Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Пипетка

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Пипе́тка (фр. Pipette ) — мерный или дозирующий сосуд, представляющий собой трубку, либо емкость с трубкой, имеющую носик с небольшим отверстием, для ограничения скорости вытекания жидкости. Разнообразные пипетки широко применяются для отмеривания точных объёмов жидкостей или газов, в медицине, химии и биологии, а особенно широко — в аналитической химии и биохимии.

Содержание

Виды пипеток

Традиционно пипетки изготавливали из стекла, в последнее время всё шире применяют разнообразные полимерные материалы.

Медицинские пипетки

Наиболее распространены пипетки для вливания лекарственных препаратов в виде капель (в глаза, в нос или уши). Такие пипетки состоят из отрезка стеклянной трубки, один из концов трубки, сильно оплавленный или оттянутый, имеет небольшое отверстие, а другой — закрыт гибкой резиновой (или полимерной) ёмкостью (трубка, шарик) и предназначен для забора жидкости в пипетку путём всасывания.

В медицинской микробиологии существует также особое устройство — Пастеровская пипетка (пипетка Пастера).

Мерные пипетки для химических и биохимических исследований

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Чаще всего это стеклянный сосуд, применяемый для точного измерения (дозирования) объема жидкости.

Выпускают различные типы мерных пипеток для самых разных целей, с различными классами точности и на разные объёмы.

Традиционные стеклянные пипетки для аналитической химии выпускают двух типов:

Пипетки Мора с одной меткой иногда называют аликвотными пипетками.

В лабораторной практике СССР до середины ХХ века забор жидкости в химические пипетки производился чаще всего путём засасывания ртом, что приводило к многочисленным несчастным случаям и травмам. С конца ХХ века всех обучают заполнению пипеток (даже безвредными жидкостями) с помощью резиновой или ПВХ груши. К сожалению, реже используют более удобные приспособления (резиновые груши с клапаном, механические регуляторы заполнения уровня, электронные пипет-пистолеты).

Микропипетки

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Микропипетки — наиболее точные и качественные инструменты для измерения малых объёмов жидкости (1-1000 мкл (μl). Они широко применяются в биологии и химии.

В ХIХ-ХХ вв. стеклянные микропипетки представляли собой градуированный капилляр из стекла, с коническим носиком.

Для современных пипеток простой конструкции с уплотнениями сухого типа после непродолжительного дозирования концентрированных кислот или агрессивных растворов достаточно разобрать пипетку, осмотреть и промыть узлы (поршень, трубку и уплотнения поршня) дистиллированной водой. Тщательно высушить все детали и собрать пипетку. Длительное воздействие паров агрессивных веществ может привести к преждевременному износу уплотнений и повреждению поршня. Воздействие агрессивных паров на внутренние элементы дозатора снижается в случае применения наконечников с противоаэрозольными фильтрами. Конструкции пипеток ряда производителей предусматривают предохранительный фильтр в месте соединения с наконечником.

Микропипетками называют также электроды для локальной фиксации потенциала.

Газовые пипетки

Специальные пипетки

Правила использования стеклянных пипеток

Пипетки откалиброваны на свободное вытекание жидкости. [1] Не следует выдувать или быстро выдавливать жидкость — в первом случае из пипетки выйдет лишний объём, который должен остаться в её носике из-за капиллярных сил, а во втором случае, из-за эффекта натекания, объём вытекшей жидкости будет меньше стандартного.

Калибровка пипеток и точность дозирования

Как и другие измерительные приборы, пипетки должны калиброваться при изготовлении и подвергаться периодической поверке.

Крупные производители

См. также

Примечания

Внешние ссылки

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Полезное

Смотреть что такое «Пипетка» в других словарях:

ПИПЕТКА — (фр. pipette). 1) стеклянная трубочка, расширенная в средние и суженная на одном конце, служащая для переливания жидкостей: в малом виде ливер; см. это слово. 2) прибор, дающий возможность жидкости стекать по каплям, употребл. для лекарств.… … Словарь иностранных слов русского языка

ПИПЕТКА — ПИПЕТКА, пипетки, жен. (франц. pipett трубочка) (спец.). Узкая стеклянная трубочка с резиновым наконечником для набирания, втягивания небольшого количества жидкости и обратного выпускания ее каплями. Пипетка для глазных капель. Пипетка для чернил … Толковый словарь Ушакова

пипетка — пипка, мужской член, пенис, трубочка, половой член, мужской орган, член, пипеточка, сморчок, достоинство, мужской половой орган, мужское достоинство, капельница Словарь русских синонимов. пипетка сущ., кол во синонимов: 15 • достоинство ( … Словарь синонимов

ПИПЕТКА — ПИПЕТКА, и, жен. Стеклянная трубочка с резиновым колпачком для отмеривания жидкости по каплям, капельница (в 3 знач.). П. для глазных капель. Накапать пипеткой. | прил. пипеточный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

пипетка — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN pipet … Справочник технического переводчика

пипетка — I. ПИПЕТКА и, ж. pipette f. 1. Небольшая стеклянная трубочка с резиновым наконечником для набирания, втягивания жидкости и выпускания ее каплями. БАС 1. Любой мужчина сумеет приспособить в хозяйстве авторучки, которые не пишут, пипетки, которые… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пипетка — см. Лаборатория. Пипетка газовая см. Газовый анализ … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

пипетка — ПИПЕТКА, и, мн род. ток, дат. ткам, ж Медицинское приспособление, обычно в виде стеклянной трубочки с резиновым колпачком; используется для отмеривания жидкости по каплям. Рядом с лекарством на столике лежала пипетка … Толковый словарь русских существительных

пипетка — 1. [4/0] Приспособление для курения курительных трав. Используется обычная медицинская пипетка в пластиковой упоковке и пружина от зажигалки. Предворительно сняв с пипетки резиновую часть зажигалкой нагревается узкий край пипетки. Горячим краем… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

пипетка — pipetė statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Stiklinis vamzdelis su ant vieno galo užmautu guminiu ar plastikiniu gaubtuku. Vartojamas skysčiams įsiurbti, lašinti arba dujoms praleisti. atitikmenys: angl. pipet; pipette vok … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

Источник

Пипетка – тонкая полая трубка с сужением на кончике (носике) для дозирования не слишком вязких жидкостей. Используется для дозирования лекарств (капли для глаз, носа, ушей), кулинарных средств (ароматизаторы, красители). Но в лабораторной деятельности они незаменимы.

Лабораторные пипетки, их особенности

Без пипеток невозможно представить ни один опыт, ни одну лабораторную операцию, ведь дозирование жидкостей необходимо для приготовления реактивов, проведения реакций, обслуживания оборудования.

Основную массу пипеток изготавливают из стекла, реже делают из стойких полимеров (ПВХ, стиролов). Качественное стекло – боросиликатное, ампульное. Кончики вытянутые, но края стекла шлифованные, они не только безопасные, но и защищены от случайного обламывания.

Пипетки – это измерительные инструменты, их производят из сертифицированных материалов, все изделия проходят строгий контроль качества, а также проводят регулярную поверку во время эксплуатации. Процесс выдувания, проверка качества, реализации, условия хранения детально описаны в НД (ГОСТа, ДСТУ, ISO).

Вязкие или густые вещества набрать пипеткой почти невозможно, а даже если ее удастся заполнить, раствор будет вытекать неравномерно и возможно забьет носик.

Для забора жидкости при помощи пипетки используют груши из силикона, резины или ПВХ, пластиковые поршни. Со временем эти всасывающие устройства разрушаются от попадания паров и капель реактивов. Последние капли с кончика не выдувают, калибровка производится с учетом свободного стекания жидкости (кроме 5 типа).

На пипетках есть метки, отмечающие определенный объем. Деления наносят прочной эмалью на поверхность стекла или методом шлифовки стекла. Отметки должны оставаться неизменными во время воздействия агрессивных химических веществ, критичных температур и абразивных материалов.

Виды пипеток

Среди огромного разнообразия изделий, есть распространенные виды и специальные:

Градуированные пипетки

Это стеклянные и полимерные трубки с метками по всей длине, в см³ при стандартной температуре (20°С). По точности изделия данной группы делят на 1 и 2-й класс или А и В (для изделий иностранного производства).

Пипетки градуированные выпускают в следующем исполнении:

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Все градуированные модели с делениями, прямые.

Также пипетки лабораторные делят на такие типы:

4 и 5 тип встречаются в продаже очень редко.

Цветовые метки

Чтобы упростить использование пипеток, их сверху маркируют разноцветными прямоугольниками по всей окружности. Цвет зависит от объема изделия, поэтому, ориентируясь на метку, легко выбрать нужную из множества трубок на подставке или штативе.

Кодировка пипеток

Каждая единица маркирована цифрами, которые означают: тип, исполнение, класс точности и объем.

Например, 2-1-2-1 – пипетка вместимостью 1 см³, 2-го типа, в 1 исполнении, 2-го класса точности. То есть она с градуировкой, без резервуара или расширения, на полный слив.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Пипетки Мора

Длинные, стеклянные трубки с овальным или шарообразным расширением в средней части, с сужением на конце и одной круговой меткой. Другие названия – аликвотные. Выпускаются вместимостью 1,5,10,20,50 или больше. Погрешность данного типа меньше, чем градировочных и зависит от их объемов.

Микропипетки

Применяют для дозирования микродоз жидких веществ (1-1000 мкл). Незаменимы для микробиологических и химических работ, особенно в аналитике, хроматографии.

Есть стеклянные, полимерные, автоматические пипет-дозаторы. Есть виды, которые можно автоклавировать, а есть такие, которые сразу поставляют стерильными, причем нужную чистоту получают при помощи температуры, давления или излучения.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Капельницы

Небольшие сосуды с пипеткой, на конце которой находится небольшая груша или другое приспособление. Такой набор используют для приблизительного дозирования таких реактивов, как индикатор или вещества для получения нужного рН.

Именные пипетки

Пипетки Сали предназначены для отбора образцов крови при определении гемоглобина. Изготовлены из прозрачного стекла, классической формы, капилляры, вместимостью 0,02 см³, задняя стенка трубки закрашена белой эмалью для лучшей визуализации кровяного столба.

Пипетки Гемпеля используют во время титрования растворов. Измерительная трубка выглядит как два стеклянных шара, соединенных между собой.

Пипетки Панченкова используют для отбора крови при определении СОЭ. Представляет собой стеклянный капилляр длиной 172 мм с коричневой маркировкой. Длина измеряющей части – 10 см, шкала деления 1 мм. Изготавливают из стекла, стойкого к биологическим жидкостям, высоким температурам и другим способам стерилизации.

Пипетки Пастера очень распространены и бывают нескольких разновидностей. Их выпускают из пластика или тончайшего стекла. Обычно, это одноразовые пипетки с длинным тонким носиком, позволяющим отобрать жидкость с самого дна и дозировать небольшие порции вещества. Чаще всего их вместимость около 0,5-1,5 см³.

Пипет-дозаторы

Есть механические, электронные пипетки, которые отличаются высокой точностью, простотой отбора и сменными одноразовыми наконечниками. Наиболее популярные модели таких производителей: VitaLab, ULAB, Biohit. Сравнительно со стеклянными изделиями, более прогрессивные, дозаторы намного дороже, а их нужно регулярно проверять, калибровать и поверять. Выпускаются модели со сменным и постоянным объемом, наиболее распространенные изделия позволяют отбирать от 0,1 мкл до 200 мкл. Есть модификации, которые можно автоклавировать.

Среди автоматических моделей есть многоканальные, позволяющие набирать одинаковый объем сразу в несколько наконечников, вплоть до нескольких десятков. Это позволяет проводить серии исследований, делать эксперименты, проводить валидацию методик, поверять оборудование. Выполнять различные исследования, в которых одно и то же количество раствора добавляется во множество виал, ячеек, пробирок. Это позволяет значительно сократить время эксперимента, увеличить точность серии проверок и уменьшить погрешность исследований.

Купить лабораторные стеклянные пипетки

У нас Вы всегда можете приобрести лабораторные пипетки в широком ассортименте.

Источник

Класс: 5

Презентация к уроку

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляраУвеличение объективаОбщее увеличение микроскопа
48
1040

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для животных.

Источник

Из чего состоит клетка – особенности строения частей и функции, описание кратко (5 класс, биология)

Из чего состоит клетка

В биологии изучается огромное разнообразие клеток. Они имеют средний диаметр от 10 до 25 микрон, или микрометров. Размеры клеток спелого арбуза и яблока — 1 мм.

Кратко о строении клетки можно рассказать так: она покрыта мембраной и заполнена цитоплазмой. Внутри расположены ядро и особые клеточные структуры, подобные органам многоклеточных организмов (органеллы или органоиды).

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияЧто такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияРис. 1. Строение растительной клетки.

Наружная мембрана

Мембрана — это тоненькая плёночная оболочка, «одежда» клетки. Она пропускает одни вещества и задерживает другие. Это свойство называют полупроницаемостью.

Клетки растений обладают рядом особенностей, отличающих от клеток животных и человека. Кроме наружной мембраны, имеется плотная клеточная оболочка (стенка), состоящая из целлюлозы. В растительных клетках расположены зеленые тельца — хлоропласты.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияЧто такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияРис. 2. Сравнение растительной и животной клетки.

Цитоплазма

Цитоплазма — бесцветная полужидкая масса, в состав которой входят вода, органические и минеральные вещества. Цитоплазма объединяет все компоненты в единое целое.

Небольшое плотное тельце имеет сложную структуру, регулирует жизнедеятельность клетки. Снаружи ядро покрыто мембраной, внутри заполнено ядерным соком. Содержится хроматин, составляющий основу наследственной информации о строении всего организма.

Митохондрии

Тельца овальной или округлой формы, имеющие две собственных мембраны. В описании митохондрий следует указать, что это «энергетические станции», обеспечивающие клетку и весь организм энергией для жизнедеятельности.

Пластиды

Крупные органеллы клетки, покрытые собственными мембранами. Внутри содержится вязкое вещество и пузырьки.

Виды пластид и где встречаются:

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияЧто такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биологияРис. 3. Хлоропласты в клетках зелёного листа.

В зелёных пластидах происходит фотосинтез — процесс образования сахара и крахмала на свету из воды и углекислого газа. Фотосинтез обеспечивает питание растений, ряда бактерий и простейших, обладающих хлорофиллом.

Вакуоли

Название органелл произошло от латинского слова «вакуус» — пустой. Вакуоли — мешочки или пузырьки с клеточным соком. Содержится раствор в воде углеводов, красящих веществ, солей.

Кроме перечисленных органелл, в клетке содержатся другие компоненты:

В живой клетке происходят обмен веществ, внутриклеточное питание, рост и развитие. Клетки размножаются — делятся на две дочерние клетки.

Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Картинка про Что такое пипетка в биологии 5 класс биология. Фото Что такое пипетка в биологии 5 класс биология

Что мы узнали?

Важнейшие сведения о строении и функциях клетки: она состоит из мембраны, защищающей от внешней среды, цитоплазмы, связывающей все части, и ядра, которое хранит наследственную информацию. Клетке свойственны раздражимость, обмен веществ, рост и размножение. Эта информация необходима для изучения живой природы в 5 классе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *