Что такое периодизация в психологии
Понятие периодизации.
Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Существует множество различных классификаций, но нет единой общепринятой.
Л.С. Выготский различал 3 группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.
Для 1 группы периодизации на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).
Во 2 группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З.Фрейда. Развитие ведущей деятельности у А.Н. Леонтьева, которое обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
На сегодняшний день экспериментально установлено, что в разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы деятельности. Это постоянно размывает представление о “ведущем типе деятельности” как основании периодизации развития личности.
Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий именно ему ведущий тип деятельности, позволяющий отличать его от многих других.
В 3 группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются 3 критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Так, Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:
— кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
— кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 лет) – кризис 3 лет;
— дошкольный возраст (3 – 7 лет);
— кризис 7 лет – школьный возраст (8 – 12 лет);
— кризис 13 лет – пубертатный возраст (14 – 17 лет) – кризис 17 лет.
Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.” Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б.Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.
Периодизация, предложенная Д.Б.Элькониным, включает 7 периодов:
1. младенчество (от рождения до 1 года)
2. ранее детство (от 1 года до 3 лет)
3. младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)
4. старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
6. подростковый возраст (11 – 14 лет)
7. ранний юношеский возраст (14 – 17 лет)
Для каждого их этих этапов требуется свой стиль общения, применение особых методов и приемов обучения и воспитания. Традиционно принято делить процесс детского развития на 4 этапа:
— младший школьный возраст (6 – 11 лет);
— средний, подростковый (11 – 15 лет);
— старший школьный (15 – 17 лет).
А.В. Петровским в 1984 г. Была предложена психологическая концепция возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Для каждого возрастного периода им были выделены 3 фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация, интеграция, в которые происходят развитие и перестройка структуры личности.
Данные классификации описывают в основном этапы детского развития и, как правило, заканчиваются юношеским возрастом, либо старшим школьным возрастом.
Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это “поворотные пункты”, моменты выбора между прогрессом и регрессом.
каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность, т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
Возрастная периодизация
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Содержание
Проблема периодизации
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
Периодизации
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского
Периодизация Эльконина [2]
Периодизация Эриксона [3]
12 периодов
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Возрастная периодизация» в других словарях:
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, см. Периодизация возраста … Демографический энциклопедический словарь
возрастная периодизация — amžiaus tarpsnių periodizacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas etapais. Pvz., 1) kūdikystė (0–1 m.); 2) vaikystė (1–11(12) m.); 3) paauglystė (12–15(16) m.); 4) jaunystė (16–20(21) m.); 5) pirmasis brandos… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
возрастная периодизация — amžiaus periodizacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas tarpsniais, pvz., ikimokyklinis, mokyklinis, suaugusiųjų amžius; vaikų (13–14 metų), jaunučių (15–16 metų), jaunių (17–18 metų) amžius.… … Sporto terminų žodynas
возрастная периодизация — выделение периодов жизни высокоорганизованных животных и человека по совокупности анатомо физиологических признаков, а человека и по социально психологическим признакам … Большой медицинский словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник
Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо физиологических и социально психологических признаков; снебольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество от момента рождения до 1 года; преддошкольный от 1 года… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Возрастная периодизация — Рассмотрение жизни человека с точки зрения условных временных отрезков, специфичных для физических и функциональных характеристик человека. Возрастные периоды выделяются на основе усредненных статистических данных и должны осторожно… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Возрастная периодизация — – выделение отдельных, разных по продолжительности временных отрезков жизнедеятельности по совокупности морфофизиологических признаков, условий сущест вования, способов получения вещества, энергии, информации из внешней среды, связей внутри… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных
Возрастная периодизация жизни — хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Возрастная периодизация развития личности — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Периодизация психического развития
Полезное
Смотреть что такое «Периодизация психического развития» в других словарях:
периодизация психического развития — развитие психическое: периодизация выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
Периодизация Психического Развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении … Психологический словарь
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении С. Холла онтогенез психики рассматривается как… … Педагогический терминологический словарь
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ — – членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени. Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
периодизация развития психического — развитие психическое: периодизация выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
развитие психическое: периодизация — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1) у Ст. Холла онтогенез психики рассматривается… … Большая психологическая энциклопедия
Возрастная периодизация жизни — хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
Фельдштейн, Давид Иосифович — Давид Иосифович Фельдштейн 200px Давид Иосифович Фельдштейн портрет с фотографии Дата рождения: 30 ноября 1929(1929 11 30) (83 года) Место рождения: Воронеж, СССР Страна … Википедия
Возраст и возрастная периодизация
В своей повседневной жизни мы часто слышим слово «возраст». Но знаете ли вы, что значит это понятие? В этой статье акцент будет сделан на возрастных периодизациях, но чтобы лучше понять данную тему, следует подробнее изучить понятие возраста.
Содержание
Возраст и его особенности
Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.
Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).
Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).
Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).
Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).
Можно выделить 4 аспекта возраста:
В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.
Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях.
Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом.
Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста.
Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени.
Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.
Возрастная периодизация психического развития
Понять закономерности развития позволяет его деление на периоды. Выготский выделял 3 группы периодизаций.
Группы периодизаций по Л.С. Выготскому
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, не связанного с процессом развития.
К этой группе относятся следующие периодизации:
1. Периодизация К. Гетчинсона
2. Периодизация Р. Заззо
Вторая группа периодизаций основана на внутреннем критерии. Им становится какая-то 1 сторона развития, которую автор считает самой главной.
Ко второй группе относятся:
1. Периодизация П.П. Блонского
2. Периодизация А. Гезелла
3. Периодизация З. Фрейда
4. Периодизация Э. Эриксона
5. Периодизация Ж. Пиаже
Третья группа периодизаций выделяется на основе нескольких существенных особенностей развития.
К ним относятся:
1. Периодизация Л.С. Выготского
2. Периодизация Д.Б. Эльконина
I группа
Периодизация К. Гетчинсона
Данная периодизация создана по биогенетическому принципу. В ней онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.
Периодизация Рене Заззо
Возрастные этапы в данной периодизации совпадают со ступенями системы образования в стране (Франция). В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии. Тут также 5 стадий.
II группа
Периодизация Павла Петровича Блонского
Для периодизации Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями организма признак — появление и смена зубов.
Блонский разделил жизненный путь человека на 3 эпохи:
1. Беззубое детство (до 8 месяцев);
2. Детство молочных зубов (до 6 лет);
3. Детство постоянных зубов (с 6 лет до зубов мудрости).
Периодизация Арнольда Гезелла
За основу периодизации взят такой признак как темп психического развития. Периоды ограничиваются примерно одним темпом развития. На 6 годах периодизация обрывается, т.к. признак себя исчерпал.
Гезелл выделил 6 периодов:
1) 0-3 месяца;
2) 3-6 месяцев;
3) 6 месяцев — 1 год;
4) 1-1,5 лет;
5) 1,5-3 года;
6) 3-6 лет.
Периодизация Зигмунда Фрейда
Фрейд выделил 3 уровня психики человека по критерию принципиальной возможности осознания психики. В центре внимания — бессознательный уровень психики. Фрейд рассматривает развитие человека как адаптацию индивида к социуму, враждебному и чужеродному ему, но совершенно необходимому.
Зрелая личность по Фрейду многогранна и отличается активностью в решении проблем, в умении трудиться, брать на себя ответственность, заботиться.
Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
1 компонент: «Оно» или «Ид»
Появляется первым с рождением ребенка. «Ид» — ядро личности, находится на бессознательном уровне психики, подчиняется принципу удовольствия, содержит врожденные импульсивные влечения: инстинкт жизни — эрос и инстинкт смерти — танатос.
2 компонент: «Я» или «Эго»
Осознаваемая часть личности. Возникает между 1 и 3 годами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача «Эго» — построить поведение человека так, чтобы инстинктивные влечения были удовлетворены, а нормы общества не нарушены. «Эго» способствует адаптации индивида к социуму, которая с возрастом должна усиливаться.
3 компонент: «Супер-Эго» или «Сверх-Я»
Формируется последним, между 3 и 6 годами. «Супер-Эго» контролирует выполнение норм, принятых в обществе. Тенденции со стороны «Ид» к «Супер-Эго» имеет конфликтный характер. Это порождает тревогу, нервозность индивида. В ответ «Эго» создает и использует ряд защитных механизмов. Но пока «Эго» ребенка слабо, конфликты не разрешаются. Переживания становятся длительными, фиксируются, образуют определенный тип характера.
Критерием возрастной периодизации Фрейда является сексуальное развитие. Сексуальность понимается Фрейдом как все, приносящее телесное удовольствие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
Стадии развития универсальны, присущи всем людям, независимо от культуры. Периодизацию возрастного развития З. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.
З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития человека. В каждой стадии особое внимание уделяется эрогенным зонам и новообразованиям (т.е. новым психическим функциям, возникшим на данном этапе).
1 стадия: Оральная стадия (0-18 месяцев)
Эрогенная зона: Рот
Новообразования: Отделение себя от материнского тела
Описание: На этой стадии возникают потребности кусать, сосать, жевать. Личность в это время целиком состоит из «Оно». Оптимальная степень удовлетворенности в оральной зоне закладывает основы здоровой взрослой личности.
На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.
2 стадия: Анальная стадия (1-3 года)
Эрогенная зона: Анус
Новообразования: Самоконтроль, приучение к туалету
Описание: Удовольствие связано с процессом выделения (опорожнение кишечника). Появляется «Эго», берет начало «Супер-Эго». На этой стадии ребенок впервые сталкивается с прямым требованием взрослого, что определяет будущий самоконтроль и саморегуляцию. В этот период важную роль играет эмоциональная поддержка родителей.
Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.
При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) илианально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).
3 стадия: Фаллическая стадия (3-6 лет)
Эрогенная зона: Половые органы
Новообразования: Идентификация со взрослым того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Описание: Ребенок впервые проявляет интерес к своим гениталиям, к вопросам, связанным с появлением детей. Именно на этой стадии у детей появляются комплексы: Эдипов комплекс и комплекс Электры. Они выражают бессознательное влечение ребенка к родителю противоположного пола.
У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго,или совести, последнего компонента структуры личности.
У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.
Таким образом, разрешение комплексов идет путем идентификации ребенка с родителем своего пола и подавлением влечения к родителю противоположного пола.
4 стадия: Латентная стадия (6-12 лет)
Эрогенная зона: Отсутствует
Новообразования: Расширение социальных контактов со сверстниками
Описание: «Сексуальное затишье». Запас энергии, направленной на несексуальные цели. Характерная черта — дружба со сверстниками своего пола. Фрейд считал стадию важной для подготовки к взрослости.
5 стадия: Генитальная стадия ( от 12 лет)
Эрогенная зона: Половые органы
Новообразования: Установление интимных отношений, внесение своего трудового вклада в общество
Описание: Стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.
Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял.
При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
Периодизация Эрика Эриксона (Эпигенетическая теория)
Периодизация психосоциального развития личности основана на критерии взаимодействия с социумом (это критерий периодизации). Человек проходит через 8 универсальных для всех стадий. В конце каждой стадии формируется новообразования: позитивные и негативные.
Каждая стадия развития сопровождается кризисом, который должен быть разрешен с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Если кризис разрешен удовлетворительно, то «Эго» вбирает в себя позитивные новообразования, а если не удовлетворительно — негативные.
Поэтому существуют 2 пути развития личности: нормальный и аномальный. Они связаны с преодолением кризиса, возникающего в узловых точках процесса развития.
1 стадия: Раннее младенчество (1 год жизни)
Новообразования:
Позитивные — базовое (базальное) доверие к людям;
Негативные — изоляция, замкнутость
Сильная сторона: Надежда
Описание: Требуется общение ребенка со взрослыми, особенно с матерью. Если все потребности ребенка, особенно в общении, удовлетворяются, то к концу стадии формируется базовое доверие к людям. Недоверие формируется при противоположном отношении.
Таким образом, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым.
2 стадия: Позднее младенчество (1-3 года)
Новообразования:
Позитивные — самостоятельность;
Негативные — сомнения, стыд
Сильная сторона: Сила воли
Описание: Требуется поощрение двигательной активности ребенка, предоставление возможности изучить мир предметов, стимуляция речи. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно.
Таким образом, задачей второй стадии является возможность дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно.
3 стадия: Раннее детство (3-6 лет)
Новообразования:
Позитивные — инициатива и предприимчивость;
Негативные — чувство вины
Сильная сторона: Цель
Описание: Ребенок приобретает навыки активного изучения окружающего мира, взрослые должны развивать у него свободу движения, поощрять игры. При правильном отношении у ребенка развивается инициатива. Главная опасность — появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия.
Таким образом, третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить.
Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия.
4 стадия: Среднее детство (6-11 лет)
Новообразования:
Позитивные — трудолюбие и успешность;
Негативные — неполноценность
Сильная сторона: Компетентность
Описание: Обостряется интерес ребенка к миру вещей, обучаясь в школе ребенок постигает технологию своей культуры. Если взрослые поощряют отношение ребенка к миру, коммуникативным и познавательным навыкам, то формируется успешность. Если взрослые чрезмерно строги, то формируется чувство собственной неполноценности. Оно переносится на негативное отношение к учению, формируется конформизм.
На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.
5 стадия: Подростничество и юность(12-19 лет)
Новообразования:
Позитивные — становление идентичности (индивидуализация);
Негативные — ролевое смешение
Сильная сторона: Верность
Описание: При нормальном развитии возникает активный поиск себя и экспериментирование в разных социальных ролях. Задача периода заключается в том, чтобы собрать все знания о самом себе в единое целое, определить свой жизненный путь: «Каким я буду?», «Кем я буду?». На данном этапе у человека четкая половая идентификация.
При аномальном развитии происходит путаница в мировоззренческих установках, смешиваются формы полоролевого поведения. Душевные силы концентрируются на самопознании в ущерб отношениям с внешним миром. Такие подростки не могут самостоятельно выбрать профессию, существует страх перед будущим.
По мнению Эриксона, это самая важная стадия для человека.
6 стадия: Ранняя взрослость (20-25 лет)
Новообразования:
Позитивные — интимность;
Негативные — одиночество
Сильная сторона: Любовь
Описание: Формальное начало взрослой жизни. Ориентация на получение профессии, начало семейной жизни. Главная опасность данного периода — излишняя поглощенность собой, избегание межличностных отношений.
Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между интимностью (близостью) и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.
7 стадия: Средняя взрослость (26-64 года)
Новообразования:
Позитивные — продуктивность (творчество);
Негативные — застой (стагнация)
Сильная сторона: Забота
Описание: Задачи стадии — принять или отвергнуть свою ответственность за жизнь других людей. Главный вопрос данного периода: «Что я оставлю после себя?».
Продуктивность — это забота о следующих поколениях.
Застой — это поглощенность собой и притворство своим желаниям.
Таким образом, задача седьмой стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.
8 стадия: Поздняя взрослость (от 65 лет)
Новообразования:
Позитивные — полнота жизни (умиротворение);
Негативные — отчаяние
Сильная сторона: Мудрость
Описание: Оценка всех прошлых стадий, суммирование итога всей жизни. Полнота жизни проистекает из способности человека оглядеть всю прожитую жизнь и смиренно, но твердо, сказать: «Я доволен». При аномальном развитии люди на закате дней осознают, что их жизнь — сплошные ошибки и нереализованные возможности. Итогом является осознание, что жизнь прожита зря.
Периодизация Жана Пиаже
В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий.
Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения.
Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).
Критерием в данной периодизации служит такой фактор как развитие интеллекта. Ребенка нужно рассматривать как исследователя, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится. Т.е. ребенок будет задавать такие вопросы: «Что будет, если я …?«. В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» о том, как устроен мир. Пиаже называл такие теории «схемами».
Встречаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы. Пиаже называл этот процесс ассимиляцией. Если старая схема оказывается неподходящей, то ребенок, подобно ученому, моделирует ее и расширяет свою теорию мира. Процесс переделки схемы Пиаже назвал аккомодацией.
Механизм ассимиляции — это когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры.
Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т. п., то есть каждый раз он приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действий. Таким образом, понятие совершенствуется, что позволяет в дальнейшем начать различать, например, понятия «волосы» и «шуба».
Механизм аккомодации — это когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), то есть он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы (структуры) с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту).
Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме — сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).
Ж. Пиаже считал, что основные мыслительные операции ребенка имеют деятельностное происхождение, поэтому предложенная им теория получила название «операциональной».
Операция — это внутренние действия, продукт преобразования (интериоризации) внешнего, предметного действия. Основным свойством операции является обратимость (противоположная операция).
Развитие интеллекта — это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта).
Стадии развития интеллекта по Пиаже:
1.Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1-2 лет)
Развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. К концу стадии ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я».
В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей.
Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, в совокупности с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического, или допонятийного, интеллекта.
2. Дооперациональный интеллект (2-7 лет)
Проявляется эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности принятия позиции другого человека. Это доказывают задачи Пиаже. Они демонстрируют необратимость мышления, т.е. неспособность ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту рассуждения.
Эгоцентризм мышления — это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
Например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Очевидно, что ребенок рассматривает окружающий его мир со своей точки зрения, не осознавая ее. Его точка зрения абсолютна. Он — центр вселенной, и все вращается вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Окружающий его мир неотделим от «Я» ребенка, являясь его продолжением.
Эгоцентризм означает отсутствие у ребенка осознания собственной субъектности, а с нею и отсутствие объективной меры вещей. Это является причиной того, что ребенок в этом возрасте не понимает, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от его собственных. Он не понимает, что возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Поэтому он не в состоянии взглянуть на объект с позиции другого человека.
Необратимость мышления — уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.
Обратимость мышления — выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.
В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.
Предметные действия (схема действия) — это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. На основе действий формируются новые умственные структуры.
Операция — это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Представление о сохранении в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них.
Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).
Появление у ребенка представления о сохранении — это условие возникновения обратимости мышления. Именно поэтому, эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.
Задачи (феномены) Ж. Пиаже:
1) Задачи на сохранение жидкости
Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше.
2) Задачи на сохранение вещества
Ребенку показывают кусок пластилина, затем раскатывают из него «колбаску» и шарик. Ребенок считает, что объем пластилина уменьшается.
3) Задачи на сохранение количества (сравнить предметы, которые расположены в ряд)
Дошкольнику предлагается сравнить ряды предметов (например, кубики). Если во втором ряду расстояние между предметами больше, ребенок полагает, что предметов там тоже больше.
Дошкольники решают эти задачи не так, как их могут решить подростки или взрослые. Они вкладывают другой смысл в понятия «больше», «меньше», «одинаково». Это связано с тем, что у дошкольников еще нет словесно-логического мышления, а есть только наглядно-образное. У них возникает совершенно другой перцептивный образ. Дети видят, что форма объекта меняется, сам объект в пространстве изменился, и они делают вывод о том, что и сам объект изменился.
3. Стадия конкретных операций (7-12 лет)
Возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них).
Появляется представление о сохранении количества (вещества, энергии и т.д.), что способствует обратимости мышления. Представление о сохранении и обратимость — это необходимые условия для классификации предметов, явлений и событий.
Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычленить подкласс из целого, так как для этого требуется одновременное сосредоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о сохранении и обратимость предоставляют такую возможность.
Наконец, благодаря обратимости ребенок начинает понимать, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а на деление — умножением.
4. Стадия формальных операций (12-14/15 лет)
Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения. Оно позволяет подросткам впервые задать вопрос типа «а что будет, если…», проникать в мысли других людей, принимать в расчет их точки зрения, мотивы, ценности, идеалы.
Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путем проб и ошибок, на ощупь, эмпирически проверяя каждый свой шаг, не пытаясь представить возможные результаты.
Процесс интеллектуального развития завершается 4 стадией.
Периодизации, основанные на 1 признаке, субъективны. Авторами произвольно выбирается 1 из многих сторон развития, не учитывается изменение выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах.
III группа
Периодизация Льва Семеновича Выготского
Периодизация основана на нескольких критериях:
— социальная ситуация развития;
— новообразования;
— кризисы развития.
Источником развития является социальная среда.
Л.С. Выготский ввёл понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста взаимодействие между индивидом и социальной средой. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу перехода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение в следующем периоде.
Выделяет 2 вида периодов:
1. Стабильные периоды
Развитие происходит плавно, без резких перемен. Длятся по несколько лет, возрастные новообразования появляются медленно, но оказываются устойчивыми.
2. Кризисные периоды
Развитие идёт быстро, изменения происходят резко. Кризисные периоды длятся недолго (несколько месяцев), новообразования появляются быстро, но они не устойчивые.
Нет единого мнения по поводу кризиса. Леонтьев считал, что кризиса с его негативными проявлениями может не быть, если развитием управлять.
Выготский считал, что кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты. Обострение наступает в середине периода. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. Индивидуальных различий во время кризиса гораздо больше, чем в стабильные периоды. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон развития.
Периодизация
Периодизация Даниила Борисовича Эльконина
Эльконин рассматривает ребёнка как целостную личность.
Человек осваивает 2 мира в двух типах деятельности:
1. Мир человеческих отношений (человек-человек)
Первый тип — это те ведущие деятельности, в которых осваиваются взаимоотношения. Формируются новообразования в личностной сфере.
2. Мир предметов (человек-вещь)
Второй тип — это те ведущие деятельности, в которых познаётся предметный мир. Формируются новообразования в познавательной сфере.
Периодизация Эльконина основана на нескольких критериях:
— социальная ситуация развития;
— ведущая деятельность;
— новообразования;
— кризисы.
В деятельности первого типа развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. В младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.
Периодизация
1. Эпоха раннего детства
1) Младенчество (до 1 года).
Ведущая деятельность — общение со взрослыми
Новообразование происходит в личностной сфере
2) Раннее детство (1-3 года)
Ведущая деятельность — предметная деятельность
Новообразование происходит в познавательной сфере
2. Эпоха детства
1) Дошкольное детство (3-7 лет)
Ведущая деятельность — ролевая игра
Новообразование происходит в личностной сфере
2) Младшее школьное детство (7-11 лет)
Ведущая деятельность — учебная деятельность
Новообразование происходит в познавательной сфере
3. Эпоха подростничество
1) Подростковый возраст (11-15 лет)
Ведущая деятельность — общение со сверстниками
Новообразование происходит в личностной сфере
2) Ранний юношеский возраст (15-17 лет)
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность
Новообразование происходит в познавательной сфере
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространённой в отечественной психологии.