Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Презентация по биологии на тему «Пищевые цепи»

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические цепочки и пирамиды. Вот на зеленый стебелек садится пестрый мотылек, попил нектар со всех цветов, Их опылил – и в путь готов. Но тут попался – Боже мой! – На завтрак птице луговой. А у нее гнездо в траве И куча птенчиков в гнезде. И уж, конечно, их помет Питание траве дает.

Пищевая цепь – это цепь питания организмов в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.

Примеры пищевых цепей: Трава ––> заяц ––> волк. Кора дерева ––> жук-короед ––> дятел Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––> сова. Листьями––> дождевой червь ––> дрозд ––> ястреб. растение––> травоядное животное ––хищник Что объединяет эти цепи?

Экологическая пирамида- графические изображение пищевой цепи.

Правило экологической пирамиды (10%): масса организмов каждого следующего пищевого уровня всегда меньше предыдущего в 10 раз.

Экологическая задача На основе правила экологической пирамиды (правила 10%) определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон → моллюски →хищная мелкая рыба → дельфин. 400000кг планктона- 40000кг моллюсков – 4000кг рыбы – 400кг дельфин

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Презентация разработана для учащихся 4-5 классов по естествознанию.

Материалы презентации показывают разнообразие пищевых связей в природе, а также научать составлять пищевые пирамиды.

Рисунки презентации можно использовать на уроках окружающего мира и биологии, а также использовать их при составлении и решении задач.

Номер материала: ДБ-855859

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пищевая цепь

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Всего получено оценок: 733.

Всего получено оценок: 733.

Цепь из организмов, где каждое последующее звено поедает предыдущее, называется пищевой цепью. Через цепи питания происходит перенос энергии от производителей органических веществ (зеленых растений) к гетеротрофным организмам, неспособным использовать солнечную энергию для синтеза органических веществ. Это специфические взаимоотношения растений, грибов, животных, микроорганизмов обеспечивают круговорот веществ в природе. Пищевые цепи также называются трофическими цепями.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Структура

Все организмы питаются, то есть получают энергию, которая обеспечивает процессы жизнедеятельности. Систему трофической цепи образуют звенья. Звено пищевой цепочки – это группа живых организмов, связанная с соседней группой отношениями «пища – потребитель». Одни организмы являются пищей для других организмов, которые в свою очередь также являются пищей для третьей группы организмов.
В круговороте веществ выделяют три функциональные группы организмов:

Начальным звеном пищевой цепочки могут быть продуценты или органические остатки, разлагаемые редуцентами (детрит). Консументов в цепях может быть несколько (консументы первого, второго порядка и т.д.). К продуцентам относятся растения, преобразовывающие неорганические вещества с помощью света в органические вещества, которые при поедании растений попадают в организм консумента первого порядка (травоядное животное).

Некоторые консументы, в том числе и человек, занимают промежуточное положение, являясь всеядными. Такие животные могут выступать в роли консумента первого, второго и даже третьего порядка. Например, медведь питается ягодами и мелкими грызунами, то есть одновременно является консументом первого и второго порядков.

К редуцентам относятся:

Редуценты питаются останками живых организмов и продуктами их жизнедеятельности, возвращая в почву неорганические вещества, которые потребляют продуценты.

Цепочки питания могут быть двух видов:

Пастбищные цепи свойственны лугам, полям, морям, водоёмам. Началом цепи выедания являются автотрофные организмы – фотосинтезирующие растения.
Далее звенья цепочки располагаются следующим образом:

Консументами в цепях питания могут быть также паразиты растений и животных.

Источник

Урок «Пищевые цепи»

Урок биологии в 5 классе

На прошлом уроке мы познакомились с тем, что такое природное сообщество и узнали, какие бывают природные сообщества. Сегодня мы продолжим работу по изучению данного вопроса.

В любом сообществе все организмы связаны между собой и зависят друг от друга. Наиболее важными связями между организмами являются пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

Как вы считаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Ответ: зеленые растения. Это производители.

Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Ответ: их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Это потребители. Ими, как правило, являются животные. Животные поедают других животных или растения. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания.

ПРОЧИТАЙТЕ более подробно про три группы организмов (стр. 102)

Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Ответ: Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия (записать понятие в тетрадь).

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Ответ: Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии.

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Давайте построим несколько цепей питания для разных сообществ. В тетрадь запишите 3 любые цепи питания из данного списка или составьте свои, используя рисунок 68 на стр. 103.

желуди сойка ястреб-тетеревятник

желуди желудевый долгоносик певчий дрозд ястреб-перепелятник

семена злаков лесная мышь сова лиса

кора и древесина дуба короед пестрый дятел ястреб-перепелятник

листья дуба листорез славка-черноголовка ястреб-перепелятник

сок дуба усач дубовый соловей канюк обыкновенный

орехи белка канюк обыкновенный

желуди белка лесная куница

злаки полевка луговой лунь

злаки суслик лисица орел

злаки полевая мышь степной хорек балобан

трава полевка ласка

злаки полевка горностай пустельга

опавшая листва дождевой червь черный дрозд ястреб-перепелятник

опавшая листва дождевой червь крот

навоз жук-навозник славка ястреб-перепелятник

опавшая листва дождевой червь малиновка канюк обыкновенный

Очень редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Тест «Природные сообщества»

А) все организмы, обитающие совместно

Б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности

В) только растения и грибы

А) хищники и травоядные

Б) производители, потребители и разрушители органического вещества

В) симбионты и паразиты

Источник

Пищевая цепочка в природе — схемы, звенья и примеры цепей

Пищевой цепочкой называется перенос энергии от ее источника через ряд организмов. Все живые существа связаны, так как служат объектами питания для других организмов, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

Живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой. Связь эта выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды. Пища содержит энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, биоценоз может стабильно существовать только при перераспределении вещества и энергии через пищевые цепочки.

Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты (автотрофы) — организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических. Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы различного порядка — это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества. Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

Автотрофы

Автотрофы или продуценты — это организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию. К автотрофам относятся растения ( только растения).

Они синтезируют из СО2, Н2О (неорганические молекулы) под воздействием солнечной энергии — глюкозу (органические молекулы) и О2. Они составляют первое звено в пищевой цепи и находятся на 1 трофическом уровне. Для растений пищей являются крахмал и питательные вещества, которые добываются из почвы и солнечного света. Им не нужно заниматься поисками пропитания, достаточно будет просто использовать свои собственные врожденные способности и особенности для получения необходимых питательных веществ, обеспечивающих рост и развитие.

Итак, автотрофы — это растения, которые добывают себе пропитание из дождя, почвы и солнечного света. Важную роль в снабжении клеток питательными и минеральными веществами играет фотосинтез (использование света), а также хемосинтез (химическая энергия). В ходе этих сложных процессов «сырые» питательные вещества и полезные ископаемые преобразовываются в специальные клетки, которые поглощают солнечный свет и трансформируют его в энергию. Автотрофы также именуются производителями.

В природе известны два типа автотрофов:

Практически все продуценты — фотоавтотрофы, т. е. зеленые растения, водоросли и некоторые прокариоты, например цианобактерии (раньше их называли сине-зелеными водорослями). Роль хемоавтотрофов в масштабах биосферы пренебрежимо мала. Микроскопические водоросли и цианобактерии, составляющие фитопланктон, являются главными продуцентами водных экосистем. Напротив, на первом трофическом уровне наземных экосистем преобладают крупные растения, например деревья в лесах, травы в саваннах, степях, на полях и т. д.

Гетеротрофы

Гетеротрофы (от греч. Heterone — «другой» и trophe — «питание») — организмы, требующие органических соединений, как источника углерода для роста и развития. Также известны как консументы (от лат. consume — употреблять).

Гетеротрофы или консументы — это организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества (обычно ткани растений или животных), этот процесс известен, как гетеротрофное питание.

Гетеротрофы не в состоянии синтезировать органические соединения на основе углерода независимо, используя неорганические источники (например животные, в отличие от растений, не могут проводить фотосинтез) и поэтому должны получать питательные вещества от автотрофов или других гетеротрофов. Чтобы называться гетеротрофам, организм должен получать углерод из органических соединений. Если он получает азот из органических соединений, но не углерод, он будет считаться автотрофом.

Есть два возможных подтипа гетеротрофов:

Деструкторы

Немаловажную роль в экосистеме и структуре пищевого взаимодействия выполняют представители группы деструкторов или разрушителей. Данную группу составляют редуценты, перерабатывающие неживые органические соединения и превращающие их в неорганические вещества. Деструкторы занимают нишу отдельного трофического этапа в природе. Их роль состоит в переработке разлагающихся растений и останков погибших животных. Характерными представителями редуцентов являются классы грибов и бактерий, играющих, в свою очередь, большое значение в деятельности экосистем. С их помощью почва получает питание и воду, используемую представителями продуцентов.

Наконец, деструкторы в виде сапрофагов и бактерий используют энергию мертвых растений и животных. На этом этапе потребляется наибольшее количество запасенной живыми существами энергии. Разложение органической массы происходит в двух направлениях: распад углеводов в процессе минерализации до диоксида углерода, аммиака и воды; образование гумуса в почве под влиянием микроорганизмов.

Воз­вращая в почву или в водную среду биогенные элементы, они, тем самым, завершают биохимический круговорот. Функционально деструкторы — это те же самые гетеротрофы (консументы), поэтому их часто называют микроконсументами.

Уровни пищевой цепи

Автотрофы не зависят от других организмов, они сами являются основным производителем и занимают начальный уровень пищевой цепочки. Травоядные животные, которые питаются автотрофами, занимают второй трофический уровень. Далее располагаются всеядные и плотоядные гетеротрофы. Наконец, на вершине цепи питания находится человек, который использует для пропитания как первых, так и вторых. Биологические организмы автотрофы и гетеротрофы — это два типа биотических компонентов экосистемы, которые взаимодействуют друг с другом. Все живые организмы могут быть классифицированы как автотрофы или как гетеротрофы. В экосистеме поток энергии от одного организма к другому определяется понятием пищевой цепи.

Все пищевые цепочки начинаются на уровне производителя. Основные потребители едят производителей для получения энергии. Основные потребители съедаются вторичными потребителями- вторичных потребителей едят третичные потребители и так далее.

Пищевая цепочка – линейная иерархия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным. Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Каждый организм, зависящий от следующего организма в плане пропитания, формирует линейную последовательность, через которую энергия переходит от одного организма к другому. Проще говоря, пищевая цепочка показывает, кто кого ест. Следует особо отметить, что один и тот же биологический вид может занимать несколько трофических уровней. Например, если он употребляет в пищу мясо травоядных животных, он является консументом второго порядка, но если он питается и растительностью, то выступает одновременно и в качестве консумента первого порядка.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

кора березы —> заяц —> волк —> редуценты;

древесина —> личинка майского жука —> дятел —> ястреб —> редуценты;

опавшая листва (детрит) —> черви —> землеройки —> сова —> редуценты.

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов. Типичный пример: животное поедает растения. Это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию. Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено — трофическим уровнем (греч. trophos-питание). Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами и т. д. Обычно бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биологияСхема уровней пищевой (трофической) цепи

Итак, рассмотрим существующие трофические уровни:

Первый

Автотрофы (первичные продуценты). Первичными продуцентами являются автотрофные организмы, в основном зеленые растения. Некоторые прокариоты, а именно сине-зеленые водоросли и немногочисленные виды бактерий, тоже фото — синтезируют, но их вклад относительно невелик. Фотоавтотрофы превращают солнечную энергию (энергию света) в химическую энергию, заключенную в органических молекулах, из которых построены их ткани. Небольшой вклад в продукцию органического вещества вносят и хемосинтезирующие бактерии, извлекающие энергию из неорганических соединений.

В водных экосистемах главными продуцентами являются водоросли — часто мелкие одноклеточные организмы, составляющие фитопланктон поверхностных слоев океанов и озер. На суше большую часть первичной продукции поставляют более высокоорганизованные формы, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным. Они формируют леса и луга.

Второй

Второй уровень цепи занимают первичные консументы, которые питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих — это грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как лошади, овцы, крупный рогатый скот.

В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов — ветвистоусые и веслоногие раки, личинки крабов, усоногие раки и двустворчатые моллюски (например, мидии и устрицы) — питаются, отфильтровывая мельчайших первичных продуцентов из воды. Вместе с простейшими многие из них составляют основную часть зоопланктона, питающегося фитопланктоном. Жизнь в океанах и озерах практически полностью зависит от планктона, так как с него начинаются почти все пищевые цепи.

К первичным консументам относятся также паразиты растений (грибы, растения и животные).

Третий

Следующее, третье звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Это плотоядные животные, хищники, которые охотятся и убивают жертву или те, которые питаются падалью (грифы) или паразиты, которые меньше своих хозяев (блохи, комары и т. п.). К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.

Четвертый

Пятый

Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков.

Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

Виды пищевых цепей

В природе существуют две разновидности пищевого взаимодействия, или пищевых цепей: пастбищная и детритная:

Пастбищная пищевая цепь

Она начинается с растений и тянется дальше к растительноядным животным (фитофагам), а затем и к хищникам. В подобной цепи при каждом переходе к следующему звену теряется до 80-90% потенциальной энергии пищи, так как она переходит в тепло. Пастбищные пищевые цепи делятся на пищевые цепи хищников и пищевые цепи паразитов.

Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть фото Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Смотреть картинку Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Картинка про Что такое пищевая цепь 5 класс биология. Фото Что такое пищевая цепь 5 класс биологияСхема пастбищной пищевой цепи

При продвижении по пищевой цепи хищников, размер каждого последующего его члена больше, чем размер предыдущего, но численность каждых следующих участников пищевой цепи меньше численности ее предыдущих представителей. Примером пищевой цепи хищников может служить следующая последовательность:

В отличии от пищевой цепи хищников, пищевые цепи паразитов ведут к организмам, которые все более уменьшаются в размерах и увеличиваются численно. В качестве примера можно привести следующую цепь:

В пастбищных пищевых цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники. За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

Детритная пищевая цепь

Детритная пищевая цепь берет свое начало от мертвого органического вещества (т.н. детрита), которое либо потребляется в пищу мелкими, преимущественно беспозвоночными животными, либо разлагается бактериями или грибами. Организмы, потребляющие мертвое органическое вещество, называются детритофагами, разлагающие его — деструкторами. Пастбищная и детритная пищевые цепи обычно существуют в экосистемах совместно, но один из видов пищевых цепей почти всегда доминирует над другим. В некоторых же специфических средах (например в подземной), где из-за отсутствия света невозможна жизнедеятельность зеленых растений, существуют только детритные пищевые цепи. В экосистемах пищевые цепи не изолированы друг от друга, а тесно переплетены. Они составляют так называемые пищевые сети. Это происходит потому, что каждый продуцент имеет не одного, а нескольких консументов, которые, в свою очередь, могут иметь несколько источников питания.

Движение энергии в пищевой цепи

После смерти какой-либо особи она употребляется детритофагами (стервятниками, крабами, червями и т.д.). Остальная ее часть разлагается редуцентами (бактериями, грибами), вследствие чего и продолжается процесс энергетического обмена. Поток энергии в периодичности цепи указан стрелками от солнца либо гидротермального начала до класса высших существ. В независимости от того, как и от кого передается энергия, она имеет свойство “потери” на каждой трофической стадии пищевой цепи. Подобные потери связаны с тем, что значительная часть энергии при переходе с одной ступени на другую не усваивается представителями следующего трофического уровня или превращается в тепло, недоступное для использования живыми организмами.

Для лучшего усвоения материала о пищевой цепи рекомендуем посмотреть познавательное видео:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *