Что такое пение определение
Значение слова «пение»
1. Действие по глаг. петь (в 1, 2, 3 и 5 знач.), а также звуки, сопровождающие это действие. Пение песен. Пение соловья. □ Молчи. Мне пенье надоело, Я диких песен не люблю. Пушкин, Цыганы. Чуть слышно, точно комариный звон, доносилось сюда пение пилы. Горбатов, Непокоренные.
2. Исполнение песен, арий и т. п. как искусство, занятие. Хоровое пение. Преподавать пение.
3. перен. Трад.-поэт. Поэзия, творчество поэта. Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил? Пушкин, Евгений Онегин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:
инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)
таинство трансцендентной интенциональности певца, сублимирующие энергию и культивацию вокала на новый уровень.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.
Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет). Также различается пение хоровое, и ансамблевое, а также пение солистов с хором.
Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Эстрадная вокальная школа возникла в США, но там она более известна как поп-вокал. И уже в постсоветском пространстве появилось понятие «эстрады» и, соответственно, «эстрадного» вокала. Можно смело сказать о том, что эстрадное пение — наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
Расщепление (хрип, рок-вокал)
Обертоновое пение (горловое)
и другие расширенные «техники».
оперное (от ит. «opera» — досл.: работа)
камерное (от ит. «camera» — комната) исполнение арий, романсов.
Академическое пение является одной из номинаций Дельфийских Игр.
народное — фолк, фолк-рок
джазовое — джаз, поп-джаз
Пение без слов (напр., на один звук «а», «о» и т. д.) — вокализ. Пение вокализов применяется при обучении пению. Однако, существуют и вокализы концертные (С. Рахманинова, М. Жербина, концерт Р. Глиера для голоса с оркестром, Вокализ Лизы Бричкиной (из оп. «А зори здесь тихие» К. Молчанова), А. Островского (популярен в исп. Э. Хиля и М. Магомаева) и т. п.).
ПЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. петь (в 1, 3 и 4 знач.). Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы. А. К. Толстой. Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты. Пушкин. Послышалось п. 2. Искусство петь, вокальная музыка. Учитель пения. Учиться пению. Преподавать п. 3. перен. Поэзия, творчество поэта, символизируемого в образе певца (поэт. устар.). Я Пушкина младенцем полюбил. и первый я его услышал пенье. Дельвиг.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пе́ние
1. действие по значению гл. петь ◆ Когда пение Николая Леонидовича услышал кто-то из педагогов ― а он к тому времени уже был настоящим артистом цирка, ― его в тридцать четыре года, без всяких экзаменов приняли в Московскую консерваторию. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995—1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. занятие вокальным искусством ◆ Должна была по распределению ехать куда-то в деревню под Калугой ― преподавать деревенским детям хоровое пение. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995—1999 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова неприкаянный (прилагательное):
Пение
Л. Б. Дмитриев.
Полезное
Смотреть что такое «Пение» в других словарях:
Пение — пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисея и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ПЕНИЕ — ПЕНИЕ, пения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. петь (в 1, 3 и 4 знач.). «Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы.» А.К.Толстой. «Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты.» Пушкин. Послышалось пение. 2. Искусство петь,… … Толковый словарь Ушакова
ПЕНИЕ — (вокальное искусство) различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее кантилена; декламационное речитатив; колоратурное). Пение без слов вокализ … Большой Энциклопедический словарь
ПЕНИЕ — ПЕНИЕ, см. петь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
пение — ПЕНИЕ, вокал ПЕВЧЕСКИЙ, вокальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Пение — Пение, услышанное во сне, обещает Вам радость и счастливое товарищество. Возможно, что Вы скоро получите обещанное письмо от далекого друга. Вам снится сон: Вы поете, а тем временем все, что Вас окружает, манит ожиданием счастья.… … Сонник Миллера
ПЕНИЕ — см. петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пение — (вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное… … Энциклопедия культурологии
пение — бесшабашное (Муйжель); благоуханное (Скиталец); нескладное (Муйжель); серебряное (Надсон); сладкозвучное (Минаев); усыпительное (Жуковский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А.… … Словарь эпитетов
Значение слова пение
Словарь Ушакова
п е ние, пения, мн. нет, ср.
2. Искусство петь, вокальная музыка. Учитель пения. Учиться пению. Преподавать пение.
Культурология. Словарь-справочник
(вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучий – кантилена; декламационный – речитатив; колоратурный).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
п’ение — в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мат.26:30 ; Деян.16:25 ; Иак.5:13 ; Рим.15:9 ; 1Кор.14:15 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Отк.5:9 ; Отк.14:3 ; Отк.15:3 и в них во всех говорится об известном с ветхозаветных времен строго регламентированном песенном сопровождении богослужения в храме, разработанном и установленном Давидом ( 1Пар.6:32 ; 2Пар.23:28 ; 2Пар.29:27 ; Неем.12:46 ; Пс.41:9 ; Пс.118:54 ; Авв.3:1 ). Ни одно из них не говорит о женском пении и о каком бы то ни было отходе от установленных канонов. Истинное пение уповающего на Господа — это Он Сам ( Ис.12:2 ), а то пение, которое мы постоянно слышим теперь в церквах, слишком похоже на концерты «духовной музыки», чтобы быть истинным.
В Ветхом Завете часто говорится о пении и веселии во имя Господа, но это, видимо, нужно понимать как состояние, как особое отношение к Богу, ибо в этом смысле, сказано, поют и радуются горы, леса и даже развалины ( Пс.64:14 ; Пс.65:4 ; Ис.44:23 ; Ис.49:13 ; Ис.52:9 ). В Новом Завете также под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), чем буквальное, постоянное концертное пение. Всякое же постороннее пение и веселье неизменно осуждалось в обоих Заветах ( Исх.32:6 ; Иак.4:9 ; Еф.5:4 ). ( см. женщина, музыка)
Примечание: Августин, возможно последний из людей, предупреждал, что в песне важны слова, а не музыка, которая сильно действует лишь на чувственность (поэтому нужно быть очень внимательным к тому, что мы поем или слушаем).
Словарь музыкальных терминов
исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-художественное содержание музыкального произведения. Пение может быть сольным, ансамблевым (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), хоровым, с сопровождением или без него. Существуют три основные стиля пения: кантиленный, певучий — широкое, плавно льющееся звучание голоса; декламационный — приближающийся к интонациям разговорной речи; колоратурный — основанный на кантиленном, но изобилующий разнообразными украшениями, пассажами и т. д. Для овладения этими стилями пения необходимы не только музыкальность, наличие хороших голосовых данных, но и специальная подготовка (см. Постановка голоса) — в широком смысле предполагающая умение естественно сочетать в пении вокальное и речевое начала. Т. н. народное пение опирается на народно-песенные и исполнительские традиции определенных географических регионов и передается от поколения к поколению. Современное «микрофонное» эстрадное пение отрицает необходимость специальной вокальной подготовки и опирается на бытовую манеру напевания, при которой голосовой аппарат функционирует так же, как при речи на центральном участке диапазона. При необходимости эстрадные певцы могут брать и относительно высокие звуки, однако для этого необходимо умение перестраиваться на «классическую» манеру звукоизвлечения, иначе в пении появляется элемент крика. Пение «микрофонных» певцов бедно такими важными качествами, как высокая певческая форманта (см.), полетность (см.), лишено опоры (см.). При различении манер пения следует учитывать, что использование микрофона в качестве вспомогательного средства для выступления на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и т. д. имеет место и у певцов «классического» плана, а эстрадные певцы используют микрофон в качестве органической части своего голосового аппарата, т. к. без его помощи могут «петь не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто» (Р. Юссон).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(canto — итал., chant — франц., Gesang — нем.). — Происхождение П. связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, П. становится предметом особого искусства. Слова, благодаря П., приобретают больший рельеф. Речь, в соединении с П., производит особенно сильное, захватывающее действие. Для П., как искусства, необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Главные вокальные формы: речитатив, ариозное П., песня, романс, ария, оперная сцена. П. применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, т. е. пение солистов с хором). П. выигрывает в музыке мелодичной, дающей возможность певцу передавать исполняемое свободно, не делая над голосом слишком больших усилий, не утомляя его приемами, противными его натуре. Музыка для П. не должна носить на себе характера инструментального, т. е. не должна заключать в себе приемов, более подходящих к инструменту, чем к голосу.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Большая Советская Энциклопедия
Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса ).
Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.
Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ ≈ французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.
Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., [1955].
Пение
Из Википедии — свободной энциклопедии
С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.
Считается, что пение или, по крайней мере, мелодичные звуки предшествовали современной человеческой речи. Поэтому слова песни мозг усваивает лучше, нежели текст без музыкального сопровождения. Это объясняет также музыкальную природу многих фольклорных жанров, так как народное творчество играло роль не только развлечения, но и способа передачи информации как современникам, так и потомкам.
Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Пение
Вокальное искусство, — иск-во передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание муз. произведения, один из древнейших видов муз. исполнительства. П. может быть со словами или без слов ( см. Вокализация). Оно бывает сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — дуэт, на три — трио, на четыре — квартет и т. п.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инстр. аккомпанементом, но может осуществляться и без него — a cappella. Осн. жанры П. в классич. музыке — оперное П., связанное с драм. действием, с театр. представлением, включающее в себя разл. виды вок. иск-ва, и камерное П. — исполнение романсов, песен, гл. обр. соло или небольшими ансамблями. В лёгкой музыке представлены жанр оперетты и эстр. жанр, включающий множество стилей П. (в нар. манере, напевание в микрофон и т. п.).
Различаются три осн. типа вок. мелодий и, соответственно, три манеры П.: певучий стиль — широкое плавное, связное, льющееся П. — кантилена; мелодии декламационного стиля приближаются к строению и интонациям речи (речитатив); мелодии колоратурного стиля в известной мере отходят от слова и уснащаются большим количеством украшений, пассажей, исполняемых в быстром движении на отдельные гласные или слоги. Певучий, или кантиленный, стиль — основа классич. певч. иск-ва. В нём выдержано большинство арий 19 в. В декламационном, или ариозно-декламационном, стиле написаны сцены и монологи в операх 19 в. и особенно 20 в. (поздние оперы Пуччини, «Воццек» Берга, «Игрок» Прокофьева, «Нос» Шостаковича и др.). В колоратурном стиле пишут чаще всего для высоких голосов, хотя в 18 в. в Италии способность к колоратурному П. развивалась у всех певцов независимо от типа голоса. Вок. мелодии разл. стилей нередко используются в одном произведении.
Проф. вок. иск-во было известно ещё в антич. мире, в странах Др. Востока. Оно развивалось гл. обр. в форме нар. и культового пения. Нар. певцы — исторически первые представители вок, иск-ва. В средневековье носителями проф. нар. певч. иск-ва являлись странствующие певцы (в Зап. Европе — барды, трубадуры, миннезингеры, в России и на Украине — скоморохи, лирники, бандуристы; на Кавказе — ашуги, гусаны и др.). Нар. певцы часто были и творцами песен. Их иск-во передавалось из поколения в поколение в устной традиции. С возникновением христианства П. вошло в церк. богослужение и распространилось в этой форме по всему миру. До 10-12 вв. церк. П. Зап. Европы было в основном одноголосным, а затем развивалось на базе хор. многогол. церк. музыки. Первые школы П. были созданы при монастырях и церквах, откуда в 17-19 вв. вышли мн. оперные певцы. В эпоху Возрождения развивалась светская муз. культура, возникали новые, более сложные жанры вок. и вок.-инстр. музыки — опера, позднее — романс и др. На смену полифонии пришла гомофония. Ведущим видом певч. иск-ва стало сольное П. Всё это привело к бурному росту и дальнейшему расцвету проф. певч. иск-ва в 17 в. и в последующее время, к формированию нац. вок. школ в странах Зап. Европы.
Каждая из нац. школ П. характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певч. звука. Нац. школы П. как стилистич. направления складывались одноврем. с возникновением нац. композиторских школ, выдвигавших перед певцами определ. художеств.-исполнит. требования. В нац. манере П. находят отражение исполнит. традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.
В нач. 17 в. сложилась итал. школа сольного П. Выделяясь совершенной вок. техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итал. языка и удобство для голоса итал. мелодий позволяли максимально использовать певч. возможности голосового аппарата. Итал. школа выработала эталон классич. звучания голоса. Итал. певч. иск-во оказало влияние на формирование и развитие др. нац. вок. школ. Стиль П. итал. певцов эволюционировал, следуя требованиям музыки ведущих композиторов Италии. В 17 в. — от первых опер Я. Пери и Дж. Каччини (декламац.-мелодич. стиль) через творчество К. Монтеверди и композиторов венецианской школы к операм-сериа А. Скарлатти и др. представителей неаполитанской оперной школы. В 18 в. итал. П. характеризовалось обилием колоратур. Колоратурный стиль исполнения связан гл. обр. с исполнит. иск-вом певцов-кастратов. В 19 в. оперное творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и особенно Дж. Верди привело к развитию кантиленного звучания голосов, к расширению диапазона голоса и увеличению его динамич. и драматически-выразительных возможностей. Вок. партии стали более индивидуализированными в соответствии с муз. характеристикой образов. Позднее творчество Дж. Пуччини, а затем Р. Леонкавалло, П. Масканьи, У. Джордано привело к усилению ариозно-декламац. начала и к ещё более эмоционально-обострённому П., к-рым характеризуется совр. исполнит. иск-во итал. певцов. Среди известных итал. певцов — Дж. Паста, А. Каталани, А. Бозио, Дж. Рубини, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Титта Руффо, А. Галли-Курчи, Дж. Лаури-Вольпи, Тоти Даль Монте, А. Пертиле, Б. Джи-льи, Т. Скипа, Дж. Симионато, М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, Ф. Корелли, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссот-то, П. Каппуччилли.
Франц. школа П. характеризуется важной ролью декламац. элементов, ведущих происхождение от распевной декламации поэтов и актёров франц. классич. трагедии 18 в., находит отражение в ней и нац. характер песенности. Этот стиль формировался под влиянием творчества Ж. Б. Люлли, К. В. Глюка, А. Гретри, а затем Дж. Мейербера, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Массив, Ж. Бизе. Крупнейшими представителями школы являлись певцы А. Нурри, Ж. Дюпре, Д. Aрто, M. Maлибран, П. Виардо, Ж. Девойо.
Нем.-австр. вок. школа в своём развитии отражает эволюцию муз. иск-ва соответств. стран. Нек-рые из их крупнейших композиторов испытали заметное влияние оперного иск-ва Италии. И. С. Бах и Г. Ф. Гендель в сольных и хоровых вок. соч. широко применяли виртуозность, восходящую к итал. образцам; В. А. Моцарт синтезировал достижения всех осн. совр. ему школ вок. письма. Однако основа вок. творчества всех этих композиторов, также как Л. Бетховена и К. М. Вебера в последующее время, была национальной, связанной с нем. нар. песенностью. Позднее в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа большое развитие получила камерная вок. музыка, породившая новое в ту пору амплуа камерного певца. Оперное творчество Р. Вагнера вызвало к жизни особый стиль P., характеризующийся преобладанием возвышенной декламационности, мощностью и тембровой насыщенностью звучания голосов, способностью к исполнению фраз значит. длины, с большими нарастаниями звучности. На стиль исполнения нем. певцов последующих поколений оказало влияние оперное творчество Р. Штрауса, А. Шёнберга, А. Берга, П. Хиндемита, К. Орфа и др. Наиболее известные нем. певцы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, в 20 в. — Э. Шварцкопф, Д. Фишер-Дискау, Т. Адам.
В 19 и 20 вв. выдающиеся певцы, обладающие превосходными голосами и высокой культурой П., появляются и в др. странах — Е. Линд в Швеции, К. Новелло в Великобритании, Э. Решке, А. Дидур, Б. Бандровска-Турска — в Польше, X. Даркле — основоположница рум. школы, Э. Дестинова — чеш. певица. К сер. 20 в. вок. иск-во широко развивается во всех европ. гос-вах, в США, Канаде, Юж. Америке, возникает в Японии, Корее и др. странах.
Развитые вок. школы сложились в Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше. В связи с распространением звукозаписи, радио, кино, телевидения и лёгкостью средств сообщения между странами взаимовлияние певч. иск-ва разл. национальностей оказывается настолько сильным, что черты, ранее резко отличавшие одну нац. школу от другой, в значит. мере сгладились. Степень совершенства ведущих певцов мира такова, что в одном спектакле могут участвовать певцы разл. национальностей (напр., в спектакле «Дон Кар-лос» Верди, к-рым в дек. 1977 открылись торжества по случаю 200-летия театра «Ла Скала», вместе с итал. артистами выступали сов. певцы Б. В. Образцова и Е. Е. Нестеренко и англ. певица М. Прайс).
В России вок. иск-во существовало до нач. 18 в. в форме нар. и церк. П. Со времён утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырских, а затем и приходских церк. школах. Нар. исполнит. иск-во и церк. П. с его высокой вок. культурой подготовили почву для возникновения светского проф. вок. иск-ва. С 1735 в Петербурге существовала итал. опера, к-рая способствовала росту профессионализма рус. композиторов и певцов. Известные рус. певцы 18 в. — А. М. Михайлова, Е. С. Уранова-Сандунова, А. М. Крутицкий, Я. С. Воробьёв, 1-й пол. 19 в. — Н. С. Семёнова, П. В. Злов, В. М. Самойлов, Н. В. Лавров, А. О. Бантышев, П. А. и П. П. Булаховы свободно владели итал. стилем П., кантиленой и колоратурой и в то же время умели задушевно, в чисто рус. манере исполнять отечеств. репертуар. Рус. нац. школа П. оформилась под влиянием творчества и исполнит. манеры М. И. Глинки. Учениками Глинки были такие виднейшие певцы, как О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский. В дальнейшем на исполнит. принципы певцов рус. школы большое влияние оказало творчество, а также критическая, в нек-рых случаях и педагогич. деятельность А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. В нач. 20 в. рус. вок. школа завоевала мировое признание на «Русских сезонах» в Париже. Творческие достижения рус. певцов этого времени оказывали влияние на мировое вок. иск-во. Характерные черты рус. вок. школы — мастерство драм. игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вок. технике, умение сочетать вок. мастерство с психологически окрашенным, живым словом. Выдающиеся певцы этого периода — Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Гр. С. Пирогов и др.
Традиции рус. школы нашли продолжение в творчестве ведущих сов. певцов К. Г. Держинской, В, В. Барсовой, Н. А. Обуховой, Е. К. Катульской, С. П. Преображенской, Е. А. Степановой, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, А. С. Пирогова, М. О. Рейзена, М. П. Максаковой, С. И. Мигая и др. В 30-е гг. 20 в. в большинстве нац. республик возникла своя нац. вок. культура, опирающаяся на опыт и художеств. достижения рус. школы. Были созданы оперные театры и подготовлены высококвалифицированные проф. нац. кадры певцов, способных исполнять как нац., так и классич. репертуар. Среди них — К. Байсеитова, Бюль-Бюль Мамедов, Ш. Мамедова, А. Даниэлян, Л. П. Александровская, Е. Б. Серкебаев, X. Насырова. Большое развитие проф. вок. иск-во получило на Украине, в Грузии, где оно существовало издавна. Среди известных певцов этих республик — Б. Р. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. И. Донец, З. М. Гайдай, Д. Я. Ангуладзе, Д. А. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, Е. Т. Сохадзе, Н. Хорадзе и др. Расцвело вок. иск-во сов. прибалтийских республик; его виднейшие представители — Ж. Л. Гейне-Вагнер, Э. Я. Пакуль, В. Норейка, К. И. Петраускас, А. С. Сташкевичюте, Т. Я. Куузик, Г. К. Отс. Ряд сов. певцов был отмечен премиями на междунар. конкурсах — И. И. Петров, И. К. Архипова, Г. В. Олейниченко, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко, Е. С. Мирошниченко, М. Л. Биешу и др. Среди виднейших камерных певцов — З. П. Лодий, А. Л. Доливо, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова. Широчайшее распространение получили эстр. пение, деятельность хор. коллективов и театров муз. комедии. Известные мастера сов. эстрады — Л. О. Утёсов, Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Р. М. Бейбутов, Л. Г. Зыкина, М. Магомаев. Ведущие вок. коллективы — Рус. нар. хор им. Пятницкого, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Сов. Армии им. Александрова, Гос. академич. рус. хор, Респ. академич. рус. хор. капелла им. Юрлова, Гос. академич. муж. хор Эст. ССР, Академич. хор. капелла БССР, Академич. хор. капелла УССР «Думка», Молд. гос. хор. капелла «Дойна», Груз. хор. капелла и др.
Классич. П. переживает сложный этап, поскольку требования к певцу необыкновенно выросли. Он должен освоить сложные по муз. языку совр. вок. произв., владеть особой вок. техникой, необходимой для их исполнения. Оперный певец должен владеть и драм. иск-вом, быть актёром, способным создавать живые, реалистич. образы. Репертуар оперных т-ров мира сегодня таков, что певец должен уметь исполнять партии в соч. самых разнообразных стилей. Особые требования к П. предъявляют партии новых опер. Хотя совр. опера — явление разноликое, в общем на смену развёрнутым, ясным по форме ариям и ариозо классич. опер, требовавшим широкого кантиленного П. ровным, льющимся, хорошо поставленным голосом, пришли вок. партии, не обнаруживающие чёткого членения на разделы, близкие по строению к речи, сложные по муз. языку, требующие от певца иной техники формирования звука. Иным стало и соотношение вок. партий и партии оркестра.
Для передачи нек-рых эмоциональных состояний совр. композиторы привлекают предельно высокие и самые низкие ноты, напряжённо звучащие переходные звуки, скачки на большие интервалы. С этой же целью используются резкие динамич. переключения от крайней степени forte к предельно тихому звучанию. Во все времена существования проф. вок. иск-ва певцы приспосабливали свою вок. технику к требованиям, к-рые выдвигали перед ними новые вок. произведения, и развивали свой слух, чтобы быть в состоянии их спеть. Голос может выполнить только то, что усвоено слухом. Поэтому совр. певец должен иметь высокоразвитый слух и новую «сверхтехнику».
Для проф. певца необходимы прирождённая музыкальность, исполнит. одарённость, свободное владение голосом. Для исполнения классич. музыки голос должен быть специально приспособлен и развит ( см. Постановка голоса), должен приобрести красивый тембр, ровность и устойчивость звучания, большой диапазон, силу, гибкость и др. исполнит. качества. Кроме того, певец должен научиться ясно и выразительно произносить при П. поэтич. текст — обладать чёткой дикцией. Умение естественно сочетать в П. вок. и речевое начала — непременное качество проф. певца.
Для исполнения партий в опереттах певец должен владеть не только иск-вом P., но и поставленным речевым голосом, уметь быстро переходить от П. к речи и петь во время танца. Всё это создаёт дополнит. трудности, весьма утомляет голос и сокращает продолжительность проф. деятельности певца.
П. в нар. манере, а также совр. «микрофонное» эстр. исполнение не требуют спец. постановки голоса и основаны на естеств. бытовом П. При бытовом П. голосовой аппарат функционирует так же, как и при речи.
Перед вок. педагогом стоят задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как муз.-артистич., так и технич. сторон иск-ва П. Педагог призван заботиться и об эстетич. воспитании ученика, формировании его мировоззрения, развитии нужных для проф. деятельности морально-волевых качеств. В отличие от педагогов др. исполнит. специальностей, педагог-вокалист не имеет дела с готовым муз. инструментом. Он одноврем. формирует сам «инструмент» и учит «играть» на нём. Неодинаковость анатомич. структуры и функций голосового аппарата у разл. певцов затрудняет употребление единых, подходящих для всех приёмов П.
Вок. педагогика призвана воспитывать певца в соответствии с запросами существующей исполнит. практики. Её принципы исторически согласуются с требованиями времени и потому не могут механически переноситься из одной эпохи в другую. Однако в них находят своё отражение неизменные педагогич. закономерности развития вок. навыков, а также физиологич. принципы деятельности голосового аппарата.
Крупнейшими отечеств. вок. педагогами дореволюц. периода были М. И. Глинка, А. Е. Варламов, А. С. Даргомыжский, А. Д. Александрова-Кочетова, Д. Гальвани, К. Эверарди, Н. А. Ирецкая, Г. Ниссен-Саломан, Б. А. Лавровская, В. M. Зарудная-Иванова, У. Мазетти, С. И. Габель, И. П. Прянишников.
Среди выдающихся сов. педагогов 1920-х — 30-х гг.- Е. А. Муравьёва, Ю. А. Рейдер, Е. А. Вронский, Г. П. Гандольфи, К. Н. Дорлиак, С. В. Акимова, М. В. Владимирова, Н. Г. Райский, Н. И. Сперанский, E. P. Петренко, Е. А. Милькович, А. К. Ардер, E. E. Егоров, О. А. Бахуташвили-Шульгина, А. Б. Даниэлян.
Позднее много сделали для развития сов. вок. иск-ва педагоги Е. К. Катульская, Ф. С. Петрова, О. Н. Благовидова, Д. Я. Андгуладзе, М. Э. Донец-Тессейр, А. Л. Доливо, М. В. Луканин, П. В. Голубев, Е. Г. Ольховский, Г. И. Тиц, Д. Б. Белявская, М. М. Мирзоева, Н. А. Вербова, Г. Г. Аден, Н. Д. Шпил-лер, Д. Г. Евтушенко.
Обучение П. начинается в общеобразоват. школе. Детское хор. П. широко распространено в дворцах пионеров, клубах, домах культуры, а также в спец. хор. училищах. Существует множество первоклассных детских хор. коллективов. Общее руководство вок. обучением детей возложено на Ин-т художеств. воспитания АПН СССР.
Проф. обучение певцов-исполнителей в муз. уч-щах занимает 4 года; уч-ща выпускают певцов со специальностью артист ансамбля. 5-летнему курсу консерваторий предшествуют 2 года подготовит. отделения для одарённых молодых певцов, не имеющих спец. муз. подготовки. Эта система даёт возможность заниматься у одного и того же педагога в течение 7 лет, что позволяет развить вок. навыки до уровня профессиональных. В 1944 для подготовки высококвалифицированных педагогов-музыкантов, в т. ч. певцов, создан Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных.
В СССР систематически организуются смотры, конкурсы, фестивали молодых певцов, праздники песни; проводятся вок. конференции, семинары по повышению квалификации вок. педагогов; издаётся спец. науч.-методич., популярная и мемуарная лит-ра по вок. иск-ву, выпускаются обширный нотный материал и грамзаписи.
Сов. вок. педагоги стремятся решать все методологич. задачи коллективно. На систематически устраиваемых всесоюзных и республиканских вок. конференциях, семинарах по повышению квалификации осуществляются обмен науч. информацией, показ практич. опыта, вносятся предложения по совершенствованию системы обучения, улучшению уч. планов. Наиболее значит. всесоюзные вок. конференции были проведены в 1940, 1954 и 1966.
Вок. методология изучает вок. практику, общие закономерности развития голоса, обобщает опыт педагогов, проводит исследования, необходимые для науч. обоснования процесса обучения певцов.
В первых дошедших до нас соч. по иск-ву П. указания по постановке голоса и технике пения весьма скупы и рассыпаны среди замечаний, касающихся исполнения. Одним из первых дошедших до нас соч. о П. является трактат араба Абу-ль-Хасана (Hassan, прозвище Зириаб — дрозд), изданный в Испании на рубеже 8 и 9 вв. В ср. века был известен трактат о пении Джероламо ди Моравиа (13 в.). Наиболее известные авторы вок.-педагогич. соч. 16, 17 и 18 вв. — Л. Цаккони, Дж. Каччини, П. Ф. Този, Дж. Манчини. Обобщение методич. принципов итал. певцов эпохи бельканто содержится в труде X. Ф. Манштейна и в т. н. методе Парижской консерватории.
До сер. 19 в. вок.-педагогич. соч. имели описат. характер; их авторы детально останавливались на развитии вок. техники и принципах исполнения. После изобретения ларингоскопа (М. Гарсиа, 1855) и исследования дыхат. движений в пении (Дидей и Петрекен, 40-е гг. 19 в.) методич. установки и приёмы обучения начинают получать науч. обоснование. Достижения физиологич. науки в нач. 20 в. привели многих педагогов к расчленённому рассмотрению работы голосового аппарата в П. и выделению в качестве примата гортани, дыхания или артикуляции.
Для методич. работ сер. 20 в. характерно возвращение к целостному пониманию голосовых функций и привлечение внимания к психофизиологич. механизмам исполнит. процесса. Психич. механизмы являются организующими и направляющими работу голосового аппарата. Основой для понимания работы этих механизмов является учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Развитие певч. навыков, необходимых для исполнит. деятельности, рассматривается совр. вок. педагогикой как феномен, осуществляющийся в коре головного мозга под контролем слуха и др. обратных связей, идущих от работающего голосового аппарата. Периферич. механизм — голосовой аппарат певца, его акустич. свойства, физиология голосообразования изучаются совр. методами — рентгенологическими, акустическими, физиологическими.
В СССР в 20-30-х гг. 20 в. важную роль в становлении науки о певч. голосе сыграли деятельность ГИМНа, лаборатории при Моск. консерватории и работы отд. ученых — P. P. Заседателева, И. И. Левидова, Л. Д Работнова, Е. Н. Малютина, С. Н. Ржевкина и др. В 60-70-е гг. 20 в. осн. вклад в науку о певч. голосе внесли лаборатория при Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных и лаборатории при Ленингр. и Моск. консерваториях.
Среди заруб учёных, много сделавших для развития науки о голосе,- М. Надолечни, А. Музехольд, В. Барт, О. Рэссел, Ван ден Берг, И. Пресман, В. Бартоломью, Р. Юссон, А. Сундберг, Г. Фант. Для совр. трудов характерна опора методич. положений на науч. данные. Сов. вок. педагогика развивается на основе тесного взаимодействия теории и практики. Такое внимание к теории иск-ва необычно для консерваторий капиталистич. стран. Лаборатории при консерваториях имеются только в СССР. Наукой о П. в капиталистич. странах занимаются врачи-фониатры и физиологи.
Классич. руководства по П. в 19 в. были написаны европ. педагогами М. Гарсиа, Ж. Дюпре, Ф. Ламперти, Л. Лаблашем, Г. Панофкой, Ю. Штокхаузеном и др. В числе рус. школ П. — труды А. Е. Варламова, М. И. Глинки, А. М. Додонова, Ю. Арнольда, П. К. Бронникова, В. Л. Карелина, И. П. Прянишникова, С. М. Сонки и др Наиболее значит. работы в области вок. науки и педагогики в сов. время выполнены В. А. Багадуровым, P. P. Заседателевым, И. И. Левидовым, Л. Д. Работновым, В. П. Морозовым, Д. Л. Аспелундом, И. К. Назаренко, Л. Б. Дмитриевым. Среди совр. заруб. работ — руководства Д. Стенли, Ф. Хаслера и И. Род-Марлинг, В. Веннарда, В. Фукс, Н. Мари.
Литература: H. З. (Захаров Н. И.), Несколько слов по поводу пения в России, «Москвитянин», 1852, кн. 2, в сб. Музыкальное наследство, т. 1, M, 1962; Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, в 1-3, M, 1929-37, 1956; Доливо А. Л, Певец и песня, M — Л, 1948; Аспелунд Д. Л., Развитие певца и его голоса, M — Л, 1952; Львов М. Л., Из истории вокального искусства, M, 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л, 1967; Дмитриев Л. Б, Основы вокальной методики, M, 1968; Назаренко И. К., Искусство пения, M., 1968; Nodoleczny M., Untersuchungen ьber den Kunstgesang, B., 1923; Panzеrа С, L’art de chanter, R., 1945; Machabey A, Le bel canto, R, (1948); Kagen S., On studying singing, N. Y., (1950); Duey R., Bel canto in its golden age, N. Y. 1951; Соссhi L., Il canto artistico, Torino, (1953); Lauri-Volpi G., Voci parallele, (Mil, 1955); (рус пер — Лаури-Вольпи Д., Вокальные параллели, Л, 1972); Benharoche M., De l’art vocal., v. 1-2, (Biarritz, 1958); De Young R., The singer’s art, Chi., (1958); Rоss W., Secrets of singing, Bloomington, 1959; Husson R., La voix chantйe, R., 1960 (рус. пер. — Юссон R., Певческий голос, M., 1974), Кау E., Bel canto and the sixth sence, L., (1963); Husler F., Rodd-Marling J., Singing the physical nature of the vocal organ, J., (1965); Vennard W., Singing, the mechanism and the technic, N. Y., 1968.