Что такое параллельная реальность
Параллельный мир (фантастика)
Паралле́льный мир (в фантастике) — реальность, существующая каким-то образом одновременно с нашей, но независимо от неё. Эта автономная реальность может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном мире события происходят по-своему, он может отличаться от нашего мира как в отдельных деталях, так и кардинально, практически во всём. Физические законы параллельного мира не обязательно аналогичны законам нашего мира; в частности, иногда допускается существование в параллельных мирах таких явлений, как магия.
Cоздав иллюзию из праха, ты думал, что творенье разума она
Твой Пылающий мир, летящий в небеса,
Изливающий Небесный огонь на все вокруг.
— Герцог Ньюкасл о публикации романа его жены Маргарет «Пылающий мир» (1666), который, хотя этот факт и оспаривается, считается первой историей с альтернативной реальностью, выпущенной на английском языке.
Содержание
Идея параллельного мира
Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп, Вальхалла — классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира. Помещение действия в альтернативный мир (по сравнению с описанием будущего или прошлого нашего мира) позволяет обойтись без усилий, связанных с достижением правдоподобия (наукообразного обоснования картины будущего или соответствующей историческим источникам картины прошлого), при этом предоставляя практически безграничные возможности в построении необходимой автору «сцены» для описываемого действия.
В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной (мультивселенной) как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом даётся логическое объяснение возможности магических явлений (являющихся частью данного жанра) в некоторых из таких «плоскостей».
Параллельные миры могут описываться и абсолютно независимыми от нашего реального мира и друг от друга, и взаимодействующими. Во втором случае взаимодействие может заключаться либо в возможности при определённых обстоятельствах проникновения из одного мира в другой (условно говоря, наличии «дверей» между мирами), либо в существовании в этих мирах определённых мест, где они пересекаются (сливаются).
Иногда идея параллельных реальностей описывается в виде, внедрённом в нашу реальность. Так, в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «El jardín de senderos que se bifurcan» («Сад расходящихся тропок») исследователь обнаруживает манускрипт китайского автора, где одна и та же история излагается несколько раз, причём описания противоречат друг другу; затем внук автора манускрипта объясняет, что родственник воспринимал время как набор «расходящихся тропок», где различные события происходят параллельно и одновременно.
Параллельный мир может не иметь исторического отношения к любому другому миру; как, например, в романе Стивена Бакстера «Плот», в основе которого — реальность, где постоянная силы тяжести больше, чем на нашей планете. Нужно отметить, что граница между научной фантастикой и фэнтези становится более размытой, чем обычно, когда идет речь об историях, эксплицитно покидающих вселенную, с которой мы знакомы, когда наша вселенная изображается как часть мультивселенной. Жанр в этом случае определяется в большей мере темой, особенностями художественного оформления и расставленных акцентов, а также деталями истории, которые автор желает пояснить и тем, как они объясняются. Так, например, Нарния — фэнтези в чистом виде, телевизионный сериал «Скользящие» — в чистом виде научная фантастика, но такие работы, как сериал Фармера «Многоярусный мир» — нечто среднее.
Логика системы параллельных миров
В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.
Другие пространственные измерения
Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.
— … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
— Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
— А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
Яр покачал головой:
— Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
— Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»
В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.
Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырехмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.
Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырем измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвертым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.
Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.
Параллельные миры как реализация многовариантности событий
Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.
В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.
Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге; отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее; может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.
— Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»
Амбер
У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.
«Кристаллическая Вселенная» Владислава Крапивина
В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.
Гиперпространство и параллельные миры
Основная статья: Гиперпространство (фантастика)
Широко используемая в научной фантастике идея гиперпространства есть не что иное, как вариант идеи параллельного мира. Используемое в научной фантастике понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:
Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.
Сюжеты
В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.
Параллельные миры и эзотерика
Существуют ли параллельные миры?
Уже много лет умы фантастов терзают мысли о том, как объяснить читателю или зрителю, что параллельные миры существуют. Также надо объяснить, как все это работает, почему там есть жизнь и почему она похожа или не похожа на нашу. Все эти рассуждения на тему параллельных Вселенных редко приводят к каким-то конкретным ответам. Если бы все было так просто, лучшие ученые-физики не ломали бы головы на тему квантовых состояний и того, как электроны могут существовать в двух местах одновременно. Пока они продолжают это делать и обмениваются только теориями и рассуждениями, не давая конкретных фактов и доказательств, у нас с вами есть отличная возможность самим порассуждать на тему будоражащих умы параллельных миров. В конце концов, рассуждения ученых не более подкреплены фактами, чем наши.
Существование параллельных миров не доказано, но и не опровергнуто.
Что такое параллельные миры
Четкого определения этого понятия нет, так как согласно разным теориям, одни подразумевают под этим одно, а другие говорят совсем о другом. Если постараться как-то обобщить все теории, то параллельными мирами являются другие реальности, в которых живем другие мы, а возможно, и кто-то другой.
В любом случае, это, если можно так сказать, другой мир, в который мы едва ли сможем попасть. Впрочем, одна из теорий гласит, что эти миры периодически сталкиваются и оказывают гравитационное воздействие друг на друга. Это даже накладывает свой отпечаток на реликтовое излучение. Впрочем, об этом поговорим чуть ниже.
Существуют разные теории о параллельных мирах. Одни объясняют это явление с точки зрения религии, другие — с точки зрения магии, а третьи — с точки зрения физики. Именно о физическом объяснении мы сегодня и поговорим.
Конечно, параллельные миры могут выглядеть и так, но только в кино
Как доказать существование параллельных миров
Одна их теорий гласит, что параллельные миры существуют. Да, вот так просто. Если верить этой теории, впервые предложенной американским физиком Хью Эверетом, существует, как минимум, один мир, параллельный нашему.
Он назвал свои рассуждения теорией о вероятном множестве миров. Она опирается на заявления ученых из области квантовой физики. Согласно этим заявлениям, электрон может существовать в двух местах пространства одновременно. Такое его свойство называется суперпозицией двух состояний.
Интересной особенностью этой суперпозиции является то, что как только мы попробуем понять, где находится этот электрон, например, окажем на него воздействие, он сразу переместится. При этом хоть они и являются копией друг друга, но если попытаться определить их положение, то окажется, что мы увидим только один. На самом деле, все это больше похоже на какой-то развод, мол вы не видите, но он есть, однако это является частью квантовой физики. Той частью квантовой физики, которая имеет ряд допущений и основных правил, без которых просто невозможно объяснить все происходящее в мире. Такие правила подходят ко многим явлениям, поэтому они и являются законами квантовой физики. Нам остается только поверить в них.
Теория Хью Эверета берет за основу доказательства существования параллельных миров именно такое поведение квантовых частиц. То есть, если мы попробуем идентифицировать электрон в пространстве и понять, где он находится, то сами станем квантовым объектом и окажемся в двух состояниях. В одном из них нам будет доступен один электрон, а во втором — другой. То есть это и есть параллельные миры, основанные на суперпозиции состояний.
Так же и со знаменитым котом Шредингера, которого, согласно гипотетическому эксперименту, погружали в ящик с ядом и он был жив и мертв одновременно. Просто когда мы открывали ящик и видели бедного кота в одном состоянии, в параллельном мире кто-то видел его в другом состоянии. Это и есть еще одно важное правило параллельных миров — в них происходят противоположные события.
Возможно ли создание квантового компьютера? Ученые говорят, что нет
При этом количество таких миров может быть больше двух. Ограничено оно только количество вероятных исходов какого-либо события. Но говорить, что события происходят в другой Вселенной, которая просто связана с нашей на квантовом уровне, не приходится. Согласно теории, Вселенная всего одна, а приведенные примеры параллельных миров являются только слоями этой единой Вселенной, которые образуются каждый раз, когда происходит какое-то событие, имеющее несколько разных исходов.
То, что мы не создаем отдельную Вселенную, объясняет, почему мы не можем попасть в параллельные миры. Мы не можем перейти на другой слой. Там есть другие мы, которые принимают противоположные решения и идут своим путем. Для них наш мир параллельный.
Готовы ли вы к посещению параллельных миров? Нет, ведь это не возможно.
В реальности такая теория просто увязывает квантовые понятия о суперпозициях с реальным миром и пытается на основании этого объяснить существование параллельных миров.
Параллельные миры с точки зрения теории струн
В мире существует две основные теории для объяснения всего — общая теория относительности и квантовая теория поля. Первая объясняет взаимодействие в макромире, а вторая — в микромире. Проблема в том, что если представить оба мира в одном масштабе, то есть просто представить наш мир, то обе эти теории противоречат друг другу.
Как только не пытаются визуализировать теорию струн, но получается не очень.
Для того, чтобы объяснить все в мире одной общей теорией, ученые в 1970-годах активно зацепились за теорию струн. Струны были чем-то условным, что должно было объяснить физические характеристики самых мелких частиц и их взаимодействие с другими частицами в любом масштабе, но позже выяснилось, что эта теория работает не всегда и надо искать что-то другое.
Само по себе это не доказывает наличие параллельных миров, но в 1998 году космолог Макс Тегмар выдвинул теорию, которая дает повод задуматься о существовании других Вселенных с другими физическими константами, отличными от наших.
Многие ученые зацепились за эту теорию и предположили, что эти Вселенные и есть наши параллельные миры. Теоретически до них даже можно добраться, особенно, если пройти через черную дыру, которая, по идее, и связывает нашу Вселенную с другими.
В ответ тем, кто опровергает существование других Вселенных, сторонники теории приводят доводы, что наше представление о Вселенных сводится только к тому, что мы видим. То есть к тому пространству вокруг нас, которое соответствует расстоянию, преодолеваемому светом за 13,8 миллиардов лет. Именно столько прошло со времени Большого взрыва и мы видим только те звезды, галактики и миры, свет от которых успел дойти до нас. Возможно, через миллиард другой лет до нас дойдет свет от других Вселенных
Вселенные после Большого взрыва могут существовать как угодно и где угодно.
Отрицать существование других Вселенных в рамках этой теории все равно, что стоять на берегу моря и говорить, что другого берега не существует. Мы же его не видим.
Многие ученые так же утверждают, что эти Вселенные и являются нашими параллельными мирами. Некоторые даже опираются на изменения в реликтовом излучении, утверждая, что изменения его поведения являются следствием столкновения Вселенных, которые как бы плавают в большом океане и периодически сталкиваются друг с другом.
Является ли наш мир единственным
Большая часть ученых сходится во мнении, что считать наш мир единственным, как минимум, глупо. Да и предполагать, что миров существует огромное множество, куда проще, чем утверждать, что он всего один. Если у вас есть четко сформированное мнение по этому поводу, нипиште в нашем Telegram-чате — обсудим.
Тем более, квантовая физика и законы взаимодействия всего в мире постоянно вносят еще большую смуту в рассуждения и споры физиков. Нам же остается только верить или не верить в рассуждения ученых. Нам все равно не дано понять всех тайн мироздания и того, как все устроено. Ученым тоже этого не дано и не будет дано еще очень много лет. Но они посвящают этому жизни и находятся на пару шагов ближе к разгадке, чем мы. Вот только до этой разгадки несколько сотен километров. А до ее понимания и того больше.
10 доказательств существования параллельных миров
1. Многомировая интерпретация
Вопрос об уникальности всего сущего волновал великие умы задолго до авторов фантастических романов. Над ним размышляли древнегреческие философы Демокрит, Эпикур и Метродор Хиосский. Об альтернативных вселенных говорится и в священных текстах индуистов.
Для официальной науки эта мысль родилась только в 1957 году. Американский физик Хью Эверетт создал теорию множественных миров, призванную заполнить пробелы в квантовой механике. В частности, выяснить, почему кванты света ведут себя то как частицы, то как волны.
По Эверетту, каждое событие приводит к расколу и копированию Вселенной. При этом количество «клонов» всегда равно числу возможных исходов. А сумму центрального и новых мирозданий можно изобразить в виде ветвистого дерева.
2. Артефакты неизвестных цивилизаций
Некоторые находки вгоняют в ступор даже самых опытных археологов.
Например, обнаруженный в Лондоне молоток, датированный 500-миллионным годом до нашей эры, то есть периодом, когда на Земле не было даже намека на Homosapiens!
Или вычислительный механизм, позволяющий определять траекторию движения звезд и планет. Бронзовый аналог компьютера был выловлен в 1901 году неподалеку от греческого острова Антикитера. Исследование прибора началось в 1959 году и продолжается до сих пор. В 2000-х удалось вычислить примерный возраст артефакта – I век до н.э.
Пока ничто не указывает на подделку. Остаются три версии: компьютер изобрели представители неведомой древней цивилизации, потеряли путешественники во времени или… подкинули выходцы из иных миров.
3. Жертва телепортации
Загадочная история испанки Лерин Гарсиа началась обычным июльским утром, когда она проснулась в чужой реальности. Но не сразу поняла, что произошло. На дворе по-прежнему стоял 2008 год, Лерин был 41 год, она находилась в тех же городе и доме, где легла спать.
Только вот пижама и постельное белье за ночь кардинально сменили цвет, а шкаф сбежал в другую комнату. На месте не оказалось офиса, где Лерин проработала 20 лет. Вскоре «дома» материализовался бывший жених, отправленный в отставку полгода назад. Куда делся нынешний друг сердца, не смог выяснить даже частный детектив…
Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат. Как и консультация психиатра. Врач объяснил случившееся пережитым стрессом. Диагноз не удовлетворил Лерин и подтолкнул к поиску информации о параллельных мирах. Она так и не смогла вернуться в родное измерение.
Суть дежавю не сводится к знакомому многим смутному ощущению «повтора» и бытовому предвидению. У этого феномена есть антипод – жамевю. Испытавшие его люди неожиданно перестают узнавать привычные места, старых друзей и кадры из просмотренных фильмов. Регулярные жамевю свидетельствуют о психических нарушениях. А единичные и редкие сбои в памяти бывают и у здоровых людей.
Яркой иллюстрацией служит эксперимент английского нейропсихолога Криса Мулена. 92 добровольца должны были успеть за минуту 30 раз написать слово «двери». В итоге 68% испытуемых всерьез усомнились в существовании слова. Сбой в мышлении или мгновенные скачки из реальности в реальность?
5. Корни сновидений
Несмотря на обилие исследовательских методик, причина появления сновидений и поныне остается загадкой. Согласно общепринятому взгляду на сон, мозг всего-навсего обрабатывает накопленную наяву информацию. И переводит ее в картинки – наиболее удобный для спящего разума формат. Разгадка номер два – нервная система посылает уснувшему хаотичные сигналы. Они-то и преобразуются в красочные видения.
По Фрейду, во сне мы получаем доступ к подсознанию. Освобожденное от цензуры сознания, оно спешит поведать нам о вытесненных сексуальных желаниях. Четвертую точку зрения первым высказал Карл Юнг. Увиденное во сне – не фантазия, а специфическое продолжение полноценной жизни. В приснившихся образах Юнг тоже видел шифр. Но не от подавленного либидо, а от коллективного бессознательного.
В середине прошлого века психологи заговорили о возможности управления сном. Появились соответствующие пособия. Самой известной стала трехтомная инструкция американского психофизиолога Стивена Лабержа.
6. Заблудившийся между двух Европ
В 1952 году в токийском аэропорту появился странный пассажир. Судя по визам и таможенным штампам в паспорте, за последние 5 лет он многократно летал в Японию. Но в графе «Страна» значился некий Тауред. Владелец документа уверял, что его родина – европейское государство с тысячелетней историей. «Пришелец» предъявил водительские права и выписки из банков, полученные в той же таинственной стране.
Удивленного не меньше таможенников гражданина Тауреда оставили на ночь в ближайшей гостинице. Приехавшие наутро сотрудники иммиграционной службы его уже не застали. По словам портье, постоялец даже не выходил из номера.
Полиция Токио не нашла ни следа пропавшего Тауреда. Либо он ускользнул через окно на 15-м этаже, либо сумел перенестись обратно.
7. Паранормальная активность
«Ожившая» мебель, шумы непонятного происхождения, зависшие в воздухе призрачные силуэты на фотографиях… Встречи с умершими происходят не только в кино. К примеру, множество мистических происшествий в лондонской подземке.
На закрытой в 1994 году станции «Олдвич» бесстрашные англичане проводят вечеринки, снимают фильмы и периодически видят гуляющую по путям женскую фигуру. На участке метро в районе Британского музея хозяйничает мумия древнеегипетской принцессы. На Ковент-гарден с 1950-х захаживает денди, одетый по моде конца XIXвека и буквально тающий на глазах, когда на него обращают внимание…
Материалисты отмахиваются от сомнительных фактов, считая
контакты с духами галлюцинациями, миражами и откровенной ложью рассказчиков. Тогда почему человечество веками цепляется за сказки о призраках? Быть может, мифическое царство мертвых – одна из альтернативных реальностей?
8. Четвертое и пятое измерения
Видимые глазом длина, высота и ширина уже изучены вдоль и поперек. Чего не скажешь про остальные два измерения, отсутствующие в Эвклидовой (традиционной) геометрии.
Научное сообщество еще не вникло в тонкости открытого Лобачевским и Эйнштейном пространственно-временного континуума. Но уже пошли разговоры про высшее – пятое по счету – измерение, доступное лишь обладателям экстрасенсорных талантов. Открыто оно и для тех, кто расширяет сознание посредством духовных практик.
Если отбросить в сторону догадки писателей-фантастов, о неочевидных координатах Вселенной почти ничего не известно. Предположительно именно оттуда в наше трехмерное пространство приходят сверхъестественные существа.
9. Переосмысление двухщелевого эксперимента
Говард Вайсман убежден, что двойственность природы света – результат соприкосновения параллельных миров. Гипотеза австралийского исследователя связывает многомировую интерпретацию Эверетта с опытом Томаса Юнга.
Отец волновой теории света в 1803 году опубликовал отчет о знаменитом двухщелевом эксперименте. Юнг установил в лаборатории проекционный экран, а перед ним – плотный экран-ширму с двумя параллельными прорезями. Затем на проделанные щели был направлен свет.
Часть излучения повела себя как электромагнитная волна – на заднем экране отразились световые полосы, прошедшие прямиком через прорези. Еще половина светового потока проявилась как скопление элементарных частиц и рассеялась по ширме.
«Каждый из миров ограничен законами классической физики. Значит, без их пересечения квантовые явления были бы попросту невозможны», – уточняет Вайсман.
10. Большой адронный коллайдер
Мультивселенная – не просто теоретическая модель. К такому выводу пришел французский астрофизик Орельен Барро, наблюдая за работой Большого адронного коллайдера. Точнее – за взаимодействием помещенных в него протонов и ионов. Соударение тяжелых частиц давало результаты, несовместимые с обычной физикой.
Барро, как и Вайсман, трактовал данное противоречие как последствие столкновения параллельных миров.