Что такое пестушка кратко

Что такое пестушка кратко

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Известно, что у детей очень рано появляется интерес к подвижным играм. В данном периоде народная педагогика использовала поэзию пестования – потешки, пестушки, приговоры. Этот этап развития ребенка в народе было принято называть пестованием. Слово «пестун» встречаем в одном из самых древних памятников русской письменности — «Остромировом евангелии» (1056–1057). Существование слова «пестун» в древнерусском, болгарском, словацком, словенском, польском, чешском языках свидетельствует о бытовании его еще в общеславянский период, где оно было равнозначно более позднему термину «воспитатель». На ответственность пестуна за воспитание ребенка указывает поговорка: «Словно пестун, привязался, так следом и ходит».

Анализ текстов пестушек позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанное с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, которые поет мать, играя с ребенком.

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Источник

Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка краткоПестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.

Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.

Пестушка: определение жанра

» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.

Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.

Примеры пестушек

Когда ребенок просыпается, приговаривают:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:

Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.

На кота потягушки,
На дитя порастушки.

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Распеленав ребёнка, пестуют:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.

Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!

Приговаривают, когда моют ребенка:

Когда ребенок гулит, приговаривают:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!

Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:

Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.

Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.

— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:

Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.

Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ребенка кормят:

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.

При ушибе ребёнка:

У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.

Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:

— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!

Говорят, когда ребенок плачет:

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.

Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.

Будешь плакать —
куплю лапоть!

***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.

Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.

Ласково обращаются к ребенку:

Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!

У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.

Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:

— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!

Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!

Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:

Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!

Учат поднимать ручки и головку кверху:

Галки, галки, галки,
На головушку!

Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

Подбрасывая ребёнка, приговаривают:

Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.

***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Учат ребёнка прыгать или плясать:

Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!

Источник

Что такое пестушка?

Что означает слово «пестушка»? Об одном из порождений материнского фольклора, его роли в развитии малыша, а также других жанрах поэзии пестования — речь в этой статье.

Что называют пестушкой

Пестушки — короткие стишки для самых маленьких. Их рассказывают в бодром ритме, сопровождая поглаживанием или ласковым прикосновением к малышу.

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка краткоИх приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна.

Пестушки, как и колыбельные, — направление материнского фольклора. Оно появилось как инструмент ухода за малышами. В основе лежит ласковое складное обращение к ребенку, которое веками создавали и развивали бабки да мамки, нянчившие детей. Об этом говорит название, произошедшее от слова «пестовать». Оно означает — растить, нянчить, лелеять, воспитывать. Поэтому воспитателей раньше называли «пестунами».

Роль пестушек в развитии ребенка

Особенность и важность пестушек состоит в том, что они всегда сопровождают движение.

Их приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна, акцентируя внимание на массаже ручек, ножек, спинки. Взрослые делают движения, которые малышу пока недоступны.

Для каждой части тела и момента жизни младенца создаются свои стишки, которые и нянчат, и развивают ребенка. Сочетая в себе игру и физическую активность, становятся первой зарядкой малыша. В атмосфере любви и заботы быстрее осваиваются движения, навыки общения, звуки и мелодика родного языка.

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка краткоНародная педагогика обрела легкую и доступную форму.

Кормление, купание, умывание проходят под мамин или бабушкин стишок, который учит различать «хорошо-плохо», закладывая фундамент морали.

Примеры пестушек

Придумано много забавных стихотворений обо всех частях тела, от пяток до макушки:

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Замечательные стишки про «плечики человечика»:

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Или такие, под которые противное одевание пройдет незаметно:

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Благодаря ненавязчивому шутливому общению малыш легко усваивает информацию, приспосабливается к окружающему миру, растет, узнавая новые жанры материнского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки. Все они неразрывно связаны, перетекая друг в друга в ходе развития народного творчества.

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка краткоПятки, розовые пятки, поиграем с мамой в прятки.

Вопросы и ответы

Кто такой пестунчик?

Так ласково называли подопечных пестунов, их питомцев-любимчиков.

Чем пестушка отличается от потешки?

«Подросшую» пестушку называют потешкой. Это — песенка-игра. Она тоже развлекает — «потешает». Но отличается тем, что предполагает ответ ребенка в виде действия.

Чем пестушка отличается от прибаутки?

Еще одна «родственница» пестушек и потешек — прибаутка, краткий переходный вариант сказки. Смешной диалог или рассказ отличается от пестушки обязательной сюжетной линией. Их рассказывают деткам постарше с познавательной целью.

Частный случай прибауток — небылицы: смешные невероятные истории.

Они интересны детям в том возрасте, когда уже можно понять явную несуразность ситуации.

К поэзии пестования относятся и заклички. Название происходит от слова «клич» и содержит призыв, просьбу к природе: идти дождику, светить солнышку.

Есть ли пестушки для взрослых?

После экскурса в историю, этот вопрос можно считать риторическим. Хотя почему нельзя в шутку пестить и немаленькие ручки-ножки? Или от большой любви: для матери дети — всегда дети.

Какие названия у самых популярных пестушек?

Воспоминания детства — «Сорока-ворона», «Петя-петушок», «Коза рогатая», «Ладушки».

Возможно, пестушки запомнились, чтобы легче было растить новое поколение пестунчиков?

Источник

Что такое пестушка кратко

Что такое пестушка кратко. Смотреть фото Что такое пестушка кратко. Смотреть картинку Что такое пестушка кратко. Картинка про Что такое пестушка кратко. Фото Что такое пестушка кратко

Очень часто рутинные занятия, повторяющиеся изо дня в день, утомляют родителей. Безусловно, можно пригласить на дом массажиста или прогуляться с малышом на массаж, но ничто не заменит маминых рук. Чтобы это приносило радость обоим, мы предлагаем делать зарядку с пестушками. Слово «пестушки» образовано от глагола «пестовать» – то есть нянчить, носить на руках, заниматься.

Пестушки – это короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком. И если колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка, то пестушка – в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша.

При пестовании чудесным образом соединяется тактильный и эмоциональный контакт со словом и передаваемым им эмоциональным образом. Самое важное, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней. Дети, не получившие этот опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к педагогам, обнимают мягкие игрушки и пр.

Начнем с общих движений

Малыш проснулся или, напротив, залежался и раскапризничался, а мы ему поможем, положим его на спинку, поймаем его взгляд глаза в глаза, улыбнемся и начнем зарядку. Погладим его вдоль всего тельца сверху вниз, приговаривая:

Потягунушки,
Потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).

Так в игре с мамой ребёнок впервые узнает о том, что у него есть ручки и ножки, и о том, зачем они ему нужны. Взрослый объясняет, что ручки – «хватунюшки», а ножки – «ходунюшки», что в роток – «говорок», а в головку – «разумок». Схватившись инстинктивно за ваши пальцы, малыш поймет, что это его ручки, если вы потяните их слегка к себе. Для становления осмысленного образа собственного тела очень важно, что в пестушках отдельные части тела называются и связываются с определенным местом на теле ребёнка.

Берем ручки малыша в свои и нежно разводим их широко в стороны и сводим, приговаривая: «Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А Ванечке – долга, долга, долга!». Сводим и разводим ручки столько раз, сколько это приятно и полезно ребенку. Поэтому мы успеем перечислить всех членов семьи, которых знает и любит малыш.

Эта очень простая пестушка на самом деле полна самыми разными смыслами и помогает развивать ребенка в самых разных областях.

Познавательное развитие. Действие разведения рук в стороны связывается с процессом измерения воображаемой длины холста, каждый размах рук сопровождается приговором «сажень». Старинная мера длины сажень равняется полному размаху рук взрослого человека. То есть ребенку дается знание и о мере длины, и о способе ее отмеривания.

Социально-коммуникативное развитие. В пестушке последовательно перечисляются все члены семьи ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка, братец, сестрица и даже крестные. Но отмеренную «сажень» ребёнок как бы раздаёт отцу, матери и другим членам семьи в благодарность за уход. Последовательное перечисление, именование всех родственников связано с действием одаривания. А это уже можно отнести к становлению начал нравственного поведения ребенка. А то, что остальное множество холста («долга, долга, долга») отдаётся ребёнку, вновь ставит его в смысловой центр семьи, а метод быстрого переключения внимания ребёнка (щекотка, смех) позволяет избежать прямого наставления.

Речевое развитие. Очевидно, что, если бы данные движения проходили в полной тишине или под счет, о речевом развитии речь бы не велась. Здесь же ребенок осваивает словарный запас, обогащая его словами, означающими меры длины и пр. Особое внимание необходимо уделить способам словообразования – уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие из которых значительно обогащают нашу речь.

Художественно-эстетическое развитие. Любая пестушка проговаривается ритмизировано, слегка нараспев, что влияет на развитие музыкальности ребенка.

И, наконец, физическое развитие, – та область, на которую, собственно, и направлены основные действия в этом упражнении.

Делая простейший массаж, взрослый приговаривает ритмические стишки, в которых действию даётся образное объяснение. Каждое действие сопрягается с образом. Например, при разведении и сведении ручек ребёнка приговаривают: «Лунь плывет, лунь плывет» или «Уточки, уточки плавали, плавали; полетели, полетели, на головушку сели». Ребёнок ещё не представляет себе ни луня, ни уточек, ни птичек, но его уже учат мыслить образами, соотносить себя, свои действия с природой, окружающим миром.

А мы начнем поклоны. Их можно делать в положении лежа на спинке с младенцами или стоя, с детьми постарше, на столе. Ребенка крепко прижимаем к себе, спиной к маминому животу, одной рукой фиксируем его ножки, и осторожно делаем поклоны, приговаривая:

Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Папе – поклон,
Маме – поклон,
Братцу – поклон,
Сестрице – поклон,
А нашему/нашей деточке – расти большой!

Если малыша нельзя пока ставить на ножки, то это упражнение выполняется как присаживание. Берем его за ручки и осторожно поднимаем до положения сидя и опускаем опять на спинку.

Теперь тянем холсты – сводим перекрестными движениями правую ножку с левой ручкой и наоборот, приговаривая:

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку покладывай!
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни холсты на столешничек!

Если малыш уже сидит, то самое время слегка расслабиться.

Посадите малыша на подушку.

С этими словами завалите малыша и покачайте, поваляйте, чтобы он рассмеялся и расслабился.

Малыша, который осваивает переворачивание, тоже можно поддержать пестушкой.

Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевертушки!

Малыш лежит на спине. На первые две строки мы упираем и слегка подталкиваем ножки малыша, чтобы он почувствовал ладонь взрослого. На третьей строке – «Перевертушки!», заводим правую ножку над левой и, поддерживая малыша, стимулируем переворот на живот. Возвращаемся на спинку и повторяем упражнение в левую сторону.

Эта же пестушка поможет нам сделать упражнение «велосипедик».

Готовимся к ходьбе

Делаем легкий массаж стоп. Постукиваем пальчиком или ребром ладони по стопам малыша и приговариваем:

Коваль, коваль, ковалек,
Подкуй Мане сапожок.
А мне некогда ковать,
Мне мосточки мостить,
Серебром гвоздить.

Коваль, коваль, ковалек,
Подай, баба, молоток.
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок.

Теперь можно ножки опробовать на крепость. Поставим малыша на ножки, поддерживая под мышки или за ручки, водим малыша по лавочке или пеленальному столику, на котором и делаем зарядку.

Рита-рита-рита-та,
Вышла кошка за кота.
За кота-котовича,
За Петра Ивановича!
Ходит кот по лавочке,
Ведет кошку за лапочки!
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!

Если у малыша есть силы и желание, можно с ним попрыгать.

Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.

Теперь можно приобнять малыша и понежиться с ним.

Для самых маленьких

Если же младенец еще мал для хождения, то завершить зарядку и массаж можно лежа на животе, поглаживая спинку, постукивая по ней согнутыми пальцами.

Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки –
На маленькие ножки (лучше назвать имя малыша),
Топать по дорожке.
Эти-то сапожки
Ни малы, ни велики,
На ножки не лезут.
В лес Бай побежал,
Себе лык надрал,
Нашим ребятишкам
Наплел по лаптишкам,
И за каждый лапоток
Просит грошиков пяток.
Мы дадим ему пятак,
Он отдаст нам лапти так!

Переверните малыша на спинку и опять установите эмоциональный контакт глаза в глаза. Можно завершить зарядку бодалкой:

И свои лбом коснитесь лобика малыша.

Зарядка закончена. Но можно еще много раз за день развлекать малыша потешками и пестушками, осваивая удивительный мир родной культуры.

Автор: Анна Борисовна Теплова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО

© 2021 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Источник

Пестушки :: Общие сведения

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приёмов, в чём-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознаёт необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ли её физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путём пришла к убеждению в безусловной полезности этого приёма и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нём есть всё: понимание значения этого приёма и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребёнка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закреплённые в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется приём медленного разведения рук ребёнка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлечённого вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой, и производятся необходимые движения:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

По мере подрастания ребёнка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:

Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень,
А Колюшке –
Большую, набольшую.

Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребёнка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот приём закреплён в целом ряде ритмически чётко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Ребёнок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определённое смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берёт ребёнка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки. »

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребёнок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребёнка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал даёт команду органам движения, ребёнок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребёнка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический приём.

У ребёнка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:

Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!

Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребёнка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д.

Во всех этих произведениях заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определённую систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек. «Пестовать. – по словарю В. И. Даля, – (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать. Не смешивать, в производных, с пест, толкач. »

Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в особую группу. Её точку зрения разделил и В.П. Аникин.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживание матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («дыбок – годок», «ходунюшки – фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается средствами повтора («Лунь плывёт, лунь плывёт»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально-звуковая орнаментовка текста, например в пестушке «Тятеньке – сажень» повтором слова «сажень».

Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок но мошок. »).

К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребёнка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.

Если ребёнок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает!

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.

Все эти заговоры носят подчёркнуто шуточный характер, но в силу веры ребёнка в могущество матери помогают, успокаивают его.

Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Пестушки русского фольклора

Пестушки – что это такое в литературе? Определение пестушки (не из википедии).

Почему пестушку назвали пестушкой? Этимология слова «пестушка».

Когда появились пестушки на Руси?

Пестушки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация пестушек.

Чем пестушка отличается от считалки и в чём их сходства.

Какие пестушки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *