Что такое патетика в музыке

патетическое

Смотреть что такое «патетическое» в других словарях:

Патетическое — (поэзия) см. Пафос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Патетическое трио — для кларнета, фагота и фортепиоано Композитор Михаил Глинка Тональность Ре минор Форма трио Время и место сочинения Милан … Википедия

Патетическое место — Патетическое мѣсто (иноск.) въ сочиненіи чувствительное, трогательное. Ср. Pathétique патетическое. Ср. Patheticus. Ср. Παθητικός (πάθος чувство, страсть). См. Пафос … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

патетическое место — (иноск.) в сочинении чувствительное, трогательное Ср. Pathétique патетическое. Ср. Patheticus. Ср. Παθητικός (πάθος чувство, страсть). См. пафос … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ПАТЕТИЧЕСКОЕ, ПАТЕТИКА — (от греч. pathetikos страстный, взволнованный, полный чувства, воодушевления) эстетическая категория, отражающая борьбу, столкновение возвышенного и низменного. П. проверяется сила и глубина пафоса; она служит своеобразной мерой пафоса,… … Эстетика: Словарь

Пафос и патетическое — (от греч. πάτος страдание и страсть). Разнообразие значений этого слова в греческом повлекло за собой различные применения его в научной терминологии и в обыденной речи. С точки зрения школьной теории словесности, заимствовавшей этот взгляд из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

возбуждение кататоническое растерянно-патетическое — начальный этап развития В. к., проявляющийся растерянностью, экзальтированными вычурными, гиперэкспрессивными движениями, манерностью, парамимией, негативизмом, непоследовательной, высокопарной или разорванной речью … Большой медицинский словарь

Глинка, Михаил Иванович — У этого термина существуют и другие значения, см. Глинка. Михаил Иванович Глинка … Википедия

Пауперизм — (от латинск, слова pauper бедный) есть явление массовойбедности; под бедностью же разумеется такое состояние лица, когда оно неимеет самых необходимых средств для поддержания своего существования.Массовая бедность появляется в человечестве с тех… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Разработка урока по музыке на тему «Патетическая соната» (4 класс)

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Уроки музыки в 4 классе

Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

III (третья) четверть

Раздел: «В концертном зале»

Тема: «Патетическая соната»

Воспитать у детей отношение к классической музыке не как к чему-то далёкому, сложному и не всегда нужному в нынешней жизни, а как к образцу человеческих откровений, глубоких мыслей, ярких переживаний.

Раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.

Повторить жанры камерной музыки;

Ввести новое понятие – «соната»;

Формировать умение разбираться в стилях разных композиторов;

Проанализировать музыкальные образы «Патетической» сонаты Бетховена.

Отработать унисон в работе над песней.

Виды деятельности учащихся:

участие в размышлениях о музыке,

проблемные (подводящий к теме диалог, п обуждающий диалог от проблемной ситуации ), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технология развивающего обучения (ТРО).

Технология педагогики сотрудничества,

технология диалогического обучения (ТПС).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

Таблица эмоциональных состояний;

Таблица «Средства музыкальной выразительности».

Песня О.Поляковой «Безымянный солдат»: текст, ноты, фонограммы плюс и минус.

музыкальное приветствие: Песня Я. Дубровина «Добрый день» с движениями.

Ребята, в этой четверти мы с вами много говорим о камерной музыке.

Ответы учеников: Камерная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей в небольших помещениях.

Давайте вспомним жанры, которые относятся к камерной музыке.

Ответы учеников: романсы, песни, этюды и т.д.

Запишите в тетрадях определение:

Соната – произведение в основном для солирующего инструмента, чаще всего в 4-х частях. Первая часть обычно бывает быстрая, в ней ярче всего видно построение сонатной формы: переплетение двух тем – главной партии и побочной.

Соната – жанр, произведения которого чаще всего создавались для исполнения на фортепиано.

Большими мастерами такого жанра были австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт и немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен.

Вспомните, что вам известно о композиторе Бетховене, когда проявилась его музыкальность?

Ответы учеников: музыкальность Бетховена проявилась в раннем детстве. Музыке обучал его отец, который захотел сделать из сына «второго Моцарта». Обучение было очень строгим).

Но Бетховен сумел проявить свой талант. Моцарт, когда услышал игру молодого Бетховена, сказал : «Этот парень заставит о себе заговорить весь мир!»

Но у Бетховена был один недуг, который делал жизнь композитора порой невыносимой – глухота. Представьте хоты бы на минуту, как тяжело музыканту, композитору иметь такой недуг. Для композитора, который сочиняет музыку и не слышит её, потеря слуха была огромной трагедией.

Но Бетховен продолжал сочинять одно произведение за другим.

К числу произведений, которые Бетховен сочинил будучи совсем глухим, относится и «Патетическая соната». В борьбе со своим несчастьем Бетховен был твёрд, он говорил так: «Судьбе было угодно испытать меня, но я сам схвачу её за горло!»

Запишите в своих тетрадях, что означает слово «патетика», от которого произошло название сонаты Бетховена.

Патетика – приподнятость, взволнованность, пылкость.

Ребята, какой должна быть музыка с таким названием – патетическая?

Ответы учеников: музыка должна быть пылкая и взволнованная

Запишите в тетрадях построение первой части сонаты № 8:

Вступление – мрачное, тяжёлое, но динамически контрастное.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

1-я тема – главная партия – очень быстрая, стремительная, острая, «с огнём».

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

2-я тема – побочная партия – взволнованная, напевная, звучит в разных регистрах.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Слушание 1-ой части Сонаты № 8.

Понравилась музыка Сонаты № 8 Бетховена?

Чем музыка понравилась?

Вступление похоже на удары судьбы. А главная тема призывает к борьбе со всеми невзгодами, побочная – разговаривает с нами, всё объясняет, что человек способен выдержать все удары судьбы, надо бороться и не сгибаться.

Сам композитор говорил: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец».

Соответствует ли этому высказыванию «Патетическая» соната композитора?

Давайте теперь поговорим о вступлении.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Этот спор после стремительного нисходящего пассажа перерастает в главную тему 1-ой части. На фоне бурлящих звуков сопровождения стремительно и грозно взлетает вверх мелодия, в которой как бы «припечатываются» акцентами звуки тоники (до). Мелодия движется большими волнами то вверх, то вниз. В этом построении мелодического движения передана активная воля, целеустремлённость, порыв. Повторяющиеся подчёркнутые звуки

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

На смену главной мелодии приходит вторая.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

В чём её отличительная особенность?

Ответы учеников: диалог двух людей. Один – низкий голос – энергичный, суровый; другой – высокий голос – неуверенный (интонации неуверенности, мольбы), как будто плачет.

Стремительные пассажи вновь ведут к звучанию в более сжатом виде тем вступления, главной и побочной тем, вступления. За ними – вновь взлёт активности, энергии, порыва. Вновь повторяются первая и и вторая темы, вновь звучит интонация вступления. Давайте попробуем спеть каждую из тем.

Пение темы вступления, главной и побочной тем.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Ребята, посмотрите на центральную часть доски и послушайте вопросы и ответьте на них:

Кто из вас услышал, какой мелодией-темой заканчивается 1-ая часть «патетической сонаты?

Какую мысль утверждает композитор таким окончанием?

Какой эмоциональный строй преобладает в этой музыке?

Зачем композитор несколько раз обращается к образам вступления? Случайно ли это?

А теперь посмотрите на левую часть доски. Я написала вам фрагмент стихотворения «Бетховен» поэта И. Сельвинского. Давайте прочитаем его. Возможно, оно поможет вам в поисках ответов на вопросы.

Когда уже глухой Бетховен

Спустился в свой осенний сад,

Он знал, что облака сипят,

А воздух звоном был подкован.

Но этот шум вообразимый

Его не интересовал.

Он эти шумы рисовал.

Но осень… О! Вот этот ранний

И медный тон, и деревянный,

Как меж фаготами тромбон.

Приметил тополя длинноту,

Забор, где в паузах колье.

Он в каждой краске видел ноту, 2

Он чуял, чувствовал ее.

Поверх пюпитров и голов

Он видел жаркие контрасты

Дубы запели, как древляне.

А сухостой? А мухомор?

И он унес в груди, в дыханье

Ответы учеников на вопросы.

Слушание 1-ой части «Патетической» сонаты № 8 Бетховена.

Один из выдающихся русских пианистов XIX века Антон Николаевич Рубинштейн сказал: «Бетховена нельзя играть, просто играть, просто играть; его нужно всякий раз заново открывать».

Вопросы учителя детям:

Скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания Антона Рубинштейна?

Какие качества характера воспитывает в слушателях музыка Л. Бетховена?

Какие стороны души она обогащает?

Созвучна ли музыка бетховенской сонаты нам, современным слушателям? Объясните почему.

И в конце урока учим песню Ольги Поляковой «Безымянный солдат». Ребята, кого называют «безымянным солдатом»?

Ответы учеников: это те солдаты, кто погиб, сражаясь за Родину, но его имя установить не удалось.

Ритмическое чтение текста;

Разучивание мелодии по фразам;

Работа над интонацией;

Работа над динамикой, и т.п.

Слова и музыка Ольги Поляковой

Мы часто играем в солдатики, беспечно игрушки бросая,

И только порой фотографии расскажут о том, что когда-то

Была война великая ― Вторая мировая.

Чтоб нам играть в солдатики, солдаты умирали.

Сражаясь за свободу, шли люди воевать.

И в светлый майский праздник мы будем вспоминать

Всех тех, кто жизни отдал за счастье на земле,

Их подвиг благородный дал жизнь тебе и мне.

Когда на уроках истории мы учим сражений тех даты,

Встают перед нами мальчишки, что призваны были в солдаты.

На плитах гранитных остались имен тех мальчишеских списки.

Они, когда то школьники, а ныне ― обелиски…

И в новый век нельзя нам об этом забывать,

И светлый майский праздник мы будем вспоминать

Всех тех, кто жизни отдал за счастье на земле,

Их подвиг благородный дал жизнь тебе и мне.

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе.

Спасибо за смех и улыбку ребят,

За солнце, за мир, за Победу!

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе,

Спасибо за смех и улыбку ребят,

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе,

Спасибо за смех и улыбку ребят,

За солнце, за мир, за Победу!

За солнце, за мир, за Победу!

Записываем домашнее задание:

Слушать Сонату № 8 «Патетическую» Л. Бетховена.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4- классы. М., «Просвящение», 2016;

Интернет-ресурсы (стихи; песня).

После контузии стал я глохнуть…

Вокруг тишина. Понимаю сам.

Пойдет по рычащим басам.

И так секунд этак на пять,

С гулом, визгом и бряском.

(Я понимаю, что это память

О битве под Батайском.)

Но дальше в ушах шелестящий шум.

Он не зловещ. Он не угрюм.

Не бьет человека шоком.

Мне даже нравится легкий обман:

В ушах, как в раковине, океан

Так стоит ли жаловаться на шум?

Эх, глухота не горе…

Куда ни пойду — глубоко дышу:

Когда уже глухой Бетховен

Спустился в свой осенний сад,

Он знал, что облака сипят,

А воздух звоном был подкован.

Но этот шум вообразимый

Его не интересовал.

Он эти шумы рисовал.

Но осень… О! Вот этот ранний

И медный тон, и деревянный,

Как меж фаготами тромбон.

Приметил тополя длинноту,

Забор, где в паузах колье.

Он в каждой краске видел ноту,

Он чуял, чувствовал ее.

Поверх пюпитров и голов

Он видел жаркие контрасты

Дубы запели, как древляне.

А сухостой? А мухомор?

И он унес в груди, в дыханье

Нам говорят профессора: «В чем тайна

Бетховена? Откуда этот свет?

Что внес он после Моцарта и Гайдна

В искусстве симфонизма? —

Показывают пикколо, тромбон

И контрфагот. — Он эти инструменты

Отважно ввел в оркестр.

И деревянный звук, и голос медный

В три форте поднял. Что за глубина!

Из океана волны эти льются!»

Из глубины Французской революции.

2 Записываю только выделенные строчки!

Источник

Музыка барокко и теория аффектов

Одно из достижений эпохи барокко — создание теории аффектов. Благодаря обращению к человеческим эмоциям, страстям возникло новое измерение в музыке. Аффект — универсальная категория, музыкальное сочинение напрямую связывается с ним, некоторые композиторы называют свои сочинения Музыкальными аффектами. Старые представления о композиции оказываются недостаточными, немецкие мастера вводят в обиход слова патетическая музыка, сохраняя основы поэтической музыки. Если старое учение о композиции говорило о том, как делать и создавать, то эта новая патетическая музыка приоткрывала границы мира человеческих страстей. Именно это новое наполнение каждого звучащего мига чувством делало нежную музыку не только всемогущей владычицей сердец и сокровищем церкви, но и сверхъестественным явлением. Пафос и аффект ставили перед музыкой совершенно новые задачи, цели композиции оказались пересмотрены. Музыка стала служить выражению человеческих страстей. Анализ души осуществляет Монтеверди, аффект становится предметом тщательных исследований у Кирхера, Сетуса Кальвизиуса, Принтца, Маттезона и других теоретиков. В каждой мелодии мы должны ставить себе целью какое-нибудь движение души эта мысль Маттезона стала общепринятой. Но для того, чтобы понять, какими представляли эти движения души в композиции, каким изображался человек, необходимо разобраться в установках эпохи, в понимании пафоса и аффекта.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Иоганн Маттезон (1681 — 1764)

Этимологически понятие pathetica связано со словом pathein (страдать, испытывать воздействие извне).

Страдание имеет широкий спектр значений. По традиции, исходящей от Аристотеля, его понимают как болезнь, несчастье, скорбь, которым подвержен субъект. У стоиков, это страсть, при которой душа теряет покой, испытывает страдание (страсть, душевную муку, переживание, желание, жалобу, печаль). По Аристотелю страдание событие, процесс. В риторике, страдание непосредственно связывается с изображением аффекта (раthos+роеin). Такое понимание патетического приводит к специфическим установкам в творчестве: музыкальный материал и аффект предстает как пассивный, внеположный объект, на который направлены усилия композитора. Известная отстраненность в обращении с этим объектом, сочетается с повышенной возбудимостью, реактивностью, проявлением эмоций художников.

Представление аффекта в разных странах было связано с разными эстетическими установками. Изображение говорящего и движимого страстями человека в Италии ориентировалось на pansophia. Еще Кампанелла говорил о магической силе речи, уподобляя ее магическому инструменту. В Германии, аффект связывался с наукой. О патетическом в музыке много размышлял Шютц. Его интересовали страсти, аффекты, открытые современным ему искусством. Аффект, душевное движение для него неразрывно связаны с наукой: Наука музыки движет душой.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Генрих Шютц (1585 — 1672)

Бернхард понимал музыкальное искусство как риторическое учение, поэтому аффект у него связан с музыкально-риторическими фигурами.

Веркмайстер выделял числовую основу изображения аффекта. В немецком учении разрабатывается строгая теория воздействия на слушателя. Изображение аффектов проходит под контролем рассудка. Musicus poeticus должен четко определить объект изображения, средства передачи аффекта, вызвать вполне регламентированную реакцию слушателя. Композитор непременно рассчитывает на эмоциональный отклик. Соната, чего ты от меня хочешь? эти слова Фонтенеля, представителя раннего Просвещения, демонстрируют строгую рационалистическую установку, сохраненную музыкальной эстетикой на протяжении длительного времени. Точно знать законы воздействия, свойства темпераментов, природу аффектов, а так же правила искусства, подразумевающие — особенности ладов, интервалов, темпа и метра, значит — управлять восприятием. Согласно Кунау, красноречие совершенную власть над сердцами слушающих имеет и может им, как воску, печальную, веселую, жалостливую, гневную или любовную форму придать. Не передача собственной эмоции, а внушение — главное для композитора. Здесь музыка совершенно согласуется с поэзией барокко, для которой основное — воздействие, а не самовыражение. Эта установка определяет основное в коммуникативной стороне музыкального искусства.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Иоганн Кунау (1660 — 1722)

Теория аффектов имела длительную предысторию, опиралась на авторитеты.

Аффекты представали идеализированными: по Аристотелю, с которым солидарны основные учения барокко, человек должен изображаться не таким, каков он есть, но таким, каким он должен быть. В классификациях различались главные и второстепенные аффекты. Монтеверди выделил три основные страсти: гнев, уверенность и смирение, или мольбу. Эта схема удержалась на протяжении эпохи. В измененном виде мы встречаем ее у другого теоретика оперы Р. Кайзера: Аффекты гнева, сострадания, любви, как те свойства, присущие великодушию, справедливости, невинности и одиночеству, она (опера) изображает в их неприкрытой наготе, увлекая своей сокровенной силой в сторону сих чувств все умы, и как бы вынуждая сердца к любой страсти, подобно несгораемому амианту (асбесту), воспламеняющемуся посредством искусно отшлифованного зеркала. Другие теоретики относили к основным аффекты любви, печали (или сострадания), слез, стенания или плача, радости или веселия и ликования. В числе остальных, фигурировали аффекты удивления, аффект упорства и отваги, аффект страха и терзания, аффект отчаяния, аффект неверности, аффект суровости, аффект ярости и негодования и др.Был разработан строгий канон передачи, изображения аффекта. Так, аффект радости основывался на понятии благого, с ним связывались лидийский, миксолидийский, гипоионийский лады, совершенная гармоническая триада. Реализация этого аффекта предполагала малое число диссонансов, запрет на их свободное применение, а также на увеличенные и уменьшенные интервалы. Радостными считались терция, кварта, квинта, фигура saltus. Движение должно было быть быстрым, почти без синкоп, размер трехдольным (tempus perfectum). Идеальные примеры музыкального выражения радости мотеты И. С. Баха «Singet dem hern», начало его Рождественской оратории. Ликующие возгласы и распевы, подвижная беглость, совершенный размер, подчеркнутая консонантность, равновесие скачков и плавного движения заставляют слушателя проникнуться искренним весельем.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Клаудио Монтеверди (1567 — 1643)

Иные средства предлагались теоретиками для репрезентации аффекта любви.

Ему подобали слабые интервалы, синкопы, диссонансы, спокойное плавное и мягкое движение. Должны были избегаться тритоны, уменьшенные интервалы, нарушающие присущую аффекту усталость. Аффект любви близок аффекту печали, поэтому словесный текст должен был иметь скорбный характер. Этот канон выразительных средств выдерживается во многих сочинениях. Аффект печали выражает, по Кирхеру, внутреннюю скорбь, жалобу и грусть. Его характеризуют жесткие интервалы, диссонансы (преимущественно свободно взятые), хроматика, секстаккорды, разнообразные нарушения гармонических связей, несовершенная гармоническая триада. Характерны также медленное движение, резкие синкопы, эмфазы. Теоретики предписывают дорийский, фригийский и эолийский лады. Аффект жалобы изображают широкие интервалы (квинты, сексты, септимы) по Кирхеру, они еще не оформлены в страдании. Остальные средства передачи сходны с передачей аффекта печали. Существовала система соответствий между аффектами и ладами. В предисловии к Духовной хоровой музыке упомянуто распределение ладов. Это необходимое для упорядоченной композиции средство непосредственно связано о аффектом. По традициям школы Габриели, которые унаследовал Шютц, фригийский лад носитель скорби, эолийский печали, способный вызывать слезы (школа Шютца аналогично трактовала и дорийский лад), ионийский и лидийский лады соответствовали ликующим, бурным и резвым высказываниям, таким представлялся и миксолидийский лад Бернхард называл его сдержанным и радостным. Строгое представление канона было созданно итальянским теоретиком Дж. Дирута в 1609 г. Оно устанавливало взаимосвязь между ладами, аффектами и органной регистровкой.Позже, М. А. Шарпантье разрабатывает аффектную характеристику тональностей:

Подробную характеристику гармонических средств затем создает Ж. Ф. Рамо.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Марк-Антуан Шарпантье (1643 — 1704)

Прямую зависимость между диссонансами, музыкально-риторическими фигурами, ритмикой и аффектами вывел Й.Кванц.

Например, пунктированные и выдержанные ноты должны выразить серьезное и патетическое в музыке и действительно, множество французских увертюр, основанных на этой типизированной ритмике, сопровождено словом Grave. Чередование долгих и быстрых нот (т.е. длинных и коротких длительностей) служит возвышенному и величественному. Очень ясную классификацию типов тональностей в зависимости от аффектов выработала неаполитанская опера. Бравурность и героику передавал D-Dur, месть d-moll, жалобу g-moll, пастораль G-Dur, любовные чувства А-Dur. Для демонических сцен рекомендовались c-moll и fis-moll. Репрезентировать аффект способна и чистая инструментальная музыка, не прибегая к поддержке слова. Печаль, сострадание, жалобы, скорбь передает Хроматическая фантазия Баха. А сколь патетична его музыкальная речь в танцевальных сюитах, казалось бы, не требующих особых стараний о передаче аффекта. Усложнение задач прикладного жанра, перевод его в сферу высокого стиля, облагораживание незатейливых танцев средствами риторического украшения вот что скрыто за страницами его сюит. Образец высокой патетики и смелой трансформации жанра сарабанда из Шестой английской сюиты. Бах избирает высокоаффектные средства: saltus diriusculus, брошенные и свободно взятые диссонансы. Перенасыщенность хроматическими переходами, музыка с предельной силой передаёт скорбь, страдание, страсть. Бах не одинок в своих поисках инструментальной патетики: очень ясной семантикой обладают образцы инструментальной музыки в других школах. К сходным средствам выражения патетической печали прибегают Вивальди, Пёрселл и др.

Что такое патетика в музыке. Смотреть фото Что такое патетика в музыке. Смотреть картинку Что такое патетика в музыке. Картинка про Что такое патетика в музыке. Фото Что такое патетика в музыке

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)

Непосредственное влияние на музыкальный театр эпохи барокко оказало учение Ф.Ланга.

Композитор разработавшего строго регламентированную систему передачи аффектов грусти, размышления, горя, радости, любви, страсти, гнева. Аффект аллегорическая фигура у Ланга: на титульном листе его трактата, в центре помещена Доблесть, слева от нее — Гнев, Бегство, Страх, Ненависть, Печаль, Отчаяние, справа Желание, Отвага, Любовь, Радость, Надежда. Ланг описывал законы движения рук, кистей, перчаток, пальцев, глаз, актерскую пластику, изменения голоса, тона, соответствующие различным аффектам. Рациональная теория воздействия обрела в его учении законченное выражение. Отработанный в рамках патетической музыки канон выразительных средств, призванных передавать аффекты, оказался очень устойчивым. На нем воспитывались композиторы, в первую очередь оперные. Строго определенные выразительные возможности того или иного аффекта предполагали область отклонений от основного правила.

Против буквального отождествления тех или иных средств с определенными страстями выступал Кунау. Известную свободу в изображении аффектов допускал Хайнихен: он писал о том, что патетическая, меланхолическая и флегматическая музыка может быть передана каждым стилем. Тот или иной выразительный прием обладал семантической зоной, в пределах которой осуществлялось варьирование. Например, фигура восклицания, согласно Маттезону, репрезентировала мольбу, зов, плач, крик, Шейбе же считал, что в консонантной зоне восклицание служит аффекту радости, в диссонантной печали. Таким образом, изменение контекста влекло за собой перестройки вплоть до возможности перехода к противоположному аффекту. Эти особенности теории аффекта во многом повлияли на художественную коммуникацию: ориентация на канон дополнялась достаточно широкой зоной возможных отклонений от него.

В позднем барокко наблюдается определенная перестройка: от изображения аффектов к изображению определенных свойств характера.

Принцип изображения и подражания примерно в 1730-1750 гг. сменяется принципом выражения, который был связан с непосредственной передачей субъективного переживания. Индивидуализация, детализация изображаемого объекта заметна в описаниях танцев сюиты у Маттезона. Менуэту подобает размеренная веселость. Его мелодия должна обладать правильной структурой, выверенной числовыми пропорциями и исполненной движения. Гавот передает настоящую, поистине ликующую радость.

Симптоматично, например, то, что оперное наследие Моцарта обнаруживает ясные связи с эстетикой барокко. Это вызвано не только традициями жанра, но, вероятно, и тем, что композитор сызмальства впитал традиции теории аффектов. Существует свидетельство, что Моцарт обладал отработанной с детства реакцией на определенные аффектные слова, знал как следует распоряжаться жанрами в зависимости от аффекта. Маленький Моцарт как-то импровизировал любовную арию: Вводный речитатив он сочинил на слово affetto, арию гнева на слово perfido (вероломство, коварство), причем так увлекся, что колотил по клавиру и несколько раз вскакивал со стула.

Ригодон олицетворяет кокетливую шутку, жига горячее, но быстро иссякающее рвение, преходящий гнев, полонез искренность и свободу, пасспье легкомыслие, беспокойство и нерешительность и т.д. Большое различие этих характеристик, говорит об отходе от теории аффектов. Но, в то же время, с ней сохраняются связи, а сами эмоциональные типы, выбранные в качестве объектов изображения, удерживают многое от аффектов. Развитие практики шло к отказу от жесткости самого изображения, ко все усиливающейся детализации. Менялись также эстетические установки, однако идея репрезентации аффекта и отработанный в рамках теории аффекта канон выразительных средств сохранили в главном свою значимость. Репрезентация аффекта сыграла важную роль в создании устойчивого комплекса музыкальных выразительных средств, обладающих конкретной семантикой и вызывающих устойчивые ассоциации.

При подготовке публикация были использованы материалы статьи Лобановой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *