Что такое пассивность в человеке
Что такое пассивность в человеке
Важно
Новости партнеров
02 октября 2018 ГТРК «Кузбасс»
Что значит пассивный человек? Особенности, польза и вред пассивности
Пассивные люди проявляют себя в отстраненности от процесса. Человек может думать о себе и своей жизни что угодно, но избегая активных действий, будет занимать пассивную позицию. Данная характеристика применима как к жизненной позиции, так и к отдельным сферам, взаимоотношению с другими людьми.
Нельзя назвать отстраненность от процесса недостатком или патологией, это естественное состояние человека. Пассивность помогает в сложных ситуациях собраться с мыслями, направить энергию на решение важных задач, переосмыслить ценности или ситуации. Такая форма пассивности считается нормальным этапом развития личности.
Понятие пассивности
Пассивный человек – это индивид, для которого типичен хронический, постоянный уход от принятия решений, активного участия в любом процессе. Жизнь на основе пассивного мировоззрения течет в установленных рамках, имеет мало ярких событий.
Характеристика пассивного поведения
Что значит пассивный, помогает разобраться характеристика поведения такого человека. Стиль поведения описывается следующими характеристиками:
Нерешительность и сомнения характерны всем людям, особенно в сложных ситуациях. Однако ключевым моментом становится здесь частота этих сомнений. Постоянное ощущение нерешительности, растерянности характерно для людей с пассивным мировоззрением.
Отличительной чертой этого сегмента населения считается вера в судьбу и предопределение. Упование только на судьбу, которая должна сама устроить жизнь благополучно, преподнести все необходимые блага формирует стремление сесть и ждать, когда это чудо произойдет. Человек в такой ситуации лишает себя возможности и необходимости самому принимать участие в настройке жизненных ориентиров и условий. Выбор и ответственность переносятся на мифическую судьбу, случай, везение и окружающих людей. Из людей, на которых пассивные люди перекладывают ответственность, на первом месте оказываются родители, супруги, самое близкое окружение.
Общение пассивных личностей
Основные проблемы в общении возникают по следующим причинам:
Люди, лишенные умения ограничивать свою зону комфорта и стремиться к собственным целям, часто становятся психологическими “жертвами”, обиженными на жизнь. Это формирует образ неадекватного человека, общение которого будет сильно ограничено и наполнено обидами и проблемами.
Виды пассивности
Пассивное поведение может быть характеристикой личности, характера, создающей состояние комфорта. Здесь можно рассматривать такую позицию, как особенность личности. Существует множество случаев, когда пассивность становится агрессивной, перерастает в обвинения окружающих, множественные претензии.
Выделяют следующие вида пассивного поведения:
Что значит пассивный в первом случае, хорошо видно в ситуации супружеской ссоры, когда жена из страха молчит и выслушивает упреки партнера. Другая ситуация может возникнуть при страхе брать на себя ответственность за действия. В этом случае человек просто выбирает безучастность.
Что значит пассивный человек, чрезмерно привыкший к партнеру по общению, тоже наглядно демонстрируют супружеские отношения. Часто муж и жена начинают жить не своей жизнью, а интересами других членов семьи, лишая себя права голоса и выбора.
Агрессия и раздражение являются крайним вариантом пассивного мировоззрения. Что значит пассивный и одновременно агрессивный? Это поведение, пронизанное пассивностью настолько, что возникает чувство безнадежности и безысходности, провоцирующие неадекватные эмоциональные реакции.
Преодолеть деструктивную пассивность помогает внутренняя мотивация, занятия спортом, постановка целей, поиск новых видов деятельности, пробуждающих интерес.
Пассивность
Пассивность – это поведенческая модель человека и негативная морально-этическая черта личности. Она обнаруживается в бездеятельности, отстранённости, безынициативности, равнодушии, безучастности в отношении коммуникаций, требований среды и внешних воздействий. Точнее сказать рассматриваемое явление представляет собой черту характера, обнаруживающуюся в психологической слабости, неумении доводить до завершения начатое дело, неспособности к инициативным действиям брать ответственность.
Пассивность считается одной из вариаций проявлений страха перед бытием, его сложностями и проблемами. Помимо того данная черта также является формой проявления агрессивности. Если субъект подавляет гнев, накапливая негатив, если ощущает страх открытого соперничества и страшится прилюдно демонстрировать собственную позицию, то ему свойственна вероятнее всего пассивно-агрессивная поведенческая модель.
Что это такое
Рассматриваемый феномен являет собой качество личности, черту характера, выражающуюся в бездеятельности, безынициативности, безразличии, отсутствии воли, стремления к самостоятельности. Также у пассивных индивидов наблюдается отсутствие привычки к регулярным интеллектуальным усилиям, социальная пассивность, что считается основными причинами отстранённости от деятельности. Противоположностью данного термина считается активность. Специфической вариацией пассивности считается инфантильность.
Пассивность может возникнуть вследствие «тепличного» воспитания в качестве реакции на воздействие среды извне по причине ощущения бессилия и безысходности, невозможности что-то изменить.
Итак, что значит пассивный человек? Это индивид, отстранённый от событий бытия. Человек, избегающий инициативы, активности. Он стремится отойти от необходимости принятия решений, избежать ответственности. Существование таких индивидов лишено яркости и событийности.
Проявление пассивности считается барометром умственной незрелости или гражданской инфантильности. Ранее существовало понятие «пассивизм», означающее поведенческую модель, состоящую в избегании любых вмешательств в судьбу либо события, происходящие на планете. Обосновывалась данная позиция неспособностью предсказать последствия вмешательства. От этого термина и произошло рассматриваемое явление.
Пассивные индивиды обладают слабой энергетикой, погружаются в разнообразные зависимости, глубоко уходят в себя. Нередко они могут годами подвергать анализу причины, породившие собственную пассивность, однако не готовы произвести конкретные действия, дабы её ликвидировать.
Несмотря на выше изложенное, все же будет неверным считать пассивность, отстранённость от бытия патологией либо полностью отрицательной чертой. Порой безучастие является естественным состоянием человека. В трудных ситуациях пассивность способствует сосредоточению аккумуляции энергии и направлению её на разрешение ткущих важных задач, переосмыслению ценностей либо ситуации. Описываемая форма пассивности является нормальным этапом формирования личности.
При этом различают такие виды пассивности: социальный, безучастие в отношениях и интеллектуальный. Первая – не даёт индивиду возможность выказывать общественно деятельное поведение, заботиться о природе, окружающих, о социуме. Нравственные ориентиры, определяющие индивида, а также его позицию в социуме при социальной пассивности делаются малозначимыми.
Пассивность человека во взаимоотношениях порождает постоянные конфликты и часто приводит к разрыву союза, но нередко может и укрепить такую связь, если один из партнёров является лидером по характеру.
Интеллектуальная пассивность выражается в снижении уровня интеллектуальных процессов, чаще по причине особенностей воспитания, плохой мотивации личности либо вследствие отклонений в умственном созревании.
Причины пассивности
Снижение интереса к внешнему миру может быть порождено множеством причин. Ниже приведены самые существенные из них:
– воздействие стрессоров таких как: конфликты в семейных отношениях, конфронтации в коллективе, потеря близкого;
– злоупотребление алкогольсодержащими жидкостями либо одурманивающими веществами;
– приём противозачаточных препаратов, влияющих на продукцию гормонов, или фармакопейных средств, понижающих давление;
– побочный эффект употребления снотворных средств, стероидов либо антибиотиков;
– недостаток солнечного света;
– профессиональная деятельность, спровоцировавшая эмоциональное выгорание;
Помимо того следует отметить среди вероятных причин пассивности и ряд недугов, а именно паралич, рак, диабет, поражения мозга, отклонения в функционировании эндокринной системы, шизофрения, хронические соматические недуги.
Пассивность в поведении у представительниц прекрасной половины часто является предвестником наступления предменструального синдрома. Также оно наблюдается у людей, пребывающих продолжительное время в эмоциональном перенапряжении, без отдыха и разгрузки.
Часто безучастность и отстранённость бывают обусловлены наследственностью. Также провоцировать появление пассивности может отсутствие мотивации, прямо связанной с потребностями индивида и его интересами.
Наличие нескольких противопоставленных стимулов, ставящих индивида перед необходимостью совершить выбор, нередко может порождать пассивный настрой.
Помимо выше приведённых факторов общее ослабление организма по причине продолжительного серьезного недуга или переутомления также приводит к появлению безучастности к происходящему.
Пассивность порой представляет собой сознательно выбранной жизненной стезёй либо непреднамеренной, являясь функцией защиты вследствие воздействия стрессоров.
Социальная пассивность
Динамика трансформаций, проистекающих в социуме и мире, вынуждает людей иначе относиться к бытию, по-новому осмысливать различные аспекты существования. Из массы проблем, поставленных историческим развитием, самой острой сегодня становится проблема, направленная на преодоление социальной инертности.
Социальная пассивность означает отсутствие общественно инициативного поведения, нежелание заботиться об окружающих, безучастность к природе, социуму.
Сейчас сложилось очевидное противоречие между пассивностью, безучастием, мировоззренческим равнодушием, политической незрелостью многих граждан и потребностью социума в деятельном участии всего трудящегося населения и каждого индивида в социальных реорганизациях.
Пассивность социума в качестве многозначного понятия очерчивает определённые общественные связи, характер людей и жизненный уклад, изменённую общественную психологию, специфическое мировоззрение.
Социальная пассивность является качественной характеристикой позиции личности, которой присуще: отсутствие стремления, инертность, незрелость, отстранённость, застой, отсутствие потребности совершать социально значимые действия, уклонение от реализации знаний и способностей.
Опасность социального бездействия и пассивности состоит в сковывании активности, инициативности, самостоятельности.
Природа описываемого явления заключается в дисгармонии существующей ситуации с потребностями, отстранённости индивида от социума, пробелах экономических связей, несоблюдении социальной справедливости, ограничении личного интереса, отсутствии сформированных политических институтов, бюрократизация структур власти, слабость демократических обычаев. С духовно-практической стороны причинами социальной инертности считаются: низкая степень культуры, отсутствие духовности, безответственность, эгоизм, умственная лень. Способствуют сбережению стабильности пассивности индивидов следующие негативные явления: деформация образа бытия, вредные и устаревшие обычаи, отсталые привычки, избыточная религиозность, иждивенчество, потребительская позиция.
Интеллектуальная пассивность
Под интеллектуальной инертностью принято понимать снижение уровня умственной деятельности, что обусловлено, прежде всего, особенностями воспитания. Проявляется она недостаточным развитием интеллектуальных умений, отрицательным отношением к умственной деятельности, использованием окольных путей при решении интеллектуальных заданий.
Интеллектуальная пассивность человека проявляется неодинаково. Она бывает срытой, а может характеризоваться яркой выраженностью проявлений. Ранние признаки рассматриваемого явления можно наблюдать в дошкольном периоде. Более явно интеллектуальное безразличие проявляется у младших школьников в виде невозможности усвоения знаний в нужном объеме.
Анализируя рассматриваемый феномен, ученые выдвинули предположение, что интеллектуальная инертность бывает двух вариаций. Первая – возникает вследствие отклонений в операционально-техническом аппарате интеллектуальной деятельности. Вторая – является проявлением негативной тенденции формирования мотивационно-потребностной сферы.
По обширности проявлений различают избирательную и общую интеллектуальную безучастность. Первая обнаруживается в выборочном отношении к предметам и разновидностям деятельности.
Возникновение описываемой особенности нередко обусловлено познавательным уровнем семьи, поскольку ребенок большую часть времени проводит с родными. Отличительной чертой когнитивного уровня семьи считается: базисный уровень знаний родственников, сложившийся климат в семейных отношениях, совместное проведение свободного времени, интересы, хобби. Также здесь следует учитывать возникновение у детей следующих «полезных» качеств: инициативности, самостоятельности, осознанности собственных поступков и деяний.
Пассивность в отношениях
Рассматриваемое явление в качестве личностной черты является склонностью к бездеятельностному существованию, безразличию и безынициативности в отношении партнёра, требований среды. Это неумение проявить собственную волю, неспособность выказать самостоятельность в семейных взаимоотношениях.
Пассивностью называется неспособность индивида стать творцом собственной судьбы и отношений. Это добровольное отречение от инициативности, выбора. Такой человек умышленно выбирает позицию ведомого. Его направление поведения всегда очевидно и предсказуемо, проявляется в «ничегониделании». Пассивный индивид во взаимоотношениях всегда проигрывает лишь второстепенную роль, которая его устраивает.
Последствия пассивности в отношениях часто приводят к разрыву последних. Поскольку партнёр устаёт тащить всю тяжесть совместного проживания на собственных плечах, когда второй участник взаимоотношений предпочитает стиль жизни, заключающийся в отстранённости от бытовых проблем, семейных неурядиц, разнообразия взаимоотношений.
Пассивность в отношениях – это приспособление партнёра в любовной связи, ограниченной устоявшимися рамками, поэтому от него не требует применения дополнительных усилий. Однако среда динамична, окружение изменчиво. Стабильность его лишь временна и неустойчива, поскольку действительность либо разрушается, либо развивается, но неизменной не остаётся. Именно поэтому инертность в любых сферах бытия разрушительна. Индивидуум, выбравший стезю без роста, совершенствования, рискует очутиться вне среды, в которой ранее он чувствовал себя уверенно.
Зачастую индивида делает пассивным авторитарное родительское воспитание, при котором инициатива нетерпимо пресекается, энтузиазм не в почёте, любая активность усмиряется и не приветствуется.
Как избавиться от пассивности
Дабы устранить данную негативную черту или модель существования, необходимо, прежде всего, попрощаться с леностью.
Преодоление пассивности требует чёткого представления завтрашнего дня. Поэтому следует составить график запланированных дел, уделяя внимание мельчайшим деталям и не забывая оставить время для приятностей.
Поскольку рассматриваемое явление может возникать вследствие отсутствия понимания у индивида собственных стремлений и желаний, то борьбу с ним необходимо определить в одну масштабную цель для себя, расписав пошагово этапы её достижения. Именно мотивация считается главным двигателем деятельности.
Помимо перечисленного рекомендуется не забывать о самооценке, поскольку у пассивных субъектов она зачастую колеблется, следует стремиться увеличивать собственную инициативность и активность не зависимо от сфер деятельности.
Пассивные личности любят себя упрекать. Они неустанно размышляют о собственной лени, о несовершённых делах, считая себя «плохими». Поэтому дабы побороть инертность следует подключить позитивное мышление. Необходимо постараться вспомнить былые победы, успехи, свои выигрышные качества, таланты. Лучше всего записывать свои победы и достижения, даже если вначале они и незначительны. Также следует себя похвалить за решимость избавиться от пассивности.
Дабы избавиться от безучастности и отстранённости, помимо вышеприведённых советов, рекомендуется не забывать о классических правилах, помогающих улучшить общее состояние. Прежде всего, необходимо проводить на свежем воздухе больше времени, соблюдать рациональное питание, избегать воздействия стрессоров, отрешиться от вредоносных привычек, систематически заниматься спортом.
Таким образом, самое важное в борьбе с пассивностью – это совершить первый шаг: решиться на изменение привычного и удобного стиля бытия.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Пассивность Пассивный
Пытаться добиться успеха, ничего не делая – то же самое, что пытаться собрать урожай там, где вы ничего не сеяли.
Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают.
Даже глупец, который хоть что-то делает, без особых усилий обойдет пассивного гения.
Пассивность как качество личности – склонность к бездеятельности, безучастности и безынициативности по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды; неспособность проявить волю и самостоятельность в различных видах социальной деятельности.
Как-то, гуляя по лесу, один неудачливый человек провалился в заросший пересохший колодец. Он стал взывать о помощи, и через какое-то время его услышали дровосеки. Они сбросили ему верёвку и крикнули: — Хватайся за неё, мы вытащим тебя. Каково же было их удивление, когда они услышали из колодца: — Друзья мои, помогите мне сначала ухватиться за верёвку. Невозможно спасти того, кто не хочет спастись.
В отличие от активности как способности поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовности к переменам, склонности деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств, пассивность связана с бездействием, ничегониделанием и безынициативностью.
Пассивность – это неспособность по собственной воле быть творцом своей судьбы. Пассивность – это добровольный отказ от права выбора, как поступить в той или иной ситуации. Ее линия поведения всегда предсказуема – ничегониделание. Величайший дар, который дан человеку – изменять силой разума свою судьбу, становится невостребованным.
Пассивность – инвалид разума, аморфная биомасса, обреченная на пассивную форму жизни, ибо она превращает человека в растение, неспособное изменять свою судьбу. Владимир Высоцкий пел:
Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба и до министра дорастёшь,
Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Пассивность как качество личности – это стиль жизни, при котором «умывают руки», «пальцем не пошевельнут» и без ускорителя – «пинка», не подумают, что нужно что-то делать. Обычно пассивным человека делает авторитарное воспитание, когда всякая инициатива жестко пресекается, на энтузиазме ставится крест, а всякая активность подавляется и сильно не приветствуется.
Пассивность всегда играет второстепенные роли. Она может сделать успешную карьеру, но всё равно всегда будет оставаться в тени какой-то сильной личности. Ей свойственна низкая предприимчивость, поэтому пассивность избирательно настраивается на строго регламентированные виды деятельности.
Внутренний мир пассивности – потемки. Неспособная противиться обстоятельствам, она включает свой мощный оправдательный механизм, чтобы обелить и оправдать своё бездействие. Пассивность без труда докажет, что наилучшая линия человеческого поведения в критических ситуациях – ничегониделание. Отдайся на волю волн судьбы и надейся на чудо. Чем больше пассивность становится проявленным качеством личности, тем больше внутренний мир человека переполнен идеализированными умственными конструкциями, пустыми мечтами и грезами, установками психологической защиты. Перенасыщенный этическими ценностями, пассивный человек использует их арсенал для оправданий собственной пассивности.
Пассивность гиперболизирует степень своей зависимости от внешнего мира. Человек буквально «выключается» при неблагоприятных прогнозах погоды, сложной политической ситуации в стране и в мире, семейной ссоре или конфликте на работе. Некогда было слово «пассивизм», обозначающее поведение, которое состоит в том, что человек избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире. Обосновывалось это неспособностью предсказать следствия вмешательства. Отсюда произошло и слово «пассивный».
Пассивность обожает планировать, но все ее планы медузны, неконкретны и нежизнеспособны. Им не суждено сбыться, и пассивность во весь голос заявляет: «Вот всегда у меня так: что ни запланирую, обязательно что-то или кто-то влезет и сорвет все планы». Проявляя низкий жизненный тонус, пассивность предстает в глазах людей как несамостоятельность и аспонтанность. Тяжелая на подъем, она может иметь собственное мнение и, тем не менее, оставаться на платформе бездеятельности.
Пассивность, как герой книги Юрия Полякова «Козленок в молоке», отдает в межличностном общении предпочтение обтекаемым фразам, типа «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Вы меня об этом спрашиваете?» Анекдот в тему: — Здравствуйте! — Здравствуйте, доктор! — Ну что же, приступим. Курите? — Не совсем… — Не совсем? Как это? — Ну, я пассивный курильщик… Другие курят, а я дышу… — А, понимаю. Так, дальше… Сексом занимаетесь? — Не совсем…
Пассивность может впасть в морализаторство, умствование и теоретизирование, но все ее кухонные или салонные рассуждения абстрактны и оторваны от жизни. Обожая сослагательные наклонения, она начинает свои высказывания со слов: «Если бы все люди…», «Если бы президент…», «Если бы учёные…» и т. д. При этом сама не предполагает проявлять активность, слагает с себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о судьбе других людей, своей страны или мира.
Перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Пассивность короля особенно проявилась в дни революции и стала одной из причин его гибели. Стефан Цвейг в книге «Мария Антуанетта» пишет: «Ибо король — не вождь. Нерешительно, чего-то ожидая, бродит по комнатам растерянный человек в фиолетовом сюртуке, в небрежно надетом спросонья парике, с пустым, несчастным взором. Еще вчера было принято решение защищать Тюильри до последней капли крови, с вызывающей энергией превратили дворец в крепость, в военный лагерь. Но уже сейчас, еще прежде, чем враг появился возле дворца, окружение короля чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность исходит от Людовика XVI. Каждый раз, когда надо принять решение, этот, впрочем, сам отнюдь не трусливый, но как бы ошеломленный любой ответственностью человек чувствует себя совершенно больным. А можно ли ожидать мужества от солдат, если они видят своего вождя дрожащим от страха? Полк швейцарцев под неусыпным надзором своих офицеров пока еще тверд, однако подозрительные признаки разложения появляются у солдат Национальной гвардии, они непрерывно задают себе вопросы: «Сопротивляться? Не сопротивляться?»
Королева почти не в силах скрыть от окружающих горечь, вызванную бессилием своего супруга. Мария Антуанетта жаждет определенности. Усталые, измученные нервы не могут более терпеть это вечное напряжение, ее гордость не хочет более испытывать непрерывные оскорбления, не желает быть постоянно в состоянии унизительной покорности. За эти два года она достаточно хорошо поняла, что мягкость, уступчивость требованиям Революции не ослабляют врага, а делают его лишь самоувереннее. Но сейчас королевская власть стоит уже на последней, нижней ступени, ниже — некуда, ниже угрожающе зияет пропасть; один шаг — и все потеряно, даже честь. Гордая, решительная, бесстрашная женщина предпочла бы сама спуститься к малодушным солдатам Национальной гвардии, чтобы поделиться с ними своей решимостью, чтобы призвать их к исполнению долга. Вероятно, в ней неосознанно пробудились воспоминания о матери, которая в тяжкий час испытаний с престолонаследником на руках вышла к колеблющимся венгерским аристократам и этим поступком завоевала их преданность. Но Мария Антуанетта знает также, что в подобный час женщине не пристало заменять своего мужа, королеве нельзя подменять короля. И она уговаривает, убеждает Людовика XVI сделать еще одну, последнюю попытку принять бой и, устроив смотр защитникам, сломить их нерешительность.
Мысль правильная: инстинкт Марии Анутанетты всегда безошибочен. Несколько пылких, убеждающих слов, подобных тем, которые в свое время, в опаснейшие мгновения, будет находить Наполеон, торжественное обещание короля умереть вместе со своими солдатами, энергичный жест уверенного в себе человека, и эти еще колеблющиеся батальоны стали бы стеной, защищая своих повелителей. Но тут заикается близорукий, неуклюжий и грузный, совсем не военный человек, со шляпой под мышкой, топчется на верхней площадке лестницы, бормочет какие-то обрывки фраз: «Говорят, они придут… Наше общее дело, мое и моих добрых подданных… не правда ли, мы будем биться смело?» Нерешительный тон, неловкие манеры увеличивают, а не уменьшают общую неуверенность. С презрением смотрят солдаты Национальной гвардии на этого рохлю, нерешительными шагами приближающегося к их рядам, и вместо ожидаемого возгласа «Да здравствует король!» его встречает сначала молчание, затем двусмысленный клич: «Да здравствует нация!», а когда король, осмелев, доходит до решетки, где войска уже братаются с народом, он слышит открытые призывы к мятежу: «Долой вето! Долой толстую свинью!» Приближенные и министры в ужасе окружают короля и уводят его обратно во дворец. «Боже мой, над королем смеются», — кричит морской министр, и Мария Антуанетта, с глазами, воспаленными от слез и бессонницы, наблюдающая всю эту унизительную сцену, с горечью отворачивается. «Все потеряно, — потрясенная, говорит она своей камеристке. — Король не проявил энергии, и этот смотр принес больше вреда, нежели пользы». Битва, так и не начатая, уже проиграна.
… Семь утра; передовой отряд повстанцев подошел к дворцу. Это неорганизованная вооруженная толпа, опасная не своей боеспособностью, и несгибаемой решимостью. Уже собираются люди возле подъемных мостов. Дальше откладывать решение нельзя. Редерер, генеральный прокурор, чувствует свою ответственность. Еще час назад он советовал королю обратиться к Национальному собранию и просить у него защиты. Но тут вспыхивает Мария Антуанетта: «Сударь, у нас здесь достаточно сил, и пришло наконец время определить, кому быть у власти — королю или мятежникам, конституции или революционерам».
Но король не находит нужных энергичных слов. Тяжело дыша, сбитый с толку, сидит он в своем кресле и ждет, ждет, сам не зная чего; одного лишь желает он — устраниться от всяких действий, уклониться от какого бы то ни было решения. Вновь подходит к нему Редерер со своим шарфом, обеспечивающим доступ повсюду; несколько городских советников сопровождают его. «Сир, настойчиво обращается он к Людовику XVI, — Ваше величество, вам нельзя терять ни минуты, единственное спасение для вас — это Национальное собрание». — «Однако на площади не так-то уж много людей», — боязливо возражает король, желающий лишь одного — оттянуть время. «Сир, огромная толпа с двенадцатью пушками движется сюда из пригородов».
Мария Антуанетта не может более сдерживать свое возбуждение, кровь приливает к лицу, она должна принудить себя не показать свою слабость перед этими мужчинами, ни один из которых не думает по-мужски. Искушение велико, но и ответственность огромна; в присутствии короля Франции женщина не должна давать приказ к бою. И она ждет решения этого вечно колеблющегося человека. Наконец он поднимает свою тяжелую голову, несколько секунд смотрит на Редерера, затем вздыхает и говорит, счастливый тем, что принял решение: «Идемте!»
И без боя, даже без попытки сопротивления, Людовик XVI покидает замок, построенный его предками, покидает, чтобы никогда более не вернуться назад. Он идет вдоль рядов дворян, смотрящих на него с презрением, мимо солдат-швейцарцев, которым забывает сказать, должны они сопротивляться или нет, сквозь толпу, все более и более разрастающуюся, открыто смеющуюся над королем, его женой и горсткой верных им людей, даже угрожающую им. Они проходят по саду — впереди король с Редерером, за ними, поддерживаемая морским министром, Мария Антуанетта с дофином. С недостойной поспешностью торопятся они к крытому манежу Школы верховой езды, где некогда двор весело и беззаботно проводил время, а сейчас Национальное собрание отпразднует свой триумф — ведь король Франции, дрожа за собственную жизнь, будет искать у него защиты. Всего две сотни шагов отделяют дворец от Манежа. Но эти двести шагов невозвратно отдаляют Марию Антуанетту и короля от ранее принадлежавшей им власти. Королевской власти пришел конец».