Что такое пассажирский транспорт

Общественный транспорт

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату.

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Кроме того, такие виды транспорта, как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси. Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира.

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда (включая высокоскоростные) и автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере).

Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионного транспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях. Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, междугородный автобус № 284 Саратов — Энгельс, троллейбусная линия между городами Бендеры и Тирасполем и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.

Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Содержание

История

Первый маршрут общественного транспорта появился по инициативе Блеза Паскаля в Париже 18 марта 1662 года. [1]

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930—1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай. В соответствии с Законом о транспорте 1947 года в Великобритании были национализированы почти все виды общественного транспорта, но с начал 1990-ых годов начался процесс приватизации.

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

В современной России, в силу экономической ситуации и менталитета определённых социальных слоев (прежде всего — работающих в системе общественных перевозок), у большинства населения (в том числе и у тех, кто не имеет возможности иметь собственный автомобиль и заинтересован в общественном транспорте) сформировалось стойкое недовольство общественным транспортом — состоянием подвижного состава, качеством предоставления услуги. Причинами такого отношения являются:

Источник

Общественный транспорт

Общественный транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкой публикой..

За редким исключением, услуги общественного транспорта предоставляются за определённую плату. Транспортное средство не является при этом собственностью пассажира.

В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).

Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцей не является перевозка пассажира.

Виды общественного транспорта [ ]

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда ( речные трамвайчики ), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта [ ]

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте. Но стремительная автомобилизация принесла и много проблем. Прежде всего города страдают из-за недостаточной пропускной способности улиц (что ведёт к «пробкам») и от нехватки мест для стоянки автомобилей. Велики также шум и загрязнение воздуха. Это привело к тому, что многие города стремятся сохранять даже убыточные линии общественного транспорта — выгоды от уменьшения потока автомобилей намного больше.

Источник

Пассажирский транспорт

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкой публикой.

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).

Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Услуги общественного транспорта предоставляются за определённую плату.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).

Кроме того, такие виды транспорта как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси.

Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцей не является перевозка пассажира.

Общественный транспорт

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда, включая высокоскоростные (например автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере). Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионного траспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях (например, «Ракета», «Метеор», «Комета» и «Восход». Гораздо реже в роли междугороднего общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, линия Саратов — Энгельс) и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют легким рельсовым или лекгорельсовым транспортом.

Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930—1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай.

Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

См. также

Общественный транспортРельсовыйЖелезнодорожный транспорт: Историческая железная дорога • Маглев • Монорельс • Пригородный поезд • Автомотриса (Рельсовый автобус) • Скоростная железная дорога • Фирменный пассажирский поезд • Электропоезд (Электричка) • Дизель-поезд • Аэроэкспресс • Метрополитен: Лёгкий метрополитен • Легкорельсовый транспорт • Метрополитен на шинном ходу • Метротрам
Трамвай: Канатный • Конка • Междугородный и пригородный • Ретро • Скоростной • Поезд
Канатная дорога: Персональный автоматический транспорт • ФуникулёрМаршрутный
безрельсовыйАвтобус • Автобусный скоростной транспорт • Направляемый автобус • Служба экспресс-автобуса • Paratransit • Маршрутное такси • Троллейбус • Междугородный троллейбус • Трамвай на шинах • Дилижанс • Омнибус • ГиробусАвтомобиль/
каретаАвторикша • Велокэб • Велорикша • Извозчик • Кэб • Моторикша • Мотоцикл-такси • Рикша • Такси • Тук-тукВодный
транспортКанатный паром • Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • ТреквартМестаАвтобусный парк • Вокзал • Железнодорожная станция • Конечная остановка • Остановка • Остановочная платформа • Перехватывающая парковка • Полоса для маршрутных транспортных средств • Пристань • Станция метрополитена • Стоянка такси • Трамвайная остановка • Транспортный узел • Тяговая подстанция • Узловая станция • Электродепо

Полезное

Смотреть что такое «Пассажирский транспорт» в других словарях:

пассажирский транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN passenger transport The conveyance of people over land, water or through air by automobile, bus, train, airplane or some other means of travel. (Source: RHW) [http://www.eionet … Справочник технического переводчика

пассажирский транспорт — Разные виды транспорта, занятые перевозкой пассажиров … Словарь по географии

пассажирский транспорт — ↑ транспорт ↑ для (чего), люди пассажир человек, едущий на транспортном средстве. пассажирский. легковой (# автомобиль). посадка. сесть (# в поезд). посадить. высадка. выходить. высаживаться. разг: сходить. вылезать. слезать. высадить. ссадить.… … Идеографический словарь русского языка

Пассажирский транспорт Москвы (справочник) — Пассажирский транспорт Москвы. Справочник официальное периодическое справочное издание по всем видам городского транспорта города Москвы. Справочник выпускался массовыми тиражами (30 200 тыс. экз.) в издательстве «Московский рабочий» в 1960 … Википедия

местный пассажирский транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN local passenger service Passenger transport system for a limited local area. (Source: RRDA) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана… … Справочник технического переводчика

ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ) — система трансп. и инж. коммуникаций, подвижного состава, зданий и сооружений, обеспечивающая массовые внутригородские пасс. перевозки. Включает автобус, электро транспорт (трамвай, троллейбус), метрополитен, такси (в т.ч. маршрутное). Набор видов … Екатеринбург (энциклопедия)

транспорт — а, м. transport m., англ. transport. 1. Транспортное судно. СИЗ. Ходил с Кармартеном на транспорте на парусах часа с три. 3. 3. 1698. ЖКФ. На транспорте Воронеж в виде опыта производится сборка кессона для заделки пробоин.. Он состоит из брусьев … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Транспорт в Карелии — Транспорт Республики Карелия представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Внутригородские перевозки осуществляются автобусом (в Петрозаводске и районных центрах Карелии), а также троллейбусом в Петрозаводске.… … Википедия

Транспорт в Республике Карелия — представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Внутригородские перевозки осуществляются автобусом (в Петрозаводске и районных центрах Карелии), а также троллейбусом в Петрозаводске. Междугородные перевозки осуществляются… … Википедия

Транспорт Кишинёва — Транспорт Кишинёва[1]. совокупность транспортных систем г. Кишинёв, включающая внутригородские и междугородные перевозки. Внутригородские перевозки в Кишинёве осуществляются автобусами[2], троллейбусами[3], маршрутными такси[4] и таксомоторными… … Википедия

Источник

Тема 1. Пассажирский транспорт

1. Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика

2. Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

3. Преимущества и недостатки пассажирского автомобильного транспорта

4. Система пассажирского автомобильного транспорта

5. Эффективность использования автомобилей

История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом начинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет и омнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в 1801г. двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885 – 1886 г.г. в Германии Готлаб Даймер установил бензиновый двигатель на трехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современного автомобиля.

Большое значение для широкого использования автомобилей внесло появление пневматических шин (1880 г.). В 1886 году Акционерным обществом постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей был создан первый легковой автомобиль в России. В 1902 году этой же фирмой был построен первый в России автобус вместимостью 8 пассажиров с двигателем «Де-Дион-Бутой» мощностью 8 л.с. 1 сентября 1907 года в Москве появился первый таксомотор.

Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика.

Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических технических, информационных, правовых и экономических отношений.

В свою очередь транспортная система объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, газонефтетпроводный и промышленный виды транспорта. Отдельной строкой проходит городской транспорт.

Пути сообщения — автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, трубопроводы, специальные магистрали различных конструкций, приспособленные и оборудованные для движения подвижного состава.

В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:

1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения.

2. Водный транспорт подразделяется:

а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный);

3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров.

4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.

5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (многорельсовый, подвесные дороги).

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т. д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются: уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.

Значения этих показателей на каждом виде транспорта различны и во многом определяются мощностью и структурой пассажиропотоков, дальностью поездок, временем отправок, типом подвижного состава, состоянием материально-технической базы вида транспорта и ряда других.

Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

Пассажирский автомобильный транспорт подразделяется по административно-территориальному признаку:

а) городские перевозки (8-10 км)

б) пригородные (до 50 км)

> внутриобластные 100-200 км

> межобластные 300-400 км

> межреспубликанские 500-800 км

· По виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются:

> на перевозки легковыми автомобилями

· По принадлежности подвижного состава:

Что такое пассажирский транспорт. Смотреть фото Что такое пассажирский транспорт. Смотреть картинку Что такое пассажирский транспорт. Картинка про Что такое пассажирский транспорт. Фото Что такое пассажирский транспорт

> перевозки транспортом общего пользования

> легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования), такими автомобилями перевозится в 7-8 раз больше, чем автомобилями-такси

> легковые автомобили на условиях проката

· По виду сообщений:

> Городские перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями-такси; причем основная их часть работает на конкретных маршрутах.

Характеризуются большими пассажиропотоками, плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями;

> Пригородные перевозки обеспечивают связь пригородных районов с городом и городского населения с пригородом. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, сезонностью перевозок, большими расстояниями, увеличением интервалов движения, сравнительно плохими дорожными условиями.

> Местные (сельские) автобусные маршруты соединяют районные центры, центральные усадьбы не только между собой, но и с областными центрами, железнодорожными станциями, речными портами и пристанями. Они характеризуются большим разнообразием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, наличием у пассажиров ручной клади или багажа, значительными колебаниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года.

> Междугородние перевозки организуются на автомобильных магистралях на расстояния более 50 км от городской черты для связи городов внутри области, между областями и между автономными республиками. Они характеризуются большими расстояниями, достигающими 1000 км и более, хорошими дорожными условиями, использованием комфортабельных и скоростных автобусов, оборудованных местами хранения багажа и ручной клади, гардеробами, буфетами, туалетами.

> Международные перевозки выполняются с пересечением государственных границ двух и более государств. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных перевозок осуществляются по расписанию и строго по определенному маршруту.

· По назначению:

> экскурсионные перевозки, связанные с обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам

> туристические перевозки, как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населенных пунктов по заранее разработанным маршрутам

> служебные перевозки, связанные с доставкой рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок

> школьные перевозки, как правило, в сельской местности, где отсутствуют регулярное автобусное сообщение. Для перевозки школьников разрабатываются свои маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответствующей вместимости

> вахтовые перевозки, предназначенные для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т.д.

> специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связаны с обслуживанием организаций, учреждений, предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей

· По форме организации:

> маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках маршрута

> заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения

> прямые смешанные перевозки выполняются совместно с другими видами пассажирского транспорта, обычно выдается пассажиру единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального пункта до конечного пункта.

Преимущества и недостатки пассажирского автомобильного транспорта

Автомобильный пассажирский транспорт дает:

> возможность устанавливать транспортную связь на всей территории города

> относительно высокую скорость передвижения (легковые таксомоторы и маршрутные), большая комфортабельность и удобство поездки

> относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества

> возможность работать самостоятельно, без участия других видов транспорта

> возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям

> небольшая потребность в капиталовложениях, небольшие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов

> доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения

> возможность использования укороченных, скорых и экспрессных маршрутов

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, атакже специфической организацией и системой управления.

Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. В 1995 г. его доля в общем объеме пассажирских перевозок составила 50,7%. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.

Кроме общей классификации, пассажирский транспорт подразделяют по ряду признаков: провозной способности, скорости движения, применяемым двигателем, видам используемого топлива, специфике путей сообщения (рельсовые, безрельсовые).

Система пассажирского автомобильного транспорта

В системе пассажирского автомобильного транспорта пассажирское АТП представляет собой основное и главное звено эксплуатационной деятельности, обеспечивающее конечную цель транспортной системы.

Целью функционирования системы является:

> наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках

> высокое качество и культура обслуживания пассажиров

> полная безопасность движения подвижного состава

> организация полного сбора доходов

> оптимизация системы оплаты труда

> минимальные трудовые, материальные и финансовые затраты.

Работой всего автотранспорта, находящегося на территории страны, руководит Министерство транспорта и связи. Оно призвано регулировать работу всех видов транспорта независимо от форм их собственности, кроме принадлежащих отдельным Министерствам (СБУ, МВД, МИД, и т.д.).

Регулирование работы должно осуществляться через налоговую систему, тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами об экологии, безопасности движения и др.

Министерство транспорта и связи контролирует выполнение министерствами, ведомствами, а также концернами, ассоциациями, кооперативами транспортных законодательств республики и разрабатывает проекты новых законов о транспорте.

Следующие в структуре управления автомобильным транспортом – территориальные объединения автомобильного транспорта – автотранспортные предприятия.

Каждое транспортное объединение и АТП имеет в своем составе пять основных служб:

а) техническую службу (содержание подвижного состава в технически исправном состоянии)

б) эксплуатационную службу (планирование, организация и управление перевозочным процессом)

в) экономическую службу (планирование производственной деятельности АТП и ее анализом)

г) службу безопасности движения (предупреждение ДТП)

д) кадровую службу (укомплектование квалифицированными кадрами их учебу и переподготовку).

Пассажирская эксплуатационная служба выполняет следующие задачи:

> разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организацию движения подвижного состава

> обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей

> осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров

> организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию

> осуществляет полный сбор проездной платы

> создает условия для высокого производительного труда работников службы эксплуатации

> обобщает передовые методы вождения и передовой опыт работы

> систематически проводят воспитательную работу с водителями и диспетчерским аппаратом.

Система пассажирского АТП включает подсистемы:

а) организации транспортного процесса

б) подвижной состав (типы автобусов и легковых автомобилей)

в) база технического обслуживания и ремонта автомобилей

г) автотранспортные здания и сооружения

д) технические средства связи и управления

е) кадры (рабочие, рабочие, ИТР и служащие)

Эффективное функционирование системы пассажирского автомобильного транспорта достигается при условии согласованного развития всех ее подсистем. Главным звеном является транспортный процесс, который разбивается на следующие части:

> хранение подвижного состава

> технология технического обслуживания и ремонта автомобилей

Эффективность использования автомобилей

Материалоемкость перевозок М показывает количество материалов, расходуемое на выполнение определенной транспортной работы, кг/1000 пас.-км:

Трудоемкость использования Тр есть количество труда всех категорий трудящихся, приходящееся на единицу транспортной продукции, чел.-ч/100 пас.-км.

Себестоимость перевозок S определяется отношением суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, ΣСрас, к выполненной за это же время

транспортной работе Р, р./пасс.-км:

Суммарные эксплуатационные расходы на перевозки

Себестоимость перевозок не может быть вполне объективным показателем эффективности. Для сравнительной оценки эффективности целесообразно применять в качестве основного показателя приведенные затраты Зп, р./пас.-км:

Ен — отраслевой нормативный коэффициент.эффективности, который для транспорта равен 0,1, или 10 годам окупаемости капитальных вложений;

W— среднегодовая производительность автомобиля.

Приведенные затраты представляют собой сумму эксплуатационной себестоимости и годового эффекта использования капитальных вложений, отнесенных к единице транспортной продукции. Для автобусов имеет место зависимость, р./100 пас.-км:

Зп = Sэ + 0,1(К-0,1К)100 / W

Эффективность пассажирских перевозок, равно как и качество их, во многом определяется типами выпускаемых автобусов, степенью их соответствия условиям эксплуатации и пассажиропотокам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *