Что такое патронатное воспитание
усыновите. ру
Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм
Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;
— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.
Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:
— службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);
— службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);
— службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);
— службу по работе с кровными родителями ребенка.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
— полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
— полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
— решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.
Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.
П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.
Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.
Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)
На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.
Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:
4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.
— семьи с небольшим официальным доходом;
— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
— пожилые или очень молодые люди.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.
Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.
Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).
На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:
С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.
В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.
Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).
Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.
Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагогическую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педагогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.
Новости Минпросвещения РФ
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
Справочно
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
Новости
Эксперты сферы сиротства и приемного родительства убеждены: в России давно необходимо создать институт профессиональной приемной семьи. Из международного опыта нужно взять самые удачные подходы и применить их на местной почве. Для реализации этой идеи должен появиться профстандарт «профессиональный родитель», нужны изменения в законодательстве. А ресурсные родители, которые способны и готовы быть профессиональной семьей, есть, и такой подход к устройству детей уже применяется.
Приглашаем 24 декабря в 18:00 на публичную лекцию «Зачем кандидату в замещающие родители проходить социально-психологическое обследование?».
Папа, мама, восемь детей и…сто проектов
Инициатива взять приемного ребенка чаще исходит от женщины, а муж не всегда сразу поддерживает эту инициативу, а иногда и категорически не соглашается. Какие страхи останавливают мужчин?
© 2008-2021 Автономная некоммерческая организация
Центр развития социальных проектов
Что такое патронажное воспитание
Потеря родителей является огромной трагедией для каждого человека, в двойне трагично если без них остается несовершеннолетний. Что бы хоть как-то помочь таким гражданам реабилитироваться в жизни законом РФ предусмотрено несколько форм устройства ребенка в семьи это может быть усыновление, опекунство, попечительство или патронат.
Определение патронатного воспитания
Опека и попечительство, более распространенные способы выделения внимания и помощи лицам, нуждающимся в них, но что такое патронатное воспитание и как оно осуществляется знают не все. Патронат более новая возможность проявления заботы в отношении субъектов, оставшихся без ухода родителей, она представляет собой разделение прав и обязательств по воспитанию, по защите прав и интересов между патронатным наставником и уполномоченной организацией. Подобная форма покровительства позволяет передать несовершеннолетнего, его наставнику минуя передачу в приют.
Законодательством РФ предусмотрено несколько видов патроната:
Патронатный уход применяется и при сопровождении граждан с отклонениями, особенностями в психофизическом развитии. Присмотр и поддержка осуществляются, как социальном, педагогическом направлениях так и в медицинском сопровождении дитя независимо от его диагноза.
Внимание: патронатный присмотр за субъектами распространен не по всей территории страны, а лишь в тех ее частях, в которых он предусмотрен законом.
Преимущества и недостатки патроната
Подобный вид воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны, так, например, к положительным можно отнести:
Помимо положительных сторон подобный вид имеет и отрицательные стороны:
Прежде чем принять на воспитание подопечного, стоит подумать хватит ли терпения и сил на воспитание, так как они потребуются и скорее всего не малые.
Отличия от других форм опеки детей
Данная форма присмотра за нуждающимися в этом гражданами представляет собой временное выполнение определенных обязательств и часто используется, как промежуточная перед тем, как малыш определяет в детский дом. За благополучие подопечного в данном случае отвечают:
Ярко выраженными отличиями от иных форм присмотра за детьми является, то что патронат осуществляется на платной основе, а к лицам, взявшим на воспитание малыша применяются менее строгие виды наказаний в случаях если они не исполняют свои обязательства.
Выплаты воспитателю
На основании ФЗ номер 48, ст.14, патронат является оплачиваемой формой присмотра за гражданами, виды выплат состоят из:
Внимание: оформить такой вид присмотра за лицом, не достигшим возраста совершеннолетия возможно и лицам, чьи года и доход не соответствуют требованиям, например, при оформлении опеки или попечительства.
Получение статуса патронатной семьи
Чтобы получить покровительство над ребенком, будущий патронатный воспитатель, должен обратиться в службу попечительства, в которой ему потребуется получить заключение соответствующего образца. Для этого необходимо собрать, и предъявить представителю организации пакет некоторых бумаг:
Если службы опеки и попечительства, после рассмотрения всех предъявленных бумаг принимают положительное решение, то будущий патронатным воспитателем подписывается договор, после чего ему передают ребенка.
Наказание за невыполнение обязательств
Что можно отнести к невыполнению обязанностей родителей воспитателей:
За несоответствующее отношение к подопечным, для нарушителей предусмотрено наказание в качестве:
В зависимости от ситуации патронатные родители пронесут соответствующую ответственность.
Взять ребенка на воспитание в семью это ответственность, которую должны осознавать семьи, планирующие это сделать, так же следует понимать, что не процессе воспитания могут возникнуть конфликтные ситуации, к которым следует быть готовым. Несмотря на то, что данная форма опеки происходит немного на иных условиях это все же лучше, чем воспитание, которое лицо, не достигшее возраста 18 лет, получает в приют. Так как привитие ряда определенных ценностей возможно только в семейной обстановке.
Патронатное воспитание: что это такое?
Патронатное воспитание: что это такое?
Справка о патронате
В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах.
Что дает патронат семье и ребенку
Для принимающих родителей патронатное воспитание это:
Вы узнаете, как воспитывать ребенка, не рожденного в Вашей семье; получите необходимые для этого навыки; реально оцените свои возможности; поймете, для какого ребенка Ваша семья подойдет наилучшим образом.
Ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома( право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а Вы получаете пособие на его воспитание
С Вами заключается трудовой договор, Вы становитесь сотрудником детского дома, получаете небольшую зарплату, Вам идет трудовой стаж и предоставляется отпуск
В любое время Вы можете обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы:
юридические (сбор документов, защита прав детей в суде, определение статуса, регулирование отношения с кровными родственниками ребенка и пр.).
психологические (постоянная поддержка в первое время жизни ребенка в семье, и по мере необходимости в последующие годы, специальные занятия и группы встреч для патронатных воспитателей)
медицинские (периодические обследования детей, помощь в случаях серьезных заболеваний, при необходимости устройство в санатории и пр.)
педагогические (дополнительные занятия, в том числе с логопедом, устройство в детские сады, школы, организация отдыха детей)
Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования.
Помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего
Когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит.
Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это:
Любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома.
Патронатные воспитатели о патронате
Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм
Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.
2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :
3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:
4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.
o семьи с небольшим официальным доходом;
o с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
o одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
o пожилые или очень молодые люди.
5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.
Кто может стать патронатным воспитателем
Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
ПРИХОДИТЕ в службу патронатного воспитания:
Мотивация патронатного воспитателя
Организации, занимающейся профессионально устройством детей в семью и патронатным воспитателем в частности очень важно выяснить мотивацию кандидатов в патронатные воспитатели. В некоторых случаях это бывает затруднительно, поскольку сами кандидаты ее не осознают. Выявление истинной мотивации, по сути, эквивалентно определению шансов кандидата на успех. Заметим, что это справедливо для людей, которые хотят взять ребенка в семью, вне зависимости от того, на какую форму устройства они его оформят.
В патронатных службах такая работа ведется на протяжении всего периода подготовки кандидатов и, по сути, направлена на самодиагностику кандидатов. Тем же людям, которые не имеют возможности воспользоваться услугами профессиональных служб по устройству детей, мы советуем еще раз поразмышлять на тему, почему же они хотят взять ребенка на воспитание.
Опыт показывает, что мотивы можно разделить на 3 группы:
Все эти группы содержат как мотивы, способствующие успеху в воспитании патронатного ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
В практике работы мы пришли к заключению, что способствующими успеху, т. е. позитивными, являются следующие мотивы:
О вероятном возникновении трудностей говорят негативные мотивы:
Важно отметить, что все мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Даже негативный мотив, сочетаясь с несколькими позитивными, может способствовать успеху. Чем большее разнообразие мотивов движет кандидатом в патронатные воспитатели, тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная позитивная мотивация может сама по себе являться мощным ресурсом. Анализируя мотивы, по которым люди хотят стать патронатными воспитателями, важно понять, исходят ли они от самой личности или навязаны окружением, обществом.
Компетенции патронатного воспитателя
Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Ряд зарубежных специалистов подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.
Как стать патронатным воспитателем
Если Вы живете в Москве или Московской области, Вы можете обратиться в службу по устройству ребенка Детского дома № 19 «Наша семья» по телефону 267-62-80. После этого наши сотрудники:
Оценка критериев успешности и факторов риска на трех этапах подготовки патронатной семьи
Данные рекомендации представляют собой обобщенный опыт работы нескольких регионов по внедрению патронатного воспитания и предназначены для помощи специалистам служб, занимающихся устройством детей в семьи на патронатное воспитание. Можно прогнозировать ряд проблем с которыми могут столкнуться те регионы, которые предполагают внедрять у себя патронат. В частности:
Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода.
2.1. Критерии успешности:
В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Например, в случае несогласия кого-то из членов семьи, желательно пригласить его на собеседование одного или вместе с кандидатом, и прояснить причины несогласия. В случае непережитой психотравмы, рекомендуется понять, в какой стадии переживания горя находится клиент. В случае острого переживания, следует, по возможности, отсрочить дальнейшую активную работу с клиентом, для того чтобы дать ему время восстановиться после травмы. Желательны дополнительные консультации с квалифицированным психологом. В случаях инфантилизма клиента необходимо оценить ресурс других членов семьи и рассматривать возможность помещения маленького ребенка при постоянном сопровождении семьи специалистами. В случаях подозрения на зависимости (алкоголизм, наркомания) следует либо впрямую обсудить с клиентом свои сомнения, либо попытаться прояснить ситуацию с помощью косвенных вопросов.
2.3. Причины отказа в сотрудничестве:
Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.
3.3. Причины отказа в сотрудничестве:
Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики. Иногда в практике бывает, что хотя все формальные критерии соблюдены, сотрудники службы устройства чувствуют сильное сомнение. В этом случае можно привлечь других специалистов и продолжить обследование.
4.3. Причины отказа в сотрудничестве: