Что такое парусное судно
ПА́РУСНОЕ СУ́ДНО
Том 25. Москва, 2014, стр. 396-397
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РУСНОЕ СУ́ДНО, судно, приводимое в движение силами давления ветра, приложенными к парусам. Использование паруса (в качестве вспомогательного движителя) на плотах и примитивных судах известно с древнейших времён. Первые достоверные данные о П. с. относятся ко 2–3-му тыс. до н. э. Эти парусно-гребные суда обладали невысокими мореходными качествами, т. к. прямоугольные паруса, которыми они оснащались, эффективны только при попутном ветре, а удовлетворительное управление рулевыми вёслами обеспечивается лишь при водоизмещении судна до 300–400 т. Суда в Древнем Египте имели водоизмещение до тысячи тонн и 2–3 мачты для прямых парусов, однако их ходовые качества обеспечивались гл. обр. за счёт большого числа гребцов. В Древней Греции торговые парусно-гребные суда ходили под парусом при попутном ветре, а воен. суда для движения использовали в осн. только вёсла. Др.-рим. торговые П. с. из-за несовершенства судового такелажа также ходили под парусами только при попутном ветре. Однако их общая компоновка и очертания уже содержали осн. элементы типичных классич. П. с.; так, крупные суда, кроме гл. мачты, имели ещё носовую и кормовую мачты. К 5 в. был создан кормовой руль, управляемый рычагом – румпелем, что позволило увеличить размеры П. с. и повысить площадь парусов. Приблизительно к 8–9 вв. в районе Средиземноморья широкое распространение получил косой латинский парус, который позволял судну идти галсами против ветра.
Парусные суда: рассказываем во всех подробностях
У этого термина существуют и другие значения, см. Парусник.
Индийский барк «Tarangini».
Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
На современных транспортных судах парусное оснащение (из алюминия и полимерных материалов) применяется в качестве вспомогательного движителя, позволяющего существенно сократить расход топлива.
Устройство парусного судна
Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.
Корпус
Основная часть судна
Рангоут
Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).
Такелаж
Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.
Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.
Паруса
Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.
Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.
Строение парусного корабля
Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.
Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.
Также основными элементами являются:
Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.
Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.
Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:
Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.
Выделяют такие виды такелажа:
Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.
По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).
Основные виды парусного вооружения изображены на фото.
Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.
Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.
Классификация парусных судов
Наиболее распространённой является классификация по типу парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.
Суда с прямым парусным вооружением — имеющие в качестве основных — прямые паруса на всех мачтах Корабль — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах Барк — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и грот-мачтах и косыми парусами на бизань-мачте Бриг — судно, имеющее две мачты с прямыми парусами Суда со смешанным парусным вооружением Баркентина (шхуна-барк) — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на всех остальных мачтах Бригантина (шхуна-бриг) — судно, имеющее две мачты, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте Суда с косым парусным вооружением Шхуна — судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами на всех мачтах
Полуторамачтовые суда Кеч — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится впереди головки руля Иол — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится позади головки руля Одномачтовые суда Кэт — судно с одним парусом Шлюп — судно с одним парусом на мачте и стакселем (если на мачте гафельный трисель, то над ним может устанавливаться топсель и тогда шлюп имеет три паруса). Шлюп может быть гафельным или бермудским. Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт. Не следует путать данный шлюп с трёхмачтовыми боевыми шлюпами XVIII—XIX веков Тендер — судно, имеющее один или несколько парусов на мачте, стаксель, один или несколько кливеров
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые; на бизань-мачте — косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые; на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Современные парусные суда
Современные парусные суда широко известны:
Заключение
Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.
Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием
Парусный корабль появился в глубокой древности. Считается, что первенство принадлежит цивилизации Египта, возникшей более 6 тысяч лет назад.
Установка паруса на лодке была обусловлена необходимостью преодолевать большие пространства с минимальными физическими затратами.
Минули века и тысячелетия. На смену примитивным судам пришли разные виды кораблей с одной или несколькими мачтами и системой отличных по форме парусов.
Современный лайнер не зависит от направления и скорости ветра, потому что работает от силы двигателей, однако парусник по-прежнему считается самым грациозным судном.
Строение парусного корабля
Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.
Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.
Также основными элементами являются:
Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции, а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.
Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности, на него крепят косые паруса.
Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:
Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.
Выделяют такие виды такелажа:
Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.
По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).
Основные виды парусного вооружения изображены на фото.
Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.
Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга, шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно, известно с 16 века, имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые, на бизань-мачте косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн), строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте, остальные – косые, нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век, комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек, мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек, мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания, в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые, на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос, могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
Шлюпы Восток и Мирный у берегов Антарктиды
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Современные парусные суда
Современные парусные суда широко известны:
Заключение
Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.