Что такое пентархия по истории
Пентархия
Появление термина «пентархия» связано с эволюцией церковного устройства в эпоху Вселенских Соборов, а именно с образованием Патриархатов. В V столетии предстоятели крупнейших Поместных Церквей стали обычно титуловаться патриархами. Впрочем, в церковных источниках слово «патриарх» по отношению к епископам впервые употребляется уже с конца IV века, первоначально, однако, без однозначного фиксированного значения. Так, по словам церковного историка Сократа, II Вселенский Собор вверил каноническое окормление отдельных областей восточной половины Римской империи епископам, которых он именует патриархами: отцы Собора «установили патриаршества, чтобы епископы не простирали своей власти на чужие Церкви за пределами своих областей, а прежде, по причине гонений, делалось это безразлично. Нектарий получил в управление столицу и Фракию. Понтику получил в управление преемник Василия в Кесарии Каппадокийской Элладий, а потом епископ также каппадокийского города Ниссы, брат Василия, Григорий и епископ Мелитины в Армении Отрей. Азийский округ разделили между собою Амфилохий Иконийский и епископ Антиохии Писидийской Оптим. Египетские Церкви поручены Тимофею, епископу Александрийскому, а управление Церквами восточного округа вверено епископам оного – Пелагию Лаодикийскому и Диодору Тарсийскому, с сохранением преимуществ Церкви Антиохийской, предоставленных тогда на Соборе Мелетию» (Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 213). Но слово «патриарх» тогда, в конце IV века, еще не стало церковным титулом.
Вероятно, первым официальным документом, в котором слово «патриарх» употреблено как высший иерархический титул, является «Конституция» Зенона от 477 года – по крайней мере, это самый ранний из сохранившихся официальных актов, в котором зафиксирован патриарший титул.В канонах титул патриарха появляется спустя два столетия, впервые – в 7-м правиле Трулльского Собора (691), тематика которого, однако, совершенно не связана с характеристикой значения патриаршего сана: «Диакону, аще бы имел и достоинство, то есть какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера, разве когда, представляя лице своего патриарха или митрополита, прибудет во иный град, ибо тогда, яко занимающий его место, будет почтен». В ту пору уже патриарший титул носили предстоятели пяти Поместных Церквей: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. При этом по отношению к епископам Римскому и Александрийскому наряду с патриаршим титулом употреблялся также и папский.
Образование Патриархатов явилось очередным и исторически последним шагом на пути укрупнения поместных образований. Этому этапу предшествовало объединение Церквей, возглавляемых митрополитами и обладавших автокефальным статусом, в Экзархаты. Хотя впервые в канонах слово «экзарх» встречается уже в 6-м правиле Сардикийского Собора (чин экзарха известен был, конечно, и ранее, но применялся он лишь в отношении лиц, облеченных гражданской властью); в нем оно, однако, не имеет особого самостоятельного значения, являясь иным наименованием для того же митрополита, но в 9-м и 17-м канонах Халкидонского Собора этот термин употреблен уже с другим, новым значением: «Аще же кто будет обижен от своего митрополита, да судится перед экзархом великия области или пред Константинопольским престолом» (17-е правило).
Появление Экзархатов было связано с развитием административного деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При святом равноапостольном Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых городских префектов. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, и Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского полуострова, а также Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи Константинополь; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Каждый диоцез включал в себя несколько провинций. Экзархами (по-латыни – викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов. В западной части империи экзархам соответствовали примасы, ибо отцы Карфагенского Собора в 48-м (39-м) правиле запретили употреблять титул экзарха как несовместимый с идеалом христианского смирения.
Карта Юстиниановой Пентархии Экзархаты, именовавшиеся также «великими областями», оказались неустойчивыми, эфемерными образованиями. Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената», обусловлено было и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Рима, уже II Вселенский Собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (3-е правило). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию Константинопольского епископа, помимо Фракийского, также Азийский и Понтийский диоцезы (28-е правило). В латинской половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равенской и Миланской Церквей, а затем и на весь Запад с тремя его префектурами. Впоследствии, в эпоху императоров-иконоборцев, восточная часть Иллирика, а также Южная Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию Константинополя. Римские папы смогли позже, опираясь на помощь норманнов, восстановить свою юрисдикцию над Южной Италией и Сицилией, но не над восточным Иллириком, который на века остался в пределах Константинопольского Патриархата и благодаря этому сохранил свою принадлежность к Вселенской Православной Церкви. Уже I Вселенский Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии-Иерусалима – матери всех Церквей (7-е правило), которая ко времени этого Собора оказалась в юрисдикции епископа Кесарии Палестинской. Это привело потом к полной самостоятельности – к автокефалии – Иерусалимской Церкви. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь, включавшая Египет, Сирию и Пентаполь.
Так образовались пять Патриархатов. С этим числом и связан термин «пентархия», что в переводе на русский язык означает «пятивластие». Таким образом, «пентархия» – это всего лишь существовавший некоторое время факт церковной истории, подобно тому как в международных отношениях, какими они сложились после Венского конгресса, существовала «пентархия» великих европейских государств: России, Австрии, Великобритании, Пруссии, Франции.
Но в IX веке появилось своеобразное учение о пентархии – о том, что в Церкви по природе вещей может быть лишь пять патриархов, ни больше и ни меньше, подобно тому как есть только пять чувств, и вся вселенная должна быть поделена между ними. Теорию «пентархии» отстаивал Александрийский патриарх Петр; его рассуждение на этот предмет, содержащееся в послании архиепископу Аквилейскому, который также стал в некоторых актах титуловаться «патриархом» (этот титул перешел впоследствии к епископу Венеции), было внесено в «Синопсис» Стефана Ефесского, а оттуда, через Аристина, попало в «Кормчую» святого Саввы и, следовательно, в нашу печатную «Кормчую»: «Ни где же несть написано первопрестолнику Акилийскому, рекше Венетскому, именоватися патриархом: во всем бо мире пять патриархов познахом: Римскаго, Константиня града, Александрскаго, Антиохийскаго и Иерусалимскаго, якоже бо тело наше пятию чювств строится, тако и Христово Тело, еже есть верных Церкви, якоже пятию чювств, пятию престол патриаршеских строится» (гл. 40). Сторонником этого курьезного учения, при всем своем грандиозном уме, был и знаменитый канонист патриарх Антиохийский Вальсамон. По существу дела, тут мы сталкиваемся с аберрацией канонического сознания, характерной для средневековья, и чуждой ответственного и трезвого стиля канонической мысли эпохи патристики.
Теория «пентархии», лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впоследствии мнимые доводы в отстаивании гегемонии грекоязычных Церквей над негреческими Православными Церквами. Тенденция, выразившаяся в этой теории, как это ни удивительно, обнаруживается время от времени и в новейшую эпоху; она способна становиться причиной осложнений во взаимоотношениях восточных Патриархатов и Поместных Церквей, получивших автокефалию во II тысячелетии от Рождества Христова.
Между тем уже III Вселенский Собор, подтвердив в своем 8-м правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых престолов христианского мира. Поучительно положение, которым оканчивается это правило: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков».
Помимо автокефальной Кипрской Церкви во главе с архиепископом, со времени императора Юстиниана существовала также автокефальная Церковь Новой Юстинианы, предстоятель которой титуловался архиепископом, – с ней преемственно связана Охридская архиепископия. А затем уже появляются и иные Поместные Церкви, и предстоятели некоторых из них носят патриарший титул, который во всех отношениях ставит их в один ряд с восточными патриархами.
Пентархия
Смотреть что такое «Пентархия» в других словарях:
Пентархия — (от греч. πεντά пять + αρχία власть пятивластие). название любого правительства, в котором власть разделена между пятью людьми. название международного союза 5 держав (России, Пруссии, Австрии, Франции, Англии),… … Википедия
пентархия — сущ., кол во синонимов: 1 • пятидержавие (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПЕНТАРХИЯ — ПЕНТАРХАТ, ПЕНТАРХИЯ (ново лат. греч. pentarchia, от pente пять, и arche господство). Господство пяти держав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕНТАРХИЯ политическое преобладание пяти великих держав… … Словарь иностранных слов русского языка
ПЕНТАРХИЯ ИРЛАНДСКАЯ — (от греч. pente пять и arxn власть) условное обозначение терр. деления Древней Ирландии, когда она, согласно ист. традиции, после завоевания о ва кельтами стала делиться на пять королевств (федераций племен) начала племенных, затем терр.… … Советская историческая энциклопедия
Пентархия ирландская — усл. обознач. терр. деления Др. Ирландии, когда она, согл. ист. традиции, после завоев. о ва кельтами, стала делиться на пять «королевств» (федераций племен) сначала племенных, затем терр. объед. во гл. с «королями», превративш.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
папство — Церковные историки датируют возникновение П.а 30 ми гг. I в., когда, согласно преданию, «князь апостолов» Петр организовал в Риме христианскую общину и стал первым епископом вечного города. Правда, сведения о пребывании Петра в Риме… … Словарь средневековой культуры
Конгрессы и Конференции — международные собрания представителей государств. Явившись на смену церковно политических соборов средних веков, К. и конференции продолжают служить выражением существующей между народами солидарности. С течением времени изменяется и их характер … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Равновесие политическое — принцип, в силу которого державы стремятся не допускать такого усиления одной или нескольких из них, которое было бы опасно для других. Принцип этот является действующим и руководящим в международных отношениях начиная с XVII в., преимущественно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Франко-русский союз — союз, заключенный между Францией и Россией в начале 1890 х гг. в противовес тройственному союзу (см.) и вместе с этим последним охранявший в течение последнего десятилетия XIX века систему европейского равновесия. Если не считать таких временных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пентархия
Появление термина «пентархия» связано с эволюцией церковного устройства в эпоху Вселенских Соборов, а именно с образованием Патриархатов. В V столетии предстоятели крупнейших Поместных Церквей стали обычно титуловаться патриархами. Впрочем, в церковных источниках слово «патриарх» по отношению к епископам впервые употребляется уже с конца IV века, первоначально, однако, без однозначного фиксированного значения. Так, по словам церковного историка Сократа, II Вселенский Собор вверил каноническое окормление отдельных областей восточной половины Римской империи епископам, которых он именует патриархами: отцы Собора «установили патриаршества, чтобы епископы не простирали своей власти на чужие Церкви за пределами своих областей, а прежде, по причине гонений, делалось это безразлично. Нектарий получил в управление столицу и Фракию. Понтику получил в управление преемник Василия в Кесарии Каппадокийской Элладий, а потом епископ также каппадокийского города Ниссы, брат Василия, Григорий и епископ Мелитины в Армении Отрей. Азийский округ разделили между собою Амфилохий Иконийский и епископ Антиохии Писидийской Оптим. Египетские Церкви поручены Тимофею, епископу Александрийскому, а управление Церквами восточного округа вверено епископам оного – Пелагию Лаодикийскому и Диодору Тарсийскому, с сохранением преимуществ Церкви Антиохийской, предоставленных тогда на Соборе Мелетию» (Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 213). Но слово «патриарх» тогда, в конце IV века, еще не стало церковным титулом.
Вероятно, первым официальным документом, в котором слово «патриарх» употреблено как высший иерархический титул, является «Конституция» Зенона от 477 года – по крайней мере, это самый ранний из сохранившихся официальных актов, в котором зафиксирован патриарший титул.В канонах титул патриарха появляется спустя два столетия, впервые – в 7-м правиле Трулльского Собора (691), тематика которого, однако, совершенно не связана с характеристикой значения патриаршего сана: «Диакону, аще бы имел и достоинство, то есть какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера, разве когда, представляя лице своего патриарха или митрополита, прибудет во иный град, ибо тогда, яко занимающий его место, будет почтен». В ту пору уже патриарший титул носили предстоятели пяти Поместных Церквей: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. При этом по отношению к епископам Римскому и Александрийскому наряду с патриаршим титулом употреблялся также и папский.
Образование Патриархатов явилось очередным и исторически последним шагом на пути укрупнения поместных образований. Этому этапу предшествовало объединение Церквей, возглавляемых митрополитами и обладавших автокефальным статусом, в Экзархаты. Хотя впервые в канонах слово «экзарх» встречается уже в 6-м правиле Сардикийского Собора (чин экзарха известен был, конечно, и ранее, но применялся он лишь в отношении лиц, облеченных гражданской властью); в нем оно, однако, не имеет особого самостоятельного значения, являясь иным наименованием для того же митрополита, но в 9-м и 17-м канонах Халкидонского Собора этот термин употреблен уже с другим, новым значением: «Аще же кто будет обижен от своего митрополита, да судится перед экзархом великия области или пред Константинопольским престолом» (17-е правило).
Появление Экзархатов было связано с развитием административного деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При святом равноапостольном Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток – самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в эти префектуры, имея своих особых городских префектов. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, и Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского полуострова, а также Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Ефесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась и новая столица империи Константинополь; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Каждый диоцез включал в себя несколько провинций. Экзархами (по-латыни – викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов. В западной части империи экзархам соответствовали примасы, ибо отцы Карфагенского Собора в 48-м (39-м) правиле запретили употреблять титул экзарха как несовместимый с идеалом христианского смирения.
Карта Юстиниановой Пентархии Экзархаты, именовавшиеся также «великими областями», оказались неустойчивыми, эфемерными образованиями. Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената», обусловлено было и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Рима, уже II Вселенский Собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (3-е правило). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию Константинопольского епископа, помимо Фракийского, также Азийский и Понтийский диоцезы (28-е правило). В латинской половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равенской и Миланской Церквей, а затем и на весь Запад с тремя его префектурами. Впоследствии, в эпоху императоров-иконоборцев, восточная часть Иллирика, а также Южная Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию Константинополя. Римские папы смогли позже, опираясь на помощь норманнов, восстановить свою юрисдикцию над Южной Италией и Сицилией, но не над восточным Иллириком, который на века остался в пределах Константинопольского Патриархата и благодаря этому сохранил свою принадлежность к Вселенской Православной Церкви. Уже I Вселенский Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии-Иерусалима – матери всех Церквей (7-е правило), которая ко времени этого Собора оказалась в юрисдикции епископа Кесарии Палестинской. Это привело потом к полной самостоятельности – к автокефалии – Иерусалимской Церкви. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь, включавшая Египет, Сирию и Пентаполь.
Так образовались пять Патриархатов. С этим числом и связан термин «пентархия», что в переводе на русский язык означает «пятивластие». Таким образом, «пентархия» – это всего лишь существовавший некоторое время факт церковной истории, подобно тому как в международных отношениях, какими они сложились после Венского конгресса, существовала «пентархия» великих европейских государств: России, Австрии, Великобритании, Пруссии, Франции.
Но в IX веке появилось своеобразное учение о пентархии – о том, что в Церкви по природе вещей может быть лишь пять патриархов, ни больше и ни меньше, подобно тому как есть только пять чувств, и вся вселенная должна быть поделена между ними. Теорию «пентархии» отстаивал Александрийский патриарх Петр; его рассуждение на этот предмет, содержащееся в послании архиепископу Аквилейскому, который также стал в некоторых актах титуловаться «патриархом» (этот титул перешел впоследствии к епископу Венеции), было внесено в «Синопсис» Стефана Ефесского, а оттуда, через Аристина, попало в «Кормчую» святого Саввы и, следовательно, в нашу печатную «Кормчую»: «Ни где же несть написано первопрестолнику Акилийскому, рекше Венетскому, именоватися патриархом: во всем бо мире пять патриархов познахом: Римскаго, Константиня града, Александрскаго, Антиохийскаго и Иерусалимскаго, якоже бо тело наше пятию чювств строится, тако и Христово Тело, еже есть верных Церкви, якоже пятию чювств, пятию престол патриаршеских строится» (гл. 40). Сторонником этого курьезного учения, при всем своем грандиозном уме, был и знаменитый канонист патриарх Антиохийский Вальсамон. По существу дела, тут мы сталкиваемся с аберрацией канонического сознания, характерной для средневековья, и чуждой ответственного и трезвого стиля канонической мысли эпохи патристики.
Теория «пентархии», лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впоследствии мнимые доводы в отстаивании гегемонии грекоязычных Церквей над негреческими Православными Церквами. Тенденция, выразившаяся в этой теории, как это ни удивительно, обнаруживается время от времени и в новейшую эпоху; она способна становиться причиной осложнений во взаимоотношениях восточных Патриархатов и Поместных Церквей, получивших автокефалию во II тысячелетии от Рождества Христова.
Между тем уже III Вселенский Собор, подтвердив в своем 8-м правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых престолов христианского мира. Поучительно положение, которым оканчивается это правило: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков».
Помимо автокефальной Кипрской Церкви во главе с архиепископом, со времени императора Юстиниана существовала также автокефальная Церковь Новой Юстинианы, предстоятель которой титуловался архиепископом, – с ней преемственно связана Охридская архиепископия. А затем уже появляются и иные Поместные Церкви, и предстоятели некоторых из них носят патриарший титул, который во всех отношениях ставит их в один ряд с восточными патриархами.
СПРАВКА: Пентархия: определение, история, современный контекст
«Пентархией» (можно перевести с греческого как «пятидержавие», «пятиглавие», «пятиначалие») в церковной традиции называется учение об особой власти пяти древних Патриархов (Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) в Православной Церкви. После разделения Православной Церкви с Римской в 1054 г. пентархия существует в лице четырех восточных Патриархов под началом Константинопольского (Вселенского). Место Папы Римского в пентархии считалось вакантным, пока Патриарх Афинагор не отменил в 1960-е гг. анафему на Пап, а все восточные Патриархи так или иначе включились в экуменическое движение, причем некоторые из них (например, Антиохийский) вступили в каноническое общение с католиками.
Пять древних Патриархов понимаются как единая «пятиглавая власть» Церкви — некий высший орган управления всем мировым православием. Особая власть пяти Патриархов обосновывается тем, что именно пять патриархатов установили каноны Вселенских Соборов и, соответственно, только Вселенские Соборы могут как-то ограничить или изменить власть пяти древних Патриархов.
Эта теория до сих пор популярна среди верующих восточных патриархатов и греческих автокефальных Церквей (Кипрской и Элладской). Однако другие поместные Церкви (прежде всего Русская и Румынская) отказываются признавать какую-то особую власть восточных Патриархов в управлении Вселенским Православием, настаивая на том, что такая власть принадлежит в равной мере всем поместным Церквям.
Впервые мысль о том, что вся Православная Церковь управляется пятью Патриархами, была высказана в середине VI в. в новеллах св. императора Юстиниана. Затем похожие мысли излагали некоторые православные авторы — преп. Максим Исповедник, преп. Феодор Студит, св. Игнатий и св. Фотий Константинопольские.
В дальнейшем пентархия стала практически официальной теорией в Византии, ее упоминают практически все документы византийской эпохи, которые так или иначе рассматривают вопросы устройства высшего управления Церкви.
Разумеется, преимущественная роль в пентархии всегда отводилась Константинопольскому Патриарху, тем более, что в период османского владычества именно он был провозглашен «этнархом» всех православных в Османской империи, а остальные восточные Патриархи подолгу не имели доступа на свои кафедры и нередко проживали в Константинополе.
Однако в некоторые периоды отдельные восточные Патриархи имели большое влияние на византийскую церковную жизнь. Такими Патриархами были Феодор Вальсамон, Патриарх Антиохийский в XII в., или Афанасий III, Патриарх Александрийский, проживавший на покое в Константинополе в конце XIII в.
Теория пентархии пережила Византию, погибшую в 1453 г. Несмотря на то, что в XV- XIX вв. положение древних Патриархов было чрезвычайно тяжелым, а от некоторых патриархатов «осталось лишь одно название», многие греки продолжали считать, что четыре восточных Патриарха являются настоящими «главами» Церкви, и только им принадлежит особая роль в ее управлении.
Теория пентархии включает в себя два основных тезиса:
1. Представители древних патриархатов представляют всю Православную Церковь. Не имеет значения, велик патриархат или мал — его роль в управлении Церковью измеряется не его величиной, не количеством верующих, которые в него входят, а особым статусом, закрепленным решениями Вселенских Соборов. Поэтому никакой Вселенский Собор невозможен без представителей пяти патриархатов, и наоборот — всякий Собор представителей пяти патриархатов фактически имеет ранг Вселенского. Другие Церкви, даже если он обладают той или иной самостоятельностью (автокефалией), входят в орбиту одного из патриархатов и некоторым образом подчинены одному из восточных патриархатов. Поэтому для принятия решения по какому-нибудь общеправославному делу нет необходимости опрашивать все автокефальные Церкви, а достаточно только знать мнения восточных Патриархов, т.к. все остальные автокефальные Церкви автоматически являются представленными в собрании четырех Патриархов Востока.
2. Власть древних патриархатов может ограничить только Вселенский Собор.
Статус древних патриархатов, входящих в пентархию, и их особое положение определены решениями Вселенских Соборов, поэтому никакая другая власть, кроме Вселенских Соборов, не может изменить преимущественное положение древних патриархатов в Православной Церкви. Поэтому до нового Вселенского Собора преимущественное церковное положение восточных патриархатов является абсолютно неизменным вне зависимости от их величины или внешнего положения. Все же прочие патриархаты (Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский) являются патриархатами только по имени. «Патриаршество» для «новых патриархатов» — это простая честь, которой в то или иное время были удостоены главы отдельных самоуправляющихся Церквей. «Новые патриархаты» не имеют никакой власти в системе православных Церквей, их статус зависит от решения древних Патриархов. «Новые патриархаты» могут упраздняться или создаваться заново, тогда как древние патриархаты, учрежденные Вселенскими Соборами, всегда пребывают незыблемыми. То, что относится к «новым патриархатам», в еще большей степени относится к Автокефальным Церквам, не имеющим статуса патриархатов (Кипрской, Элладской, Польской, Албанской, Чешских земель и Словакии).
Однако положение Кипрской Церкви выделяется в рамках теории пентархии. Хотя Кипрская Церковь тоже входит в орбиту одного из древних патриархатов (Константинопольского, по поздней византийской традиции), однако автокефальный статус Кипрской Церкви был установлен Вселенским Собором (Третьим, в Эфесе 431 г.), поэтому статус Кипрской Церкви никто, кроме Вселенского Собора, изменить не может. Таким образом, в некотором смысле, Кипрская Церковь если и не входит в саму пентрахию, то определенным образом связана с ней и занимает при ней особое положение.
Теория пентархии не принимается в среде многих поместных Церквей, прежде всего, славянских. Тем не менее, стоит отметить, что Русская Церковь в момент учреждения в ней патриаршества в 1589 г. пыталась войти в пентархию, претендуя на третье место в иерархии поместных Церквей. Однако, Константинопольские Соборы 1590 и 1593 гг. усвоили Русской Церкви только пятое место и не допустили ее вхождения в состав пентархии. В XVII в. Иерусалимский Патриарх Досифей писал в Москву, что только решения восточных Патриархов имеет силу закона для православных Церквей и приравниваются к решению Вселенского Собора. В Москве в XVII в. фактически признали такое положение вещей, усвоив всем восточным Патриархам наименование «вселенских» (тогда как в реальности «Вселенским» именуется только Константинопольский Патриарх) и апеллируя к их решениям по разным вопросам. Однако в дальнейшем Русская Церковь отказалась от поддержки теории пентархии.
В поместных Церквах, которые отвергают пентархию, древним патриархатам не усваивается никакой особенной роли в системе управления поместными православными Церквами. Древние патриархаты считаются точно такими же поместными Церквами, как и все прочие, лишь только обладающими большей древностью и особым почетным статусом.
Пентархии придается глубокое символическое значение, она уподобляется пяти пальцам руки, пяти человеческим чувствам и т.п. О границах патриархатов, входящих в пентархию, говорится в авторитетных толкованиях Номоканона на 28-е правило IV Вселенского Собора.
По материалам Википедии и «Православного мира»