Что такое паразиты кратко 6 класс биология
ПАРАЗИТЫ
Смотреть что такое «ПАРАЗИТЫ» в других словарях:
ПАРАЗИТЫ — (греч.). Растения или животные, не только живущие на других организмах, но и питающиеся ими, напр. орхидеи паразиты некоторых деревьев. Люди, кормящиеся при чужом столе; блюдолизы, прихлебатели. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАЗИТЫ — ПАРАЗИТЫ, организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма (ХОЗЯИНА), извлекая из него питательные вещества. Это может причинить вред хозяину. Паразиты встречаются у многих видов растений и практически у всех видов животных. Паразит … Научно-технический энциклопедический словарь
ПАРАЗИТЫ — (от греч. para около и siton пища), существа, питающиеся за счет живых организмов растительного или животного мира и временно или постоянно пребывающие на них или в них; П. питаются соками, тканями тела или пищей, находящейся в пищеварительном… … Большая медицинская энциклопедия
ПАРАЗИТЫ — (от греч. parasitos нахлебник тунеядец), организмы, питающиеся за счет других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Паразитов разделяют на облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных), временных… … Большой Энциклопедический словарь
Паразиты — организмы, существующие в наиболее тесной трофической связи с организмами других видов, постоянно обитают на них или в них, питаются их соками и тканями. Паразитами являются многие виды бактерий, грибов, высших растений, низших и высших животных… … Экологический словарь
Паразиты — (от греческого parasitos нахлебник, тунеядец), организмы, живущие или питающиеся за счет других организмов (называются хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Некоторые паразиты живут на теле хозяина (например, вши, блохи), другие внутри… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Паразиты — см. Насекомые см. Казни египетские … Библейская энциклопедия Брокгауза
Паразиты — Паразитизм (от др. греч. παράσιτος «нахлебник») один из видов сосуществования организмов. Это явление, при котором два и более организма, не связанные между собой филогенетически, генетически разнородны, сосуществуют в течение продолжительного… … Википедия
паразиты — (от греч. parásitos нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счёт других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Паразитов разделяют на облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных), временных… … Энциклопедический словарь
Паразиты — Если Вам снится, что Вас беспокоят паразиты (не имеет значения какие), то в Вашем ближайшем будущем будут господствовать разрушительные начала. Если же Вы видите, что паразиты одолевают кого то другого – значит. Вы будете раздосадованы… … Сонник Миллера
Что в биологическом смысле значит паразит?
Паразит – это организм, который живет за счет своего хозяина. Может поражать растения, животных, человека. Паразиты никак не связаны генетически со своим хозяином, но существенно осложняют жизнь. Деятельность организма осуществляется за счёт тела других организмов. Попадая в организм человека, паразиты длительное время не дают о себе знать. Таким образом, они защищают себя от воздействия медикаментозных средств. Это позволяет длительное время расти и размножаться. Рассмотрим подробнее, кто такие паразиты, классификацию видов.
Классификация
Медики выделяют несколько групп паразитов, в зависимости от места их локализации:
В зависимости от длительности контакта с телом хозяина различают несколько видов паразитов: временный и постоянный. Постоянный вид подразделяют на две подстадии:
Если рассмотреть паразитов в биологическом смысле, стоит отметить, что вред для жизни человека могут нанести не более 12 видов. Поэтому медики ставят важную задачу: своевременно диагностировать наличие паразита в организме, прибегнуть к терапии.
Вирусы
Вирусы или внутриклеточные организмы белковой структуры. Представители этой группы воспроизводятся самостоятельно, относятся к облигатному виду. По классификации можно разделить на несколько групп:
Каждый вирус полностью приспособлен к клеткам организма. При отсутствии помощи со стороны медиков этот класс вызывает серьезные последствия, которые не только вредят здоровью, но и могут привести к смерти.
Пациент должен самостоятельно следить за своим здоровьем. При слабой иммунной защите организма заразиться вирусной инфекцией просто. А лечению вирус поддается сложно.
Бактерия
Бактерии или внутриклеточные паразиты – примитивный представитель, который имеют небольшое сходство с вирусами. У человека вызывает пятнистую лихорадку, энцефалиты и другие заболевания. Заражаются бактериальной инфекцией люди через укусы насекомых. К опасным видам, которые угрожают жизни медики относят:
При отсутствии медикаментозной помощи при лечении бактериальных инфекций развивается пневмония, эндокардит, менингит и другие серьезные последствия со здоровьем.
Грибки
Основными источниками бактериальных и грибковых инфекций считаются сами люди, грязные продукты питания почва.
Простейшие
Простейшие – это одноклеточные паразиты, которые идут наряду с вирусами и бактериями. Медики выделяют несколько видов:
Простейшие вызывают протозоозные болезни. Причем поражают все ткани и органы человека.
Многоклеточные
К многоклеточным паразитам относятся группы паукообразных, насекомых и червей. Гельминты поселяются в организме человека, вызывая механические повреждения тканей и органов, отравляют организм продуктами распада. Медики классифицируют гельминтов на несколько групп:
Паразиты группы сосальщиков — это организмы, питающиеся кровью и тканями человека. Ленточные черви употребляют для роста и развития остатки продуктов питания человека.
Членистоногие
Членистоногие – это отряд насекомых, группы эктопаразитов. К виду относят блох, клопов кровососущих или временных паразитов, которые не живут на хозяине. Постоянным представителем членистоногих является чесоточный клещ. Самец и самка спариваются на коже человека, затем в слой эпидермиса откладывают яйца, что вызывает нестерпимый зуд.
Членостоногие, бактерии, вирусы, простейшие, гельминты паразитируют на теле человека, вызывая проблемы со здоровьем. Соблюдение правил личной гигиены, хорошая термическая обработка продуктов и профилактическая сдача анализов позволяет снизить риск распространения паразитов.
Симптомы
На начальной стадии заражения никаких ярко выраженных симптомов пациент не ощущает. Спустя некоторое время, когда организмы вовсю растут и развиваются, появляется первая симптоматика. К общим симптомам можно отнести:
При появлении симптомов, которые указывают на паразитов, надо срочно попасть в медицинское учреждение для постановки диагноза. После уточнения диагноза и выявления класса паразитирующего организма, врач назначает схему терапии.
Паразиты растут в организме растений, животных и человека, они питаются за счет своего хозяина. Если больной игнорирует клинической картиной, могут развиться серьезные осложнения, вплоть до смерти человека. Люди должны кинуть силы на укрепление иммунной системы, так как иммунитет помогает бороться с патогенными микроорганизмами.
Данное видео рассказывает про паразитов:
МБОУ «Борисовская СОШ №1
имени Героя Советского
Цели урока: предоставить возможность учащимся усовершенствовать свои знания по теме: “Организмы-паразиты”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.
Задачи урока: раскрыть особенности питания организмов – паразитов; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками, развивать умение делать выводы; воспитывать умение работать в парах (коммуникативная культура общения), воспитывать культуру общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности.
Предварительная работа: двум учащимся дать задания: приготовить сообщения о грибе-паразите (трутовик) и о растении-паразите (омела-белая).
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Подведение к теме и целям урока.
Для этого учащимся задаются следующие загадки:
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)
Все эти загадки объединяет один процесс, какой?
Учащимся задаются вопросы:
Что значит питание?
Какие два типа питания свойственны растениям?
Какой главный орган при почвенном питании?
Какой главный орган при воздушном питании?
Что такое фотосинтез?
На какие группы делятся организмы по способу питания?
Какие организмы называют симбионтами?
Используя модель – аппликацию выйти и составить цепь питания.
(Несколько учащихся выходят и составляют цепь питания)
К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.
(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)
Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только кушать очень хочется! Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! Мы – самые дружелюбные. Мы любим, жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!
На предыдущих уроке было изучено питание растений и особенности питания животных организмов. А сегодня мы поговорим о самых загадочных организмах на Земле о паразитах. Сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее: “Организмы-паразиты”.
Постановка целей урока для учащихся:
– Мы должны узнать, как питаются паразиты и каково их многообразие;
– Выяснить, какие приспособления имеют организмы для паразитического образа жизни;
– Выяснить, какой вред наносят паразиты другим организмам.
3. Изучение нового материала:
Мы с вами должны выяснить какие организмы считаются паразитами и что такое паразитизм. Для этого поработаем со справочным материалом, в нём собраны определения паразитов из нескольких энциклопедий и словарей, вы должны прочитать эти определения и выписать наиболее подходящее на ваш взгляд, вы работаете в паре. (У учащихся на партах лежат распечатки из энциклопедий).
А что же такое паразитизм? (Ответы детей) В этих отношениях, какой организм считается «хозяином»?
Паразитизм известен на всех уровнях организации живого, начиная с бактерий и кончая высшими растениями и многоклеточными животными; внутриклеточными паразитами являются вирусы.
Паразитов можно разделить на несколько групп. На какие вы узнаете, поработав с дополнительными источниками информации и заполнив схемы. (Дополнительная информация у учащихся на партах)
Учащиеся работают в паре и заполняют схемы.
Проверка выполненного задания.
С паразитами — крошечными организмами, использующими своих хозяев в качестве источника пищи — вынуждены мириться едва ли не все живые существа. Одни паразиты живут на поверхности тела животных, другие — в их внутренних органах, где чувствуют себя как дома.
Ребята, на какие царства учёные делят всех живые организмы? Как вы думаете во всех ли царствах есть организмы которых можно отнести к паразитам? А какие приспособления у этих организмов должны быть для паразитизма? (Ответы детей)
Вы многое ещё не знаете по этой теме. А чтобы расширить ваши знания мы поработаем с дополнительной информацией и заполним таблицу.
Приспособления к паразитизму
Вред, наносимый природе
Учащиеся работают с дополнительной информацией и заполняют таблицу.
Выступление учащихся по очереди.
Рассказ учащихся сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.
Демонстрация: яблоко с пятнами парши.
Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай.
Мучнистая роса поражает злаки, овощные и ягодные культуры (смородину, землянику, крыжовник), ухудшает вкус плодов. Парша растений (есть и парша животных) снижает вкусовые качества, ухудшает внешний вид плодов. Фитофтора поражает клубни картофеля (особенно при хранении), стебли и плоды томатов. Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.
Рассказ учащегося с показом макета гриба:
Через несколько лет после заражения грибницей трутовика на коре дерева появляются плодовые тела. Они имеют форму конского копыта и обычно бывают очень твёрдыми. Часто эти плодовые тела располагаются друг над другом и образуют на стволах деревьев своеобразные «полочки». Эти «наросты» на деревьях являются многолетними и увеличиваются из года в год.
Деревья, которые поражены грибами-трутовиками, становятся хрупкими. Их легко валит на землю сильный ветер, они подвержены бурелому. В их стволах образуются дупла. Срок жизни таких деревьев сильно сокращается. Заражённые деревья, в конце концов, неизбежно погибают. Остановить рост грибницы невозможно, но можно предупредить заражение дерева трутовиками. Для этого следует лишь охранять деревья от поломок ветвей и повреждений коры. Плодовые тела, которые выросли на стволе дерева, следует сбивать и сжигать.
Какой можно сделать вывод о грибах-паразитах? (Учащиеся делают вывод)
ПОВИЛИКА – дала название семейству повиликовых. Лишена корней, а имеет только длинный стебель и листья-чешуйки. Уже само ее название говорит, что она обвивает растение-хозяина. Повилик много видов, и паразитируют они на различных растениях, преимущественно травянистых: как дикорастущих, так и культурных. Особенно страдают от повилики клевер, люцерна, лен и хмель. Весной проросток повилики нижним концом закрепляется в почву, а верхний, делая круговые движения над поверхностью земли, находит подходящее растение и обвивается вокруг него. На жертве этот паразит закрепляется присосками-гаусториями, быстро отрастающими от стебля. Проникая глубоко в ткани растения-хозяина гаустории начинают высасывать питательные вещества. Первоначальный корень быстро отмирает за ненадобностью. У повилики нет ни корней, ни зеленых листьев. На ее побегах развиваются лишь собранные в клубочки многочисленные бледно-розовые цветки. Повилики наносят большой вред сельскому хозяйству, с ними ведут упорную борьбу. Например, заражённое повиликой сено плохо высыхает, нередко плесневеет. Разорвав её на две части добиться её уничтожения нельзя. Вместо одного растения появляются два. Поэтому для борьбы с ней нельзя просто прополоть огород. Так, семена культурных растений, предназначенные для посева, очищают от семян повилики, протравливая их химическими веществами. Широко известно другое растение-паразит — ЗАРАЗИХА. Заразиху можно увидеть в посевах подсолнечника, табака, клевера и огородных культур. Ее легко отличить по бледно-бурой окраске стебля и чешуйчатых листьев. Эти листья никогда не бывают зелеными: в них нет хлорофилла. На верхней части стебля сидят многочисленные довольно крупные цветки, чаще всего голубовато-лиловые. Значительная часть тела растения-паразита находится в почве. Своим расширенным основанием стебель заразихи прирастает к корням растения-хозяина. Заразиха больше похожа на гриб, чем на цветковое растение. Вреда от неё даже больше, чем от повилики, так как заразиха не только пьет из растений соки, но и отравляет их своими соками. Она поражает томаты, подсолнечник, капусту, клевер и некоторые другие культуры. Бороться с ней очень трудно. Самый верный способ — выводить устойчивые против заразихи сорта культурных растений.
В лесах наших широт нередко встречается растение-паразит ПЕТРОВ КРЕСТ. Оно развивается так же, как заразиха, и паразитирует на корнях широколиственных деревьев — липы, ясеня, орешника. Но увидеть его можно только ранней весной, когда оно на короткий срок показывается из-под земли. На поверхность земли выходит невысокий розово-белый стебель с односторонней кистью малиново-красных цветков. Стебель вскоре отмирает, но растение-паразит продолжает жить под землей в виде многолетнего мясистого чешуйчатого корневища, вес которого достигает 5 кг.
В Индонезии, в дремучих джунглях острова Суматра, можно встретить растения с гигантскими цветками, достигающими почти метра в поперечнике. Вес одного цветка около 6 кг. Он похож окраской на сырое мясо и распространяет запах гнили. Над цветком вьются мухи, привлеченные его «ароматом». Они помогают растению в перекрестном опылении. Называется необычное растение раффлезией Арнольди. Его цветки — самые крупные из всех известных в мире. Короткая толстая цветоножка раффлезии сидит непосредственно на корнях лианы. Толстые корни лианы тянутся по поверхности почвы. На них кроме распустившихся цветков видны и многочисленные бутоны. Легко принять эти цветки за цветки самой лианы. Но ведь цветки никогда не возникают на корнях. Где же тогда тело растения, которому принадлежит цветок? Где его побеги с листьями, где корни? Их нет. Раффлезия — растение-паразит. Оно кормится за счет лиан тропического леса. Но существуют и растения – полупаразиты. Это растения которые имеют зелёный цвет и для них свойственен процесс фотосинтеза, но они живут за счёт других растений. Об одном из таких растений расскажет ученик.
Рассказ учащегося: Омелы естественно произрастают в Европе, Азии, Африке и Австралии. Самый распространенный вид в западной и южной Европе – омела белая, растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору «хозяина». Это растение достигает иногда сорокалетнего возраста. Куст омелы, поселившейся на ветвях дерева, напоминает гнездо крупной птицы. В окрестностях Борисовки это растение встречается очень часто. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных кронах. В нашей полосе омела цветет в конце зимы, а ягоды могут держаться на растении больше года. Ягоды похожи на ягоды белой смородины. Их охотно поедают птицы, особенно дрозды. Мякоть ягоды слизистая и клейкая. Поэтому птице после еды приходится очищать клюв, обтирая его о ветки деревьев. Так остатки ягод прилипают к веткам, и там их семена начитают прорастать.
С омелой связаны верования древних кельтов. Они почитали омелу как священное растение, дающее жизнь другим растениям. Неудивительно, что именно омела считалась священным растением, так как она выбирает самые здоровые, большие растения, например дубы. Не только народ кельтов, но и многие другие народы почитали дуб, как священное дерево – дерево жизни, а с ним и омелу. Срезанные ветви омелы говорили о начале весны, когда все растения «оживают».
Мы рассмотрели с вами некоторых представителей растительных паразитов, какой можно сделать вывод? (Учащиеся делают вывод о растениях-паразитах)
У паразитических простейших очень несложное строение, но у некоторых из них сложный цикл развития. Таков, например, малярийный плазмодий — возбудитель тяжелой болезни.
Среди насекомых и клещей есть паразиты — переносчики опасных заразных заболеваний. Вошь, укусив сначала больного сыпным тифом, а потом здорового человека, передает здоровому сыпной тиф. Вошь может служить переносчиком возвратного тифа. Некоторые виды блох переносят чуму. Есть виды клещей, которые могут быть возбудителями накожных заболеваний, например чесотки. Другие виды клещей сами не являются возбудителями заразных болезней, но могут переносить возбудителей возвратного тифа, воспаления мозга человека (энцефалита) и некоторых заболеваний животных, например бруцеллеза. Потому так необходима борьба с насекомыми и клещами — возбудителями и переносчиками заразных, иногда смертельных болезней. Гельминты, или глисты, — это паразитические черви, которые поселяются в организме человека и различных животных. Есть также гельминты — паразиты растений. Развитие гельминтов протекает различно. Одни виды паразитируют и в личиночной и во взрослой стадии в одном хозяине. Таковы аскариды, острицы, цепни карликовые и некоторые другие. Другие гельминты меняют хозяев. Сейчас мы просмотрим электронный учебник и выясним зачем же паразиты меняют своих хозяев?
(Просмотр электронного учебника «Цикл развития печёночного сосальщика»)
Так зачем паразитам менять своих хозяев? Ответы детей
В личиночной стадии они живут в одном хозяине, а во взрослой — в другом.
Мы посмотрели на примере печёночного сосальщика, но так происходит и развитие бычьего и свиного цепней, которые во взрослом состоянии достигают 6—8 м в длину и живут в кишечнике человека, а в личиночном — в мышцах крупного рогатого скота (бычий цепень) и свиньи (свиной цепень) в виде небольших (около 4—5 мм) беловатых пузырьков. Наиболее часто гельминты живут в кишечнике, но бывают такие формы, которые паразитируют в печени, сердце, мышцах, глазах, крови, почках, мозгу и в других органах и тканях человека и животных. Чтобы удержаться в кишечнике, гельминты вооружены специальными приспособлениями. У одних видов есть присоски, у других — маленькие плоские крючочки, у третьих — своеобразные зубы.
Гельминты вредят здоровью человека и животных. Поселяясь в организме хозяина, они питаются за его счет. При этом одни питаются кровью и тканевыми соками, а другие, живущие в кишечнике, частично поглощают питательные вещества, необходимые для питания организма хозяина. Но этим далеко не ограничивается вред от паразитических червей. В процессе жизнедеятельности гельминты выделяют ядовитые вещества, которые всасываются в кровь хозяина и отрицательно действуют на его нервную систему, кроветворные и другие органы. Наиболее часто гельминты вызывают нарушение аппетита, тошноту, боли в животе, головные боли, головокружение, общую слабость. Как можно обезопасить себя от заражения животными – паразитами? Ответы детей
Какой можно сделать вывод о животных паразитах? Ответы детей.
А какой общий вывод об организмах паразитах? Ответы детей.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина).
Сравните паразитизм и хищничество? Ответы детей.
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания.
4.Закрепление изученного материала:
1. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо можно заразиться.
Б) человеческой аскаридой
2. Травинки с сырых лугов нельзя брать в рот, так как на них могут быть.
А) личинки печеночного сосальщика
Б) финны бычьего цепня
3. Наиболее сложное строение имеют свободноживущие черви, такие как.
Б) человеческая аскарида
В) печеночный сосальщик
4. Заражение человека бычьим цепнем может произойти через:
Б) плохо прожаренное мясо;
5. Приспособленность паразитических червей к образу жизни в большей степени проявляется:
Б) в разнообразии среды обитания
В) в дегенерации некоторых систем органов
6. Промежуточный хозяин в цикле развития печёночного сосальщика
А) человек В) корова
Б) свинья Г) моллюск
7. Какие признаки характерны для среды обитания червей-паразитов, обитающих в организме
А) обилие легкоусвояемой пищи Г) ограниченность пищевых ресурсов
Б) постоянство температуры Д) резкие колебания водно-солевого обмена
В) отсутствие естественных врагов Е) высокий процент содержания кислорода
5. «Рефлексивный экран»
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я приобрёл… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило…
Всем: страницы 68-69 читать, учить в тетради,
Любознательным: составить кроссворд по теме «Организмы-паразиты».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ