Что такое пересечение улиц
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ОДНОМ УРОВНЕ
8.1. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ГОРОДСКИХ УЛИЦ В ОДНОМ УРОВНЕ
Пересечения, которые образуют городские улицы по характеру организации движения разделяют на две группы: пересечения в одном уровне и пересечения в разных уровнях. Последние называют транспортными развязками.
По планировочному решению пересечения в одном уровне делят на простые, не имеющие направляющих сооружений и организующих движение планировочных элементов, и канализированные, в планировке которых имеются специальные островки, выделяющие специальные полосы на проезжей части для организации поворачивающего движения. Такие полосы, если они полностью изолированы от основного движения, по аналогии с транспортными развязками называют съездами.
Наиболее удобными для организации движения являются пересечения двух улиц под углом, близким к прямому. При этом поворачивающие потоки могут двигаться по оптимальным траекториям, а пешеходные переходы можно располагать по кратчайшим направлениям.
Пересечения под углами менее 60° затрудняют движение поворачивающих потоков, особенно вокруг остроугольных кварталов. Возникают трудности с пешеходными переходами: при расположении их на продолжении тротуаров длина их увеличивается; при расположении по кратчайшему направлению приходится относить их от пересечения вглубь улицы, что приводит к нарушению дисциплины пешеходного движения.
Транспортные потоки пересекаются на нерегулируемом пересечении в одном уровне, поэтому для обеспечения безопасности устанавливается определенный порядок проезда таких пересечений. Все пересекающиеся направления делят на главное (всегда одно направление) и второстепенные, а потоки, движущиеся по ним, соответственно, на основной и второстепенные. Преимущество проезда представлено основному потоку. Такое разделение должно подчеркиваться и планировочным решением: главное направление имеет более широкую проезжую часть, планировочные элементы, регулирующие движение (направляющие островки, полосы), вынесены на второстепенные улицы.
Все маневры на пересечении (слияние, пересечение основного потока, левый поворот) возможны лишь при наличии достаточно большого интервала в основном потоке. Необходимый интервал зависит от вида маневра, типа транспортных средств и планировочного решения пересечения. Теоретический расчет необходимого интервала между автомобилями основного потока проводится из условия равенства скоростей движения при слиянии, а при пересечении основного потока — с запасом времени до подхода ближайшего автомобиля основного потока к конфликтной точке. Эти интервалы, полученные расчетом для средних значений скоростей и ускорений разгона и торможения, дают представление о порядке необходимых интервалов. Истинные их значения определяют путем массовых натурных наблюдений.
В связи с неравномерностью распределения интервалов в основном потоке автомобиль, подошедший к пересечению по второстепенной улице, в зависимости от интервала в основном потоке в данный момент должен либо ждать появления длинного интервала, либо, если имеющийся интервал достаточно продолжителен, может пересечь или влиться в основной поток.
Один и тот же интервал, принятый одним водителем, может быть отвергнут другим, который сочтет его недостаточно безопасным. Сравнение принятых и отвергнутых интервалов позволяет определить граничный промежуток времени , под которым понимается такой интервал между автомобилями основного потока, который с заданной вероятностью может быть принят водителем для выполнения маневра на пересечении. Наименьшее значение граничного промежутка определяется из условия, что он с одинаковой вероятностью будет принят или отвергнут водителями. Это означает, что интервал такой продолжительности удовлетворяет только 50% водителей. Для практических расчетов используют граничный промежуток 85%-ной обеспеченности.
Классификация пересечений улиц и дорог
В основу классификации пересечений улиц и дорог положены три главных признака:
— категории пересекающихся улиц и дорог;
— система организации движения транспорта;
— пропускная способность в соответствии с расчетными потоками транспорта и пешеходов по направлениям движения в узле.
Класс пересечений зависит от категории пересекающихся улиц и дорог, а также от перспективных размеров движения на них; чем выше категория пересекающихся направлений, тем выше класс пересечения.
Классификацией пересечений улиц и дорог предусматриваются следующие основные классы пересечений (рис. 19.1).
Высший класс. Пересечения в разных уровнях скоростных дорог между собой с пропуском непрерывных обособленных потоков транспорта во всех направлениях без всяких пересечений, перестроений и регулирования в пределах узла. Пересечения высшего класса занимают большую территорию, требуют крупных капитальных вложений и представляют собой сложные инженерные сооружения, которые могут применяться как исключение на внегородских дорогах.
Первый класс. Пересечения в разных уровнях с пропуском непрерывного движения транспорта во всех направлениях с саморегулируемым перестроением левоповоротных потоков между собой.
К первому классу относятся пересечения в разных уровнях скоростных дорог между собой и с магистральными улицами общегородского значения с непрерывным движением транспорта по обоим направлениям или взаимные пересечения таких магистралей.
Второй класс. Пересечения в двух уровнях с пропуском непрерывного движения транспорта по основному направлению и регулированием потоков второстепенного направления.
Ко второму классу относятся пересечения в двух уровнях скоростных дорог или магистральных улиц непрерывного движения с магистральными улицами общегородского значения с регулируемым движением.
Третий класс. Пересечения в двух уровнях с пропуском непрерывного потока транспорта по основному направлению и саморегулируемым движением по второстепенному и левоповоротным направлениям.
К третьему классу относятся пересечения в двух уровнях скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения с магистральными улицами районного значения.
Четвертый класс. Пересечения в одном уровне с регулируемым движением транспорта.
К четвертому классу относятся пересечения магистральных улиц общегородского значения с регулируемым движением транспорта между собой и с магистральными улицами районного значения.
Пятый класс. Пересечения в одном уровне с саморегулируемым движением транспорта.
К пятому классу относятся пересечения магистральных улиц районного значения между собой и с жилыми улицами.
Шестой класс. Простые перекрестки, применяемые на пересечениях жилых улиц и улиц местного движения между собой, а также с внутримикрорайонными проездами.
Тип узла каждого класса выбирается в зависимости от свободной территории, которая может быть использована под строительство пересечения, состава транспортных потоков с распределением их по направлениям следования, интенсивности движения общественного транспорта и пешеходов.
Устройство пересечений в разных уровнях особенно эффективно, если их размещение в генеральном плане города базируется на расчетах перспективных размеров уличного движения и составляет единую систему.
Правильное построение системы пересечений магистралей в разных уровнях обеспечивает кардинальное снижение стоимости и ускорение сроков их строительства путем резервирования в генеральном плане города необходимых территорий, свободных от всех наземных и подземных сооружений.
Состав транспортных средств в потоке, так же как и наличие разных видов массового пассажирского транспорта в узле, влияет на параметры проектируемого пересечения: на максимальный продольный уклон, высотный габарит, минимальные радиусы поворота, а также на тип пересечения в разных уровнях.
Наименьшие затруднения на пересечениях в разных уровнях вызывает автобус. На скоростных дорогах устраивать троллейбусные линии нецелесообразно и недоступно. Трамвайные линии на пересечениях в разных уровнях желательно трассировать только по одному какому-либо направлению без ответвлений путей в узле.
Предварительный выбор возможных типов пересечений в разных уровнях осуществляется в соответствии с конкретными транспортно-планировочными и топографическими условиями. В процессе выбора исключается применение таких пересечений, которые требуют значительных сносов существующих капитальных зданий или сооружений, занимают большую территорию или не соответствуют рельефу местности.
Существующая ценная застройка и небольшая площадь свободной территории для строительства узла заставляют применять наиболее простые типы пересечений в разных уровнях с принудительным регулированием на второстепенных направлениях или с устройством развязок в соседних транспортных узлах.
Площади территорий, занимаемых наиболее характерными типами пересечений в разных уровнях, приведены в табл. 19.1.
Сравнение вариантов типов пересечений должно осуществляться при их проектировании в соответствии с конкретными условиями по основным показателям: пропускной способности, занимаемой площади, величине пробега, суммарной затрате времени на передвижение во всех направлениях и срокам окупаемости необходимых капитальных вложений.
Пешеходные переходы в разных уровнях с проезжими частями улиц и дорог необходимо устраивать:
— на пересечениях со скоростными дорогами и магистралями непрерывного движения транспорта;
— на перегонах и перекрестках магистральных улиц при интенсивности потока более 500 автомобилей в час на одну ленту движения, а также при интенсивности пешеходного потока в обоих направлениях более 3000 человек в час;
— на площадях с кольцевым саморегулируемым непрерывным движением транспорта.
Необходимость в устройстве переходов в разных уровнях возникает также в местах единовременной массовой концентрации пешеходов у стадионов, выставок, вокзалов, театров, крупных промышленных предприятий и т.п. На остановках массового пассажирского транспорта переходы в разных уровнях совмещаются с павильонами для ожидания пассажиров (рис. 19.2). На станциях метрополитена, электрифицированных железных дорог и других видов внеуличного транспорта пешеходные переходы надо совмещать с входами и выходами с платформ, не вызывая увеличения преодолеваемой пешеходами высоты (рис. 19.3).
Переходы в разных уровнях устраиваются путем сооружения пешеходных тоннелей высотой 2,3 м в свету или пешеходных мостиков с подмостовым габаритом в 5 м над городскими магистралями и в 6,5 – 7 м на перегонах и станциях электрифицированных железных дорог. Для пешеходов удобнее тоннели, так как они требуют преодоления меньшей высоты и дают возможность передвигаться в помещении, закрытом от ветра и атмосферных осадков. Сооружение тоннелей сложнее и дороже в связи с необходимостью перекладки подземных сетей и переустройством дорожных покрытий.
Кроме сооружения переходов в разных уровнях и изоляции зелеными полосами тротуаров от проезжей части, целесообразно полное разделение транспортных и пешеходных потоков.
Это достигается путем предоставления улиц, ограничивающих жилой район, только для движения транспорта. Внутри жилых районов устраиваются пешеходные аллеи, связывающие по кратчайшим направлениям жилые дома с остановками общественного транспорта, с учреждениями обслуживания, школами и детскими садами, а также с центром жилого района. Аллеи надо соединять в единую сеть пешеходных сообщений, изолированных от транспортных потоков и проходящих в зеленых зонах.
В районах концентрации крупных административных, общественных и торговых зданий такой принцип может быть применен путем расположения застройки в межмагистральных пространствах с ориентировкой входов и выходов на внутреннюю пешеходную аллею, изолированную от транспортных потоков и связанную по кратчайшим направлениям с остановками общественного транспорта и автостоянками.
Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации
Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.
Понятие «Перекрёсток» по ПДД
В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.
Виды перекрёстков
Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:
Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.
Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.
Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.
Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.
Общие правила проезда
В зависимости от типа пересечения дорог, регламентируются и правила их проезда. Поэтому, при подъезде к такому месту, водителю важно правильное определение вида перекрёстка.
Рекомендуем для прочтения:
Регулируемого перекрёстка
Наиболее просто пересечь именно такое сочленение дорог, так как оно однозначно определяется сигналами светофора или регулировщика. Все знаки и разметка являются вторичными по отношению к регулируемым пересечениям проезжих частей. Проезд на разрешающий сигнал светофора ничем не ограничивается.
Осуществляя манёвр налево по стрелке (горящей постоянно или включающейся по заданному интервалу) необходимо пропустить автомобили, движущиеся прямо на зелёный свет. Также пропускаются пешеходы и велосипедисты, пересекающие магистраль на «свой» зелёный сигнал.
При повороте налево нужно пропустить все встречные транспортные средства, которые движутся прямо. Также даётся преимущество и встречным машинам, поворачивающим направо — по правилу «помеха справа».
Важно! При наличии регулировщика его сигналы имеют больший приоритет, чем работающий светофор.
Нерегулируемого перекрёстка
Как видно из названия, на таком пересечении дорог нужно руководствоваться знаками, дорожной разметкой и всё тем же правилом «помеха справа». К нерегулируемым перекрёсткам относятся и те, на которых временно прекращает работу светофор, отсутствует представитель ГИБДД, который должен направлять транспортные потоки в случае форс-мажорных обстоятельств.
Равнозначных
Равнозначные дороги регулируются следующим образом — дать преимущество проезда транспортному средству, которое приближается справа. Тут может возникнуть коллизия: сразу со всех направлений подъедут автомобили, поворачивающие налево.
Знаете ли вы? Первый в мире светофор на перекрёстке был установлен в 1914 году в американском Кливленде. Он не был автоматическим — им управлял сотрудник полиции из расположенной рядом будки.
В таких случаях дорожные службы устанавливают регулирующие знаки («Уступи дорогу», «Стоп»).
С круговым движением
Регулировать движение «по кругу» с ноября 2017 года стало намного проще. Главной дорогой считается круговое автополотно, поэтому любое транспортное средство, въезжающее на «кольцо», обязано пропустить другое, уже движущееся по нему.
Знаете ли вы? Круиз-контроль — опция, на которую обращают внимание все потенциальные покупатели автомобилей, изобрёл Ральф Титор, слепой инженер-механик.
Это логичное решение привело к единому алгоритму при распределении транспортных потоков по такому сложному участку дороги.
С трамвайными путями
Трамвай, как рельсовое транспортное средство общего пользования, имеет ряд преимуществ при переезде через перекрёсток. Зачастую, перед или сразу после пересечения дорог, расположены остановки, где потенциальные пассажиры могут массово нарушать правила дорожного движения.
Преимущество для трамвая отсутствует:
Неравнозначных
При подъезде к пересечению путей по второстепенной дороге водитель должен пропустить автомобиль, который приближается по главной. В данном случае не имеет значение дальнейшее направление движения транспортных средств.
Важно! При изменении направления главной дороги все водители, перемещающиеся по ней, должны использовать правила проезда равнозначных перекрёстков. То же касается и второстепенных путей.
Со светофором
Как уже говорилось выше — работающий светофор однозначно указывает на приоритет пересечения перекрёстка. В таком случае разночтений не возникнет. А вот если это устройство по какой-то причине перестало работать (например, такое часто случается после грозы), то необходимо руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Тонкости кругового движения на перекрёстке
Круговое движение имеет некоторые нюансы:
Проезд перекрёстка является очень важной составляющей дорожного движения. Внимательность и чёткое соблюдение всех правил избавит автолюбителя от неприятностей и проблем — как финансовых, так и медицинских.
Пересечения улиц и дорог в разных уровнях
На улицах с интенсивным движением транспорта, где перекрестки не обеспечивают пропуска всего транспортного потока, сооружают пересечения в разных уровнях.
Транспортные пересечения в разных уровнях проектируют в первую очередь на магистралях непрерывного движения транспорта и скоростных дорогах; на пересечениях, имеющих интенсивность движения более 4000-6000 приведенных автомобилей в часы максимального движения во всех направлениях; в случае, когда все возможные другие мероприятия по повышению пропускной способности не обеспечивают пропуска потока транспорта при строительстве мостов через реки и путепроводов через железнодорожные пути с устройством дополнительного пространства под ними для пропуска транспорта.
Полутоннели и полуэстакады проектируют в целях сокращения глубины заложения тоннеля и высоты насыпи, а также длины пандусов, которые в отдельных случаях из-за недостаточной ширины улицы могут быть размещены только в пределах площади транспортного узла. Такой тип пересечения часто приходится применять во избежание перекладки крупного подземного трубопровода.
Рис.20. Поперечный разрез пандуса:
Устройство пандусов на насыпях экономичнее, чем устройство подпорных стенок и опор за счет сокращения конструктивных элементов искусственного сооружения. Однако в городах рекомендуется строить преимущественно пандусы на подпорных стенках (при тоннелях) и на опорах (при эстакадах), так как это сокращает занимаемую пресечением территорию и дает возможность использовать подэстакадное пространство для автомобильных стоянок и гаражей.
Транспортные пересечения в различных уровнях по начертанию их в плане делят на следующие группы:
1) клеверообразные (рис.21);
Рис.21. Схема клеверообразных пересечений в разных уровнях:
г- сплющенный «клеверный лист»;
Рис.22. Схема кольцевых пересечений в разных уровнях:
Рис.23. Схема петлеобразных пересечений в разных уровнях:
4) сложные пересечения с обособленными левоповоротными съездами (рис.24);
Рис.24. Схема сложных пересечений в разных уровнях
5) ромбовидные и комбинированные с сочетанием элементов различных видов пересечений (рис.25).
Рис.25. Схемы комбинированных пересечений в разных уровнях
В практике проектирования и дорожного строительства в городах наибольшее распространение получили транспортные пересечения в двух и трех уровнях различного очертания в плане. Типы транспортных пересечений в разных уровнях устанавливают при разработке проекта детальной планировки и застройки города или отдельного района. По запроектированному транспортно-планировочному решению узла пересечения в проекте «красных линий», выполненном в М 1:2000, резервируют территорию для его размещения.
При выборе типа пересечения необходимо располагать следующими материалами: классификацией входящих в узел улиц по категориям, картограммой интенсивности и характера движения на площади или перекрестке, планом прилегающей территории на геодезической подоснове, гидрогеологическими условиями прилегающей к узлу территории, расположением и глубиной залегания подземных коммуникаций, чертежами продольных и типовых поперечных профилей, входящих в узел улиц, типом дорожного покрытия. При проектировании пересечения в разных уровнях необходимо учитывать геологический состав грунтов и уровень стояния грунтовых вод, которые определяют условия производства работ по строительству искусственных сооружений, глубину заложения фундаментов опор и подпорных стенок и конструкцию путепровода.
Продольные профили улиц определяют выбор типа путепровода и с учетом всех других факторов размещение его в плане. В зависимости от характера продольных профилей, входящих в узел улиц, направления уклонов и их значений решается также вертикальная планировка узла с пересечением в разных уровнях. Продольные уклоны улиц, вдоль которых размещают путепровод, определяют длину его пандусов, а следовательно, и общую протяженность искусственного сооружения (тоннеля, эстакады).
В соответствии с поперечными профилями входящих в узел улиц проектируют габариты путепровода и прилегающих к нему съездов, а также ширину всех проезжих частей, расположенных в пределах узла. Если рельеф местности и сложность переустройства подземных коммуникаций не препятствуют размещению тоннеля, то более предпочтительным является тоннельный вариант пересечения, так как при этом в меньшей степени нарушаются архитектурный ансамбль и перспектива улиц. Исключение составляют случаи пересечения дорог и улиц, проходящих в оврагах и тальвегах, когда целесообразно их перекрывать путепроводами эстакадного типа (рис.26, а). При прохождении одной из улиц и дорог по водоразделу целесообразно пересекающуюся дорогу пропустить через тоннель (рис.26, б).
Рис.26. Схема пересечений в разных уровнях эстакадного и тоннельного типа:
Городские площади
Городские площади можно подразделить на общественные и транспортные. Общественные площади являются центром общественной жизни населения города, где сосредоточиваются основные административные центры, зрелищные предприятия, торговые и прочие общественные здания. Транспортные площади предназначены для развязки движения сложных транспортных потоков. Соединение на одной площади общественных и транспортных функций нежелательно, которое иногда возникает (вокзальные площади). Основное пространство площади общественного назначения по возможности должно быть освобождено от транзитных транспортных потоков.
Условие организации рельефа на территории площадей следует определять в каждом конкретном случае с учетом местных природных факторов, архитектурно-планировочного решения, обеспечения беспрепятственного и быстрого стока и удаления поверхностных вод (рис.27).
Рис.27. Примеры организации поверхности городских площадей