Что такое паранаука определение
Значение слова «паранаука»
По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. „Пара“ (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий „квазинаука“ и „паранаука“ позволяет использовать их как синонимы».
Несмотря на то, что термины «ненаука», «паранаука», «квазинаука», «антинаука», «псевдонаука», «лженаука» и им подобные иногда употребляются взаимозаменяемо, имеются попытки последовательного разграничения этих понятий.
Мартин Манер (Martin Mahner) предложил именовать паранаукой все виды ненаучной деятельности, не являющиеся псевдонаучными.
па̀ранау́ка
1. то, что не является подлинной наукой, но выдаётся за неё ◆ Такого рода информация ― по линии уфологии, тоже весьма развитой паранауки, изучающей НЛО, людей, которых похищали эти самые летающие тарелки, «раскрывающей» заговоры правительственных структур, скрывающих факты о тарелках… Эдуард Геворкян, «С кем контактируем?», 2008 г. // «Наука и религия» (цитата из НКРЯ) ◆ Он [фэншуй] пришёл к нам коммерческим продуктом в виде переводных изданий в начале смутных 90-х, когда спрос на мистику и паранауку возрос фантастически. Борис Руденко, «Фэншуй: засада на простака», 2007 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: помещичий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Паранаука
Паранаука — это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности и сопутствующих науке (см. Наука) идейно-теоретических учений, существующих за её пределами, но связанных с ней определённой общностью проблематики или методологии (см. Методология). Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий (см. Теория), а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Понятие паранауки фиксирует результаты рефлексии о природе науки и её взаимодействии с другими видами познавательной деятельности, тем самым будучи обусловленным стремлением провести демаркационную линию между научным и иными типами знания. В целом, паранаучное знание существует как постоянный контекст развивающегося научного знания в виде протонауки, девиантной науки и псевдонауки (ненаучного знания).
Понятие протонаучного знания обусловлено установкой, согласно которой содержание науки неоднородно и некоторые из её элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. В такой ситуации название паранауки может получить новая и ещё не завоевавшая авторитета теория, которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Её отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Протонаука в данном контексте представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат взаимодействия творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, постепенно исчезая с появлением научных теорий. Характерный пример — судьба натурфилософского знания веков. Наряду с этим, название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям альтернативной или девиантной наук.
Девиантная наука, в отличие от протонаучного знания, представляет собой самостоятельную область теоретического знания, которая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Согласно этой установке идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и духовного освоения мира). В США, например, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Тем самым возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и так далее. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме своеобразных «народных наук» (органическая агрикультура Р. Штейнера, народная медицина, народная педагогика и прочие). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку или даже заменять её при определённых обстоятельствах. Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники. Вместе с тем, превознесение результатов «народной науки» приводит к её деградации (например, противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). Причём, в последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. Основаниями для отнесения тех или иных учений к паранаукам могут также служить разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями «отклоняющегося» знания и ортодоксально настроенным научным большинством. Таким образом, статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (например, парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (например, гелиобиология А. Л. Чижевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва). В тоталитарном обществе девиантная (с точки зрения доминирующей идеологии) наука становится запрещённым занятием, её сторонники подвергаются преследованиям и репрессиям (например, генетика в 1940–1950-х и социология в годах в СССР).
Псевдонаучное знание, в отличие от протонауки и девиантной науки, представляет собой попытку «расширения» сферы научного поиска путём построения теории на вненаучных основаниях. Претензии на преодоление ограниченности актуального научного знания связываются в рамках псевдонауки с обращением к дорациональным архаико-мифологическим структурам миропонимания. Псевдонауки, как правило, отличаются высокой степенью авторитарности и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, неразвитостью и многозначностью понятийного аппарата, отказом от рациональной аргументации в пользу веры. При этом для псевдонаучного знания характерна тенденция к концептуальной экспансии, стремление распространить собственные мировоззренческие парадигмы на прочие сферы знания с целью преодоления их «одномерности». В то же время псевдонаука, фиксируя внимание на реальной неполноте научного знания и ограниченности его методов, в то же время не способна представить ему собственную позитивную программу. Широко распространённым видом псевдонаук являются «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует своё теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное и постулирующее существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или значительно преувеличивающие роль определённых природных закономерностей, а также выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя всё это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать её оптимальному развёртыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают учёные степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий.
Паранаучное знание в целом во всех его формах выполняет по отношению к науке конструктивно-критическую функцию, выявляя недостаточность существующего аргументирования, несовершенство теоретических моделей и относительность критериев научности. Взаимодействие науки и паранауки существенно обогащает понятийный и концептуальный фонд научного поиска, способствует появлению новых областей знания, определяя одновременно тенденции девиантных познавательных стратегий.
Что такое паранаука
Наука и паранаука
В представлении людей, далеких от научных исследований, наука является стройной, незыблемой, логичной и универсальной системой знаний, которые со временем пополняются, но почти не изменяются и не противоречат друг другу. На самом деле, научный мир далек от этого идеала: он представлен множеством различных теорий, которые могут иметь ошибочные представления, неточности, алогизмы и противоположные концепции. Наука постоянно изменяется, одни понятия сменяются другими, одни теории оказываются ложными, другие, почти невероятные, претендуют на звание единственно верных.
Главная особенность науки состоит в том, что она систематизирует и изучает действительность с помощью объективных методов: сбора фактов, анализа, синтеза и обобщения, прогнозирования. Эти же методы применяет и паранаука, но она направлена на более специфические предметы, которые отклоняются от научных стандартов, но выработанные в результате теории могут быть как ложными, так и истинными. Сегодня чаще всего паранаукой называют те виды деятельности, которые не подходят под определение «псевдонауки», но не могут, по крайней мере, пока, считаться научными.
Это идеи, которые не имеют поддержки среди ученых и существуют как альтернативные взгляды на реальность.
Виды паранауки
Паранаучные знания могут переходить в разряд научных, такое не раз случалось за всю историю человечества. Так, теория дрейфа материков, выработанная немецким геофизиком Вегенером, воспринималась как невероятное предположение, вышедшее за рамки «нормальной» науки, но сегодня она считается единственно верной. Поэтому паранаукой часто называют вполне научные теории, которые еще не завоевали авторитет среди ученых и не получили полного подтверждения.
Одним из видов паранауки является комплекс древних учений, которые сегодня не могут считаться научными: астрология, старинная народная медицина, алхимия, гадания, нумерология, некромантия, демонология, хиромантия.
Паранаукой также часто называют дисциплины, относящиеся к так называемой «народной науке». Они не могут в полной мере считаться научными, так как носят прикладной, дидактический характер, но учат полезным, реальным умениям и навыкам.
Также этот термин относится к современным методам изучения паранормальных явлений: тайных силах и явлениях, проявляющихся в необъяснимых ситуациях. Паранаука, к примеру, занимается парапсихологией, которая включает в себя такие понятия, как телепатия, ясновидение, психокинез. Уфология – тоже одна из паранаучных дисциплин.
Что такое паранаука определение
ПАРАНАУКА
ПАРАНАУКА (греч. παρά – везде, около, вне) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.
Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.
Во-первых, в понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э.Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л.Чижевского), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т.Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» наук.
Во-вторых, понятие паранауки фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р.Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Вместе с тем превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).
В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO – английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.
Самостоятельный тип паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное, и выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать ее оптимальному развертыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.
Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко бывают связаны со всякого рода оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом и т.п. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию.
Значение паранауки не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде – естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов.
1. Волькенштейн М.В. О феномене псевдонауки. – «Природа», 1983, № 11;
2. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990;
3. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990;
4. Мигдал А. Поиски истины. М., 1983;
5. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989;
6. Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982;
7. Radner D., RadnerM. Science and Unreason. Belmont, 1982;
8. Velikovsky I. Worlds in Collision. L., 1950.
ПАРАНАУКА
Смотреть что такое «ПАРАНАУКА» в других словарях:
ПАРАНАУКА — (от греч. para около, возле, при) термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии. Понятие «П.»… … Философская энциклопедия
паранаука — сущ., кол во синонимов: 8 • альтернативная наука (7) • антинаука (6) • девиант … Словарь синонимов
паранаука — ПАРАНАУКА (от греч. рага здесь: «около», «возле», «при», «вне») термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Паранаука — (др. греч. παρα около), квазинаука[1] группа концепций и учений идейно гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в… … Википедия
паранаука — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
паранаука — паранау/ка, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.
АНГЕЛОЛОГИЯ — паранаука об ангелах и ангельских чинах («ангел» от греч. «вестник»). Культ ангелов являлся верой в духов, ассимилированной к иудейскому, христианскому и исламскому монотеизму. Ангельская иерархия, установленная в трактате Псевдо Дионисия… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ДЕМОНОЛОГИЯ — паранаука о демонах, символизирующих различные человеческие пороки. Демонология являлась важнейшим компонентом средневекового христианского мировосприятия и историософии. Исследованию демонологической проблематики посвящали свои сочинения… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Псевдонаука — (от греч. ψευδής «ложный» + наука; синоним лженаука, близкие по значению термины: паранаука, квазинаука[1], альтернативная наука, неакадемическая наука) деятельность[2] или учение[2], осознанно или неосознанно имитирующие науку … Википедия
Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия