Что такое пешеходная экскурсия

Пешеходный туризм. Виды и правила. Плюсы и минусы. Особенности

Активный образ жизни год за годом собирает все больше приверженцев. Повсеместно можно встретить людей, бегущих трусцой, занимающихся скандинавской ходьбой или шагающих пешком с рюкзаками на спине, направляясь в какие-нибудь отдаленные уголки природы. Пешеходный туризм становится все более популярным. Им занимаются семьи с детьми, пенсионеры, молодежь. Его по праву считают одним из самых увлекательных, а потому все чаще предпочитают другим видам путешествий и активного отдыха.

Что представляет собой пешеходный туризм

Это вид отдыха и спорта, предусматривающий пешее преодоление разных маршрутов, богатых препятствиями: спусками, подъемами (в том числе в горы), порогов, пещер и др. Профессиональный пешеходный туризм предполагает проведение соревнований как в естественной среде, так и на специально оборудованном полигоне или комплексе.

Задача туриста или спортсмена — пройти пешком маршрут большой протяженности, с изменениями рельефа и ландшафта. При этом все вещи, которые могут потребоваться ему в дороге или на привале, он несет в рюкзаке.

Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть фото Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть картинку Что такое пешеходная экскурсия. Картинка про Что такое пешеходная экскурсия. Фото Что такое пешеходная экскурсия

Пешеходный туризм может быть самодеятельным и плановым. Плановые маршруты предлагаются турагентствами: на них покупаются путевки, при этом агентство обеспечивает туристов всем необходимым инвентарем, жильем, питанием, транспортом и сопровождающим. Самодеятельные походы организуются туристической группой самостоятельно, и они же сами обеспечивают себя всем необходимым.

Безусловно, по своей организации самодеятельные походы намного интереснее. Поэтому даже в рамках приобретенного тура люди часто отказываются от размещения в отелях или на турбазах и предпочитают ночевать на природе в палатках и готовить еду на костре.

Группа туристов обычно формируется из 6-12 участников. В спортивном пешем туризме перед выходом на маршрут проводятся тренировки. Спортсмены обучаются подбирать нужное снаряжение, собирать аптечку, правильно складывать вещи так, чтобы вес рюкзака оставался комфортным. Подобные рекомендации предоставляются и в плановых походах. При необходимости оформляются маршрутные документы, уведомляется спасательная служба в том районе, куда оправляются туристы.

Пешеходный туризм предполагает ориентирование по карте, на которой отмечены наиболее трудные отрезки пути. Руководство группой осуществляет обычно человек, который имеет опыт проведения аналогичных мероприятий и пользуется авторитетом остальных. Он занимается составлением плана передвижения, куда включается время на отдых и на случай непогоды.

Выдвигаются в путь туристы обычно с утра. Перевалы в горах и другие участки повышенной сложности, как правило, планируются в середине похода. Их не ставят ни в начале пути, ни в конце: в первом случае организму человека необходимо адаптироваться, а во втором сказывается утомление, снижается внимание. Передвигаясь в лесу, спортсмены пользуются уже проложенными тропами, даже если при этом идти приходится дольше. Реки преодолеваются вброд в тех местах, где течение менее сильное. Для привалов выбираются самые безопасные места, где нет риска попасть под лавину, камнепад и т.п. При правильной организации похода и грамотном составлении маршрута пеший туризм безопасен и приносит массу положительных эмоций и новых впечатлений.

Достоинства пешеходного туризма:

Недостатки пеших путешествий:

Но несмотря на перечисленные недостатки, пеший туризм остается любимым многими видом спорта и отдыха. Ведь это прекрасная физическая тренировка и отличная возможность увидеть мир.

Виды пешеходного туризма

Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть фото Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть картинку Что такое пешеходная экскурсия. Картинка про Что такое пешеходная экскурсия. Фото Что такое пешеходная экскурсия

Бэкпэкинг — наименее комфортный из всех видов походов. Следует отметить, что в Западной Европе и в США в связи с большим объемом территорий, находящихся в частной собственности, перемещаться свободно где угодно не получится. Поэтому за рубежом бэкпэкинг существенно отличается от отечественного. Туристам разрешено путешествовать только по специально отведенным для этого местам, делая привалы и ночевки на природе, а при желании останавливаясь в отелях.

Что следует помнить туристу
Тому, кто всерьез намерен податься в пешеходный туризм, следует придерживаться некоторых рекомендаций. Они помогут сделать путешествие приятным и безопасным:

Отправляться по выбранному маршруту лучше как можно раньше с утра, поскольку выбрать место для ночлега и организовать привал нужно до наступления темноты.

Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть фото Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть картинку Что такое пешеходная экскурсия. Картинка про Что такое пешеходная экскурсия. Фото Что такое пешеходная экскурсия

Пешеходный туризм мало кого оставляет равнодушным. Однако не стоит терять голову. При отличной спортивной форме, позволяющей прыгать по горам, можно с легкостью отправляться в поход. Но если длительное движение пешком, особенно на подъемах, вызывает затруднения, лучше прежде потренироваться, повысить уровень своей физической подготовки. Несмотря на всю привлекательность пеших путешествий, в приоритете должны оставаться силы и здоровье. Лучше начинать с малого, тогда и результаты будут значительнее.

Источник

Пешеходная экскурсия – одна из форм работы школьного музея

Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть фото Что такое пешеходная экскурсия. Смотреть картинку Что такое пешеходная экскурсия. Картинка про Что такое пешеходная экскурсия. Фото Что такое пешеходная экскурсия

Буякова Наталья Ивановна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска

Пешеходная экскурсия – одна из форм работы школьного музея

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Сегодня экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии заключается в том, что это – одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов и рассказа о них. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа.

Я хочу поделиться опытом проведения пешеходной экскурсии по улице Мира. Каждая экскурсия должна иметь свою четко сформулированную тему. Ее выбор зависит от потенциального спроса, конкретного заказа. Выбранная нами тема актуальна, так как позволяет обратиться к истории малой Родины. Сердце каждого человека хранит память о тех местах, где он родился, где прошло его детство. Для большинства ребят нашей школы таким местом стала Расточка, один из скромных уголков Кировского района. Слова «Расточка» вы не найдёте ни в официальных документах, ни на карте. Оно хранимо народной памятью. Почему посёлок получил такое название? Почему его главная улица названа улицей Мира? К сожалению, даже не все взрослые жители посёлка могут ответить на эти вопросы. Вот поэтому мы решили рассказать об истории нашей малой Родины с помощью пешеходной экскурсии.

Пешеходная экскурсия одновременно, на мой взгляд, является и культурно-просветительской, цель которой – повышение уровня знаний по истории, архитектуре и другим отраслям.

Подготовка данной экскурсии началась с предварительной работы – подбора материалов для будущей экскурсии, их изучение. На выполнение этой работы ушло достаточно много времени. Учащиеся, стоящие у истоков создания музея, продолжительный период работали в Областном и городском Архивах, по крупицам выискивая материалы о возникновении посёлка Расточка. Изучали документы, хранящихся в школьном музее, воспоминания первых выпускников школы – первых жителей посёлка Расточка, данные интернет-сайтов. Одновременно с этим происходил отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная разработка самой экскурсии включила в себя: составление экскурсионного маршрута. При разработке пешеходного маршрута руководствовались «Правилами дорожного движения», так как экскурсантам надо было переходить улицу. Необходимо было обработать фактический материал, написать содержание экскурсии.

При составлении экскурсии учитывались следующие принципы:

научности – содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, в данном случае истории. Посёлок создавался в тяжёлые годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, следовательно, это должно было отразиться на характере застройки и архитектурном облике посёлка, на названиях его улиц (улица Мира, улица Бурденко).

идейности – то есть объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам в том, что строительство посёлка также является трудовым подвигом.

связи теории с жизнью – материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, с теми переменами, которые происходят в стране, а, следовательно, и в жизни посёлка;

доходчивости – эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории;

убедительности – обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев – первых жителей посёлка Расточка, выпускников нашей школы.

Необходимо также определиться с продолжительностью экскурсии по времени. Опыт показал, что для пешеходной экскурсии достаточно 50-60 минут.

Немаловажным является определение цели и задач экскурсии.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории (стела «Штыки») и культуры (Дом культуры имени Александра Илларионовича Ефремова) и другие объекты. Рассказ экскурсовода также подчинен той же конечной цели. Например, воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, эстетическое воспитание, а также расширение кругозора.

Задача экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, с дома, построенного в прошлом столетии, на современную «многоэтажку»). Наличие контраста обогащает впечатление. «Невольное» сравнение объектов позволит лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Во время проведения экскурсии могут быть использованы различные методические приемы рассказа. Основная задача методических приемов рассказа – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Прием экскурсионной справки. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реконструкции), авторов, размеры, назначение и др. (дом № 5 по улице Мира).

Описание. Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, материал, из которого изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Этот прием предполагает точное, конкретное изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объектов в определенной последовательности. Прием касается только внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств (этот приём используется экскурсоводами во время показа кварталов, отстроенных в стиле «флорентийский ренесанс»).

В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно должно вызывать у экскурсантов зрительные образы, позволить им мысленно представлять, как происходило событие.

Характеристика. Этот метод построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект должен занять свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие от других объектов.

При использовании приема дается оценка качественных сторон объекта, таких, как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность и др. (данный приём используется для описания Дома культуры имени Ефремова).

Комментирование. В экскурсии этот прием используется при изложении экскурсоводом материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами (стела «Штыки).

Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т.п.

Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это, например, с помощью обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на том самом озере, где мальчишки посёлка плавали на плотах и лодках, громили «тевтонских рыцарей» во время воображаемого Ледового побоища».

Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объекта, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на экскурсии, создание благоприятных условий для восприятия материала. Техника ведения экскурсии является составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.

К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомство экскурсовода с группой, движение от объекта к объекту, расстановка группы у объекта, соблюдение плана экскурсии в соответствии с технологической схемой, ответы на вопросы экскурсантов.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подойдя к группе, должен прежде всего, познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя. Затем он называет тему экскурсии, перечисляет несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко характеризует маршрут, его продолжительность, место и время начала и окончания маршрута.

Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии.

Важнейшее профессиональное требование к любому экскурсоводу – это высокая культура речи. Без владения словом нельзя рассчитывать на успешное проведение экскурсии.

Экскурсовод должен помнить, что его речь перед экскурсантами – это речь устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом предложений.

Устная речь – это не просто озвученная письменная речь. Если экскурсовод пойдет по этому пути, успеха ему не достигнуть. Экспериментально доказано, что при восприятии озвученной письменной речи слушатели способны воспроизвести не более 50 % сообщения, тогда как выступление, построенное по нормам устной речи, обычно воспринимается на 90 %.

Строй предложений в устной речи отличается относительной свободой. Если для письменной речи характерно систематическое, связное, логически безупречное изложение, то устная речь в значительной степени «ситуативна»: в ней многое дополняется обстановкой, реакцией слушателей. Иногда нарушается порядок слов, что естественно в устной речи, и как раз благодаря этому достигаются живость и естественность высказывания.

Поэтому собранные для написания текста экскурсии литературные, научные, газетные, архивные, статистические материалы должны быть обязательно переработаны согласно правилам устной речи, да еще с учетом индивидуальных особенностей экскурсовода.

Использованная литература

1. В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. – М.: РМАТ, 1998.

2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

4. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: «Профиздат», 1976.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: «Советский спорт», 2001.

6. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

7. Музейные экскурсии: Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1991.

8. Пасечный П.С., Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: «Знание», 1972.

9. Профессия «Экскурсовод»: Учебно-методические материалы. – М.: РИБ «Турист», 2000.

10. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.

11. Сичинава В.А. Экскурсия работа: (Из опыта). Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1981.

Источник

Особенности пешеходных экскурсий

1.2 Особенности пешеходных экскурсий

Пешеходные экскурсии становятся все более популярными вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневренность группы на маршруте, дают участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии – логический, последовательный зрительный ряд.

Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должно превышать 6 километров, а загородных 10-12 километров.

Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута.

Пешеходные экскурсии имеют характерные особенности: они охватывают большую территорию, объекты показа расположенные недалеко друг от друга, темп экскурсии медленный, экскурсовод делает больше пауз. Особенно важно для пешеходных экскурсий определить точки осмотра. Так же экскурсоводу необходимо учитывать уровень физической подготовки экскурсантов, чтобы никто не отставал, не устал, но при этом экскурсию не стоит превращать, а обычную прогулку с преобладанием элементов пассивного отдыха: длительным сидением на скамейках, бревнах, пнях, бесцельных хождения по лесу, парку.

Немаловажным является и незначительные денежные затраты для организации и проведения пешеходных экскурсий.

В обзорных и загородных экскурсиях чаще всего используются комбинированные экскурсии, которые сочетают в себе экскурсию с использованием транспортных средств, включая пешеходную.

Наибольшим успехом пешеходных экскурсий пользуются природоведческие, геологические и ботанические экскурсии. Человек, уставший от мегаполиса, хочет приблизиться к природе.

Экскурсия по ботаническому саду позволяет, и оздоровиться, находясь в экологически чистом месте, и познать растительность той местности, где проходит экскурсия. Таким образом, эти экскурсии сочетают в себе два важных качества: познания и отдыха.

1.3 Специфика показа объектов используемых при проведении пешеходных экскурсий

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.

В пешеходных экскурсиях к объекту показа экскурсанты приближаются постепенно в сопровождении рассказа экскурсовода. Экскурсовод, как бы, готовит экскурсантов к просмотру объекта, привлекает их интерес к каким-то тонкостям и деталям. По мере приближения экскурсантов к объекту внимание их обостряется, и впечатление от увиденного вызывает наибольший результат.

Для экскурсии характерны два вида внимания – произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью

полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом. Внимание, его направленность и устойчивость на экскурсии во многом зависят и от таких качеств людей, как добросовестность, трудолюбие, терпение, желание пополнять свои знания.

Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. «Объем внимания – количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени» Необходимо при показе объектов опираться на такую особенность сознания, как распределенность внимания — способность экскурсанта при одновременном наблюдении нескольких объектов, находящихся в поле его зрения, распределять свое внимание между этими объектами и правильно дозировать его в целях лучшего усвоения экскурсионного материала.

Экскурсовод должен учитывать такое качество внимания, как его легкую отвлекаемость. Это важно при проведении экскурсий по оживленным городским улицам, где внимание участников постоянно отвлекают посторонние предметы, не являющиеся объектами показа (транспорт, прохожие, неожиданное появление пожарной или санитарной машины). Отвлекаемость обычно возникает при малой интенсивности внимания. Усиливается рассеянность на экскурсии под влиянием и таких факторов, как разговоры соседей, внешние шумы. Некоторые экскурсанты легко переключают внимание с объекта на объект («порхающее» внимание).

Экскурсоводу нужно учитывать усталость людей, если они приходят на экскурсию после окончания рабочего дня. У таких экскурсантов появляется рассеянность, с трудом удается добиться интенсивности их внимания. Кроме того пешеходная экскурсия – это большая физическая нагрузка и не каждый может долго находиться на ногах в оживленных местах.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. В автобусных экскурсиях такой объект проезжается и можно переключить внимание на объект, касающийся темы экскурсии. Сложнее в такой ситуации при пешеходных экскурсиях.

С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:

а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;

б) умолчать об объекте;

в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав, опасных зон в работающих цехах и т.д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *