Поскольку миниатюры являются частью рукописной книги и в зависимости от их видовой принадлежности выполняют в ней определенные функции, их вместе с другими компонентами книги изучают книговеды.
Как произведение изобразительного искусства они вызывают законный интерес историков искусства, формируя в историографии темы художественное направление. В его рамках анализируются художественные приемы и выразительные средства, используемые при создании произведений книжного искусства.
Самым емким следует признать источниковедческое направление, которое объединяет большую группу специалистов, обращенных к содержательной стороне изображений. В этом русле работают историки, рассматривающие процессы, отразившиеся в иллюстративном материале, археологи, исследующие различного рода реалии, этнографы, изучающие быт народов, архитекторы, анализирующие постройки, музыковеды, восстанавливающие музыкальные инструменты, медики, прослеживающие сцены санитарного обихода и анатомо-физиологические представления, и многие другие специалисты, акцентирующие внимание на других аспектах средневековой культуры. При этом в последние годы приходит понимание невозможности правильно «прочесть» миниатюры без учета их изобразительных возможностей и художественного языка.
Тенденции современного изучения миниатюры, независимо от направления, в рамках которого оно осуществляется, предполагают использование комплексных методов анализа материала и явно выраженного стремления к интеграции усилий специалистов различного профиля. Только такой подход предполагает всестороннюю оценку книжной миниатюры как уникального явления русской средневековой культуры.
Литература:
Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М., 1944.
ПодобедоваО.И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М.,1965.
Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
Чёрный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. М., 2004.
Реферат: Древнерусская книжная миниатюра – окно в историю
Название: Древнерусская книжная миниатюра – окно в историю Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат Добавлен 16:30:24 11 мая 2013 Похожие работы Просмотров: 198 Комментариев: 12 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
Древнерусская книжная миниатюра – окно в историю
Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами».
Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами». Рассматривать такие книги – занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Чтобы по достоинству оценить древнерусскую миниатюру, надо понимать ее своеобразный изобразительный язык, а сегодняшний читатель, особенно юный, привык к иным художественным системам.
Миниатюра Лицевого летописного свода. Конец XVI века.
В крупнейших библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга хранятся девять томов (не все дошли до нас) Лицевого летописного свода конца XVI века. Грандиозное произведение создавалось по инициативе Ивана Грозного. Это своего рода историческая энциклопедия того времени: первые три тома повествуют о всемирной истории, остальные посвящены русской – до 1567 года. Иллюстрации Лицевого свода (их более 16 тысяч) – своеобразный эталон, вобравший в себя главные особенности древнерусской книжной миниатюры. Присмотримся к ним. Над украшением Лицевого свода трудилось несколько мастеров. Но в целом их работа подчинена одному стилю и выполнена почти одинаковыми приемами.
Сначала композиции рисовали свинцовым карандашом. Редакторы, следившие главным образом за содержательной частью миниатюр, проверяли их и вносили необходимые изменения. Затем рисунки обводили тушью и раскрашивали. Все же главную роль играет тут рисунок – линия подчиняет себе цвет, хотя владение им достигает иногда большой виртуозности, а эмоциональное воздействие очень велико.
У миниатюр Лицевого свода одна важная особенность – они не столько изображают тот или иной момент истории, сколько рассказывают ее изобразительными средствами, создавая повествование, параллельное словесному.
Среди дошедших до нас рукописных книг Древней Руси особую ценность представляют иллюстрированные рукописи. Их именуют лицевыми, так как миниатюры, которыми они украшены, наши предки называли «лицами». Рассматривать такие книги – занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Чтобы по достоинству оценить древнерусскую миниатюру, надо понимать ее своеобразный изобразительный язык, а сегодняшний читатель, особенно юный, привык к иным художественным системам.
Миниатюра «Житие Антония
Сийского». Середина XVII века.
Чтобы сделать свой рассказ предельно лаконичным и не опустить ничего важного, художник имел в запасе несколько излюбленных приемов. Прежде всего поясним назначение так называемых лещадных горок и палатного письма.
Неискушенный зритель может подумать, что в большинстве миниатюр события разворачиваются в гористой местности, среди скал и обрывов. А ведь лещадные горки – просто символ природы: их функция не изображать, а исключительно обозначать, что действие происходит вне города. Если в летописи говорится, что событие произошло на поле, лещадные горки объединяются сверху плавной линией. В остальных случаях они служат «кулисами», из-за которых выступают группы людей или отдельные персонажи, в свою очередь изображающие те или иные события. Лещадные горки позволяют разделить всю миниатюру на отдельные сюжеты и одновременно сократить число фигур, оставив часть группы или даже одни головы. С их помощью можно дать только знак события, спрятав все, что показалось лишним.
Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.
Изображая отдельные сцены, миниатюрист стремился выделить самое важное. Толпы людей или группы войска никогда не закрывают главного действия. Лещадные горки или архитектурные детали только ограничивают внимание зрителя, направляя его в нужное русло. Все на виду, и все подчинено рассказу.
Действующие лица словно слегка позируют художнику, от этого их движения кажутся как бы застывшими. Каждый жест остановлен именно в тот момент, который наиболее выразителен для события: занесена сабля, рука поднята для благословения, указующий перст четко вырисовывается над толпой. Изображению рук отведена первостепенная роль: их положения символичны. О том, что персонажи обращаются друг к другу с речью, мы узнаём не по выражению лица, а по жестикуляции. Менее всего подвижны князь, епископ, митрополит, им не пристало суетиться, к ним обращаются, но собственные их ответы скупы.
Ноги персонажей показаны условно: люди не стоят, а как бы парят в воздухе. Вообще в композиции чувствуется некоторая «невесомость», необходимая потому, что сцены даны одна над другой и верхние не должны «давить» на нижние. Вместе с тем она придает иллюстрациям как бы геральдическую замкнутость.
В каком же порядке располагаются сцены? Наиболее ранние события помещены внизу, над ними – совершившиеся позднее. Отчасти поэтому миниатюры обрамлены снизу и с боков, а сверху открыты: действие русской истории еще не завершено – «продолжение следует». Такую последовательность рассказа – снизу вверх – надо непременно иметь в виду.
Миниатюра «Троянская война». Конец XVI века.
Но нередко она нарушается. Дело в том, что низ миниатюры имеет еще значение главного места действия – своеобразного просцениума, поэтому основной эпизод может быть помещен здесь даже тогда, когда он завершает повествование. Кроме того, наверху часто изображают мотивировки, исторические параллели, различные видения. Миниатюрист объединяет в композиции знамение и события, им предвещенные, действие и его толкование летописцем, самих персонажей и события, о которых они упоминают. Низ миниатюры соответствует ближайшему к зрителю плану и во времени, и в пространстве. Что признать преобладающим – зависело от миниатюриста. В одной из миниатюр наверху показаны предшествующие события в Пскове, а внизу – последующие в Москве. По временному признаку следовало бы поменять сцены местами, но художник все-таки изобразил Москву внизу, подчеркнув этим, что она ближе и значительнее.
Однако отдельные исключения не меняют общей последовательности рассказа – снизу вверх. Существует и более слабое движение повествования – горизонтальное. Обычно приезд послов, поход врагов, возвращение войска совершается слева направо, выступление наших воинов, отправление гонцов – справа налево. Но бывает и иначе, особенно если надо подчеркнуть важность события: скажем, отъезжающие направляются в Царьград.
Все события разворачиваются не внутри зданий, а снаружи. Долгое время считалось, что художники Древней Руси просто «не умели» рисовать интерьеры. Причина гораздо глубже – в особом восприятии художником всего происходящего в мире. Он видит все как бы панорамным зрением, охват пространства так велик, что изображать интерьеры просто невозможно.
Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.
Миниатюрист должен был ясно показать, где происходит событие, а это можно сделать, только изобразив наружный вид сооружения. Затем следовало уточнить, что действие разворачивается именно внутри здания. Для древнерусского художника интерьер имеет один устойчивый признак – темноту. И вот, сделав в стене строения темный проем, мастер рисовал действующих лиц на его фоне. Подобному правилу он следовал неукоснительно. Понятно, что тут не элементарное неумение, а определенная художественная система, где все взаимосвязано. Характерно, например, что темные пятна служат хорошим фоном для руки, поднятой в благословляющем или указующем жесте. Миниатюры Лицевого свода связаны с текстом не только по смыслу. Слегка наклонный каллиграфический полуустав (особого типа почерк) создает ощущение движения, которым наполнены и иллюстрации. Каждая миниатюра, хотя и является «сводом» различных сцен, едина по композиции, по охватывающему ее ритму. Отдельные фигуры людей, пеших и всадников, целые группы воинов ритмично мчатся, ритмично падают. Ритм подчеркивается одинаковостью одежд, сходством лиц и их расположением на одном уровне (причем похожи и фигуры людей, одинаковые по росту). Ритм создается прямыми линиями на одеждах воинов, параллельностью летящих стрел, копий, что несут воины, занесенных над головами мечей и сабель. Он совпадает с ритмом разнообразного палатного письма и лещадных горок. Отдадим, наконец, должное эмоциональной: выразительности миниатюр. Древнерусские художники весьма умело создавали нужное настроение, равномерно располагая многочисленные темные проемы в сценах смерти или сообщая всей композиции известную статичность и застылость в эпизодах с грозными предзнаменованиями. Гибель войска никогда не производит угнетающего впечатления: даже неудачные для наших предков битвы выдержаны в мажорных тонах и темпах. Напротив, известия о гибели русского войска, сцены оплакивания погибших или отпевания: покойных всегда скорбны по композиции и по цветовому строю. В то же время четкий горизонтальный ритм создает впечатление волевого усилия, а вертикальное построение миниатюры говорит о стремлении художника вызвать у зрителя «возвышение духовное». Настроение условно передаются не оттенки эмоций, а лишь главные чувства – торжество, скорбь, страх, смятение, благочестивость.
Миниатюра «Апокалипсис». XVIII век.
Если попытаться кратко определить главную художественную суть миниатюр Лицевого свода, можно сказать так: это церемониальное обряжение русской истории, своеобразный парад ее. Вот откуда стремление не пропустить ни одного сколько-нибудь важного эпизода, изобразив как бы геральдические символы происходящего, создать последовательный изобразительный рассказ, сохранив подобающий событиям повествовательный этикет.
Это, однако, не значит, что миниатюры не дают представления об исторических реалиях. Среди условной архитектуры нет-нет и попадутся детали, свидетельствующие о том, что миниатюрист видел то или иное здание собственными глазами. Так, на одной иллюстрации изображен московский Архангельский собор с наиболее характерной его особенностью: раковинами в закомарах. Наряду с условно нарисованными воротами художники показывали и реальные: деревянные – с кровлями и вереями, каменные – с герсами и подъемными мостами. По миниатюрам можно до известной степени судить об устройстве деревянных монастырских стен, состоящих из горизонтальных плах, заведенных в пазы вертикальных столбов. Следует, впрочем, помнить, что миниатюристы изображали не само здание, а лишь его символ – поэтому воспроизводили строение в целом, ограничиваясь двумя-тремя характерными деталями. Даже когда говорится о разрушении здания, его все-таки рисуют неповрежденным, но тут же изображают и разрушение. Так, в рассказе о падении церкви в Коломне храм нарисован целым, однако с высоты сыплется на землю груда камней, неизвестно откуда взявшихся: дан как бы знак церкви вместе со знаком ее разрушения.
Русские изображены в шляпах с косыми отворотами, литовцы – с прямыми, князья – в круглых шапках с меховой опушкой. Миниатюрист не делает особого различия при изображении татар и русских: Мамай долгое время носит такую же шапку, что и русские князья, и получает царский венец с пятью лепестками, только став золотоордынским царем.
Миниатюра «Сказание о Мамаевом побоище». XVI век.
Сложнее вопрос, насколько точно миниатюрист стремится передать реальные черты того или иного исторического лица. Можно сказать с уверенностью одно: художник тщательно следит за тем, чтобы главные особенности персонажей были переданы везде одинаково. Например, по форме бороды легко узнать Дмитрия Донского, Мамая и многих других. Лица простых воинов, всегда безбородых, крестьян, малозначительных персонажей не отличаются друг от друга.
Зритель получает в иллюстрациях Лицевого свода материал для бесконечных наблюдений, исчерпать которые невозможно. Миниатюры – это окна в историю, не только дающие возможность взглянуть на те или иные события и реалии, но и позволяющие понять эстетические представления художников Древней Руси, их отношение к истории Родины. Лишь учитывая художественные принципы миниатюристов и стремясь глядеть на их произведения их же глазами, вы сможете оценить достоинства Лицевого свода. Это искусство повествующее, условное, церемониальное. Оно изображает мир с высокой моральной и исторической Точки зрения. Это искусство крупномасштабного зрения и панорамной оценки русской истории.
Древнерусская книжная миниатюра, насчитывающая несколько веков своего существования, свидетельствует о высокой художественной культуре нашей Родины. В данном материале воспроизводятся избранные иллюстрации рукописных книг одного из богатейших книгохранилищ России — отдела рукописей Государственного Исторического музея, в 1973 году отметившего свой столетний юбилей. Основатели музея, такие как историк И. Е. Забелин, палеограф В. Н. Щепкин с начала формирования коллекции считали особенно важной задачей предпочтительное собирание рукописей с миниатюрами. К настоящему времени из хранящихся в фонде 22 000 рукописей около 5000 украшены миниатюрами и орнаментом. Наряду с роскошными фолиантами (выполнявшимися для князей, бояр и высшего духовенства), над которыми трудились лучшие мастера своего времени, пользовавшиеся дорогими красками и золотом, в фонде имеются и более скромные рукописные книги с миниатюрами, выполненными простыми ремесленниками, но часто именно их рисунки хорошо передают подробности русского быта, показывают жизнь Древней Руси. Традиция украшать рукописные книги миниатюрами и орнаментом уходит в глубину веков. Сопровождающие книгу иллюстрации и украшения выполнялись народными художниками, имена которых чаще всего оставались неизвестными. Иллюстрации рукописных книг наполнены глубоким жизненным смыслом и являются художественным выражением содержания книги.
Орнамент старопечатного стиля из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».
С помощью книжной миниатюры можно наглядно представить себе орудия труда, быт, обстановку, окружавшую наших предков,— словом, их образ жизни. Рассматриваемые миниатюры относятся к XVI—началу XIX века. В этот период книжное искусство отличается реалистичностью. Художники отображают конкретные исторические события. В повествовательных сюжетах наблюдаются многофигурные композиции, пейзаж и архитектура перестают быть плоскими, приобретают объем, в изображении появляются глубина, перспектива. Изменяется и техника выполнения миниатюры.
Если в XI — XIV веках на пергамент художники накладывали грунт, а по нему рисовали красками, то к XVI веку мастера, используя легкие краски— темперу (краски, замешанные на основе яичного желтка), а позднее — акварель, стали наносить прямо на бумагу. Средневековый читатель хорошо понимал книжную миниатюру, ее своеобразный, непростой язык, без знания которого от современного человека могут ускользнуть многие ее особенности. В изображениях исторических лиц, архитектуры или пейзажа художники не стремились к индивидуальному сходству, передавали все обобщенно.
Работы в лесу и поле. Миниатюра из рукописи 1648 года
«Житие Антония Сийского». Бумага, темпера. ГИМ.
В миниатюре показан коллективный труд.
Четыре человека дружно работают.
Один большим топором рубит деревья, другой копает землю.
Третий — жнёт серпом, а четвертый помешивает ложкой готовящуюся для всех пищу.
Особенно наглядно это проявилось при изображении леса в миниатюрах, называющихся «Весенние полевые работы» и «Работы в лесу и поле». Деревья по традиции настолько схематизированы, что трудно сказать, какой они породы. И даже в миниатюре «Строительство водяной мельницы», в которой мастер стремится к большей конкретности и реализму, нельзя даже приблизительно определить породу деревьев. Еще одна особенность древнерусской книжной иллюстрации—« показ медленно развивающегося действия. Подчас в одной миниатюре совмещены несколько моментов развития сюжета. Так, в миниатюре «Русская баня» всего два лица действуют в трех эпизодах, а в миниатюре «Женский труд» трижды повторено изображение одной и той же женщины, выполняющей различные виды работ. Древнерусская миниатюра чрезвычайно разнообразна по своим сюжетам.
Пахота. Миниатюра из «Синодика Вологодской церкви». Конец XVII века.
Бумага, темпера. ГИМ. В миниатюре художник совмещает два разновременных действия:
в верхней части рисунка изображен пахарь, идущий с кнутом в руке за лошадью,
впряженную в двузубую соху.
Внизу он же показан вернувшимся после работы к домашнему очагу.
Иллюстрациями сопровождались книги самого различного содержания. Так, в XVI веке в царствование Ивана Грозного придворными мастерами-живописцами был украшен миниатюрами «Летописный свод», включающий в настоящее время десять огромных томов с 16 000 иллюстраций. Начинался
Жатва. Миниатюра из «Синодика» нач. XIX века. ГИМ.
В миниатюре показан день жатвы, когда один человек
жнет хлеб серпом, а другой связывает сжатый хлеб в снопы.
Жатва серпом была основным способом уборки хлебов на Руси.
На втором плане — зубчатая стена с угловыми башнями, напоминающая Кремль.
«Летописный свод» изложением легендарной библейской истории и завершался событиями XVI века. Одна из миниатюр, воспроизведенная в данном комплекте открыток, «Работа кузнецов и чеканщика» взята из первого тома «Летописного свода». В ней с удивительной легкостью справился мастер с многофигурной композицией. Раскраска миниатюры яркая и сочная. К числу рукописей, содержащих множество иллюстраций, относятся произведения биографического характера, или «Жития».
Работа в пекарне. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирского».
Бумага, темпера. ГИМ. Изображена пекарня. На переднем плане четверо мужчин, засучив рукава,
дружно месят тесто. У дверей стоит человек с лопатой для вынимания готовых хлебов.
На заднем плане—жарко топящаяся печь.
В них отражались факты исторической действительности. Герои «Житий» — реальные люди — учили решать вопросы личной и общественной морали. Подлинность показа конкретного быта особенно ярко проявилась в жизнеописаниях северно-русских церковных деятелей — Антония Сийского и Александра Свирского. Антоний Сийский был основателем одного из северных монастырей на озере близ Северной Двины. Наиболее богаты собраниями книг были крупные монастыри Севера, служившие надежными форпостами во время вражеских нашествий. В отделе рукописей Государственного Исторического музея хранится высокохудожественный образец книжного искусства XVII века — жизнеописание Антония Сийского, переписанный в 1648 году, украшенный 151 миниатюрой.
Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирского».
Бумага, темпера. ГИМ. В этой миниатюре рассказывается о том,
как для устройства мельницы пришлось прокопать «проход реки»
от горного озера к озеру, расположенному в долине.
«И на том течении воды устроили мельницу и толчею».
В настоящем труде из этой рукописи репродуцированы следующие сюжеты: «Работы в лесу и поле», «За работой в поварне», «Работа живописца», «Весенние полевые работы» и «Выпечка хлеба». Не меньший интерес представляют миниатюры из рукописи XVII века с жизнеописанием Александра Свирского, основавшего монастырь на берегу северной реки Свири.
За работой в поварне. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».
Бумага, темпера. ГИМ. На миниатюре последовательно рассказано о работе,
выполняемой одним и тем же лицом: мы видим заготовку дров,
ношение воды и приготовление пищи. На полке стоит различная посуда.
В этих миниатюрах в яркой художественной форме показана жизнь народа русского Севера. В комплекте открыток воспроизведены сцены: «Рыбная ловля», «Строительство водяной мельницы», «Возведение каменной постройки» и «Работа в пекарне». Не менее распространенными на Руси, чем «Жития», были книги, называвшиеся «Синодик». К XVII веку «Синодики» принадлежали к народным книгам, куда не только вносились имена умерших для их поминания; в предисловия включались повести, вирши, отрывки поучительного содержания и статьи календарного характера.
Выпечка хлеба. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».
Бумага, темпера. ГИМ. Художник воссоздаёт сцену в монастырской поварне.
На переднем плане стоят большие бочки с водой. Один монах помешивает пишу в котле.
Другой вынимает из огненной печи готовый хлеб и складывает его на полку.
Иллюстрации в «Синодиках» имели не меньшее значение, чем текст, и больше всего ими украшались повести и статьи назидательного характера. Рисунки в них отличаются особой выразительностью. Контур рисунка делался чернилами, а затем раскрашивался легкими темперными красками. Из «Синодиков» в этот набор включены три иллюстрации — «Пахота», «Жатва» и «Русская баня». К XVIII веку своеобразную форму народной повести получила одна из переводных библейских книг — «Повесть о царе Соломоне». В нее включены легендарные и мифологические сказания.
Выгон скота на кладбище. Миниатюра из «Повести о царе Соломоне». XVIII век.
Бумага, темпера. ГИМ. Скотоводство в Древней Руси было не менее важной отраслью сельского хозяйства,
чем земледелие. Изображен пастух с кнутом в руке. Он гонит на пастбище скот — коней, коров, коз и свиней.
Из числа библейских персонажей Соломон был наиболее популярным в древнерусской литературе. Превратности его судьбы, выдающаяся мудрость главного героя сделали повести о Соломоне особенно привлекательными для русского читателя. Рисунок из этой повести, представленный в комплекте, «Выгон скота на пастбище» выполнен в манере народного лубка — яркими красками, со многими бытовыми подробностями.
Рыбная ловля. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирепого».
Бумага, темпера. ГИМ. Изображена одна из рек русского Севера.
Рыбаки вытащили на берег сеть, в которой среди мелких рыб оказался огромный осетр.
О богатом улове свидетельствует стоящая на берегу бочка, полная рыбы.
Видное место среди литературных и исторических памятников XVI—XVII веков занимали сочинения Козьмы Ипдикоплова, знаменитого византийского географа и путешественника. Его произведения, пользовавшиеся непререкаемым авторитетом, сопровождались многочисленными рисунками, один из которых — «Строительные работы» —приведен в предлагаемом издании.
Работа кузнецов и чеканщиков. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод».
Бумага, темпера. ГИМ. На переднем плане миниатюры видна горящая печь с тремя поддувалами.
Кузнец мехами раздувает и поддерживает в ней пламя, двое других заняты
ковкой металлической доски, в руках у них клещи и молоты.
На заднем плане действие перенесено вглубь палат, где чеканщик наносит письмена на золотую доску.
Древнерусские книжные миниатюры, объединенные темой труда и быта наших предков, помогают лучше понять прошлое нашей Родины и по достоинству оценить огромный труд и талант безвестных художников из народа.
Русская баня. Миниатюра из рукописного «Синодика Шангальской церкви». XVII век.
Бумага, темпера. ГИМ. Помещение топящейся бани с печью, в которой лежат камни для парильни.
Здесь же веники и бадьи с холодной водой. Художник изобразил три сцепы,
в которых последовательно показывается, как юноша помогает мыться пожилому человеку.
И ещё несколько миниатюр, объединенных темой труда:
Женский труд (ткачество). Бумага, темпера.
Это произведение древнерусской книжной миниатюры интересно тем,
что оно знакомит нас с условиями труда женщин того времени.
На переднем плане миниатюры женщина с водоносом идет к источнику.
В центре миниатюры показано помещение, где она же работает за ткацким станом.
Хорошо видны детали стана: вал — набой, натянутая основа и бердо.
Таким способом занимались ткачеством вплоть до XIX века.
Работа живописца. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».
Бумага, темпера. ГИМ. Мы видим сидящего живописца, склоненного над своей работой.
На большом столе его помощник растирает в посуде красную краску — киноварь.
Здесь же лежат кисти и надбитое куриное яйцо (краски приготовлялись на основе яичного желтка).
Весенние полевые работы. Миниатюра из рукописи 1648 года
«Житие Антония Сийского». Бумага, темпера. ГИМ.
Художник изобразил подготовку поля к пахотным работам.
Сначала вырубался лес и сжигались пни и ветки.
Затем землю вскапывали лопатами и засевали из лукошка.
Строительные работы. Миниатюра из рукописной книги XVI века «Козьма Индикоплов».