Что такое пассивный словарь ребенка

Что такое пассивный и активный словарь, и что родителям нужно о них знать

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

Пассивный и активный словарь

Вы с нетерпением ждете первых слов малыша, или он уже начал потихоньку осваивать речь? В любом случае знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).

При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4. Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, рекомендую вам завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил кроха. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, что бы малыш догнал и даже перегнал сверстников.

Баланс активного и пассивного словаря или зачем развивать речь?

Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Наша основная задача, как родителей, способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.

Поэтому рекомендую вам также узнать:

Играйте со своим ребенком, развивайте его речь и наслаждайтесь общением!

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Источник

Что такое пассивный и активный словарный запас ребенка

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

В последнее время в наших статьях мы часто говорили о пассивном и активном словарном запасе детей и его важности. Сегодня мы остановимся более подробно на этих понятиях пассивный. Здесь же мы рассмотрим способы расширения словарного запаса согласно возрастных норм.

Пассивный и активный словарный запас ребенка

Словарный запас любого человека состоит из пассивной и активной части. К активному запасу относятся те слова, которые мы употребляем в своей разговорной речи и письме, к пассивному – слова, которые мы знаем (узнаем на слух или при прочтении), но сами не используем.

У малышей все точно так же, и вы это не раз наблюдали. Примеров может быть масса: вы спрашиваете кроху: «А где бабушка?», и он показывает пальчиком на соответствующего члена семьи или переводит и останавливает на ней взгляд – это значит, что слово «бабушка» уже есть в его пассивном словарном запасе, несмотря на то, что он его пока не произносит.

Как помочь малышу в формировании словарного запаса?

Как вы уже поняли, словарный запас ребенка начинается с пассивной части, а он, в свою очередь, формируется с самого рождения, поэтому:

⇒ общайтесь с малышом. Разговаривайте не только между собой, но и целенаправленно с ним. Проговаривайте слова четко, медленно, предложения стройте максимально правильно и не «глотайте» окончания;

⇒ комментируйте все вокруг. Идете с крохой на кухню, расскажите, что вы сейчас будете делать, а взяв в руки какой-либо предмет, обязательно скажите его название, цвет, форму;

⇒ не подменяйте разговорную речь телевизором или радио. Ребенку для освоения языка нужна «живая» среда.

Это интересно: считаем словарный запас

Часто родители ведут дневник развития ребенка, в который записывают все, что ребенок умеет делать, говорить и т.п. На основе этих данных можно легко подсчитать активный словарный запас ребенка.

Что можно учесть при расчете объема запаса?

Четкопроизносимые, понятные всем слова («мама», «папа», «дед», «дай»);

Сокращенные слова («диван» — «ван», «собака» — «ака»);

Слова, имеющие такое же ударение и количество слогов, как и настоящее («собака» — «балАка»);

Звукоподражательные слова («мяу», «тра-та-та», «кря-кря» и т.п.);

Многозначные слова. Многие дети под одним и тем же словом или буквосочетанием понимают разные вещи. Например, ребенок говорит «ба», но означать это может «бабушка», «банан» или «барабан» в зависимости от ситуации. Посчитать нужно каждое из этих слов.

Полученную цифру можно сравнить с таблицей норм. Разные авторы выдвигают различные возрастные нормы, и это лишь один из вариантов (автор — А. М. Бородич).

1 год и 3 мес. – 6 слов;

1 год и 9 мес. – 20-30 слов;

2 года – 50-200 слов;

3 года – 250-700 слов;

4 года – 1500-2000 слов.

И не пугайтесь, если ваш малыш не «укладывается в норму», вы ведь знаете, что все дети развиваются по индивидуальному графику. Конечно, если у вас есть сомнения в уровне развития речи ребенка, лучше проконсультироваться со специалистом.

Источник

Что такое пассивный словарь ребенка

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

О том, какие слова чаще всего произносятся на лингвистическом старте и как потом отследить динамику устной речи подрастающих детей, рассказывает логопед Ольга Иванова.

Бесплатные занятия с логопедом

Первое слово ребёнка — одно из самых ярких воспоминаний родителей. О том, какие слова чаще всего произносятся на лингвистическом старте и как потом отследить динамику устной речи подрастающих детей, рассказывает логопед Ольга Иванова.

Как происходят первые слова

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.

«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.

А что дальше?

В среднем, к году у ребёнка в обиходе около 5-9 слов, при этом он вовсе не обязательно произносит их с умелостью радийного диктора. Эти слова он встраивает в речь и указывает ими на предметы, действия, ощущения и желания. Со временем все они образуют словарный запас, который развивается вместе с младенцем в геометрической прогрессии.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Ольга Иванова: «Например, если у годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда он самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон».

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек.

Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.

Где брать новые слова?

Это, конечно, общение с родителями и прочими близкими взрослыми, а затем и добавившееся общение с другими детьми. Важны и интересные игры и занятия — расширяя кругозор, мы пополняем словарный запас. Что это значит? В совсем юном возрасте каждое новое ощущение записывается только что созданной нейронной связью в мозге младенца. Со временем все то, что он уже узнал и будет выхватывать из окружающего мира всё в больших количествах, станет отражаться в словах. Семейные традиции и праздники, прогулки и сказки.

«Источниками обогащения лексикона подрастающего человека может стать всё вокруг. Здесь главное условие, чтобы родитель объяснял, называл и показывал. А в перспективе — и отвечал на многочисленные вопросы», — объясняет Ольга.

Новые ощущения

Во-первых, всё тактильное. Пальчиковые краски и различные поверхности. Шерсть домашних питомцев и шершавые языки, море и песок, камушки и желуди, еловые веточки и еда. Пластилин и конструктор. Это неиссякаемый источник. А еще звуки, запахи и все-все-все: музыка и новые песни, например, колыбельные. Вкусы еды и запахи цветов — все это рождает новые связи, новые мысли и требует слов, стимулируя ребёнка.

Книги, рассказы и игры

Родители, читающие сказки и стихи, придумывающие потешки и поющие песенки — это очень полезные родители. В дело идут также полные энтузиазма бабушки, тёти, старшие братья и сестры. Стихи желательно выбирать соответствующие возрасту, а книжки с яркими и понятными картинками.

Путешествия и знакомства

Даже если пока младенец только смотрит на всё и гулит, новые места и люди все равно возбудят в нем дремлющий дух исследователя. Главное в таких поездках все рассказывать и показывать ребёнку, давать потрогать то, что интересно. И не расстраиваться, если кирпичный забор вызвал больше энтузиазма, чем местная достопримечательность.

Братья и сестры

В большой семье младшие дети обычно разговаривают лучше и начинают говорить раньше, потому что часто общаются со старшими братьями и сестрами.

Эмоции

Найдите то, что вызывает симпатию у ребенка. Собака, чайник и мультиварка с огоньками, пара маминых резиновых сапог — если человек в восторге, то вы все делаете правильно. А от бури эмоций недалеко и до словесного её выражения.

Полезно ли для речи изучение языков

Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.

Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя.

«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Источник

Пассивный и активный словарь ребенка

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Каждого родителя волнует вопрос, правильно ли развивается его ребенок. Если Вы с нетерпением ждете первых слов малыша или он уже начал потихоньку осваивать речь, знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1. Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2. Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3. Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4. Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, родителям рекомендуется завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть фото Что такое пассивный словарь ребенка. Смотреть картинку Что такое пассивный словарь ребенка. Картинка про Что такое пассивный словарь ребенка. Фото Что такое пассивный словарь ребенка

Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, чтобы малыш догнал и даже перегнал сверстников.

Баланс активного и пассивного словаря или зачем развивать речь?

Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Именно поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.

Источник

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе

Словарь делят на активный и пассивный. Пассивный словарь – это часть словарного состава языка, понятная ребёнку. Она зависит от психического развития, социальной среды и возраста ребёнка. Под активным словарём имеют в виду употребляемую в повседневной жизни часть словарного языка конкретного ребёнка.

По мнению исследователей Н.В.Серебряковой и Р.И.Лалаевой, развитие словаря ребёнка зависит с одной стороны от развития мышления и других психических процессов, с другой – от развития всех компонентов речи, а именно фонематического и грамматического строя речи [6, с.68].

Для обозначения того, что доступно его пониманию, ребёнок использует слова, речи. Поэтому для словаря ребёнка характерна раннее появление слов конкретного значения и позднее – слов обобщающего характера.

По мнению исследователей Н.В.Серебярковой и Р.И.Лалалаевой развитие речи в онтогенезе обусловлено и развитием представлений об окружающей действительности. По мере знакомства с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, словарь ребёнка обогащается. Освоение окружающего мира происходит за счёт неречевой и речевой деятельности при взаимодействии с реальными явлениями и объектами, а также при общении со взрослыми [6, с.38].

Установление контакта с окружающим миром является первоначальной функцией речи ребёнка. Это функция сообщения. Общение ребёнка носит ситуативный характер в связи с тем, что деятельность ребёнка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым.

По мнению Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой предпосылки для развития речи определяются двумя процессами. Первым является неречевая предметная деятельность самого ребёнка. Под этим процессом понимается расширение связей с окружающим миром через чувственное, конкретное восприятие мира. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком является вторым фактором развития речи [7, с.56].

В связи с этим в развитии лексики немаловажное развитие имеет и социальная среда, в которой воспитывается ребёнок. В зависимости от социального уровня семьи возрастные нормы словарного запаса детей одного возраста колеблются. Это связано с тем, что словарь усваивается ребёнком непосредственно в процессе общения [7, с.56].

По мнению исследователей для конца первого и начала второго года жизни всё большее значение имеет словесный раздражитель. Реакция на него в начальной стадии проявляется как ориентировочный рефлекс. Потом на основе рефлекса формируется рефлекс второго порядка, для которого характерны подражательность и многократное повторение слов. Для данного периода развития речи характерны лепетные слова.

В научной литературе этот период развития речи имеет название стадии «слово-предложение». Слова на этой стадии либо повелительного или указательного значения, либо называют предмет или действие.

Расчленение комплексов на части, выступающие между собой в различных комбинациях, происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. В это время запас слов ребёнка начинает быстро расти, и к концу второго года жизни насчитывает порядка 300 слов разных частей речи.

Слово у ребёнка развивается не только в направлении предметной соотнесённости слова, но и в направлении развития значения.

Л.С. Выготский, анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [3, с.29].

Вначале новое слово у ребёнка возникает как непосредственная связь между конкретным слово и соответствующим ему предметом.

Для первой стадии развития детских слов характерен тип условных рефлексов. При восприятии нового слова (так называемого условного раздражителя) ребёнок сначала связывает его с предметом, а впоследствии и воспроизводит его.

Переход от пассивного приобретения слов окружающих его людей к активному расширению своего словаря приходится на возраст от 1,5 до 2 лет. В это время ребёнок использует вопросы: «Что это?», «Как это называется?».

К 3,5 – 4 годам предметная соотнесённость слова носит достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной соотнесённости слова продолжается.

По ходу формирования лексики у детей происходит и уточнение значения слов.

Вначале значение слова носит полисемантический характер. Его значение аморфно и расплывчато. Слово нередко может иметь несколько значений. Одним и тем же словом могут обозначаться и предмет, и признак, и действие с предметом.

Слова сопровождаются интонацией, жестами, с помощью которых уточняется его значение. Параллельно уточнению значения слова идёт и развитие структуры значения слова.

В зависимости от контекста и интонации слово приобретает различные оттенки значения.

Сначала ребёнок осваивает денотативный компонент значения слова: устанавливает связь между конкретным денотатом (предметом) и его обозначением.

Освоение концептуального, понятийного значения слова идёт по мере становления операций синтеза, сравнения, анализа, обобщения. Постепенно ребёнок усваивает и контекстуальное значение слова. На формирование предметной соотнесённости слова оказывают влияние побочные, ситуативные факторы, в дальнейшем перестающие играть роль в этом процессе.

На предметную соотнесённость слова при раннем этапе развития речи оказывают большое влияние ситуации, мимика, интонация, жест. Слово при этом имеет расширенное значение. Предметная соотнесённость слова в это время может терять конкретную предметную соотнесённость и приобретать расплывчатое значение.

При формировании речевой деятельности в онтогенезе центральным процессом является развитие связи между языковыми знаками и действительностью.

Имя предмета на начальном этапе овладения знаками языка становится как бы частью или свойством самого предмета. Значение слова при этом выступает как способ закрепления в сознании ребёнка представления о данном предмете.

На начальной стадии знакомства со словом ребёнку ещё сложно усвоить слово в его «взрослом» значении. Поэтому детям свойственен феномен неполного овладения значением слова. Это связано с тем, что ребёнок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В развитии значения слова у детей могут отмечаться явления сдвинутой референции, или растяжения значения слов, сверхгенерализации. Это происходит в основном у детей от 1 до 2,5 года. Характерным является перенос названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с ним. Ребёнок может использовать слово, чтобы назвать целый ряд предметов, имеющих один или несколько общих признаков, или общее функциональное назначение предметов.

С развитием словаря растяжение значений слов постепенно сужается. Так происходит потому, что при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняют их значение и корректируют употребление старых. Таким образом по изменению значения слова можно увидеть развитие представлений об окружающем мире у ребёнка. Оно тесно связано с когнитивным развитием последнего.

Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие, значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в, которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий [2, с.52].

Постепенный количественный рост словаря ребёнка происходит в результате обогащения жизненного опыта, усложнения деятельности и развития общения с окружающими людьми. В литературе можно встретить значительные расхождении в объёме словаря и его прироста. Это связано с тем, что в зависимости от условий жизни и воспитания индивидуальные особенности развития словаря разные [8, с.72].

По данным исследований Е.А.Аркина в 1 год словарь ребёнка составляет 9 слов, 1 год 6 месяцев – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 месяцев – 1110 слов, к 4 годам – 1926 слов.

Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста можно уже рассматривать как национальную языковую модель. Это связано с тем, что в этом возрасте ребёнок успевает освоить все основные модели родного языка. В этом возрасте происходит формирование ядра словаря, существенно не меняющегося в дальнейшем. Основной каркас независимо от количественного пополнения словаря не меняется [4, с.93].

Если анализировать речь детей 6-7 летнего возраста то можно выявить более 40 прилагательных, которые употребляют дети для обозначения цвета. Речь детей этой группы оказалась по сравнению со взрослыми более распространена прилагательными. Чаще всего дети употребляют следующие прилагательные для обозначения цвета: красный, синий, чёрный, белый.

Кроме того, в речи детей данной возрастной группы отрицательная оценка преобладает над положительное. Активно употребляются сравнительные степени прилагательных.

Таким образом, словаря ребёнка в количественном и качественном отношении формируется по мере развития психических процессов, обогащения сенсорного опыта, качественного изменения деятельности и расширения контактов с окружающим миром.

Слова в лексиконе не выступают как изолированные единицы. Они соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, тем самым образуя сложную систему семантических полей. Поэтому актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.

Лексика ребёнка по мере развития мышления обогащается, систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [4, с.69].

Исследователь А.И.Лаврентьева по данным исследования становления лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет выделила четыре этапа развития системной организации детского словаря.

Первый этап развития словаря ребёнка выступает как набор отдельных слов (от 20 до 50). Набор лексем при этом неупорядочен [5, с.102].

На втором этапе словарный запас быстро увеличивается. В сознании ребёнка формируется некоторая система слов, которые относятся к одной ситуации, образуются их группы. Об этом свидетельствуют вопросы ребёнка о названиях окружающих его предметов и явлений. Как правило, называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А.И. Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов – ситуационные поля [5, с.48].

Далее ребёнок уже начинает осознавать, что определённые элементы ситуации сходны. Начинается объединение лексем в тематические группы. Эти явления сигнализируют о начале третьего этапа в формировании лексической системы. Он носит название тематического этапа.

Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых [1, с.37].

Проанализировав литературные данные можно сделать вывод, что этиология общего недоразвития речи очень многообразна. Поэтому в современном мире среди детей распространённость общего недоразвития речи достаточно широка. При общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковой, и смысловой стороны.

При общем недоразвитии речи остаются стойкими отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса. В связи с этим необычайно важно исследовать особенности лексической стороны речи.

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *