Что такое памятка читателя
Роль памяток в формировании самостоятельного читателя (из опыта работы)
З. И. Романовская. Чтение. Методические рекомендации к учебнику “Живые странички” для первого класса четырехлетней начальной школы. – М. – 2005. – 30с.
В настоящее время в библиотеках и книжных магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети не стали читать больше. Наоборот, с каждым годом их интерес к чтению падает; сужается и круг чтения: его составляют комиксы, романы ужасов.
На мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие системы в организации детского чтения. Грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения, закон становления ребенка- читателя.
Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что большую роль в организации читательской деятельности младших школьников в процессе формирования самостоятельного читателя играют памятки.
Характерно, что ученики не всегда получают памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Во-вторых, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда, на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль. В-третьих, результаты дети не только видят, но и пользуются ими в последующей самостоятельной работе в классе и дома.
Приведу фрагмент урока чтения, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для описания животного. Тема урока: К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. “Живые странички”, 1 класс, стр.20-21).
Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые нужно задать, чтобы описать животное. С чего начнем?
Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это животное.
Ученик 2: А я думаю, чем питается?
Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью которых можно отличить одно животное от другого.
Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где живет животное, или указать отличительные признаки, не назвав его?
Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос мы должны задать?
Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили, кто это, какие будут наши дальнейшие действия?
Ученик: Надо сказать, где живет это животное и т.д.
В результате такой дискуссии на доске появляется памятка для описания животного.
Памятка для описания животного
4) Какие повадки (привычки)?
Внешний вид:
1) Какую форму напоминает тело?
2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью, чешуей и т.д.).
3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как пуговки и т.д.)
4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)
Чем мне нравится это животное?
При последовательном обучении первоклассников описанию практически все дети осознают структуру памятки и легко справляются с заданием.
Нетрудно заметить, что памятки представляют для учащихся руководство к действию, поскольку помогают овладевать способом применения знаний на практике.
Точное соблюдение рекомендаций, данных в памятке, обеспечивает формирование у детей положительной мотивации к урокам литературного и внеклассного чтения.
Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но и поддержание интереса на уроках.
Замеры и опросы, проведенные в конце учебного года в 1 классе, а также наблюдения за детьми свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают целыми словами, расширился читательский кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?) читали, дать простейшую оценку прочитанному, соотнести содержание произведения с его заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно увеличилась скорость чтения. (см. табл.)
Все это еще раз убеждает в том, что использование памяток дает возможность повышать интерес не только к чтению, но и положительно влияет на его темп.
Таким образом, говоря о некоторых результатах использования памяток на уроках литературы, внеклассного чтения, в группе продленного дня, а также дома, следует отметить, что они:
учат детей оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки;
повышают активность учащихся на уроках;
постепенно и разумно водят детей в мир книг, правильно организовать работу по ним.
Советы читателю
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».
КАК ЧИТАТЬ КНИГУ 
2. Читай медленно, не торопясь – лучше запомнишь прочитанное.
3. Читай осмысленно. Не допускай механического чтения.
4. Для восприятия прочитанного познакомься с аннотацией, прочитай эпилог.
5. Когда встретишь незнакомое слово во время чтения книг, периодики, обращайся к
словарям, справочникам, энциклопедиям.
6. Не дочитав книгу до конца, вложи закладку на то место, где остановился.
7. Прочитав книгу, обговори ее с товарищами, родителями.
ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ 
1. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
2. Не бросай книгу не дочитанной без серьезных причин.
3. Научись пользоваться оглавлением.
4. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
5. Читай хоть немного, но основательно.
6. Читай необходимое, хотя и неинтересное.
7. Читай самое лучшее, что можно достать.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ КНИГА УЛЫБАЛАСЬ
Книги библиотечные – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки. В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке.
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ? КАК ЧИТАТЬ КНИГУ?
Беглый просмотр книги позволит вам многое узнать о ней, если вы:
Выбирай книги для своего возраста
ЧИТАЕМ СО СЛОВАРЁМ
Титульный лист – страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания.
Оглавление(содержание) – перечень глав или других составных частей книги, рукописи.
Предисловие – вводная статья к какому-либо сочинению (произведению).
Введение – вступительная, начальная часть чего-нибудь.
Заключение – последняя часть чего-нибудь.
Памятки для читателей библиотеки
КАК ПЕРЕЛИСТНУТЬ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы или там, где напечатан ее номер. Подушечка большого пальца поддерживает легонько лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отведены назад, и лист сам ложится другой стороной – новая страница открыта.
Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО,
Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу сначала, действуй правой рукой, с конца – левой.
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира трех Волшебников? В ночь перед турниром «… Гарри с мыслью, что еще немного, и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации. Вот они:
Ясно и четко определи предмет, тему чтения, содержание необходимой информации.
Правило №2 – читатель должен хорошо представлять, что он ждет от книги, как использует полученную информацию.
Обдумай, зачем будешь читать, и мысленно сформулируй цель чтения.
Правило №3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
Продумай ход поиска информации и определи его наилучший источник.
Правило № 1: кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависила его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 3 он тоже не справился. Он не сумел верно, определить источник поиска, пришлось использовать все – фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгим!
Как видишь поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что:
При поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться на собственные силы
Поиск надо вести последовательно и по правилам
Все три правила одинаково важны и каждое надо выполнять
Чем больше тренируешься, тем лучше получается
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН В ТВОЕМ УСПЕХЕ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажей с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее показал.
Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если бы у него спросили об этом, он ответил бы просто: «Я только знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье».
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого, недоставало первому читателю – тот был готов к поискам только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, как собираешься ее использовать.
Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты готов к поиску. Теперь ты знаешь, что тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ,
КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАТЬ!
ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – ДЕВИЗ ИСТИННОГО КНИГОЛЮБА
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
Берет сухими и чистыми руками
Раскрывает, не повредив корешка
Перелистывает, легко прикасаясь к страницам, обертывает книгу бумагой или надевает на них обложки
Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками, фразы, которые хочет обдумать, записывает на листочках
Размышляет о прочитанном, делится со своими друзьями или записывает свои мысли в дневник
Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
Закончив чтение, кладет книгу на место
Книги хранит на книжных полках или в шкафах
Книги переносит в чистых портфелях или пакетах
КАЖДЫЙ, КТО ТАК, ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ! КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГ
Он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь, несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться.
Присмотрись, и ты уведешь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
БИБЛИОТЕЧНАЯ КНИГА И ТВОИ ДРУЗЬЯ
Но только он собрался отдать ее, как вспомнил, что она библиотечная, а не его собственная. Однако он тут же догадался, что приятелям можно объяснить, как следует обращаться с библиотечными книгами. На памяти пришли знакомые правила, одно из которых гласит: библиотечные книги никому нельзя отдавать.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗНАКОМСТВО С КНИГОЙ ДОСТАВИЛО ТЕБЕ ТАК МНОГО РАДОСТИ, ЧТО ЕЮ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТСЯ БУКВАЛЬНО С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, А ОТДАТЬ КНИГУ НЕЛЬЗЯ НИКОМУ?
Наш читатель долго ломал голову над вопросом «Как быть?» Он быстро сообразил, что сделает, и привел друзей в библиотеку. Записавшись в нее, они смогли взять и желанную книгу, и сколько угодно других на свой вкус.
Теперь друзьям было о чем рассказать друг другу!
ЧИТАЮЩИЙ ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ, САМ СТАНЕТ ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ КНИГУ
В библиотеке собирается тысячи книг. Прочесть все невозможно! Но ты сможешь читать
— Именно те, которые тебе по душе
— Как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями
— Только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы
— Наверняка те, в которых есть иллюстрации, которые доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ ПРАВИЛЬНО.
Как же правильно? Вот как:
Прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книг:
Поднять себе настроение
Разобраться в сложной ситуации
Оценить уровень своих знаний
Понять другого человека
Сопоставить точки зрения
Отлично выполнить задание
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.
УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ И ВЫБИРАТЬ!
Ты сформулировал для себя ответ? Значит ты готов ко второму шагу. Тетерь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ЕЕ ПОБЫСТРЕЕ.
Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к ней – это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА И ВЫБОРА.
ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЕМ!
ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке.
Для быстрого поиска данных о книгах карточки расставляют по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг – КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно рассмотреть по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ. Если знать алфавит, легко узнать, книги каких авторов есть в библиотеке.
Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров – получится система. Так организован СИСТЕМНЫЙ КАТАЛОГ. Читатель знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книгу по теме.
Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящик, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним определяет необходимые книги.
КАТАЛОГИ – ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ.
В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ.
КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЯ.
Дорогие юные читатели!
У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически бесконечным.
И эта книжная жизнь зависит от вас, от вашего бережного отношения к ней.
От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас долго – долго.
Что надо знать, чтобы книга улыбалась.
С книгой надо обращаться аккуратно.
Книга не любит читателей с грязными руками.
Нельзя читать во время еды.
В книге нельзя рисовать, раскрашивать иллюстрации, ставить пометки.
Переворачивать страничку нужно за верхний уголок.
Нельзя загибать в книге страницы, надо пользоваться закладкой.
Книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки.
Это происходит, если её кладут раскрытой переплётом вверх и если вместо закладки оставляют в ней линейки, карандаши и прочие толстые предметы.
Если на улице дождь или снег, а книгу надо отнести в библиотеку, необходимо её завернуть и положить в непромокаемый пакет.
У книг дома должно быть своё постоянное место, чистое, сухое, подальше от маленьких детей, собак и кошек.
В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке!
Советы читателю
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».
КАК ЧИТАТЬ КНИГУ 
2. Читай медленно, не торопясь – лучше запомнишь прочитанное.
3. Читай осмысленно. Не допускай механического чтения.
4. Для восприятия прочитанного познакомься с аннотацией, прочитай эпилог.
5. Когда встретишь незнакомое слово во время чтения книг, периодики, обращайся к
словарям, справочникам, энциклопедиям.
6. Не дочитав книгу до конца, вложи закладку на то место, где остановился.
7. Прочитав книгу, обговори ее с товарищами, родителями.
ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ 
1. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
2. Не бросай книгу не дочитанной без серьезных причин.
3. Научись пользоваться оглавлением.
4. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
5. Читай хоть немного, но основательно.
6. Читай необходимое, хотя и неинтересное.
7. Читай самое лучшее, что можно достать.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ КНИГА УЛЫБАЛАСЬ
Книги библиотечные – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки. В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке.
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ? КАК ЧИТАТЬ КНИГУ?
Беглый просмотр книги позволит вам многое узнать о ней, если вы:
Выбирай книги для своего возраста
ЧИТАЕМ СО СЛОВАРЁМ
Титульный лист – страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания.
Оглавление(содержание) – перечень глав или других составных частей книги, рукописи.
Предисловие – вводная статья к какому-либо сочинению (произведению).
Введение – вступительная, начальная часть чего-нибудь.
Заключение – последняя часть чего-нибудь.
Что такое памятка читателя
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ЛЮБИ И УВАЖАЙ КНИГУ.
Пусть твоим жизненным правилом станет бережное и чуткое отношение к книге и книжному слову.
· Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, повести, стихи и сказки – пища для души.
· Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать – читай с карандашом, делай пометки, выписки.
· Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
· Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она.
· Сравни новые знания с тем, что тебе было известно до знакомства с книгой.
Эти правила надо запомнить:
1.Бери книгу чистыми руками.
2.Не перегибай книгу – от этого выпадают страницы.
3.Не кладите в книгу карандаши и другие предметы. От этого рвется переплет.
4.Не делай в книги пометок, не загибай страницы.
5.Не читай книгу во время еды.
6.Если книга порвалась – подклей ее.
7.Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их, пользуйтесь закладкой.
Правила чтения для учащихся
1.Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40-45 минут в день.
2.Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
3. Читай не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
4.Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв.
5.Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
6.Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
7.Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку.
Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
8.Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Московская область, г. Солнечногорск, Обуховский проезд, дом 2/26