Что такое период повторного строения в музыке

Что такое период повторного строения

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыке

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы посмотрим что такое период повторного строения.

Мы ранее писали уже про период, фразу, мотив и так далее. Читайте об этом здесь: https://gorstorehov.com/page/cezura-motiv-predlozhenie-v-muzyke. Итак, определение периода, взятое из Википедии:

Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершённую музыкальную мысль.

Значит период должен содержать в конце нечто, что поставило бы точку, завершило мысль (это называется каденцией). К примеру, если мы слышим часть композиции, но она всё ещё требует какого-то развития, то это скорее всего предложение.

Также, как мы знаем, чаще всего период состоит из двух предложений.

Так вот, два предложения, которые образуют период могут быть абсолютно разными или содержать схожие части.

Если предложения начинаются одинаково, то период, который они составляют будет называться периодом повторного строения.

Если два предложения не повторяются, то значит у нас период неповторного строения.

Пример повторного строения

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыкерис. 1

На рисунке 1 мы отметили повторяющиеся отрезки в двух предложениях, составляющих период.

Пример неповторного строения

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыкерис. 2

А в теме Dindi у нас два неповторяющихся предложения, каждое по четыре такта. На рисунке 2 мы отметили их разными цветами.

Источник

Что такое период повторного строения в музыке

См. также решение задач

Абызова 131 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Алексеев №№35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44

Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций

В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).

Строение периода может быть различно.

П. может быть построен из отдельных составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.

Виды периодов:

из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. — 8 или 16 тактов

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Кадансовый квартсекстаккорд

Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.

Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.

Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.

Аккордовая подготовка. Перед K64 могут быть S,( II), T.

Перемещение. Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.

Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.

Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9).

Источник

Музыкальные формы

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыке

Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:

Классический период.

Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.

Фраза= 2 такта

Предложение= фраза+фраза= 4 такта

Период= предложение+ предложение= 8 тактов

Примеры периодов повторного строения:

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыке

Простая двухчастная форма (АВ)

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..

Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)

Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.

Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыке

Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:

Простая трехчастная форма (АВА).

Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)

Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыкеВ качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:

Сложная трехчастная форма (АBА)

Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.

Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыкеВступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).

Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:

Сложная двухчастная форма (АВ)

Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.

Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.

Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:

Характерные черты формы:

Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:

Вариационная форма (А А1 А2 А3…)

Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).

Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.

В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:

Форма рондо.

Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).

Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).

Форма рондо: А В А С А.

Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).

Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.

Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.

Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.

Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:

Источник

Лекции по анализу музыкальных произведений (стр. 6 )

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыкеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть фото Что такое период повторного строения в музыке. Смотреть картинку Что такое период повторного строения в музыке. Картинка про Что такое период повторного строения в музыке. Фото Что такое период повторного строения в музыке

Любое произведение есть высказывание на некоторую тему. Теме может предшествовать вступление, она может разнообразно развиваться, развитие может иметь заключение – все это может быть, а может и не быть. Но без темы произведения нет. Она выступает как носитель обобщенного смысла, как звуковое воплощение настроения, чувства, мысли, как реализация музыкального образа.

Период – форма изложения законченной музыкальной темы, завершенная кадансом. Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция периода – экспозиция, дополнительные функции – неэкспозиционная репризная, редко – вступительная, серединная, заключительная.

Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма XIX в., где появилась «эстетика фрагмента» (кратчайшие стихотворения у Тютчева). В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен (Прелюдии), позже Скрябин (Прелюдии, ор. 11), Прокофьев («Мимолетности»). Границы периода не всегда совпадают с масштабом темы; тема может быть короче периода. Об окончании темы можно судить по следующим признакам:

1) после темы идет буквальный или варьированный повтор (Чайковский «Октябрь») или ее фактурное переизложение;

2) после темы появляется новый тематический материал;

3) тема закончена, если далее следует ее развитие, выделенное в особый раздел.

Для периода характерен экспозиционный тип изложения (от лат. exposition – изложение, объяснение): однотипность фактуры, тональности (период может быть модулирующим, но новая тональность близка главной), единая гармоническая пульсация, одинаковая сложность гармонического языка, единство ритмического пульса (выдерживание определенной ритмической единицы). Существует множество разновидностей периода.

Классический тип периода состоит обычно из 8-16 тактов (квадратный). Он тонально замкнут и имеет повторное строение:

Классификация видов периодов:

1) по количеству предложений или отсутствию деления на предложения – периоды из двух или трех предложений, простые или двойные (сложные) периоды, периоды единого строения;

2) по тематическому сходству или несходству начал предложений – периоды повторного и неповторного строения;

3) по метрическому признаку – квадратные и неквадратные (с расширением, сжатием);

4) по тонально-гармоническим признакам – однотональные и модулирующие, из тождественных предложений с одинаковыми кадансами; завершенные неустойчивым кадансом (гармонически разомкнутые);

5) по степени тематической развитости – периоды элементарные и развитые;

6) по взаимодействию с другими формами – периоды с чертами двухчастных, трехчастных форм, рондо, вариаций, сонатной формы (сонатная экспозиция, сонатные формы без разработки).

1. Период повторного строения – состоящий из двух предложений, сходных по началу, но различающихся кадансами: а + а1.

2. Период неповторного строения: а + в. Первое предложение такого периода может заканчиваться модуляцией.

3. Неделимый период, состоящий из контрастных фраз, не образующих предложения. Такие периоды встречаются в качестве формы самостоятельного произведения (Шопен. Прелюдия № 2). К неделимому периоду примыкают период-предложение и период типа развертывания. Период-предложение имеет структуру предложения, но степень его законченности характерна для периода (Моцарт. Соната № 5, Andante; темы средних частей сонат Бетховена). Период типа развертывания является вариантной обработкой тематического ядра. Такой период отличается текучестью, непрерывностью, нерасчлененностью (в нем скорее можно найти мотивы).

4. Неквадратный период бывает двух видов: состоит а) из равных предложений с ненормативным количеством тактов (5 + 5, 7 + 7); б) из неравных предложений – 4 + 6, то есть второе предложение отличается большим масштабом. Увеличение его возможно за счет дополнения или за счет расширения. Дополнением к периоду называется построение, выходящее за рамки периода и возникающее после завершающего период каданса (это как бы внешнее расширение): 4 + 4 + 2. Часто дополнение представляет собой повторение последнего (каденционного) построения периода. Расширение образуется в рамках периода в результате повторений, секвенций, остановок, появления нового тематического материала: 7-я соната Бетховена, II ч. (остановка гармонического сопровождения и концентрация внимания на мелодии).

5. Период из трех предложений, сходных по началу. Такие периоды часто встречаются в миниатюрах (Шопен. Прелюдия № 9).

6. Период может быть модулирующим, то есть заканчиваться не в главной тональности (относительная неустойчивость такого окончания создает необходимость дальнейшего развития).

Основным видом периода является период из двух предложений повторного строения, с полным совершенным заключительным кадансом, выполняющий в произведении экспозиционную функцию.

Экспозиционную функцию в музыкальной форме может выполнить не только период, но и одно предложение – предложение в функции периода (таковы главные партии классической сонатной формы).

Помимо рассмотренных уже разновидностей периода, существуют еще большие и сложные периоды.

Большие периоды отличаются от обычных только размерами. Как правило, в большом периоде 64 такта, и состоит он из двух предложений. Такой тип периода встречается в симфонической музыке (главные партии в симфониях Шуберта) и фортепианных токкатах, балладах. При этом тематизм отмечается большой контрастностью (контрастировать могут соседние фразы): Шопен. Полонез As, ор. 53; скерцо h-moll, прелюдия № 16.

Сложные периоды бывают двух типов:

1) их четырех предложений, сходных по началу и различных по каденциям (Шопен. Прелюдия № 10). Суть развития – варьирование тематического материала;

2) двойной период – состоит как бы из двух периодов, но, как правило, первое предложение (первый период) заканчивается половинным кадансом. Двойной период (А+В D /А+В1 T) следует отличать от повторенного периода: А+ВT/А+ВT.

Форма музыкального произведения считается простой, когда либо произведение в целом, либо каждая часть его является периодом или развивающим построением, не расчленяющимся на более простые части. Простая форма может быть одночастной, двухчастной и трехчастной.

Одночастной называется форма, содержащая изложение и развитие музыкальной темы в рамках одного периода. Таким образом, период может быть формой самостоятельного произведения.

Музыкальная форма напева русской народной песни в большинстве случаев одночастна. В одночастной форме написаны куплеты некоторых революционных песен, близких по своему жанру походному или похоронному маршу («Замучен тяжелой неволей», «Смело, товарищи, в ногу»). В периодах куплетов этих песен часто повторяется второе предложение (в целом образуется период их трех предложений – а в в). Таким образом, в вокальной музыке период как самостоятельная форма употребляется исключительно в куплетной песне.

В инструментальной музыке в форме периода сочиняются прелюдии, то есть небольшие, самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение, один образ. Этот тип прелюдии впервые ввел Ф. Шопен. Одночастная форма приобрела большое значение в инструментальных миниатюрах (небольших инструментальных пьесах) композиторов XIX-XX вв.

В инструментальных, а чаще в вокальных самостоятельных периодах встречаются вступления и заключения (Ф. Шопен. Прелюдия b-moll – вступление, Прелюдия С-dur – заключение). Вступления иногда бывают перед каждым предложением периода (Шопен. Прелюдия а-moll).

Заключение всего произведения называется кодой. В коде возможна тематическая реприза. Иногда кода очень разрастается (Чайковский «Осень», ор. 54 № 14). В миниатюрах встречается период, не делящийся на предложения, но в нем можно выделить мотивы.

Тема 7. Простая двухчастная форма

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух периодов. Т. Кюрегян предлагает следующее определение: простая двухчастная форма – форма из двух частей, где в первой части тема излагается (в форме периода или предложения), а во второй – развивается или оттеняется обновленным материалом и завершается в исходной тональности.

В простой двухчастной форме происходит обособление главных функций – изложения и развития (пока еще вместе с завершением) – в разных, законченных частях формы.

С точки зрения тематизма простая двухчастная форма делится на два основных типа: развивающая и контрастная. Критерием их разделения является тематическое содержание начала II части. В развивающей форме вслед за изложением главной мысли в I части следует ее развитие во II (Чайковский. Вальс из «Детского альбома»; Моцарт. Соната № 11, ч. I, тема). Во II части контрастной формы вводится новая тема. Развивающий и контрастный типы простой двухчастной формы могут встречаться как в безрепризной, так и в репризной ее разновидностях. Однако контрастный тип более распространен в безрепризной форме – песнях и танцах, основанных на противопоставлении двух частей.

Источник

Анализ музыкальных форм: Период.Простые формы. Сложные формы. Рондо.Вариации»

Городской округ «Александровск – Сахалинский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

«Анализ музыкальных форм:

Период. Простые формы. Сложные формы. Рондо. Вариации».

Ремнева И.В.- преподаватель

первой квалификационной категории

Фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота).

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении. Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм дает более ясное представление о произведениях.

Самое маленькое построение в музыкальной речи мотив (от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта.

Мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

— общей линией мелодического движения;

— стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку;

— одной гармонией или связной гармонической последовательностью.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким.

Единство фразы определяется:

— общностью мелодического движения и общей кульминацией;

Фразы объединяются в предложения . Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период .

( с греч.– круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс ).

Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения.

Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма –

3) а + а1 единая структура.

Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения ( Шопен «Прелюдия» Ля-мажор ). Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА

Схема формы: А А1 или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

— повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

— повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

— повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах.

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей ( Шуберт «Лендлер» Си-мажор ). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является (« Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах ( некоторые лендлеры Шуберта ), и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла ( тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта ) или в романсах ( «Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено» Хренникова).

ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

а/ средняя часть равная крайним частям (8+ 8+ 8),

б/ средняя часть короче, чем крайние части (8+ 6+ 8),

Самостоятельность первой часть и связанность развивающей средней части с репризой подчёркивается тем, что первая часть повторяется особо, а вторая и третья – вместе:

Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдах («Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина ).

Простая трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.

СЛОЖНАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы. В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко

СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

Сложной трёхчастной формой называется трёхчастная форма, первая часть которой написана в простой двухчастной или трёхчастной форме, вторая часть либо имеет такое же строение или ряд незамкнутых построений, а третья часть является репризой. Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

В вокальных произведениях сложная трёхчастная форма встречается значительная реже, чем в инструментальных ( М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-х частная + период + простая 3-х частная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев). Сложная трёхчастная форма, как и простая так же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений, в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Рондо многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:

Фр. Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:

1) неограниченное количество эпизодов.

2) контраст темы и эпизодов незначителен.

3) тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода.

4) характерна замкнутость частей.

5) тема всегда проводится в основной тональности, эпизоды –диатонического родства

Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды – куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты:

1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя);

2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме;

3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях;

4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме ( финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна );

5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода;

Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха ) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

В творчестве композиторов 19 века ( в частности, у Шумана ) форма рондо приобретает новые черты:

1) возрастает количество эпизодов;

2) возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;

3) замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму ( 1 часть «Венского карнавала» Шумана» )

4) усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта», соч. 21, № 1, Шумана )

Симфонические и камерные произведения: « Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр ».

Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.

Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной.

Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.

Музыкальные формы (обозначения)

Период (мотив, фраза, предложение: а )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *