Что такое парламентская республика определение
Парламентская республика
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Парламентарная республика
Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Полномочия парламента
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.
Глава государства
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Парламентарная республика» в других словарях:
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что, во первых, парламент юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе… … Юридический словарь
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА, вид республиканской формы правления, при которой парламент (см. ПАРЛАМЕНТ) юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе особой… … Энциклопедический словарь
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — (фр. parier говорить) разновидность республики, парламент которой обладает высшей государственной властью. Он является не только высшим представительным законодательным органом страны, но и формирует органы исполнительной власти (избирает… … Юридическая энциклопедия
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность государства с республиканской формой правления (см. также: Президентская республика). Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик. Специфика П. р. ведущая роль парламента в… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность государства с республиканской формой правления. Другой является президентская республика. Зачастую существуют смешанные варианты. Специфическая черта П.р. ведущая роль парламента в государстве. Он не только принимает законы. но и… … Энциклопедия юриста
парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления (см. республика), характеризующаяся тем, что, во первых, парламент юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или в составе… … Большой юридический словарь
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — (фр parier говорить) разновидность республики, парламент которой обладает высшей государственной властью. Он является не только высшим представительным законодательным органом страны, но и формирует органы исполнительной власти (избирает… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА — форма правления, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, принадлежностью исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом. Главная отличительная особенность П.р. заключается в … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТАРНАЯ — ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА … Юридическая энциклопедия
РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТАРНАЯ — (см. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Парламентская Республика Происхождение, характеристики
Парламентская республика это тип правительства, в котором законодательная власть ложится на парламент. В этой системе есть президент, который занимает должность главы государства. Эта цифра избирается демократическим путем либо народом, либо самим парламентом..
В отличие от президентской республики, глава государства парламентских систем не имеет или не имеет реальных полномочий, помимо полномочий по представительству или посредничеству. Во главе правительства стоит премьер-министр, хотя деноминация может варьироваться.
Большинство парламентских республик происходят из государств, в которых ранее была монархия. Это перешло от абсолютного к парламентскому и оттуда стало республикой из-за различных исторических обстоятельств.
Основное различие в отношении парламентской монархии, в которой законодательная власть принадлежит парламенту, а премьер-министру является фигура главы государства..
В то время как в монархиях это король, который вступает в должность по наследству, в республиках он является избранным президентом.
источник
парламентаризм
Парламентаризм как система правления восходит к Древней Греции, хотя он не похож на то, что сейчас считается таковым..
Например, в Афинах все свободные граждане (только мужчины, которые не были рабами) были членами парламента и могли голосовать по предложениям о политических действиях.
Римляне также практиковали этот тип правительства. В республиканскую эпоху система формально напоминала парламентскую республику, хотя, учитывая то, как были избраны сенаторы, ее можно считать лишь отдаленным предшественником..
В остальной части Европы кортесы королевства Леон считаются первым случаем парламентского правления, в данном случае в монархии.
Это была форма, принятая многими правительствами в средние века, хотя у короля были почти все политические атрибуты, а парламенты были ниже его полномочий.
В Англии после войны 1640 года между королем Карлом I и его парламентом была внедрена система, в которой последний фактически взял на себя большую часть законодательных и административных прерогатив..
Франция
Большинство парламентских республик происходит от эволюции монархии того же типа в республику. Его появление не было однородным процессом, но зависело от обстоятельств каждой страны.
Франция была одной из первых, в которой появился этот режим правления. Когда Наполеон III потерял власть в 1870 году после франко-прусской войны, страна стала республикой. Она называлась Третьей Республикой и имела некоторые изменения по сравнению с предыдущими.
Основным отличием была потеря функций президентского деятеля, одна из характеристик парламентских республик. Таким образом, именно Палата осуществляла королевскую власть, которая оставалась до Второй мировой войны и последующего вторжения нацистов..
Когда война закончилась, Франция пережила очень нестабильные периоды. Наконец, систему, существующую сегодня в стране, можно назвать Президентской Республикой, как и в Соединенных Штатах, поскольку президентская фигура обладает широкими полномочиями..
Пропавшие монархии
Одним из наиболее частых источников парламентских республик является исчезновение старой монархии и ее замена этой системой..
Это было обычно после двух мировых войн. В некоторых европейских странах, таких как Италия, Турция или Греция, поддержка монархов потерянным державам привела к другой форме правления.
Когда этим монархам пришлось покинуть трон, произошла смена политической системы, когда в стране управляли избранные президенты и парламенты..
Новые штаты
Часть стран, которые достигли независимости на протяжении всего двадцатого века, особенно те, которые принадлежат Содружеству, напрямую перешли к самоуправлению с системой парламентской республики.
То же самое произошло, когда коммунистический блок исчез в Восточной Европе. Хотя до Второй мировой войны большинство из них были монархиями, когда они получили демократию, почти все выбрали республику.
черты
правительство
Основной характеристикой этого типа правительства является то, что президент республики не является главой правительства.
Это, однако, глава государства, но их функции обычно являются репрезентативными или, как в Италии или Германии, отвечают за посредничество в некоторых деликатных вопросах.
В данном случае именно премьер-министр возглавляет действия правительства, а парламент, который его назначает, осуществляет контроль над правительством и законодательной властью..
Именно в этом парламенте происходит максимальная политическая активность. У него есть последнее слово во время выборов президента, которое обычно по предложению премьер-министра.
президент
Как указывалось выше, функции президента как главы государства довольно скудны.
Несмотря на то, что в некоторых законодательных актах его подписание необходимо для вступления в силу парламентских соглашений или предложений правительства, на практике это всего лишь простой формализм.
В некоторых странах он отвечает за роспуск парламента и проведение новых выборов, хотя, опять же, они обычно являются полностью автоматическими актами по требованию премьер-министра..
Премьер-министр
Это ключевая фигура в структуре системы Парламентской Республики. Он является главой исполнительной власти и, как правило, избирается самим парламентом..
Одной из функций премьер-министра является выдвижение кандидата в президенты, что должно быть одобрено парламентской палатой..
Различия с парламентской монархией
Основное различие между Республикой и Монархией, когда они являются парламентскими, состоит в том, кто держит главу государства.
В первом случае это демократически избранный президент, прямо или косвенно. Напротив, в монархиях этот штаб занят королем, в наследственном положении.
Что касается прерогатив, обычно между этими двумя системами нет различий. Монархи парламентских систем выполняют только репрезентативную работу, хотя они должны подписывать законы, исходящие от правительств..
Лишь изредка, очень редко могут происходить столкновения между королем и парламентом..
Например, в Бельгии несколько лет назад монарх отрекся от престола на несколько часов, чтобы не подписывать подготовленный правительством проект закона об абортах..
После одобрения он возобновил работу. Эти расхождения обычно не приводятся в республиках, так как президент может быть смещен.
Парламентская республика
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и не обязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
da:Parlamentarisme de:Parlamentarisches Regierungssystem en:Parliamentary system es:Parlamentarismo fr:Régime parlementaire it:Repubblica parlamentare nl:Parlementair systeem no:Parlamentarisme pt:Parlamentarismo sv:Parlamentarism zh:议会民主制
Парламентско-президентская республика
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
Содержание
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанные республики
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.
Российская Федерация как смешанная республика
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.