Что такое парковочный коэффициент
JLL: Ставки на машино-места VS ставки на аренду офиса
Аналитики компании изучили ставки аренды парковочных мест в бизнес-центрах двух столиц и обнаружили, что в среднем комфорт автомобиля оценивается чуть ниже комфорта его хозяина, а в некоторых проектах ставки на машино-места и вовсе выше офисных.
По данным JLL, максимальные арендные ставки на парковочные места в бизнес-центрах в центре Москвы достигают 42 тыс. рублей в месяц, а в Санкт-Петербурге в два раза ниже – 24 тыс. рублей. В топ-10 бизнес-центров с самыми высокими ставками на парковку обеих столиц попадает поровну зданий класса А и класса В+. В Москве самый дорогой паркинг в БЦ «Берлинский Дом», «Женевский Дом» и «Никольская Плаза», а в Петербурге в офисных зданиях на Невском проспекте и прилегающих улицах.
Как в Москве, так и в Петербурге отмечается зависимость стоимости аренды парковочного места от арендной ставки на офисы. Для открытой наземной охраняемой парковки это прослеживается более наглядно, чем для подземного паркинга.
Несмотря на большой разброс, средняя ставка аренды одного машино-места в месяц на наземной парковке в бизнес-центрах Москвы для класса А составляет 13,2 тыс. руб., для класса В+ – 10,2 тыс. руб. В Санкт-Петербурге – 8,2 тыс. руб. для класса А и 5,6 тыс. руб. для класса В.
Согласно классификациям рынка офисной недвижимости Москвы и Петербурга, разработанными Research Forum, наличие организованной охраняемой парковки является необходимым условием для современных качественных офисных зданий класса В+. Для класса А обязательное требование – подземная или крытая многоуровневая наземная парковка, а также наличие гостевого паркинга. Всего 39% бизнес-центров в Москве и 50% Петербурге соответствуют требованиям по количеству машино-мест.
Наличие парковки в офисных центрах существенно увеличивает его привлекательность в глазах потенциального арендатора. Для новых объектов оптимальный парковочный индекс является конкурентным преимуществом и уменьшает сроки заполнения здания арендаторами. При выборе между схожими по другим характеристикам объектам, возможность предоставления большого количества парковочных мест, а также включение в аренную ставку нескольких бесплатных, может склонить чашу весов потенциального арендатора в пользу данного объекта.
Организация парковки
С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Как шутят сами владивостокцы, на семью приходится два с половиной автомобиля: два личных присутствуют всегда, а третий – то есть, то нет, его берут для продажи, поэтому получается половинка. Перегруженные транспортные пути и развязки, часовые «пробки» и плотно заставленные машинами тротуары и даже газоны во дворах становятся привычным явлением. Остро стоит проблема не только в Москве и Питере, но и других крупных городах, особенно имеющих радиальную планировку. Сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Но даже если автовладельцы привыкли «впихивать» любимого коня в свободный закуток около офиса или дома и научились при этом не возмущаться (или хотя бы возмущаться не каждый день), перед магазином они хотели бы видеть удобную парковку. Магазин – это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. «Нет парковки – нет торговли» – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что «ни у кого в нашем городе нет», или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.
Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин, оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве – еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного – можно тогда посмотреть на витрины магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры – создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, «никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение».
Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку, это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, – все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.
Нормативы и расчетные показатели
Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 – «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы»). Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:
Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 м2. Требуемое количество парковочных мест – 140. В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазина. Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.
В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте. Такая работа включает подбор ассортимента (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии. Первый – это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили. Второй – более демократичный образ магазина, не пугающий «безлошадных» посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов, занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг «Пермь» в Перми, «ЦУМ» в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов.
В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показатель парковочного индекса.
Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам. Значение этого показателя зависит:
В Канаде для районного торгового центра приемлемым считается индекс 3,9, для межрегионального – 5,5. Таким образом мы видим, что чем крупнее торговый объект, тем большее количество машиномест должно приходиться на 1000 квадратных метров. Вспомним классическую формулу Рейли – большой размер торговой площади притягивает покупателей с большей территории, и они могут проделать далекий путь, чтобы попасть в магазин или торговый центp.
Определив необходимое количество мест, рассчитаем, какая площадь требуется для парковки. Для стоянки одного легкового автомобиля требуется площадь:
Дальше принимаем решение о том, где будет располагаться парковка:
Место расположения парковки
Парковка может находиться на земле, под землей, на крыше здания или примыкать к зданию (многоуровневая парковка). Очевидно, что наземная парковка более удобна для посетителей и дешевле обходится владельцу. Имеет значение ее форма и конфигурация. Когда определяются постановка здания на участке и место парковки, мы должны принимать во внимание следующее:
Получается, что наилучший вариант – парковка прямоугольной формы, расположенная перед зданием. Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка, она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решение – отдельные кусочки парковки, расположенные в разных местах. Английский специалист по торговой архитектуре Надин Беддингтон советует размещать парковку таким образом, чтобы расстояние от самых удаленных мест до основных магазинов не превышало 200 м.
Важно отметить, что в темное время суток особое внимание должно быть уделено освещению периметра наземной парковки, ее удаленных участков и «карманов». Минимальная освещенность на открытой парковке не должна быть ниже 50 ЛК (люкс).
Отношение к подземным парковкам у ряда посетителей отрицательное. Встречали пару мест, где откровенно страшно – с потолка капает, сыро, темно, не дай Бог, по голове дадут и отберут покупки вместе с ключами от машины. Основные же опасения посетителей связаны с риском повреждения автомобилей. Даже если подземная парковка комфортная, как, например, в гипермаркете «Южный» в Тюмени, посетители заезжают туда, только убедившись, что на земле нет ни одного места. Но, конечно, в центре города, где ограничено пространство, подземная парковка – обоснованное решение.
Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена. К парковке на крыше посетители относятся более спокойно, поскольку пространства там достаточно, и нет колонн, как под землей. Однако, основное препятствие к въезду наверх может представлять слишком большой уклон рампы и маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Продольные и поперечные уклоны рамп в МГСН не нормируются, они должны приниматься в проекте «согласно технологическим требованиям». В зарубежной практике применяются следующие значения уклона рамп:
Организация движения на парковке
Как вход в магазин и переходы на другие этажи, въезд на парковку посетитель должен находить легко. Сообщать посетителям о том, куда и когда повернуть, чтобы заехать на парковку, нужно заблаговременно. На указателе должна присутствовать стрелка и расстояние до поворота. Особенно актуальны четкие указатели для тех магазинов, у которых парковка располагается не перед зданием.
В крупных торговых комплексах важно сразу разделить потоки автомобилей и места их стоянки. Выделяются четыре основных машино-потока:
Когда движение внутри парковки не упорядочено знаками, это неизбежно приведет к возникновению пробок и недовольству посетителей. На парковке больших магазинов неуютно чувствовать себя могут покупатели с тележками. Поэтому места пешеходных переходов должны быть хорошо и ярко размечены и с двух сторон обрамлены валиками, тоже ярко раскрашенными и со светоотражателями.
Более удобное расположение въезда и выезда – по разным концам парковки, чтобы потоки въезжающих и выезжающих автомобилей не мешали друг другу. В специализированных магазинах должно быть предусмотрено специальное место для загрузки крупногабаритных товаров (мебели, строительных и отделочных материалов, крупной бытовой техники) в машины покупателей. Даже если магазин оказывает услуги по доставке. Покупатель может возжелать немедленно забрать клей для плитки, если дома простаивают мастера, или кресло-качалку для любимой тещи, если она томится на даче. Подъезжая к месту загрузки, покупатель тоже не должен двигаться против потока. С целью предотвращения воровства такое место должно быть отделено от места разгрузки товаров, поступающих в магазин.
Расстановка автомобилей на парковке
Размеры места для парковки одного автомобиля принимаются в зависимости от ширины проездов и способа расстановки (см. Рис. 2). При узких проездах увеличивается ширина машиноместа, чтобы была реальная возможность на него заехать. Говоря о размерах парковочных мест, не можем не вспомнить недобрым словом советские нормативы. Например, подземный гараж нашего родного дома был запроектирован в конце 60-х, и ширина машиноместа там – 2,1 м. А москвичи, в отличие от жителей Рима, пока любят большие автомобили…
При расстановке под углом 45 или 60 градусов возрастает удобство и быстрота въезда/выезда, не создаются пробки. Когда парковка организована в виде полосы перед магазином на улице, поперечная расстановка может быть даже опасной и для отъезжающих автомобилей, и для проходящего транспорта, двигающегося с высокой скоростью. Но емкость парковки под углом 90 градусов, естественно, больше. В таблице на рисунке 3 показаны расчетные показатели стоянки вдоль линии тротуара, и мы можем увидеть, что при расстановке под углом 45 градусов площадь, необходимая для автомобиля, почти в 1,5 раза больше по сравнению с поперечной расстановкой, а количество машин, умещающихся на 100-метровой полосе – почти на 30% меньше.
Особенности посещения магазина определяют способ расстановки. Расстановка под углом 45 или 60 градусов выбирается для магазина или торгового центра, если:
Если же в магазин приезжают целенаправленно и надолго, более эффективной будет расстановка под углом 90 градусов.
Система навигации на парковке
Указатели направлений, мест входа и выхода должны хорошо читаться и быть заметными с расстояния, поэтому на таких указателях не желательно применять более двух основных цветов.
УНИКАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПАРКОВКИ
ВВЕДЕНИЕ
Недочёты высотного строительства объединены с проблемами транспортно-градостроительного характера, которые возникают после возведения высотного здания, например, в центральной части города. При существующей достаточно высокой плотности застройки в центре сооружения высотки возникает транспортный кризис не только в районе, где ее сооружают, но и в близкорасположенных улицах. Например, в Париже, была осуществлена специальная программа по удалению офисных зданий из центра города на периферию. В результате чего люди перестали стремиться в центр в рабочие часы, и это ощутимо облегчило транспортное наполнение. Специалисты вычислили, что в застроенных высотками мегаполисах, например в Токио, где зданий, превышающих стометровую отметку более четырех тысяч, человек за всю жизнь тратит два года на отыскание парковочного места.
Крупные офисные здания являются основными объектами притяжения автомобилей, как правило, это высотные здания и небоскрёбы. Помимо офисного комплекса, в небоскребах зачастую располагаются жилые апартаменты, отель, рестораны, магазины, музеи, театр, пространство для выставки, что является развлекательным центром и предполагает большое скопление людей и их личного транспортного средства. Как обслуживание небоскребов решает проблему организации парковочных мест, какие существуют основные виды парковок и само понятие машиноместа, рассмотрим подробнее в моем реферате.
ПАРКОВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ
«Машиноместо» – зона для автомобиля, строго ограниченная в своем размере. Минимально допустимые размеры составляют 5,3 на 2,5 м. Максимально допустимые 6,2 на 3,6 м.
Рис.1. Размеры машиноместа
Нормативы обеспеченности жилья парковочными местами нередко устанавливаются на правительственном уровне. Рассмотрим на примере города Москвы, в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 769-ПП от 4.10.2005 г. «О внесении изменений в МГСН 1.01-99 о нормировании расчетных показателей требуемого количества машино-мест для объектов жилого, общественного и производственного назначения» при застройке территории жилыми домами II категории (30 кв. м общей площади на жителя) должно быть одно машино-место на квартиру, I категории (30-50 кв. м на человека) – не менее 1,7, а в домах высокой комфортности (свыше 50 кв. м на 1 человека) – не менее двух машино-мест на квартиру. Застройщики обязаны учитывать это правило.
Существующая классификация офисных центров предполагает наличие определенного количества парковочных мест для бизнес-центров класса А:
· для офисных центров, расположенных внутри Садового кольца – не менее, чем 1 место на 100 квадратных метров арендуемой площади (1/100);
· между Садовым кольцом и ТТК (3-е транспортное кольцо) – не менее чем 1/80;
· далее в сторону области – 1/30-1/40 и более.
Западный опыт показывает, что только лишь количество машино-мест еще не является определяющим фактором удобства транспортной доступности. Коэффициент парковки в Москва-Сити вполне сравним с парижским La Défense: на 3 млн. квадратных метров офисных площадей там уже сейчас приходится почти 28 тыс. машино-мест (т.е. парковочный коэффициент составляет 1 / 110). Но при этом, здесь действуют две станции метро, региональный экспресс и пригородные электрички, 17 автобусных линий, трамвай и автовокзал. Немного другая ситуация и в Лондонском Canary Wharf: благодаря удобно организованной сети общественного транспорта сотрудники офисов практически не пользуются личными автомобилями. При общем объеме 1,140 млн квадратных метров офисных площадей здесь всего лишь около 3 тыс. машино-мест (коэффициент парковки 1 / 390).
В небоскребах и высотках подземную парковку располагают, как правило, на 2-5 уровнях. Чем неоходимо руководствоваться при постройке подземной парковки?
Проект подземной парковки, то есть выбор конструкции и конфигурации, зависит от четырех определяющих факторов:
1. стоимость возведения,
3. гидрогеологические условия участка застройки,
4. градостроительные ограничения и нормы.
Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться инженер при проектировании подземного паркинга являются: СП 4.13130.2013 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» и СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Что касается конструкций и материалов, из которых возводится паркинг, то чаще всего это монолитный железобетон.
Начнем с полов на парковке. Они должны быть износостойкими, маслостойкими ударопрочными и водостойкими. По перечисленным параметрам больше всего подходят бетонные полы с упрочненным верхним слоем, более того такая конструкция требует малых трудозатрат.
Так как сооружение заглубленное, необходимо особое внимание уделить гидроизоляции. Качественно выполненная гидроизоляция влияет на срок эксплуатации. Обычно, в заглубленных парковках используется пропиточная или литая гидроизоляция.
Самым важным для автомобилиста является въезд и выезд с парковки. Этот момент проектировщик должен продумать очень тщательно, для того чтобы эксплуатация паркинга была комфортной. Рампы бывают однопутными и двупутными. Их конфигурация определяется, тем как автомобили въезжают и выезжают. Если въезд совмещен с выездом, то рекомендуется при большом потоке автомобилей использовать двупутную рампу. Если раздельные, то возможно использование и однопутной. Существует вариант с исключением использования рамп. Для этих целей используют наклонные междуярусные перекрытия, непосредственно на которых осуществляется парковка автомобилей.
От того на сколько качественно выполнен проект подземной парковки и произведены строительные работы, зависит его комфортная эксплуатация.
ЭКОПАРКОВКА
Экопарковка позволяет решить проблему с размещением автотранспорта и, одновременно, сохранить зелёный газон в отличном состоянии.
Для устройства экопарковки применяется специальная газонная решётка чёрного или зелёного цвета, сделанная из прочного морозостойкого пластика, или её аналог из бетона с более широкими стенками модулей. Решетка укладывается на подготовленный грунт, засыпается землей и засеивается газонной травой. После этого газон необходимо своевременно поливать и подстригать.
Рис.2. Укладка экопарковочной зоны
· При заезде машин на полимерную газонную решётку может происходить обрезание примявшихся ростков об края ячеек решётки;
· Постоянную стоянку на таком газоне делать нельзя, машину нужно переставлять каждые 2-3 дня. Также необходимо обеспечивать хотя бы периодический доступ к солнцу, иначе весь газон будет пожухлого цвета;
· Ядовитые технические жидкости автомобиля, неизбежно попадающие в почву, будут отравлять землю, убивая всё растущее. А очистка земли в ячейках сложна (требует демонтажа минимум одной плиты);
· Без специально подготовленной основы из геотекстиля, т.е. при нарушении технологии укладки, через небольшое время эксплуатации модули газонной решетки могут проседать.
ВИДЫ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ
Парковок большое количество видов, рассмотрим следующие из них:
• Парковка наземная — это нередко просто уличная территория, которая прилегает к зданию, фактически ею может пользоваться любой.
• Парковка подземная — эта парковка предполагает размещение машин непосредственно под зданием. Такая парковка может иметь один или несколько уровней размещения. В Москве также планируется начать строительство подземных паркингов с автоматическим размещением машин с манипуляторами, тележками, компьютерными технологиями. Спусков в таких паркингах не будет.
• Парковка структурная — структурные парковки строят уже несколько девелоперов. Это отдельное здание, чаще двух- или трехуровневое, выстроенное рядом с бизнес-центром.
• Парковка ячейковая – механическое устройство для перемещения и хранения автомобилей в ячейках. Прибывший автомобиль ставится в специальный механизм-приемник, который перемещает его в свободную ячейку и хранит, пока владелец не вернется за ним». Для того, чтобы забрать автомобиль, владелец использует магнитную карту. Эксперты считают, что это наиболее компактный способ хранения транспорта, который требует минимального пространства — в нем не нужны въездные рампы, места для разворотов и т. д., как в обычной парковке.
• Парковка гостевая — гостевая парковка организуется дополнительно к любому из упоминавшихся видов парковки рядом с жилым комплексом, офисом или на территории коттеджного поселка для размещения автомобилей гостей. Как правило, это часть огороженной придомовой территории, выделенная специально под эти цели.
• Перехватывающие парковки. Один из возможных путей решения проблемы пробок – строительство перехватывающих парковок в очагах обострения транспортной проблемы, предлагающих всем желающим возможность аренды машиномест на сколь угодно короткий отрезок времени. Предназначена для того, чтобы владелец транспортного средства, оставив его на парковке, пересел на общественный транспорт.
УНИКАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПАРКОВКИ
1. Автомобильные башни Autostadt в Вольфсбурге (Германия).
Две башни, расположенные в автомобильном городке Вольфсбурга, рядом с дистрибуционным центром Volkswagen, является одной из туристических достопримечательностей города. Каждая башня — двадцатиэтажное, полностью автоматизированное здание высотой 48 метров, которое способно разместить до 400 автомобилей. Автомобили паркуются и покидают здание с помощью двух специальных лифтов. В 2014 году башни Autostadt попали в Книгу рекордов Гиннесса как «самая быстрая автоматическая парковочная система в мире» именно благодаря скорости работы лифта — 2 метра в секунду. Новый автомобиль поднимается от входа до самого высокого парковочного места всего за 1 минуту и 44 секунды.
Рис.4. Ячейковая парковка Autostadt
2. Парковка Porsche Garden компании Cardok (Великобритания).
Рис.5 Porsche Garden
Для того, чтобы запарковать автомобиль, достаточно лишь нажать кнопку на пульте дистанционного управления. За тридцать секунд «гараж» откроется и будет готов принять авто. В компании выпускают и двухместные версии. Каждая платформа способна поднимать автомобили весом до 3 тонн.
3. «Карусельные» парковки в Токио (Япония).
Рис.6. Карусельный вид парковки
Этот тип парковки является типичным для японских городов. В условиях дефицита площади именно вертикальные роторные механизмы позволяют разместить большое количество машин на ограниченной площади.
4. Автомобиль на балконе – необычная парковка в сингапурском небоскребе Hamilton Scotts
Рис.7. Hamilton Scotts
Небоскреб Hamilton Scotts в Сингапуре имеет 56 этажей и несколько десятков тысяч квадратных метров площади. Однако этого пространства в здании все равно не хватило, чтобы организовать там многоуровневую парковку. Вернее, таковая имеется, но ее размеры весьма скромны, и потому она используется исключительно как место для машин посетителей этого небоскреба. Сами же жители Hamilton Scotts оставляют свои авто непосредственно в квартирах.
Сквозь все пятьдесят шесть этажей небоскреба Hamilton Scotts идут не только пассажирские лифты, но и грузовые подъемники, рассчитанные именно на перевозку между уровнями здания автомобилей. Достаточно только жителю дома заехать на своей машине в этот лифт, указать нужный этаж, а также номер квартиры, и авто уже через пару минут будет на месте.
Парковка в Тампере
Это самая удивительная крытая парковка. Чаще всего это тесные, темные и ничем не примечательные помещения. А тут не просто парковка, а целое подземное царство! Что это такое, как образовалось и чем уникально это место — расскажу ниже.
Финский город Тампере второй по площади после Хельсинки. Все автомобильные парковки в центре города платные. Большая часть парковочных мест крытые, то есть расположены под землей или в многоэтажных зданиях. Если сравнить эти два типа парковок, то будет заметно преобладание подземных. Финны стараются загнать автомобили под землю. Об одной из таких подземных парковок, под названием P-Hämppi, я хочу написать.
Парковка P-Hämppi расположена под самым центром города. У нее две точки въезда/выезда: одна расположена в центре, на улице Pellavatehtaankatu, а вторая за пределами центра, позади железнодорожного вокзала, на улице Ratapihankatu. Длина всей парковочной площади — 650 метров. Получается, что можно заехать в центре города, а выезать уже на другой стороне города. Тем более, что на этой части центральной улицы Hameenkatu запрещено движение частных автомобилей (разрешено только общественному транспорту и такси).
Рис.8. Парковка в Тампере
Въезд на парковку выглядит самым обычным образом, примерно вот так (это въезд на другую подземную парковку в центре, она не такая интересная):
Рис. 9. Въезд на парковку
После того, как автоматически откроются ворота, начинается вот такой красивый и плавный спуск вниз. Уже здесь начинаешь удивляться необычному оформлению:
Рис. 10. Спуск в парковку
Рис.11. Спуск в парковку
Спуск заканчивается местом, где водителю нужно получить парковочный талон, чтобы въехать на территорию.
Рис.12. Автоматы для оплаты парковки
Система оплаты тут самая обычная. При въезде получаешь талон, на котором фиксируется время заезда. А перед выездом надо скормить талон автомату, оплатить требуемую сумму и получить талон обратно. На выезде талон снова считывается похожим автоматом, шлагбаум открывается и можно уезжать. 10 минут парковки стоит 50 евроцентов (до 3 часов подряд). После трех часов парковки тарификация меняется на 3 евро за 30 минут. С 22 до 8 утра один час парковки стоит 50 центов. Сутки стоянки стоят 27 евро. Первые 15 минут бесплатные. Постоянные жители города могут воспользоваться другими способами оплаты, например, заключить договор с безналичной оплатой, или купить пополняемую карточку.
Парковка двухуровневая. Всего парковочных мест почти 1000 (971, если быть точным). Глубина парковки — 30 метров. Общая площадь — 160.000 м^3. Во время строительства наружу было вывезено около 200.000 кубических метров твердых пород. Максимальная высота транспортного средства, которое может без проблем заехать на эту парковку — 230 см.
Для пешеходов есть аж восемь лифтов, связывающих город и подземное пространство парковки. Один из лифтов выходит на центральный вокзал.
Парковка оснащена множеством продвинутых фишек. Например, цифровые табло, которые считают количество свободных парковочных мест.
Есть две области с установленными станциями зарядки электромобилей, где можно часто увидеть стоящие Теслы.
Рис.13 Станции зарядки электромобилей
Оборудование для освещения парковки поставила компания Philips. Кстати, сам Филипс на своем сайте упоминает, что P-Hämppi — это первая многоэтажная парковка в Европе, которая освещена только с применением светодиодных ламп. Это позволяет руководству компании экономить немалые суммы, которые нужно платить за электричество. Освещение здесь носит и некий функциональный смысл. Каждая область парковки заливается разным светом, чтобы водитель мог запомнить место, где он оставил свой автомобиль.
Особенное внимание уделялось освещению регистрационных номеров автомобилей, чтобы камеры могли фиксировать их корректно. Освещение, преимущественно, непрямое, заливающее всю территорию равномерным мягким светом. Вся система освещения подключена к компьютеру по протоколу Ethernet и автоматически управляется в зависимости от наполнения и присутствия людей на территории парковки.
Европейская парковочная ассоциация в 2013 году удостоила P-Hämppi награды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строительство паркинга определяет дальнейший класс жилья, он является необходимым элементом инфраструктуры любого небоскреба. Именно по данной причине строительство подземного паркинга для данных типов зданий столь актуально на сегодняшний день. Для снижения нехватки парковочных мест лучшим решением является строительство специализированных паркингов, представляющих собой многоуровневые автомобильные стоянки встроенного, надземного и подземного типа. Парковка-небоскрёб – это новое перспективное направление в градостроительстве, которое прекрасно подходит на выполнение этой задачи.