя цели и задачи и некоторые признаки государства.
Итак, тема нашего урока сегодня – Признаки государства. И отдельно мы обговорим такое понятие как суверенитет.
2. Изучение нового материала.
Признаки государства. Суверенитет.
Для того, чтобы говорить о признаках государства, давайте определим сам термин, что же такое «государство» по мнению политологов и социологов.
В современной науке существует множество определений понятия государства. Некоторые отражают его сущность и функциональную направленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных примеров.
Государство — это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития.
Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
Все эти определения позволяют четко выделить основные признаки государства.
1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории.
В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т. е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.
Задание: приведите примеры административно-территориального деления Российской Федерации.
2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом.
Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).
Задание: Выберите из предложенных органы власти: министерство образования, казачий полк, нацгвардия, Росгвардия, МЧС, министерство здравоохранения, больница, школа, ООО «Твое право»
3. Издание общеобязательных правовых норм.
С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений.
Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.
Задание: Приведите примеры правовых норм.
4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.
5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.
Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоятельность и независимость государства в решении вопросов внешней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключительном праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспектах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространяет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти. И в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).
Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований государственный суверенитет все больше сближается, а затем и совпадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.
Суверенитет народа — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа — это основа демократии.
Национальный суверенитет — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности. Последнее реализуется путем организации как самостоятельных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехословакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).
Таковы общие признаки государства. По мере развития человечества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами
Б) независимость судов от исполнительной власти
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права
Г) взаимная ответственность государства и гражданина
Д) верховенство права (закона) в обществе
1)только правовое государство
2)государство любого типа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную
2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя
3. Верховенство закона и права,
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
5. Взаимная ответственность государства и личности:
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.
8. Правовая культура граждан.
4. Домашнее задание: § 5.1, с.334-338, схема №14
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Калужский колледж сервиса и дизайна»