Что такое памятник искусства

ПАМЯТНИК

ПАМЯТНИК.

1) Объ­ект, яв­ляю­щий­ся ча­стью куль­тур­но­го на­сле­дия стра­ны, на­ро­да, че­ло­ве­че­ст­ва. Со­во­куп­ность памятников ис­то­рии и куль­ту­ры со­став­ля­ют дви­жи­мые (яв­ляю­щие­ся объ­ек­та­ми му­зей­но­го по­ка­за) и не­дви­жи­мые памятники; ти­по­ло­ги­че­ски они де­лят­ся на памятники ис­то­рии, ар­хео­ло­гии, гра­до­строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ры, искусства, а так­же пись­мен­но­сти. Ох­ра­на Памятников ис­то­рии и куль­ту­ры яв­ля­ет­ся за­да­чей об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния.

2) Про­из­ве­де­ние мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва, уве­ко­ве­чи­ваю­щее па­мять об оп­ре­де­лён­ных со­бы­ти­ях и лю­дях. Су­ще­ст­ву­ют различные ти­пы памятников: ме­мо­ри­аль­ные со­ору­же­ния (тер­мин не­ред­ко упот­реб­ля­ет­ся в зна­че­нии «Памятник») и ан­самб­ли, клас­сические ме­мо­ри­аль­ные фор­мы (сте­ла, обе­лиск, кур­ган, гроб­ни­ца, сар­ко­фаг, сень, крест), изо­бра­же­ния че­ло­ве­че­ской фи­гу­ры (порт­рет­ные, во­об­ра­жае­мые или ал­ле­го­ри­че­ские). Памятники мо­гут вклю­чать круг­лую скульп­ту­ру, рель­е­фы, рос­пи­си, де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты с сим­во­лической ат­ри­бу­ти­кой.

Функ­ция ак­тив­но­го об­щественного воз­дей­ст­вия памятника про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в их идей­но-ху­дожественной про­грам­ме, но и в са­мом ха­рак­те­ре их по­ста­нов­ки и пла­стической трак­тов­ки. Памятники, рас­счи­тан­ные, как пра­ви­ло, на обо­зре­ние боль­шим чис­лом лю­дей, иг­ра­ют важ­ней­шую роль в ор­га­ни­за­ции ок­ру­жаю­ще­го про­стран­ст­ва. Памятники вы­даю­щим­ся лю­дям (из­вест­ны с ан­тич­но­сти) реа­ли­зу­ют­ся, как пра­ви­ло, в скульп­тур­ных фор­мах (си­дя­щие и стоя­щие фи­гу­ры, кон­ные ста­туи, бюс­ты, мо­ну­мен­ты дос­ки с над­пи­ся­ми и рель­е­фа­ми).

Памятники, по­свя­щён­ные важ­ным ис­то­рическим со­бы­ти­ям (мо­ну­мен­ты), обыч­но пред­став­ля­ют со­бой раз­ви­тые объ­ём­но-пла­стические ком­по­зи­ции, ко­то­рые мо­гут вклю­чать ар­хитектурные со­ору­же­ния (ар­ка три­ум­фаль­ная, три­ум­фаль­ная ко­лон­на, ростральная ко­лонна и другие) и мо­ну­мен­таль­ную скульп­ту­ру (ча­ще ал­ле­го­рического ха­рак­те­ра).

Источник

Памятник

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Памятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. Наиболее распространённые виды памятников — скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д.

Монумент (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.

В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.

На кладбищах устанавливаются надгробные памятники, часто воспроизводящие символы религии умершего (например, крест на христианских кладбищах).

Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.

Содержание

Виды памятников

История

Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.

Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты (напр., Здудичский каменный крест). На Руси существовала традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую.

Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам.

В XVIII—XIX веках возникают большие мемориальные сооружения, например получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).

В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.

Галерея

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Сапоги Сталина — то, что осталось от памятника Сталину близ Будапешта

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Миха Ульман. В память о сожжении книг. Берлин, 1995

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Паровоз-памятник ФД(п)-20-578 в Киеве

Памятник воинам, павшим за оборону Перекопа

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Памятник водопроводу в Мытищах, установлен в честь 200-летия первого российского водопровода

Что такое памятник искусства. Смотреть фото Что такое памятник искусства. Смотреть картинку Что такое памятник искусства. Картинка про Что такое памятник искусства. Фото Что такое памятник искусства

Трамвай-памятник возле депо в г. Винница

См. также

Ссылки

Литература

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Памятник» в других словарях:

памятник — Памятник, это слово сочетается с последующим существительным (часто именем собственным) в дательном падеже – памятник кому, чему: памятник Пушкину, памятник «Стерегущему». Возможно и памятник в честь чего либо или кого либо: памятник в честь… … Словарь ошибок русского языка

ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

Памятник — 1) в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые… … Художественная энциклопедия

Памятник «Орёл» — памятник Орёл … Википедия

памятник — мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов

Памятник — здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПАМЯТНИК — на твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок

ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия

ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, а, муж. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого чего н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П. обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники… … Толковый словарь Ожегова

памятник — ПАМЯТНИК, мемориал, монумент … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПАМЯТНИК — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).2) Произведение искусства, создается для увековечения людей … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова памятник

Словарь Ушакова

п а мятник, памятника, муж.

1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.

2. Сооружение на могиле в память умершего.

3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.

4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.

| Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.

Культурология. Словарь-справочник

1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и др.);

2) произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий. Наиболее развитый вид памятника – мемориальное сооружение.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Структуралистам говорят: мы можем-де изучать памятник формальным анализом, но не поймем его, не зная, кому он был поставлен. Да, не поймем. А как вы надеетесь узнать, кому он был поставлен? Вся практика постструктуралистов теряет смысл и даже интерес, будучи перенесена на древние и чужие культуры, которых мы непосредственно не ощущаем, а разве что перевыдумываем.

Энциклопедия иудаизма

1) Камень, на котором в древности совершались возлияния* и жертвоприношения Господу. В книге «Бытие» рассказывается о Яакове: «И встал Яаков рано утром, и взял камень, который положил в изголовье, и поставил его П. (мацева) и возлил елей на верх его. И нарек имя этому месту Бейт-Эл (Дом Божий). » (Быт. XXVIII, 18-19); «А камень этот, который я поставил П., будет домом Божьим» (там же, 22).

2) Каменный столп, который устанавливали в память о событии или как знак заключения союза. Когда Лаван предложил Яакову заключить союз, и взял Яаков камень и поставил его П. [. ] и собрали они камни и насыпали холм, и устроили трапезу на холме [. ] И сказал Лаван: Холм сей свидетель между мною и тобою отныне. (Быт. XXXI, 45-47).

После того, как сыны Израилевы перешли через Иордан, взял Иегошуа двенадцать камней из Иордана и поставил их как П. в Гилгале.

П. порою совращали сынов Израилевых, ибо многие ставили П. и жертвенные возвышения идолам, для жертвоприношений. О П., поставленных для идолопоклонства, повелел Господь сынам Израилевым: «Жертвенники их разрушьте, памятники их разбейте» (Втор. VII, 5).

3) Памятный камень на могиле усопшего. Праотец Яаков поставил такой обелиск на могиле Рахели. Сын царя Давида Авшалом поставил себе памятный камень еще при жизни.

Дизайн. Словарь терминов

ПАМЯТНИК – произведение монументальной скульптуры, устанавливаемое в честь определенного лица или события.

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПАМЯТНИК, а, м.

1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чегон. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

Словарь Ефремовой

Большая Советская Энциклопедия

В узком смысле ≈ произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства ≈ необходимая черта художественного П. независимо от его типа.

В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288≈289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 7

В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806≈37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528≈529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848≈55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России ≈ министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды ). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920≈30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288≈289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941≈45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960≈1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда ≈ использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950≈70-х гг.≈ П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 7

, К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368≈369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960≈1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. ≈ Z., 1971.

Источник

Какие памятники ставят в России

И кому они посвящены

Москва вошла в число лидеров среди европейских городов по сохранению исторических памятников: с 2015 по 2019 год власти российской столицы выделили более 1,4 млрд евро для охраны культурного наследия.

Мы решили посмотреть, чему или кому посвящают памятники в России, в каких регионах их больше всего и как они отражают политическую ситуацию в стране.

Какой теме посвящено больше всего памятников

В материале мы будем говорить об объектах культурного наследия — памятниках, которые имеют региональное или федеральное значение. К таким, например, не относятся небольшие контактные скульптуры, которые в последние годы часто можно увидеть на городских улицах: бронзовые собаки, дворники, водопроводчики, герои фильмов и так далее. Их культурная ценность не подтверждена государственной исторической экспертизой — а только после этой процедуры ведомства по охране культурных объектов могут признать монумент памятником истории и культуры.

По данным Министерства культуры, в России насчитывается более четырех тысяч монументов, которые подлежат охране как культурное наследие. Больше половины из них посвящено погибшим во время Великой Отечественной войны: 2436 из 4438. Следующая по популярности тема — Октябрьская революция: 1141 памятник.

Интересно, что Первой мировой войне в стране посвящено всего 29 памятников, хотя в ней погибло 775 тысяч человек, она третья по числу потерь после Великой Отечественной и Гражданской. Вероятно, это связано с тем, что Россия потерпела в ней поражение. С Отечественной войной 1812 года связано всего девять монументов.

Каким людям чаще всего посвящены памятники

Больше всего памятников в России посвящено политикам советского периода. Так, сейчас на учете Минкульта стоит 1085 памятников Владимиру Ленину. Вождю Октябрьской революции посвящено в разы больше монументов, чем любой другой исторической личности. Второе место среди политиков занимает Михаил Калинин, ему посвящено всего 25 монументов. Следом идут Михаил Фрунзе и Феликс Дзержинский — десять и восемь памятников соответственно.

Помимо политических деятелей советские и российские скульпторы часто изображали знаменитых поэтов и писателей. В честь Александра Пушкина воздвигнуто 39 монументов, на втором месте — Максим Горький с десятью.

Популярность персонажей, которых скульпторы увековечивали в бронзе или камне, менялась в зависимости от того, кто управлял страной. Если в начале двадцатых годов прошлого века монументы воздвигали преимущественно в честь героев Гражданской войны, то после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году все изменилось. Одним из новых символов строящейся советской империи стал Пушкин. В 1937 году исполнилось сто лет со дня смерти поэта — и памятники в его честь стали появляться по всему Советскому Союзу. Сейчас, напомним, это второй по популярности герой в реестре Минкульта после Ленина.

Примерно тогда же скульпторы обратили внимание на главного советского писателя двадцатых-тридцатых годов — Максима Горького. Еще один народный герой молодого советского государства — Василий Чапаев: семь монументов.

Героям Советского Союза посвящено 79 памятников, притом что всего это звание носили 12 777 человек. Почти все увековеченные скульпторами — герои Великой Отечественной войны.

В каких регионах установлено больше всего памятников

Согласно данным Министерства культуры, больше всего памятников установлено в Тверской области: 724 монумента, 481 из них посвящен Великой Отечественной войне. На территории этого региона было несколько крупных сражений, а сама Тверь и областной город Ржев — города воинской славы.

На втором месте — Москва: 703 памятника. Помимо политиков и воинской тематики в столице встречаются монументы с абстрактными сюжетами, скульптурные изображения культурных деятелей и даже животных.

На третьем месте — Дагестан: на территории республики установлено 260 памятников, признанных объектами исторического наследия. Помимо монументов, посвященных Великой Отечественной войне, здесь увековечены национальные герои — например поэт Расул Гамзатов.

Какие памятники возводят в Москве

Памятники Москвы и Московской области составляют 15% от общего числа всех монументов России: 790 скульптур, 703 из них — в столице.

До распада СССР в Москве возводили по два-три новых монумента в год. Первые годы современной Москвы в этом отношении мало чем отличались от советских лет: темпы строительства не изменились, если не считать 1990 год. Тогда в столице появилось сразу 13 памятников. Следующие несколько лет власти открывали по одному-два монумента в год. Новые скульптуры были посвящены, например, бессоннице и философскому камню. Также в 1992 году был установлен памятник академику Сахарову. Но уже начиная с 1996 года в Москве стало появляться по 6—10 монументов в год.

На протяжении двух президентских сроков Бориса Ельцина, с 1991 по 1999 год, скульптуры по большей части изображали животных, абстрактные понятия или сказочных героев. К таким относится, например «Дерево сказок» Церетели. Религиозные и исторические сюжеты среди проектов тех лет встречались редко.

Во время второго срока Ельцина стало расти количество монументов, посвященных памяти жертв репрессий и войн: с 1997 по 1999 год их появилось сразу пять. А вот в честь Владимира Ленина до 2000 года установили всего один памятник. Причем он хоть и был новый, но появился на месте старой скульптуры двадцатых годов.

После 2000 года скульпторы в Москве чаще начали изображать российских государственных деятелей и представителей культуры. С 2014 года становятся популярными религиозные сюжеты и патриархальные образы. Так, в парке Горького появляется скульптура Зураба Церетели «Адам и Ева», а в Лианозовском парке — монумент «Семья».

Как победить выгорание

В 2016 году из-за очередной скульптуры чуть не разразился международный культурный скандал: на Боровицкой площади появился семнадцатиметровый памятник князю Владимиру, крестившему Русь. Кремль едва не исключили из списка всемирного наследия Юнеско из-за изменения исторического облика площади, а само строительство началось без экологической экспертизы и открытого конкурса проектов.

Абсолютным рекордсменом стал 2007 год: в Москве открыли 18 монументов. Например, тогда появились памятники Екатерине Великой и Александру II, а также несколько скульптур на античные сюжеты. После 2018 года активность властей в этом плане снова упала: Минкульт включал в свой реестр всего по одному монументу в год — и порой они были довольно странными. Например, в 2020 году на северо-востоке Москвы установили бронзовую фигуру бобра. Интересно, что этому животному в столице посвящено целых три памятника, но под охраной государства находится только один — в Олонецком проезде.

Какие скульпторы создали больше всего памятников для столицы

Из 703 московских памятников авторство 344 принадлежит Зурабу Церетели. Наиболее известные работы грузинского скульптора ассоциируются с временем, когда столицу возглавлял Юрий Лужков: с 1992 по 2010 год. Однако первые скульптуры Церетели начали появляться еще в 1990 году.

Повсеместная «церетелизация» лужковской Москвы началась уже в нулевых. Изначально Церетели создавал изображения различных животных: можно, например, вспомнить фигуру собаки из серии «Горожане» или медведя с рыбой — эта скульптура находится в Александровском саду. Однако со временем автор начал ваять исторических личностей дореволюционной России — памятники «Императрица Екатерина Великая», «Жены декабристов», — а также обращаться к религиозным сюжетам.

Кроме Церетели московские власти чаще других отдавали предпочтение Александру Бурганову — он автор 38 памятников в столице. В их числе, например, фигуры Александра Пушкина и Натальи Гончаровой на Арбате. Еще один популярный автор — Евгений Чубаров: 18 памятников. Скажем, он автор памятника жертвам политических репрессий, который находится в парке «Музеон».

Почему Церетели создал так много памятников

Система распределения заказов на произведения монументального искусства в СССР, как и сегодня, никак не контролировалась обществом. Соответственно, финансово выгодные заказы получали скульпторы и художники-монументалисты, которые умели находить общий язык с властями. Поэтому нет ничего удивительного, что пространства столицы в определенный период времени заполнялись произведениями лишь небольшого числа скульпторов. В какой-то момент, уже в новые времена, дружба с мэром Москвы Юрием Лужковым позволила Зурабу Церетели стать «главным скульптором» столицы.

Что касается его творческой манеры, нужно понимать, что она сформировалась еще в брежневскую эпоху, когда стала популярной так называемая карнавальная культура — реакция на скучный официоз. Конечно, пластические достоинства его работ весьма далеки от совершенства, как, впрочем, и работы его более «серьезных» и пафосных современников — таких, например, как Клыков. Однако у произведений Зураба Константиновича есть и одно неожиданное достоинство: они, как правило, не монументальны, каких бы размеров ни достигали, а потому не оказывают катастрофического влияния на архитектурный образ столицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *