Что такое план в съемке

План в кино — 23 вида планов для съемки кино и видео.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Одной из первых вещей, которые студенты учат в школе кино и телевидения, является номенклатура основных типов планов кинокамеры. Этот общий язык необходим для сценаристов, режиссеров, операторов камер и кинематографистов, чтобы эффективно обмениваться визуальными элементами кадра, в частности размером объекта, часто человека — внутри кадра.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

План в кино это:

Обозначение расстояния от камеры к объекту съемки. В кино применяют шесть основных планов: деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, дальний план. Но есть и другие виды разделения планов.

Здесь приведен список основных типов планов, которые вам нужно знать, а также краткое описание. Для целей данной статьи основное внимание будет уделено размеру объекта и углу камеры, а также игнорированию движений камеры, таких как отслеживание кадров, тележка и т.д..

Планы с указанием размера объекта

Есть много способов, которыми вы можете заснять свой объект: от общего плана, где объект виден издалека, до плана от первого лица, когда зритель видит глазами героя. Вообще говоря, все виды планов, мы можем разбить на три основных размера: дальний, средний и крупный. Дальний план (также обычно называемые широкоэкранным планом) показывают объект на расстоянии, подчеркивая место и расположение объекта, в то время как крупный план показывает детали предмета и выделяет эмоции персонажа. Средний план, это где-то посередине, делая акцент на главном объекте съемки, и при этом показывая немного окружающей среды.

Важно отметить, что следующие типы планов относятся только к размеру объекта внутри кадра и прямо не указывают, какой тип объектива используется для съемки сцены. Выбор объектива, расстояние камеры от объекта — остается художественным решением для режиссера. Имея это в виду, переходим к списку!

Очень дальний план (Extreme Long Shot) также известный как Очень широкий план (Extreme Wide Shot). Используется для отображения предмета на расстоянии или той области, в которой происходит сцена. Этот тип особенно полезен для создания сцены с точки зрения времени и места, а также физическое или эмоциональное отношение персонажа к окружающей среде и элементам внутри него. Персонаж не обязательно должен быть доступен для просмотра в этом кадре.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Дальний план (Long Shot) или широкий план (Wide Shot). Показывает объект полностью; для человека это будет все тело, от головы до ног. Персонаж находится ближе в центре внимания зрителя, чем на очень дальнем плане. Этот план часто определяет само место действия и место нашего персонажа в нем.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Общий план (Full Shot). В кадре персонаж находится с головы до ног, при этом персонаж или объект заполняет кадр. Акцент, как правило, больше связан с действием и движением, чем с эмоциональным состоянием персонажа.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Средний план (план в 3/4). Промежуточное расстояние между общим планом и первым средним планом. Показывает человека от коленей и выше.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Ковбойский план, второй средний план. Вариант среднего плана, получивший свое название от фильмов вестернов 1930-х и 1940-х годов, где в кадр попадал человек начиная с бедер.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Средний план, первый средний план. Показывает часть объекта съемки более подробно. Если этим планом снимается человек, то в кадре он будет от талии и выше. Это один из самых распространенных планов в фильмах, поскольку он фокусируется на персонаже (или персонажах) в сцене, в тоже время демонстрируя некоторую окружающую среду.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Средний крупный план — между первым средним планом и крупным планом, обычно в кадре человек от груди или плеча.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Крупный план. Заполняет экран частью объекта, например, лицом человека. Эмоции и реакция персонажа доминируют в сцене.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Чокер. Вариант крупного плана, этот план включает лицо от губ и до бровей.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Очень крупный план, деталь. Подчеркивает небольшую область или деталь предмета, например, глаз или рот. Очень крупный план на глаза иногда называют итальянским планом, получившим свое название от итальяно-западных фильмов Серджио Леоне, который его популяризировал.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Планы кино, указывающие угол или место камеры (ракурсы)

В дополнение к размеру объекта внутри кадра, типы планов также могут указывать, где камера находится относительно объекта. Вот несколько часто используемых терминов:

На уровне глаз (Eye Level), камера находится примерно на уровне человеческого глаза, что приводит к нейтральному воздействию на аудиторию.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Объект под высоким углом съемки. Камера находится наверху и снимает сверху вниз. Это может привести к тому, что объект будет казаться уязвимым, слабым или напуганным.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

План с низким углом съемки. Камера направлена снизу вверх. При съемки этим планом, объект съемки будет выглядеть сильным, героическим или опасным.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Наклонный план, в котором камера установлена ​​под углом на ее оси вращения, так что линия горизонта не является уровнем. Он часто используется для демонстрации дезориентированного или непростого психологического состояния.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

За плечевой план (Over-the-Shoulder Shot) Популярный план, где объект снимается из-за плеча другого. Плечо, шея и / или задняя часть головы предмета, обращенного в сторону от камеры, остаются видимыми, что делает кадр полезным для проявления реакции во время разговоров. Он имеет тенденцию уделять больше внимания связи между двумя ораторами, а не отрывом или изоляцией, которая возникает в результате одиночных планов.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Вид с высоты птичьего полета. Вид плана с высоким углом. Как и в плане с высоким углом, камера снимает сверху вниз. Но в плане «С высоты птичьего полета», камера находится заметно выше. Кадр дает аудитории более широкий взгляд и полезен для указания направления и показывает, что объект движется. План выделяет особые отношения или раскрывает элементы аудитории вне границ осознания персонажа. План часто снимается с крана или вертолета (или с дрона, как это делается в последнее время).

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Другие распространенные типы кадров

Врезка в (Cut-In). Врезка последовательности кадров, снятых более крупным планом в другую последовательность. В более крупном плане, показывается объект, который изначально был виден на общем плане.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Перебивка (Cutaway). Врезка одной последовательности кадров в другую. В этом кадре для вставки берется объект, которого нет в начальном плане. То есть, из первоначальной последовательности кадров вырезается кусочек, и в него вставляется другая последовательность со сменой плана. Это может быть какая-то деталь, которая даст дополнительный смысл сцене. Например, лампочка снятая крупным планом, одежда, висячая в шкафу или что-то другое. Тем самым режиссер может создать загадку для зрителя или наоборот, подтолкнуть его к ответу на загадку.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Устанавливающий кадр. Обычно первый снимок сцены используется для определения местоположения и окружающей среды. Его также можно использовать для установления настроения и предоставления зрителям визуальных подсказок относительно времени (ночь / день, год) и общей ситуации. Поскольку режиссер фильма или оператор должен в одном кадре вместить большой объем информации, то в качестве устанавливающего плана, как правило, используется сверхдальний или дальний план.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Мастер план (Master Shot), термин присваивается единому непрерывному плану. Этот план может быть сделан на единственным, непрерывном кадре, используемым режиссером для освещения сцены или для редактирования вместе с дополнительными кадрами. Хотя это обычно дальний или общий план, мастер-план может быть более близким планом или состоять из нескольких различных типов планов, если камера движется по всей сцене.

Ракурс — точка зрения, предназначен для имитации того, что видит конкретный персонаж в сцене. Благодаря этому виду, кадр идет непосредственно от имени персонажа, позволяя зрителям погрузится в его эмоциональное состояние. Обычными примерами являются съёмка от первого лица, дрейфование в бессознательное состояние или просмотр области через бинокль.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Реакционный кадр Показывает реакцию персонажа на кадр, который ему предшествовал.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Обратный угловой план Кадр сделан под углом примерно в 180 градусов, противоположным предыдущему кадру. Этот термин обычно используется во время разговора указывая, например, обратный заплечевой кадр.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Двойной кадр (Two Shot). План, в котором два объекта появляются в кадре.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Надеюсь, приведенные планы вам пригодятся, и вы будете их использовать.

А какие ваши любимые кадры? Делимся в комментариях!

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки и выбор плана

«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» – Анри Картье-Брессон.

Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.

Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:

РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ

Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.

Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.

ОБЩИЙ ПЛАН

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

СРЕДНИЙ ПЛАН

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

КРУПНЫЙ ПЛАН

Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН

Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Общий и средний планы в серии работ «Workers» Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.

Источник

Планы в кино

Что такое план в кино и видеороликах? Это отношение расстояния камеры к объекту, который снимают. И важно научиться правильно с ними обращаться, чтобы сделать ваши видео живыми. Ведь именно ракурсы и смена кадров задают темп и настроение истории.

Если в течение всего ролика давать план только одной крупности, у зрителя будет создаваться ощущение статичной картинки, сколько бы событий при этом ни происходило на экране. Виды планов в кино могут быть полностью экстраполированными на любительскую видеосъемку или на ролики в видеоблогах: крупность планов – это инструмент, имеющий вполне конкретные задачи, и нет причин, по которым блогерам не следует их использовать.

Действительно, эту науку стоит освоить и взять на вооружение. Прокрутите в памяти любой отрывок фильма, который вам нравится, или ролик с того же «Ютуба», который вызывает у вас эмоции. Скорее всего, окажется, что планы там меняются, причем не один раз и не два. Или, по крайней мере, камера то приближается, то отдаляется, создавая хотя бы небольшую, но смену плана.

Классификация крупности планов

Видов планов в кино – более двадцати, но базовых – шесть. Это так называемая классификация по Кулешову.

Лев Владимирович Кулешов – первый человек в киноиндустрии, жестко систематизировавший крупность планов. Его учебно-методические пособия даже сейчас, спустя многие десятки лет, очень востребованы благодаря своей наглядности и вошли в число основ киноязыка. Возьмем же и мы за основу его рекомендации.

Итак, крупность планов по Кулешову:

Чередуя эти при монтаже, вы можете добиваться определенных эффектов. О том, как снимать крупный план, – ниже.

Самое главное: смена кадров должна быть комфортной для зрителя

Причем в этом случае понятие комфортности имеет совершенно четкие критерии. Глаза и восприятие должны перестраиваться между картинками без вопросов «Что сейчас произошло?» и «Какое действие отражает этот калейдоскоп?».

И тут не работает принцип, по которому мы видели бы картинку в реальной жизни: сначала издалека, а потом все ближе и ближе, если бы приближались к ней. Но такой монтаж слишком бросается в глаза и только заостряет внимание на самом факте смены кадра, скорее, мешая составить представление о происходящем.

Комфортный монтаж по крупности кадра

Хорошо! Тогда, может быть, лучший способ презентации – дать общий план и следом крупный? В таком случае зритель сначала увидит героя (ведущего) и окружающую его обстановку, сможет понять, какое место ведущий занимает там, где будет происходить действие, и сразу после этого крупным планом лицо. Знакомство состоялось, очень хорошо!

А максимально гармоничный для зрителя стык – через один шаг по приведенной выше градации, причем в любую сторону. Идеально – если при этом чуточку изменится ракурс, зрителю будет комфортнее воспринять такую склейку.

Расширенная классификация: другие интересные планы

Как уже было сказано, используются и другие планы в кино, например: очень крупный (крупнее портретного), позволяющий рассмотреть мелкие детали, суперкрупный – в кадре только лицо, очень дальний – персонаж едва различим в кадре. Есть еще второй средний, первый средний (от талии), средний крупный и т. д.

Выделяют в отдельные планы и различные приемы совмещения, такие как реакционный план: событие и реакция в следующем кадре, обратный угловой – тот же объект в 180° от предыдущего кадра, двойной – в кадре два ключевых объекта или субъекта, «точка зрения» – взгляд «из глаз» героя, и другие.

Расположение камеры при съемке

Также есть классификация не по отношению к объекту, а по расположению камеры в пространстве. И в ней тоже полезно будет разобраться, потому что лучшие кадры киносъёмки всегда несут эмоциональный заряд, а он в немалой степени зависит от того, из какого ракурса зритель видит объект.

Так, камера на уровне глаз не оказывает никакого специфического воздействия на зрителя. Субъект, снятый с высокого угла, выглядит слабым или же испуганным. И наоборот, объект или субъект, снятый снизу, кажется величественным, героическим. «Сломанный» горизонт передает тревожность, сложное психологическое состояние. Съемка, сделанная над плечом одного из участников сцены так, чтобы оно попадало в кадр, фокусирует внимание зрителя на происходящем и полнее вовлекает его в сюжет.

Смешанные планы

Достигаются уже в процессе монтажа с использованием полупрофессиональных и профессиональных видеоредакторов, но являются ничуть не менее полноценным инструментом воздействия на зрителя. В числе самых интересных, которые стоит взять на вооружение первыми:

Как видим, планы обличаются друг от друга не только по условному делению пространства и масштабу показанного в кадре, но и по настроению, по смыслу, по взгляду на происходящее и, в конечном итоге, по мысли, которую автор видео желал бы донести до зрителя.

И успешность этой сверхзадачи складывается из двух вещей: обдуманной постановки камеры и грамотного монтажа отснятого материала.

В дополнение к знаниям о планах в кино, предлагаю посмотреть видео с канала Мовави Влог о видах перспективы.

Источник

Кадр, план и эпизод: из чего состоит фильм?

Разбираемся, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Мы привыкли смотреть фильмы и воспринимать их как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, как они сделаны. В этом материале попробуем разобраться, что такое кадр, план и эпизод, а также почему они важны в структуре фильма.

Это минимальная единица фильма, но в то же время киноведы настаивают на бережном с ним обращении в силу его «неясности и размытости границ». Кроме того, слово «кадр» пришло не из кино, а из фотографии и означает «фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику».

Николай Изволов в статье для «Искусство кино» приводит несколько определений и характеристик кадра:

«Площадь кадра — «поле зрения» механического субъекта-пленки, определяемое фокусным расстоянием объектива, служащего, в свою очередь, посредником между реальным миром и камерой, трансформатором оптической среды», — объяснял Николай Изволов.

Профессор Виталий Куренной говорил на лекциях в НИУ ВШЭ, что кадр — это и есть отдельная фотография, которая, объединяясь с себе подобными, создает в определенной последовательности движущееся изображение. По словам эксперта, кадр крайне редко используется для анализа в кино, и чаще предпочтение отдается второй единице — плану.

Это, если говорить кратко, «система условного деления кинематографического пространства — то есть пространства, представленного на экране. Планы могут различаться по крупности, расположению, смыслу. На деле их гораздо больше. Ресурс Cinema DSLR предлагает следующие виды планов:

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

Сцена и эпизод

«Старые русские, советские режиссеры широко использовали понятие «кусок» для того, чтобы обозначить план. Наконец, планы монтируются в определенного рода сцены. Это уже склейка планов, склейка кадров, которые дают нам некоторое более пространное высказывание. Как правило, сцена локализована в определенном месте и времени. Наконец, сцены складываются в фильме в эпизоды. Эпизод — это сюжетно или фабульно связанные сцены», — говорил Василий Куренной.

В статье «Эпизод как элемент структурной композиции фильма» можно найти такой интересный алгоритм:

«Деление сценария и фильма на эпизоды порой не столь явственно и, к сожалению, не столь общепризнанно, как деление их на сцены. Хотя на практике все фильмы, в достаточной степени правильно выстроенные по конструкции, с большей или меньшей отчетливостью внутренне делятся на эпизоды», — говорится в статье.

Автор настаивает на том, что режиссеры сами заявляют о поэпизодной композиции своих фильмов, как это было с «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского, «Догвиллем» Ларса фон Триера, «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино.

Что такое план в съемке. Смотреть фото Что такое план в съемке. Смотреть картинку Что такое план в съемке. Картинка про Что такое план в съемке. Фото Что такое план в съемке

По мнению Василия Куренного, деление фильма на части имеет под собой не только формальную, но и историческую подоплеку — фильмы в кинотеатрах, вернее бобина с фильмом, не длились дольше 20 минут. Естественно, бобины нужно было быстро менять, чтобы фильм шел без паузы, и грамотное деление картины было очень важным. И хотя в XXI веке кино по большей части стало цифровым продуктом, его деление на составные части не потеряло смысла, так как именно из них фильм складывается в целое, а не расплывается бессюжетным рассуждением на абстрактную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *