Что такое рукава креста
Церковное зодчество
Уроки для детей среднего и старшего школьного возраста
Начало см. в № 43, 46 за 2001 г.; № 6 за 2002 г.
Занятие 4
Крестово-купольный храм
Уважаемые читатели, мы продолжаем разговор о храмовом зодчестве. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле. Но прежде чем начнем этот разговор, сделаем оговорку. Архитектура – это серьезная наука, и в газетной серии рассказов о ней мы сможем коснуться только самого главного, что поможет вам ощутить величие и красоту, звучание православного храма. Ведь многие из вас совершают паломнические поездки, и то, что вы узнаете из наших рассказов об архитектуре, поможет не только лучше увидеть все многообразие и выразительность православных храмов, но и почувствовать то, о чем они рассказывают вам. И еще одна оговорка: чтобы ученики могли усвоить этот трудный материал, учителю необходимо в доходчивой, доступной школьникам форме представить пространственное устроение рассматриваемых храмов.
Дмитровский собор во Владимире (1194–1197)
На прошлом занятии мы открыли для себя, какими путями следовали византийские мастера, стремившиеся воплотить в конструкции храма главные христианские символы. Мы уделили особое внимание храму Святой Софии Константинопольской, так как при его создании великим мастерам Амфимию из Тралл и Исидору из Милета удалось решить ранее неразрешимую проблему перекрытия прямоугольного в плане пространства куполом, о чем более пяти столетий мечтали их предшественники. Залитый светом купол олицетворял Царство Небесное, и возведение купола над церковным пространством свидетельствовало о возможности общения двух миров – земного и горнего. Изобретением Амфимия и Исидора впоследствии воспользуются как византийские, так и русские зодчие, создавшие на основе архитектуры храма Святой Софии Константинопольской так называемый крестово-купольный храм, который первым появился на Русской земле и прожил очень долгую жизнь, вплоть до XVII в.
Еще раз обратимся к изображению храма Святой Софии Константинопольской. На рис. 1 представлен его аксонометрический разрез.
Рис. 1. Святая София Константинопольская. Аксонометрический разрез
В ажурную стенку, отделяющую центральный, квадратный в плане зал от обходной галереи, в углах зала, греки вмонтировали по колонне. Нетрудно посчитать, что таких колонн четыре. Каждую пару колонн, расположенных в углах одной стороны квадрата, мастера связали между собой аркой. Получили четыре взаимноперпендикулярные арки, пространства между ребрами которых заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус. На арках и парусах и покоится световой купол, открытый внутрь зала.
Прошло еще три столетия, и был изобретен новый тип храма, получивший название крестово-купольного.
Что такое крестово-купольный храм? Ответ дает само название – конструкция храма отражает основную христианскую символику – крест и купол. Хоть и долог был путь поиска, однако оказалось, что от конструкции храма Святой Софии Константинопольской до крестово-купольного храма нужно было сделать всего один шаг. Давайте и мы последуем за греческими зодчими.
Чтобы сделать этот шаг, нам нужно понять, что не стена держит купол, а держат его только столбы, связанные арками, и паруса, нагрузка от которых передается через арки на столбы. И как только мы это поймем, то решение придет само собой. Оказывается, нам не нужно привязываться к стене. Четыре столба можно установить в любом месте внутри храма, связать их подпружными (то есть стягивающими) арками, заполнить промежутки парусами и положить на эту систему купол. Так и поступили.
Рис. 2. Крестово-купольное перекрытие
Четыре столба в углах квадрата в плане установили в центре храма, связали их подпружными арками, перебросили подпружные арки со столбов на стены, как это показано на рис. 2а. В месте, где подпружные арки ложатся на стену, усилили последнюю. В древних храмах на этом месте появились утолщения, называемые лопатками. А теперь еще раз внимательно посмотрим на рис. 2а. Система столбов и связывающих их подпружных арок образовала жесткую систему и разбила пространство храма на несколько ячеек. Например, в четырехстолпном храме, как нетрудно посчитать, таких ячеек 9 – 3 продольных и 3 поперечных прохода. Расставим столбы так, чтобы центральный и поперечный проходы были более широкими. Тогда получим хорошо читающийся в плане крест.
Теперь перекроем пространство сводами. Каждую ячейку мы можем перекрыть своим сводом. Посмотрим на рис. 2б, где изображено перекрытие четырехстолпного крестово-купольного храма. Центральную ячейку (рис. 2а) перекроем главой. Как это делается мы уже знаем. Боковые ячейки вдоль рукавов креста (они обозначены индексом «а») перекроем цилиндрическими сводами. Цилиндрический свод – это криволинейный свод, имеющий форму половинки цилиндра, разрезанного вдоль оси. На рис. 2б это хорошо видно. Оси сводов расположим вдоль рукавов креста. В результате свод над рукавами креста и средокрестием будет представлять собой хорошо читающийся пространственный крест с главой в средокрестии. Форма сводов угловых ячеек может быть различной. На фотографии на стр. 11 можно видеть подкупольное пространство и цилиндрический свод одного из рукавов креста Дмитровского собора г. Владимира (1194–1197).
А теперь дадим определение крестово-купольного храма.
Подкупольное пространство Дмитровского собора
Крестово-купольным называется храм, который обладает следующими свойствами: он прямоугольный или крестообразный в плане, с внутренними столбами-опорами, перекрыт системой цилиндрических сводов, образующих в плане крест, в средокрестии которого на четырех столбах через систему парусов размещается световая глава (барабан и купол).
Храм может быть четырех-, шести-, восьмистолпным и т. д.
В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест). На их выступы опирались подпружные арки. Количество продольных проходов, называемых нефами, – всегда нечетное, количество поперечных проходов (трансептов, или поперечных нефов) – любое. Из поперечных нефов самый широкий – чаще предалтарный, из продольных – всегда центральный. Место пересечения широких продольного и поперечного нефов определяет местонахождение купола.
Конструкция древнерусского крестово-купольного храма отчетливо читается и снаружи.
В русской традиции покрытия укладываются по сводам. Поэтому на фасадах мы видим полуцилиндрические очертания торцов сводов. Эта полукруглая линия, завершающая часть фасада храма между лопатками и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой, а покрытие называется позакомарным. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном.
Порталы, как правило их было 3, размещались в пряслах нефов, соответствующих рукавам креста.
Поскольку более широкие крестообразные нефы перекрыты цилиндрами большего радиуса, чем прочие ячейки, то мы отчетливо видим крестообразный свод и в экстерьере, то есть, если смотрим на храм снаружи, в этом месте и перекрытие выше, и закомара больше остальных. Видно, как в средокрестии возвышается глава. Снаружи можно определить, сколько столбов поддерживают своды храма – ведь в одном ряду с ними на фасадах храма имеются лопатки.
Давайте потренируемся. Чтобы определить количество столбов внутри храма, нужно пересчитать лопатки на двух взаимноперпендикулярных фасадах, например западном и южном, и перемножить их. В качестве примера рассмотрим план храма, изображенного на рис. 2а. На его южном и западном фасадах мы видим по 2 лопатки (выступы на плане). Это означает, что внутри храма столбы расположились в 2 ряда. В каждом ряду по 2 столба. Об этом нам рассказывают 2 лопатки на южном фасаде. Теперь перемножим число лопаток на двух фасадах и получим цифру 4 – количество столбов в храме. Следовательно, на рис. 2а изображен план четырехстолпного храма. Проверить себя можно, пересчитав количество столбов на плане. Аналогично сами определите, сколько столбов имеет храм, у которого на западной стене – 2, а на южной стене 3 лопатки. Правильный ответ – 6.
Таким образом, не входя в храм, вы всегда можете сказать, сколько внутри него столбов.
Крестово-купольный храм, как никакой другой, несет в себе свидетельство о христианском учении. Возводя то или иное строение, архитектор всегда стремится сделать его выразительным, заложить в него идею, цель этого сооружения. Художественный образ крестово-купольного храма строится на самой его конструкции, на выборе наилучших пропорций отдельных частей, пластике закомар. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. Чисто декоративные элементы в крестово-купольных храмах имеют второстепенное значение. В разных землях встречаются свои декоративные элементы: например, терракотовые пояса в виде плетенок, кирпичный декор, в котором декоративные пояса выложены из кирпичей, в ряде областей излюбленным завершением храмов становились килевидные закомары и килевидные кокошники, нередко рядами поднимающиеся друг над другом. Термин «килевидный» указывает на особую форму закомар и кокошников, не полукруглую, а чуть вытянутую вверх в своей верхней части. Кокошник – это декоративный элемент, по форме напоминающий закомару. Во владимиро-суздальской земле их фасады нередко украшали различными изображениями. На рис. 3 представлены декоративные узорные пояски.
Особенностью крестово-купольного храма является то, что он обладает большими возможностями в конструктивном плане, поскольку делится на ячейки, перекрываемые самостоятельными сводами. Конструкция крестово-купольного храма позволяет перекрыть любые площади и возвести храм любого размера.
Рис. 3. Узорные пояски
Строительство храмов велось из подручных материалов. Одним из наиболее распространенных на Руси было дерево. Из дерева строили храмы, жилые дома, княжеские палаты, укрепления.
Древнейшие известные каменные храмы относятся к середине XI в. Несомненно, деревянное зодчество оказывало влияние на каменные постройки. Однако каменное зодчество развивается своим путем, используя присущие ему возможности. Представительные многонефные соборы Киевской Руси свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства того времени.
Столицей древней Руси был Киев. Поэтому именно в Киеве возводятся первые каменные храмы. На первых порах заказчиками каменных храмов были монастыри и князья. Последнее определило представительность и масштабность первых храмов.
Со второй половины XI в., в эпоху феодальной раздробленности, каменное храмовое зодчество распространяется и на другие области. Теперь начинают строить не только князья и монастыри, но и посады. Появляются небольшие храмы, рассчитанные на ограниченный круг молящихся. Складываются местные артели, которые разрабатывают различные технологии кладки, вносят свою трактовку в крестово-купольную композицию. Рассмотрим несколько примеров.
Рис. 4. Святая София Киевская (реконструкция)
На рис. 4 представлена реконструкция храма Святой Софии Киевской, 1037 г. Это огромный княжеский пятинефный пятиапсидный храм. Центральная апсида граненая. Главы ступенчато поднимаются над храмом, образуя пирамидальную композицию.
Практически одновременно, в 1045 г., в Новгороде великий князь Владимир закладывает не менее грандиозный пятинефный, трехапсидный храм Святой Софии Новгородской.
Большого расцвета в XII–XIII вв. достигло зодчество северных княжеств с перемещением туда великокняжеского центра.
Все владимиро-суздальские храмы до их перестроек были трехнефными, четырехстолпными, одноглавыми. Их система лопаток и закомар отражает внутреннюю структуру. Столбы крестообразные. Выведенные на одну высоту лопатки являются опорой закомар, плавной линией полукружий завершающих трехчастное членение стен и придающих облику храма ощущение спокойствия и устойчивости. Высокие алтарные выступы не нарушают этого ощущения.
Строительный материал – белый камень, поддающийся обработке. Это свойство материала широко используется в декорировке фасадов.
Любимым декором становится аркатурно-колончатый пояс.
Каменная резьба в Дмитровском соборе сплошь заполняет верхние участки стен над аркатурно-колончатым поясом и барабан главы.
Рис. 5. Храм Параскевы Пятницы. Чернигов. XIII в.
Храмы этого периода вытягивались вверх, становились стройнее, изящнее, пластичнее. Прекрасным образцом крестово-купольного храма этого периода является хорошо известная вам церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (1165), общий вид и реконструкцию которой мы неоднократно печатали в нашей газете.
Стремление преодолеть тяжесть объема храма, придать ему устремленность ввысь становится характерной для целого ряда русских земель. Примером является церковь Святой Параскевы Пятницы, начало XIII в., полная динамики, возносящаяся ввысь. Это достигается тем, что горизонталь закомар ломается, угловые ячейки понижаются, ставшие привычными полукруглые закомары над угловыми ячейками превращаются в четвертинку, отчего стены получают трехлопастное завершение. Поддерживающие главу подпружные арки приобретают дополнительные уступы, которые приподнимают вверх главу, придавая завершению храма башнеобразный характер. В экстерьере рукава креста, следуя повышающимся подпружным аркам, получают уступчатую форму.
Активно разрабатывает башнеобразный силуэт и московское зодчество. В Москве известнейшим является один из подобных храмов – церковь Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря (начало XV в.).
Примеров крестово-купольных храмов можно привести много, но мы предлагаем вам, ребята (опираясь на материал настоящего урока), поискать, нет ли в вашем городе, поселке либо в их окрестности крестово-купольного храма. Посмотрите, какие отличительные черты присущи им. Предупреждаем, что время могло изменить какие-либо элементы конструкции храма. Не смущайтесь, если ваш крестово-купольный храм завершает не позакомарное покрытие, а четырехскатная кровля – она наверняка появилась в XVIII в. Нередко наличие бывшего позакомарного покрытия выдает парапет под четырехскатной кровлей, в котором закомары смотрятся как декор. Присылайте нам снимки и материалы о таких храмах.
Если у вас появятся вопросы, то обращайтесь к книгам по архитектуре или присылайте вопросы нам.
Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.
Внутреннее устройство
Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.
Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.
В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.
В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.
Наружный внешний вид
В отличие от греков, украшавших храмы снаружи, русские сосредотачивались на внутреннем убранстве, но и фасады все равно заслуживают внимания. Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. Наверху, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.
Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.
Вход может устраиваться с паперти, площадки возле храма или через разные пристройки — гульбище, крыльцо. Чтобы христиане не теснились, к главному зданию пристраиваются трапезные.
Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.
Конструкция иконостаса
Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.
Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:
Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.
Росписи и мозаики
Горизонтальная ось церкви обозначает духовный путь праведника, а вертикальная — отображает сакральное устройство мира. Сверху купола основного барабана устанавливается лик Христа Вседержителя. С XVII столетия было использование другой иконографии — «Отечество»: со Святым Духом, Богом, Сыном Божьим.
Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.
Строительство в Древней Руси
Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.
В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.
Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.
После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.
К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.
Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.
Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.
К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.
Изменения после монголов
В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.
Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.
Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.
Центрические сооружения
Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.
Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.
Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.
Архитектура Закавказья
Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.
В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.
Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.
Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.
Примеры древнерусских церквей
Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.
На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:
Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:
Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.
На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.