Что такое письмо в делопроизводстве

Письмо — это наиболее распространенный способ передачи информации, который активно используется как частными лицами, так и организациями различного типа.

С появлением письменности люди начали отправлять друг другу сообщения. Со временем сформировались определенные формы и нормы написания этих сообщений, которые получили название “письмо”.

Формат и виды писем

Если раньше письма существовали только в традиционном понимании этого слова — созданные на бумаге, то в последние десятилетия они все чаще стали отправляться в электронной форме. Несмотря на изменение формы передачи, суть писем осталась неизменной. На сегодняшний день существует огромное разнообразие видов писем в зависимости от целей, формы, мотивов и других критериев оценки.

Все письма можно разделить на личные и официальные (деловые). Если к личной переписке нет никаких установленных норм и они создаются в свободной форме, то официальные — строго регламентируются рядом правил.

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводствеРис. 1. Виды писем

Виды деловых писем

Деловые письма активно используются каждой организацией для передачи информации и решения различных вопросов. Для написания обычно используют бумагу формата А4. В послании обязательно ставиться дата — это день, когда письмо было подписано.

Текст стандартно выстраивается по схеме: введение, доказательства, заключение.

Важно! Письмо — это обобщенный термин для документов разного содержания, которые используются для общения учреждений в процессе их деятельности.

В этой категории существует множество классификаций писем по разным факторам.

По территориальному признаку переписку делят на международную и проводимую в пределах одного государства. Также различают переписку между юридическими и физическими лицами.

Также существует разделение:

Еще письма делят на инициативные (отправленные по инициативе организации с определенной целью) и ответные.

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводствеРис. 2. Виды деловых писем

Виды информационных писем

Существует множество видов информационных писем. Они создаются для того, чтобы проинформировать получателя.

К этой категории относятся:

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводствеРис. 3. Структура делового письма

Просьба и предложение

Письмо-просьба или предложение создаются, чтобы оказать стимулирующее действие, побудив человека совершить конкретное действие. В этой категории выделяют несколько видов:

Требование и претензия

Такие письма направляются юрлицам или физлицам тогда, когда они не выполнили свои задачи или обязательства, или это было сделано не так, как было оговорено:

Гарантия, подтверждение, рекомендация

Содержание этих писем понятно из их названий:

Этикетные письма

К этой категории относятся послания, которые выражают поздравления, соболезнования и т.п.

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводствеРис. 4. Классификация официальной переписки

Этикетными называют письма:

Практически для каждого вида письма есть утвержденная форма, требования к составу, содержанию, использование шаблонных фраз, норм обращений. Каждая организация обязана придерживаться этих правил.

Как может быть отправлено письмо?

Почтовая служба дает возможность отправить послание разными способами. По этому фактору различают несколько разновидностей писем:

Деловая переписка в наше время является отдельной наукой. Крайне важно правильно составить сообщение, так как это позволит добиться своей цели, придерживаясь норм деловой этики. Некорректно написанное послание может негативно повлиять на репутацию организации и сказаться на ее дальнейшей деятельности.

Примеры и образцы написания разных видов писем смотрите в предложенном видео.

Источник

Письма

Письмо – это документ управленческого характера, являющийся основой входящей и исходящей корреспонденции. Различают самые разные его разновидности. Правила оформления зависят от конкретного вида. Основная функция писем – обеспечение связи с внешними структурами, взаимодействие между подразделениями.

Разновидности деловых писем

Письма подразделяются на виды в зависимости от этих объединяющих признаков:

Часто вид письма полностью определяет его содержание. К примеру, информационные и рекламные бумаги могут разительно отличаться между собой.

Общие требования к письмам

При составлении письма следует руководствоваться официально-деловым стилем изложения. Рассмотрим основные правила, актуальные при оформлении:

Текст не должен быть усложнен многосоставными предложениями. Нужно помнить о главной цели документа – достижение понимания между двумя участниками беседы.

Структура документа

Стандартное деловое письмо состоит из этих четырех частей:

Не существует идеальных писем. Содержание документа напрямую зависит от множества факторов. К ним относится степень знакомства, необходимость в официальном обращении, правила, актуальные для конкретной ситуации.

Составление письма по ГОСТ

Подробные требования к письму приведены в ГОСТ Р 6.30-2003. Для составления используются листы формата А4 или А5. Основные нормы:

Если необходимо, прописывается ФИО исполнителя и номер его телефон.

К СВЕДЕНИЮ! Фирма имеет право разрабатывать бланки самостоятельно. То есть, использование ГОСТ – это рекомендация, но необходимость.

Источник

Письмо

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.

Письмо — самый распространенный способ обмена информацией, оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов, выделяемых по способу передачи текста (по почте). Письма составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения и имеют множество разновидностей.

Виды писем:

В письмах выражают поздравления, пожелания, приветствия в торжественных случаях. Письма направляют в знак проявления участия и выражения соболезнования в драматических и трагических ситуациях.

Письмо оформляют на специально предназначенном для этого вида документа бланке формата А4. Если текст письма не превышает семи строк, допускается использовать для писем формат А5.

Датой письма является дата его подписания.

Текст письма строят по схеме:

Нередко в практике документирования применяются письма, которые содержат одну заключительную часть текста без пояснений.

По своему объему текст письма, как правило, не должен превышать одну страницу.

Цель составления и направления писем сводится, как правило, к побудительным мотивам, отсюда вытекают основные требования к тексту: ясность, четкость, краткость изложения. Практика переписки выработала несколько общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении и оформлении писем.

Письмо должно быть посвящено одному вопросу, что упрощает операции по их обработке и ускоряет исполнение в той организации, куда они адресованы.

Текст письма, как правило» излагается от третьего лица единственного числа, например: «Школа не имеет возможности. », «В ближайший год школа не предполагает. » и т.д.

Право подписи служебных писем, как правило, принадлежит руководителю, а в период его отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) его заместителю или должностному лицу, исполняющему обязанности руководителя. Письма в настоящее время пересылают не только по почте, но и с использованием телеграфа, аппаратов факсимильной связи, компьютерных сетей (электронная почта).

Независимо от способа передачи документа используют единые требования к его составлению и оформлению (см. рис. 1).

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Рис. 1. Пример оформления письма

Служебное письмо

Служебные письма — обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь.

В заголовочной части письма печатаются следующие реквизиты:

В письмах должны быть правильно указаны составные части реквизита «адресат» (получателя письма):

Если письмо одного содержания направляется нескольким адресатам, сначала указывается адрес основного получателя, затем перечисляются другие.

Текст чаше всего состоит из вводной части и основной. Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы, например: «В связи с тем, что при получении груза 26.01.06 по накладной Ns 238864 в исправном вагоне с ненарушенными пломбами грузоотправителя при вскрытии ящиков и проверке содержимого с участием представителя. была установлена недостача. штук изделий на сумму. (коммерческий акт от 26.01.06 № 247). ». Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.п.), например: «На основании изложенного просим в течение 10 банковских дней перечислить указанную сумму на наш расчетный счет».

Если в заголовочной части письма-ответа заполнен реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату документа», то не следует повторять ссылку на документ в тексте письма. В письмах используют следующие формы изложения:

Сопроводительное письмо и другие виды писем

Сопроводительное письмо — часто составляемый документ, который информирует адресата о направлении к нему документов; если необходимо что-либо разъяснить или дополнить к приложенным документам: указать срок исполнения, объяснить причину задержки, разъяснить сложные моменты и т.д.; если направляемый документ не имеет адресующей части (например, при рассылке организационных, нормативных, распорядительных документов) или если необходимо зафиксировать перечень нескольких направляемых документов. Начинаются письма этой разновидности словами: «посылаем», «направляем», «возвращаем», «прилагаем».

Письма-приглашения предлагают адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии. Они могут адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. Часто эти письма начинаются словами: «приглашаем Вас» или «просим Вас принять участие».

В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия в нем.

Информационное письмо — сообщает адресату о каком- либо факте или мероприятии. Наиболее часто с помощью информационных писем пропагандируют деятельность организаций, выпускаемую продукцию, издаваемую литературу.

Рекламное письмо — разновидность информационного письма, направляется конкретному адресату и содержит подробное описание рекламируемых услуг или товаров. Цель — побудить адресата воспользоваться предлагаемыми услугами. Текст писем отличается конкретностью, четкостью, полнотой информации. В таких письмах адрес или телефон организации-автора указывается отдельно.

Письмо-извещение по своему стилю близко к письмам- приглашениям и информационным письмам. Составляется для конкретного адресата и чаше всего является ответом на запрос. Начинается словами: «извещаем», «сообщаем», «ставим Вас в известность» и т.п., далее излагаются какие- либо факты. Если такое письмо адресуется конкретному лицу, в нем указываются фамилия, имя, отчество того, которому оно посылается.

Письмо-подтверждение содержит сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, товаров, ценностей и т.п.), о том, что ранее составленный документ остается в силе (например, договор, инструкция и т.п.). Письмо может подтверждать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта разновидность письма словами, образованными от глагола «подтверждать».

Письмо-напоминание содержит указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства или проведения мероприятия. Эта разновидность писем, как правило, начинается словом «напоминаем».

Гарантийное письмо — документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего- либо (места работы, проведения исследований и т.п.).

Инициативные письма — это письма, требующие ответа. Ббльшая часть таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату о решении каких-либо вопросов.

Письма-ответы по своему содержанию носят зависимый характер инициативных писем, так как ТЕМА их текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативном письме вопроса: принятие или отказ от предложения, выполнения просьбы. Ответ всегда должен быть изложен в конкретной и четкой форме. Если письмо содержит отказ, он должен быть хорошо аргументирован.

Коммерческие письма составляются от имени юридического лица при заключении и выполнении коммерческой сделки.

Источник

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Д еловое (служебное) письмо – документ информационно-справочного характера, составляемый организацией (физлицом) и направляемый адресату (организации или физлицу) обычно по почтовой связи. По соглашению между автором и адресатом деловое письмо может пересылаться по факсимильной связи или по электронной почте в виде электронного документа или электронной копии письма (скана). Файлы электронных писем и электронных копий писем, как правило, создаются в графических форматах pdf, tiff или jpeg.

Существует множество разновидностей деловых писем, выделяемых по их назначению в управленческой деятельности: сопроводительное письмо, просьба, запрос, информационное письмо, гарантийное, претензионное, напоминание, требование и др. Независимо от разновидности любое деловое письмо оформляется на специальном бланке письма (с использованием установленного набора реквизитов).

Состав реквизитов письма и правила их оформления установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»

36. реквизит документа: Элемент оформления документа.

48. бланк документа: Лист бумаги или электронный шаблон с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа.

Схема 1. Виды бланков организационно-распорядительных документов

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Бланк письма

Бланки писем структурных подразделений и должностных лиц не являются обязательными, организация сама решает, нужны ли они ей.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

6.1 Для изготовления бланков документов, согласно ГОСТ Р 7.0.8, используется бумага форматов A4 (210 x 297 мм), A5 (148 x 210 мм); для изготовления бланков резолюций используется бумага форматов A5 (148 x 210 мм), A6 (105 x 148).

Каждый лист документа, оформленный на бланке или без него, должен иметь поля не менее:

Документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм.

6.7 Общий бланк используется для изготовления любых видов документов, кроме делового (служебного) письма.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации и локальных нормативных актов включает реквизиты 01 (02 или 03), 05, 08, ограничительные отметки для реквизитов 10, 11, 12, 15, 17. Бланк письма структурного подразделения дополнительно включает реквизит 06, бланк письма должностного лица – реквизит 07.

Расшифруем, что это за реквизиты:

01 – герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования);

03 – товарный знак (знак обслуживания);

05 – наименование организации – автора документа;

06 – наименование структурного подразделения – автора документа;

07 – наименование должности лица – автора документа;

08 – справочные данные об организации;

10 – дата документа;

11 – регистрационный номер документа;

12 – ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;

17 – заголовок к тексту.

Именно этими номерами будем их обозначать далее во всех примерах данной статьи.

В зависимости от расположения реквизитов бланк письма может быть:

Реквизиты углового бланка могут располагаться центрованным способом (как в Примере 1) или флаговым (как в Примере 2).

Обычно наименования автора документа и его вышестоящей организации (при ее наличии) пишутся тем же шрифтом и кеглем (размером), что и большинство реквизитов письма, включая текст (Пример 26). Некоторые организации выделяют свое наименование на бланке полужирным написанием и/или увеличением кегля, набирая его целиком заглавными буквами – это вполне допустимо (отмечено цифрой «5» в Примерах 1–3). Если полное наименование организации слишком длинное, то идут на уменьшение шрифта (как в Примере 2), но это уже вынужденное исключение.

Писать ли наименование организации – автора документа с заглавной буквы строчными либо полностью заглавными буквами – решает сама организация, т.к. это нигде не урегулировано («5» в Примерах 1–3).

А вот справочные данные об организации стараются писать на 1–3 кегля меньше основного шрифта документа («8» в Примерах 1–3).

Пример 1. Угловой бланк письма с центрованным расположением реквизитов

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 2. Угловой бланк письма с флаговым расположением реквизитов

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 3. Бланк письма с продольным расположением реквизитов

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 4. Бланк письма структурного подразделения

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 5. Бланк письма должностного лица

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

При воспроизведении на бланке реквизитов 01 «Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования)», 02 «Эмблема» или 03 «Товарный знак (знак обслуживания)» они размещаются на верхнем поле документа над центром наименования организации (как в Примерах 4 и 5) с отступом 10 мм от верхнего края листа и занимая часть рабочей площади документа (т.е. пересекая нижнюю границу верхнего поля документа, которое должно быть высотой в 20 мм).

Реквизит 03 «Товарный знак (знак обслуживания)» может располагаться и слева на уровне наименования организации, захватывая часть левого поля документа (Пример 6).

Пример 6. Бланк письма с товарным знаком организации, расположенным слева от ее наименования

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Эти бланки, как устанавливает ГОСТ Р 7.0.97-2016, могут быть:

На «двуязычных» бланках герб или эмблема, товарный знак размещаются по центру верхнего поля документа. Дублируются только данные об авторе документа, а места проставления даты и регистрационного номера вашего письма, ссылки на инициативный документ размещаются единожды (см. реквизиты 10, 11 и 12 в Примере 7).

Пример 7. Бланк письма на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 8. Бланк письма на русском и английском языках для переписки с иностранными корреспондентами

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Остальные реквизиты служебного письма

При подготовке и оформлении делового письма используются следующие реквизиты:

10 – дата документа;

11 – регистрационный номер документа;

12 – ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа;

14 – гриф ограничения доступа к документу (если письмо содержит информацию конфиденциального характера);

17 – заголовок к тексту;

18 – текст документа 2 ;

19 – отметка о приложении;

25 – отметка об исполнителе.

Дата документа (см. реквизит 10 в Примере 9) записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:

При оформлении даты цифровым способом слово «год» полностью или в сокращении («г.») не пишется. При оформлении даты словесно-цифровым способом слово «год» записывается сокращенно – «г.».

Порядок регистрации документов и структура регистрационных номеров (см. реквизит 11 в Примере 9) устанавливаются в Инструкции по делопроизводству организации или иных локальных нормативных актах (ЛНА). Регистрация писем проводится после их подписания должностным лицом. В регистрационном номере:

В Примере 9 регистрационный номер делового письма 02-01/98 включает:

Что из этих двух составляющих ставить на первое место, а что на второе, какими знаками отделять числа друг от друга, использовать ли буквенные обозначения – это «личное дело» каждой организации. Только следите, чтобы знаки, которыми вы разделяете «зоны» регистрационного номера отличались от используемых внутри этих «зон». Иначе будет трудно догадаться, что чем является, например, в таком номере: 02-01-98. Даже если разъяснения будут содержаться в ЛНА, надо стремиться к тому, чтобы открытая информация в документе была интуитивно понятной сотрудникам вашей и сторонних организаций.

В статье «Устанавливаем режим коммерческой тайны» журнала № 6′ 2015

Ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа (см. реквизит 12 в Примере 9) включает регистрационный номер и дату входящего письма, на который дается ответ. Она оформляется только в письмах-ответах. Наличие этого реквизита позволяет исключить из текстов ответных писем выражения типа «На ваше письмо от. №. сообщаем. », «Рассмотрев ваше обращение от. №. » и т.п.

Гриф ограничения доступа к документу (реквизит 14 в Примерах 9 и 10) проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен.

Виды используемых в организации грифов ограничения доступа должны соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам РФ и должны быть закреплены в ЛНА организации. В состав грифа ограничения доступа к документу входит:

Например, на документы, содержащие коммерческую тайну, наносится:

Из статьи «Реквизит ограничения доступа к документу» журнала № 9′ 2017 узнаете о существующих видах тайн, опубликованы примеры Перечня конфиденциальной информации, оформления грифа ограничения доступа, его изменения и снятия; специфика сообщений о конфиденциальности электронных писем и нанесения грифа на документы с персональными данными

См. статью «Конфиденциальные документы в номенклатуре дел» журнала № 11′ 2014

Адресат письма (см. реквизит 15 в Примерах 9 и 10) проставляется справа от границы верхнего поля (на бланке с угловым расположением реквизитов 4 ) или справа под реквизитами бланка (при продольном расположении реквизитов бланка).

Как правило, реквизит «адресат» занимает несколько строк. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 (пункт 3.4), многострочные реквизиты 5 печатаются через 1 межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом («!» там же). Строки реквизита «адресат» выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки (сравните Примеры 9 и 10).

Пример 9. Фрагмент письма с продольным расположением реквизитов бланка

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 10. Фрагмент письма с угловым расположением реквизитов бланка (цифрами здесь отмечены преимущественно реквизиты, которые поменяли свое местоположение по сравнению с «продольным бланком» из Примера 9)

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

При адресовании письма организации указывается ее полное (Пример 11) или сокращенное (Пример 12) наименование в именительном падеже.

При адресовании документа в структурное подразделение организации в реквизите «адресат» указывается в именительном падеже наименование организации и только ниже само подразделение (между ними оставляют 1 пустую строку). См. Пример 13.

Пример 11. Адресование письма в организацию с ее полным написанием

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 12. Адресование письма в организацию с ее сокращенным написанием

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 13. Адресование письма в структурное подразделение

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Первый из описанных вариантов используют при адресовании письма руководителю организации или его заму, а второй – руководителям структурных подразделений.

Пример 14. Адресование письма руководителю организации (начинаем с должности)

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 15. Адресование письма руководителю подразделения (начинаем с наименования организации)

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Перед Ф.И.О. в реквизите «адресат» не обязательно оставлять пустую строку, но такое оформление помогает легче выхватывать ключевую информацию (разные варианты показаны в Примерах 14–17 и 26). Следите только, чтобы отступ между элементами одного реквизита был не более 1 пустой строки и был меньше, чем отступы от него до соседних реквизитов (см. «14» и «15» в Примере 10).

Перед фамилией должностного лица допускается употреблять сокращение «г-ну» (господину), если адресат мужчина, или «г-же» (госпоже), если адресат женщина (Примеры 16 и 17).

Пример 16. Адресование письма должностному лицу (начинаем с должности и используем уважительное обращение «господин» / «госпожа»)

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 17. Адресование письма должностному лицу (начинаем с наименования организации и используем уважительное обращение «господин» / «госпожа»)

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

В одном документе не должно быть более 4 адресатов (Пример 18). Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не ставится. При большем количестве адресатов составляется список (лист, указатель) рассылки документа, тогда на каждом письме указывается 1 конкретный адресат или же он оформляется обобщенно.

Пример 18. Указание нескольких индивидуальных адресатов в письме

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

При рассылке документа группе организаций одного типа или структурным подразделениям одной организации адресат указывается обобщенно (Примеры 19 и 38).

При рассылке документа не всем организациям или структурным подразделениям в состав такого «группового адресата» добавляется фраза «(по списку)» (Пример 20).

Пример 19. Адресование письма группе однородных организаций

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 20. Адресование письма некоторым получателям из группы организаций

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Если бумажное письмо направляется через «Почту России» либо курьером, то им все равно надо сообщать почтовый адрес получателя. Удобно сразу вписывать его в состав реквизита «адресат» (как это сделано в Примерах 9 и 10, 21 и 22). А если еще использовать конверт с прозрачным окном, то тогда данные получателя на письме будут видны в окне конверта и их не придется дублировать на нем. Только следите, чтобы в окне не была видна «лишняя информация». Некоторые компании даже используют специальный шрифт для написания почтового индекса (Пример 22), чтобы он получался таким, каким его привыкли видеть на конвертах почтовые работники, а также их спецтехника на узлах автоматической сортировки почтовых отправлений.

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Существует несколько шрифтов, «пишущих» в стиле почтового индекса. К ним относятся, например, Postindex, Pechkin. Оба этих шрифта имеют тип лицензии – free for personal use, это означает бесплатность для личного пользования, но запрет на использование в коммерческих целях.

Проблема в том, что если вы захотите купить лицензию для использования в коммерческих целях, то кроме как через самого автора шрифта вы это сделать не сможете, потому что на признанных стоковых сайтах для шрифтов их нет. А большинство остальных сайтов распространяют эти шрифты без указания типа лицензии. На практике получается, что компании часто используют эти шрифты без покупки специальной лицензии.

Технически эти шрифты можно использовать в любых программах, в т.ч. в Word и Photoshop.

В таком же порядке записываются адреса получателя и отправителя на почтовых конвертах. Адрес адресата пишется в правой части почтового конверта, почтовой карточки или оболочки почтового отправления, а адрес отправителя – в левом верхнем углу.

Почтовый адрес вписывается в состав реквизита «адресат», отступив 1 пустую строку от данных о получателе документа (см. «!» в Примерах 9, 10 и 21).

Пример 21. Добавление почтового адреса при адресации письма физлицу

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 22. Написание почтового индекса в адресе специальным шрифтом

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Если адрес начинается не с уникального наименования (например, Первомайская ул.), а с сокращения родового слова (ул. Первого мая, пр. Ломоносова и т.п.), то сокращение пишется с маленькой буквы, даже если с него начинается адрес автора письма на бланке (как в Примерах 5–7) и адрес его получателя в реквизите «адресат» (Пример 21).

Обратите внимание: организации крайне редко направляют своим работникам письма. Для этих целей есть документы, используемые для внутренних коммуникаций: напоминания, уведомления и др., на которых к фамилии и инициалам получателя уместно добавлять его должность в вашей организации. Письма физлицам адресуются, когда вы обращаетесь к ним как к частным лицам.

При отправке письма по электронной почте или факсимильной связи (без досылки по почте) почтовый адрес не указывается. Для удобства работы с документом можно указать электронный адрес или номер телефона / факса, опять же отступив 1 пустую строку (см. Примеры 23–25).

Пример 23. Добавление электронной почты при адресации письма руководителю подразделения

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 24. Добавление электронной почты при адресации письма организации

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Пример 25. Добавление номера телефона при адресации письма организации

Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть фото Что такое письмо в делопроизводстве. Смотреть картинку Что такое письмо в делопроизводстве. Картинка про Что такое письмо в делопроизводстве. Фото Что такое письмо в делопроизводстве

Заголовок к тексту (реквизит 17) письма формулируется с предлогом «О» («Об») и отвечает на вопрос «о чем?». Например, «О предоставлении информации», «Об оказании научно-технической помощи».

Чтобы заголовок к тексту получился максимально кратким и точным, его нужно составлять по модели:

Заголовок к тексту в письмах оформляется от границы левого поля 6 ниже реквизитов бланка, отступив 1–3 пустые строки. См. Примеры 9, 10 и 26.

Пример 26. Служебное письмо целиком (на бланке структурного подразделения)

Заголовки, состоящие из нескольких строк (как и другие многострочные реквизиты), печатаются через один межстрочный интервал. В конце заголовка точка не ставится. Заголовки печатаются без кавычек и не подчеркиваются.

О соотношении понятий «пустая строка» и «межстрочный интервал» читайте в ответе на вопрос журнала № 3′ 2019

Отметка о приложении (реквизит 19) содержит сведения о документе /документах, прилагаемых к письму (сопроводительному, претензионному или др.).

Отметка о приложении оформляется от границы левого поля под текстом документа (допустимо даже без дополнительного интервала, что дополнительно защитит текст от «дописок» в конце текста после подписания документа, см. «19» в Примере 34).

См. статью «Отметка о приложении на документе: обновление правил оформления и сложные случаи» журнала № 8′ 2018, в которой отмечаются нововведения п. 5.19 ГОСТ Р 7.0.97-2016, а также поясняется, к каким рекомендациям стандарта надо относиться с осторожностью, еще рекомендуются примеры оформления отметки о приложении для различных случаев, в т.ч. не оговоренных в новом стандарте

Отметка о приложении оформляется следующим образом:

1) если приложение названо в тексте, то сокращенно: указывают только количество листов и экземпляров (см. две отметки «19» в Примере 34).

При упоминании документа-приложения в тексте письма:

2) если приложение не названо в тексте или если приложений несколько, то добавляют еще идентификационные реквизиты документов-приложений: вид документа и автор, дата и номер, заголовок к тексту (или те из этих реквизитов, которыми приложение обладает, обычно их более полный состав есть у самостоятельных документов, которые фигурируют приложениями в сопроводительных письмах), см. Пример 35;

3) если приложение (-ия) сброшюрованы, то количество листов указывать не обязательно, – Пример 28;

4) если приложение имеет собственные приложения с самостоятельной нумерацией страниц, то оформляйте отметку о них по образцу Примера 29;

5) если приложением является обособленный электронный носитель (компакт-диск, usb-флеш-накопитель или др.), то ГОСТ Р 7.0.97-2016 рекомендует писать про него после слова «Приложение» очень коротко: «CD-R в 1 экз». Для более точной идентификации можно добавлять про каждый записанный на носитель документ: кто его автор; имя файла с его расширением и объемом; а если в тексте письма документ, записанный на электронный носитель, не назван, то и его наименование с другими имеющимися индентификационными реквизитами (дата и номер). Такой полный вариант оформления отметки о приложении в письме показан в Примерах 30 и 31. Но т.к. ГОСТ Р 7.0.97-2016 этого не требует, вы можете облегчить себе задачу и ограничиться выполнением его предписания.
Тот же стандарт на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, предписывает указывать наименования документов, записанных на носитель, имена файлов (образца этого в ГОСТ Р 7.0.97-2016 не показано). На практике можете следовать нашему из Примера 32;

6) если с одним сопроводительным письмом пересылается большое количество приложений, может быть составлена опись приложений, в которой последовательно перечисляются наименования всех документов-приложений с указанием количества листов и экземпляров каждого, а в отметке о приложении дается ссылка на эту опись (Пример 33).

Пример 28. Отметка о сброшюрованном приложении

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *