Что такое план какие бывают виды планов

Письмовник

Как составить план к тексту?

Стили и жанры

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Источник

Что такое план?

План — система заранее обдуманных и взаимосвязанных действий, разворачивающихся во времени и направленных на достижение цели.

Слово «План» изначально происходит от латинского planus (ровный, плоский), но в настоящее время имеет несколько значений. Одно из значений плана — это схема или чертеж, изображающий пространство и расположение объектов в какой-либо местности, помещении или сооружении. Фактически, это значение «плана» синонимично понятию «карта». Другое значение плана — это описание последовательности действий, которые должны быть выполнены для достижение желаемых целей и намерений.

План в значении карты помогает ориентироваться в пространстве, так же, как и план-последовательность помогает ориентироваться в будущем. Наблюдая план здания, мы можем понять расположение не находять в данном пространстве. Точно так же план действий помогает определить последовательность событий, не находясь в установленном отрезке будущего.

Функция плана — интеграция времени, действий и результатов, через которую человек или организация могут взаимодействовать с еще не наступившим будущим.

Классификация планов

Классификация поможет развернуто ответить на вопросы о том, что же является планом, и каким он может быть. В действительности планы могут обладать совокупным набором характеристик и относиться сразу к нескольким типам из представленной классификации.

Стратегические и операционные планы

Стратегические планы применяются ко всей организации, определяют ее глобальные цели и ориентированы на поиск ее места в условиях окружающей среды. Этому типу планов характерна долгосрочная перспектива и широкий взгляд на организацию.

Операционные планы детализируют и конкретизируют то, как будут достигаться глобальные цели организации. Этому типу планов свойственна краткосрочная перспектива и ориентация на определенное функциональное направление.

Долгосрочные и краткосрочные планы

Долгосрочными традиционно называются планы, которые покрывают временной период более 5 лет. В свою очередь, краткосрочные планы ориентированы на перспективу до 1 года. Временной промежуток между ними принято называть среднесрочной перспективой. Однако, такое обозначение с каждым годом теряет свою актуальность. Это происходит из-за серьезных отраслевых различий ведения бизнеса (долгосрочная перспектива в ИТ и в пищевой промышленности будут иметь различные временные рамки), а также из-за увеличения скорости экономических процессов во внешней среде.

Конкретные и направляющие планы

Конкретным планам характерно четкое и понятное содержание, которое исключает двусмысленную интерпретацию и минимизирует недопонимание. Они основываются на корректно сформулированных целях и использовании различных уточняющих показателей. Хорошим примером конкретного плана может являться план продаж магазина или план рекламной кампании в интернете. Используются в условиях достаточной информации.

Направляющие планы основаны на определении общих ориентиров и правил реагирования на предстоящие изменения. Они применяются в условиях высокой неопределенности и ограниченности информации. Примером такого плана может быть roadmap нового лекарства или уникальной программной технологии. Реализация такого плана предъявляет высокие требования к компетентности сотрудников.

Разовые и постоянные планы

Разовые планы разрабатываются специально для конкретной ситуации. После реализации они становятся неактуальными и могут нести ценность только в качестве опытно-статистической информации.

Постоянные планы являются «многоразовыми», реализация которых повторяется с той или иной периодичностью. Наглядными примерами постоянных планов являются правила, политики и процедуры, которые предопределяют поведения членов организации в определенных условиях.

Графический, цифровой и описательный планы

Описательный план состоит из перечня целей, действий и положений, описывающих способы достижения результата. Простейшим примером описательного плана будет являться список покупок или список дел на предстоящую неделю.

Ключевая информация в цифровом плане представлена в виде количественных показателей — дробей, процентов или натуральных величин. К таким планам будут относится бюджеты и большинство маркетинговых планов коммерческих организацией.

Графический план основывается на визуальном представлении ключевой информации. Графическим планом будет являться диаграмма Ганта реализуемого проекта, изображение экономических циклов, хронология этапов «дорожной карты».

Источник

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Что такое план какие бывают виды планов. Смотреть фото Что такое план какие бывают виды планов. Смотреть картинку Что такое план какие бывают виды планов. Картинка про Что такое план какие бывают виды планов. Фото Что такое план какие бывают виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

НазывнойВопросный
1. Птицы, зимующие у нас.1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы.2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать.3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

Какие существуют требования

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

Источник

Что такое план и для чего он нужен?

В ежедневном лексиконе широкое распространение получила фраза «Все идет по плану». Она означает, что все происходит, как предполагалась, без малейших неожиданностей или сюрпризов. Но почему это так важно? Зачем нужен план действий? Что это такое? Можно ли достичь поставленных задач без заранее определенного порядка действий? Нужен ли план только для рабочих заданий, либо незаменим он и в жизни? Как научиться планировать свое время? Сложно ли это сделать? Существуют ли эффективные технологии? Запланируем ближайшие десять минут на ознакомление с этим вопросом.

Что такое план?

План — это обдуманные действия, необходимые для достижения поставленных целей в отведенные сроки. В обобщенном виде подготовка плана состоит из следующих компонентов:

Например, фирма хочет вывести на рынок новую линейку продукции. Для начала, формулируют цель и задачи. Делают наброски примерной программы действий, определяя стратегию и тактику. Затем, устанавливают сроки выполнения задания, всех его подпунктов. Потом, ищут необходимые ресурсы, их источники, а также определяют сферы ответственности отдельных исполнителей. Наконец, записывают мысли на физический носитель (бумага, либо цифровой документ), приступая к их реализации. Эта схема упрощенная, поскольку имеются различные виды планирования. Их воплощение подразумевает выполнение отдельных специальных требований.

Какие бывают виды подготовки плана?

Типология планирования обширна, отличаясь по охвату, срокам, объектам, содержанию, глубине, обязательности, очередности, учету, сферам, координации плановых решений. На самом деле, все достаточно просто и логично. Итак, планы бывают:

Перечисленные виды планов в большинстве случаев универсальны и могут применяться, как для корпоративных целей, так и повышения личной эффективности человека. Например, их можно использовать для составления дневного плана. Что это такое? Поговорим далее.

Что такое план дня?

План дня — продуманная последовательность действий на сутки вперед. Эксперты в области планирования советуют составлять его дважды. Первый раз – вечером, а второй – утром, с учетом возможных изменений.

Лучше всего, помнить о физиологических особенностях человека, учитывать суточные биоритмы. Например, мозговая активность активизируется примерно с 10.00 до 12.00. В этот промежуток можно запланировать наиболее ответственные задания.

Далее энергетика падает. Ее следует восполнить во время обеда. Затем, необходимо дать возможность организму расслабиться, отдохнуть. Примерно с 14.00 до 16.00 наблюдается повторная активация интеллектуальной и творческой деятельности. В это время уместно проводить совещания, либо мозговой штурм.

Ближе к 17.00 наблюдается пик физической формы. Желательно это время посвятить занятиям спортом или активному отдыху. Затем следует ужин, расслабление.

Понимая свои самые продуктивные временные интервалы, легче расписать важные задания на это время, для того, чтобы максимально эффективно и рационально его провести.

Методы составления плана.

Среди многообразия вариантов составления планов, можно выделить несколько самых эффективных, которые особенно популяризируются сторонниками тайм-менеджмента:

Эти методы можно применять по-отдельности или комбинировать между собой. Каждый из них эффективен в решении конкретных задач, делая акцент на определенный аспект планирования. Например, выбор приоритетов, целеполагание, либо упорядочивание дел.

1. АВС-планирование.

Данный метод составления планов отчасти сопоставим с правилом Парето, по которому 20% усилий приносят 80% результата и наоборот. Если научиться определять самые продуктивные направления, то они обеспечат «львиную долю» успеха. Итак, методика АВС основана на расстановке приоритетов, согласно их важности:

Определив и сконцентрировав свои усилия на выполнении заданий из категории А, человек значительно повышает свою личную или трудовую эффективность, поскольку меньше времени тратит на бесполезную работу.

2. Матрица Эйзенхауэра.

Эффективный прием планирования, основанный на выборе приоритетов, который был назван в честь американского военачальника и президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. Согласно этому методу, планы необходимо формировать, исходя из важности и срочности дел. Графически это выглядит в виде квадранта, разделенного на четыре части:

Первые два пункта составляют зону роста и успеха. Третий и четвертый загоняют человека в рутину. Поэтому, лучше при планировании их избегать, осваивая умение делегировать подобные задачи.

3. Диаграмма Гантта.

Хороший способ визуализировать запланированное – создать диаграмму Гантта. Суть метода заключается в построении полос, отображающих отдельные задания, с последующим размещением их вдоль временной оси. Использование столбчатых диаграмм (гистограмм) для реализации своих планов предложил американский инженер и специалист научного менеджмента – Генри Лоуренс Гантт.

Этот метод работает в дополнение к другим технологиям, позволяя наглядно отслеживать все стадии реализации проектов, а также понимать эффективность приложенных усилий.

4. SMART-планирование.

SMART-планирование относится скорее к сфере целеполагания, но без правильно поставленных целей невозможен хороший план. Согласно этой технологии, все цели должны быть подвергнуты анализу по основным критериям:

Если цель удовлетворяет этим требованиям, то дальнейшая разработка плана не вызовет серьезных затруднений, поскольку успех будет заложен в самом начале этой работы.

5. Методика GTD.

Оригинальный метод, разработанный американским экспертом и консультантом в сфере тайм-менеджмента Дэвидом Алленом. Аббревиатура GTD обозначает «доведение дел до завершения». Данная технология дает четкий алгоритм действий для упорядочивания своей жизни. Рекомендации начинаются с правильной организации рабочего места. В дальнейшем, необходимо упорядочить все свои дела и планы, составив списки при помощи календаря-планировщика:

Согласно методу GTD, для успешного планирования необходимо ответить на такие вопросы:

Упорядочив свои задачи и ответив на перечисленные вопросы, человеку становится гораздо легче составить подходящий план действий и реализовать его.

Что такое ошибка планирования?

Каким бы безупречным ни выглядел план, все равно он не может быть застрахован от ошибок. Сущность их заключается в чрезмерно оптимистичном подходе к прогнозам. Яркий пример – работа, которая занимает полтора часа, вместо запланированных 60 минут. Подобным неточностям подвержены, как индивидуальные, так и коллективные планы.

Основные причины ошибок:

Помимо траты времени, ошибки в планах чреваты потерями финансовых или производственных ресурсов, либо вообще ставят под вопрос реализацию задания. Поэтому, рекомендуется в любой план закладывать определенный «резерв» времени и усилий, позволяющий лавировать в случае непредвиденных обстоятельств или корректировки задач.

Насколько бы серьезным ни было задание, для его реализации потребуется план. Не важно, какого масштаба он будет, на каком носителе окажется записан. Главное, соблюсти все необходимые требования для его подготовки, включая прогноз необходимых усилий и ресурсов. Методов, позволяющих это сделать, много, поэтому стоит внимательно ознакомиться с каждым, чтобы выбрать тот, который подойдет индивидуально.

Источник

Какие бывают виды планов и формы планирования

Что такое план какие бывают виды планов. Смотреть фото Что такое план какие бывают виды планов. Смотреть картинку Что такое план какие бывают виды планов. Картинка про Что такое план какие бывают виды планов. Фото Что такое план какие бывают виды плановПланы различных видов постоянно составляют руководители всех предприятий. От подробного и качественно составленного плана в большинстве своем зависит успешность деятельности и возможность достижения хороших результатов.

План является ориентиром, который способствует движению предприятия в правильном направлении с учётом обеспеченности необходимыми ресурсами и внешней ситуации.

Прочитав эту статью, вы узнаете, какие бывают виды планов, формы планирования, экономика предприятия.

Общие сведения

Планирование

Планированием называется деятельность по определению состояния фирмы в перспективе и ее функционированию.

Планирование занимает важную роль в работе предприятия и осуществляет некоторые функции, такие как:

— определение вероятных перспектив развития организации;

— экономия материальных ресурсов, насколько это возможно;

— уменьшение риска банкротства или разорения из-за непредсказуемых изменений экономики;

— своевременная реакция на изменение рыночной конъюнктуры;

— увеличение эффективности работы.

СПРАВКА! План является утвержденным документом, содержащим конкретный список действий, методов, целей и цифровых показателей, который составляется на конкретный период времени. Также в него входит информация о ресурсах (недостающих и имеющихся), призванных обеспечить как можно более полное соответствие получившихся результатов от ранее заявленных.

Как составлять планы

При составления любого вида плана нужно придерживаться следующих принципов:

— конкретность и численное измерение всех используемых показателей;

— план должен составляться на определенный период времени;

— реалистичные и обоснованные цифры, используемые в плане (здесь нужно принимать во внимание ресурсы, имеющиеся на предприятии);

— составленный план должен быть гибким, чтобы была возможность его быстрого изменения под меняющиеся условия внутренней или внешней среды;

— план должен составляться комплексно, охватывая все сферы деятельности предприятия;

— планы различных отделов не должны идти вразрез друг с другом;

— абсолютно все планы, которые были составлены и заверены, нужно обязательно исполнять;

— планы должны иметь своей целью получение максимальной экономической выгоды;

— каждая стадия разработки плана должна иметь несколько альтернатив, впоследствии среди них выбирается оптимальная.

СПРАВКА! Если составлять планы по всем этим правилам, то они получаются реальными, подробными и эффективными.

Форма стратегического планирования

Стратегическое планирование является процессом определения будущего состояния организации путем прогнозирования, анализа и постановки целей. Другими словами, это конкретный список действий для формирования перспектив предприятия на долгий срок.

Стратегическое планирование может состоять из следующих моментов:

— разделение технических и материальных ресурсов между разными подразделениями предприятия;

— принятие действий при изменении условий внешней среды и завоевание собственной ниши на рынке;

— вероятное изменение организационной формы организации в будущем;

— координация действий по управлению во внутренней среде;

— анализ предыдущего опыта по отношению к будущим планам.

Стратегия работы организации формируется ее топ-менеджерами. Стратегия в обязательном порядке должна сопровождаться финансовыми расчетами. Одним из наиболее важных требований к таким планам является их гибкость, так как внешняя среда характеризуется нестабильностью.

СПРАВКА! При разработке стратегии необходимо учитывать тот факт, что расходы на реализацию плана должны быть полностью оправданы планируемыми результатами в будущем.

Развитие предприятия

Развитие организации по плану сопровождается грандиозными изменениями и в экономической, и в организационной системе предприятия. Это должно также сопровождаться большим технологическим и финансовым ростом. Главное место отдается увеличению объемов производимых товаров и, соответственно, чистой прибыли.

Стратегический план для развития организации может быть сделан по таким главным направлениям:

— использование в производстве достижений научно-технического прогресса;

— обновление производственной программы, ее усовершенствование;

— увеличение эффективности производства за счёт повышения показателей производительности труда и материалоотдачи;

— установка нового оборудования или план строительства новых сооружений;

— обновление кадровой структуры и состава;

— введение в производство экологически чистых систем;

— улучшение социального положения сотрудников.

Виды планов

Планы могут быть разными в зависимости от различных квалификационных признаков:

СПРАВКА! Перечисленные выше признаки могут существовать отдельно друг от друга или пересекаться в одном документе.

Бизнес-план

Для того, чтобы привлечь инвестиции или получить кредит для развития своего дела, нужно правильно преподнести свою идею. Чтобы это сделать, составляется хороший бизнес план, который содержит информацию об организации и ее финансовые показатели.

Бизнес-план имеет следующие разделы:

— краткое резюме, отражающее общее содержание документа;

— цели проекта и задачи, обеспечивающие их достижение;

— данные о деятельности организации;

— описание конкурентов и анализ ситуации в данной отрасли;

— описание целевой аудитории и рынки сбыта;

— рекламные мероприятия и маркетинговая стратегия;

— организационная структура и действия для обеспечения деятельности;

— структура персонала и плановая численность сотрудников;

— финансовая часть плана;

— описание непредсказуемых событий и ликвидация компании.

План проверок

Деятельность организаций требует постоянного контроля соответствия заданным параметрам. Для этих целей формируется план проверок для предприятия в целом и каждого из его подразделений в отдельности. Похожие документы создаются ещё и другими контролирующими службами, например налоговой. В организациях проверки можно проводить самостоятельно, а можно привлекать строение организации.

Планы на перспективу

Перспективные планы являются одним из главных составляющих работа руководства. Они определяют эффективность деятельности предприятия в целом. В процессе формирования плана должны учитываться определенные цели и ресурсы, которые должны быть использованы при их достижении. Также сроки проведения в действие планируемых мероприятий должна быть определены. Необходимо не только определить направление деятельности, но и расписать возможные варианты продолжения ситуации в условиях внешней среды.

Планы не перспективу основаны на прогнозах по поводу экономической ситуации в будущем внутри компании и за ее пределами.

СПРАВКА! Время формирования такого рода программ может составлять до пятнадцати лет.

Финансовое планирование

Планы финансов тесто связаны с разработкой социальных и экономических вопросов. В таком плане даётся информация о применении материальных ресурсов и себестоимости готовой продукции по плану. Кроме того, при формировании финансового плана необходимо предусмотреть применение имеющихся финансовых ресурсов для того, чтобы усовершенствовать процесс производства.

По форме финансовый вид плана похож на бухгалтерский баланс. В ее составе должны быть ясно прописаны все статьи, касающиеся расходной и доходной частей. Такие операции, как проценты по депозитам счетам, поступления от участия в капитале и прочее отображаются в приходом разделе. Такие операции, как амортизация, погашение задолженностей и другие затраты указываются в расходном разделе.

План предприятия на год

Любое предприятие практически всегда составляет годовой план работы. В нем указывают расходы на производство узлов и деталей, себестоимость готовой продукции, предполагаемую прибыль, суммы обязательных платежей и так далее.

План на год по своей сути является чем-то вроде прогноза и основывается на тенденциях развития самой организации, а также рынка в целом. Такие прогнозы формируются на основании информации за прошлые периоды. При этом принимаются во внимание возможные отклонения и непредсказуемые изменения экономики.

На больших предприятиях составить готовой план только в целом для предприятия недостаточно. Здесь понадобятся финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому имеющемуся подразделению.

СПРАВКА! Важно помнить, что такие планы не должны противоречить друг другу и быть связаны между собой.

Формирование оперативного плана

Оперативный план работы способствует обеспечению выполнения стратегических целей организации. Такой вид плана регулирует текущую работу компании, в отличие от планов на длительный срок. Оперативный план составляется максимум на три месяца.

Оперативный план может содержать следующее:

— организационная структура компании — она может измениться или остаться прежней;

— действия с имеющейся технологической базой или покупка нового оборудования;

— увеличение экономической эффективности отдельных ее показателей или в целом;

— определение выгодности координат организации или ее главных контрагентов;

— приведение к совершенству процедуры управления запасами производства с целью обеспечения их экономии;

— улучшение контроля качества продукции на всех этапах ее производства;

— повышение имиджа компании за счёт увеличения ее репутации среди клиентов и поставщиков.

Процесс создания планов

Для составления рабочих планов предприятия нужно пройти несколько этапов:

— определить цели деятельности предприятия и их четкое экономическое обоснование,;

— составление плана материально-технического и финансового состояния организации;

— оценивание стоимости ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач;

— разделение целей на отдельные задачи;

— разработка действий по контролю за выполнением планов и составление их графика.

Если составить четкий и развернутый план нельзя, то нельзя и обеспечить эффективную и бесперебойную работу предприятия. Начальство компании долго четко представлять для себя цели работы и средства, необходимые для их достижения. Помимо этого, планы всех видов способствуют смягчить для предприятий экономические колебания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *