Что такое периодизация всеобщей истории

Что такое периодизация всеобщей истории

Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Вспомогательные исторические дисциплины.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.

Периодизация всемирной истории: варианты и содержание

1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,

3) русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:

5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)

6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Это конспект по теме «». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Периодизация истории – всемирные источники, проблемы историографии (10 класс)

Периодизация всемирной истории необходима для лучшего понимания исторических процессов. Существует несколько разновидностей исторической периодизации, однако во всем мире принято пользоваться ее классическим вариантом. В нем выделены такие основные периоды истории как доисторический, античный, средневековый, новое время и новейшее время.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Периодизация всеобщей истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.

Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.

С помощью периодизации можно найти ответы н многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.

Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Основные периоды истории

Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Рис. 2. Древняя Греция.

Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Рис. 3. Вторая мировая война.

Что мы узнали?

При изучении темы «Периодизация истории» по программе истории за 10 класс мы узнали кратко о проблемах периодизации истории. Мы выяснили, что во всем мире принято пользоваться классической периодизацией. Также мы рассмотрели основные периоды истории и их характерные черты.

Источник

Периодизация истории

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Всего получено оценок: 647.

Всего получено оценок: 647.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Периодизация всеобщей истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.

Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.

С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.

Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.

Основные периоды истории

Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:

которые читают вместе с этой

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Что мы узнали?

При изучении темы «Периодизация истории» по программе истории за 10 класс мы узнали кратко о проблемах периодизации истории. Мы выяснили, что во всем мире принято пользоваться классической периодизацией. Также мы рассмотрели основные периоды истории и их характерные черты.

Источник

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1. Что такое история? Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

2. Периодизация мировой истории.

3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса.

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ:
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и «жития», до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14).

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

Целью изучения нашего курса является формирование будущих специалистов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами.

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются: активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

Данный курс относится к дисциплинам общекультурной подготовки. Он является обобщающим, синтезирующим и выполняет несколько социально-значимых функций: познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую, воспитательную.

Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества (истории мировых цивилизаций), в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей, нашедших отражение в исторических источниках.

Воспитательная функция способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия «Каменный век», «Медно-каменный век», «Бронзовый век», «Железный век».

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

1. Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Источник

Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.

Периодизация всемирной истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Нового времени

Подходы к периодизации истории

Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.

Формационный

Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.

Цивилизационный

Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

30 интересных фактов о нервной системе человека

Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть фото Что такое периодизация всеобщей истории. Смотреть картинку Что такое периодизация всеобщей истории. Картинка про Что такое периодизация всеобщей истории. Фото Что такое периодизация всеобщей истории

15 интересных фактов о Николае Гнедиче

Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).
Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки ­считают цивилизационный и формационный подходы не взаимо­исключающими, а скорее дополняющими друг друга.

Основные периоды истории

Доисторический

Начался он в эпоху палеолита, около 2 млн лет назад, когда древние люди стояли ещё на гораздо более низкой ступени развития. Несмотря на определённые достижения палеолита, развитие в доисторический период шло очень медленно. Этот период начал сменяться другим, античным, или рабовладельческим, примерно 5 тысяч лет назад, когда по планете уже вовсю шагала неолитическая революция, а на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зарождались первые цивилизации Древнего мира. Доисторический период характеризуется основными занятиями людей – охотой и собирательством. Однако, в переходный период (то есть перед зарождением Античности) охота и собирательство начали постепенно сменяться земледелием и скотоводством, а структура общества начала усложняться. Были изобретены первые языки общения, религия и различные ремёсла.

Античный

Античность продлилась с начала III тысячелетия до н. э. и закончилась во второй половине V века нашей эры. Это была эпоха первых могучих государств, таких, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция. В античности обычно выделяют следующие периоды:

Характеристика античного периода: активное развитие искусств, поэзии, науки. Появились театры, была изобретена демократия. Также появились первые представления о правах человека.

Средневековый

Продлились Средние века около тысячи лет, с V по XV век. Средневековье началось после падения Римской империи, которое погрузило Европу в тёмный и мрачный период истории, когда очаги цивилизации практически угасли. А закончилось оно в эпоху Великих географических открытий, которые раздвинули для человечества границы известного мира и позволили взглянуть на него по-новому. Средневековый феодализм делится на три основных периода:

Основные характерные черты Средневековья – феодальный строй, значительное влияние Церкви на общество и вообще на всё на свете, абсолютная монархия, инквизиция, подавляющая все ростки инакомыслия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *