Что такое основы светской этики
Светская этика в светской школе: «за» и «против»
Наблюдая за процессами, которые происходят в нашем обществе, по отношению к курсу «Основ религиозных культур и светской этики», невольно замечаешь создание одних стереотипов и разрушение других.
В качестве аргументов в пользу изучения светской этики в школе я слышал и необходимость обучения детей этикету, и воспитание бесконфликтности по отношению к представителям других религий, предотвращение религиозных воин, воспитание патриотизма, любви, гордости и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и ее историю. Это и воспитание готовности к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию, вне зависимости от принадлежности либо не принадлежности к какой-либо конфессии, непритязательное ознакомление с нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека и общества, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, доброжелательное отношение к окружающим людям, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России, осознании ценности человеческой жизни, ценность традиций и обычаев. Детям должны объяснить что такое добро и зло, честность и предательство, долг, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, равнодушие и жестокость, и многое другое. Эти дефиниции звучат в аннотациях к учебникам по светской этике, в СМИ, в государственных образовательных учреждениях от структур управления образованием до простой учительницы в школе.
На первый взгляд возникает ощущение – вот здорово! Наконец-то появится универсальный курс которых всех примирит, всем даст правильную установку, не вызовет религиозный воин и воспитает совершенного человека и гражданина с правильным мировоззрением, правильным отношением к собственной культуре и религиозной традиции. Тем более что в пояснительной записке к программе курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 класса прямо написано «задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства». Посыл хороший, но насколько он может быть достижим в светской среде?
В ряде регионов России случались и такие вот реальные истории, например – директор школы заявляет, мол «денег у нас нет на учебники по православной культуре, поэтому все скопом будете изучать светскую этику», глава округа или губернатор сказал что, мол «чтобы никто не обиделся ни православные ни мусульмане ни иудеи– все 100% учащихся будут изучать светскую этику», судя по откликам православного духовенства обсуждаемой епархии, в результате такой установки «сверху» обиделись все… Но эти истории уже стали типичными для ряда российских регионов. И всё это ради того, чтобы никто из учащихся не дай Бог не заинтересовался религиозными представлениями. Смешно, не правда ли?
Вообще исходя из голосования родителей и педагогов, которые настраивали родителей сделать выбор в пользу светской этики, не было представления о том, что такое светская этика, чаще всего с этим понятием ассоциировалось по признанию некоторых педагогов – обучение светской нравственности людей неверующих или безразлично относящихся к религии, но эту установку курс светской этики как раз и не осуществляет! О чем свидетельствует сама программа курса, где значительное количество часов уделено как раз традиционным религиям и особенностям их нравственной и религиозной культуры, да и в итоге перед педагогами и учащимися ставится цель воспитания человека, способного к «духовному саморазвитию». Светский подход не предполагает «духовное саморазвитие», иначе теряется светскость.
Так почему же «Основы светской этики» не соответствуют целям и задачам курса «Основы религиозных культур и светской этики»? На мой взгляд, причин несколько:
Во-первых, создается впечатление, что программа и учебник по светской этике были составлены на основе опыта ряда школ по проведению классных часов с классными руководителями. Исходя из личного опыта и опыта ряда коллег замечу, что большинство тем существующего курса, затрагивались именно на классных часах в светской школе начиная с 90-х годов прошлого века. Тогда спрашивается, зачем нужно выделять в отдельный курс то, что можно спокойно обсуждать на протяжении всего учебного года с 1 по 11 класс на классных часах либо на уроках обществознания?
Во-вторых, если обратиться к ряду Посланий Сятейшего Патриарха Кирилла, то следует отметить что ОРКСЭ имеет цель «духовно-нравственного воспитания школьников». Как можно духовно воспитать человека при отсутствии ориентиров в духовной жизни и вообще отсутствия таковой? Светский характер светской этики не может иметь ничего общего с духовным воспитанием подрастающего поколения. Тогда встает вопрос – почему в учебной программе светской этики используется это понятие «духовность», «духовное самосовершенствование». Не осознавая подлинный смысл и значение этих слов, авторы этики свели значение «духовность» к значению «культура, воспитание, уважение, совесть», однако «духовность», как может отметить любой христианин, к этим и аналогичным значениям совсем не сводится, это нечто совсем иное, это опыт Богообщения, жизни в Церкви, жизнь в благодати Святого Духа. Однако стоит отметить, что некоторые понятия из программы всё же близки к Церкви, и как раз этот фактор и является не однозначным в вопросе о границах светскости в данном курсе.
В-третьих, к сожалению некоторые родители, уступив давлению директора школы или руководителей повыше, или того хуже – самостоятельно посчитав, что для своих чад лучше выбрать светскую этику, мол «мы не знаем что будет на уроках православной культуры, а так хоть этикет изучат» поступили достаточно безрассудно и с более глобальной точки зрения. Результаты любого опроса, в том числе и опроса родителей, являясь достоянием статистики, оказывают непосредственное влияние на религиозную ситуацию в стране, особенно в оценке светскими властями реальной религиозной картины в регионах. В соответствии с этими данными будут выстраиваться конкретные отношения между властью и конфессиями и приниматься решения о перспективах тех или иных религиозных общин и их образовательных учреждений, кого будет поддерживать власть в данном регионе как доминирующую конфессию, а кого считать исключением? Когда православные родители не хотят отстаивать права своих детей изучать в школе близкую им культуру, отдавая предпочтение светской этике, то встает вопрос насколько они православны? Насколько они ассоциируют себя и своих детей с Православной Церковью, с православной культурой? Уже давно пора осознать, что от активной позиции православных мирян зависит будущее нашей Церкви в России. Насколько миряне готовы быть православными?
В-пятых, светская этика призвана воспитать толерантного человека, но не способна воспитать человека с конкретным религиозным мировоззрением. Когда воспитывают толерантного человека, то воспитывают не человека, а «аморфную массу», которая способна подстроиться под что угодно. Когда человек научится уважать свои религиозные традиции, сам станет носителем этих традиций, то он будет уважать других людей, бережно хранящих свои традиции и эти люди будут уважать его.
Это лишь некоторые тезисы, которые, надеюсь, дадут возможность задуматься читателю и самому определиться по отношению к этому курсу. Однако при всех «минусах» можно найти и несколько «плюсов». В курсе «Основы светской этики» наши школьники, и через них их родители, получат какую-никакую ориентировку в нравственном и патриотическом воспитании и образовании, элементарные представления о конфессиональном религиозном мировоззрении, а это может стать той питательной средой в будущем, для того, чтобы созреть до конкретного выбора и ассоциировании себя и своих детей с конкретной религиозной культурой.
Заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного Университета, иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
Презентация по основам светской этики «Что такое светская этика» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 урок: «Основы светской этики» 4 класс Учитель МБОУ «Туринская средняя школа» п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край Колпикова Нина Кузьминична
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово философия состоит из греческих слов «фили» – любовь и «софия» – мудрость. Философия – любовь к мудрости. Аристотель считает, что этика – часть философии.
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать «нравы». От которого в русском языке произошло слово «нравственность». Мораль – нравственность.
2 2 Две девчонки, как сороки Разболтались на уроке. И по «двойке» получили, Дома близких огорчили. Что же, пусть теперь узнают: На уроках не болтают. Вас не просят отвечать? Значит, лучше помолчать!
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они так поступают или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики. (По материалам журнала «Человек без границ».)
1. Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? 2.Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? 3.Как наградить человека, сделавшего добро? 4.Как не делать зла? 5.Как сделать жизнь людей лучше? Вот на все эти вопросы и ответит этика.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Христианство
Аллах вознаградит верующих за добрые и накажет за злые поступки. Каждый мусульманин должен быть милостив к ближнему. Человек обладает свободой воли – совершить добрый или злой поступок. Тем самым Аллах испытывает человека. Ислам
Заповеди Ноя: поклоняться единому Богу, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не употреблять в пищу плоть живого животного, жить по справедливым законам. Десять заповедей Моисея. Иудаизм
Шесть качеств махаяны: терпение, щедрость, нравственность, мужественность, мудрость, умение медитировать. Правильная речь буддиста (не лгать и клеветать). Правильное поведение (любовь к ближнему, отказ от насилия, алкоголя и наркотиков и пр.). Правильное сосредоточение (йога и медитация). Буддизм
Светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: культура, моральный, этика.
Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика? Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f135ade880e11d2eaf607bee106fc912&n=21 Мальчик дарит цветы девочке https://yandex.ru/clck/redir/EIW2pfxuI9g?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaGlZaG9HRVhUUk5zaFBPZlVDdDBQUllwcUxoMGFsclNLVHE2Zzdqb2podHVQTTRSZmIzWEJlWGxaZXdMRzRkWC1oVTNWT2VrcklESmlqWWJKTnk5UlU2ZVVHNF9uVFJOWV85Vk9LVnp3UHMxaDRyeHJVNlNSa0VFeWQwcVNQRGVObjlXU3JRanZaUVN3UFBSTHhWZldR&b64e=2&sign=a65414773ae9d2a0fa786dc482ddd5bd&keyno=0 На рыбалке http://ru clipartloqo.com/premium/detail/artist-male-paintinq-100405558 Дети сажают дерево Остальные картинки взяты из диска «Светская этика» Философ Аристотель Мама учит дочь готовить Поссорились Как помирить Стань добрее
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 263135
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое светская этика?
Урок 1. Основы светской этики 4-5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что такое светская этика?»
Вы живёте в мире среди множества людей, и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для вас лично, но и для окружающих вас людей. Например, ваших родителей или одноклассников.
Но как же тяжело иногда сделать правильный выбор. Не верите? Давайте тогда рассмотрим две ситуации.
Вы подарили своим друзьям коллекцию папиных значков, которые он собирал с самого детства и подарил вам. Узнав про это, папа очень расстроился. Ну в чём же вы не правы, ведь вы подарили значки друзьям от чистого сердца и не попросили ничего взамен. Почему же вы не правы?
Ну или, предположим, вас угостили яблоками, а у вас есть друзья, которых вы сперва тоже хотели угостить, но вдруг подумали: «Мне ведь тогда достанется меньше, а угостили-то меня, потому и яблоки только мои. Разве я не прав?»
Интересные ситуации, не так ли? Конечно, каждый человек в той или иной ситуации зачастую поступает так, как сам считает нужным. Но при этом, чтобы не обидеть окружающих своим поведением или поступками, вы должны соблюдать определённые правила, которыми должны руководствоваться все люди.
Согласитесь, в каждом окружающем вас человеке есть положительные и отрицательные стороны. Большинство из них честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Такие люди готовы прийти на помощь в любую минуту, даже если их об этом специально никто не просил.
Но есть и такие, которые обманывают, грубят, обижают слабых и совершают другие плохие поступки.
Однажды внук спросил у своего умудрённого жизненным опытом дедушки:
– А откуда берутся плохие люди?
– Плохих людей не бывает, – ответил старик. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце?
Старик слегка улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого человек кормит.
А как вы думаете, почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти и многие другие вопросы помогает ответить такая наука, как этика. Это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель.
Принято выделять религиозную и светскую этику.
Религиозная этика – это представления о поведении человека, которые опираются на Божественные заповеди, как они изложены в Священных Писаниях мировых религий. Например, «Не убивай», «Не кради», «Не наговаривай на ближнего» и многие другие запреты, которые есть в каждой мировой религии.
От нарушения этих правил человека прежде всего должна останавливать возможность Божественного наказания за совершённые им плохие поступки.
В отличие от религиозной, светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Что только от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, и что только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.
Однажды один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай всё это! А познав, не делай!
Конечно же, не надо воспринимать совет мудреца буквально, как призыв к действию. Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он просто хотел, чтобы юноша понял и осознал, что эти пороки присутствуют в жизни каждого человека.
Согласитесь, что добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга и, не чувствуя и не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро. Ведь даже в русских народных сказках, которые вы хорошо знаете, добро всегда побеждает зло.
В конце нашего урока давайте подведём некоторые итоги. Сегодня мы с вами узнали о том, что такое этика и в чём заключается отличие религиозной этики от светской.
Обзорная статья о предмете Основы светской этики,4 класс
Уроки светской этики- это уроки добра.
Мы живем в постоянно меняющемся мире, но есть истины, которые остаются неизменными. Духовно- нравственное развитие школьников приобретает особо важную роль в современном обществе. Основы светской этики- это один из шести модулей курса Основы религиозных культур и светской этики, направленный на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Уроки Светской этики помогают детям разобраться в таких понятиях, как Добро и Зло, Милосердие и Безразличие. В связи с этим учитель должен понимать, какая ответственность ложится на него в преподавании этого курса. Модуль Светской этики отличается от других тем, что основные нравственные нормы преподносятся детям через притчи, изречения и рассказы философов и учёных. Дети говорят на этих уроках на «взрослые», серьезные темы, у ребенка формируются духовно- нравственные идеалы, позволяющие жить в согласии с собой и окружающим миром.
На уроках дети исследуют свой внутренний мир, делятся новыми впечатлениями, делают нравственный выбор. Уроки проходят в дружественной обстановке, здесь нет отметок, дети сами принимают решение быть активными, стремиться к знаниям.
Особое место в уроке занимает работа со словарём. После того, как учащиеся поняли, о чём будет вестись разговор на уроке, нашли определение понятия, приступаем к прочтению текстов. Притчи- это новый вид преподнесения информации для детей, который они узнают с интересом. Порой дети чувствуют себя на уроках первооткрывателями. Приятно слышать, как многие дети делают правильный нравственный выбор. Также им нравится практическая часть работы на уроке. Занятия сплачивают коллектив. Во время выполнения групповых заданий ученики работают слаженно, распределяют обязанности, дают волю творчеству.
Проекты- это практическое применение знаний, поиск нового, усвоение информации. Этот вид работы может пересекаться со внеклассной работой, ребёнку может помочь любой взрослый- родитель или учитель. Обычно одноклассники с интересом слушают выступления друг друга, задают вопросы- их волнует поиск истины.
Важно, чтобы родители понимали особенности предмета, делали выбор модуля осознанно и придерживались тех же нравственных установок, о которых детям говорят на уроках. Если в доме взрослые поступают так, как велит сердце, ребёнку проще будет разобраться в поступках.
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца». А.С. Грибоедов.
Жукова С.Ю., учитель начальных классов, учитель Светской этики.