Что такое перцентиль вшэ
Перцентили как инструмент управления вознаграждением
Вознаграждение – это один из наиболее комплексных компонентов, составляющих набор компенсаций каждого сотрудника, поэтому компании стараются скрупулёзно анализировать материальное вознаграждение и искать баланс между требованиями рынка и объемом фонда оплаты труда. Даже HR с опытом и хорошим знанием рынка затрудняются сформировать политику вознаграждения в компании, и не всегда уверены, на какие показатели или компании ориентироваться. Для количественного описания положения компаний на рынке принято использовать методы и термины, заимствованные из статистики: уровни рынка или перцентили.
В HR перцентили позволяют сопоставить вознаграждение компании с данными рынка, что необходимо по ряду причин:
Проиллюстрировать опасность такого подхода можно следующим примером. У нас есть 3 сотрудника на идентичной должности с зарплатами 50,000.00, 50,000.00 и 80,000.00 в месяц. Наше среднее равно 60,000.00. То есть на 10,000.00 в месяц больше медианы. Теперь умножаем 10,000.00 на 12 месяцев, и переплата составляет 120,000.00 рублей. Вам может показаться, что в масштабах крупной компании это мелочь, но если мы применим наши расчеты к более высоким зарплатам, и возьмем среднее от 500,000.00, 500,000.00 и 600,000.00, то переплата составит 1,200,000.00, и это только для одной группы должностей. Данная сумма уже более весома. Всем нам хороша известна крылатая фраза «средняя температура по больнице», которая достаточно ярко раскрывает коварность среднего.
Высокоэффективные и опытные сотрудники чаще всего знают себе цену и выберут того работодателя, который готов справедливо вознаграждать работника за его вклад в результаты компании, поэтому они стремятся к тем работодателям, которые платят выше медианы.
И все равно остается открытым вопрос, как же правильно установить сотрудникам уровень оплаты. Стоит ли в попытках заполучить в свою компанию лучшие кадры ориентироваться на 90 перцентиль? Конечно, все не так просто. Для того чтобы оставаться на оптимальном уровне оплаты для вашей компании, необходимо проводить аудит вознаграждения в разбивках по категориям сотрудников, по департаментам и периодически сравнивать данные вашей компании с рынком. Чтобы понять, необходимо ли вам проводить аудит вознаграждения, можно воспользоваться небольшим планом:
Если вы являетесь опытным HR и уже проводили аудит вознаграждения, то смело приступайте к данному проекту. Если же у вас не было подобного опыта, то лучше обратиться к специалистам. Помните о том, что аудит вознаграждения – это не только анализ рынка, но и глубокая экспертиза касательно того, как «дышит» индустрия, каждый департамент в ней, каждая категория сотрудников. Ошибка может привести к большим потерям временных и денежных ресурсов – и это в лучшем случае.
Как записаться на майнор
Старт записи на майнор
Крайний срок подачи заявки
Что нужно знать студенту программ бакалавриата для записи на МАЙНОР
Отличительной особенностью МАЙНОРа является то, что Вы имеете право в качестве приоритетных выбрать ЛЮБЫЕ МАЙНОРы при условии, что направление выбранного Вами МАЙНОРа не совпадает с направлением подготовки Вашей образовательной программы!
Что делать, если «я не успел записаться на майнор» или «хочу его поменять»:
Правила записи на МАЙНОРы:
Этап 1. Построение предварительного общего рейтинга
На предварительном этапе для каждого студента 1 курса бакалавриата, который будет участвовать в процессе выбора майноров, вычисляется несколько характеристик:
Этап 2. Выбор МАЙНОР-приоритетов студентами
С момента открытия записи каждый студент имеет возможность заявить ПЯТЬ наиболее желательных майноров в порядке убывания предпочтений.
Cтуденты, не п одавшие заявку на майнор в срок, заносятся в лист ожидания.
Этап 3. Построение общего рейтинга студентов
По окончании «первой волны» записи публикуется первичное распределение студентов по майнорам.
Для студентов, оказавшихся в листе ожидания, или по каким-то причинам не участвующих в «первой волне» проводится «вторая волна» сбора заявок. Из множества альтернатив исключаются майноры, заполненные после основного этапа записи. В остальном алгоритм повторяет шаги, перечисленные в предыдущих пунктах.
По окончании «второй волны» записи публикуется окончательное распределение студентов по майнорам с учетом всех записавшихся студентов.
Оставшиеся не записанными на майнор студенты записываются на свободные места для записи в ручном режиме сотрудниками учебных офисов образовательных программ НИУ ВШЭ.
Предположим, что майноры выбирают 9 студентов: 5 из них обучаются на программе А, 4 – на программе Б. Пусть результаты их экзаменов в 1-2 модуле таковы:
Перцентиль: Альтернативный взгляд на данные
Сегодня поделюсь переводом интересной статьи от лондонского аналога нашего qRUG, QlikDevGroup.
Введение
Из этой статьи вы узнаете, как создать выражения для расчета распределения по перцентилям по вашему набору данных. Т.е., если сказать проще, такой график:
Вы сможете превратить в нечто подобное:
Перцентиль – это способ посмотреть на ваши данные в отношении ко всем другим значениям набора данных. Например, если вы хотите определить 10% самых активных покупателей за прошлый месяц, по сути, вы хотите увидеть всех покупателей выше границы в 90%.
Основная причина использования распределения по перцентилям – слишком плотное распределение данных. Например, на графике выше вы видите, как большинство точек в пузырьковой диаграмме сосредоточено внизу.
Таким образом, для того, чтобы понять распределение данных нам нужно увеличить график, при этом мы потерям полную картину данных и связей между ними. По этой причине предлагаю воспользоваться альтернативным способом представления данных – по перцентилю.
Проблемы при работе по средним:
Выход из этой ситуации – перцентили.
НА ЗАМЕТКУ! Перцентили (квантили — в более широком представлении) часто превозносятся как средство преодоления фундаментального недостатка средних значений. Однако не стоит забывать, что перцентиль — это всего лишь число, так же как и среднее. Среднее отображает центр масс выборки, а перцентиль же показывает отметку верхнего уровня указанной доли выборки.
Фрактальный подход
В QlikView и QlikSense достаточно просто рассчитываются перцентили. Функция FRACTILE() будет показывать соответствующее значение перцентиля.
Так, для того чтобы найти ТОП 10% ваших клиентов (то есть тех, которые выше границы 90%), вам нужно использовать следующее выражение:
Например, если вы хотите показать перцентиль 90% по продажам ваших продуктов, то вам нужно использовать следующее выражение:
Подход ранжирования
Фрактальный подход отлично подходит для отображения значений перцентиля. Но для того, чтобы показать значения нескольких процентилей в одно и то же время, нужно использовать функцию RANK(), которая будет распределять данные по группам с одинаковыми значениями.
Например, если у нас есть следующий набор данных:
Применив RANK (), получим ранжирование в виде:
где группа 1-5 – отранжированные ТОП-5 значений.
Второй режим функции ранжирования возвращает значение DUAL.
В примере выше Qlik хранит группу 1-5 как двоичное значение (‘1-5’,1.5)
На следующем шаге следует взять нумерическую часть значений ранжирования и разделить ее на общее число уникальных значений в наборе данных. Так, мы увидим процентные значение, но наименьшие значения (те, которые имеют высший рейтинг), будут отражаться как топовые. Ну а дальше самым простым способом будет минусовать значения этого процента, чтобы инвертировать значения.
Так, если мы продолжим пример с продажами, выражение примет вид:
Эта функция – рабочая, но с некоторыми ограничениями:
В итоге получаем улучшенную формулу:
Практический пример:
Далее рассмотрим пример создания диаграммы с процентилями для QlikSense 2.0.7
Диаграмма представляет продажу по каждому продукту в сравнении с процентильным ранжированием в 2007 и 2008 годах, а также объемом продаж в 2008. Также на графике выделены продукты, которые выросли и упали в перцентилях.
В жизни все не так просто, поэтому добавим немного сложностей и в тестовый пример J Некоторые продукты в 2008 не продавались, поэтому нам придется добавить дополнительную проверку на NULL значения продаж в случае применения фильтров.
Выражение для перцентиля 2007 года получается таким:
Выражение для вычисления размера пузырьков:
И в завершении выражение для цветов диаграммы:
И в заключение я добавил дополнительные линии от 50% на обоих осях:
Заключение
Распределение по перцентилю помогает выявить паттерны между данными, которые могут быть скрыты при нормальном распределении. Рекомендую использовать анализ по перцентилям совместно с реальными объемами, чтобы посмотреть на данные с разных точек зрения.
Как студентов убивает балльно-рейтинговая система
«Прости, дружок, ты не попал в 25% рейтинга» — в переводе на денежный эквивалент это означает, что отныне студент платит за учебу в два раза больше, чем до этого. Потому что он слетел со скидки по балльно-рейтинговой системе. Откуда взялся этот механизм, зачем нужен и почему плохо работает в российских вузах — выпускница Вышки Настя Никушина.
Нужное заимствование
Балльно-рейтинговая система — способ ранжирования студентов в общем рейтинге, который формируется на основе промежуточных оценок каждого учащегося. В итоге получается длинный список из всех студентов потока, от «худшего» к «лучшему».
Эта система пришла в российское высшее образование из зарубежных колледжей и университетов. Её отмежевывают от общего процесса «болонизации» российских вузов, начавшегося в 1999 году.
Чиновники настаивают: балльно-рейтинговая система — благо для российского студента
В реалиях нашего высшего образования она преподносится как воплощение поговорки «что посеешь, то и пожнешь» — это максимально объективный способ распределения вузовских привилегий вроде стипендий и мест в приказе о зачислении на бюджет. По рейтингу определяют, какие студенты поедут учится по обмену или даже поступят в иностранную магистратуру.
Редкий российский вуз не использует балльно-рейтинговую систему: ВШЭ, РУДН, РЭУ им. Плеханова, МФЮА, МПГУ, УрФУ, КФУ и это далеко не весь список. При этом единой практики не существует, а потому одним студентам «рейтинг» кажется бессмысленным пустяком, важным только для тех, кто хочет быть в студсовете, а для учащихся, например, Вышки, он становится альфой и омегой высшего образования.
Как это работает на местах
Приказ «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» действует с 11 июля 2002 года. Но четких указаний на то, как балльно-рейтинговая система должна выглядеть в каждом конкретном вузе, в документе нет. Есть только наглядный пример: «Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 — за экзамены и зачеты».
Так рейтинг устроен, например, в РАНХиГС. Позиция в нем ни на что не влияет, от нее не зависит размер скидки, она не заботит ни студентов, ни преподавателей. Те спрашивают: «Вам место важно? Давайте тогда 60 поставлю». Неважно — ставят 40. Важно только тем, кто хочет попасть в студсовет, потому что на некоторых популярных программах порой вообще нет бюджетных мест.
Иначе рейтинг устроен в Высшей школе экономики, где учатся или бесплатно, или за очень большие деньги. Студенты, которые платят за обучение, ради попадания в верхние 15% от общего числа учащихся готовы почти воевать друг с другом: «Дать конспект? Нет, увольте, надо было самим на пары ходить!». Ради чего студенты жертвуют дружескими отношениями?
Первая позиция в рейтинге позволяет перейти с коммерции на бюджет. Если строчка с фамилией все-таки не верхняя, но тоже высоко, Вышка сохраняет студенту скидку на обучение — она может достигать 70%, то есть уменьшать плату за обучение минимум на 273 тысячи рублей. Еще есть «перцентиль» — элемент ранжирования, которые определяется на основе места человека в рейтинге, — он даёт право поступать на лучшие курсы по выбору. Словом, есть за что бороться. Правда соперник за место в рейтинге чаще обнаруживается в отражении.
Шанс учиться в вузе
Абитуриент, который решает подписать с вузом договор об оказании платных услуг, сразу оказывается в позиции обвиняемого. Он заведомо больше должен родителям, чем однокурсник-бюджетник. Вряд ли уйдет с программы, когда поймет, что учиться именно на ней — в тягость. Может быть, задумается, как бы устроиться на работу, чтобы самого себя содержать.
Да, тут надо сделать оговорку: не все люди, которые учатся на коммерции, такие. Мой опыт обучения в Вышке показывает, что тех, кого совесть за утекающие родительские деньги всё-таки мучает, большинство. И если человек учится на скидке, психологическое напряжение только растёт.
Хорошо, если у семьи есть достаточно денег, чтобы оплачивать обучение и со скидкой, и без нее. Иначе студент не имеет права выпасть из нужного процента рейтинга: учеба кончится, сгорят все уже потраченные деньги. При этом в Вышке скидку считают настоящей приманкой, которая даёт возможность поступить в вуз, но легко отнимается по ходу обучения. Сохранить изначальный размер скидки получается у немногих: единственная «удовлетворительно» за экзамен — уже заход на второй круг и отсутствие скидки как минимум год.
И вот странность: и платники, и бюджетники участвуют в общем рейтинге
Когда по нему определяют, кто будет первым выбирать учебные курсы или кто скорее поступит за рубеж благодаря самому высокому GPA (Grade Point Average, средний балл — прим.) – это нормально. Когда люди, незаинтересованные в переходе на бюджет или сохранении скидки, занимают места тех, кому важна каждая строка рейтинга сверху — это опасно.
Так платники начинают ненавидеть бюджетников с верхних строчек, а те, не желая ограничивать себя в получении знаний, активно работают на семинарах, снижая шансы улучшить оценки у платников. За рубежом таких проблем нет: бюджета почти не существует. Хотя возможно, что бюджетники перемешаны с платниками как раз для того, чтобы последним было сложнее.
Без гарантии объективности
Балльно-рейтинговую систему вводили ради удобства и объективности оценивания. Но «первая строчка» не всегда равняется «самому лучшему». В Вышке рейтинг составляется на основе итоговых оценок, которые складываются из работ за весь модуль, которых в вузе четыре — такие мини-семестры. При оценивании преподаватели могут ставить «отлично» тем, чьи работы слабее, но оформлены, написаны лучше. Особенно эта проблема заметна в гуманитарных науках.
В университетах, которые используют разбалловку — профессора назначают баллы от 0 до 100 за элементы контроля — другие трудности. Дискредитировать рейтинг могут сами педагоги, которые порой назначают баллы абсолютно рандомно, приравнивая ответ на семинаре к эссе. В итоге система становится бессмысленной.
Рейтинг не дает объективной сравнительной оценки студентов и создает психологические проблемы сомнительной адаптацией под российские реалии.
Тем не менее варианта лучше у российского высшего образования пока нет. Рейтинг все-таки дает возможность распределять бонусы за учебу не в случайном, но относительно понятном порядке, к которому можно подстроиться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / wavebreakmedia
Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов
Приложение
к приказу НИУ ВШЭ
от 08.07.2019 № 6.18.1-01/0807-03
УТВЕРЖДЕНО
ученым советом НИУ ВШЭ
протокол № 9 от 21.06.2019
1. Общие положения
1.1. Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее соответственно – Положение, образовательная программа, НИУ ВШЭ)определяет единые подходы к использованию рейтинговой системы для образовательных программ очной формы обучения НИУ ВШЭ и его филиалов.
1.2. Образовательные программы очно-заочной и заочной форм обучения самостоятельно принимают решение о необходимости и технологии применения рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов. Такие решения оформляются приказом руководителя структурного подразделения НИУ ВШЭ, реализующего образовательные программы в очно-заочной или заочной форме.
1.3. В Международном институте экономики и финансов НИУ ВШЭ рейтинговая система комплексной оценки знаний студентов МИЭФ регламентируется Положением об определении рейтинга успеваемости студентов МИЭФ НИУ ВШЭ (приложение 1 к Положению).
1.4. Положение и изменения к нему утверждаются ученым советом НИУ ВШЭ и вводятся приказом ректора НИУ ВШЭ.
1.5. Ссылка на Положение размещается на интернет-странице «Студенческий рейтинг» в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ по адресу: https://www.hse.ru/studyspravka/rate.
2. Цели и задачи рейтинговой системы
2.1. Целью рейтинговой системы является комплексная оценка качества результатов обучения студентов.
2.2. Задачами рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов являются:
2.2.1. повышение мотивации студентов к активному и равномерному освоению образовательных программ путем высокой дифференциации оценки их учебной работы;
2.2.2. повышение уровня организации образовательного процесса в НИУ ВШЭ;
2.2.3. получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях студентов для принятия управленческих решений, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ;
2.2.4. получение студентами оснований для снижения стоимости платных образовательных услуг в порядке, установленном отдельными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ (далее – скидки).
3. Основные понятия и принципы рейтинговой системы
3.1. В Регламенте используются следующие понятия и сокращения:
3.1.1. рейтинговая система комплексной оценки знаний студентов образовательных программ (далее – рейтинговая система) – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения студентом образовательной программы относительно совокупности студентов в сопоставимых условиях;
3.1.4. кредитно–рейтинговая оценка студента – сумма произведений кредитного веса дисциплины [2] на оценку по десятибалльной шкале, полученную студентом на экзамене и по всем другим элементам контроля результатов обучения по дисциплинам за рассматриваемый учебный период [3] в соответствии с индивидуальным учебным планом студента;
3.1.5. рейтинг – число, обозначающее место кредитно-рейтинговой оценки студента в отсортированном по убыванию массиве кредитно-рейтинговых оценок всех студентов НИУ ВШЭ в совокупности;
3.1.6. нормировочный коэффициент (далее – NORMj ) – число, вычисляемое для каждого из студентов, по формуле:
pij – кредитный вес i-ой дисциплины в индивидуальном учебном плане j-го студента, по которой в рассматриваемый период назначен экзамен;
nj – число экзаменов в индивидуальном учебном плане j-го студента в рассматриваемый период;
k – число студентов в совокупности;
i – количество дисциплин в индивидуальном учебном плане;
j – количество студентов в совокупности.
Если все студенты совокупности имеют одинаковый набор дисциплин за учебный период, нормировочный коэффициент у всех равен 1. Если наборы дисциплин отличаются, то нормировочные коэффициенты у разных студентов могут отличаться, но они не могут быть меньше 1;
3.1.7. нормированная кредитно-рейтинговая оценка студента – кредитно-рейтинговая оценка, умноженная на нормировочный коэффициент;
3.1.8. нормированный рейтинг – рейтинг, полученный из отсортированных нормированных кредитно-рейтинговых оценок. Нормированный рейтинг позволяет сравнить учебные достижения студентов с разными учебными планами и разными суммами кредитных весов дисциплин;
3.1.10. рейтинг после пересдач – рейтинг, определенный по результатам экзаменов, имеющимся у студента по завершению периодов пересдач;
3.1.11. перцентиль студента – показатель, демонстрирующий какая доля (в процентах) студентов от всей выборки показывает результаты обучения выше, чем данный студент;
3.1.12. средний балл – показатель, отражающий среднюю арифметическую оценку по всем сданным за рассматриваемый период дисциплинам. Он рассчитывается как отношение суммы всех оценок, учитываемых при расчете рейтинга, к количеству дисциплин без учета неявок любого типа;
3.2. В НИУ ВШЭ используются два вида рейтинга студентов:
3.2.1. текущий рейтинг используется для оценки учебных достижений по дисциплинам индивидуального учебного плана студента за один учебный период. Текущий рейтинг является оперативным показателем, характеризующим результаты обучения студента непосредственно по завершению учебного периода (или периода пересдач).
3.3. При определении текущего рейтинга студента учитываются результаты промежуточной аттестации студента по обязательным учебным дисциплинам и дисциплинам по выбору, которые вошли в индивидуальный учебный план студента, в объеме обязательного количества кредитов, определенного учебным планом образовательной программы на рассматриваемый учебный период (далее – назначенные дисциплины). В текущем рейтинге после второго полугодия всех студентов первого и второго курсов бакалавриата и специалитета учитываются оценки за обязательный экзамен по дисциплине «Английский язык» с кредитным весом 4. В текущем рейтинге после второго полугодия всех студентов выпускного курса программ бакалавриата и программ специалитета учитывается оценка за обязательный экзамен – защиту развернутого плана выпускной квалификационной работы на английском языке (Project Proposal) с кредитным весом 2. В текущем рейтинге не учитываются результаты студента по общеуниверситетским факультативам. Вопрос об учете в текущем рейтинге результатов факультативов, финансируемых из средств факультетов, решается деканом факультета при формировании учебного плана факультетских факультативов. В текущем рейтинге не учитываются оценки по вариативным проектам.
3.4. Текущий рейтинг подразделяется на текущий рейтинг до пересдач и текущий рейтинг после пересдач.
3.5. При расчете кредитно-рейтинговой оценки результаты по дисциплинам, сдачу/пересдачу которых студент пропустил по уважительной или неуважительной причине, учитываются с оценкой «0».
3.7. При расчете текущего и кумулятивного рейтингов результаты по дисциплинам, которые студент изучает повторно в рамках индивидуального учебного плана, оформленного в связи с академической задолженностью, учитываются с оценкой «0».
3.8. При определении кумулятивного рейтинга учитываются результаты промежуточной аттестации студента (с учетом всех пересдач) по всем изученным учебным дисциплинам, включая дисциплины по выбору, факультативы сверх обязательного количества кредитов, определенных учебным планом, а также результаты государственной итоговой аттестации, к моменту формирования рейтинга. Неявки по уважительным и по неуважительным причинам учитываются с оценкой «0».
3.10. Рейтинг студента, переведенного из другой образовательной организации или с другой образовательной программы, реализуемой в НИУ ВШЭ:
3.10.1. производится по результатам аттестации/переаттестации и перезачета [7] дисциплин, изученных студентом ранее, с кредитной трудоемкостью, соответствующей трудоемкости этих дисциплин в учебном плане образовательной программы, на которую студент поступил или перевелся;
3.10.2. результаты аттестации [8] по дисциплинам, не входящим в учебный план образовательной программы, на которую студент поступил или перевелся, в определении текущего рейтинга не учитываются, однако, при наличии оценок и возможности установить кредитный вес, могут быть учтены в кумулятивном рейтинге на основании личного заявления студента.
4. Порядок формирования рейтинга и доступ к его результатам
4.1. Для формирования рейтинга используется комплексная информационная система «Абитуриент. Студент. Аспирант. Выпускник» (далее – АСАВ) содержащая информацию обо всех назначенных каждому студенту дисциплинах, их статусе, трудоемкости (кредитном весе) и полученных оценках.
4.3. Рейтинги рассчитываются в специальном модуле электронной образовательной среды (далее – LMS) за определенный период по совокупности студентов на основании данных, полученных из системы АСАВ. При этом для каждого студента выбранной совокупности за определенный учебный период рассчитываются кредитно-рейтинговые оценки, определяется нормировочный коэффициент и нормированная кредитно-рейтинговая оценка. Для формирования текущего рейтинга данные сортируются по убыванию нормированных кредитно-рейтинговых оценок, для формирования кумулятивного рейтинга данные сортируются по убыванию кредитно-рейтинговых оценок.
4.4. Дисциплины и иные элементы образовательной программы, имеющие оценку «зачтено» учитываются в расчетах с оценкой 10, а имеющие оценку «не зачтено» – с оценкой 0.
4.5. Если несколько студентов имеют одинаковую нормированную кредитно-рейтинговую оценку, им присваивается в качестве рейтинга интервальный показатель – диапазон мест. Аналогично определяется кумулятивный рейтинг по кредитно-рейтинговым оценкам.
4.6. При формировании рейтинга рассчитывается:
4.6.1. средний балл каждого студента за рассматриваемый учебный период. Средний балл может использоваться для дополнительного ранжирования студентов при условии равенства их рейтингов в рамках одной образовательной программы;
4.6.2. показатель GPA, который может использоваться в качестве дополнительного критерия для ранжирования студентов. Итоговое значение показателя включается в европейское приложение к диплому согласно Положению о европейском приложении к диплому НИУ ВШЭ;
4.7. За расчет рейтингов и других описанных в Положении показателей, отвечает Дирекция основных образовательных программ. Расчет производится централизованно с помощью автоматизированных алгоритмов в LMS.
4.8. Рейтинги различных видов доводятся до сведения студентов через личный кабинет в LMS не позднее указанных сроков:
4.8.1. текущий рейтинг до пересдач за 1-ое полугодие – 15 января;
4.8.2. текущий рейтинг до пересдач за 2-ое полугодие – 10 июля;
4.8.3. текущий рейтинг после пересдач за 1-ое полугодие – 01 марта;
4.8.4. текущий рейтинг после пересдач за 2-ое полугодие – 20 октября;
4.8.5. кумулятивный рейтинг – 05 марта и 25 октября.
4.9. Детальная информация о назначенных дисциплинах, их трудоемкости (кредитном весе), полученных оценках (включая отметки о неявках), кредитно-рейтинговых оценках, нормировочном коэффициенте, нормированных кредитно-рейтинговых оценках и алгоритме расчета рейтинга студента содержится в LMS в персональной электронной зачетной книжке студента. Преподаватели, академические руководители образовательных программ и работники учебных офисов имеют возможность просмотреть указанную информацию по всем студентам НИУ ВШЭ в LMS через специальный сервис «Студенческое электронное портфолио».
4.11. В случае поступления заявления об обжаловании результатов рейтинга учебный офис в течение трех рабочих дней выясняет обстоятельства и, в случае подтверждения информации, изложенной в заявлении, вносит в АСАВ необходимые изменения, после чего рейтинг формируется повторно[11].
4.12. Рейтинговые списки автоматически фиксируются в модуле расчета рейтингов не позднее указанных сроков:
4.12.1. текущий рейтинг до пересдач за 1-ое полугодие – 20 января;
4.12.2. текущий рейтинг до пересдач за 2-ое полугодие – 15 июля;
4.12.3. текущий рейтинг после пересдач за 1-ое полугодие – 05 марта;
4.12.4. текущий рейтинг после пересдач за 2-ое полугодие – 25 октября;
4.12.5. кумулятивный рейтинг – 10 марта и 30 октября.
4.13. Зафиксированные рейтинговые списки хранятся в электронном виде в системе LMS на определенную дату.
4.14. При обнаружении ошибок после даты фиксирования рейтингов академический руководитель/менеджер образовательной программы направляет служебную записку на имя проректора, курирующего учебную деятельность, с обоснованием причины, по которой необходимо выполнить перечет рейтинга студентов, с дальнейшей публикацией обновленного варианта на интернет-странице образовательной программы в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ.
4.15. После утверждения рейтинговые списки автоматически размещаются в открытом доступе на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ.
4.16. Публикации подлежит следующая информация: Фамилия, Имя, Отчество студента, образовательная программа, курс, академическая группа, место в рейтинге, средний балл, минимальный балл, перцентиль, средневзвешенная арифметическая (GPA). На основании данных опубликованных на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) доступен функционал, позволяющий отследить динамику изменения текущего рейтинга студента за рассматриваемые периоды.
4.17. Согласно пункту 4.1.4 Положения публикация текущего рейтинга до пересдач осуществляется позднее периода пересдач. Пересчет текущего рейтинга до пересдач для студентов, которые успешно пересдали свои задолженности до момента публикации рейтинга, не производится, и все решения, основанные на результатах текущих рейтингов до пересдач, не подлежат отмене. Решения относительно студентов, попавших под действие локальных нормативных актов НИУ ВШЭ в связи с изменением позиции в рейтинге после окончания периода пересдач, принимаются дополнительно.
4.18. Если из-за интервальной нумерации рейтинга невозможно однозначно определить количество студентов, в отношении которых могут быть объявлены принятые решения, то в качестве критерия отбора применяется дополнительное ранжирование внутри интервального рейтинга с помощью среднего балла.
5. Особенности расчета рейтинга студентов, обучающихся на программах магистратуры, и студентов программ бакалавриата, имеющих учебный план с количеством кредитов, превышающим нормативное
5.1. При расчете текущего рейтинга студента образовательной программы магистратуры или студента образовательной программы бакалавриата, набравших большее число кредитов, чем определено в рабочем учебном плане, автоматически [12] выбираются наивысшие кредитно-рейтинговые оценки.
5.2. При отборе учитывается, что сумма кредитов по зачтенным дисциплинам должна отличаться от половины годового количества кредитов в стандартном учебном плане не более чем на 5 %.
5.3. В случае если студент не согласен с произведенным автоматическим отбором, он может обратиться в учебный офис с письменным заявлением о зачете других дисциплин в рейтинг в течение двух рабочих дней с момента публикации рейтинга. Учебный офис вносит корректировки в индивидуальный учебный план студента согласно приложению 2 к Положению. После чего повторно проводится расчет показателей.
5.4. В расчете кумулятивного рейтинга участвуют оценки по всем дисциплинам учебного плана студента, включая дисциплины, выбранные студентом сверх 60 кредитов в год.
6. Применение рейтинговой системы в НИУ ВШЭ
6.1. Нормированный текущий рейтинг до пересдач используется:
6.1.1. для назначения повышенной академической стипендии;
6.1.2. для предоставления скидок при оплате за обучение студентам, обучающимся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг.
6.2. Нормированный текущий рейтинг после пересдач используется для предоставления скидок при оплате за обучение студентам, обучающимся на местах по договорам об оказании платных образовательных услуг.
6.3. Результаты разных видов рейтинговой оценки учебных результатов студентов могут использоваться в целях, определенных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ и его филиалов.
[2] Кредитный вес, или трудоемкость в кредитах (зачетных единицах) каждой дисциплины зафиксирована в учебном плане образовательной программы. Размер одного кредита зафиксирован в образовательном стандарте, на основе которого реализуется образовательная программа.
[3] Например, при назначенных в учебном плане студенту 30 кредитах за полугодие, максимально возможная кредитно-рейтинговая оценка будет равна 300.
[4] В соответствии с локальным нормативным актом, устанавливающим порядок организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ.
[5] Правила зачета результатов обучения, полученных в других учебных заведениях и при участии в учебных семинарах, летних и зимних школах, определены в Положении об организации академической мобильности студентов в НИУ ВШЭ.
[6] Аналогично примечанию 5.
[7] Аттестацию/переаттестацию и перезачет дисциплин проводит аттестационная комиссия образовательной программы, на которую студент перевелся.
[8] Аналогично примечанию 5.
[9] Рейтинг студента среди студентов курса может совпадать с текущим рейтингом при условии, если совокупность студентов включает в себя студентов одного курса одной образовательной программы.
[10] Данные из личного кабинета студента в LMS, содержащие оценки из журналов сайтов дисциплин, подтверждение от преподавателя в любом виде об иной оценке и пр.
[11] С момента размещения информации о рейтинге в личном кабинете студента в LMS до публикации данных на интернет-страницах образовательных программ в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ выполняется автоматическая интеграция изменений из системы АСАВ в модуль расчета рейтинга. После этого происходит пересчет рейтингов.
[12] С использованием инструмента расчета рейтинга в LMS.