Что такое пкн в хореографии
В хореографическом коллективе
Введение в предмет. Его цели и задачи
КПТ – «Композиция и постановка танца» – является профессиональным видом деятельности балетмейстера – создателя танца.
В искусстве хореографии, в отличие от литературы, музыки, живописи, сочинительского наследия нет. Каждый руководитель хореографического коллектива или ансамбля является одновременно создателем, балетмейстером своих хореографических постановок. Поэтому перед будущими сочинителями ставится большая задача в овладении приемами сочинения. Будущий балетмейстер овладевает профессией при изучении цикла специальных предметов: «Композиция классического танца», «Народный танец», «Историко-бытовой танец», «Дуэтный танец», изучение образцов классического наследия, музыкальных дисциплин, мастерства актеров и режиссуры, грима, костюма.
Предмет КПТ суммирует знания, полученные студентами по профилирующим дисциплинам, и приводит в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства.
Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями автора-драматурга, режиссера-постановщика балетного спектакля. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга, режиссера драмы или оперы. Однако балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию постановки, воплощая ее средствами хореографии в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер. Таким образом, балетмейстер является автором и создателем своей постановки.
Цели предмета КПТ:
1. Освоить теоретические основы композиционного построения;
2. Изучить составные части хореографического произведения: рисунок танца, хореографический текст, основной закон драматургии;
3. Сформировать практические навыки в сочинении и постановке танцевального номера;
4. Развить эстетический вкус в подборе и анализе музыкального материала для использования в самостоятельных сочинениях;
5. Овладеть навыками работы с исполнителями хореографического произведения;
6. Активизировать творческую фантазию в поисках новых форм и образов в воплощении художественного замысла.
Хореография как вид искусства
Слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно означает «писать танец».
Хореография имеет разные жанры: народный, классический, историко-бытовой, бальный, современный.
Танец – это искусство, и как всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, магические ритуалы, воинственные действия – в них человек обращался к силам природы.
Сегодня мы имеем профессиональное искусство танца, с которым встречаемся в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, в драме и, конечно, в балетном театре.
Искусство танца необычайно популярно во всем мире. Своеобразное у каждого народа, оно вместе с тем не требует перевода на другие языки и понятно всем людям. Поэтому оно способно служить и служит взаимопониманию народов. Опираясь на выразительные, одухотворенные движения человеческого тела, обобщая их в специфическом танцевальном преломлении, говоря пластическим языком возвышенных чувств, танец способен подниматься до воплощения больших идей и образов, правдиво отражать человеческие характеры и судьбы, события общественной жизни. В современном мире хореографическому искусству принадлежит высокая роль пропагандиста истинного гуманизма, творца прекрасного, выразителя благородных нравственных идеалов, духовно обогащающих человечество.
Танцевальное искусство, являющееся неотъемлемой стороной культуры и быта всех народов мира, в балетном театре достигает своего высшего развития. Оно соединяется вместе с драматургией, раскрывающей живые человеческие характеры и их взаимоотношения, с музыкой в ее высших, симфонических формах, с изобразительным искусством, претворяющим в нем свои современные достижения. Синтетическая природа балетного театра, объединяющего в едином художественном целом разные искусства, придает ему особое очарование и силу воздействия. В этом синтезе искусств ведущая роль принадлежит хореографии. Художественно совершенный балетный спектакль воспитывает вкусы, формирует духовное богатство человеческой личности.
Исторические завоевания прошлого подготовили современный балетный театр с его многообразием национальных школ, стилевых тенденций, направлений и форм. По возможностям многогранного отражения жизни, постановке идейных проблем, воплощению безграничной палитры человеческих чувств, по развитию своих специфических форм и разработанности танцевально-пластического языка балет находится в одном ряду с высшими достижениями других искусств.
Особенно велики в этом отношении завоевания русского балета, который по праву считается лучшим в мире. Русский балет оказал огромное влияние на мировое хореографическое искусство и способствовал возникновению балетных театров и школ во многих странах. Русский балет развил его традиции и приумножил его достижения. Он завоевал новые образные сферы, открыл неведомые ранее приемы драматургии танцевально-пластической выразительности. Русский балет наследует и претворяет все богатство лучших художественных традиций прошлого, опыт мировой культуры и народного творчества.
Балетмейстер – творческий руководитель, педагог, воспитатель
в хореографическом коллективе
Балетмейстер не только создает хореографическое полотно, сочиняет хореографический текст, рисунок танца, создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, он воплощает свой замысел в сценических образах, стремясь выразить определенные идеи, мысли, чувства.
Балетмейстер должен овладеть циклом специальных предметов: классический танец, народный танец, историко-бытовой, бальный, образцы классического наследия, теория музыки, анализ музыкальной драматургии, режиссура и т.д.
Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства, должен обладать способностям и знаниями автора-драматурга и режиссера-постановщика.
Балетмейстер, как организатор хореографического коллектива, способствует своей деятельностью формированию личности участников коллектива. Воспитательная работа руководителя должна быть направлена на творчество, которое раскрепощает участников, будит желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы. Занятия хореографией должны формировать сознание участника, как художника, воспитывая любовь к прекрасному. Руководитель должен сплотить коллектив, не смотря на различия возраста, уровня культуры и воспитания, сосредоточить их интересы на решении общих задач. Поэтому руководитель должен проявлять такт и чуткость педагога-воспитателя, применяя индивидуальный подход к своим участникам.
Каждое хореографическое произведение, которое ставится в коллективе должно нести определенную идейно-творческую нагрузку, повышать техническое мастерство исполнителей, способствовать раскрытию образа и выразительности исполнения.
Балетмейстер должен точно знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится. При возникновении замысла, знакомить участников со своими мыслями, которые должны их заинтересовать и увлечь, превратить их в единомышленников. Отношения руководителя с участниками должны строиться на разумной логике в искренних, дружеских, теплых тонах, на взаимном доверии и уважении.
Творчество балетмейстера немыслимо без постоянного поиска. Поиск сюжета для танцевальной композиции предполагает изучение жизни, знание литературных первоисточников, произведений искусства. Необходимость найти нужное «слово» для выражения мысли заставляет балетмейстера каждодневно развивать свою фантазию, обогащать палитру выразительных средств.
Творческая деятельность балетмейстера в коллективе весьма разнообразна, ее можно разделить условно на три разновидности: балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-постановщик, балетмейстер-репетитор.
Хореография (ПКН)
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом необходимых музыкально- ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий.
Данная программа ориентирована на совершенствование хореографических навыков, постановку танцев, участие в концертной деятельности и конкурсах, развитие общефизических и артистических способностей обучающихся.
Педагоги
Шадобо Виктория Алексеевна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Вводное занятие
Ритмика
1.1.Средства и характеристики музыкальной выразительности.
1.2.Развитие эмоциональной выразительности.
1.3. Танцевальные жанры.
Танцевальная азбука
3.1. Изучение танцевальных движений.
3.2. Основы народного танца.
3.3. Основы эстрадного танца.
Танцевальные игры
Репетиционная работа
5.1. Постановка, разучивание и отработка народного танца.
5.2. Постановка, разучивание и отработка эстрадного танца.
Цели программы
Развитие творческих способностей, формирование профессиональных навыков и умений, социально значимых качеств личности каждого участника творческого объединения через овладение основами хореографического искусства
Результат программы
Личностные результаты освоения курса:
а) формирование у кадетов ценностных ориентиров в области хореографического искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных хореографических задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками хореографической деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
а) сформированность первоначальных представлений о роли хореографического искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление кадетов с выразительными средствами различных видов хореографического искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление кадетов с терминологией и классификацией хореографического искусства;
в) ознакомление кадетов с отечественной и мировой культурой;
Особые условия проведения
К занятиям хореографией допускаются все обучающиеся класса, не имеющие медицинских противопоказаний
Материально-техническая база
хореографический зал; аудиоцентр; музыкальный материал – нотный, аудиозаписей,
Что такое пкн в хореографии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 158 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918; 2011, № 23, ст. 3261; № 25, ст. 3537, 3538; № 27, ст. 3871) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2012 г.
Федеральные государственные требования
к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 158)
I. Общие положения
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год.
1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Хореографическое творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хореографическое творчество», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
III. Требования к минимуму содержания программы «Хореографическое творчество»
3.1. Минимум содержания программы «Хореографическое творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
— знания профессиональной терминологии;
— умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
— умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
— умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
— умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
— умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
— навыков музыкально-пластического интонирования;
— навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
— навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
— знания музыкальной грамоты;
— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
— знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
— знания основных элементов музыкального языка;
— первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
— знания основных этапов развития хореографического искусства;
— знания основных этапов становления и развития искусства балета;
— знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
— навыков восприятия элементов музыкального языка;
— навыков анализа музыкального произведения.
3.3. Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
— знания требований к физической подготовленности обучающегося;
— знания основ формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств;
— умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;
— умения исполнять хореографические произведения на разных сценических площадках;
в области теории и истории искусств:
— знания балетной терминологии;
— знания средств создания образа в хореографии;
— знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
— знания образцов классического наследия балетного репертуара.
3.4. Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение
различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
умение распределять движения во времени и пространстве;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
3.4.4. Классический танец:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
навыки музыкально-пластического интонирования.
3.4.5. Народно-сценический танец:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования.
3.4.6. Подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
3.4.7. Слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
3.4.8. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных музыкальных терминов;
знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.
3.4.9. История хореографического искусства:
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.
IV. Требования к структуре программы «Хореографическое творчество»
4.1. Программа «Хореографическое творчество» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Хореографическое творчество» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства.
Программа «Хореографическое творчество», разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
график образовательного процесса;
программы учебных предметов;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Разработанная ОУ программа «Хореографическое творчество» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Хореографическое творчество» в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа «Хореографическое творчество» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
Учебный план программы «Хореографическое творчество» должен предусматривать следующие предметные области:
теория и история искусств
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2599 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
При реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2978,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1930,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
При реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2310 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
V. Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество»
5.1. Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое творчество» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Хореографическое творчество» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7. Программа «Хореографическое творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.9. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 166 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 192 часа с дополнительным годом обучения; 122 часа при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 148 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.10. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концерты, просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Хореографическое творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
5.11. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ должны быть разработаны критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
— знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
— знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
— умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
— навыки музыкально-пластического интонирования;
— навыки публичных выступлений;
— наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
5.12. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хореографическое творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество», использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы «Хореографическое творчество» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Хореографическое творчество» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности.
Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного учебного времени.
5.15. Материально-технические условия реализации программы «Хореографическое творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Минимально необходимый для реализации программы «Хореографическое творчество» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Директор Юридического департамента Минкультуры России | К.Е. Рыбак |
Обзор документа
Утверждены федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Минимум содержания программы должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Учебный план программы должен включать хореографическое исполнительство, теорию и историю искусств.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: классический танец; народно-сценический танец; история хореографического искусства.