Что такое план местности третий класс
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » О чем расскажет план. 3 класс. Окружающий мир
О чем расскажет план. 3 класс. Окружающий мир
Стр 18-21. О чем расскажет план. Плешаков Новицкая Окружающий мир. 3 кл 1 ч Рабочая тетрадь. Ответы на задания.
1. С помощью учебника допиши определение.
План местности — это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.
2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.
3. Вырежьте из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.
4. Нарисуй условные знаки плана.
5. На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображенного в учебнике?» … Кто ответил верно? Отметь галочкой.
Сережа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности»
Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности»
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 100 метров на плане»
Ира: «Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности»
В учебнике на плане написано «Масштаб в 1 см 100 метров». То есть один сантиметр плана — это 100 метров реальной местности. Правильно ответила Ира.
Масштабы планов и карт могут быть разные, но вот ответ Вити не правильный по существу. Так как план не может быть больше размеров местности, план — это всегда уменьшенный чертеж местности.
6. Практическая работа «Туристические планы»
Цель работы: научиться читать туристические планы
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры — в Северной части
б) львы — в Южной части
в) снегири и другие птицы — в Западной части
г) верблюды — в Восточной части.
2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.
3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.
1 вариант описания:
2 вариант описания:
Идем по Невскому проспекту на северо-запад. В конце поворачиваем направо и выходим на Дворцовую площадь где находится Зимний Дворец.
На маршруте видим достопримечательности: Аничков мост, Казанский собор, Дворцовая площадь, Александровская колонна, речки Фонтанка и Мойка.
Проложите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его
Маршрут «От Кунсткамеры до Исаакиевского собора»
Пересекаем Большую Неву по мосту. Сворачиваем направо и идем вдоль набережной. Слева видим памятник Петру 1. Сворачиваем налево и идем прямо (в южном направлении) до следующего перекрестка. Впереди видим Исаакиевский собор.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема: « Что такое план местности»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: « Что такое план местности»
Цель-познакомить детей и дать понятие, что такое план местности
-позн акомить учащихся с понятием план местности
-вывести отличительные особенности плана в сравнениях с картой (цветовая гамма, условные обозначения, масштаб)
-разв ивать речь, память, внимание
-воспитывать аккуратность, точность при работе с условными обозначениями
— Я вам предлагаю посмотреть небольшой ролик, который прошёл прошлым летом в новостях по центральному телевидению.
-А что бы вы сделали на месте мальчика?
-Что делать, если вы всё же остались в лесу одни?
-А что нужно знать для того, чтобы суметь выйти из леса?
-А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
-Сформулируйте тему нашего урока («План местности»)
-Сегодня на уроке мы будем учиться читать план местности.
(Идёт показ ролика о том, как трёхлетний мальчик заблудился в лесу. Родители и полиция долго искали его. Через три дня ребёнка нашли живым).
3. Изучение нового материала
-Ребята, а как вы думаете, что такое план местности?
-Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя.
(План местности-это изображение небольшого участка земной поверхности с подробным указанием объекта)
-Зачем он нужен?
-Давайте обобщим. Откройте учебник на стр 40. Прочитайте первый абзац текста самостоятельно.
-Как создавались первые планы?
-Ребята, а кто-нибудь знает, чем отличается план от карты, посмотрите на слайд и сравните.
-А что вы знаете о масштабе?
-Я вам сейчас напомню, кто забыл. Посмотрите на слайд.
-Давайте прочитаем второй абзац.
-А теперь скажите, чем же отличается план от карты? (цветом, знаком, масштабом)
-Ну-ка напомните, что такое план местности (План местности-это изображение небольшого участка земной поверхности с подробным указанием объекта)
-Как вы поняли, чем масштаб карты отличается от масштаба плана?
-Посмотрите, давайте сравним.
одного ученика прошу прочитать
-Откройте тетрад на стр. 18.
-Давайте прочитаем задание.
Скажите, какой рисунок можно назвать планом, на стр. 18 или на стр. 19?
-Почему?
-Посмотрите, что вам на обоих рисунках больше бросается в глаза? (река)
-Как она изображена на двух рисунках? Одинаково?
-Найдите мост, чем они отличаются?
-Посмотрите на лес. Как он изображен на 1 рисунке? А на 2?
-Дак какой же рисунок можно назвать планом?
-Посмотрите внимательно на условные обозначения под картинкой. Будем учиться читать план местности по условным знакам.
-На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление СЕВЕР-ЮГ.
Посмотрите, есть ли на вашем плане направление?
-Вспомним, а на карте где Север, а где Юг?
-Поставьте в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю.
Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.
-Как называется река, изображённая на плане? (р. Каменка)
-Вы увидели стрелку на синем цвете реки?
Что она обозначает? (куда она течет)
-В каком направлении она течёт? (с С. на Юг)
-Посмотрите, что впадает в реку? (ручей)
-Посмотрите какой линией окружен ручей?
-Что она обозначает?( овраг)
-Какая растительность окружает овраг на берегу реки Каменки? (кустарники)
-В какой части плана северной, южной, западной или восточной находится пашня?
-Что на ней изображено?
-Что изображено жёлтой полоской? (шоссе)
-что изображено вдоль шоссе? (луг)
-Посмотрите, что изображено слева в верхнем углу? (жд, смешанный лес)
-Найдите п. Заллеск. Что изображено в этом поселке? Какие дома? Еще что? (сад)
-Найдите п. Юровка. Что в ней показано? (дома)
Еще что? (огород, сад)
-Переверните стр. Найдите номер 38.
-Выполняйте, затем кто-нибудь нам покажет свои обозначения.
-Найдите номер 36. Что нужно сделать?
-Придумайте и нарисуйте свои обозначения. Выполняйте, а потом посмотрим.
-Ребята, прочитайте номер 37. что нам нужно сделать?
-выполняйте, а потом проверим.
-Откройте дневники, запишите на дом стр. 17, в раб. Тетр.
-Вам нужно будет придумать свои знаки. Посмотрите на план моей комнаты. Догадайтесь, что я тут изобразила?
-Кто напомнит какой была тема урока?
-Что вы узнали о плане?
-Для чего нам нужно уметь читать план?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1587222
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга
В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности. Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса. Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.
Остановимся на видах изображения земной поверхности:
В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.
На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.
Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.
С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.
Космический снимок Земли
Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.
Что такое план местности и условные знаки
Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».
Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.
Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.
Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.
Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.
По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.
Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.
Составление простейшего плана местности по описанию
Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.
Рассмотрим на примере движения геологов:
Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.
В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.
Чем же отличается карта от плана местности?
Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.
Градусная сеть
На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?
Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.
Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.
Градусная сеть на глобусе Источник
Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.
Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.
Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.
Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.
По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.
1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.
2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°
3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.
109,6км • 67 = 7014 км
Получаем длину материка с запада на восток в километрах.
111,3 км • 69 = 7659 км
Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.
По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.
Географические координаты и их определение по карте
В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 10 0 с.ш. и 170 0 з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.
Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (0 0 ) к полюсам (90 0 ). Санкт-Петербург расположен на 60 0 северной широты (с.ш.), а Якутск на 64 0 с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.
Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.
Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе.
Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе на тему «План местности».
Урок окружающего мира 3 класс
Компас — это прибор для определения сторон горизонта.
Дорога есть – ехать нельзя Земля есть- копать нельзя Луга есть – косить нельзя А в реках, морях воды нет.
– это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Что такое план местности?
(атлас стр. 8-9) и сравним рисунок и план местности.
Условные знаки плана местности.
показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния. Стрелка на плане указывает направления: северное (С) и южное (Ю).
Урок на тему «План местности» (3 класс)
УМК «Перспективная начальная школа»
Окружающий мир, 3 класс, урок-практикум
Технологическая карта урока
Личная значимость изучаемо-го для школьников
В каких случаях удобно использовать план местности
— Учащиеся знакомятся с понятием плана местности, с его назначением, отличительными особенностями;
— Ученики учатся читать готовый план местности по условным знакам;
— Учащиеся учатся составлять план местности
Формы организации учебной деятельности
Сравнение глобуса, географической карты и плана местности;
Условные знаки (применение ПК);
Ориентирование в плане местности;
Изображение плана классной комнаты с помощью условных знаков (применение ПК) в малых группах
Что такое план местности?
Какие бывают планы местности?
Зачем нужны планы местности?
Кто составляет планы местности?
Как составляют планы местности?
Основные понятия и термины урока
План местности; чертеж; масштаб; условные знаки; ориентация плана местности; геодезия; геодезист.
ПК, мультимедиапроектор, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники, тетради для самостоятельной работы, альбомные листы, цветные карандаши, линейки, рулетки
Распределение класса на 3 группы (по рядам)
Рассаживаются по группам
Повторение пройденного материала
1. Расскажите об Отечест-венной войне 1812 г., о вто-ржении Наполеона
2. Расскажите о совете в Филях и разгроме Наполео-на
Учащиеся дают развернутые ответы.
Создание про-блемной ситу-ации
— Расшифровав слова, узнае-те, с какими понятиями бу-дем работать на уроке
По мере разгадывания, на доске раскрываются слова:
План местности, геодезист, масштаб
Ученики разгадывают ребусы
Сообщение темы, целей
Вступительное слово учи-теля:
План – с латинского пере-водится как плоскость. Одно из значений – чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в мас-штабе…) небольшую часть земной поверхности
Формулируют тему урока и познавательные задачи.
Изучение но-вого материа-ла
1. – Давайте «прочитаем» план Бородинской битвы, на котором отражен острей-ший момент сражения. Обратите внимание на ус-ловные знаки и масштаб.
2. – А теперь сравним гло-бус, карту и план. Можно было бы это сражение изо-бразить на карте России, например? А на глобусе? Почему нельзя?
— А можно ли составить план нашего городка, на-пример?
3. – Так что же такое план?
— Что можно изображать на планах?
— Для чего нужны такие планы?
5. – Как вы думаете, кто со-ставляет планы?
— А как составляют план местности?
1. – Поупражняемся в чте-нии готового плана местно-сти с помощью условных знаков.
2. Составление плана клас-сной комнаты.
— Что необходимо для со-ставления плана?
— Начертите план клас-сной комнаты.
— Сравните полученные чертежи.
Рассматривают в атласах и на доске план Бородинского сражения, пытаются «про-честь» его
Дети отвечают, что нельзя, т.к. – село.
Делают вывод: Карта – это изображение больших пространств (Земли, страны, области, района)
Можно, но это уже не карта, а план.
Читают по учебнику опреде-ление плана местности.
Дом, школу, деревню, поля, сады, леса и т.д.
Ищут ответ в учебнике.
С помощью условных знаков и масштаба.
а) У доски 3 ученика рисуют двухэтажный дом.
б) Ученики сравнивают дома.
в) Делают вывод: необходимо знать точные размеры (мас-штаб)._____________________
«Читают» готовый план мест-ности, используя условные обозначения и ориентирова-ние.
Делают вывод: изображены не сами предметы, а места, которые они занимают.
Измеряют длину и ширину комнаты с помощью рулетки и выбрают масштаб.
Чертят план и сравнивают с другими планами.
Делают вывод: планы одина-ковые, т.к. одни и те же измерения и масштаб.
ПК, мультиме-диапроектор, ат-ласы
Глобус, физичес-кая карта, атласы
Альбомные лис-ты, цветные ка-рандаши, линей-ки, рулетки
_ Чем же отличается план от карты?
— Для чего предназначены планы?
Объявление оценок за рабо-ту на уроке
Кратко отвечают на вопросы.
Слушают комментарии учи-теля.
1. Чтение статьи учебника
2. Составить план комнаты
Записывают задание, слушая пояснения учителя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-479850
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.