Что такое перелетные птицы для детей
Методические рекомендации «Перелетные птицы»
Юлия Королева
Методические рекомендации «Перелетные птицы»
Расскажите детям о перелетных птицах.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком
Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.
А кукушки улетают поодиночке.
А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.
Обогащение и уточнение словаря:
Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки,части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.
Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?
Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
Назвать перелетных птиц:лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.
Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.
Игра «Ответь на вопросы»
Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)
Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е.насекомоядные: скворцы, соловьи,ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)
А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).
Как улетают цапли, утки? (шеренгой)
Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)
Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)
Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
У каких птиц на лапках перепонки?
У каких птиц длинные ноги?
У каких птиц длинный клюв?
Какие птицы питаются лягушками?
Какая птица живет в скворечнике?
У какой птицы хвостик похож на ножницы?
У какой птицы длинная шея?
Игра «Кто как кричит?»
Игра «Подбери слова-действия»
1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.
Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала) …подлетела.
Птичка из гнезда (что сделала) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала…залетела; влетела; прилетела.
Подбери слова-действия (не менее трех действий):
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)
Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):
Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)
Аист какой?-(белый, большой, красивый)
Грач какой?-(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-(маленький, голосистый)
Игра «Как улетают птицы?»возьми много пуговиц и разложи их так,как улетают:
Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)
Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Середина октября – цапли.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Игра «Чем питаются птицы?» (полный ответ)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
1523ad8aefb6fa347e2f9d9dce779313bfb11b84-1.jpgИгра «Какая – чем?»
Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?
У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.
У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.
У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.
Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.
Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,
ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.
Конспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентацией Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи: учить детей по характерным.
Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.
Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.
Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ» ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.
Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.
Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.
Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.
Викторина по теме «Перелетные птицы» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме «Перелетные птицы», которую можно провести в старшей.
Экологический проект для детей 6–7 лет «Перелетные птицы» Автор проекта: воспитатель семейного сада Иванова Наталья Анатольевна Продолжительность проекта: 2 недели Интеграция образовательных.
Перелетные птицы: для детей 5-7 лет в детском саду
Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.
Какие учебные материалы понадобятся в процессе
Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.
Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.
Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.
Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».
Что рассказать детям о перелетных птицах
Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.
Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.
Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.
Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.
Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.
Как составить план занятия
Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.
Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).
Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.
В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:
Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.
Вопросы и выводы по занятию
Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:
«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.
В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!
Комплексное занятие «Перелетные птицы»
Оксана Новикова
Комплексное занятие «Перелетные птицы»
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Задачи: Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, мышления, зрительного восприятия, творческого воображения. Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни перелетных птиц.
Предварительная работа. Формирование представлений о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций и предметных картинок.
Наблюдение за птицами во время прогулки.
Слушание CD диска «Птицы».
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше».
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц; кормушка для игры «На кормушке», вырезанный силуэт птиц; картон, мед, корм для птиц; разрезные картинки «Птицы»
Ход занятие:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте наши дорогие гости!
Дети: здороваются Ноябрь. Татьяна Керстен
И прибит дождями наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.
Только ты не хмурься, на ноябрь не злись,
Ты своей улыбкой с другом поделись.
Он тебе ответит, станет вам тепло.
Будет в душах ваших мирно и светло.
Воспитатель предлагает улыбнуться друг другу.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Воспитатель: А что происходит осенью в природе?
Дети: Становится холодно, падают листья, животные готовятся к зиме, птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: Перелетные!
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными?
Воспитатель: Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц?
Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
Воспитатель: Почему эти птицы улетают от нас осенью?
Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а осенью насекомых нет.
Воспитатель: Да ребята, осенью насекомые исчезают, наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
Все ли птицы от нас улетают?
Воспитатель: Какие птицы остаются? Назовите их.
Дети: Воробьи, вороны, голуби, синицы.
Воспитатель: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?
Дети:Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений.
Воспитатель: Вы правы, зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Воспитатель: Предлагают вам поиграть в игру «На кормушке» У вас на столах лежат изображения птиц, возьмите свою птицу и слушайте внимательно стихотворение и те дети, в руках у которых изображены птицы, про которую в данный момент идет речь, «прилетают» на «кормушку»
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв-
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прилетели
В воскресенье, в воскресенье
Будет общее веселье!
После игры дети садятся на свои места
Воспитатель: Птички наши пообедали, продолжаем дальше. А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать. Отдавайте загадки про этих птиц:
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Только лютой зимой.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили!
Д/игра «Продолжи, найди причину»
Воспитатель: Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что …
Дети: насекомые прячутся и им нечем питаться.
Воспитатель: Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …
Дети: он достает жучков и насекомых из-под коры.
Воспитатель: Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …
Дети: она не вьет себе гнезда.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают
Птицы к югу улетают.
Все растаяли вдали
Аисты, цапли, журавли, скворцы, жаворонки.
Ладонь «козырьком» ко лбу
Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы
Воспитатель: следующая игра «Составь целое из частей» Составь из разрезных картинок птицу. Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
Дети собирают картинку и называют птицу.
Воспитатель: Ребята вы сегодня хорошо поработали, и у меня для вас сюрприз. У нас в гостях сегодня…отгадайте кто
Он известный всем артист –
Клюв – крючком. Крыло – цветное.
В клетке зеркальце кривое.
Издаёт – то свист, то лай
Воспитатель вносит клетку с поругаем и ставит клетку на стол.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть дома птички? Как вы за ними ухаживаете?
Воспитатель: У нас есть угощение для попугая.
Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы может угостить птиц, которые живут на улице.
Дети: Насыпать корм в кормушки.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какой праздник птиц мы отмечаем в ноябре.
Дети: Синичкин день!
Воспитатель: Давайте и сегодня сделаем угощение для всех птиц, которые прилетают к нам на площадку.
Дети делают угощения для птиц (На намазанные медом картонки аккуратно насыпают корм для птиц, стряхивают лишний корм в тарелку и угощение готово)
Воспитатель: Молодцы, какое угощение приготовили, после занятия пойдет с вами на прогулку, и развесим ваше угощения.
Воспитатель подводит итоги занятия.
Беседа «Перелетные птицы» Беседа. Умственное воспитание. Формирование элементарных экологических представлений. Беседа для детей подготовительной к школе группе.
Интегрированное занятие в сопровождении учителя-логопеда на тему: «Зимующие и перелетные птицы» 04/04/2015 г. Воспитатели группы «Звездочка»: Анищенко Т. В., Позднякова Е. Ю. Образовательные области: речевое развитие, познавательное.
«Перелетные птицы». Занятие по математическому развитию в подготовительной группе Программное содержание: • продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10 • закреплять.
НОД «Перелетные птицы» Цель: расширить представления детей о перелетных птицах, послушать их пение; развитие внимания, логики мышления. Оборудование: проектор,.
Открытое комплексное занятие в старшей группе «Зимующие птицы» Видео Открытое комплексное занятие в старшей группе «Зимующие птицы» Ход занятия: Дети заходят в зал. Воспитатель: Чтобы вежливыми быть Нужно.
Подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Перелетные птицы» Видео одгрупповое логопедическое занятие для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме «Перелетные птицы»[/b] Хасанова.
Проект «Перелетные птицы» ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (групповой, информационно-исследовательский, краткосрочный проект) НАЗВАНИЕ: Развитие познавательных способностей.