Что такое парламент в средние века
Понятие и история зарождения парламентаризма
Парламентаризм — система политической власти, для которой характерно чёткое разделение исполнительной и законодательной властей при верховенстве последней. Законодательная власть сосредоточена, прежде всего, в парламенте — выборном учреждении, имеющем право утверждать все важнейшие государственные решения, одобрять или отвергать законы, контролировать бюджет и, что особенно важно, формировать правительство.
Правительство формируется из представителей той партии (или нескольких партий), которая получила большинство на выборах в парламент. В случае потери этой партией большинства в парламенте либо расхождений между правительством и парламентом по существенным вопросам государственной политики парламент может объявить правительству вотум недоверия отправить его в отставку. Возможен также вариант роспуска парламента и назначения новых выборов.
Парламентаризм характерен для большого количества демократических стран. Он является основой парламентских республик. Но и в президентских, и в смешанных республиках, в которых соотношение между законодательной и исполнительной властью иное, парламент сохраняет свое значение высшего выборного законодательного органа страны.
Парламентаризм встречается и во многих современных монархиях — по крайней мере, европейских, где власть монарха имеет в основном символическое значение. Классический пример парламентаризма в монархическом государстве — Великобритания.
Надо отметить, что возникновение самих парламентов как выборных сословно-представительных учреждений предшествовало формированию системы парламентаризма, окончательно оформившейся только в Новое время.
Парламентские учреждения в средние века
Формально самым древним действующим до сегодняшнего дня парламентом считается исландский альтинг (мел. al thing), впервые созванный в 930 г. Но наиболее известным в истории представительным учреждением стал, безусловно, английский, а на сегодняшний день уже британский парламент.
Возникновение английского парламента относят к XIII в., однако это явление имеет глубокие корни. Ещё в англосаксонскую эпоху, в раннем Средневековье, здесь существовал выборный совет при короле — уитенагемот (др.-англ. witena gemot, букв. — собрание мудрых), упоминающийся в документах начиная с VI в. Этот совет обсуждал с королём важнейшие решения и принимал законы.
Вторжение в 1066 г. в Англию Вильгельма Завоевателя и его победа над другими претендентами на престол привели к воцарению здесь Нормандской династии. Вильгельм и его потомки стремились подавить сопротивление англосаксов и установить твёрдую власть. Для этого принимались меры, которые призваны были уничтожить какие-либо варианты народного представительства.
Нормандцы правили, жёстко контролируя подданных. По всей стране возводились могучие замки, призванные стать опорой королевской власти. Лондонский Тауэр — только один, может быть, не самый впечатляющий пример стремления нормандцев укрепиться в Англии. Вильгельм Завоеватель отнял землю у своих противников и распределил её среди вассалов таким образом, чтобы никто из них не мог сконцентрировать в одной части страны слишком обширные владения. Была проведена перепись населения и чётко определены налога, которые платили поданные короля. Так возник свод материалов, получивший весьма характерное название— «Книга Судного дня».
Другой выдающийся правитель, Генрих II (1154—1189), основатель династии Плантагенетов, через столетие после Вильгельма Завоевателя предпринял новые шаги для укрепления королевской власти. Он создал государственный орган, при помощи которого мог более эффективно собирать налоги, — Палату шахматной доски (название произошло от способа подсчёта и проверки денежных поступлений с использованием клетчатого сукна, напоминавшего доску для игры в шахматы).
Но в это же время были сделаны первые попытки привлечь подданных короля к сотрудничеству с государством. В частности, при Генрихе II новое значение приобрёл суд присяжных. Вероятно, традиция приведения свидетелей к присяге существовала ещё до нормандского завоевания, однако в XII в. присяжные уже фактически выполняли роль следствия — должны были предоставлять шерифу доказательства виновности подсудимого и изрекать своё заключение о них. Позже задачей присяжных стало вынесение вердикта о виновности или невиновности.
Следующим большим шагом, приблизившим формирование парламента, стало подписание в 1215 г. Великой хартии вольностей.
Плантагенеты, стремившиеся к усилению королевской власти, постоянно вступали со своими вассалами в конфликты, подчас доходившие до вооружённых столкновений. Правление Генриха II сопровождалось бесконечными мятежами и войнами короля против его подданных. Неспокойным было и правление его сына Ричарда Львиное Сердце. Обстановка особенно обострилась после вступления на престол в 1189 г. следующего сына Генриха II — знаменитого Иоанна (Джона) Безземельного, известного по роману Вальтера Скотта «Айвенго» как бездарный и трусливый принц Джон.
Иоанн Безземельный вслед за своими предшественниками пытался укрепить власть монарха, но делал это настолько бездарно и неумело, что настроил против себя большую часть английских баронов. В 1214 г. бароны восстали. Мятежники одерживали одну победу за другой, и в итоге в 1215 г. Иоанн был вынужден подписать Великую хартию вольностей — документ, сильно ограничивавший его права в пользу баронов.
Согласно Хартии, король обязывался решать все важнейшие дела вместе с советом из 25 баронов и, в частности, не начинать без их согласия новых войн и не вводить новых налогов, обременительных для его подданных. В случае нарушения королем Хартии бароны имели право не только требовать от него подчинения достигнутой договорённости, но даже начать войну, правда, при условии, что ни самому правителю, ни его семье не будет нанесено никакого личного вреда.
Таким образом, за 40 с небольшим лет до возникновения парламента был выражен и реализован важнейший для этого органа принцип — право представителей общества контролировать такие важнейшие для государства вопросы, как внешняя политика и бюджет. Кроме того, в общественном сознании начала формироваться идея о том, что королевская власть не может быть выше права и должна подчиняться законам.
Естественно, от Великой хартии вольностей до парламента было далеко— права в государстве получили только аристократы. Но в последующие столетия количество людей, имевших возможность влиять на политику государства и представлять интересы общества, постоянно увеличивалось.
Почти через полвека после подписания Хартии следующий король, Генрих III, вновь вступил в конфликт со своими подданными. В 1258 г. один из его знатнейших приближённых, Симон де Монфор, предложил недовольным баронам собраться в Оксфорде Это собрание, получившее из-за бушевавших там страстей название «Бешеный парламент», выработало требования к королю— «Оксфордские провизии» (предложения), во многом основанные на Великой хартии вольностей. Генрих III, отвергший «Оксфордские провизии», потерпел поражение в бою и был вынужден признать Симона де Монфора протектором, т. е. фактически верховным правителем государства.
Власть Монфора была таткой, так как сторонники короля готовились к ответному нападению. В 1265 г. прозектор созывает парламент, куда приглашает не только баронов, но и более мелких феодалов, представлявших все графства Англии: по два представителя от каждого английского города и по четыре выборных от пяти крупнейших портов страны. Этот парламент не просуществовал долго, поскольку вскоре после его созыва Симон де Монфор погиб в сражении, где его войско разгромил сын короля принц Эдуард. И всё же значение парламента 1265 г. трудно переоценить. В это время фактически впервые была созвана палата общин, первый выборный орган— и по сей день остающаяся важнейшей составляющей британского парламента.
Для дальнейшего развития британского парламентаризма здесь крайне важны две вещи. Во-первых, в парламенте Монфора представители различных сословий впервые начали вместе защищать свои права. Аристократы, провинциальное дворянство и городская буржуазия, несмотря на все различия в положении и интересах, начиная с XIII в. заседали бок о бок и приобретали бесценный опыт сотрудничества и взаимопонимания, Во-вторых, английский парламент начал складываться в борьбе общества с королевской властью. Он не был дарован повелением свыше, а возник для защиты прав различных групп населения. И хотя впоследствии парламент будет созываться государями, однако само его рождение, так же, как и принципы Великой хартии вольностей, заложило основы той градации, которая сделает его в последующие столетия столь влиятельным и независимым.
В следующий раз парламент был созван в Англии в 1295 г. королём Эдуардом I и после этого созывался им и его преемниками довольно регулярно. На сотрудничество с парламентом королей толкала прежде всего активная внешняя политика, требовавшая постоянного увеличения налогов. Во избежание конфликтов с подданными монархи предпочитали призывать в свою резиденцию в Вестминстере аристократов, представителей графств, духовенства и городов и вводить новые налоги только с одобрения парламента. Во времена Эдуарда III (1327—1377), короля, начавшего Столетнюю войну и большую часть своего долгого правления проведшего на полях сражений, парламент созывался 50 раз, иными словами, его деятельность стала регулярной. В дальнейшем правители уже не представляли эффективного управления страной без парламента.
В XIV—XV вв. в функциях и структуре парламента происходили существенные перемены. Так, палата общин уже не ограничивалась решением вопросов о налогах— все важнейшие государственные дела короли обсуждали с парламентом. Кроме того, именно в эти столетия сформировалась двухпалатная структура парламента, сохранившаяся до сего дня. Совет, состоявший из наиболее знатных аристократов, существовал ещё в XIII в. — не случайно его права отдельно оговариваются Великой хартией вольностей. Известно, что короли постоянно советовались с представителями аристократии, с 1343 г., когда кормилась двухпалатная структура, и совет при короле превратился в верхнюю палату парламента — палату лордов. Здесь, в отличие от палаты общин, места передавались по наследству. Право заседать в палате лордов имели представители знатнейших фамилий страны и высшее духовенство.
Почти одновременно начинает складываться представительная система и в других государствах. В 1302 г. французский король Филипп IV Красивый ощутил потребность в сотрудничестве с представителями сословий. Он тоже вёл активную внешнюю политику и нуждался в новых налогах. Кроме того, король пытался сломить власть феодалов, и поддержка менее знатных слоёв была для него крайне существенна. Для обсуждения налогов он созвал генеральные штаты, являвшиеся, как английский парламент, сословно-представительным органом, но при этом имевшие ряд отличий от него.
Существенным отличием стало то, что Генеральные штаты во Франции были созваны по монаршему повелению. Это обусловило их зависимость от королевской власти и меньшее значение в жизни страны по сравнению с английской ситуацией. Кроме того, в генеральных штатах, в отличие от английского парламента, сословия оставались разделёнными. Заседания первого сословия — духовенства, второго — дворянства и третьего — представителей городов проходили отдельно, после чего каждое сословие сообщало о своём решении по предложенному вопросу.
История знает и примеры других средневековых сословно-представительных учреждений. Так, начиная с XII в. в Испании и Португалии в кортесах собирались представители духовенства и дворянства. Горожане были допущены в кортесы только в ХГХ столетии.
В Священной Римской империи также с XII в. созывалось собрание представителей сословий — рейхстаг, или имперский сейм.
Парламент
Содержание
История парламента [ ]
Органы народного представительства существовали еще в древних государствах. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, вече и т. п. В средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий ( Генеральные штаты во Франции, Генеральные кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Выборы в парламент [ ]
Состав парламента [ ]
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.
История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР).
В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т.д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
Парламенты стран мира [ ]
Международные парламенты [ ]
АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Создание английского парламента
Возник в средневековой Англии в XIII в. в качестве сословно-представительного собрания при монархе. Состоял из Большого совета, королевской курии и делегатов из числа рыцарей и горожан от отдельных графств. Одно из первых подобных собраний в этом составе состоялось в 1254 г. Еще до этого, согласно Великой хартии вольностей, король не мог собрать новый налог без согласия королевской курии, что затем становится ключевой функцией английского парламента. Король Генрих III в 1258 г. заключил с баронами Оксфордские провизии, по которым парламент должен был собираться не реже трех раз в год. К концу XIII в. регулярный созыв парламента стал устойчивой традицией. Наиболее представительным был т.н. Образцовый парламент 1295 г., в заседании которого участвовало 400 членов, представлявших все сословия, за исключением крестьян. Король Эдуард I в 1297 г. обещал не вводить новые налоги без согласия парламента. Со 2-й четверти XIII в. в обиход входит слово «парламент». Чаще всего заседания проходили в пригороде Лондона Вестминстере. До 1340 г. представители всех сословий заседали вместе, и только в этом году при голосовании по вопросу введения нового налога, голоса разделились по социальному составу делегатов. В XIV в. в парламент стал делиться на 2 палаты: Палату лордов (место здесь передавалось по наследству) и Палату общин, в которую избирались делегаты из числа рыцарей и горожан. С 1377 г. Палата общин стала выбирать спикера для контакта с монархом. В XIV в. за парламентом окончательно закрепляется право на введение налогов и законосовещательная функция.
В 1430 г. были введены квоты для графств, участвующих в выборы делегатов в Палату общин, а также определен имущественный ценз. В конце XIV – начале XV вв. Палата общин добилась права законодательной инициативы.
В XVI в. полностью складывается процедура законодательной деятельности, парламент получил ряд привилегий, важнейшим из которых стала свобода слова для делегатов, парламентарии получили права аудиенции у короля.
Усиление роли парламента в политической жизни страны
В XVII в. Английский парламент сыграл значительную роль в событиях Английской революции, стал центром политической жизни страны, противостоял королю Карлу I во время гражданской войны. В 1649 г. в Англии утвердилась республиканская форма правления, парламент стал однопалатным после упразднения Палаты лордов и в его руках находились все нити управления государством. В 1653 г. под давлением военных, парламент назначил Кромвеля лордом-протектором, в стране установился его личный авторитарный режим. Парламент неоднократно распускался. После его смерти, и недолго правления его сына Ричарда, в 1660 г. произошла реставрация Стюартов, Англия вновь стала монархией, а парламент был восстановлен в дореволюционном виде. Однако вскоре вновь парламент сыграл важную роль в жизни страны, политические партии вигов и тори были недовольны правлением короля Якова II, и лидеры партий обратились к Вильгельму III Оранскому с предложением свергнуть короля. В результате событий «Славной революции», роль парламента резко усилилась. Новый король подписал в 1689 г. Билль о правах, по которому законы принимались парламентом, именно он определял численность армии, вводил налоги. В 1694 г. был принят закон о ежегодных парламентских заседаниях и о проведения выборов в Палату общин раз в три года. С 1701 г. согласно Акту о престолонаследии, была укреплена судебная ветвь власти, провозглашалась несменяемость судей, даже в случае проступка судья мог быть лишен должности только по решению обеих палат парламента. В 1707 г. после того парламенты приняли Акт об унии между Англией и Шотландией, был создан единый парламент Великобритании. При этом сохранили действие законы Шотландии принятые до этого. В 1721 г. впервые лидер партии вигов, набравших большинство на выборах, Р. Уолпол впервые стал премьер-министром, при этом оставаясь членом Палаты общин. В 1800 г. между Англией и Ирландией была заключена уния, после чего 100 ирландских делегатов вошло в объединенный парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Согласно акту о народном представительстве (1867 г.) в случае смерти короля, парламент не распускался. С 1911 г. Палата общин получила право самостоятельно решать вопросы налогов и государственной казны. Продолжительность работы парламента устанавливалась в 5 лет.
Изменения в работе и структуре английского парламента в XX в.
В 1958 г. Палата лордов была реформирована, в ее составе появились пожизненные места для видных деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов, которые давались за исключительные заслуги перед государством (фактически определялись премьер-министром). Согласно акту 1999 г. право наследования для членов Палаты лордов было отменено, «временно» сохранено 92 титула наследственных пэров (фактически постоянное). В 2005 г. была введена должность спикера Палаты лордов (кандидат должен быть внепартийным). В настоящее время верхняя палата парламента имеет лишь право отлагательного вета.
В XIX – XX вв. значительные изменения коснулись системы выборов в Великобритании. В 1872 г. выборы в парламент стали тайными. В 1885 г. вся территория королевства была разделена на избирательные округа с примерно равным количеством жителей (один депутат от 54000 избирателей). После первой мировой войны, в 1918 г. избирательное право получили мужчины старше 21 года и некоторые женщины (с 30 лет, кроме этого накладывался имущественный и денежный ценз). С 1928 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.
В 1998-1999 гг. премьер-министр Т.Блэр провел реформу по децентрализации страны, был восстановлен парламент Шотландии, создана Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии. Им были делегированы ряд законодательных полномочий, преимущественно в сфере местного самоуправления, социальной сферы, транспорта. При этом депутаты парламентов продолжили участвовать в заседания парламента Соединённого Королевства.
В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, согласно которой с 2009 г. был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, Палата лордов перестала быть высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции исполнял Апелляционный комитет палаты лордов, в который пэры назначались по особому порядку, и его члены не участвовали в обсуждении политических вопросов. В 2011 г. было отменено право монарха распускать парламент.
Парламент
(англ. parliament, от франц. parlement, от parler — говорить)
в буржуазных государствах высшее представительное учреждение. Впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрёл после буржуазных революций 17—18 вв.
«П.» как собственное наименование для обозначения представительного учреждения применяется в Великобритании, Франции, Италии, Японии, Канаде, Бельгии, Индии и др.; в США и странах Латинской Америки П. (высший представительный орган) называется конгрессом, в Швеции — риксдагом, в Финляндии — сеймом, в Норвегии — стортингом и т.д. Различаются двухпалатная и однопалатная структура П. государства с федеративной формой государственного устройства строят П. по двухпалатной системе (См. Двухпалатная система) (США, Канада, ФРГ, Австралия и др.). Нижние палаты в двухпалатных П. и однопалатные П. всегда образуются путём прямых выборов; верхние палаты формируются путём прямых (США, Италия) или непрямых (косвенных, многостепенных) выборов (Индия, Франция), часть их членов занимает места в порядке наследования или назначения (Великобритания, Канада). В палатах создаются комитеты или комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов или др. вопросов; во многих странах они играют важную роль (см. также Комиссии парламентские). В большинстве капиталистических стран сессии П. длятся круглый год (с каникулами), а депутаты получают заработную плату, то есть являются профессиональными парламентариями. Как правило, двухпалатные П. имеют буржуазные страны Западной Европы, где двухпалатная система сложилась как определённый компромисс буржуазии с аристократией в период буржуазных революций.
Функции П. включают издание законов, принятие государственного бюджета, ратификацию международных договоров, назначение органов конституционного надзора (См. Конституционный надзор). В странах, где предусмотрена парламентская ответственность правительства, они формируют правительство и контролируют его деятельность. В некоторых странах (ФРГ, Италия) в функции П. входит избрание путём специальной процедуры президента республики. Буржуазные идеологи считают П. высшим проявлением демократии, народовластия. В действительности большинство в П. всех буржуазных государств представляет эксплуататорские классы, а сам П. выступает как звено в диктатуре монополистического капитала. Избирательное право, на основе которого формируется П. (полностью или частично), а также методы организации и проведения выборов позволяют буржуазии отстранять подлинных представителей народа от участия в деятельности П. Например, в конгрессе США рабочих нет, в составе английской Палаты общин, избранной в 1970, их было всего 38, в бундестаге ФРГ рабочие составляют 7% и т.д. Но даже такое низкое представительство заставляет монополистические круги урезать функции П. в управлении буржуазным государством, многие из них носят чисто формальный характер, а важнейшее место в управлении буржуазным государством занимают органы исполнительной власти, контролирующие направление законодательной деятельности П., разрабатывающие и осуществляющие бюджет, проводящие внешнюю политику. Как правило, П. не имеет аппарата для эффективного контроля за разбухшей бюрократической машиной. Монополистический капитал через свои политические партии, имеющие фракции в П., направляет его работу в своих интересах.
Реальная роль П. в политической жизни каждой страны определяется остротой классовых противоречий, которая находит отражение в отношениях между партийными фракциями в П. (см. Парламентская фракция), степенью развитости парламентских институтов, силой и влиянием организаций рабочего класса.
Средневековые парламенты
Между сословиями часто возникали споры, особенно по вопросу налогов. Эту ношу феодалы старались переложить на плечи горожан (разумеется, и крестьян), что вызывало их сопротивление. Часто так и не удавалось принять окончательного решения, так как каждая палата имела только один голос, а решение двух палат не было обязательным для третьей. В результате этих противоречий французские Генеральные штаты не имели такого большого политического влияния, как английский парламент. Кроме того, Генеральные штаты не были постоянно действующим органом. Король созывал их только под действием обстоятельств, но и тогда ловко использовал сословные противоречия.
И все же Генеральные штаты ограничивали королевскую власть. Она не была абсолютной. Как Англия, так и Франция в XIV—XV вв. назывались сословными монархиями. Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.
Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.
Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).
С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).